Что можно сделать из фотоувеличителя своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Что можно сделать из древнего советского фотоувеличителя, который нужно было давно выкинуть на свалку? Смотрите в .

Что можно сделать из фотоувеличителя Точилка для ножей своими руками Покажу как можно сделать очень полезное .

делаем стойку для дрели из обычного фотоувеличителя сверло регулируется очень точно по двум плоскостям.

Сделал отрезной станок из фотоувеличителя. Очень удобно резать мелкие детали. Комментарии приветствуются.

Постарался сделать обзор на самодельный сверлильный станок, основу движущей части которого является домкрат от .

Купил в китае: Покупал камеру здесь: got.by/2f4gi2 Блок питания здесь: got.by/2f4yyh Video to VGA конвертер .

Компактный самодельный сверлильный станок для сверления по металлу до 7 мм, по дереву и пластику до 10 мм. Быстрая .

В этом видео не большая модернизация штатива USB микроскопа сделанного на базе фотоувеличителя Крокус и веб .

Самодельный сверлильный станок из дрели своими руками я сделал из фотоувеличителя. Сверлить можно и своими .

image

Недавно мне захотелось обновить воспоминания далёкого детства, когда напечатанные фотографии рождались не в фотолабораториях, а каким-то магическим образом из света и тени возникали в чуланах и ваннах обычных советских граждан. Несмотря на те смутные воспоминания, опыта печати фотографий на у меня никогда не было, так что это будет статья абсолютного нуба, попробовавшего разобраться в том, как работают технологии двадцатилетней давности и как запустить всю эту кухню в современных реалиях.
Вероятно, у старшего поколения всё это вызовет лишь улыбку, но ведь из тех, кому нет 30 лет лишь единицы имеют опыт печати фотографий. И сейчас даже отдалённое понимание того, какими способами такие люди как Энсель Адамс или Майкл Кенна достигали или достигают шедевральности своих фотографий уходит потихоньку в историю.

Удивительно, но в интернете я не сумел найти путеводителя для полного новичка. Можно найти ответ на любой вопрос проявки/печати, либо найти огромную книжку по тематике, общее же представление процесса в двух словах найти очень сложно. Если бы не отец, который объяснил мне простую версию всего этого процесса, всё было бы значительно сложнее.
Начну с пары слов о компонентах, нужных для совершения магического процесса превращения окружающего света в картинку на бумаге.

Плёнка

Для печати фотографий их надо сначало снять. Что же такое фотоплёнка? Когда-то давно (ещё в 1725 году) было замечено, что соли серебра темнеют при попадании на них солнечного света. Примерно через сто лет после этого появились первые фотографии. Эффект затемнения серебра под действием солнечного света используется в плёнке и сегодня. Сегодняшняя негативная плёнка это лист прозрачного пластика, на который нанесен фоточувствительный слой, состоящий из смеси желатина и галогенидов серебра. У каждой фирмы рецептура фоточувствительного слоя немножко отличается, что приводит к различным эффектам при съёмке (контраст, размер зерна). И хотя, на первый взгляд, цифровая фотография целиком вытеснила плёночную из узкого формата, осталось ещё много фирм, которые производят чёрно-белую плёнку 35мм. Наиболее известные из них: Ilford, Kodak, Agfa, Foma. Практически любой фотомагазин продаёт её.

Фотоаппарат

image

Если вдруг вы собрались печатать, то с фотоаппаратом вряд ли возникнут проблемы. Как не крути, а фотоаппараты плёночной эпохи остались практически у всех. У кого-то это Зенит у кого-то Киев или Смена, может даже мыльница начала девяностых, у многих в закромах может лежать даже сверх — навороченная зеркалка конца девяностых. Лучше использовать технику под 35-миллиметровую плёнку. В принципе, можно использовать и среднеформатные фотоаппараты, но надо убедится, что увеличитель может работать с соответствующей плёнкой. Лично я, для большей антуражности процесса, использовал Ikoflex II 36ого года, благо Крокус позволяет:

Фотоувеличитель

  1. Головки увеличителя, ограничивающей распространение света
  2. Источника света (например лампы накаливания)
  3. Держателя для негатива
  4. Объектива
  5. Опорного штатива
Настройка увеличителя
  • Включите лампу увеличителя, полностью откройте диафрагму, выключите окружающий свет. Увеличитель должен давать под собой освещённый прямоугольник. Если этот прямоугольник освещён неравномерно, нужно подвигать лампочку (обычно для этого сверху увеличителя торчит специальный рог).
  • Вставьте произвольный негатив. Вместо белого прямоугольника на предметную область теперь будет проецироваться изображения с негатива. В первую очередь нужно настроить масштаб изображения. Это делается путём подъёма или опускания головки по направляющим. Масштаб выбирается исходя из того, какая используется фотобумага.
  • Теперь резкость. Если есть мех, то настройка осуществляется его подвижкой, если меха нет, то настройка резкости находится где-то на объективе.

Фотобумага

Реагенты

Для полного цикла печати и проявки плёнки требуется: проявитель для плёнки (я использовал ILFORD ILFOSOL 3), проявитель для бумаги (ILFORD PQ UNIVERSAL), фиксаж (FOMAFIX), уксус (в принципе, можно обойтись и без него, но советуют для быстроты процесса). Уксус сойдёт и столовый.

Мелочёвка

Мелочёвку часто можно найти там же, где вы откопали и увеличитель. На интернет-барахолках всё это хозяйство часто можно купить за 200-300 рублей. А на крайний случай фонарик/кюветы/щипцы можно сделать и самому из того, что оказалось под рукой. Единственное, что желательно отыскать — бачок для проявки.

В процессе печати, чтобы не делать всё в темноте нужно иметь освещение. Благодаря тому, что фотобумага не восприимчива к красному цвету при печати используются красные фонари. Если фонарика не оказалось, то можно покрасить лампочку красной краской. Только убедитесь, что краска именно красного цвета, а не оранжевого, а лампочка покрашена плотно и не пропускает белого цвета.

Бачки для проявки плёнки

Проявка плёнки это процесс с которого всё начинается (подробно про него будет сказано ниже). Проявка практически невозможна без бачка для плёнки. Бачок обеспечивает равномерность промывки плёнки раствором, а так же не даёт её засветить.

Кюветы

image

Про процессе печати нужно иметь под рукой кюветы. Для того процесса, который я буду описывать — не менее четырёх штук.

Щипцы

Подойдут любые щипцы, но есть специальные щипцы для фотографии. Все упомянутые выше реагенты не желательны для попадания на руки и в глаза, так что щипцы являются обязательным элементом. Минимум 2 штуки!

Таймер

Подойдёт любой таймер без подсветки.

Проявка

  • Заливка проявителя. После заливки взбалтывать каждые пару минут.
  • Заливка слабой концентрации уксуса (стоп-ванна). Заливается на десяток секунд. Нужно всего несколько раз взболтнуть и сливать.
  • Заливка чистой воды. Поболтать бачок секунд 30, слить.
  • Заливка фиксажа. Взбалтывать каждые несколько минут. Не сильно.
  • После слива фиксажа достаньте плёнку. На ней видно проявленное изображение. Теперь её нужно промыть. Можно положить минут на 10-20 в проточную воду.
  • Промытую плёнку вешают сушить пока не высохнет.

Печать

  • В первую очередь бумага кладётся в проявитель. Время здесь обычно менее варьируется, чем в случае с плёнкой, но более точное время лучше смотреть конкретно для используемого проявителя. Обычно это будет 3 минуты. Так как в комнате горит красный свет процесс проявки вы будете видеть своими глазами. Уже через 15-20 секунд появятся очертания фотографии. Время нужно засекать таймером. Желательно чтобы у таймера был звуковой сигнал.
  • Через требуемое время берёте щипцами фотографию и перекладываете её в стоп-ванну на пару секунд, чтобы смыть с бумаги проявитель. Очень важно помнить, что щипцы, побывавшие в проявителе не должны попасть в фиксаж. Наоборот тоже.
  • Потом стоп-ванны перекладываете фотографию в ванну с водой, чтобы смыть раствор уксуса.
  • Потом в ванну с фиксажём. Тут время тоже определено не строго. Но всё же прочтите, что пишут для используемого вами фиксажа. Обычно это 10-15 минут.
  • После фиксажа требуется тщательная промывка. Для этого фотографию кладут в ванну или в раковину с проточной водой на час-полтора.
  • После промывки нужно просушить фотографии. Самый простой способ — разложить их на газетах.
  • Контраст. Изменяется если у вас мультиконтрастная бумага. Для изменения поставить соответствующий цветовой фильтр.
  • Яркость. Изменяется увеличением или уменьшением выдержки.
  • Локальная яркость Достаточно просто можно сделать отдельные области ярче/темнее (например лица). Для этого достаточно на небольшое время во время экспозиции затемнить интересующую область. Например прикрыть лицо на кадре рукой. Это сделает его светлее.

Итого

Конечно, никаких шедевральных фотографий у меня не получилось, но сам процесс доставил немалое удовольствие. Возможно что-то я делал не совсем правильно, но главное: фотографии получены! Может ещё лет через 20 проявка и печать фотографий станет мифом, тогда будет чем гордится.

Напоследок


Всю указанную химию в Москве можно купить в нескольких магазинах или же через интернет. Я брал тут. Так же в Москве пару месяцев назад открылось интересное место. Там можно арендовать фотолабораторию на пару часов. Но там надо хоть немного уметь печатать, всех подряд они не допускают.

При изготовлении самодельного сверлильного станка для хобби можно использовать практически любые материалы и устройства, которые уже отжили свой срок и пылятся в кладовке.

В быту умельцы изготавливают конструкции сверлильных станков с двигателями от стиральных машин. Например, двигатель мощностью 180 Вт, с максимальной частотой вращения 1300 об/мин обеспечивает выполнение большинства работ в домашней мастерской.

Еще одним вариантом привода может служить двигатель от шуруповерта. Т.к. аккумулятор шуруповерта имеет меньший срок службы и выходит из строя первым, а его стоимость соразмерна стоимости нового инструмента, имеет смысл дать запчастям шуруповерта вторую жизнь, используя в самодельных станках.

Конструкции на основе микроскопов

Хорошо приспособили под сверлильные стойки старые советские биологические микроскопы: МБИ-1, МБИ-2, МБИ-3, МБИ-10и и т.д. Необходимо разобрать микроскоп, снять все линзы, оставить станину.

Для крепления двигателей, в зависимости от модели, вытачивают втулку на токарном станке внутренним диаметром равным диаметру двигателя. Втулку приворачивают к стойке винтами. В некоторых школьных микроскопах уже имеется отверстие под двигатель, остается его купить или снять с другого устройства. Самое сложное – отцентровать сверло (минимизировать его биение). Под двигателем, при желании, можно установить светодиодное освещение или лазерный указатель. Далее установить стол для установки деталей. На фото стол имеет ящик для хранения сверл.

Самодельный штатив для фотоаппарата из фотоувеличителя

В далекой юности, занимался я фотографией. И на память об этом остался у меня замечательный портативный штатив УПА-510. Замечательный, потому, что размещен в большом ящике, и когда хожу мимо - всегда его замечаю.

Однажды, мне нужно было изготовить почти 2000 документов, т.е. переснять несколько толстых бухгалтерских папок - архив. Это необходимо было сделать за 1 день. И я изготовил штатив из того, что попалось под руку - из штатива фотоувеличителя. Что из этого получилось. читайте далее.



фотоувеличитель



"Лапа" фото увеличителя


Штатив устроен просто: на массивной подставке крепится металлическая опора "нога". На опоре вверх и вниз перемещается выступающая балка "лапа". Вот на этой балке и крепится увеличитель - объектив с лампой и другими приспособлениями. Я отвернул 2 болта и снял держатель объектива. Осталась одна балка. Далее, из угольника 25 х 25 мм отрезаю подходящий по длине отрезок, сверлю два отверстия и прикручиваю вместо держателя объектива к лапе. Получилось неплохо - минимум усилий. Из старого моего фотоаппарата "Смена 8" извлекаю крепежный болт, которым фотоаппарат крепится к чехлу. Далее, сверлю отверстие под специальный шуруп крепления в другой плоскости угольника. С помощью струбцины и клея момент приклеиваю к этой плоскости угольника резиновую пластинку, вырезанную из автомобильной камеры.



держатель фотоаппарата



фотоаппарат на штативе


И наконец обрезаю резинку по размерам плоскости уголка и высечкой делаю отверстие 2мм в резинке под болт крепления фотоаппарата. Осталось покрасить уголок под цвет балки, что и было сделано.

Результат перед Вами: вполне приличный на вид штатив с возможностью закрепить даже очень тяжелый фотоаппарат или видеокамеру. На массивную подставку я укладывал папку с документами, и под этим весом опасность перевернуть штатив с тяжелым фотоаппаратом минимальна.

Поставив подставку на стол, можно повернуть опору вокруг своей оси на 360º, и таким образом подобрать нужную высоту для расположения фотографируемого предмета на полу или на стуле. Наконец, фотоаппарат можно повернуть на 90º, чтобы объектив смотрел на стену, и выполнить обычный снимок как с обычного трехногого штатива.

Преимуществом штатива является наличие чемодана, в котором его удобно переносить. В чемодан отлично помещается и фотоаппарат. В общем, применение старому увеличителю и чемодану я нашел.

Статью публикую вдогонку к статье об изготовлении книг с помощью фотоаппарата . Может кому пригодится.

Читайте также: