Как сделать чтобы ребенок учился с удовольствием

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Человеческий мозг устроен так, что ему приятно узнавать что-то новое. Разобравшись в чем-то, он поощряет себя выбросом гормонов удовольствия. Но почему же тогда ребенку может не нравиться ходить в школу?

Дело в том, что тяга к новым знаниям может угасать под действием сопротивления. Если удовольствие от познания снижено сопротивлением, дети, которые не хотят ходить в школу, поступают логично, когда ищут более простые и действенные способы порадоваться. Например, прогулять урок, остаться дома и посидеть в телефоне, поиграть в приставку.

Так что, чтобы ребенок полюбил посещать уроки, нужно работать в две стороны - повысить удовольствие от учебы и снизить сопротивление. В этой статье я расскажу больше о том, как снизить сопротивление ребенка к учебе.

1. Проследите за тем, чтобы педагоги не создавали препятствий в понимании материала.

Таких препятствий всего три: непонятные слова, подача, которую невозможно визуализировать и отсутствие постепенности в обучении. Если вы найдете преподавателя, который объясняет новые слова, который дает доступные примеры и не пропускает шаги в обучении, ваш ребенок будет ходить на такие занятия с большим удовольствием. В обучении есть одно важное правило - интересно там, где понятно. Найдите школу, в которой вашему ребенку будет понятно, тогда ему будет интересно учиться.

2. Удостоверьтесь, что в школе ваш ребенок чувствует себя комфортно. Обучение в коллективе предполагает не только работу на уроке, но и взаимоотношения во внеурочное время. Нередко причиной нежелания ходить в школу является нежелание встречаться или общаться с кем-то из одноклассников. Такое особенно часто встречается в школах, где преподаватели только учат предмету, но не общению. Конфликты, травля, замкнутость - это частые сопротивления, которые отталкивают от учебы даже одаренных детей. Так что проследите за тем, чтобы ваш ребенок умел находить общий язык со сверстниками и не был окружен токсичной средой.

3. Поддерживайте своего ребенка в обучении тому, что ему интересно. Все люди разные и разных людей интересуют разные вещи, а дети в этом правиле не исключения. Поддержите своего ребенка в обучении той дисциплине, которая ему нравится. Предложите ему дополнительное образование или помогите ему найти школу, в которой особый акцент в обучении делается на интересную вашему ребенку дисциплину. Ничто не убивает мотивацию ходить на занятия так сильно, как обесценивание или игнорирование результатов обучения со стороны близких людей.

4. Создайте поддерживающую атмосферу дома, чтобы у ребенка был ресурс для обучения.

Часто проблемы в школе начинаются из дома. Сначала атмосфера в семье портится, это мешает ребенку расслабиться, он не может учиться в полную меру, его успеваемость падает и он теряет интерес к обучению, которое ему не дается. Поэтому важно, чтобы ребенок мог отдохнуть дома, чувствовал себя спокойно и комфортно, получал все, что ему нужно для обучения.

5. Узнайте, что тревожит, мешает или не нравится вашему ребенку в школе. Это последний пункт в списке, но начинать лучше с него. Просто поговорите открыто, узнайте источники дискомфорта. Это может быть плохой учитель или задира, слишком длинная дорога до школы или большая нагрузка в ней. Обсудите это с ним и попробуйте найти общий путь решения этой проблемы. Такое отношение показывает вашу любовь и участие, мотивируют к учебе даже сильнее, чем дорогие подарки.

В недавно вышедшей книге с таким названием профессор Макико Накамуро из Страны восходящего солнца рассматривает эффективность образования с точки зрения экономиста. М. Накамуро изучила результаты массовых педагогических исследований и экспериментов в разных странах и пришла к неожиданным выводам, которые идут вразрез со стереотипами в среде родителей и учителей.

Люди могут обманывать, а данные — нет

Часто мы пытаемся копировать опыт успешных родителей, у которых чада с отличием окончили школу, поступили в престижный вуз, сделали карьеру. На самом деле не факт, что и у нас результат будет так же хорош, как у образцовой семьи. Потому что итог в каждом случае зависит массы факторов: наследственности, окружения в школе и во дворе, дохода родителей, мотивированности учителей и пр.

Поэтому образовательные программы, настаивает Накамуро, следует основывать не на субъективных мнениях политиков и министров, а строго на научных данных.

Но сначала о типичных ошибках родителей

Детей надо мотивировать к учёбе

Нельзя вознаграждать за учёбу деньгами

Это еще одно заблуждение. Ученые выяснили, что в младших классах действительно лучше мотивировать детей чем-то иным, а вот в средних классах деньги за успехи в учебе — лучший стимул. Главное, не ошибиться с суммой. Предвижу возражение: зачем в детях развивать меркантильность и даже алчность? Но проведенный научный эксперимент выявил интересную вещь: денежные поощрения заставили детей более ответственно относиться к деньгам, меньше тратить на развлечения и сладости и делать сбережения. Побочным эффектом эксперимента стало обучение основам планирования личного бюджета.

Надо заставлять детей читать

Принято считать, что дети, которые много читают, лучше учатся. На самом деле, здесь перепутаны причина и следствие: дело не в том, что дети, любящие читать, получают лучшие оценки в школе, а в том, что дети с высокой успеваемостью много читают. Поэтому покупать двоечникам книги и принуждать их к чтению — пустая трата времени и денег. Но вполне вероятна другая причинно-следственная связь: родители, которые уделяют внимание учебе своих детей, покупают им много книг и пробуждают интерес к чтению.

Надо чаще хвалить детей

Большинство родителей, бабушек и дедушек и даже эксперты убеждены: похвала даже за самый скромный успех повышает самооценку ребенка. Уверенность в себе — это, конечно, облегчает путь к успеху в карьере, дает ощущение счастья в жизни. Но вот известный психолог, американский профессор Рой Баумайстер и его коллеги в ходе масштабных исследований установили: уверенность в себе не причина, а результат. Не высокая самооценка улучшает успеваемость, а высокая оценка своих реальных достижений увеличивает уважение к себе. И напротив, если отстающего ленивого ученика хвалить за его потенциальные способности, это лишь оторвет его от реальности.

Если хвалить, то как?

Телевизор, смартфоны и компьютерные игры вредны и мешают учёбе

И от этой нашей убежденности автор книги не оставляет камня на камне. Профессор Мэтью Генкоу из Чикагского университета заключил, что дети, смотревшие в детстве телевизор, обладают высокими способностями в учебе. А профессор Лоренс Кутнер из Гарварда доказал: сложные компьютерные игры с ролевыми элементами помогают школьникам старше 17 лет избавиться от стресса, стимулируют творческие способности и усидчивость. Даже если в играх есть агрессивные действия, дети не так глупы, как мы думаем, чтобы повторять их в школе или на улице.

Зачем тратиться на образование

Вроде бы все мы знаем, что человек, окончивший Оксфорд, наверняка будет больше зарабатывать, чем человек, у которого за плечами лишь основная школа. Хотя существует немало примеров, когда талантливые самоучки становились миллионерами, это все же частные случаи. Массовый же результат говорит о другом: каждый дополнительный год учебы выражается в существенном приросте нормы прибыли образования — то есть в увеличении будущего дохода человека и отдачи для экономики и общества в целом. М. Накамуро объясняет в цифрах, насколько выгодны инвестиции родителей в образование с детей.

Инвестиции в дошколят

Так что копите средства на университет, пока дети маленькие, — это разумно. Но! Оказывается, максимальный эффект дают инвестиции в человеческий капитал еще до того, как ребенок пойдет в школу! А в старших классах и вузе, когда у родителей, как правило, самые большие траты на обучение, прибыльность инвестиций намного ниже по сравнению с дошкольным периодом. Неожиданно, правда?

Дело в том, что понимать под инвестициями в человеческий капитал. Ученые предупреждают, что это не только вложения в знания, но и формирование характера: устойчивость, социальную коммуникабельность, целеустремленность, любознательность, а также поддержание физической формы и здоровья — то, что японцы называют жизненной силой. Все это в совокупности влияет на будущее место работы, карьерный рост и заработок. Так что родителям надо просто заниматься с малышами — это не стоит больших денег. Но требует любви, терпения и личного времени.

Кстати, показателен такой факт: до 40 процентов американских студентов бросают университет, не доучившись. И связано это как раз с тем, что молодым людям недостает твердости характера.

Зачем обществу образованные люди?

Прибыльность человеческого капитала — это также процент общественной прибыли, пишет М. Накамуро. Грубо говоря, экономической пользы для общества. Автор книги приводит весьма любопытные расчеты: каждые 100 иен (80 центов), инвестированные в ребенка в четыре года, к его 65 годам вернутся в общество в размере от 6000 (48 евро) до 30 тысяч иен (240 евро). Вывод: вложения в дошкольное образование помогают воспитать трудолюбивых, успешных и законопослушных граждан. Так что нашему государству и местной власти тоже не стоит скупиться на достойное финансирование детских садов, групп развития, детские спортивные секции и т. п. Кстати, это давно поняли в Скандинавских странах, на которые мы пытаемся ориентироваться: там любые занятия по интересам для детей абсолютно бесплатны.

«Вознаграждение, которое обещано ребенку за конкретное усилие в настоящий момент, повышает для него значимость учебы и удовлетворение от самого процесса. Это доказано гарвардскими психологами, проводившими эксперименты на 36 тысячах учеников в 250 американских школах.

«Принято считать, что дети, которые много читают, лучше учатся. На самом деле, здесь перепутаны причина и следствие: дело не в том, что дети, любящие читать, получают лучшие оценки в школе, а в том, что дети с высокой успеваемостью много читают. Поэтому покупать двоечникам книги и принуждать их к чтению — пустая трата времени и денег.


Содержание:

Выясняем причину

Как заставить ребенка учиться

Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:

1. Отсутствие мотивации

Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.

Случай из практики. Даша всегда была прилежной ученицей, ей нравилось ходить в школу, получать хорошие оценки, радовать родителей. Но внезапно поведение девочки изменилось. Она стала замкнутой, раздражительной, перестала выполнять домашние задания. А однажды сказала родителям, что в школу больше ходить не будет. Встревоженные мама и папа никак не могли добиться от дочери, что с ней произошло. Пришлось обратиться за помощью к психологу. Оказалось, что незадолго до этого учительница показала Дашину тетрадь всему классу со словами, что задания девочка выполняет хорошо, но вот пишет как курица лапой. Все дети засмеялись. После этого случая Даша изменила своё отношение и к школе, и к учительнице.

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Как заставить ребенка учиться советы психолога

Случай из практики. Ванины родители переехали в новый район, и мальчику пришлось пойти в новую школу. Сначала ему всё нравилось, и учителя, и одноклассники, но вскоре родители заметили, что сын стал прогуливать уроки. Попытки узнать, почему он так делает, не привели к успеху. Мальчик продолжал врать родителям, что ходит в школу, а сам в это время гулял по городу. Вскоре родителей вызвал директор и объявил, что за систематические прогулы их сын может быть исключен из школы. В тот же день позвонила мама Ваниной одноклассницы. Она рассказала, что Ваня стал жертвой буллинга – травли. Ребята издевались над ним за то, что он не курит, как все остальные мальчики в классе, и носит немодную одежду. Её дочери стало жалко Ваню, и она обо всём рассказала матери, надеясь, что та сможет помочь. Ванины родители были в шоке. Оказалось, что сын просто не хотел посвящать их в свои проблемы и предпочитал терпеть издевательства и насмешки со стороны новых одноклассников.

Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.

4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

5. Родительский сверхконтроль

Как заставить ребенка делать уроки


Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

Ребенок не хочет делать уроки советы психолога

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.

8. Физиологические причины

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Сочетание причин

Следующая история как раз об этом.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Правильная позиция родителей

Ребенок делает уроки

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Ребенок не хочет делать уроки

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

Помощь

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Как помочь ребёнку?

Ребенок отказывается делать уроки

Советы психолога

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.
  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Как приучить детей самостоятельно делать уроки

Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.

А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:

Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.

Что рекомендуют специалисты:

  • В первом классе родителям действительно нужно делать уроки с ребёнком, но только для того, чтобы организовать сам процесс. Научите сына или дочь нехитрым приёмам: сначала делаются письменные задания, затем – устные; сложная задача сначала решается на черновике; к контрольной работе и экзамену нужно готовиться заранее.
  • Выделите вместе с ребёнком специальное время для уроков, например, с 17:00 до 19:00. Помогите ему организовать рабочее место и пространство, сделайте хорошее освещение.
  • Не отказывайте, если ребёнок попросит вас о помощи. Но старайтесь делать не за него, а вместе с ним.
  • Домашние задания – это та же работа ребёнка, и только он должен быть за неё в ответе. А не мама с папой, которые свои уроки давным-давно уже выучили.

Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.


Не секрет, что многие дети не хотят учиться. Справедливости ради нужно отметить, что школа сегодня предоставляет лишь "услуги образовательного характера", а это значит, что теперь никто не будет заниматься с отстающими школьниками бесплатно после занятий, как в советское время. Продлёнки, где педагоги помогали детям делать уроки, тоже канули в Лету. Как же быть?

За успехи ученика во все времена отвечает нерушимая "триада": педагоги, родители ребёнка и он сам. Причём очень важно с первого класса привить сыну или дочери ответственность за самостоятельное обучение, то есть ваше чадо должно быть способно выполнять учебные задания, в том числе в одиночку, без пристального надзора папы и мамы. И это самое сложное. Ведь сегодня столько отвлекающих факторов!

Современные гаджеты и мессенджеры почти отменили живое общение. Игровые приставки заменили детям беготню во дворе и к тому же, в отличие от игры в футбол и прогулки по парку, дали иллюзию, что можно быстро и без затрат стать крутым. И не понять мальчишкам и девчонкам, что всё это — лишь похитители их времени, которое им так важно потратить на обучение.

А если ко всему прочему добавить тот факт, что современные родители пропадают на работе, чтобы заработать деньги, картина становится совсем безрадостной.

Но всё не так печально. Мама и папа по-прежнему являются нерушимыми авторитетами для своего ребёнка, и они всегда должны знать, как повлиять на чадо.

Бери пример с кумира

image

Расскажите ребёнку, как много его кумир учился для того, чтобы стать успешным

Выясните, кто является примером для вашего ребёнка. Может быть, это ваш родственник — светило науки или храбрый военный, дослужившийся до высоких чинов? Или у вашего несмышлёныша есть кумир из мира политики или шоу-бизнеса? Хорошо, если это не футболист, с трудом закончивший школу, а высокообразованная личность вроде Билла Гейтса или Владимира Путина. Расскажите ребёнку, как много его кумир учился для того, чтобы стать успешным человеком. Чадо любит читать? Отлично. Пусть возьмёт пример с того же Джея Гэтсби, который ещё в детстве составил подробное расписание дня, чётко определив тот путь, который привёл его в итоге к большим возможностям.

Составьте совместно с сыном и дочкой его индивидуальный распорядок дня, недели, года. К примеру, график в будни должен включать в себя часы, в которые ребёнок делает домашние задания, а также часы посещений кружков и секций. Обязательно оставьте в ежедневном графике время для игр и "ничегонеделания".

Далее отдельно разработайте план ежеквартальных достижений ребёнка. Чего он хочет добиться через три-четыре месяца? Возможно, оказаться в первом ряду в своей танцевальной студии? Выясните, почему до сих пор он не там. Возможно, у него лишний вес. Придумайте вместе, как его сбросить. Может быть, отказаться от мучного и сладкого? Дело пойдёт намного быстрее, если к "худеющему" марафону присоединитесь вы, родители.

Иллюстрируйте наглядно достижения ребёнка. Это может быть плакат с яркими говорящими фото в формате "было — стало". Пусть ваше чадо радуется, что ему, который ещё несколько месяцев назад стеснялся выйти к доске, вручили благодарность за лучший доклад. Повесьте награду на стену.

Фиксируйте любые достижения в образовании ребёнка, пусть и дополнительном. Те же спортивные успехи вдохновят его на свершение подвигов во всех образовательных сферах.

— Понимаете, ведь страшно не то, что ребёнок плохо учится, — рассуждает педагог со стажем Дарья Плешкова. — Страшно то, что падает его уверенность в себе, а это обязательно аукнется во всех областях жизни человека.

Нет "домашки"? Нет гаджета

image

Если ребёнок самостоятельно и успешно решил домашнее задание, дайте ему возможность поиграть

Тут вам потребуются стальные нервы. Но, взявшись за дело, не давайте слабину. Гаджет — это не то, что постоянно должно находиться в руках у ребёнка. Поощряйте его следующим образом: если чадо самостоятельно и успешно решило домашнее задание, дайте ему возможность поиграть на приставке. Нет "домашки" — нет игрушки. Точка.

"Платить" ли за пятёрки? Это спорный способ, но кто-то успешно реализует его в своей семье.

— Я сам стал отличником благодаря такой системе, — делится Константин Кочетков, ныне преуспевающий веб-дизайнер. — Причём если сначала меня привлекали "плюшки", которые можно было приобрести на заработанные таким образом средства, то потом достижение заметных успехов в учёбе превратилось в настоящий умственный азарт. Благодаря хорошим отметкам моя самооценка заметно выросла, и мне уже не хотелось ронять её на прежнее место.

Может быть, ребёнок — гуманитарий и питает отвращение к точным наукам, но преуспевает в остальных? Что делать в этом случае? Тут на поверхности два варианта: найти ему сильного педагога (возможно, репетитора), с которым у школьника сложатся отношения взаимной человеческой симпатии. Второй вариант — оставить всё как есть, если ребёнок проявляет значительные успехи (и усердие, что немаловажно) в другой области. В конце концов, не всем же быть отличниками.

image

Чаще общайтесь с классным руководителем, спрашивайте о самых незначительных мелочах школьной жизни самого ребёнка

Самое страшное — если ребёнок в принципе испытывает негатив к школе в целом. Если ему не хочется туда идти, если он вертится на всех уроках и категорически отказывается выполнять домашнее задание без вас — это уже настоящая проблема, требующая решения.

Чаще общайтесь с классным руководителем, спрашивайте о самых незначительных мелочах школьной жизни самого ребёнка. Покажите ваше чадо психологу — возможно, дело не обойдётся одной такой встречей, и этого не нужно пугаться или стыдиться.

А вдруг причина отвращения мальчика или девочки к школе кроется в таких вещах, о которых вы даже не догадываетесь. Может быть, ребёнка дразнят одноклассники за немодную одежду или дефект речи. А может, у него отбирают деньги старшеклассники, а вы и не в курсе. Часто о таких вещах подростку под силу рассказать только малознакомому человеку, которым как раз и является психолог.

Спокойствие в семье

image

Ребёнок должен твёрдо знать, что семья — это бастион, в котором он всегда пребывает в любви и безопасности

Родителям не помешает устроить ревизию и себе. Вы-то сами были примерным учеником? Внимательным, целеустремлённым? Нет? А не думаете ли вы, что сын или дочка прекрасно знают об этом от членов вашей же семьи? Увы, что посеешь, то и пожнёшь, гены никто ещё не отменял.

Ну и наконец, какие отношения в вашей семье? Одна ли вы команда? Или каждый сам за себя? Думаете, это неважно и никак не отражается на успеваемости ваших детей? Ха-ха. Они, как губка, впитывают в себя все эмоции. И как бы ни было больно вам в этом признаться, но, если ребёнок чувствует холод и напряжение между самыми близкими ему людьми, он не может учиться хорошо. Его голова всё время занята тем, придёт ли в хорошем настроении сегодня мама, не накричит ли папа.

Обязанность родителя — прежде всего обеспечить ребёнка душевным комфортом. Ребёнок должен твёрдо знать, что семья — это бастион, в котором он всегда пребывает в любви и безопасности. Где члены семьи поддерживают друг друга, несмотря ни на что. И помогают расти нравственно, умственно и духовно.

Читайте также: