Круги лурия своими руками распечатать

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений "Круги Луллия". В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Круги Луллия — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи. Круги Луллия эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей. Круги Луллия можно использовать в работе с детьми 3-7 лет в организованной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах.

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Круги Луллия — это что­то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в дошкольном учреждении. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи. Круги Луллия эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально­творческих способностей детей. Круги Луллия можно использовать в работе с детьми 3­7 лет в организованной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Круги Луллия можно использовать в разных образовательных областях: художественно­эстетическое развитие, познавательное, социально­коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Это средство многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Данная игровая технология отвечает требованиям ГОС ДО.

На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают Указатель ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. Для детей 3­4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4­5 лет – можно использовать два­три круга с 4­6 секторами. Дети 6­7­летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы. Пособие позволяет решать задачи: ­ развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук. ­формировать элементарные математические представления; ­совершенствовать грамматический строй речи; ­ развивать внимание детей; ­ развивать навыки воображения;

Игры могут быть подобраны по двум направлениям: 1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.) 2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию. Для изготовления вам потребуется: лист фанеры, шпилька с резьбой, шайбы, гайки, самоклеющаяся бумага, кусок ДСП (для подставки). Шаг 1. С помощью линейки начертите три круга диаметром 40; 30 и 20 см.

Шаг 2. По начерченному выпилите лобзиком круги. Шаг 3. Просверлите в центре каждого круга отверстие и наклейте на него шайбу.

Шаг 4. Обклейте круги самоклейкой (лучше взять без рисунка). Шаг 5. С помощью маркера сделайте разметку на сектора. Их может быть 4, 6 или 8.

Шаг 6. Также из фанеры выпилите стрелку с отверстием и обклейте её (лучше взять бумагу другого цвета, чтобы стрелка не сливалась с основным полем). Шаг 7. С помощью шпильки и гаек скрепите между собой три круга, подставку и стрелку (расстояние между кругами 5­7 см).

Проверьте: легко ли вращаются круги и стрелка, надёжно ли закреплена подставка? Пособие готово! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Пособие по разработке Учебное пособие

Круги Лулля – что это? Это своего рода пирамида с картинками, словами или числами. Стрелка расположена над кружками. Все кольца подвижные, их можно вращать в обе стороны. Кольца разделены на несколько секторов. По мере вращения кружков стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. Секторы могут содержать рисунки, загадки и целые предложения.

Игрок задает вопрос и раскручивает игрушку. Получившуюся комбинацию можно интерпретировать как ответ на вопрос, а с расшифровкой связаны воображение и логика.

  • Ознакомление с окружающими предметами;
  • Развитие связной речи;
  • Знание математики;
  • Развитие мысли;
  • Умение устанавливать логические связи между объектами;
  • Комфортная социализация и общение с людьми и тд

Технологии ТРИЗ в детском саду Круги Луллия.

ТРИЗ технологии в детском саду Круги Лулля.

Одной из эффективных педагогических технологий развития творческих способностей детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.

Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие, с одной стороны, таких мыслительных качеств, как гибкость, мобильность, связность, а с другой стороны, исследования, стремления к новизне, языкового развития и творческого воображения.

В своей работе я использую кружки Лулля как игровой прием, направленный на обогащение словарного запаса ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах. Их эффективно используют в педагогике для развития языковых, интеллектуальных и творческих способностей детей.

Круги Лулля преподносятся дошкольникам в виде чудесных колец или загадочных кругов. Для работы с детьми 3-4 лет рекомендуется брать всего два круга разного диаметра по 4 сектора в каждом.

При работе с детьми 5-6 лет используют два-три кружка (по 4-6 секторов на каждом).

Что еще почитать: Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста на занятиях по лепке

Дети 7-го года жизни справляются с достаточным количеством заданий, в которых используются четыре круга по 8 секторов в каждом.

Рекомендуется играть в игры вне класса в виде игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). К секторам прикреплены картинки по определенной теме.

Игра должна состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальная задача);

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).

Технологическая цепочка игры:

1. На всех участках круга изображения или знаки обозначают какие-либо предметы.

2. Деятельность настроена.

3. Кружки крутятся, дети смотрят, какие изображения на кружочках под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического перевоплощения придумайте историю.

1. Соответствующие игры:

2. Вы играете с элементом случайности в размещении колец:

3. Игры на развитие творческого воображения:

Вы можете составить это руководство самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию.

Для изготовления потребуются: лист фанеры толщиной 4 мм, прокладки из ДСП (для опоры), шпилька с резьбой, шайбы, гайки.

Нарисуйте три круга диаметром 40, 20 и 10 см и лобзиком вырежьте круги.

Просверлите отверстие в центре каждого круга. Я покрасил его аэрозольной краской. Сделанную нами конструкцию делим линиями на 8 частей – секторов. К каждой детали прикрепляем по кусочку липы, после чего идет долгий и кропотливый процесс выбора изображений, на которые также крепится липа.

Следовательно, использовать круги Ллулля можно в любой сфере: закрепить знания чисел и умение считать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующее число), знание геометрических фигур (соединить предмет определенной формы со стандартом, для развития фонематического слуха (связать образ с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и подсчитать слоги в словах).

Варианты использования этой техники безграничны. Наши учителя активно изучают его, детям он очень нравится, и вам в работе, мы тоже рекомендуем.

Спасибо за внимание.

1. Фото развивающего пособия.

2. Описание алгоритма изготовления пособия.

Для изготовления пособия нужно взять: два прямоугольных куска любого твёрдого материала, например: оргстекла, фанеры, толстого картона, пластмассы шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, необходимо укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки или петли. В верхнем прямоугольнике необходимо вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Если игра будет стоять только на столе, то крышку можно не крепить, а просто накладывать на бортики основания. Если пособие можно будет повесить на стену, то крышка должна быть закреплена.

Для свободного и удобного вращения колец предлагается использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок.

3. Задачи, которые помогает решить данное пособие.

  • развивать фонематические процессы;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • автоматизировать звуки речи;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

4. Вариант использования пособия.

  • совершенствование навыков звукового анализа
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • закрепление навыка словообразования и словоизменения.
  • расширение и активизация словаря
  • развитие связной речи

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

  • совершенствование артикуляционных способностей детей
  • развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
  • формирование навыков сотрудничества и самостоятельности

Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

Авторы: Данилива Ольга Ивановна, учитель-логопед; Шумилина Евгения Николаевна, воспитатель; МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53, г. Волжский, Волгоградская область, Россия.

На верхнем кольце изображены животные, на большом – их детеныши. Воспитатель называет любое животное. Поворачивая круги, ребенок должен найти ребенка по имени животное. Например, котенок находится в паре с кошкой, а щенок – с собакой. Задача игрока – найти каждому ребенку свою маму и наоборот.

На перстнях изображены герои известных сказок и принадлежащие им предметы. Учитель называет героя, а ребенок ищет то, что персонаж использует в рассказе. Например, Баба Яга – ступа или метла, Буратино – ключ и т.д. Задача детей – найти для каждого героя свою вещь.

Кольца представляют собой предметы и числа. Как играть? Учитель вращает стрелку и называет выпущенное изображение. Задача ребенка – посчитать, сколько предметов на картинке и назвать правильное число. Например, два мяча, четыре книги и т.д.

На кольцах изображены случайные предметы: деревья, цвета, слова. Учитель крутит стрелу. Задача детей – рассказать, как можно связать упавшие изображения. Например, у вас получится пара деревянных – красного цвета. Это означает, что осенью листья меняются и краснеют. Проделайте то же самое со следующими комбинациями.

Lull’s Circles – это простая развивающая игра, положительно влияющая на мозговую активность детей. В игровой форме малыш не только стимулирует мышление, но и проводит приятные и забавные моменты с друзьями.

Ирина Погорелова

Основой всех игр являются один или два круга разного диаметра выполненных из плотного картона, обклеенных цветной самоклеющейся бумагой и скрепленных в середине так, чтобы верхний круг свободно вращался.

С тенями, отбрасываемыми от себя разными предметами, мы сталкиваемся довольно-таки часто. При этом тени, по сути, являются повторением тех предметов, которые их отбрасывают. По этой причине абсолютно несложно сориентироваться и определить, где, чья тень.

Цель игры: развитие внимательности, более точное восприятие формы окружающих предметов, познавательной деятельности, а также мышления.

Ход игры: В прозрачный кармашек на верхнем круге вставляем цветную картинку с изображением забавного человечка и предлагаем ребенку вращать верхний круг до тех пор, пока изображение человечка не совпадет с его тенью на нижнем круге и т. д. Вначале дети должны указать свой вариант, а затем обосновать мнение по поводу сделанного выбора.

В прозрачный кармашек на верхнем круге вставляем изображение шлема, и ребенок, вращая верхний круг, должен определить какому из героев, изображенных на нижнем круге, он принадлежит.


Цель игры: Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение. Обогащать словарь детей.


Карточки к данным играм хранятся с обратной стороны игры в надежно закрепленных закрывающихся конвертах.


Отличие этой игры от предыдущих игр состоит в том, что на верхнем круге нет прозрачного кармашка. Вместо него на противоположных сторонах верхнего круга расположены овальные вырезы. На нижнем круге, с помощью двустороннего скотча закреплены цветные сюжетные картинки, обозначающие модально противоположные способы поведения.

Цель игры: Социально – нравственное развитие детей посредством формирования представлений о способах социально — приемлемого поведения.

Задачи: развивать умение дифференцировать модели положительного и отрицательного поведения в обществе; развивать наблюдательность, сообразительность, скорость мышления; развивать умение устанавливать причинно — следственные связи; развивать речевые навыки; мелкую моторику.


Данная игра состоит из одного круга с изображениями основных эмоций мальчиков и девочек и прикрепленных в середине стрелочек.

Цель игры: развитие эмоциональной сферы.

Задачи: Учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, свободно выражать их, изображать с помощью мимики, пантомимики и голосовых эмоций.

Развивать умение определять эмоции по картинке, сравнивать их, развитие наблюдательности, воображения, выразительности движений и речи.


Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, сообразительными – короче говоря, умными. Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо освоить большой поток информации. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Применяя данные игры в индивидуальной работе, стараюсь помочь детям получать радость от выполнения заданий, поверить в свои силы, лучше усвоить первоначальные представления об окружающей действительности, сформировать навыки речевого общения и умение правильно выражать свои мысли.

Гениальный советский ученый Генрих Альтшуллер создал теорию ТРИЗ, которая в свое время не нашла достаточного отклика в педагогике. Применялась она только лишь на технических предприятиях, собственно для чего и была разработана. Но пытливые умы заметили, что применение методов и законов в образовании дает положительные результаты.

Сегодня же технология ТРИЗ это современная педагогическая технология, которая в корне способна изменить подход к воспитанию и обучению детей.

Существует одна давняя методика – дидактические круги, которая периодически используется на занятиях в детском саду. Круги Луллия очень схожи с ней по принципу действия, но способны охватить больший пласт.

Применяется эта методика ТРИЗ как во 2 младшей группе, так и в подготовительной. Нет возрастных ограничений, уровень сложности зависит только от фантазии педагога.

Игру можно сделать своими руками. Основа – два круга разных диаметров. На них наклеиваются картинки таким образом, чтобы рисунок с большего круга можно было совместить с рисунком меньшего по заданному признаку.

Например – чьи следы, с какого дерева упал листочек, что имеет такую же форму и прочее.

Чего педагог может добиться, занимаясь по ТРИЗ в детском саду:

- выявляются причинно-следственные связи между предметами.

- дети знакомятся с окружающим миром в системе.

- появляется интерес к исследовательской и поисковой деятельности.

- воспитывается экологическая культура.

- происходит развитие творческого воображения.

- активно развивается связная и грамотная речь.

Главный принцип решения задач ТРИЗ, и круги Луллия не являются исключением – не ограничивать фантазию детей. Важно принимать все, что предлагают дети, а если воспитателю показалось, что ответ неверный, попросить ребенка объяснить, почему он считает именно так.

На базе одного набора кругов можно построить 4 варианта игры:

Первый, самый простой и логичный – нахождение реального сочетания предмета и признака. Необходимо выявить взаимосвязь и составить предложение, в котором будут употребляться заявленные предметы.

Второй вариант – найти взаимосвязи в нестандартном сочетании. То есть сочетание предмета и признака выбирается случайным образом, а ребенку необходимо представить логичное объяснение этому выбору.

Следующий вариант – усложнение предыдущего. Нужно не просто придумать логическую связь, а рассказать историю, в которой уживаются предметы с совпавшими признаками.

В четвертом варианте дети должны решить проблему. Сочетание несочетаемого – это сказочная ситуация. А какая сказка без сложностей. Детям предлагается сначала сочинить сказку, в которой возникает сложность, а затем придумать, как эту проблему разрешить.

Показателем огромного прорыва в развитии мышления детей станет момент, когда они самостоятельно возьмутся за круги и организуют игру.

Ключевые потребительские ценности в современной ТРИЗ это – дать детям и взрослым в руки инструменты для познания окружающего мира и научить ими пользоваться. И тогда весь мир будет в их уверенных руках.

Вступайте в международный бизнес-клуб ТРИЗ, получайте самую актуальную информацию раньше других и решайте нерешаемые задачи!

Сидят на ветке два Воробья и от безделья маются.

— Ты когда-нибудь летал на тот конец поля? — спросил один другого.

— А за гору и за горизонт?

— А зачем тебе это нужно?

— Если интересно, так спроси у перелётных птиц. Они везде побывали.

— А я, может быть, сам хочу убедиться, что там за горизонтом.

Познавательный интерес, самостоятельное познание мира, это то, что необходимо современному ребенку. И кто если не мы педагоги поможем детям развить творчество, воображение и поддержать познавательный интерес.

Слайд 4. Что это такое Круги Луллия? Я с уверенностью могу сказать, что это и игра, и игрушка, и технология, и средство, обеспечивающее реализацию всех образовательных областей и помогающие развивать познавательный интерес.

Слайд 5. Развитие познавательного интереса является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности.

Что соответствует требованиям стандарта, подтверждается научными исследованиями Лидии Ильичнины Божович, Леонида Абрамовича Венгер, Льва Семеновича Выготского, и противоречием, сложившимся в практике образовательной деятельности:

педагоги испытывают затруднения в подборе методов, приемов, средств развития познавательного интереса воспитанников

Слайд 6. Наше с вами взаимодействие надеюсь, будет продуктивным. Попробую вас заинтересовать и научить умению использовать данную игру-технологию в практической деятельности для развития познавательного интереса дошкольников.

Слайд 7. Монах Раймонд Луллий изобрёл круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос, путём простого раскручивания. Кругами заинтересовались авторы технологии ТРИЗ и стали активно использовать в работе с детьми.

Слайд 8. В своей практике мы опираемся на теорию деятельности Сергея Леонидовича Рубинштейна, Дениса Васильевича Давыдова.

И, конечно, же, на игру, как ведущую деятельность детей, в которой развиваются все познавательные функции, и по мнению Николая Николаевича Поддъякова, составляют основу познавательного интереса ребенка этого возраста

Слайд 9. Круги Луллия – это приспособление, которое состоит из нескольких кругов разного диаметра. Они нанизаны на общий стержень по типу пирамидки со стрелкой или рамкой в верхней части стержня. Все круги разделены на одинаковое число секторов. Количество кругов и секторов меняется в зависимости от возраста детей или их подготовки. Т.е. в младшем возрасте или на начальном этапе мы используем конструкцию из 2 кругов разделенных на 4 сектора. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов. У детей старшего дошкольного возраста данная конструкция состоит уже из трех-четырех кругов, поделенных на 8 секторов. Если в работе используем пособие состоящее из 3 кругов с 8 секторами, то можно не заполнять все круги и сектора. На каждый сектор крепится картинка, по теме. Круги и стрелка свободно двигаются.

Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:

На обогащение, уточнение и закрепление имеющихся представлений.

На развитие воображения, фантазии и творчества.

Слайд 10. Работу с пособием условно разделили на 4 этапа.

На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. В зависимости от того, какие задачи мы ставим на данном этапе. Сегодня мы подробно остановимся на первых двух этапах.

Слайд 11.Прежде, чем приступим к практике, предлагаю рассмотреть технологическую цепочку проведения игры:

- На всех секторах круга картинками обозначены объекты.

На секторе самого большого круга прикреплены изображения деревьев (сосна, яблоня и др.), на среднем – мест их произрастания (сад, лес, болото и т.д), маленьком – картинки с изображением плодов.

- Я предлагаю детям найти соответствие на кругах. На нижнем круге найти изображение яблони, затем поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге находим плод. Объясняем, что получилось.

Это первый этап работы с кругами, дети находят реальное сочетание.

Т.о. развивается познавательный интерес дошкольников.

Когда дети освоили первые 2 этапа, можно переходить к фантастическим заданиям.

Наиболее широко это пособие используется в области речевого развития, их еще называют речевые круги. Я же его использую во всех образовательных областях, что способствует развитию познавательного интереса дошкольников.

Слайд 13. Знакомя воспитанников с окружающим миром (миром природы, людей) Круги Луллия помогают формировать у детей целостную картину мира.

Слайд 14. Круги Луллия позволяют мне вызвать у детей интерес к математике и решать следующие задачи: учить детей соотносить форму, цвет; закреплять счет, состав числа; составлять и решать простые математические задачи.

Слайд 15. Коллеги, как вы думаете? Возможно, ли использовать Круги Луллия в художественно-эстетическом воспитании и физическом?

Н-р, на занятии по изо-деятельности ребенок самостоятельно выбирает какую вазу будет рисовать: выбирают форму, цвет и варианты росписи. И т.д.

При закреплении у детей представлений о различных видах спорта и спортивных объектах.

Таким образом, Круги Луллия универсальное пособие, которое способствует развитию познавательного интереса.

Предлагаю на практике попробовать, как работают Круги Луллия.

Слайд 16. Задание для фокус группы

Приглашаю фокус группу в количестве 6 человек. В конверте на столе лежит набор картинок и задание.

Используя набор картинок, придумать игру.

Дать ей название.

Обозначить цель и задачи.

Продумать вопросы к детям способствующих развитию познавательного интереса у воспитанников. (возраст на ваш выбор)

Время работы 5 минут.

Пока фокус группа работает, предлагаю вам попробовать отгадать загадки с помощью кругов, которые лежат в ваших конвертах. Загадка не простая, она предполагает различные варианты отгадок, любая отгадка будет верной, если вы ее обоснуете и найдете предмет, который спрятан в пособии на малом круге.

Проверните большой круг, и посмотрите, что у вас выпало под стрелкой.

Какое сочетание (мороженое) у вас получилось? А бывает такое мороженое? А как его можно сделать? а где его продают? Съедобное или не съедобное?

У вас осталась 1 минута.

Коллеги, с помощью кругов можно еще придумывать загадки. Предлагаю рассмотреть картинки, придумать и озвучить свою загадку.

Даем слово фокус группе.

Спасибо всем за работу.

Я надеюсь, что сегодня смогла убедить вас в том, что круги Луллия способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников.

И хотела бы получить обратную связь. С помощью смайликов, которые лежат в конверте, покажите, на сколько вас заинтересовал сегодняшний мастер класс.

Читайте также: