Как сделать эндоскопию двигателя

Обновлено: 02.07.2024

Порядок работы

Поиск автомобилей

Видеоматериалы

Эндоскопия двигателя – это самый наглядный способ диагностики механической части мотора. Такая процедура является крайне необходимой не только при покупке поддержанного автомобиля, но и на всем этапе его эксплуатации.

Почему важна эндоскопия до полной проверки автомобиля?

Покупая автомобиль на вторичном рынке, многие рекомендуют первым делом проводить эндоскопию мотора. Объяснение этому очень простое – значительная экономия времени и средств. Мотор – это сердце любого автомобиля. Если с ними далеко не все в порядке, то даже сказочный внешний вид машины не будет радовать. Использование эндоскопа позволит быстро оценить реальное состояние двигателя и поможет понять покупателю целесообразность рассмотрения того или иного предложения.

Далеко не всегда использование эндоскопа позволит покупателю оценить состояние мотора. Причиной тому служит отсутствие должного опыта. В таком случае, лучше всего прибегнуть к услугам специалистов, которые не только располагают необходимыми навыками, но еще и имеют профессиональные эндоскопы. Данные устройства демонстрируют четкую картинку и позволяют заметить любые оплошности во внутреннем состоянии мотора.

Что можно узнать при помощи эндоксопа?

  • Состояние цилиндров. Чем больше изношен двигатель автомобиля, тем сильнее будут видны задиры на цилиндрах. Примечательно, что даже при таком положении вещей, компрессия двигателя может находиться в нормальных пределах. Это говорит о том, что без эндоскопа покупатель может просто не понять, что с двигателем рассматриваемого автомобиля что-то не так. Впрочем, рано или поздно все же потребуется ремонт мотора;
  • Состояние впускных и выпускных клапанов. Здесь осматривается кромка этих клапанов. Если она уже подгоревшая, то в скором времени это может привести к разрушению клапана;
  • Если наблюдается нагар на клапанах, то значит, что двигатель неправильно эксплуатировали или пренебрегали необходимость правильно его обслуживать. Очень часто нагар свидетельствует об использовании масла плохого качества, несвоевременной его замеры, а также заправке автомобиля неподходящим бензином.

Как проводится эндоскопия двигателя?

Специалист, используя профессиональный эндоскоп, осматривает с его помощью все необходимые детали камеры сгорания и впускного тракта. Эндоскоп позволяет добраться даже до труднодоступных мест, состояние которых может хорошо описать реальное положение вещей. Полученные данные позволяют понять техническое состояние двигателя, а также выделить основные его неисправности.

Процедура проверки занимает немного времени. Чтобы хорошо оценить двигатель одного автомобиля, потребуется потратить до полутора часа. Результаты исследования позволяют получить подробный отчет по всем оплошностям с двигателем. Это поможет понять целесообразность покупки автомобиля, а также представит реальные основания для хорошего торга.

Использование эндоскопа позволяет провести как базовую, так и углубленную проверку. Первая позволяет определить общий износ двигателя, найти локальные износы и прочее. Это помогает понять, как скоро придется проводить ремонт двигателя и стоит ли рассматривать данный вариант, как выгодное предложение для сделки.

Если базовая проверка показала неплохие результаты, можно перейти к углубленному анализу. Это позволит определить абсолютно все недочеты с двигателем и запросить у продавца хорошую скидку, аргументируя все реальными доказательствами.

Чтобы разобраться в состоянии мотора, проверки на слух явно недостаточно. Основательная диагностика двигателя — операция недешевая и сложная, но есть и недорогие методы диагностики, без разборки агрегата. Например, эндоскоп, проверка на СО в системе охлаждения, лик-тест. Разбираемся, какие болячки моторов можно определить с помощью этих способов и насколько оправдывают себя затраты на такую диагностику.

C необходимостью всесторонней проверки здоровья мотора я столкнулся, выбирая себе подержанный Subaru. Было очевидно, что продавец не захочет тратить целый день на тщательную экспертизу и уж тем более не позволит вскрывать агрегат. Компьютерной диагностики, проверки компрессии или диагностики на слух явно недостаточно, чтобы вынести точный вердикт о состоянии двигателя. Что еще могут предложить сервисмены?

ЛИКБЕЗ

Лик-тест (англ. leak — течь) — проверка утечек в цилиндре. Операция напоминает замер компрессии, только результаты точнее. Рампу с двумя манометрами подключают с одной стороны к свечному отверстию, с другой — к компрессору. Поршень стопорят в верхней мертвой точке (ВМТ), когда закрыты все клапаны. С помощью первого манометра выставляют давление воздуха (обычно 4–8 бар), поступающего в цилиндр от компрессора, второй фиксирует утечки в цилиндре, показывая, насколько он герметичен. Таким образом определяют, насколько изношены поршневые компрессионные кольца, не повреждены ли клапаны, есть ли трещины в цилиндре или головке блока. Например, утечки для цилиндров нового или только что отремонтированного мотора после обкатки составляют 2–5%. Для двигателя, пробежавшего 100 000 км, нормальный показатель — 10%. А вот если утечки вдвое больше, нужно серьезно задуматься, покупать ли эту машину.

Почему лик-тест точнее замеров компрессии? В первую очередь потому, что его проводят при неподвижном поршне. Ведь у многих подержанных машин стартер часто не раскручивает коленчатый вал до требуемых оборотов, из-за чего поршень не может создать в цилиндре требуемое давление — и компрессия оказывается заниженной.

Во‑вторых, если залегли или изношены маслосъемные кольца, на стенках цилиндра при движении поршня остается много смазки. Она частично препятствует утечке газов через компрессионные кольца, которые могли и сами уже подустать. В результате замер компрессии даст завышенные показания, создавая иллюзию здоровой поршневой группы. Кроме того, конкретные места утечек при лик-тесте найти проще. При высоком давлении убегающий из цилиндра воздух свистит. Если звук идет из заливной масляной горловины — изношены компрессионные кольца, пропускающие воздух в поддон двигателя. Свист из воздушного фильтра укажет на треснувшие или прогоревшие впускные клапаны. Негерметичные выпускные клапаны рождают звуки из выхлопной системы.

Интересный способ используют, чтобы найти ВМТ. Выставляют давление в цилиндре не более 1–1,5 бара на первом манометре и проворачивают коленвал за шкив, пока показания утечек на втором приборе не станут минимальными. Значит, в этом положении поршень наверху и клапаны закрыты. Далее фиксируют шкив коленчатого вала и повышают давление до 4–8 бар.

У автомобиля, который я собирался купить, утечки в двух цилиндрах были в пределах нормы, а в двух других перевалили за опасную планку и составили 10–13% и 16% соответственно. Причину нашли с помощью автомобильного эндоскопа.

ТО, ЧТО СКРЫТО

Tester

  1. Шприц для проверки наличия СО в системе охлаждения (примерно 7000 рублей). В него входит жидкость-индикатор (1200 рублей за бутылку). Сервисмены просят за такую операцию в среднем 600 рублей.
  2. Цена современного эндоскопа с дополнительными функциями — от 12 000 до 200 000 рублей и даже выше. В сервисах берут около 600 рублей за осмотр одного цилиндра.
  3. Такой набор для лик-теста стоит около 6500 рублей. А за собственно лик-тест сервисмены просят около 350 рублей за цилиндр. Многое зависит от конкретного мотора: чем сложнее доступ к элементам, тем дороже.

Эндоскоп подключают к ноутбуку или оценивают состояние внутренностей мотора на встроенном экране. Такие приборы делают четкие снимки и даже качественную видеозапись, а их подвижные камеры способны показать элементы двигателя под всевозможными углами. Однако достоверность результатов такой диагностики сильно зависит от уровня специалиста. Например, износ стенок цилиндра (небольшие вертикальные царапины) для некоторых моторов даже с маленьким пробегом — нормальное явление, а сервисмен может сделать необоснованный вывод о скорой кончине агрегата. Поэтому надежнее обращаться в техцентры, специализирующиеся на машинах конкретной марки.

Эндоскоп выявил в интересовавшем меня моторе трещины в головке блока как раз у той пары подозрительных цилиндров. Самые значительные — там, где лик-тест показал 16% утечек. Трещины шли от свечного отверстия к клапанам. Но я не отказался от машины, а обоснованно выторговал себе приличную скидку в счет будущей замены двух головок оппозитного блока цилиндров.

ВНИМАНИЕ: ГАЗЫ!

Некоторые моторы из-за конструктивных особенностей склонны к быстрому перегреву, из-за чего иногда ведет контактные плоскости блока и головки цилиндров и в итоге прогорает прокладка между ними. Прорыв масла в антифриз легко обнаружить по эмульсии на щупе двигателя, а вот попадание выхлопных газов в охлаждающую жидкость выявить сложно, особенно на ранних стадиях.

Проверить наличие СО в антифризе помогает так называемый шприц. Этот прибор состоит из двух колб, расположенных друг над другом и заполненных жидкостью-индикатором, которая при взаимодействии с выхлопными газами меняет цвет. Две колбы нужны, чтобы исключить ошибку в результатах. Лишь когда появляются газы в верхней, нужно раскошелиться на ремонт. В зависимости от конструкции системы охлаждения, газ (именно газ, а не антифриз) забирают из расширительного бачка либо прямо из радиатора. Перед этим мотор прогревают и многократно повышают обороты до 4000–5000, чтобы поднять давление в цилиндрах.

При сильном прорыве выхлопных газов индикаторная жидкость быстро меняет цвет. Виновница — прогоревшая прокладка головки блока. Индикатор выявил утечку лишь через несколько часов? Значит, прокладка только начинает терять герметичность. Либо виноваты микротрещины в цилиндре, которые расширяются при нагреве и пропускают выхлопные газы в систему охлаждения.

Эти тесты в большинстве случаев себя оправдывают, особенно при выявлении неисправностей, требующих дорогостоящего ремонта. Или, как в моем случае, при покупке автомобиля с солидным пробегом и эксплуатировавшегося в жестких условиях, например вседорожника или заряженной модификации. В целесообразности диагностики я убедился на собственном опыте.

Благодарим за помощь в подготовке материала техцентр Oppozite MAX.

Эндоскопия двигателя G4FC при пробеге 43 000 км (видео)

Машина практически новая, пробег минимальный, всего 43 000 км, тут состояние богатого внутреннего мира движка должно быть просто идеально новым. Однако, мы уже не раз сталкивались с подобными моторами, на разных пробегах, и как показывает практика, минимальный пробег-совсем не гарант идеального стостояния стенок цилиндров.

Разумеется, здесь ожидаема характерная картина, а именно присутствие рисок на стенках цилиндров. Вот реально, кто как к этому относится. Кто-то считает, что это не допустимо, но мы уже не раз слышали даже от людей, которые занимаются автоподором или проводят проверку автомобилей перед покупкой, что это норма, еще побегает.

Действительно, подобные недочеты уже настолько стали обыденными, что становятся нормой, которая уже никого не удивляет, зато машина свежая, а что будет через 50 000 км - никому неизвестно, однако, риск попать на ремонт, все же есть.

Лично наше мнение, при таких малых пробегах, состояние стенок цилиндров должно быть в идеальном состоянии, никаких рисок, а уже тем более задиров быть не должно, а их присутствие говорит либо о начинающихся проблемах, либо о проблемах, которые стоит решать.

Вернемся все же к тому, с чего начинали. И так, KIA CEED, с двигателем G4FC, с пробегом 43 000 км, состояние двигателя, в следующем видео:

К слову сказать, напомню, что не так давно мы стали вести собственную статистику по результатам эндоскопии двигателей Корейского производителя, даже не то чтобы статистику, а собирать коллекцию, и вот они первые экспонаты:

Больше видео с эндоскопия двигателей можно посмотреть на нашем YouTube-канале "AUTO - EXPERT76"

Напомним, что эндоскопия двигателя позволит установить:

Обращаем ваше внимание!
Эндоскопия проводится на холодном двигателе. Высокая температура, дымка в камерах сгорания мешают проведению качественного исследования.

Покупка подержанного автомобиля по-прежнему является рискованной процедурой, несмотря на то, что общие технологии развиваются. Однако, сегодня перед покупателем есть целый набор функций, которыми можно воспользоваться, чтобы узнать всю информацию о транспортном средстве. Если в наличии есть VIN-номер, можно узнать, когда был выпущен автомобиль, сколько владельцев у него было и в какие ДТП он попадал. Во время осмотра автомобиля уже почти не просматривают подвеску, не считывают ошибки и даже не замеряют компрессию. Современное средство диагностики - эндоскоп. Рассмотрим, что это такое и как проводится процедура.

Что такое эндоскопия двигателя

Эндоскоп в технической сфере - это приспособление, при помощи которого можно осматривать внутренние полости агрегатов. Это камера с подсветкой, которая закрепляется на конце стержня. Изображение с камеры выводится либо на экран, либо на подключенное устройство. Процедура осмотра мотора при помощи данного оборудования называется эндоскопией.

Процедуру следует проводить при заглушенном двигателе. Чтобы осмотреть цилиндры, нужно выкрутить свечи зажигания и погрузить зонд эндоскопа в отверстие. В зависимости от стоимости и функционала, эндоскоп может быть гибким. Кроме того в некоторых экземплярах можно управлять камерой - такие эндоскопы имеют самые широкие возможности. Можно детально изучить все труднодоступные места.

Эндоскопия - это один из методов аппаратной диагностики мотора, который позволяет получить информацию о состоянии агрегата. При этом, в отличие от других способов, эндоскопия предоставляет прямые данные об имеющихся проблемах - задиры, трещины, деформация, протечки и прочее.

Главной задачей процедуры является оценка состояния цилиндров и поршней - это главный показатель состояния мотора. При помощи оборудования можно проверить стенки цилиндров и выявить дефекты. По состоянию цилиндра можно проверить правдивость указанного пробега. Мотор на пробеге 150 000 км будет значительно отличаться от мотора с пробегом 250 000 км. Специалисты рекомендуют проводить проверку эндоскопом у вторичных автомобилей из Германии. Кроме того, особое внимание данной процедуре нужно уделять при выборе моделей Hyundai и KIA.

Что такое эндоскопия двигателя 3

Еде одна процедура, которую проводит с эндоскопом - осмотр поршня. Так можно выявиться его состояние. Если на поверхности нет нагара или масла, то двигатель работает исправно.

На следующем этапе следует осматривать клапаны. Для начала нужно проверить целостность самих элементов, а после конструкцию вокруг них. О проблемах может сигнализировать сильный нагар на клапанах. Если на поверхности есть масло, то можно сказать о потере герметичности элементов. Если мотор имеет непосредственный впрыск, то при помощи эндоскопа можно проверить состояние форсунок. Если сопла покрыта нагаром или жидкостью, это будет отражаться на расходе топлива, ухудшит качество сгорания. Если форсунка течет слишком сильно, это может привести к гидроудару.

Что такое эндоскопия двигателя 4

Итог. Эндоскопия мотора - полезная процедура, которую проводят при покупке подержанного автомобиля. Так можно оценить состояние механизмов в силовом агрегате.

Читайте также: