Электровиолончель своими руками
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 04.10.2024
Ряд электронных музыкальных инструментов не так давно пополнился ещё одним видом – электровиолончелью. Впрочем, если ранее появились и прижились среди музыкантов электрические скрипки, то такое событие вполне было ожидаемо. Правда, в академических составах, исполняющих классическую музыку, пока что ни скрипки со звукоснимателями, ни виолончели такого же рода пока не используются. Они нашли своё применение в менее строгих музыкальных жанрах (фолк, эстрада, рок, джаз).
Описание инструмента
Брендовые модели электровиолончелей не имеют корпуса, так как его акустическую функцию здесь выполняют несколько электронных устройств:
- звукосниматели, преобразующие звучание металлических струн в электрический сигнал;
- усилитель, где происходит фильтрация и усиление мощности электрического сигнала, поступающего от звукоснимателей;
- динамики (звуковые колонки), в которых электрический сигнал, пришедший с выхода усилителя, преобразуется обратно в звук.
Неизменными составными частями конструкции электрической виолончели остаются:
- гриф с головкой и колковым механизмом;
- подставка;
- подструнник;
- струны;
- смычок.
Некоторые инструменты выполняются с декоративными элементами в виде контура корпуса (или полукорпуса), схожим с обычной – акустической – виолончелью.
Виолончель без корпуса стала значительно меньше по весу и компактней, с ней удобней разместиться для музицирования. Однако для воспроизведения звука необходимо перечисленное выше электрооборудование, имеющее иногда в совокупности немалый вес.
Звучание
Как отмечают специалисты, звуки качественных электрических аналогов очень близки со звучанием акустических виолончелей. Кроме того, благодаря современным электронным технологиям имеются широкие возможности обогатить звук как по тембру и выразительности, так и по другим характеристикам.
Достаточно вспомнить необычные звуковые эффекты у электрогитар, некоторые из которых можно использовать и для виолончели (установив, например, гитарные педали в схему преобразования звука между звукоснимателями и усилителем).
Производители
И хотя пока магазины музыкальных инструментов не изобилуют разнообразием электронных моделей виолончели, заинтересованным музыкантам будет полезно узнать, какие производители выпускают более качественные модели этих инструментов.
В первую очередь выделяются электровиолончели японского бренда Yamaha. Они отличаются традиционной японской безупречностью сборки и многолетней надёжностью электроники.
Стоит обратить внимание на инструменты компаний Gewa и Stagg. Дорогие модели электроинструментов этих производителей подтверждены привлекательным дизайном и отличным качеством воспроизводимого звука.
Для обучения вполне подойдут недорогие инструменты компании Brahner. У этого же бренда можно найти и очень серьёзные модели для виолончелистов высокого исполнительского класса, но цена будет на порядок выше.
Ценовые пределы разных марок довольно широкие: можно купить модели как за 30 000 рублей и даже ниже, так и за 200 000.
Самое главное – выбрать инструмент не по цене, а по звуку. Он должен максимально быть естественным, мощным и глубоким (объёмным).
Как играть?
Техника игры на электровиолончели ничем не отличается от игры на обычном инструменте: звуки извлекаются в основном смычком, удерживаемым правой рукой, или пальцами (пиццикато), струны на грифе зажимаются пальцами левой руки.
Посадка музыканта из-за отсутствия довольно объёмного корпуса значительно удобнее. Опирается инструмент точно так же, как и акустическая модель – на шпиль. Всё отличие, таким образом, заключается только в умении подключать электровиолончель к выносным устройствам – усилителю и колонкам, а также в настройке силы звука исходя из параметров помещения. Но эти операции не представляют собой никаких трудностей.
Есть много плюсов у электрической модели инструмента, но существенно оттеняет их всего один нюанс: невозможно услышать звуки инструмента без подключения к акустической аппаратуре. Поэтому, возможно, стоит подумать о втором варианте электровиолончели: поставить датчики съёма звука на акустический инструмент. Репетировать можно без электронных устройств, а играть перед зрителями – с использованием электроники. В любом случае выбор за музыкантом.
А давайте сегодня окунемся в мир прекрасного и поговорим о музыке, а точнее об одном из инструментов, благодаря которому мы наслаждаемся дивными звуками. Представляем вам мастер-класс по изготовлению модели виолончели из дерева.
2. Начнем с самой большой части виолончели — резонатора. Наносим на заготовки размеры и формы, начинаем отсекать все лишнее! Здесь уже выпиленные готовые детали верха и низа резонатора виолончели и заготовка для самого резонатора. Внутреннюю часть резонатора выпиливаем, оставляя более толстую стенку внизу для баланса и компенсации веса грифа.
4. Приклеиваем нижнюю часть резонатора и покрываем внутреннюю часть черной морилкой. Здесь резонатор с приклеенной нижней частью и окрашенный внутри черной морилкой.
5-6. Приклеиваем верх резонатора. Здесь главное условие — аккуратно склеить обе части так, чтобы выступающий бортик был одинаков со всех сторон. Оставляем на просушку и займемся другими деталями.
7. Пока наш резонатор подсыхает, поработаем над деталями грифа и деталями струнной системы. Некоторые детали сделаем из белого клена. Гриф будет составной: основа — сапеле, а накладка — клен. Из него же сделаем нижний держатель и упор под струны. Почему из него он более упругий и плотный, что поможет нам в дальнейшем при натяжке струн.
8. Накладку на гриф виолончели и нижний держатель покроем черной морилкой морилкой.
Итак, продолжаем работу над вашей виолончелью. Начнем с оголовка грифа.
9. Отпиливаем оголовок, просверливаем отверстия под колки и вытачиваем продольную канавку для струн. Попутно из кусочка бамбука вытачиваем заготовочку под нужный нам диаметр (2 мм) под оси колков. Бамбук достаточно прочен на излом, что поможет при натяжке струн.
10. Заготовка нарезана на кусочки и из клена выпилены заготовки для оголовки колков.
11. Четыре заготовки под колки, склеенные каждый из двух частей.
12. Предварительная примерка заготовок. Все подходит!
13-16 . Отложим пока колки в сторону и вернемся к самой виолончели. Приклеиваем нижний держатель для струн, упор, основу грифа и его накладку. Оставляем на просушку.
17. Теперь пришла очередь самих струн. Настоящие струны нам вряд ли подойдут, а посему займемся их изготовлением. Каждую струну свиваем из двух медных проволочек и с помощью разогретого паяльника как следует пролуживаем припоем. Получаем струны серебристого цвета, при этом после пропайки ощутимо возрастает их прочность на разрыв при хорошей пластичности. Вот и получилось то, что нам нужно.
19-21. Приклеиваем оголовок к грифу. Пока он сохнет, берем наши заготовки для колков и придаем им с помощью надфилей и наждачной бумаги нужную нам форму. Размер каждого где-то 5х5 мм. Покрываем их морилкой и оставляем на просушку. И опять примерка по месту.
Вот такая увлекательная и интересная у нас работа!
Итак, мы остановились на колках и струнах. Вот с них и начнем дальнейшее повествование.
22. Сначала все струны выпрямляем, преднатягиваем и смотрим, как они ложатся на подпорочку. Хорошо легли!
23-24. А теперь аккуратно, подсматривая порядок расположения на фотографиях, и с помощью пинцета наматываем струны на колки и закрепляем капелькой клея.
25. После того, как клей застыл, поворачивая колки, натягиваем струны, дабы они были равномерно натянуты и не провисали. Теперь фиксируем колки от проворота и заклеиваем их! Пусть полежат и посохнут.
26. А мы тем временем займемся нижним упором. Втулочку из клена под него вытачиваем на токарном станке и сверлим отверстие в 2,5 мм. Сходим опять в рощу за бамбуком и выточим вот такую палочку под размер отверстия!
28. Приклеиваем упор на его законное место и. в принципе, почти все!
29. А теперь, пока виолончель отдохнет, займемся смычком. Выпиливаем заготовку под него также из сапеле и с помощью наждачки придаем ему нужную форму, потом делаем небольшой штифт для имитации натяжителя.
31. Тетиву для нашего мини-смычка не найти, поэтому пришлось импровизировать с тетивой и делать ее из пластика. На фото уже готовый смычок, покрытый черной морилкой и маслом DanishOil. Работаем только с экологически чистыми материалами.
33. А вот и виолончель, покрытая маслом в один слой. Цвет слегка изменился. Всего будет три слоя с промежуточной шлифовкой каждого (время сушки одного слоя — 24 часа). После покрытия цвет и текстура дерева проступает и становится более насыщенной.
Читайте также: