Как сделать четкий рисунок на войлоке

Обновлено: 08.07.2024

Здравствуйте, Наташа! Начала смотреть Ваш блог с собакенового флиса, когда столкнулась с этим материалом, а Вы так по полочкам разложили этот вопрос. Отдельное спасибо! Хочу поделиться своими методами четких контуров в валянии : я предварительно валяю нужного цвета префельт , вырезаю потом из него листики, цветочки , даже тонкие веточки ( иногда листики " жмакаю" и они получаются объемными) и приваливаю. Так хотелось бы тоже поделиться с коллегами своими наработками, но не дают . может со временем.

Elena Sumtsova

Спасибо, Наталья! Всё понятно. А в результате- действительно четкий рисунок. А я у меня вечно всё разлазится. Теперь знаю - главное в основе! Благодарю!

Вид творчества: мокрое валяние Время работы: минимум 3 часа Сложность: для мастеров с опытом валяния Материалы: шерсть кардочес 190 гр (тапочки 37 размер) Начнем с изготовления шаблона. Обводим маркером стопу (или колодку), скругляем линию края, примерно по форме овала, добавляем 3 см со всех сторон, в самом узком месте (на талии) достаточно 2 см. Вырезаем, удобно использовать для шаблона… Чувствовал Детскую Обувь, Тапочки Из Войлока, Учебники По Валянию, Войлочная Еда, Мокрый Войлок, Шитье Для Малышей, Учебник По Самоделкам, Manualidades, Фетр

Вид творчества: мокрое валяние Время работы: минимум 3 часа Сложность: для мастеров с опытом валяния Материалы: шерсть кардочес 190 гр (тапочки 37 размер) Начнем с изготовления шаблона. Обводим маркером стопу (или колодку), скругляем линию края, примерно по форме овала, добавляем 3 см со всех сторон, в самом узком месте (на талии) достаточно 2 см. Вырезаем, удобно использовать для шаблона…


Сегодня красивый и качественный маникюр может быть у каждой девушки. Даже если на посещение профессионального мастера нет средств или времени, материалы для работы есть в свободной продаже в специализированных магазинах и остается только приноровиться к ним. Сделать яркий и необычный дизайн можно, приклеив фольгу на гель-лак. Как нанести данный материал в зависимости от его разновидности? В каких стилях можно его использовать? Ответы на эти вопросы даны в статье.

Выбор фольги

Для того чтобы маникюр получился именно таким, как задумано, фольгу следует приобретать особую – для дизайна ногтей. С ней легко работать, к тому же, выбор ее цветов и форм очень богат.

Маникюр с фольгой на гель-лаке

Обычная бытовая фольга более плотная, ведь предназначена для других целей, поэтому с ней сложнее работать и выбор дизайна будет ограничен. Итак, перед тем как использовать фольгу для дизайна ногтей, необходимо определиться с вариантом будущего маникюра. От выбора стиля и дальнейшего внешнего вида ногтя зависит, какой именно материал лучше выбрать для работы.

Разновидности

Блестящий маникюр можно сделать при помощи фольгированных лаков и крошки, но такие материалы не имеют ничего общего непосредственно с фольгой, поэтому рассматриваться не будут. По способу нанесения необходимый нам материал для дизайна бывает отрывной и неотрывной. Часто ее называют переводной или непереводной. Чтобы разобраться в преимуществах каждого вида, следует описать их по отдельности.

Переводная фольга

Сделать красивый маникюр с фольгой на гель-лаке в данном случае наиболее просто и удобно, именно поэтому такая разновидность материала используется в работе чаще всего. Кроме того, преимуществом является огромный выбор цветов и рисунков. Такая фольга может продаваться в рулонах, упакованных в небольшие баночки, или в виде небольших блокнотиков, упакованных в полиэтилен.

Дизайн с фольгой на гель-лак

Материал позволяет покрывать цветом всю ногтевую пластину, только ее часть или создавать любые узоры. Особенности применения в том, что фольга переводится только на специально подготовленные участки ногтя, а оставшийся материал так и остается на защитной пленке до следующего использования. Контролировать область покрытия при этом очень просто, главное прикладывать материал к ногтю матовой стороной.

Непереводная фольга

Перед тем, как нанести на гель-лак фольгу отрывного типа, потребуется вырезать из нее необходимый узор. Отрывная фольга продается в поталях. Ее можно отрывать в хаотичном порядке и создавать на ногте узор в виде мозаики. Чтобы покрыть таким материалом всю ногтевую пластину, потребуется обрезать излишки фольги или в завершение маникюра спилить их по всему периметру.

Гель-лак с фольгой

Продается поталь в виде блокнотиков листами или уже маленьких кусочков в баночках.

Материалы для работы

Если самостоятельно наносить гель-лак дома, то все необходимое для работы обязательно найдется и будет уже знакомым. Список выглядит так:

  • лампа для сушки лака LED или УФ;
  • апельсиновые палочки;
  • баф (пилочка для создания шероховатой поверхности на ногте);
  • обезжириватель;
  • праймер;
  • базовое покрытие;
  • сам гель-лак нужного цвета;
  • финишное покрытие – топ;
  • фольга;
  • ватные палочки;
  • безворсовые салфетки.

Как на гель-лак наносить фольгу

Кроме всего перечисленного, перед работой ногти требуется подготовить – придать форму, очистить, подпилить и убрать кутикулу.

Работа с переводным материалом

Перед тем, как наносить фольгу на гель-лак, необходимо сделать несколько стандартных процедур для такого маникюра, поскольку наносится блестящая лента только на цветное покрытие. Итак:

  1. Подготовленный ноготь слегка шлифуется бафом, чтобы убрать натуральный блеск.
  2. На ноготь наносится обезжириватель.

Как делать фольгу на гель-лак

Как использовать фольгу для дизайна ногтей

Важно помнить, что такой вариант работы более просто в исполнении, но добиться идеально гладкого покрытия фольгой будет сложно.

Еще один вариант

Частичное покрытие

Чтобы дизайн с фольгой на гель-лаке был выполнен в виде определенного узора или французского маникюра, необходимо четко определить границы нанесения покрытия. Для этого технология подготовки ногтя остается неизменной вплоть до нанесения цветного лака. После его высыхания ноготь следует обработать бафом, чтобы фольга не пристала на шероховатую поверхность. Необходимый узор на ногте рисуется цветным покрытием при помощи кисточки и немного подсушивается. Прижимать после этого фольгу можно ко всей поверхности ногтя, переведется она только на нарисованный узор. Защитная пленка снимается и сверху гель-лак с фольгой покрывается топом, сушится и обезжиривается.

Если после тщательного прижимания узор не отпечатался на ногте, возможно лак не дает нужной липкости и рисунок следует нанести базовым покрытием.

Работа с неотрывной фольгой

Поскольку такой материал перед нанесением на ноготь нужно предварительно обрезать по форме, в дополнение к перечисленным выше материалам и инструментам понадобится подготовить маникюрные ножницы и пинцет. Как нанести на гель-лак фольгу в таком случае? Технология меняется незначительно:

  1. Из фольги заранее нужно вырезать желаемые формы.
  2. После этого обработать ногти бафом, нанести обезжириватель и другие базовые покрытие.
  3. Нанести несколько слоев цветного лака, высушить их по очереди.
  4. Нанести на ноготь топ и на мокрый его слой выложить в нужном порядке фольгу при помощи пинцета.

Как нанести на гель-лак фольгу

Полезные советы

В статье подробно описано, как делать фольгу на гель-лаке, но чтобы каждый из них радовал своей долговечностью и особенной красотой следует помнить:


Творчество и рукоделие для многих являются любимыми занятиями. С помощью различного декоративного материала можно оригинально украсить свою обувь. Рисунки и инструкции в этой книге помогут сделать на валенках, тапочках, туфлях, сапогах и уггах разнообразный декор (вышивку бусинами и нитками, аппликации, роспись, декупаж и др.).

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Украшаем обувь сами: валенки, сапоги, угги, туфли, тапочки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

РАСКРАСИМ ОБУВЬ УЗОРАМИ


Краски для текстиля и кожи


В условиях нашего климата с сильнейшими морозами, переходящими в мокрую слякоть, валенки и натуральная кожаная обувь являются одними из самых комфортных и долговечных видов обуви, ведь они обладают всеми необходимыми характеристиками: влагостойкость, теплота, удобство и долговечность. Единственным недостатком валенок является малопривлекательный внешний вид — они все одинаково серые, безликие и никак не красят своих обладателей. А кожаная обувь, несмотря на свою долговечность, вскоре надоедает. Не беда, ведь можно проявить немного фантазии и терпения и сделать себе из обычной и тривиальной обуви дизайнерскую пару, которая несомненно будет радовать своим видом еще несколько сезонов.

Если кожаная обувь всегда остается в моде, то валенки совсем недавно вернули себе былую популярность в связи с расцветом hand made движения. Появились многочисленные мастер-классы по их валянию (созданию из шерсти и войлока) и украшению. Все ведущие дизайнерские дома выпустили свои варианты винтажных украшенных валенок. Сегодня мы можем не отставать от них и создать свои собственные дизайнерские валенки, которые акцентируют внимание на отменном вкусе своего обладателя. Их можно носить на улице в морозы или использовать вместо домашних тапочек. В качестве украшений для этой серой неказистой обуви используется самая разнообразная фурнитура и материалы: бисер и бусины, пайетки и стеклярус, мех и перья, аппликация и нитки для вышивания, текстильные краски с различными декоративными эффектами. Пределов для фантазии в этой области просто нет!

Итак, основным методом украшения валенок и кожаной обуви является их роспись. Она может быть частичной, т. е. занимать небольшую часть голенища или носка сапожка, а может быть и полной, захватывая всю поверхность обуви. Кроме того, можно нанести одинаковые рисунки на оба сапога или валенка, или создать единый рисунок, который начинается на одном сапоге и заканчивается на втором.

Для росписи валенок и текстильных изделий используются материалы и инструменты для работы по текстилю, огромный выбор которых представлен на современном рынке. Среди них есть универсальные средства, которые подходят практически для всех видов ткани и текстиля, а есть узкоспециализированные краски, которые предназначаются для росписи определенных материалов (например, шелка). Их можно использовать для отделки и войлока, и кожи, и текстиля, потому что эти краски позволяют добиться интересных декоративных эффектов на различных поверхностях. Поэтому не стоит бояться приобрести не ту краску или экспериментировать с различными материалами и средствами.

Для окрашивания кожи берут стойкие промышленные краски, в основном, проникающего типа. Как правило, они производятся на полиуретановой основе и имеют высокую эластичность (элонгация, т. е. удлинение без разрушения слоя, составляет около 500 %). Краски образуют мягкие лакокрасочные покрытия с исключительной износоустойчивостью и отличным проникновением в структуру искусственной и натуральной кожи, прорезиненных и пропитанных тканей, игрушек, пластизоля. Данная разновидность подходит для сплошного окрашивания поверхности обуви.

Полиуретановые краски для кожи бывают цветными, а бывают и белыми, пригодными для колеровки в различные пастельные или насыщенные оттенки (в том числе, с эффектом металлик или перламутр).

Стойкие краски для текстиля или ткани продаются отдельно в баночках или в наборах. Они бывают для светлых или для темных тканей, прозрачные или плотные, объемные с эффектом 3D, краски с эффектом металлик или с россыпью блесток, перламутровые или флуоресцентные, краски для запекания в печи или закрепления при помощи утюга (или фена).

Чаще всего для росписи войлочных валенок, сапожек типа угги и домашних текстильных тапок используют акриловые краски для текстиля. Акриловая краска — это современный материал, который широко используется в декоративно-прикладном искусстве и производится на основе матовой пластичной эмульсии, в которой растворяют тонкомолотый пигмент. Акриловые краски легко разбавляются водой до нужной для определенной техники росписи консистенции.

Нанесенные на текстиль, краски на акриловой основе не размокают в воде, выдерживают ручную стирку при небольших температурах без отжима, поэтому могут использоваться при росписи валенок для ношения на улице. Кроме того, они прекрасно выдерживают низкие температуры, долгое время не крошатся и не осыпаются.

Текстильные краски на акриловой основе очень просты в использовании. Фиксация рисунка происходит благодаря воздействию высоких температур. Акриловая основа прочно сцепляет краску с текстильными волокнами, но при этом оставляет ткань и саму роспись мягкой и эластичной. Это позволит рисунку не трескаться, а основе — сохранять свои естественные контуры (это особенно важно при работе с трикотажными тканями). Такие краски имеют яркие цвета, обладают хорошей светостойкостью и полностью совместимы между собой. Поэтому при отсутствии какого-либо оттенка акриловые краски можно смешивать для его получения.

Кроме того, некоторые производители акриловых красок для росписи выпускают ряд полезных аксессуаров и средств. Например, существуют бесцветные контуры-резервы на водной основе и на основе гутты (вещество, похожее по своим свойствам на каучук), которые пропитывают текстиль и не дают краскам растекаться по поверхности, сохраняя рисунок четким. Наносить акриловые краски нужно при помощи кисточек или других вспомогательных приспособлений (например, метод тамповки требует использования поролоновых губок).

Маркеры основных цветов или с декоративными добавками для росписи по текстилю продаются в наборах или же по отдельности. Благодаря тонкому кончику тюбика маркера, им удобно создавать красочные надписи, тонкие рисунки, выделять декоративные элементы или же подчеркивать контуры.

При росписи текстиля маркерами с жидкой краской необходимо начинать работу с использования светлых цветов, а заканчивать темными. Это позволит избежать появления на прокрашенных темными цветами участках рисунка светлых пятен. При работе с тонкими тканями под рисунок обязательно подкладывают плотную бумагу или картон, чтобы не испачкать рабочую поверхность. В случае с росписью валенок протекания краски можно не бояться.

При наличии художественных способностей рисунок можно придумать и нарисовать самостоятельно или аккуратно перенести на текстиль с понравившейся картинки. При отсутствии таких возможностей для получения красивого и аккуратного рисунка можно использовать универсальные многоразовые клеевые трафареты для работы на различных поверхностях, в том числе и на войлоке, которые не так давно появились в магазинах (рис. 1).


Рисунок 1. Трафарет для декора

Клеевые трафареты очень легки в применении. Верхнюю часть с рисунком нужно осторожно отклеить от основы и прижать к ткани. Убедившись, что рисунок плотно прижат к основанию, при помощи кисти или поролонового тампона нанесите краску. Еще до высыхания рисунка трафарет нужно аккуратно отклеить от ткани, протереть влажной тряпочкой и приклеить к основе до следующего использования. Несомненным плюсом трафаретов становится абсолютная идентичность получаемых рисунков, что, в случае с валенками весьма кстати, ведь требуется декорировать каждый валенок из пары.

Если валенки требуют полного окрашивания в определенный цвет, то для этого лучше всего использовать профессиональные кислотные красители. Чаще всего для этих целей берут черную, белую или коричневую краску, но существуют и цветные красители, которые раскрасят серые войлочные валенки в диковинные фиолетовые или зеленые тона.

Основная тонкость полной окраски валенок в определенный цвет заключается в том, что для ровного окрашивания лучше брать не готовые изделия, а заготовки, так называемые колпаки. Эти полуфабрикаты валенок сохраняют рыхлость материала и поэтому хорошо прокрашиваются насквозь. Для завершения формирования валенка колпаки стирают, и они приобретают большую плотность. К сожалению, такие изделия могут неравномерно прокраситься.

При выборе любой декоративной краски нужно ориентироваться на ее безопасность для здоровья. Если в росписи войлочных валенок будут участвовать дети, то лучше выбрать текстильные краски без резкого химического запаха.

Техника работы красками по текстилю и коже

Роспись валенок и другой текстильной обуви текстильными красками можно произвести в нескольких техниках: техника свободной росписи, техника росписи переводных рисунков, трафаретный метод и аэрография.

Техника свободной росписи подразумевает собственноручное создание рисунка на любой поверхности, в том числе на войлоке. Как правило, такие рисунки создаются при помощи различных кистей и нескольких красок. Полезными вспомогательными средствами для нанесения краски являются поролоновые тампоны или спонжи. Несомненным плюсом свободной росписи является неповторимость каждого полученного рисунка. Но это может рассматриваться и как минус в том случае, если при декорировании двух валенок требуется создать симметричные одинаковые картинки.

Самостоятельно трафарет можно изготовить из толстого прозрачного полиэтилена (можно использовать старую обложку от учебника). На него несмывающейся ручкой переводится рисунок, при этом можно опустить мелкие второстепенные детали, которые потом нужно будет вручную дорисовать на войлоке.

Трафаретный метод декоративной отделки валенок заключается в использовании декоративных трафаретов, изготовленных самостоятельным образом, или универсальных многоразовых клеевых изделий, приобретенных в специализированном магазине для прикладного творчества.

Кроме трафаретов, в магазинах можно приобрести декоративные штампы, которые изображают цветы, небольшие надписи или рисунки. Некоторые мастерицы сами вырезают декоративные штампы из мягких и упругих материалов, например, школьных ластиков. Метод штамповки позволяет получить неограниченное количество одинаковых картинок. Штампы окунают в краску, а затем прикладывают к поверхности декорируемого изделия, отпечатывая рисунок. После окончания работы штамп просто промывают водой и откладывают до следующего раза.

Самым сложным и трудоемким методом считается текстильная аэрография. Аэрографией называют одну из живописных техник, использующую специальное пневматическое оборудование с жидкой или порошкообразной краской для нанесения рисунка на какую-либо поверхность. Для освоения данной техники требуется покупка не только красок, но и аэрографа, который под давлением будет подавать краску для рисования.

Техники нанесения рисунка на текстильные и кожаные материалы можно смешивать, например, использовать метод свободной росписи и трафаретную технику — все зависит от идеи, положенной в основу декорирования. Каждая из этих техник имеет свои тонкости, но все они требуют соблюдения определенных общих правил работы с декоративными красочными материалами и тканевой, текстильной или кожаной основой, а также определенного обращения с разрисованным изделием.

Каждая основа для рисования перед окрашиванием должна пройти предварительную подготовку. Если это ткань или одежда, то ее нужно постирать, высушить и выгладить, чтобы удалить фабричную пропитку.

Ворсистые и рыхлые изделия вроде валенок и замшевых сапожек типа угги перед началом росписи обрабатывают клеем ПВА, который выравнивает поверхность. Иначе краска будет сильно впитываться, проваливаться, а мелкие детали картинки будет очень неудобно разрисовывать из-за излишней рыхлости материала. После высыхания клей ПВА станет прозрачным и незаметным на поверхности валенка.

Получившаяся картинка требует фиксации после полного высыхания (это занимает примерно 6–12 ч, в зависимости от толщины слоя и типа краски). Окончательное закрепление всех свойств краски для текстиля происходит под действием высокой температуры. Содержащаяся в ней термозакрепляющаяся смола становится несмываемой только после термообработки. Если рисунок нанесен на ткань, то чаще всего его проглаживают горячим утюгом не менее трех минут в режиме без пара с изнанки или же через ткань.

Режим глажки нужно выбирать в соответствии с тем типом материала, на который был нанесен рисунок (естественно, не стоит гладить синтетику слишком горячим утюгом). Гладильную доску нужно защитить от краски, иначе отпечаток рисунка может остаться на ней. Если это толстый текстиль или изделие, которое невозможно погладить, вроде обуви из синтетической кожи, то для закрепления рисунка можно использовать обычный фен на самой высокой мощности.

Расписывая или раскрашивая кожаные изделия, их всегда обезжиривают (для этого используется бензин или специальные жидкости для декоративного окрашивания), чтобы краска могла проникнуть в структуру кожи. После обезжиривания кожу часто отшлифовывают специальными шлифовальными падами.

Все изделия с рисунками ручной работы требуют бережного обращения, поэтому их лучше мыть и стирать вручную или в стиральной машине с наличием режима деликатной стирки при температуре не выше 30–40 °C. Чтобы текстильные краски не полиняли, лучше не использовать для стирки или мытья средства с отбеливающими компонентами. Кроме того, не нужно включать отжим, так как это приведет к преждевременному износу рисунка. Глажку лучше всего производить с изнаночной стороны, если гладить с лицевой стороны, то нужно использовать подкладочный материал.

Практически все производимые текстильные краски на акриловой основе могут быть разбавлены водой для получения нужной консистенции. Конечно, слишком усердствовать в этом не нужно, чтобы краски не растекались по рисунку, и не снижалась их окрашивающая способность.

Помимо воды, в качестве растворителя можно использовать бесцветный состав-разбавитель — это специальная жидкость, которая поможет разбавить подсохшую краску, а также увеличить объем нужной краски. Лучше всего приобретать разбавитель того производителя, краска которого используется для росписи. В этом случае можно быть абсолютно уверенным в том, что эти две субстанции полностью подойдут друг другу.

Акриловые краски различаются по своему назначению: одни подходят для натуральных материалов, а другие предназначены для работы с синтетикой, поэтому при выборе красок нужно учитывать характер материала, на котором будет производиться роспись. Для декорирования войлочных валенок, сапожек типа угги можно брать универсальные краски или краски для работы с натуральными тканями. При росписи акрилом по коже необходимо приобретать краски с точным указанием о том, что они подходят для рисования на данном типе материалов.

Все акриловые краски для ткани одного и того же производителя прекрасно смешиваются между собой. Это свойство можно использовать, чтобы получить нужный для декорирования войлока оттенок. Мастерицы зачастую приобретают только несколько цветов, называемых основными, при смешивании которых можно получить производные цвета. Например, если под рукой нет зеленой краски, то можно смешать желтую и синюю до получения нужного оттенка зеленого. При работе с текстильными красками и тонким материалом следует подкладывать плотную бумагу или картон под рисунок, во избежание просачивания краски.

Для создания долговечного рисунка, который не будет трескаться и смываться, следует избегать наложения краски плотными слоями друг на друга. Перед тем, как начать наносить краску непосредственно на изделие, нужно провести цветовые пробы. Для проб нужно держать под рукой либо кусочек похожего на войлок материала, либо кусочек холста. Кроме того, при работе со смешанными вручную красками лучше готовить порцию из расчета на оба валенка, так как повторно смешать идентичный оттенок для окрашивания второго валенка будет очень сложно, и цвета будут отличаться.

При работе с оттенками краски нужно начинать роспись со светлых тонов, постепенно переходя к темным. Светлые тона (например, небесно-голубой оттенок) получают, смешивая белую краску по ткани с цветными до получения нужного оттенка. Контуры рисунков необходимо наносить светлой краской при помощи тонкой и мягкой кисточки. Раскраску внутренней части рисунка и переходы от светлых тонов к темным выполняют уже более толстой кистью.

Если рисунок требует четких границ между элементами, при наложении следующего цвета лучше выждать 15–20 мин. Краска успеет за это время подсохнуть, и разные цвета не будут смешиваться. Если же требуется получить незаметные границы между оттенками, которые будут плавно переходить друг в друга, можно не ждать впитывания наложенной краски.

И, конечно же, кисти и все принадлежности для росписи после окончания работ необходимо промывать теплой водой до высыхания краски, иначе акрил будет очень сложно удалить.

Оригинальная техника декупажа на ткани и коже

Кроме окрашивания, обувь можно декорировать при помощи техники декупаж. Декупаж позволяет покрывать ткань, кожу, твердые изделия вроде посуды и мебели различными узорами, рисунками, картинами. Техника декупажа подразумевает использование для декорирования определенных изделий с рисунком на ткани, саму ткань, салфеточные рисунки, специальные фабричные принтованые трафареты, любые рисунки на бумажной основе, сухие карты для декупажа, специальные пленки для декупажа, старинные открытки или фотографии. Таким образом, художественный декупаж и его разновидности (вроде объемного декупажа с модульной массой) открывают огромное пространство для творчества.

Часто эта техника сочетается с некоторыми другими, например, золочением, искусственным состариванием (оно также имеет несколько разновидностей — кракле, шебби, браширование). Техника состаривания кракле подразумевает создание на лаковой или красочной поверхности трещинок-кракелюров. Кракелюр может быть выполнен на лаковой поверхности как самостоятельная техника, а может покрыть сеткой старинных трещинок рисунок в технике декупаж. Чем изящнее и тоньше трещинки, тем симпатичнее внешний вид изделия. Помимо этого, кракелюр может стать подложным фоном для последующей декоративной росписи или аппликации.

Трещинки на красочном фоне появляются от использования специального состава с эффектом состаривания. Он продается в виде шпатлевки или структурной пасты в магазинах для прикладного творчества. Среди таких покрытий имеются разновидности: прозрачные лаки, патинирующие лаки с желтым оттенком, одношаговые декупажные лаки. Трещинки, появляющиеся после нанесения первого слоя лака, иногда затирают битумной патиной, сухой пастелью, масляными красками, сухими пигментами или тенями для век. Затем наносится финишный слой, и рисунок закрепляется на поверхности.

Читайте также: