Как сделать звук р

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Если ребенок не говорит "р": причины, артикуляционная гимнастика, постановка звука "р"

Автоматизация звука р

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Как научить ребенка говорить р

Затем убираем начальный согласный: "ра"/"ро"/"ру". Вводим обратные слоги: "ар"/"ор"/"ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Статья предоставлена специализированным логопедическим центром "Детская академия речи"

Что мешает выговаривать Р?

Занятия с ребёнком

  • патологический прикус;
  • дефект речевого дыхания;
  • неразвитость языковой уздечки;
  • слабость лицевой мускулатуры;
  • искаженное восприятие звуков.

Причины неправильного произношения

Ребёнок

Факторами, вызывающими неверное проговаривание, являются:

  1. Патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к стоматологу.
  2. Нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упёршимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно.
  3. Неправильное строение языковой уздечки. Для чёткого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину 8 мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений.
  4. Неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта. Если с выполнением задания возникли проблемы, то лицевая мускулатура слаба. Нужна консультация невропатолога, так как дизартрия может быть следствием тяжёлых нервных патологий.
  5. Нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к 4 годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
  6. Поведенческие расстройства. Постановка звуков проблематична у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Постановочные упражнения

Сначала проводится разминочное занятие:

Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.

Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.

Речевое дыхание

Ребёнок с мыльными пузырями

Предлагаются следующие упражнения для постановки звука Р у детей:

Каждое действие повторяют не больше 4 раз. Важное условие эффективного процесса – носовой вдох и ротовой выдох.

Речевой слух

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

Автоматизация звука Р


Этапы постановки звука Р включают автоматизацию – закрепляющий навыки приём. Закрепляется звучание фонемы в разнообразных словах, содержащих проблемную букву, фразах, можно использовать стихотворение или скороговорку. Сначала фонему нужно автоматизировать в соединении с гласными и согласными, затем в словах и предложениях.

Автоматизация звука Р в слогах

Автоматизация звука Р в словах

Когда слоги будут отработаны, можно переходить к словам. Начинать следует со слов, в которых проблемная фонема стоит в начальном слоге: река, труба, рубашка. Затем идет прорабатывание слов, в которых фонема находится в среднем или последнем слоге: помидор, корова, мотор.

Далее необходимо проработать смягчённое звучание в словах. При обычном рычании язык плотно прижат к нёбу и располагается почти у самых зубов, при смягчённом – прижат не так сильно, находится чуть дальше от верхнего зубного ряда.

Обычно дети после нескольких тренировок сами начинают понимать различие между обычным и смягченным звучанием, использовать это различие при проговаривании слов. Некоторым детям необходимо объяснить, что язык нужно переместить по нёбу чуть глубже.

Закрепление результата

Мама и ребёнок

После основного логопедического процесса тренировки не заканчиваются. Дома родители могут сами заниматься с детьми. Детям в дошкольный период покупают книжки с логопедическими стишками и песенками, специальные игры, кубики или картинки с нарисованными предметами, в названиях которых есть проблемные звуки.

Такие игры развивают не только речевые, но и мыслительные способности. Выйдя с малышом на прогулку, можно попросить его называть встречающиеся на пути предметы, содержание в названии отрабатываемую фонему.

Подростку с речевой проблемой полезно читать вслух стихотворения и рассказы. Можно предложить ему для развития мышления сочинять и рассказывать собственные истории.

К 6 годам ребенок должен уметь произносить все звуки. Самое сложное — артикуляция звука “р”, поэтому он самый последний в ряду букв, которые могут проговорить дети. Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:

  • нужно уметь одновременно напрягать корень языка с уздечкой и при этом расслаблять его кончик;
  • язык необходимо не просто поднимать описанным способом, а удерживать в таком положении на выдохе;
  • речевой выдох должен быть мощным, чтобы расслабленный кончик языка вибрировал.

Если ребенок 5 лет ещё не выговаривает букву р, нужна помощь логопеда.

Ребенок и буква р

Перед тем, как сделать выводы о причине, почему ребёнку сложно произносить звук р, нужен осмотр речевого аппарата, проверка слуха, а иногда и консультация невропатолога:

  1. Короткая подъязыковая уздечка. В пять лет её длина достигает 7-8 мм. Такие размеры позволяют языку подняться. Если она утолщённая и короткая, специалист предлагает упражнения на растяжение или отправляет на подрезание.
  2. Нарушен алгоритм произношения — неправильная автоматизация звука “р” в словах: вместо “р” говорит “л” или шипящие. Если малышу проще вставлять в слова “л”, чем произносить букву “р”, процесс постановки правильного звука пройдёт быстрее: алгоритм произношения похож. Если же ребёнок заменяет на шипящие, нужна проверка фонематического слуха.
  3. Ребёнок не слышит отдельные звуки — нарушен фонематический слух. Ему трудно их различить, поэтому подменяет их или вовсе пропускает. Причины такого нарушения — проблемы с ЦНС, перенесённые аденоидит и отит.
  4. Артикуляционные аппарат находится в тонусе или полностью расслаблен. Губы, щёки и язык напряжены или недостаточно подвижны. И то, и другое мешает ребёнку научиться правильно выговаривать букву “р”. Тогда логопед предлагает артикуляционные упражнения.
  5. Проблемы с поведением. Чтобы научить ребенка выговаривать букву, от специалиста нужно умение заинтересовать упражнениями для буквы р, а малыш должен уметь удержать внимание на процессе тренировок. Расторможенность или пассивность не дают ему сконцентрироваться. Причины — неврологические расстройства или нездоровая атмосфера в окружении ребёнка, который лишён тесного душевного контакта с родителем.
  6. Горловое произношение. Вместо напряжения языка и уздечки, у ребёнка вибрирует гортанный язычок. При горловом произношении говорят, что ребёнок картавит. Коррекция сложная по 2 причинам: родители обращаются поздно из-за того, что не различают языковый и горловой звук, а также потому что нужна не просто артикуляционная гимнастика для постановки р звука, а поэтапно обучить проговаривать его по новому алгоритму.

Ребенок не говорит Р

Учим ребенка говорить букву “р”

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука “р” у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука “р” в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква “р”.

Картинка с буквой р

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука “р”

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву “р”, сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква “р”: раскраска, стихотворения с её изображением.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Постановка звука предполагает ежедневные занятия. Их можно совмещать с играми, делать в непринуждённой обстановке. Главное — знать алгоритм работы и собирать материал для автоматизации звука по каждому этапу отдельно.

Автоматизация звука “р”

  • После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.

Автоматизация Р в слогах

Автоматизация Р в обратных слогах

Автоматизация Р в словах

  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Автоматизация Р в предложениях

Лишь на этом этапе используют скороговорки на “р”, учат логопедические стихи. Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Скороговорки

Упражнения

Начинать занятия всего нужно с разминки артикуляционного аппарата. Для этого делают зарядку для языка, губ и всего речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционное упражнение Маятник

Артикуляционное упражнение Кисточка

Артикуляционное упражнение Комарик

Артикуляционное упражнение Гармошка

Занятия на автоматизацию и произношение звука “р”

Кроме артикуляционной гимнастики, полезно выполнять логопедические задания. Они направлены на автоматизацию звуков, расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. При этом тренируется память и развивается логическое мышление.

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

Упражнение 5

Упражнение 6

Упражнение 8

Упражнение 9

Результаты

Занятия проводят ежедневно по 10-15 минут.

Результативность очень сопряжена с вовлечённостью мамы: если она с энтузиазмом готовится, подбадривает малыша, выражает радость от результатов, ребёнку нравится заниматься. А там, где есть удовольствие, результат наступает быстро.

Такая погрешность в физиологии у ребенка исправляется легко.

Все упражнения, которые придется делать, направлены на то, чтобы естественным способом растянуть максимально уздечку языка.

Например, одно из них: по нескольку раз в день стараться дотянуться языком до подбородка или до кончика носа. Таким образом, разрабатывается пластичность уздечки. Через несколько месяцев в совокупности с речевыми тренингами удастся добиться положительных результатов.

Упражнения для тренировки



Выговорить заветную букву позволят следующие упражнения:

Дополнительные методики

Можно класть в рот маленькие пуговки, бусинки или другие предметы, которые должны мешать говорить. При этом добиваться отчетливости речи. Также следует стараться как можно четче говорить и одновременно дуть.

Благодаря таким тренировкам удается развить речевой аппарат, приобрести необходимый навык и добиться четкого произношения трудного звука. И если самостоятельно не выходит добиться желаемого результата — не беда.

Ваш вопрос можно разделить на два: 1) можно ли самостоятельно научиться выговаривать звук [Р] (именно звук, т.к произносим мы звуки, а буквы только пишем)? 2) если да, то как?

Артикуляционная гимнастика на звук [Р] предусматривает следующие упражнения:

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Длительность выполнения 15-20 минут
  • Желательно выполнять два раза в день
  • Длительность выполнения каждого упражнения не меньше 1 минуты
  • Следить за четкостью выполняемого действия

Как вы поняли, артикуляционная гимнастика для взрослых ничем не отличается от таковой же для детей.

Постановка звука [Р] выполняется несколькими способами:

Повторяйте их до тех пор, пока они не станут получаться так, как вы бы этого хотели. На первых парах можно помогать себе призвуком и произносить ТРА-ТРО-….

Как только прямые слоги получаются на отлично, переходим к обратным типа АР-ОР-УР-ЫР-….

Далее следуют слоги со стечением (два-три согласных звука рядом) типа ДРА, МРА…

Когда работа над слогами пройдена, переходим к словам с нужным нам звуком. Отрабатываем их до совершенства.

После слов, конечно же, идут словосочетания. А за ними предложения.

В интернете советую найти чистоговорки и скороговорки на звук [Р]. Также можно заучивать специальные логопедические рассказы, насыщенные этим звуком (фонетические рассказы).

Что касается массажа при дизартрии, если у вас таковая имеется, то материала в интернете (лучше посмотрите видео) достаточно. Главное — разминать язык, т.к это мышца. Делать это можно руками, зубной щеткой, соской, надетой на шпатель (медицинский).

Как научиться выговаривать букву Р взрослому человеку

Как говорить букву Р

Схема его выполнения проста:

Слова на букву Р

Читайте также: