Установка рулевой колонки на велосипед своими руками в домашних условиях

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Рулевая колонка как совокупность промышленных или насыпных подшипников, пыльников, чашек и якоря служит своей целью обеспечить надежное крепление и беспрепятственное вращение штока вилки в рулевой трубе рамы. Рынок предлагает множество технических решений этого узла, разных по устройству и весу.

Чем схожи сборки ЛЕГО и ВЕЛОСИПЕДА? - Нужны голова и руки… А в чём отличие? - Велосипед собирают со смазкой… Поэтому дальше по умолчанию все трущиеся детали при сборке предварительно смазываем.

А теперь поговорим конкретно о разновидностях рулевых колонок для велосипеда.


Вынос крепится внутрь штока. Фиксируется замком внизу выноса в виде распорного конуса или с помощью смещения конуса относительно выноса.



Есть 2 похожих типоразмера дюймовочки:

В одном варианте диаметр конуса рулевой имеет размеры 26.45, а чашки 30.05 мм.

В другом варианте диаметр конуса рулевой имеет размеры 27.05, а чашки 30.25 мм.

В обоих вариантах резьба на штоке одинаковая.

Это маленькое расхождение абсолютно не взаимозаменяемо и прежде чем отправляться за покупкой рулевой колонки ни плохо было бы убедиться в своих имеющихся размерах рама/вилка.

Дюймовая без резьбовая (headset) - всё те же 25.4 мм. в диаметре штока, но без резьбы.

Не путайте HEADSET и AHEADSET.

Headset – без резьбовые рулевые колонки в каталоге запчастей велосипеда.

Aheadset – Джон Рейдер впервые предложил под маркой Aheadset без резьбовую гарнитуру делая её более надёжной и безопасной. Aheadset® - оригинальный бренд представленный на рынок компанией Cane Creek в 1991 г.


Данная рулевая появилась позже резьбовой, но путаницы в размерах конусов и чашек не встречалось. Видимо к тому времени производители успели договориться и пришли к единому стандарту. Разница между колонками 1 дюйм thread и headset в верхнем креплении конуса/чашки к штоку и принципиально другим креплением выноса.


Вынос уже крепится поверх штока болтами 1; 2 или 3 шт. Такое крепление имеет более лёгкую и надёжную конструкцию в сравнении с внутренним выносом под резьбовую рулевую колонку.


Обе рулевые колонки могут быть с подшипниками разных типов и конфигураций.


Первый типоразмер отличается от второго количеством шариков, а значит и диаметром сепаратора и его формой.

Второй типоразмер отличается от третьего формой сепаратора и жадностью, сэкономили 2 шарика, тем самым понизив площадь опоры.


Резьбовая 1 1/8 дюйма (thread) и Без резьбовая 1 1/8 дюйма (aheadset)

Шток диаметром 28.6 мм., по своему устройству такие же как и 1 дюйм (см. выше), только с увеличенными размерами под запрессовку конуса до 30 мм. и чашек до 34 мм. По фотографии не определить размер 1 дюйм или 1 1/8.

Обе выше перечисленные рулевые колонки 1 и 1 1/8 дюймов это формат обусловленный по размеру штока вилки и подшипники расположены вне рамы.

Какие ещё бывают? Щас!


Первая – без резьбовая 1 1/8 дюйма (headset), описание смотрите выше.


Особенности этой рулевой в размере рамы. В раме должен быть диаметр 41.4 мм. и в конце угол 90 градусов. Редкий размер. Но встречаются рамы где алюминиевое кольцо 7 не нужно. В раме есть свой конус под подшипник. Остаётся подобрать нужный размер подшипника:





Диаметры обеих чашек под запрессовку /images/blog/kolonki/rulevaja9.jpg" alt=" ">

Установка рулевых колонок.

Запомните самое главное, чашки рулевой колонки должны запрессовываться (не забиваться) в раму инструментом предназначенным для этого.

Способ 1 (через деревяшечку)


Способ 2 (строительная шпилька)


Способ 3 (специальный инструмент для запрессовки чашек рулевой колонки)


Если вам не удается самостоятельно определить тип вашей рулевой колонки, то вы можете обратиться в нашу мастерскую для подбора и замены рулевой колонки на вашем велосипеде. Подробнее в разделе ВЕЛОМАСТЕРСКАЯ.

Выбрать и купить нужную вам рулевую колонку, вы можете в разделе Рулевые колонки

Рулевая колонка велосипеда - деталь, которая необходима для того, чтобы осуществлять движение колеса в вилке при помощи руля управления. По типу рулевые колонки делятся на резьбовые и нерезьбовые (интегрированные). Велосипедная рулевая колонка резьбового типа считается устаревшей, однако до сих пор на многих велосипедах ее используют. На современных велосипедах обычно используются нерезьбовые типы колонок, скорее всего, у вас стоит именно интегрированная колонка.

Виды и конструкция

Рулевая колонка велосипеда

Рулевая состоит из двух чашек (верхней и нижней), а так же пары подшипников и упорных колец, которые дополняются пыльником, якорем и крышкой якоря, а так же болтом крепления якоря. Все детали в идеале должны быть высокого качества, чтобы деталь работала как можно дольше. Очевидно, что на дешевых китайских байках износ рулевой колонки будет быстрее, чем на дорогих моделях.

Чашки при монтаже запрессовываются в рулевую трубу, а подшипники напрессовываются на рулевую трубу вилки (в интегрированных или нерезьбовых колонках вместе с чашками запрессовываются сами подшипники), где она удерживается за счет подшипников и специальных канавок и колец. Очень важно, чтобы колонка была тщательно присоединена и не болталась, так как это ухудшает работу рулевой и само управление велосипедом. Для этого важно при ремонте байка пользоваться для установки рулевой специальным оборудованием, позволяющим качественно соединить эту деталь с остальным скелетом транспортного средства.

Проверка качества установки

Настроика рулевой колонки велосипеда

Когда вы проверяете качество крепления рулевой колонки, то первый делом стоит проверить ее на наличие люфта. Если велик новый, то люфт должен отсутствовать в принципе, на старых велосипедах люфт на рулевой бывает по причине изношенности составных элементов.

Проверка люфта осуществляется следующим простым способом. Ставите велосипед и зажимаете передний тормоз, чтобы не было возможности качения. После этого толкаете велосипед вперед. При отсутствии люфта вы ничего не почувствуете. Если люфт есть, то будет заметная отдача.

Откуда появляется люфт? Как говорилось выше, на старых двухколесных транспортных средствах это может происходить из-за изношенности элементов, а на новом это указывает на неправильную установку рулевой и регулировку. Корректно настроить регулировку можно только при правильном запрессовывании чашек: если их перекосит, то люфт неизбежен. Более того, именно из-за необходимости абсолютно правильной установки этой детали важно именно запрессовывать с помощью специальных станков, а не заколачивать чашки молотком (это не считая того, что таким способом можно и просто разбить рулевую колонку).

Еще одна проверка на хорошую установку обсуждаемой нами детали велосипеда - проверка плавности поворота. Проверяется это так же просто: поднимаем переднее колесо и слегка наклоняем велосипед вправо и влево. В норме при малейшем наклоне колесо должно поворачиваться.

При покупке велосипеда обычно проблем с рулевой не бывает, но при долгом использовании может появиться необходимость заменить рулевую. Самый простой и надежный способ сделать это - обратиться к специалистам, которые имеют опыт и оборудование для проведения работ по замене рулевой колонки велосипедов.

рулевая колонка велосипеда

Наиболее важным звеном велосипеда, отвечающим за безопасное управление двухколёсным транспортным средством является рулевой узел. Несмотря на то, что в поворотах и непосредственном рулении райдер держится только за перекладину руля, основная же роль в плавности вращения и надёжности механизма отводится рулевой колонке, именно она совершает невидимую глазом механическую работу, и уже от качества её компонентов зависят все характеристики рулевого управления велосипеда. Поэтому в данной статье мы рассмотрим связку рулевого стакана (headtube) велосипеда и рулевой колонки (headset), поскольку вместе они дают возможность задавать любому велосипеду нужное направление.

Преимущества безрезьбовых рулевых колонок в сравнении

Как известно, безрезьбовые колонки практически полностью вытеснили резьбовые из обихода за последние годы. Сейчас только безрезьбовые рулевые колонки устанавливаются на большинство современных горных (в том числе и профессионального назначения), BMX’ов и даже дорожных и шоссейных велосипедов, и на то есть множество веских и объективных причин:

  • Вилки под безрезьбовую рулевую дешевле в производстве, поскольку возможна элементарная подгонка под размер любой имеющейся рамы, тогда как в случае с резьбовой конструкцией шток вилки должен точно соответствовать по высоте конкретному рулевому стакану рамы, жёстко к ней привязываясь.
  • Для регулировки или же установки безрезьбовой рулевой колонки требуется набор общедоступных и главное компактных инструментов, в частности шестигранников; тогда как для обслуживая резьбовых рулевых требуются дорогостоящие, редкие и громоздкие ключи, которые затруднительно брать с собой в дорогу. Безрезьбовые рулевые колонки легче и быстрее в установке.
  • Безрезьбовые рулевые колонки и вилки значительно легче эквивалентных резьбовых аналогов.
  • Вынос безрезьбового варианта надёжнее и более жёстко фиксирует вилку на своём месте, что так же улучшает жёсткость всего механизма и руля в частности.
  • На резьбовых рулевых колонках в щели конструкции может попадать вода, со временем вызывая коррозию и преждевременный износ.

Единственным преимуществом резьбовых рулевых колонок можно считать только возможность вертикальной регулировки руля вместе с выносом (часто в таких случаях это единое монолитное исполнение) в широком диапазоне.

Размеры и стандарты рулевых колонок

Для резьбовых (threaded) рулевых колонок существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм с диапазоном внешнего диаметра чашек 30-30.8 мм и внутренним посадочным диаметром в пределах 26.4-27 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма с внешим диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм

Для безрезьбовых (threadless) стандартных рулевых колонок (EC, aheadset) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 0.833″ дюйма (обозначение EC32) с внешним диаметром чашек 32.7 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение EC30) с внешним диаметром чашек 30.2 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение EC34) с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма (обозначение EC37) с внешним диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение EC49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение EC56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) полуинтегрированных рулевых колонок (ZS, zerostack) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение ZS41 и ZS44) с внешним диаметром чашек 41.3 и 44 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение ZS49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение ZS56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) интегрированных рулевых колонок (IS, integrated) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение IS38) с внешним диаметром чашек 38 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначения IS41, IS42 и IS47) с внешним диаметром чашек 41.3, 41.8 и 47 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 2.05″ дюйма (обозначение IS52) с внешним диаметром чашек 52 мм

На основе приведённых размеров и обозначений не составит подобрать рулевую колонку под имеющийся стакан при условии правильного определения его типа и главным образом диаметра трубы.

Совместимость рулевых стаканов и рулевых колонок велосипеда

Изначально рулевые колонки, в зависимости от своего типа, вставляются исключительно в совместимые с ними рулевые стаканы. На практике же вся разница сводится к двум типам рулевых стаканов рамы: обычному или же интегрированному. Важно запомнить, что два этих случая не совместимы между собой и под каждый необходимо подбирать рулевую колонку исключительно своего типа. Таким образом:

  1. В интегрированный рулевой стакан рамы устанавливается только интегрированная рулевая колонка (is, integrated) и ничего больше.
  2. Во все прочие стаканы (не интегрированные) можно установить рулевую колонку оставшихся форматов, а именно: резьбовую (threaded), безрезьбовую стандартную (threadless, aheadset) или же безрезьбовую полуинтегрированную (threadless, zaero stack).

Зная тип рулевого стакана рамы (один из двух перечисленных), совместимая рулевая колонка подбирается уже по размеру диметра отверстия трубы рулевого стакана и обычно не представляет никакой сложности. Искомый диаметр можно узнать либо из спецификации к своей раме (если таковая имеется); либо же измерив расстояние вручную, например штангенциркулем. В простом случае достаточно будет лишь подобрать рулевую колонку на основе полученных (стандартных) размеров стакана.

совместимость рулевых колонок

Однако бывают сложные случаи и различные исключения, когда можно установить рулевую колонку нестандартного или несовместимого размера в имеющийся рулевой стакан. Для этого существует золотое правило, с которым исключается ошибка: важно, чтобы размер рулевой колонки был равен диаметру стакана, или же был меньше. Только в этих случаях гарантируется установка и возможная совместимость. Если рулевая колонка в диаметре меньше отверстия стакана, то существуют специальные переходники для её установки, однако это больше относится к разряду нестандартных решений и подобных вариантов лучше избегать, подбирая рулевую в точности со стаканом рамы.

Для конического рулевого стакана чашки выбираются соответственно по отдельности, например: верхняя чашка будет диаметром 1.1/8″ дюйма, а нижняя чашка диаметром 1.5″ дюйма. Специальными переходниками так же можно установить в обычный рулевой стакан коническую вилку. В этом случае действует тот же принцип: рулевой стакан должен быть больше диаметра вилки. На данный момент есть возможность установки вилки с диаметрами трубы 1.1/8″(сверху)-1.5″(снизу) в рулевой стакан 1.5″ и даже в стакан 1.1/8″ при помощи специфических рулевых-переходников. Впрочем такой нестандартный подход несёт в себе мало практического смысла и не должен применяться в качестве повседневного.

Особенности выбора рамы по рулевому стакану

выбор рамы по стакану

Однако стоит учитывать, что под разные стили и дисциплины катания будут более уместны те или иные рулевые механизмы, выигрывая своими неповторимыми преимуществами, несмотря на устаревшие стандарты и прочие недостатки. Так для прогулочных, дорожных, комфортных велосипедов и круизеров однозначно лидирует резьбовая рулевая колонка во всех её вариациях, поскольку только она позволяет регулировать высоту руля вместе с выносом в довольно широком диапазоне, обеспечивая тонкую настройку для идеального комфорта и персонального удобства посадки. В то же время для дёрта, экстрима, трюковых дисциплин или даунхила требуется повышенная прочность всех узлов и компонентов велосипеда, в том числе и рамы, и в таком случае резонно рассматривать рулевые стаканы размерностей не ниже 1.5″ дюйма или же конические (tapered). Во всех остальных случаях роль рулевого стаканы не столь существенна.

Разница рулевых колонок и производители

эксклюзивная технология от cane creek

При кажущейся простоте и однотипности устройства такого узла как рулевая колонка, представленные варианты на рынке отличаются друг от друга, притом иногда весьма существенно. Но на что может влиять рулевая колонка велосипеда в конечном счёте и какие параметры значимы? Среди всех известных производителей у данного велосипедного узла имеют значение:

многообразие рулевых

Производителей рулевых колонок существует немало, однако среди всего многообразия выделяются лишь некоторые, зарекомендовавшие себя высоким качеством, ответственным подходом к изготовлению и многолетней репутацией среди велосипедистов. Из таких брендов достойны внимания следующие: Acros, Blackspire, Cane Creek, Campagnolo, Chris King, FSA, Hope, Reset, Ritchey. Особенно заслуживают внимания те, которые знамениты многолетней историей в изготовлении исключительно рулевых колонок, например фирма Chris King выделяется ручным процессом изготовления и проектирования каждой рулевой колонки в сборе, включая этап тщательной предпродажной проверки каждого изделия.

Как происходит установка рулевой колонки методом запрессовки?

рулевая колонка велосипеда

Авторский уголок

рулевая колонка велосипеда

Наиболее важным звеном велосипеда, отвечающим за безопасное управление двухколёсным транспортным средством является рулевой узел. Несмотря на то, что в поворотах и непосредственном рулении райдер держится только за перекладину руля, основная же роль в плавности вращения и надёжности механизма отводится рулевой колонке, именно она совершает невидимую глазом механическую работу, и уже от качества её компонентов зависят все характеристики рулевого управления велосипеда. Поэтому в данной статье мы рассмотрим связку рулевого стакана (headtube) велосипеда и рулевой колонки (headset), поскольку вместе они дают возможность задавать любому велосипеду нужное направление.

Рулевой стакан рамы велосипеда


По форме можно выделить следующие два типа рулевых стаканов рамы:

    Полая внутри труба стандартной прямоугольной формы следующих распространённых размеров по диаметру верхнего и нижнего отверстия соответственно (диаметр трубы сверху и снизу одинаков): 1 дюйм; 1.1/8 дюйма; 1.1/2 дюйма; 1.5 дюйма (one point five)Подобные стаканы наиболее распространены для широкого круга рам, охватывая почти все возможные дисциплины и стили катания на велосипеде — от спокойных прогулочных, до экстремального кросс-кантри и фрирайда. По степени увеличения нагрузки на стакан можно условно отсортировать их таким образом: самые узкие рулевые стаканы (1 дюйм) чаще применяются для прогулочных и дорожных велосипедов; среднего размера рулевые стаканы (1.1/8 дюйма) хорошо подходят для байков с умеренными нагрузками в кросс-кантри или лёгком фрирайде; наконец увеличенные стаканы (1.5 дюйма) актуально применять в рамах для экстремального даунхила или дёрта, где часто требуется внушительный запас выносливости.

Эти две разновидности форм рулевых стаканов в свою очередь подразделяются ещё на три типа в зависимости от специфики изготовления формы внешних граней верхнего и нижнего отверстий трубы:

однородные грани рулевого стакана

    Грани стакана однородной толщины и формы по всей длине трубы, без каких-либо выступающих частей или углублений. Достаточно частый случай и весьма распространённая практика, используемая многими производителями велосипедных рам. Такие стаканы просты в изготовлении, они универсальны и неприхотливы, под них легко подобрать рулевую колонку. В такой стакан можно установить стандартную или же полуинтегрированную рулевую колонку, подходящую под диаметр его отверстий. Стаканы без скошенных граней — это двоякое решение. С одной стороны бОльшая плотность металла по краям обеспечивает повышенную надёжность и выносливость, с другой стороны возникает вероятность люфта, поскольку чашка не имеет внутреннего упора. Также можно отметить теоретический лишний вес целиковой конструкции рамы, правда очень и очень незначительный. Для обычного вело-байкера такие изменения обычно ничтожны и незаметны.

Перечисленные различия рулевых стаканов, кажущиеся на первый взгляд несущественными, всё же могут оказать влияние на этапе выбора рамы под определённые требования велосипедиста. Так, например, рядовому пользователю обычно нет необходимости связываться с интегрированными системами из-за сложности в обслуживании и прочих нюансов; а так же имеет смысл обратить внимание на конические стаканы, если планируется собрать велосипед для супер-экстремального катания.

Рулевая колонка велосипеда

Рулевой колонкой обычно называется совокупность элементов (в частности чашек, колец, пыльников, якоря и т.п.) содержащих в себе подшипники открытого или промышленного (закрытого) типа. Именно рулевая колонка в конечном итоге обеспечивает вращение руля и вилки, отвечает за плавность этого процесса и долговечность эксплуатации без обслуживания. Выбор подходящей и главное совместимой рулевой колонки под имеющийся стакан рамы крайне важен для успешной её установки и хороших эксплуатационных характеристик рулевого управления в целом, в частности: отзывчивости руля; плавности и мягкости вращения; выносливости всего узла к тем или иным нагрузкам; отсутствия зазоров и люфтов; повышенной долговечности.

Среди всех существующих рулевых колонок выделяются два основных различающихся типа:

резьбовая рулевая в разборе

Резьбовая рулевая колонка включает в себя верхнюю и нижнюю чашки, которые устанавливаются в стакан рамы методом запрессовки. Резьба, как и следует из названия, присутствует на штоке вилки (поэтому под такую рулевую колонку требуется специальная вилка с нанесённой резьбой и определённой длиной штока), предназначена она для закручивания верхней чашки, на которую с внутренней стороны так же нанесена резьба. Сверху конструкция дополнительно фиксируется и окончательно стягивается контргайкой, впоследствии крепко удерживая в рулевой трубе шток вилки. Подшипники (независимо от типа) помещаются традиционно внутрь верхней и нижней чашек. Резьбовая рулевая колонка хорошо узнаётся внешне во время визуального осмотра по характерной контргайке в верхней части рулевого стакана, также подобная конструкция отличается самым внушительным размером выступающих частей (по высоте относительно кромки трубы стакана) за пределы рамы. Резьбовая рулевая колонка также бывает и полуинтегрированной, когда чашки подшипников утоплены внутрь рулевого стакана рамы, а на поверхности остаются видимыми лишь внешняя грань верхней чашки и контргайка. Как таковых преимуществ такая конструкция не имеет именно в исполнении столь устаревшего решения и наличие внешних выступающих резьбовых элементов сводит все преимущества на нет.

безрезьбовая рулевая в разборе

Безрезьбовая рулевая колонка так же включает в себя две чашки, верхнюю и нижнюю, в которые размещаются подшипники независимо от типа. У чашек отсутствует резьба и устанавливаются они в стакан рамы методом запрессовки. Чтобы стянуть конструкцию вместе и удержать шток вилки в раме используется комбинация из: специального якоря, который помещается в шток вилки и раскрывается там, центрируя и выравнивая положение чашек и колец относительно друг друга; и выноса руля, обеспечивая финальную и надёжную затяжку (именно на крепление и фиксацию выноса отводится определяющая роль надёжного удержания вилки в раме. Безрезьбовая рулевая колонка хороша тем, что в некоторых вариациях исполнения у неё практически отсутствуют выступающие за пределы рулевого стакана элементы, что позволяет максимально опустить руль к раме при необходимости.

Преимущества безрезьбовых рулевых колонок в сравнении

Как известно, безрезьбовые колонки практически полностью вытеснили резьбовые из обихода за последние годы. Сейчас только безрезьбовые рулевые колонки устанавливаются на большинство современных горных (в том числе и профессионального назначения), BMX’ов и даже дорожных и шоссейных велосипедов, и на то есть множество веских и объективных причин:

    Вилки под безрезьбовую рулевую дешевле в производстве, поскольку возможна элементарная подгонка под размер любой имеющейся рамы, тогда как в случае с резьбовой конструкцией шток вилки должен точно соответствовать по высоте конкретному рулевому стакану рамы, жёстко к ней привязываясь.

Единственным преимуществом резьбовых рулевых колонок можно считать только возможность вертикальной регулировки руля вместе с выносом (часто в таких случаях это единое монолитное исполнение) в широком диапазоне.

Подвиды безрезьбовых рулевых колонок

Сами безрезьбовые рулевые колонки ещё делятся на три основных типа, отличия которых во многом существенны и их необходимо учитывать во время выбора на предмет совместимости с рулевым стаканом рамы:

    Стандартная безрезьбовая рулевая колонка с внешними чашками. Символьное обозначение такой рулевой EC (External Cup). Наиболее распространённый случай безрезьбовой рулевой, используется для горных и дорожных велосипедов разной направленности. Часто называется Aheadset рулевая по названию бренда, впервые внедрившего этот стандарт на велорынок. Данная рулевая отличается тем, что чашки с подшипниками находятся вне рулевого стакана, за его пределами. Такое исполнение более неприхотливое и менее дорогостоящее по сравнению с аналогами, однако выступающие наружу чашки сказываются на расстоянии от рулевого стакана до выноса, не позволяя снизить высоту выноса, а также чисто эстетически иногда выглядят весьма спорно. В остальном стандартная безрезьбовая рулевая колонка представлет собой высококачественное и хорошо продуманное изделие, практически лишённое недостатков. Чашки с подшипниками запрессовываются в рулевой стакан рамы, при этом подшипники можно менять в случае износа. После вилка вместе с выносом руля выравнивается/стягивается специальным якорем и упорным кольцом, а в финале происходит основная фиксация всей конструкции креплением выноса.

Размеры и стандарты рулевых колонок

Для резьбовых (threaded) рулевых колонок существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм с диапазоном внешнего диаметра чашек 30-30.8 мм и внутренним посадочным диаметром в пределах 26.4-27 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма с внешим диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм

Для безрезьбовых (threadless) стандартных рулевых колонок (EC, aheadset) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 0.833″ дюйма (обозначение EC32) с внешним диаметром чашек 32.7 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение EC30) с внешним диаметром чашек 30.2 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение EC34) с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма (обозначение EC37) с внешним диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение EC49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение EC56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) полуинтегрированных рулевых колонок (ZS, zerostack) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение ZS41 и ZS44) с внешним диаметром чашек 41.3 и 44 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение ZS49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение ZS56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) интегрированных рулевых колонок (IS, integrated) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение IS38) с внешним диаметром чашек 38 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначения IS41, IS42 и IS47) с внешним диаметром чашек 41.3, 41.8 и 47 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 2.05″ дюйма (обозначение IS52) с внешним диаметром чашек 52 мм

На основе приведённых размеров и обозначений не составит подобрать рулевую колонку под имеющийся стакан при условии правильного определения его типа и главным образом диаметра трубы.

Совместимость рулевых стаканов и рулевых колонок велосипеда

Изначально рулевые колонки, в зависимости от своего типа, вставляются исключительно в совместимые с ними рулевые стаканы. На практике же вся разница сводится к двум типам рулевых стаканов рамы: обычному или же интегрированному. Важно запомнить, что два этих случая не совместимы между собой и под каждый необходимо подбирать рулевую колонку исключительно своего типа. Таким образом:

    В интегрированный рулевой стакан рамы устанавливается только интегрированная рулевая колонка (is, integrated) и ничего больше.

Зная тип рулевого стакана рамы (один из двух перечисленных), совместимая рулевая колонка подбирается уже по размеру диметра отверстия трубы рулевого стакана и обычно не представляет никакой сложности. Искомый диаметр можно узнать либо из спецификации к своей раме (если таковая имеется); либо же измерив расстояние вручную, например штангенциркулем. В простом случае достаточно будет лишь подобрать рулевую колонку на основе полученных (стандартных) размеров стакана.

совместимость рулевых колонок

Однако бывают сложные случаи и различные исключения, когда можно установить рулевую колонку нестандартного или несовместимого размера в имеющийся рулевой стакан. Для этого существует золотое правило, с которым исключается ошибка: важно, чтобы размер рулевой колонки был равен диаметру стакана, или же был меньше. Только в этих случаях гарантируется установка и возможная совместимость. Если рулевая колонка в диаметре меньше отверстия стакана, то существуют специальные переходники для её установки, однако это больше относится к разряду нестандартных решений и подобных вариантов лучше избегать, подбирая рулевую в точности со стаканом рамы.

Для конического рулевого стакана чашки выбираются соответственно по отдельности, например: верхняя чашка будет диаметром 1.1/8″ дюйма, а нижняя чашка диаметром 1.5″ дюйма. Специальными переходниками так же можно установить в обычный рулевой стакан коническую вилку. В этом случае действует тот же принцип: рулевой стакан должен быть больше диаметра вилки. На данный момент есть возможность установки вилки с диаметрами трубы 1.1/8″(сверху)-1.5″(снизу) в рулевой стакан 1.5″ и даже в стакан 1.1/8″ при помощи специфических рулевых-переходников. Впрочем такой нестандартный подход несёт в себе мало практического смысла и не должен применяться в качестве повседневного.

Особенности выбора рамы по рулевому стакану

выбор рамы по стакану

Однако стоит учитывать, что под разные стили и дисциплины катания будут более уместны те или иные рулевые механизмы, выигрывая своими неповторимыми преимуществами, несмотря на устаревшие стандарты и прочие недостатки. Так для прогулочных, дорожных, комфортных велосипедов и круизеров однозначно лидирует резьбовая рулевая колонка во всех её вариациях, поскольку только она позволяет регулировать высоту руля вместе с выносом в довольно широком диапазоне, обеспечивая тонкую настройку для идеального комфорта и персонального удобства посадки. В то же время для дёрта, экстрима, трюковых дисциплин или даунхила требуется повышенная прочность всех узлов и компонентов велосипеда, в том числе и рамы, и в таком случае резонно рассматривать рулевые стаканы размерностей не ниже 1.5″ дюйма или же конические (tapered). Во всех остальных случаях роль рулевого стаканы не столь существенна.

Разница рулевых колонок и производители

эксклюзивная технология от cane creek

При кажущейся простоте и однотипности устройства такого узла как рулевая колонка, представленные варианты на рынке отличаются друг от друга, притом иногда весьма существенно. Но на что может влиять рулевая колонка велосипеда в конечном счёте и какие параметры значимы? Среди всех известных производителей у данного велосипедного узла имеют значение:

    Вес. Достаточно значимый параметр, который в конечном счёте оказывает влияние на конечную массу всего велосипеда. В гоночных и скоростных дисциплинах актуален минимальный вес для придания максимального ускорения и динамики, тогда как в экстримальных дисциплина дёрта или даунхила нужна максимальная прочность и вес не играет решающей роли. Обычно колеблется в пределах 100 граммов за рулевую в сборе.

многообразие рулевых

Производителей рулевых колонок существует немало, однако среди всего многообразия выделяются лишь некоторые, зарекомендовавшие себя высоким качеством, ответственным подходом к изготовлению и многолетней репутацией среди велосипедистов. Из таких брендов достойны внимания следующие: Acros, Blackspire, Cane Creek, Campagnolo, Chris King, FSA, Hope, Reset, Ritchey. Особенно заслуживают внимания те, которые знамениты многолетней историей в изготовлении исключительно рулевых колонок, например фирма Chris King выделяется ручным процессом изготовления и проектирования каждой рулевой колонки в сборе, включая этап тщательной предпродажной проверки каждого изделия.

Как происходит установка рулевой колонки методом запрессовки?

Необходимое обслуживание рулевых колонок и требуемый инструмент

Многие современные рулевые колонки относятся к так называемому типу необслуживаемых, т.е. не требующих вмешателства на весь срок эксплуатации. В частности это применимо к рулевым на промышленных закрытых подшипниках, которым не требуется смазка и не так страшны жёсткие и суровые условия эксплуатации. Однако среди всех рулевых колонок достаточно высокий процент и модификаций на открытых подшипниках с весьма ограниченным сроком службы и высокой степенью износа, которым требуется периодическое обслуживание. Оно заключается в периодической (минимум раз в сезон в зависимости от интенсивности катания) проверке состояния подшипников на износ и их смазывании. Степень износа подшипников проверяется визуально на предмет стачивания шариков, а смазываются они густой смазкой для подшипников, можно использовать как специализированную велосипедную так и любую подходящую, наилучшим образом подходит кальцевая смазка, например солидол.

Из необходимого инструмента для обслуживания рулевой колонки нужны лишь те, что позволяют снять всё лишнее и добраться до неё, а именно снять якорь и вынос руля с последующим извлечением штока вилки. Для этого чаще всего достаточно базового набора шестигранников (размерностей 3-4-5-6 мм) или звёздочек.

Читайте также: