Лопата в автомобиль для снега своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

В этой статье я хочу поделиться очередной самоделкой, речь пойдет об отвале на Ниву для уборки снега с придомовой территории и расчистки дорог на даче, а точнее в строящемся коттеджном поселке.

Нива покупалась на дачу вместо квадроцикла (по грибы по ягоды и за вениками в лес), сравнив цены на подержанные квадрики и на старенькие Нивы, с учетом того что квадрик это не всепогодный транспорт и его цена в два раза превышает стоимость подержанной Нивы, не говоря уже о стоимости запчастей. В общем все плюсы у Нивы.

Подробного процесса изготовления самодельного отвала в фотографиях нет, так как варил я его зимой по вечерам, и фотографии не получались, поэтому выложу то что уже есть, с размерами самого отвала в конце статьи.

Для изготовления отвала для Нивы мне понадобилось:

  1. Бочка 200 литровая — 1,2 шт
  2. Профильная труба 20х40 мм — около 6 пог.м.
  3. Трубка круглая 20 мм (но можно и профильную трубу 20х40 мм) — 2-3 метра
  4. Профильная труба 40х40 мм — 6 пог.м.
  5. Кровельные саморезы
  6. Саморезы по металлу (клопы)
  7. Реактивная тяга от копейки или от любой другой машины — 1 шт
  8. Рессора (я взял от ГАЗЕЛи) — 2 листа
  9. Транспортерная лента

Чтобы получить поверхность отвала, я отпилил у 200 литровой бочки крышку и дно, получился цилиндр, его я распилил вдоль, ровно пополам, получил 1/2 бочки — 2 штуки (на фото), их пришлось немного разогнуть что бы они легли на каркас отвала, примерив отвал к ниве, решил что ширины его не хватает, так как он ставится под углом к машине, что бы отбрасывать снег в сторону, добавил еще один от такой же бочки.

2016-03-29_12-49-45

Распил бочки делался первым, для того что бы определить высоту каркаса отвала, она вытекает из длинны распиленных кусков бочки, конечно можно ее высчитать, измерив диаметр бочки. В общем определил длину вот этих ребер отвала (на фото №№1,2,3,4). Для того что бы придать отвалу закругленность, подпилил эти заготовки толстым кругом болгарки (на фото запилы указал синими стрелками), согнув как нужно, заварил их.

Процесс сварки отвала

На этой фотографии отвал еще короткий, не добавлена еще одна секция, ее я приварил позже.

Фото кликабельно (нажмите что бы увеличить)

Следующим шагом приварил рессоры (смотри фото ниже), в расчете на то, что они будут частично гасить удары отвала о твердые куски, камни и наледи, что бы не разбивать лонжероны на Ниве, для этого у нас еще будут реактивные тяги (о них позже). Зелеными галочками отметил где рессора приварена к отвалу, каждая из них крепится к рамке отвала только в двух местах.

Сверху, на отвал, рессоры 1 и 2, приварены через петлю на фото, элемент 3, это ухо от той же рессоры, понадобилось для того, что бы увеличить расстояние рессор от самого отвала, так как они легли слишком близко к нему.

Далее к рессорам была приварена профильная труба (1) 40х40 мм, в местах (2) и (3), к ней уже я приварил такие же трубки (4) и (5), по сути это тяги идущие к проушинам нивы, на этом фото, на левой трубе видно еще и обычную (круглую трубу), это результат ремонта отвала, о котором чуть позже.

Крепление отвала к НИВЕ

Теперь что бы закрепить отвал на машине, и при этом обезопасить лонжероны Нивы от разрушения, я использовал реактивную тягу от копейки, вот такую, распили ее пополам, и вставил в трубу 40х40 мм, немного подогнул ее молотком и обварил.

Получилось вот так, на фото это уже ремонт отвала, поэтому одна труба заменена на круглую (2), и приварена к обломленной квадратной трубе, которая была изначально. Труба (1) осталась как была изначально. На фото отвал перевернут.

Первая примерка на машину

Подгоняем отвал непосредственно на ниве, тут еще нет укосин (нашел несколько фоток процесса изготовления), но крепления уже на месте. Еще нужно выдержать параллельность отвала, относительно капота, что бы лопата не стала на перекос.

3

Отвал должен быть в одном горизонте с Нивой, в общем его должны быть на одном уровне с колесами (как то так)

1

Теперь крепление отвала к Ниве в штатные проушины, их только нужно немного доработать, а точнее просверлить отверстие под болты, который будет держать всю конструкцию через сайлентблок, который стоит в реактивной тяге. Синяя стрелка обозначает отверстие. Я их для этого снимал, по случаю покрасил из балона.

Проушины Нивы, изначально изначально выглядят вот так, и крепятся на один болт, см фото (не мое), кто то меняет их на швелер, что бы закрепить отвал на нем, я просто приварил еще одно ухо, место сварки показано синими стрелками, красными линиями квадрат металла (на фото выше его видно), затем просверлил в них сквозное отверстие, что бы вставить болт.

proush

Уши для крепления отвала к машине

Вот такая проушина для крепления отвала на Ниву получилась в итоге, выгнуть ее смог, поэтому оставил как есть.

  • (1) — это заводская проушина
  • (2) и (3) — я просверлил для болта
  • (4) — приваренная дополнительная проушина
  • (5) — болт который держит проушины, вкручивается уже в лонжерон Нивы

После примерки лопаты к машине, добавил еще несколько укосин из трубки, диаметром 20 мм, можно их сделать из той же профильной трубы, у меня трубка была в наличии. Синими стрелками указаны укосины, красными — куда они приварены. Следует отметить, что я старался их крепить к рессоре, ведь это амортизатор и гаситель ударов. Только самая дальня на фото, крепится к самой тяге, там не было возможности крепить к рессоре, а нагрузка там максимальная. без нее правый угол бы вывернуло об сугроб.

Первые испытания

В общем теперь все готово для первого выезда, смотрим фото.

2016-03-30_17-32-27

2016-03-30_17-34-43

К моменту завершения строительства отвала для Нивы, на дороге было не очень много снега, поэтому суровых испытаний сварных узлов сделать не получилось, но в дальнейшем погода нас порадовала, и снег валил каждую неделю. Отвал показал себя отлично, единственной не доработкой было, это возможность его поднимать в походное положение, если Нива забуксует с этим чудом при чистке дороге, случайно съехав в кювет, то выехать достаточно сложно, нужно поднимать отвал, что бы ни чего не мешало.

Первый вариант крепления для подъема отвала

По этому наспех была сделана доработка самой нивы, снят стоковый бампер (все равно силовые буду делать), и на его место воткнуто вот такая приспособа. Она позволяет подвешивать отвал в походное положение, правда пока в ручную приходится поднимать, но это требуется только для того что бы проехать непроезжаемое.

К сожалению фотографии с поднятой лопатой почему то нет.

2016-03-30_17-41-24

Видео работы отвала

Ну и видео работы с отвалом, как видно отвал гребет достаточно много снега, и ограничивается лишь проходимостью Нивы, пока что шины стоят обычные, шоссейная шипованная резина, на ней Нива не очень проходима, но этого достаточно для уборки снега с дороги.

Дальнейшая эксплуатация отвала на Ниве

В общем свои функции выполняет на 100%, высота самой лопаты устраивает, ниже не нужно, потому что будет перебрасывать снег на машину, угол от машины тоже нормально, но можно немного увеличить, поставили еще дополнительно птф на крышу, потому что отвал перекрывает фары, и они становятся бесполезны.

Стоят 100 ватные галогенки, как светят есть отдельная тема, они светят поверх отвала на дорогу, одна поближе, вторая подальше.

2016-03-30_20-05-14

Как нельзя делать

Теперь о том, почему отвал пришлось ремонтировать, этот нюанс стоит учитывать абсолютно всем кто хочет сделать отвал на Ниву своими руками, дело в том что при коротких тягах отвала к Ниве, вы рискуете получить вот такой конфуз

9

10

С машиной все нормально, немного помял юбку. но отвалу досталось, обломил длинную тягу. Разгон был на третьей передаче. на понижающем редукторе, хотел пробить слежавшуюся кучу снега, в общем страдал фигней. Получилось так потому что, тяга которая покороче (правая) после не большого ремонта (в этот же день) была немного укорочена.

Отвал успешно служил верой и правдой несколько месяцев, потом при ударе обломили эту левую тягу, и приварили буквально сантиметров на 5 ближе к машине, в итоге короткое плечо, и как следствие, отвал ушел под машину.

2016-03-30_20-17-00

На фото сверху это минимальное плечо, его размер 60 см, но лучше сделать побольше, что бы быть уверенным что отвал не вывернет вниз, под машину, при сильном ударе.

Покраска отвала

Отвал восстановлен часа за три, и покрашен частично. В этом году снега больше не ждем, поэтому обратно на машину ставить не стали.

2016-03-30_20-24-36

2016-03-30_20-24-56

Размеры отвала на Ниву для уборки снега

Размеры отвала снял по факту, возможно кому то пригодятся, ширина отвала 2 метра, с учетом того что он ставится к машине под углом, что бы отгребать снег на право, если же будите делать прямой, что бы толкать снег просто вперед (например выталкивать из двора), то делайте по ширине Нивы

2016-04-03_11-31-03

Вид отвала с размерами сбоку, он откидывает снег с дороги направо

2016-04-03_11-37-49

Вид, если смотреть справа от машины, ближняя изогнутая трубка, размером 60 см, стала такой в результате поломки, ее так изогнуло, гнуть ее специально не нужно.

2016-04-03_11-41-52

Ту размеры даны по ходу движения, по прямой.

2016-04-03_11-42-50

Такие размеры отвала получились у меня, я ни делал ни каких чертежей перед изготовлением отвала, просто делал все на глаз, а потом просто обмерял, возможно кому то эти размеры помогут представить примерно что должен представлять отвал для Нивы собранный своими руками.

Обновление от 2016 года

Лопата используется уже вторую зиму. Были конечно поломки и ремонты, но в целом все отлично. Автоматику на подъем лопаты так и не сделал, но возможно скоро займусь этим вопросом.

niva-s-lopatoy

niva-s-lopatoy-2

Обновление от января 2018 года

После того как на ниву сварил силовой бампер, было переделано крепление и подвес лопаты для снега. К тому же поставили грязевую резину, ехать стала намного лучше.

Если Вы не живёте на юге, то, наверняка, знаете, какие хлопоты может доставить сильный снегопад. Особенно сильно последствия непогоды ощущают жители пригорода и сельской местности. Когда сугробы по колено, снег засыпал все дорожки и даже автомобиль, приходится браться за лопату. Но что делать, если этого инструмента у Вас нет? Ответ прост - можно сделать лопату для уборки снега своими руками!

Какой должна быть лопата для снега

Во-первых, лопата для уборки снега должна быть прочной. Поэтому для ковша стоит выбирать материал, способный выдержать серьёзные нагрузки. К примеру, это может быть металл или укреплённое металлом дерево.


Изготовление лопаты для уборки снега из старого противня

Материалом для ковша может послужить вещь, которая есть дома у каждого - противень. Старый металлический противень легко переоборудовать в снеговую лопату. Нужно лишь подготовить всё необходимое для работы.


Материалы и инструменты для лопаты из противня

  • металлический противень (естественно, металл должен быть лёгким, и это точно не чугун);
  • металлическая лента толщиной 3-4 мм;
  • деревянный черенок (держатель);
  • дрель;
  • небольшой кусок листового алюминия;
  • заклепочный пистолет;
  • заклёпки;
  • кувалда;
  • болгарка;
  • ножовка;
  • линейка или сантиметровая лента.

Изготовление совковой части лопаты из противня

При помощи болгарки или ножовки подровняйте свой противень так, чтобы получился удобный совок. Край, обращенный вниз, желательно подрезать. Но в целях безопасность не делайте его слишком острым.


Рекомендуемые размеры такого ковша для самодельной снеговой лопаты 60х40 или 50x50. Но если габариты будут немного отличаться, это не страшно, просто следите за пропорциями. И не делайте ковш слишком большим, особенно если лопатой для уборки снега будут пользоваться все члены Вашей семьи.

Изготовление черенка для лопаты из противня

Когда лопата из противня почти готова, остается последний этап. Здесь не требуется особых расчетов. А лучшим и самым простым держателем станет деревянный черенок.

Приложите черенок к совку, определитесь с длинной и отрежьте лишнее. Если Ваш противень с бортиком - проделайте в бортике отверстие. А по центру совковой части прикрепите “гнездо” для черенка из небольшого листа алюминия.


Гнездо черенка сделать несложно - нужный изгиб получится, если положить лист на черенок и загнуть края кувалдой. Прикрепите гнездо заклепками и зафиксируйте черенок саморезом.

А если же бортик небольшой, то есть второй вариант. У основания закрепите держатель при помощи гвоздей и металлической ленты с двух сторон (на расстоянии примерно по 5 см от центра при ширине ковша 50 см). Также можно использовать деревянный брусок, закрепив сначала его к совку, а затем соединить с держателем.

Снегоуборочная лопата из фанеры

Более легкая лопата для уборки снега получится из фанеры. Но в этом случае ширину совка также не рекомендуют делать больше 50 см.

Смастерить такой инструмент своими руками просто. Однако при изготовлении важно выбрать прочные материалы.


Материалы и инструменты для лопаты из фанеры

  • лист фанеры;
  • сосновая доска длиной 50 см и шириной от 8 см;
  • деревянный черенок;
  • листовая оцинкованная сталь;
  • инструменты для работы по дереву и по металлу - рубанок, топор, резак, саморезы, гвозди, пассатижи, ножницы по металлу, наждачная бумага, дрель;
  • линейка или сантиметровая лента.

Изготовление торцовой части лопаты из фанеры

Сделайте из доски бортик. Он станет основой для фиксации фанеры и черенка. Бортик с должен быть закругленным. Поставьте по сторонам отметки - по 5 см от края. Затем рубанком аккуратно стёсывайте края, пока не получите идеальную форму. Затем обработайте деталь наждачной бумагой.


Затем сделайте ножовкой отверстие для черенка с ровной стороны. Ширина отверстия должна быть равной толщине держателя, а для глубины надо добавить ещё 5 мм.


Изготовление совковой части и черенка для лопаты из фанеры

Выполняйте монтаж поэтапно:

  • Согните кусок фанеры по основе со стороны полукруга. Проставьте отметки для обрезки. Обрежьте фанеру по отметкам. Края отшлифуйте, чтобы избежать заноз.
  • Теперь приступайте к черенку. Пропустите его через отверстие. А конец срежьте наискосок так, чтобы он мог плотно прижаться к фанерному листу.


  • Затем соедините детали. К закругленному краю доски приложите край фанеры. Закрепите её гвоздём по центру. Затем продолжайте загибать фанеру и вбивать гвозди. Вместо гвоздей можно использовать саморезы.
    Для закручивания саморезов может понадобиться шуруповерт. Поэтому заранее приобретите его или одолжите у знакомых.


  • И теперь переверните лопату. Если черенок плотно прижат косой стороной к фанере - прибивайте его гвоздями. Если есть недочеты - можно подровнять угол наклона.



В месте, где брусок прилегает к фанере, нужно сделать дополнительное укрепление. Прикрепите саморезами небольшой кусок стали к части рукоятки, которая уже расположена внутри.

Самодельный отвал на УАЗ является отличной альтернативой аналогичным изделиям промышленного производства. Отечественный внедорожник отличается высокой проходимостью и мощностью двигателя, имеет большой вес, обеспечивающий надежное сцепление с грунтом. Оснащение машины навесным оборудованием расширяет ее возможности, избавляет от необходимости покупать и содержать дорогостоящую садовую технику.

Отвал-самоделка

Зачем может пригодится отвал

Автомобиль с приводом на все колеса можно использовать не только для путешествий по пересеченной местности. Его эксплуатационные характеристики не уступают показателям тракторов, которыми пользуются коммунальные службы.

Снегоуборочный отвал

Отвал для снега на УАЗ применяется в следующих целях:

  1. Планирование придомовой территории, участка под строительство, поля и огорода. Колесный вездеход создает достаточный крутящий момент, чтобы срезать верхний слой плотного грунта и перемещать его на большие расстояния. Оборудованная ножом машина выравнивает кочки, засыпает ямы, делает участок ровным и гладким.
  2. Ландшафтный дизайн. Оснащенная отвалом техника применяется для откапывания бассейнов и прудов. Глубина водоема может достигать нескольких метров в зависимости от его площади. Используется самодельный бульдозер для строительства альпийских горок, насыпей и искусственных холмов.
  3. Расчистка участка от сугробов. Автомобиль с лопатой эффективно чистит снег высотой до 50 см. За небольшое время проходимая техника с отвалом способна привести в порядок садовый участок и подъездные пути к дому. Очищается вся территория, или работа ограничивается площадками, дорожками и тропинками. Снег перемещается к забору или удаляется с участка.
  4. Строительство и ремонт дорог. В дачных поселках эта проблема возникает постоянно. УАЗ с полным приводом может ровнять дорожное полотно, засыпать выбоины, очищать от мусора кюветы. При движении вперед выполняется основная работа. При переключении на заднюю скорость осуществляется окончательное выравнивание.

Отвал-лопата

Пригодится навесной нож и для полевых работ. С его помощью проводится перемещение спиленных деревьев и кустов, удобрений и ботвы.

Как сделать своими руками

Чтобы сделать отвал, нужны инструменты и оборудование, которые есть в каждой домашней мастерской.

Для работы потребуется:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • электрическая дрель;
  • рулетка;
  • угольник;
  • прочный нож;
  • разводной ключ;
  • керн;
  • наждачная бумага;
  • малярная кисть.

Инструменты в мастерской

  • стальная бочка 200 л;
  • 2 рессоры от УАЗ или ГАЗ;
  • профильная труба 20х40 мм;
  • железные уголки 30х30 мм;
  • метизы (болты, шайбы, гайки);
  • покрышка от легкового автомобиля;
  • акриловая краска.

Чтобы сделать отвал на УАЗ своими руками, чертежи следует подготовить на 4 узла этого изделия: установочное устройство, подрамник, нож и механизм подъема.

Чертежи навесного оборудования

Последовательность работы следующая:

  1. Изготовление лопаты. Ее вырезают из бочки, в дело идет ее половина или третья часть. По периметру и посередине заготовка усиливается стальным уголком, который к ней приваривается или прикручивается. Ширина лопаты может быть в пределах 100-200 см, а высота — 40-80 см. На нижнюю часть устанавливается нож из полосы стали 100х20 мм или разрезанная покрышка.
  2. Установочный комплект. Он может быть центрального или фронтального типа. Предпочтительнее выбирать второй тип, который более прочен и надежен, позволяет равномерно распределить нагрузку по раме лопаты. Делается 2 кронштейна из профильной трубы с проушинами для крепления. Предусматривается механизм поворота.
  3. Подрамник. Изготавливается из прочного металла. Делаются конструкции съемного или стационарного типа. Съемные крепления закрепляются на бампере, а стационарные — жестко прикручиваются к раме автомобиля.
  4. Подъемник. Чтобы регулировать высоту над грунтом, используется штатная или приобретенная отдельно электрическая лебедка. Более простым решением является ручная лебедка, но для ее поднятия придется выходить из кабины. Самым простым вариантом считается прикрепление к лопате стальных лыж с регулировкой уровня.

После изготовления отдельных узлов проводится их сборка и установка на машину.

Как закрепить

Крепежное приспособление является самой сложной и ответственной частью всей конструкции отвала. Лопата крепится на раму с помощью кронштейнов, изготовленных из выпрямленных рессор или профильных труб. Следует учитывать, что такой механизм заводского изготовления может стоить 10000 рублей и более. Поэтому целесообразно сделать его самостоятельно, а сэкономленные средства потратить на закупку комплектующих деталей.

Простым вариантом является центральный держатель, который собирается в такой последовательности:

  1. Приваривание к тыльной части лопаты профильной трубы.
  2. Закрепление на ребре жесткости полукруга из стального листа.
  3. Просверливание в полукруге отверстий.
  4. Изготовление Г-образного держателя.
  5. Присоединение держателя к полукруглой основе центральным поворотным болтом.
  6. Присоединение устройства к раме автомобиля.

Регулировка угла ковша осуществляется путем извлечения стопорного болта, поворота ножа в нужную сторону до совпадения отверстий и повторного прикручивания болта и гайки. Для снижения силы удара о твердые предметы и кочки на грунте в держатель вставляется переходник с короткой и жесткой пружиной.

У Ильи дом с двором в деревне Семково рядом с Минским морем. Дворик небольшой: где-то 20 на 5 метров. Но зимой его нужно расчищать от снега: самому пройти, на машине въехать, да и вообще — для порядка.

— Как снегопады — сломалась лопата. Решил починить. И понеслось… — говорит Илья.


Убирать снег вручную нелегко и долго. Покупать механический уборщик накладно из-за его дороговизны. Но можно сделать снегоуборщик на колесах, который надо лишь толкать, что легче, чем махать лопатой. И обойдется он на два порядка дешевле, чем механический агрегат, которому еще нужно и топливо.

Понадобится

  • толстую стальную полосу разной толщины и ширины;
  • профильную квадратную трубу разного сечения;
  • стальной стержень с резьбой;
  • пластиковую бочку;
  • болты и гайки;
  • два резиновых колеса с гайками.

Процесс изготовления снегоуборщика из бочки


Отрезаем маятниковой пилой по одному фрагменту заранее заданных размеров от толстой и потоньше стальной полосы.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


От фрагмента с большей толщиной лобзиковой пилой отрезаем с одной стороны углы заданных размеров и наклона.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


В пластине со срезанными углами сверлим пять симметрично расположенных отверстий, которые окаймляют профиль пластины со стороны без углов.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


Привариваем вдоль по центру прямоугольной пластины вертикально другую, направив сторону со срезанными углами вверх.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


Вставляем в квадратную трубу резьбовой стержень так, чтобы его концы выступали из трубы на одинаковую длину с двух сторон. После чего, привариваем эти детали друг к другу.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


Отрезаем не от самой широкой полосы отрезок требуемой длины. Отступив от одного его конца нужное расстояние по продольной центральной оси сверлим одно и чуть выше второе отверстие.
Отрезанную полосу стороной без отверстий укладываем под прямым углом по центру квадратной трубы со стержнем и в таком положении привариваем их друг к другу.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


Разрезаем пластиковую бочку продольно на две половины лобзиковой пилой. К одной из них к центру с наружной стороны прикладываем ранее выполненный крепежно-поворотный узел.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


Используя отверстия в пластине, намечаем и сверлим в пластике точно такие же. С их помощью крепим эти две детали между собой болтами, накручивая с обратной стороны гайки.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


Срезаем конец квадратной трубы большего сечения под заданным углом. Приставляем срезанный торец к пластине над поперечной трубой со стержнем внутри и привариваем его.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


На двух заготовках из квадратной трубы меньшего сечения ближе к одному концу делаем треугольные вырезы лобзиком и сгибаем под 90 градусов. Места сгибов для прочности завариваем.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


Конец пластины с отверстиями накладываем на элемент крепежно-поворотного узла с шестью отверстиями и закрепляем болтом, который одновременно будет служить и осью для поворота рабочего органа.

Как сделать снегоуборщик из пластиковой бочки


Для этого поворачиваем ручку и совмещаем второе отверстие с нужным отверстием на крепежно-поворотном узле и крепим с помощью болта и гайки. Наш снегоуборщик на колесах готов к работе.

Смотрите видео


Читайте также: