Что можно сделать из велосипедной звездочки своими руками

Обновлено: 05.07.2024

На одной звездочке много скоростей

Одной из проблем педального привода велосипеда была и пока остается необходимость изменения крутящего момента на ведущее колесо в зависимости от дорожных условий. И надо сказать, что конструкторы ее решают, но по-разному. Ими созданы даже планетарные приводные втулки, однако они сложны, а значит, и не дешевы. Поэтому чаще всего на заднем колесе устанавливают многоступенчатую передачу с несколькими звездочками и механизмы переброски и компенсации длины цепи. Это наиболее отработанный и недорогой вариант. Но количества звездочек (обычно три, иногда четыре) иногда не хватает. Тогда для увеличения числа "скоростей" ведущую звездочку тоже делают двух- и даже трехступенчатой.

А что, если в решении этой проблемы ограничиться опять только одной звездочкой, но теперь ведущей - она большая, с нею можно экспериментировать в более широких пределах, и находится она "под руками", точнее под ногами. А чтобы не группировать блок из нескольких звездочек - сделать одну, с переменным диаметром. Но разве такое возможно? Думаю, что да! Вот такой принципиально важной идеей - применением при передаче крутящего момента с ведущей звездочки на ведомую несложного устройства (своеобразного вариатора), установленного вместо большой звездочки на обычном дорожном велосипеде, хочу поделиться с читателями.

Суть такого устройства в том, что ведущая звездочка разрезается на четыре сектора, которые посредством многоступенчатого кулачка одновременно симметрично раздвигаются во все стороны (или сдвигаются обратно), меняя передаточное отношение привода. Но проблема здесь в том, что секторы охватывает не ремень, а цепь, и как их раздвинуть? Тогда с зубьями оставляем только два противоположных сектора для обеспечения передачи крутящего момента, а у другой пары секторов зубья срезаем - они будут служить только для опоры и направления цепи. Теперь, когда один из секторов с зубьями выйдет из зацепления, ручным разворотом кулачка раздвигаем (сдвигаем) секторы, изменяя крутящий момент. Но практически можно обойтись и без гладких опорных секторов. Тогда цепь будет охватывать "квазиэллиптический" контур. Таким образом, здесь реализуется еще и идея эллиптической звездочки, как известно, значительно повышающей КПД привода.

Установить же такую двухсекторную звездочку можно на любой велосипед вместо штатной, снабдив цепной привод простым пружинно-рычажным компенсатором вблизи ведомой звездочки.

Итак, конструкция устройства. Сначала отметим, что все его детали - стальные, а плоские выполнены из 3-мм листа.

Для переключения передач надо прежде всего расположить шатун так, чтобы один из секторов вышел из зацепления с цепью. Нагнувшись, велосипедист правой рукой разворачивает рукояткой многоступенчатый двухлепестковый кулачок на один или несколько уступов, увеличивая (или уменьшая) тем самым передаваемый приводом крутящий момент.

Поскольку общая разность звеньев цепи при максимальной раздвижке зубчатых секторов и при минимальной сдвижке составляет 16 штук, то в приводе тоже необходим пружинно-роликовый компенсатор изменения длины цепи. Компенсатор состоит из жестко закрепленного на задней вилке рамы кронштейна и шарнирно (на оси) подвешенного на нем поворотного рычага. На концах рычага на своих осях установлены два ролика из шарикоподшипников 201, "обжатых" шайбами для направления цепи. Один конец рычага соединен с рамой пружинной растяжкой.

Воспользоваться здесь, конечно, лучше ручными тормозами, но можно и ножным. Для этого на заднюю вилку рамы следует установить дополнительно ложеуловитель, сделанный из жести, который предотвратит попадание провисшей части цепи между колесом и рамой. Рычаг компенсатора при этом упрется в перо вилки и вернется на место после окончания торможения под действием пружины.

Для обеспечения работы устройства необходимо хорошо смазать все контактирующие поверхности и звенья.

На одной звездочке много скоростей

На одной звездочке много скоростей

На одной звездочке много скоростей

На одной звездочке много скоростей

Механизм компенсации изменения длины цепи:
1 - правый шатун; 2 - направляющий диск; 3 - рукоятка поворота двухлепесткового кулачка; 4 - цепь; 5 - правое перо задней вилки; 6 - ложеуловитель (жесть s0,5); 7 - пружина (от старого эспандера); 8 - кронштейн (Ст3, лист s3); 9 - поворотный рычаг (Ст3, лист s3); 10 - ограничительная шайба (4 шт.); 11 - приводная звездочка заднего колеса; 12 - ролик (подшипник 201, 2 шт.)

Столик из велосипедных звездочек.

Уют в доме создают разные предметы обстановки, к таким, несомненно относятся и журнальные или кофейные столики. Среди большого семейства столов и столиков я бы большое предпочтение отдал вот такому необычному журнальному столику, разработанному Дел Крейсером. После увиденного, даже если вы не занимаетесь спортом и не являетесь большим фанатом велосипедов, вы полюбите его и будете обожать всю свою жизнь.

Эти великолепные журнальные столики, хотя их можно использовать и как кофейные столики, изготовлены из велосипедных звездочек и цепей различных размеров и форм. Всевозможные звездочки и цепи сварены вместе в форме кольца и помещены под стекло в квадратные или круглые формы. Смотрится очень стильно и оригинально. Столик Дел Крейсера изящен, благороден, торжественен и станет настоящим сокровищем для поклонников велосипедного спорта. Он разработан так, что прекрасно впишется в интерьер современной квартиры. Но такой столик можно сделать и самим, это нет уж и трудно. В него, по крайней мере, кроме предметов, будет вложена ваша душа и труд, мастерство и терпение домашнего умельца. Вот тогда ваш столик будет не только оригинальным, но и настоящим предметом гордости вашей семьи на долгие годы.

При конструировании звездочки цепных передач учитывают, что она должна выполнять ряд основных функций:

  • передавать момент вращения с ведущего вала на ведомый;
  • захватывать и высвобождать звенья цепи без рывков и ударов;
  • удерживать механизм в плоскости вращения.

Для этого ее форма и размеры должны строго соответствовать результатам расчета.

Согласно рекомендациям ГОСТ 591-69, регламентирующего звездочки к приводным роликовым и втулочным цепям при проектировании исходят из следующих начальных параметров:

  • шаг цепи t;
  • количество зубцов z;
  • диаметр окружности зацепления d1;

Основные размеры, определяющие геометрическую форму изделия, это:

  • диаметр делительной окружности D дел;
  • диаметр окружности выступов D выст;
  • радиус впадин r;


Расчет параметров звездочки цепной передачи по заданному шагу цепи осуществляется в следующей последовательности:

  1. Оси шарниров звеньев во время зацепления с зубцами цепного привода располагаются на делительной окружности, расчет диаметра проводят по формуле:
  2. Расчет окружности выступов:
  3. Расчет радиуса впадин (в мм) r = 0,5025 * d1 + 0,05.
  4. Расчет диаметра окружности впадин D впад = D дел — 2 * r.

При построении чертежа звездочки для цепной передачи D выст рассчитывают с точностью до 0,1 миллиметра, другие параметры-с точностью до 0,01 мм.

Разновидности кассет для велосипедов и их замена

11 минут Автор: Михаил Скворцов 154
Старые велосипеды снабжались устаревшим узлом трансмиссии, под называнием трещотки. Она накручивается по большой в диаметре резьбе на втулку заднего колеса. Её храповой механизм не является отдельным узлом и не может работать самостоятельно. При снятии трещотки скручивается всё сразу: звездочки и храповик.

Есть другой способ подключения задних звездочек к колесу. Новые велосипеды оборудованы более совершенным узлом трансмиссии — кассетой. Если потребуется её снять, то можно легко разделить набор звездочек и самостоятельный храповой механизм. Все современные велосипеды имеют такой удобный в обслуживании узел.

Конструкция ступицы и диска звездочек цепных передач

Ступица и диск звездочки чаще всего отливаются или фрезеруются в качестве единой детали. Ступица служит для крепления изделия на ведущем или ведомом валу механизма. Она должна обеспечивать надежную фиксацию, исключающую осевые и радиальные биения детали на валу. Поэтому к качеству внутренней поверхности предъявляются высокие требования. Крепление осуществляется с помощью:

  • шлица для скоростных и высоконагруженных цепных приводов;
  • шпонки для тихоходных цепных приводов.


Диаметр ступицы должен удовлетворять двум требованиям:

  • обеспечивать прочность конструкции;
  • не утяжелять ее сверх необходимого.

Для чугунных деталей его обычно выбирают равным 1,65 от диаметра вала, для стальных коэффициент расчета снижается до 1,55.

Длина ступицы определяется характером фиксации на валу- шпонкой или шлицем и обычно расчет делают в диапазоне 1,2-1,5 от диаметра вала.

Для звездочек малых размеров ширина диска выбирается равной ширине зубца. Для изделий больших размеров, особенно высоконагруженных, ширину увеличивают до 5%, в зависимости от радиуса закругления основания зубца.

Рассчитанные размеры округляются до ближайшего числа из стандартного ряда размеров.





Как снять кассету велосипеда

Прежде всего, нужно подготовить необходимый инструмент:

  1. Садимся на велосипед и едем в ближайший специализированный магазин велозапчастей и инструмента, приобретаем необходимые ключи и съемники.
  2. Снимаем кассету с помощью отверток, молотка и различных ключей – поставленная задача будет решена, но вот кассету, да и часть других механизмов велосипеда, придется выбросить.

Обязательно подготовьте зону с ровной поверхностью, которая должна быть в пределах вытянутой руки от велосипеда – именно так можно будет сохранить и не потерять все детали велосипедной кассеты.

Пошаговая инструкция по снятию кассеты:

Обязательно следите за тем, чтобы снятая кассета, а также звездочки и все крепежные элементы располагались в съемном виде ровно в том порядке, в котором они были в исходном варианте.

После снятия кассеты можно приступать к ее очистке и смазке – эти процедуры входят в число обязательных для регулярного сервисного обслуживания двухколесного транспортного средства.

Материалы звездочек цепных передач

Изделия подвергаются большим ударным нагрузкам, поэтому для их изготовления применяют стальные сплавы:

  • со средним содержанием углерода и с легирующими добавками, закаляемые до твердости 45-55 ед.;
  • подвергаемые цементированию на глубину 1-1,5 мм и последующему закаливанию до 55-60 ед.

Для малошумных цепных приводов применяют такие материалы, как текстолит, полиамидные и полиформальдегидные пластмассы. Они амортизируют удары звеньев роликовой цепи, снижают шумы и вибрацию и продлевает срок службы цепей. Это происходит за счет снижения динамических нагрузок на звенья. Такие детали менее прочны, чем стальные, поэтому цепные приводы с ними ограничены по передаваемой мощности. Точный расчет передачи углового положения зубчатой цепью проводится при проектировании механизмов систем управления, в том числе для летательных аппаратов.

Для цепных приводов с низкой скоростью хода (не более 2 метров в секунду) и малыми динамическими нагрузками применяют также чугун. Термообработкой твердость изделий доводят до 350-430 единиц по HB. В тяжелых условиях эксплуатации, в сельхозмашинах и дорожных механизмах, используют упрочненные чугуны с пониженным коэффициентом трения.

Для снижения динамических нагрузок, уровней шума и вибрации в высокоскоростных цепных передачах применяют также специальные покрытия- как наплавка металлов, так и напыление тефлонового слоя.

Велосипедная звёздочка: зачем она нужна

Велосипед – нужная вещь в каждом доме для досуга и здорового образа жизни. Велосипедные прогулки радуют всю семью, и очень жаль, если по какой-то нелепой случайности это транспортное средство вдруг выйдет из строя. Но будем считать, что просто кто-то в вашей семье вырос из этой модели, и вы решили купить новую, или просто так сложилось, что вы решили сделать апргрейд и частично поменять детали.



Одним словом, у вас есть неходовой транспорт, который можно без сожаления разобрать на запасти. А для нашего варианта самоделки потребуется звёздочка – металлическая деталь, которая натягивает цепь



Звёздочку нужно освободить от всех остальных деталей. Сделать это не так просто: придётся использовать болгарку, чтобы срезать педаль



Для необычного устройства вам потребуется ещё кусок доски размерами примерно 30×40 см. Вы можете использовать фанеру, ламинат или самую обычную доску



Расположите звёздочку в верхней трети доски и отметьте её ширину маркером



В подготовленном основании нужно сделать пропил болгаркой на ширину звёздочки, чтобы она вставлялась в эту деталь Дальше потребуется немного сноровки в работе с металлом. Дело в том, что нужно просверлить сквозное отверстие в звёздочке, а для этого вам пригодится специальное сверло для стали и зафиксированная в вертикальном положении дрель.



Автор использовал собственное приспособление, фиксирующее инструмент в заданном положении



После следует продеть звёздочку в прорезь в доске и с обратной стороны закрепить её на деревянном бруске с помощью самореза



Затем тот же брусок дерева крепится ещё парой саморезов на основной доске. Кстати, вам потребуется два одинаковых бруска для этого изобретения



Второй брусок крепится с обратной стороны в нижней трети доски. В нём нужно сделать выемку для фиксации мощного неодимового магнита

Как сделать съемник для велосипеда своими руками

Съемник для стопорной гайки невозможно сделать в домашних условиях — для этого обязательно нужен токарный станок. А вот для изготовления хлыста достаточно взять четыре длинных самореза, обычную толстую доску и старую велосипедную цепь. Последовательность действий будет следующая:

Приложив цепь к звездам кассеты, можно начинать откручивать стопорную гайку. Для удобства хранения к нижней части доски при желании прикручивают небольшой крючок, за который можно подвешивать конструкцию. Такой самодельный инструмент сэкономит приличную сумму и прослужит достаточно долгое время.


Всем привет.
Решил сделать самодельную ведущую звездочку. Так-как заводскую не нашел (хотя они есть). Рассчитал диаметр центрового расстояния при помощи внутренней обоймы от шарикового подшипника (просто такой под руку попался). Получилось как раз 10 зубьев. Приготовил заготовку на 80мм. Выточил из неё будущую звездочку. Разметил отверстия. Просверлил на сверлильном станке. Затем лишнее (по наружному диаметру) обточил на токарном. Обработал заготовку болгаркой (сделал форму зубов). Затем выточил внутренний вкладыш. Вставил его в звездочку. Разметил и просверлил отверстие для шпонки. Затем удалил вкладыш. Обработал напильником шпон-паз. Закалил звездочку в масле. И установил на выходной вал КПП. Соединил цепью. Цепь подошла без добавления или удаления звеньев. Так-как на ведущей звездочке добавлено три зуба, а на ведущей убраны три зуба. Таким образом должен понизиться ход трактора.

Читайте также: