Чем обработать опалубку перед бетонированием своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Смазка для опалубки 1677

Цель применения смазки для опалубки – уменьшить ее смачиваемость, тем самым адгезию ее поверхности к бетону. Жиросодержащая эмульсия образует на поверхности опалубочных щитов тонкую пленку, сильно снижающую сцепление с бетоном. Причем наносить смазки нужно только на палубу, после ее полной сборки, и не допускать попадания смазки на армокаркас и закладные детали, то есть туда, где высокая адгезия необходима по определению.

У разных материалов характеристики смачиваемости разные – у металла и дерева высокая, у пластиков и текстолита ниже. Но обрабатывать приходится все поверхности, с той разницей, что дерево смазывают перед каждым циклом бетонирования, а пластмассовые оболочки – каждый пятый цикл, по необходимости.

Все смазки обеспечивают опалубке снижение адгезии к цементному раствору и легкий демонтаж. Очистка палуб при этом сводится к минимуму, но главное – бетон конструкции не подвергается механическим воздействиям и не повреждается, даже в возрасте до трех суток. Полученная поверхность монолитной конструкции – гладкая. Бывают случаи, когда опалубку снимают, не дожидаясь полного набора прочности бетона. Основное требование при этом – сохранность монолитного бетона, на этом базируются и требования к смазкам.

Смазка для опалубки 1676

Основные требования к смазкам для опалубки

Перечислим требования, предъявляемые к смазочным составам:

  • Смазка не должна оставлять на монолите жировых и масляных пятен. Состав смазки должен обеспечивать снижении адгезии к бетону, но не обладать проникающими свойствами, ведь в этом случае пятна с поверхности невозможно будет удалить без ущерба для конструкции. Обмазочные и лакокрасочные материалы для изоляции и отделки также обладают сцеплением, на этом основаны технологии их применения, и отслойка как гидроизоляции, так и отделочного слоя в местах загрязнений недопустима.
  • Химия смазочных составов не должна вызывать снижения прочности бетона на поверхности контакта с опалубкой.
  • Смазки должны быть достаточно вязкими, чтобы удерживаться тонким слоем на гладких поверхностях деталей опалубки не меньше 24 часов при температурах до +30⁰С.
  • Кислотное число, или число омыления, должно быть 7 и более. На поверхности контакта с цементным раствором, имеющем щелочную реакцию, происходит реакция, нейтрализующая щелочь, в результате получается пленка, на которую не налипает бетон.
  • Смазка должна быть простой в работе и экономичной. Расход смазок зависит не только от их консистенции, но и от материала опалубки и технологии нанесения. Механическое распыление с помощью пистолета экономит не только трудозатраты, но и смазочную эмульсию от 10 до 30% расхода. Чем ниже температура воздуха, тем толще получается слой смазки. На деревянную опалубку смазки уходит на 10 - 15% больше, чем на металлическую и пластмассовую.

Основные виды смазок для опалубки

Смазка для опалубки 1672

Смазка для опалубки 1671

Краткие характеристики часто используемых смазок для опалубки

Перечисли наиболее популярные смазки для опалубок и опишем их характеристики

Концентрированный эмульсол, перед нанесением разводится водой и взбалтывается, сам состав безводный, основа – масла. Несомненный плюс состава – после его применения на бетоне не остается никаких следов, что бывает очень важно при отделке и работе с белым и цветным цементом.

Ангрол

Водный состав, долго и безопасно хранится, совершенно негорючий, не боится влаги. Дополнительный плюс – защищает стальную опалубку от коррозии. По стоимости – недешевый.

Эмульсол и эмульсол Экс – А

В основе минеральные масла. Экономичен и легкий в работе, используется на заводах ЖБИ. Преимущество этих смазочных составов – морозостойкость и возможность нанесения при температурах даже минус 30-35⁰С для частной стройки вряд ли актуально, поскольку бетонные работы нечасто ведутся на морозе.

Тиралюкс

Импортная дорогая смазка немецкого производства, сложного состава. Применяется и для зимнего бетонирования, содержит противоморозные добавки. Цена больше чем в три раза превышает отечественные аналоги. Работает отлично, сохраняя фанерную и дощатую палубу при многократном использовании.

смазка опалубки

Опалубка представляет собой специальную конструкцию, необходимую для придания фундаменту определенной формы. Если ее не использовать, бетонная смесь не сможет принять нужную форму, растекаясь при этом во всех направлениях. После полного высыхания и затвердевания смеси внутри периметра опалубки, конструкцию необходимо осторожно отделить от фундамента, перекрытия или стен. Для того, чтобы сделать это максимально просто и не повредить при этих манипуляция готовую конструкцию, специалисты используют специальные масла (смазки), о которых и поговорим далее.

Зачем нужна смазка для опалубки

Основное предназначение смазки для опалубки заключается в уменьшении сцепления между фундаментной конструкцией и заливаемой в нее бетонной смесью. Кроме того, ее использование позволяет снизить вероятность образования трещин и сколов, которые возникают из-за пересыхания или перенапряжений бетона. Без использования масла для опалубки, которое снижает адгезию между поверхностями, убрать конструкцию без повреждений фундамента, стены или перегородки становится практически невозможным. Риск увеличивается еще и с увеличением размера яруса.

Требования, предъявляемые к смазкам для опалубки

Для того, чтобы обеспечить требуемые параметры сцепления между опалубкой и бетоном, смазка должна отвечать определенным требованиям. Некачественное масло может не только не дать нужного результата, а и вовсе привести к ухудшению качество поверхности, образованию трещин и других дефектов. Основные требования, которые предъявляются к смазкам для опалубки, следующие:

  • отсутствие локальных поверхностных дефектов в виде жировых пятен и шероховатостей после того, как опалубка снята;
  • небольшое сцепление щитов опалубки с бетоном, в результате чего открепление должно происходить легко;
  • хорошая адгезия с вертикальными и наклонными поверхностями в широком диапазоне температур (в основном до 30 градусов Цельсия) на протяжении 24 часов;
  • соответствие нормативным документам и требованиям противопожарной защиты;
  • отсутствие токсичных и вредных для человека составляющих.

При выборе смазки, нужно ориентироваться на состав, так как в каждом конкретном случае применим тот или другой вариант.

Какие виды смазок для опалубки бывают

Для демонтажа опалубки фундамента, стен и перегородок, наибольшей популярностью пользуются следующие производители:

В промышленном применении чаще всего используют масло Эмульсол. По объему вещества различают два типа емкости: небольшие канистры по 20 литров и бочки по 216 литров.


По составу различают следующие виды смазки для опалубки:

  • в основе которых использованы вода;
  • в основе которых используются комбинированные вещества;
  • с использованием веществ-ингибиторов застывания бетона;
  • с использованием водоотталкивающих веществ.

Для изготовления водоэмульсионной смазки применяются инертные химических вещества, которые не вступают в реакцию с частицами бетона. Этот тип отличается невысокой стоимостью, но далеко не всегда эффективно справляется с поставленной задачей.

Масла на комбинированной основе более стойки к внешним условиям и проявляют лучшие сцепляющие свойства. Оригинальная и неподдельная смазка от производителя не расслаивается даже в течении недели, отлично держась на поверхности щитов и бетона. Довольно часто такие типы масел используются как обратные эмульсии (растворители и перемешиватели).

Третий тип смазок отличается наличием веществ, замедляющих застывание бетона. Как правило, это происходит из-за добавления меласса или танина. Это приводит к более сложному регулированию процессов схватывания бетонной смеси.

Смазки с водоотталкивающими свойствами изготовляются из множества минеральных и синтетических масел. В них входит минсоальное масло либо соли кислот жира. Это создает тонкий водоотталкивающий слой на поверхности стен, который предотвращает высыхание бетона. К недостаткам данного вида масла относится высокая стоимость.

Как правильно нанести смазку для опалубки

Правильное использование смазки для опалубки заключается в соблюдении последовательности действий и определенных правил.

  1. Нанесение необходимо делать сразу после сборки опалубки. При этом возможно сократить лишний расход масла.
  2. Чтобы предотвратить повреждение уже уложенного ранее бетона, его необходимо защитить при помощи брезентовой ткани.
  3. Наносить смазку на опалубку можно используя резиновые кисти или валики, но более эффективно это делать при помощи пистолета-распылителя. Так можно получить ровной слой и существенно снизить расход вещества.
  4. Для нанесения ровного тонкого слоя используются специальные насадки на пистолет.

Если брать во внимание расход смазки, то он будет напрямую зависеть от следующих факторов:

  • способа нанесения на поверхность. Наибольший расход если использовать валик, чуть ниже — кисть, наиболее экономичный вариант — пистолет;
  • температура окружающего воздуха. Чем более теплый воздух, тем меньше понадобится вещества;
  • плотности смазки. Чем масло плотнее, тем более высокий расход (но при этом плотность в большинстве случаев обеспечивает лучшее качество и сцепление);
  • временем, которое затрачивается между сборкой конструкции и заливкой бетонной смеси.

Если соблюдать все требования и советы, изложенные в данной статье, процесс нанесения смазки для опалубки будет довольно простым. При этом использование качественного масла существенно упростит последующую разборку конструкции и сохранит поверхность фундамента, стены или перегородки от повреждений.

Смазка для съемной опалубки

Свежий бетонный раствор очень хорошо заполняет все углы формы и пустоты между арматурой. Не хуже он может сцепиться и с опалубкой, пытаясь превратить обычную съемную конструкцию в свою оболочку. И если на комплект щитов у строителей еще есть планы, отдирать их приходится с большим трудом. Чтобы не доводить дело до этого понадобится специальная смазка для опалубки.

Эмульсия для опалубки

Различные жиросодержащие эмульсии образуют на поверхностях тонкую пленку, уменьшающую их смачиваемость. Ведь именно эта характеристика отвечает за адгезию с бетоном. Некоторые материалы меньше подвержены сцеплению с вязким раствором. Например, текстолит или пластмасса обладают незначительной смачиваемостью, в отличие от дерева или металла. Но это не значит, что их можно совсем не обрабатывать. Просто прибегать к этому методу придется реже – через каждые 5-10 циклов заливки. А вот смазка для съемной опалубки из влагостойкой фанеры нужна будет постоянно.

Для уменьшения расхода эмульсий и масел, рекомендуется наносить их уже после сборки щитов. При этом не допускается попадание смазочного материала на арматуру или уложенный слой бетона, то есть там, где как раз адгезия с раствором нужна повыше.

Требования к разделительным составам

Смазка для опалубки обеспечивает щитам минимальную адгезию с цементным раствором и легкое отделение при демонтаже. В результате поверхность бетонной конструкции получается гладкой, а формы не нуждаются в тщательной очистке после распалубки. Но чтобы сам монолит не пострадал от такого соседства, к жирным эмульсиям предъявляются определенные требования:

1. Смазки для форм и опалубки не должны оставлять следов на бетонной поверхности в виде пятен жира. Удалить их без вреда для монолита не удастся, а некоторые изоляционные и отделочные материалы в этих местах начнут отслаиваться.

2. Химический состав эмульсий подбирается так, чтобы на контакте опалубки и бетона, прочностные характеристики монолита не изменялись.

3. Вязкость должна быть достаточно высокой, чтобы жирный слой мог удерживаться на гладкой стенке не меньше суток в условиях +30° С.

4. Число омыления не ниже 7 – только в этом случае смазка сможет нейтрализовать щелочную среду бетона и создать мыльную пленку, предотвращающую налипание раствора.

Процесс нанесения

Антиадгезионные составы принято делить на 4 основные группы. Каждая из них обладает своими характеристиками:

Но если после заливки планируется выполнять виброуплотнение, такая смазка для опалубки только повредит. Жесткий раствор будет буквально сдирать состав со стенок и перемешиваться с ним. Результат – ослабленная и загрязненная поверхность монолита.

Изготавливаются на основе минеральных масел и ПАВ, образующих несмачиваемую водоотталкивающую пленку. Стоимость достаточно высока, а сами они порой грешат загрязнением бетона. Тем не менее спрос на них есть.

Не слишком востребованная группа на органических углеводах. В их присутствии схватывание бетона на контакте с опалубкой замедляется неконтролируемо, от чего могут возникнуть внутренние напряжения в монолите с последующим растрескиванием.

Продукция Divinol

Второе название этих смазок – обратные эмульсии. Наиболее оптимальный вариант, по своим характеристикам отвечающий всем перечисленным выше требованиям. Самое интересное – в их состав тоже входят гидрофобизаторы и замедлители твердения бетона, но все негативное влияние этих компонентов нивелируется добавлением пластификаторов.

Комбинированная смазка или эмульсия для опалубки не только выполняет свою основную задачу разделения формы и раствора, но и улучшает качество бетонной поверхности. Поры монолита на контакте уменьшаются, он становится прочнее и приобретает определенную влагостойкость.

Особенности разной продукции

Масляные составы разных марок

Эмульсол Экс-А на основе минерального масла допускает нанесение на любые поверхности при температуре не ниже -18° С. Применяется для смазывания опалубки и виброформ, в производстве ЖБИ. Выгодно отличается от других составов экономичным расходом и легкой укладкой. Можно купить и более морозостойкую версию – Эмульсол Экс-ИМ, эффективно работающую при -35° С.

Ангрол – пожаробезопасный состав без запаха на водной основе. Отлично показывает себя при длительном хранении и в условиях повышенной влажности. В нее включены вещества, надежно защищающие металлическую опалубку от ржавчины. Заодно они увеличивают и стоимость Ангрола.

Тиралюкс – немецкая смазка Tira-Lux-1721 изготавливается из масел с добавлением противоморозных компонентов и присадок. По цене ей равных нет, в том смысле, что эта эмульсия втрое дороже отечественных средств. Зато обеспечивает сохранность даже дощатых щитов.

Агат – безводный масляный состав допускает применение со всеми видами и фактически является концентрированным эмульсолом. Приобрести его можно именно в таком виде, а перед использованием смешать с водой. Взвесь не оставляет следов на бетоне, что делает возможным применение Агата даже в работе с белыми и цветными цементами.

подготовка опалубки для бетонирования

Для изготовления монолитных конструкций из бетона используются дощатые, фанерные, металлические и пластмасовые опалубочные формы. Приобретение готовой формы на заводе-изготовителе или покупка материалов, с последующим изготовлением конструктива, не всегда рационально. Для устройства межэтажного перекрытия или другой сложной и ответственной конструкци аренда монолитной опалубки предпочтительней из-за экономии денежных средств, обеспечения качества и скорости выполнения работ. Для сохранности бетонных поверхностей и увеличения оборачиваемости опалубок применяются специальные смазочные составы.

Требования к опалубочным смазочным составам

  • Обеспечение высокого качества и гладкости бетонируемых поверхностей, без образования пор, раковин, сколов, шелушения.
  • Смазка для форм и опалубки должна сделать лёгким отделение бетонной смеси от них.
  • Экологическая чистота материалов, без содержания в составе вредных для человека веществ и пожароопасных компонентов.
  • Недопустимо смешивание бетонных смесей со смазочными материалами, что приводит к ухудшению физико-механических характеристик соприкасающегося с опалубкой бетона.
  • Смазка для фанерной опалубки и дощатых щитов должна обеспечивать защиту древесины от гниения, а для металлических форм от коррозии металла.
  • После разопалубки на бетонной поверхности не должны оставаться масляные и жировые пятна, что усложняет ведение отделочных работ и снижает прочность бетона.
  • Обладание необходимой вязкостью и способностью не растекаться при повышенной температуре наружного воздуха. Согласно строительным нормам состав должен в течение суток не стекать и не испаряться с нагретых до 30 градусов гладких вертикальных металлических поверхностей или ламинированной фанеры.
  • Для успешного противостояния шелочной среде при контакте с цементными растворами с образованием тонкой мыльной плёнки,не дающей прилипать бетонным частицам к опалубочным поверхостям коэффииент омыления должен быть ≥ 7.
  • Простота нанесения и экономичный расход.

Правила нанесения и расход смазочных материалов

эмульсол экс-а

Смазка опалубки перед бетонированием выполняется пистолетами-распылителями, валиками или малярными кистями. Предварительно поверхность очищается от остатков бетона, грязи и тщательно высушивается. Нанесение выполняется сплошным тонким слоём, особое внимание уделяя стыкам и угловым соединениям формы, для чего в этих местах используются кисточки. Не допускается попадание смазки на арматурный каркас.

Примерный расход указывается на упаковке или таре препаратов, но фактический расход зависит от следующих факторов:

  • понижение температуры увеличивает потребность смазочного вещества;
  • для форм из дерева и фанеры расход на 1 м2 больше чем из пластмасс и металла;
  • от плотности растворов, более жидкими укрывается большая поверхность;
  • способа нанесения, самое экономичное – распыление пистолетом.

Виды применяемых смазочных средств

Промышленностью налажен выпуск специальных технологичных и экологично чистых составов для обработки съёмных опалубок, но частниками еще практикуется смазка опалубки отработкой, мазутом, тосолом и другими продуктами нефтепереработки. Кроме низкой эффективности, такие средства выделяют токсичные вещества, загрязняют поверхность бетона и пожароопасны, поэтому случаи их использования становятся единичными.

В продаже представлены 4 группы современных смазок:

  1. Водные суспензии, состоящие из растворённых в воде цемента, извести, глины или смеси жидкого мыла с керосином. Такие недорогие эмульсии можно приготовить самостоятельно. После высыхания нанесённых суспензий на опалубочной поверхности образуется тонкая плёнка – смазка разделительная для опалубки и бетона. Но плёнка легко разрушается при вибрировании бетонной смеси, поэтому такие составы применяются только для малых объёмов бетонирования без виброуплотнения.
  2. Гидрофобизаторы, изготовленные на заводах растворы минеральных масел или солей жирных кислот с добавкой поверхностно-активных веществ. Обладают свойством замедления схватывания бетона. Несмотря на эффективность имеют следующие недостатки:
    • дороговизна;
    • пожароопасность;
    • загрязнение поверхности бетона;
    • затруднённый контроль замедления схватывания.
  3. Комбинированные составы или обратная эмульсия для смазки опалубки. Оптимальны для применения, несмотря на высокую стоимость. В состав входят гидрофобизаторы и замедлители схватывания бетона, но их негативное воздействие уменьшают пластифицирующие добавки.
  4. Водоотталкивающие составы. Большая группа на основе жирных кислот, к которым относится и эмульсол ЭКС-А и эмульсол ЭКС-М . Обработанные поверхности остаются скользкими ≥ 24-х часов, что позволяет легкий демонтаж опалубки.

Применение смазочных материалов увеличивает оборачиваемость опалубочных форм, что экономит денежные средства и улучшает качество бетонных конструкций.

Читайте также: