Ремонт генератора нива шевроле своими руками

Обновлено: 03.07.2024


Генератор – это один из важнейших элементов автомобиля. Именно в нем вырабатывается напряжение необходимое для работы бортовой сети автомобиля, а так же токи для зарядки аккумуляторной батареи.

В данной статье речь пойдет о генераторе автомобиля Шевроле Нива, а именно об его устройстве, замене и т.п. Так же в статье рассказывается о всех типах генератора устанавливаемых на данный автомобиль и приведены артикулы.

Конструкция и принцип работы генератора


Генератора автомобиля состоит из главных частей: якорь и статор. Именно эти детали являются основными в нем. На вал якоря насажены подшипники и приводной шкив, за который вращается якорь. Сам генератор вырабатывает переменный ток, который выпрямляется с помощью диодного моста. Диодный мост состоит из нескольких диодов. Для снятия тока с якоря применяются токосъемные щетки выполненные из графита смешенного с медью.

Какой генератор устанавливается на Шевроле Ниву

Штатный генератор Шевроле Нивы имеет артикул: 9412.3701 Аналогичный генератор применяется и на других отечественных Нивах с инжекторным двигателем. Данный генератор имеет номинальный ток – 80 А. Следует отметить, что при выходе из строя генератора не обязательно покупать именно заводской, существует множество аналогов даже превосходящих по характеристикам родной генератор Нивы Шевроле.


Ремень генератора Нива Шевроле


В качестве привода генератора на Шниве используется полилклиновый ремень, обладающий высокой эффективностью и надежностью.

Заводской ремень имеет обозначение: 6PK 1888. Его размеры: длинна – 1888 мм; Ширина – 21,6 мм; Число ручейков – 6 шт.;

Поломка генератора


Если генератор выходит из строя на приборной панели автомобиля загорается сигнальная лампа о потере заряда аккумулятора. Так же лампа может загореться из-за обрыва ремня генератора. Диагностировать поломку генератора можно довольно просто достаточно лишь иметь при себе обычный мультиметр.

Проверка генератора

Для проверки генератора понадобиться обычный бытовой мультиметр.

  • Переводим переключатель мультиметра на параметр измерения постоянного напряжения величиной 20В;
  • Запускаем двигатель автомобиля;
  • Подключаем щупы мультиметра к аккумуляторной батареи;
  • Показания на приборе должны быть от 13,5 до 14,5 Вольт;

Если показания намного меньше, то вероятнее всего неисправен генератор и не дает заряд АКБ.

Подшипники генератора


Довольно часто выходит из строя подшипники генератора, так как они подвержены нагрузки натяжения ремня. Замена подшипников производиться после полной разборки генератора.

Подшипники, применяемые в генераторе Шевроле Нива:

Снятие и ремонт генератора

Так как работы будут производиться с электрооборудованием автомобиля, рекомендуется позаботиться о своей безопасности, поэтому необходимо снять минусовую клейму с аккумуляторной батареи, после чего можно начинать работу.

  • Далее откручиваем все провода от генератора и снимаем разъем;


  • Ослабляем ремень генератора, для этого отпускаем болты крепления генератора;


  • После того как ремень будет снят, откручиваем два болта крепления генератора ключом на 13 мм, держать болт и гайку необходимо с двух сторон, так как болт способен прокручиваться;

Разборка генератора

  • Снимаем пластиковую крышку, отогнув защелки;
  • Откручиваем болты фиксации выводов обмотки от диодного моста и отгибаем их в сторону;
  • Откручиваем токосъемные щетки;
  • Откручиваем вывод генератора (длинный болт с гайкой под ключ на 10 мм);
  • Демонтируем диодный мост;
  • Откручиваем 4 болта крепления крышек;
  • Разъединяем генератор на две половинки;

Как открутить шкив генератора


Откручивать шкив генератора следует после разборки. Для этого оборачиваем якорь в ветошь и слегка зажимаем его в тисы (ВНИМАНИЕ! Сильно сжимать тисы нельзя). Далее головкой откручиваем шкив генератора и вынимаем его.

Замена подшипников

Снимать подшипники необходимо специальным съемником для подшипников, который выглядит вот так:


Запрессовывать подшипники можно с помощью головки подходящей по диаметру внутренней обоймы подшипника.

Видео по ремонту генератора

Разбираем генератор для проверки и замены регулятора напряжения, выпрямительного блока, ротора, статора и подшипников.
Замену регулятора напряжения можно выполнить на автомобиле, не демонтируя генератор. При этом нужно снять рукава подвода воздуха к дроссельному узлу (см. Снятие рукавов подвода воздуха к дроссельному узлу). Для наглядности замену регулятора напряжения показываем на снятом генераторе.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Поочередно отжимаем три пластмассовые защелки…

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

…и снимаем пластмассовый кожух генератора.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Отсоединяем две колодки проводов регулятора напряжения от выводов выпрямительного блока.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Снимаем регулятор напряжения и отсоединяем колодку провода от вывода регулятора напряжения.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Крестообразной отвёрткой отворачиваем винт крепления конденсатора.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Снимаем выпрямительный блок.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Помечаем взаимное положение статора и крышек генератора.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

…снимаем заднюю крышку генератора.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Удерживая рукой ротор от вращения, наносим удары молотком по воротку и отворачиваем гайку крепления шкива.
Снимаем пружинную шайбу.
Снимаем шкив.
Выталкиваем вал ротора из переднего подшипника и снимаем переднюю крышку. Если вал ротора не удается вытолкнуть из подшипника…

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

…съёмником выпрессовываем ротор из передней крышки.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Передний подшипник заменяется только в сборе с передней крышкой генератора, т. к. он запрессован и завальцован в крышку.
Для замены заднего подшипника…

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

…двухзахватным съёмником спрессовываем подшипник с вала ротора.
При выполнении этой операции винт съёмника нужно упирать точно в центр вала, чтобы не повредить пластмассовый изолятор контактных колец ротора.

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

Отверткой равномерно поддеваем статор с разных сторон…

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

…и вынимаем его из передней крышки генератора.
Сборку генератора выполняем в обратной последовательности.
Для установки заднего подшипника опираем передний конец вала ротора о деревянный брусок…

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

…и напрессовываем подшипник на задний конец вала подходящей инструментальной головкой, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.
Для сборки статора с задней крышкой вставляем статор в переднюю крышку. Устанавливаем на статор заднюю крышку…

Разборка и сборка генератора Шевроле Нива

…и, равномерно заворачивая стяжные болты, запрессовываем статор в переднюю крышку.

Генератор 9402.3701-01

Схема соединений системы генератора Шевроле Нива

Схема соединений системы генератора

Технические характеристики генератора для Нивы Шевроле

  • Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и 6000 мин -1 ), А — 80
  • Пределы регулируемого напряжения, В — 13,2-14,7
  • Передаточное отношение двигатель-генератор — 1:2,16

Снятие и установка генератора Нива Шевроле

Перед началом снятия генератора необходимо его об источить — снять клемму минус аккумуляторной батареи.



Снимите защитный чехол



Отверните гайку болта крепления генератора к натяжной планке



Отверните гайку болта нижнего крепления генератора


Снимите ремень привода генератора, как снять ремень генератора Шива Шевроле показано на рисунке


Выньте болт и с помощью монтажной лопатки выведите генератор из кронштейна


Снимите генератор с Нивы Шевроле.

Установка генератора на Шевроле Ниву производится в обратном порядке его снятию. После установки генератора отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.

Ремонт генератора Нива Шевроле своими руками

Детали генератора


Устройство генератора Нива Шевроле : 1 – гайка; 2 – шайба; 3 – шкив; 4 – передняя крышка; 5 – дистанционное кольцо; 6 – ротор; 7 – статор; 8 – задняя крышка; 9 – кожух; 10 – прокладка; 11 – защитная втулка; 12 – выпрямительный блок с конденсатором; 13 – щеткодержатель с регулятором напряжения.


Отожмите три защелки крепления задней крышки генератора


Снимите пластмассовый кожух генератора


Выверните два винта крепления регулятора напряжения Нива Шевроле


Снимите регулятор напряжения со щеткодержателем


Отсоединив провод от клеммы регулятора


Выверните четыре винта крепления выпрямительного блока и винт крепления конденсатора Нива Шевроле


Отогните три вывода обмотки статора так, чтобы они дали возможность снять выпрямительный блок


Снимите выпрямительный блок с конденсатором


Для замены конденсатора отверните гайку контактного болта, снимите шайбу и распорную втулку. Снимите с контактного болта наконечник провода конденсатора


Выверните четыре стяжных винта (винты затянуты большим моментом). Под головками винтов установлены пружинные и плоские шайбы


Поддев отверткой, снимите крышку генератора со стороны контактных колец. Зажмите ротор генератора в тисках (не слишком сильно, чтобы ротор не проворачивался) и отверните гайку крепления шкива. Снимите пружинную шайбу и шкив.


Снимите упорную шайбу генератора


Выньте ротор генератора Нива Шевроле из крышки со стороны привода


Снимите с вала ротора дистанционное кольцо


Осмотрите контактные кольца. Если на них имеются задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать. Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать


Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор


Проверьте контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один провод подсоедините к корпусу ротора, а второй – поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить ротор


Осмотрите статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. Если есть износ, надо заменить подшипники или крышки генератора


Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если лампа не загорается, произошел обрыв в обмотке. Замените статор или обмотку


Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора. Если лампа загорается, значит, есть замыкание: необходимо заменить статор или обмотку. Осмотрите крышку генератора со стороны привода в сборе с подшипником. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, а также обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку в сборе с подшипником (подшипник в крышке завальцован). Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, подшипник необходимо заменить. Для этого с помощью съемника спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника. Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку необходимо заменить.

Схема для проверки регулятора напряжения (реле регулятора) Нива Шевроле

Проверьте исправность конденсатора. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Конденсатор можно проверить мегомметром или тестером. Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно. Проверить выпрямительный блок можно как на снятом генераторе, так и не снимая генератор с автомобиля. Порядок проверки одинаковый. Для наглядности схемы проверки показаны на снятом генераторе. Для проверки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с клеммы регулятора напряжения.


Так расположены диоды выпрямительного моста генератора Нива Шевроле: 1 – положительные диоды (с красной меткой на корпусе); 2 – отрицательные диоды (с черной меткой на корпусе); 3 – дополнительные диоды.

Диагностика диодного моста Нива Шевроле





Особенности замены генератора

Автомобильный генератор представляет собой устройство, состоящее из трех основных частей:

1. Статор.
2. Ротор.
3. Щетки.

Статор характеризуется неподвижной обмоткой, на которую при пуске двигателя поступает постоянный ток. Он создает магнитное поле в статоре, что, в свою очередь, действует на ротор (подвижную часть обмотки). Когда двигатель запущен, то ротор приводится в действие от коленчатого вала. Передача вращательной силы осуществляется по ременной передаче. Таким образом, во время вращения ротора, в нем возникает ток, который передается к статору посредством щеток. Ток в обмотке статора наводит электродвижущую силу, которая преобразуется в переменное напряжение. Чтобы преобразовать переменные составляющие мощности генератора, используется выпрямитель- диодный мост.

Как обнаружить поломку генератора на Шевроле Нива

Точную причину неисправности можно определить только на специальном оборудовании. Определить это в домашних условиях сложнее. Но можно выяснить неисправность по следующим признакам:

1. На панели приборов, после пуска двигателя, должна погаснуть сигнализирующая лампа в виде красного аккумулятора. Если же лампа не тухнет, то это свидетельствует о том, что батарея не получает заряда.
2. На работающем двигателе свет фар стал не таким светлым. Это свидетельство того, что фары садят батарею, которая не получает подзарядки.
3. Шумы в моторе. Когда при всем вышесказанном еще и слышатся посторонние шумы в виде цокота или свиста, то явно следует снять и проверить устройство.

Шевроле Нива оборудована электроникой, которая потребляет большую мощность. К тому же для пуска такого мощного двигателя, необходимо использовать аккумулятор емкостью не менее 60Аh. Что создает большие нагрузки на батарею. Поэтому важно контролировать ее зарядку от генератора.
Какие причины поломок генератора Шевроле Нива

Самой распространенной причиной выхода из строя является обрыв ремня. Ремень имеет самый непродолжительный срок службы, по сравнению с другими конструкционными элементами. Обнаружить обрыв ремня можно визуально, открыв капот и посмотрев на шкив ременной передачи. Если ремень цел, но слышаться посторонние шумы в виде металлического звона, то, скорее всего, необходима замена подшипников. Обнаружить можно только после снятия устройства.

Замена ремня осуществляется не только тогда, когда он оборвался. Чтобы не допустить его обрыва в пути, необходимо периодически проводить осмотры. При обнаружении следующих повреждений, необходимо сразу провести замену ремня:

1. Когда обнаружены следы порезов или износа, трещины;
2. Если ремень начал отслаиваться и с него видны нити;
3. Присутствие масла и взлохмаченности свидетельствуют о его негодности.

Нива: особенности замены генератора

Для замены ремня важно вооружиться такими инструментами:

1. монтировкой;
2. отверткой;
3. домкратом;
4. набором ключей.

Купив новый ремень, можно приступить к его установке:

1. Обесточить авто от питания аккумулятора.
2. С датчика коленвала вытянуть разъем. Для этого откручивается крепежный болт крестообразной отверткой. Датчик нужно снять.
3. Гайку, которая закрепляет устройство, необходимо слегка отвинтить и сместить устройство к блоку.
4. Снимается изношенный ремень. Так как устройство ослаблено, сделать это несложно. Для этого нужно воспользоваться домкратом.
5. Правая сторона поддомкрачивается, предварительно поставив упоры под колеса. Правое колесо нужно будет вращать, поэтому необходимо поставить авто на четвертую скорость.
6. Потянув за ремень, снимаем его со шкива помпы. Далее, крутится колесо, постепенно вытаскивая ремень со шкива.

Снятый ремень ремонту не подлежит, поэтому сразу переходим к установке нового:

1. Вначале набрасывается ремень на шкив коленчатого вала, а после последовательно на все остальные.
2. Заканчивать лучше шкивом генератора. Вращается колесо до момента одевания ремня.
3. Устройство ставится на посадочное место и крепится болтом.
Последовательность накидывания ремня на шкивы.

1Шкив коленвала.
2Натяжной ролик.
3Правый нижний шкив.
4Ролик под генератором.
5Шкив помпы.
6Шкив генератора.

Важно отрегулировать натяжение. Слабое натяжение не будет обеспечивать необходимым зарядом батарею.

4. Проводится установка датчика на свое место.

Нива: особенности замены генератора

Установка на место

После ремонта или новый генератор ставится на место в следующей очередности. Для удобства читаемости, порядок установки занесен в таблицу:

Замена подшипника генератора

Изношенный подшипник можно совершенно свободно заменить в домашних условиях. К тому же покупать новый генератор целиком нерационально, если можно обойтись заменой подшипника. Процесс замены подшипника включает в себя разборку конструктивных элементов генератора. Для этого необходимо снять устройство и приступить к разборке:

1. Извлечь шкив. Откручиваются затянутая гайка, и снимается элемент привода.
2. С обратной стороны устройства снимаем крышку.
3. Сняв крышку, откручиваем два винта от регулятора напряжения. Откручиваются также болты по периметру устройства, которые фиксируют заднюю и переднюю крышку.
4. Теперь снимается лицевая сторона устройства. Для этого нужно осторожно выбить ее молотком с резиновым наконечником.
На крышке виден подшипник, который необходимо заменить.
5. Самым сложным моментом является его извлечение из крышки. Для этого нужно взять трубку, у которой диаметр будет равен самому подшипнику. Если выбить не получается, то можно купить крышку с новым подшипником.
6. Снятие щеток необходимо делать осторожно. Усики щеток припаяны к корпусу, поэтому их нужно отделить, а затем обратно припаять.
7. Замена заднего подшипника также имеет некоторые сложности. Вначале вынимается ротор с подшипником.
8. После чего извлекается сам подшипник. Для извлечения лучше воспользоваться специальным устройством съема.

Нива: особенности замены генератора

Съемник подшипника
9. Установка подшипника на посадочное место проще, нежели его съем.
10. Сборка генератора осуществляется в обратной последовательности снятию.
11. Генератор устанавливается на место и проверяется его работоспособность. Можно обратиться к автоэлектрику, для проверки выдаваемого тока.

Важно не допускать намокания генератора, иначе это грозит его замыканием.

Процесс ремонта и замены генератора несложный, но довольно емкий, особенно если необходима замена подшипника. Ремонт обмоток проводится специалистами, поэтому перемотать ротор непросто и практически невозможно в домашних условиях. Обмотка зачастую выходит из строя после длительной работы генератора, когда на спидометре авто будет больше 100 000 км пробега.

Читайте также: