Как сделать звук как на стадионе

Обновлено: 07.07.2024

Не секрет, что качество звука на концерте во многом зависит от настройки аппаратуры гитаристов, в частности - гитар, "примочек", комбоусилителей. Автор статьи вот уже восемь лет занимается настройкой гитарного звука в группах, играющих в таких стилях, как TRASH, DEATH, BLACK. За время своей практики автор многократно сталкивался с различными проблемами в настройке гитарного звука как на концертах, так и на репетициях "тяжелых" коллективов. Надеемся, что его опыт поможет в решении многих вопросов по этой теме.

ШАГ 1. ПРОВЕРЯЕМ ИСПРАВНОСТЬ АППАРАТУРЫ

И так, первое, что необходимо сделать, это взять гитару в руки и как можно более придирчиво оценить её состояние. Запомните, что поломанный инструмент никогда не зазвучит хорошо, если вообще зазвучит. Необходимо проверить целостность разъема, к которому подключается кабель. В дальнейшем на концерте ненадежное соединение может сильно навредить вашему звуку. В случае неисправности его необходимо заменить. Точно также следует поступить с регуляторами громкости и тембра. Если вы сами не в состоянии заменить, какую-либо деталь, обратитесь к человеку, который сможет вам в этом помочь. Желательно перед концертом поменять на гитаре струны для достижения четкого и мощного звука.

Теперь займемся гитарными проводами. Раскручиваем разьемы и проверяем качество пайки. Если провода плохо припаяны или могут отпаяться, необходимо их срочно пропаять, ибо, по известному закону, все что может сломаться, на концерте обязательно сломается.

Переходим к "примочке". С ней проделываем те же операции, что и с гитарой. Следует обратить особое внимание на блок питания. При некачественном блоке питания четкость звука может теряться, а на выходе устройства появляться фон переменного тока. Короче говоря, "примочка" может просто "гудеть". Вообще, блок питания должен обеспечивать напряжение, необходимое для питания примочки (процессора) при токе не менее 700 mA.

Далее обратим наш взор на гитарный усилитель. Если у вас его нет, одолжите его у кого-нибудь из друзей на время концерта, - вы об этом не пожалеете. В противном случае хорошего звука вам не добиться. Так же не помешает обзавестись графическим 30-полосным или параметрическим эквалайзером.

ШАГ 2. НАСТРАИВАЕМ ЗВУК

И так, будем считать, что все оборудование у вас имеется в наличии, и оно исправно. Приступаем к его настройке. Во время игры лучше всего пользоваться, на мой взгляд, нижним хамбакером, так как он дает наиболее четкий и плотный звук, а ручкой тембра можно регулировать окраску звучания.

Количество искажений можно также настроить еще одним способом. Выставляете ручку громкости на комбике в нужное вам положение. Для концерта обычно хватает 30-40% от выходной мощности, дабы не перегрузить микрофон, которым будет подзвучиваться ваш усилитель. Далее выкручиваете ручку GAIN на максимум, зажимаете струны руками и слушаете на выходе усилителя шум от излишнего усиления. Вращаем регулятор GAIN в противоположную сторону до тех пор, пока шум не исчезнет.

В разрыв цепи между преампом и усилителем мощности нашего комбика (или сразу после "примочки") можно включить графический или параметрический эквалайзер. Штука очень полезная, так как во время работы "примочки" будет возникать 50-герцовый фон, который нужно будет убрать при помощи эквалайзера. Так же рекомендую уменьшить частоты от 1 до 4 кГц, чтобы звук "примочки" не резал слух и не вызывал ощущения усталости у слушателей, и вырезать частоты выше 8 кГц. Тем самым вы уберете из вашего звука лишние шумы и шорох пальцев по струнам. Если звук сильно гудит, подрегулируйте его в области частот от 80 до 125 Гц. Возможно, придется удалить из спектра, или наоборот, добавить некоторые частоты. Все зависит от индивидуальных особенностей вашей "примочки". Хочу предостеречь, - не переусердствуйте с вырезанием частот, иначе можно лишиться плотности звучания.

Если вы пользуетесь отдельным преампом типа TUBEMAN или V-TWIN, то его необходимо подключать непосредственно на вход усилителя мощности комбика. Это поможет удалить из спектра сигнала шумы, наводимые собственным преампом комбоусилителя и упростит настройку.

ШАГ 3. НАСТРАИВАЕМ МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ

Теперь приступаем к настройке гитар. Попросите звукооператора установить ручки эквалайзеров на микшерном пульте в положение, равное 0 dB. Спуститесь со сцены в зал и попросите другого гитариста поиграть. Дальше стойте и слушайте. Если гитарная система настроена правильно, ничего менять в настройках пульта не придется. В противном случае звук придется подкорректировать.

Затем попросите поиграть гитариста и бас-гитариста одновременно. На данном этапе необходимо определить, не забивает ли гитара на нижних частотах бас. Если бас-гитару плохо слышно, попробуйте подрезать на гитарном эквалайзере нижние частоты, а именно 50 Гц и частоты от 160 до 250 Гц, поскольку в этом диапазоне находятся основные составляющие звука бас-гитары. Аналогично настраивается и вторая гитара. Так же рекомендую развести обе гитары в разные каналы: ритм-гитару на 15% влево, соло - на 15% вправо (или наоборот). Это поможет избежать каши в звуке. Хочу заметить, что если гитарные аранжировки написаны неграмотно, то обе гитары будут сливаться, и никакой, даже самый классный звукооператор вам не поможет.

Дальше дело за малым. Останется только настроить общий баланс группы. Ритм-гитару необходимо делать немного тише, чем соло, где-то процентов на десять. Если в группе две солирующих гитары, громкость надо делать либо равную, либо просить друга, что бы он стоял и говорил звукооператору, когда и кого делать тише или громче.

После завершения настройки звука лучше срисовать положения всех регуляторов пульта на листок бумаги и отдать его звукооператору непосредственно перед выходом на сцену. Это необходимо потому, что вы, скорее всего, будете не единственной командой, которая будет выступать на этом концерте, и запомнить настройки всех команд звукооператор просто не в состоянии. Также лучше иметь свой собственный гитарный усилитель, о чем уже говорил ранее. Это поможет избежать различных внештатных ситуаций и сэкономит время на подключение и настройку, поскольку группы, выступавшие до вас, обязательно собъют сделанные вами настройки.

Вот и все, из аппаратуры мы выжали все что могли, дальше все зависит от вас и вашего мастерства. Желаю удачи!

15.03.2016, Карлос
КГ/АМ в самом деле. Любой нормальный звукорежиссёр обретет сильное желание переехать табуреткой по такому другу и всё. Я всё думал откуда такие кретины берутся, которые приходили иногда выступать и приходилось мучиться с этой беспросветной тупостью. А вот оказывается, спасибо блин статье

10.02.2015, Игорь
Реально бред.Просто смешно. "Нижний хамбакер".А проценты гэйна и уровня громкости на усилителе вообще с неба взяли,не учитывая ни зал,ни мощность усилителя, эта статья не учит,а только путает всех. Увольте ваших редакторов и авторов,они кажется лохи.)

19.03.2014, Я
Полный бред, абсолютно ничего что можно применить на практике. А \"начинающий\" вообще ничего не поймет, та и к пульту никого не подпустят.

24.06.2011, Я
КГ/АМ статья намного устарела, да и предложение \"проверить целостность разъема, к которому подключается кабель\" и \"проверить целостность разъема, к которому подключается кабель\" попахивает абсолютный колхозом, да

16.07.2010, Андрей
>Далее обрамим наш взор на гитарный усилитель Может вы хотели написать \"обратим\"? Спасибо за статью!

06.12.2009, *Set*
Отличная статья! Начинающим музыкантам она очень поможет. много чего полезного узнал я сам! В общем статья тема-пособие в учебник!

Звук болельщиков на стадионе — болельщики занимают весь кадр разноцветной толпой

Болельщики на стадионе

Звук болельщиков на стадионе во время игры в футбол, хоккей, реслинг и звук общей атмосферы стадиона можно скачать здесь бесплатно в формате мр3. Звуки реакции болельщиков на гол или на бросок, приветственные крики болельщиков, звуки дудки, скандирования и пения. Всевозможные звуки атмосферы стадиона вы найдете в этой подборке.

Всего звуков: 45

Мы сделали эту общую подборку, так как иногда нужно просто шум какого-то абстрактного стадиона. Не обязательно игры в футбол, баскетбол или хоккей. Все эти отдельные и специфические шумы стадионов и болельщиков отдельных спортивных игр и состязаний у нас есть в отдельных публикациях. (которые сейчас готовятся к выпуску)

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.


На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.



Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.


Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.


Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.


При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

● Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.


Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.


Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.


Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.


2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.



4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.


При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).


Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

Звуки оваций и аплодисментов

Категория: Звуки людей
Количество звуков: 42.
Качество: Высокое.
Среднее время просмотра страницы: 4 мин 44 секунды.
Автор публикации: Sestra.
Формат файлов: mp3.

[468,47 Kb] (cкачиваний: 58736). Тип файла: mp3.

[103,71 Kb] (cкачиваний: 6243). Тип файла: mp3.

Звук оваций на спортивном стадионе

[1,83 Mb] (cкачиваний: 7934). Тип файла: mp3.

Благодарные аплодисменты и овации в помещении

[517,04 Kb] (cкачиваний: 15384). Тип файла: mp3.

Аплодисменты в небольшом помещение с небольшим количеством людей

[387,25 Kb] (cкачиваний: 18320). Тип файла: mp3.

Продолжительные аплодисменты в театре

[596,63 Kb] (cкачиваний: 13704). Тип файла: mp3.

Аплодисменты с криками на концерте с большим количеством людей

[951,33 Kb] (cкачиваний: 14378). Тип файла: mp3.

Звук, где люди хлопают в ладоши в концертном зале (хлопки в ладоши)

[525,62 Kb] (cкачиваний: 6097). Тип файла: mp3.

Поздравительные аплодисменты для победителя, занявшего 1 место

[330,45 Kb] (cкачиваний: 41515). Тип файла: mp3.

Аплодисменты в небольшой компании или в рабочем коллективе

[2,2 Mb] (cкачиваний: 18737). Тип файла: mp3.

Звук аплодисментов в зрительском зале

[103,06 Kb] (cкачиваний: 1711). Тип файла: mp3.

[145,92 Kb] (cкачиваний: 994). Тип файла: mp3.

Овации с хлопками

[71,02 Kb] (cкачиваний: 5040). Тип файла: mp3.

Звук громких оваций на открытой местности


[58,98 Kb] (cкачиваний: 1138). Тип файла: mp3.

Звуки аплодисментов в унисон

[1,22 Mb] (cкачиваний: 8308). Тип файла: mp3.

Хлопают в ладоши всего пара человек

[1,08 Mb] (cкачиваний: 4887). Тип файла: mp3.

Аплодисменты на каком-то соревновании (интершум)

[2,91 Mb] (cкачиваний: 2251). Тип файла: mp3.

Звуки овация и аплодисментов с криками "Браво"

[1,2 Mb] (cкачиваний: 6280). Тип файла: mp3.

Звук аплодисментов на улице

[94,89 Kb] (cкачиваний: 3095). Тип файла: mp3.

Хлопки в ладоши небольшой группы человек

[58,16 Kb] (cкачиваний: 535). Тип файла: mp3.

Аплодируют в большом холле

[236,37 Kb] (cкачиваний: 277). Тип файла: mp3.

Один мужик хлопает среди толпы

[79,81 Kb] (cкачиваний: 524). Тип файла: mp3.

Смех и хлопки в ладоши

[132,04 Kb] (cкачиваний: 512). Тип файла: mp3.

[163,88 Kb] (cкачиваний: 252). Тип файла: mp3.

Звук, где человек в одиночку хлопает в ладоши

[83,64 Kb] (cкачиваний: 440). Тип файла: mp3.

[48,08 Kb] (cкачиваний: 213). Тип файла: mp3.

Быстрые хлопки в ладоши от одной персоны

[107,35 Kb] (cкачиваний: 249). Тип файла: mp3.

[95,95 Kb] (cкачиваний: 450). Тип файла: mp3.

[8,57 Kb] (cкачиваний: 106). Тип файла: mp3.

Звук хлопков в ладоши с концерта

[307,35 Kb] (cкачиваний: 1026). Тип файла: mp3.

[92,59 Kb] (cкачиваний: 395). Тип файла: mp3.

Звук, где группа детей хлопает в ладоши

[184,93 Kb] (cкачиваний: 1047). Тип файла: mp3.

[37,99 Kb] (cкачиваний: 514). Тип файла: mp3.

Осуждают и хлопают

[223,3 Kb] (cкачиваний: 205). Тип файла: mp3.

Хлопок в унисон

[17,14 Kb] (cкачиваний: 151). Тип файла: mp3.

[177,58 Kb] (cкачиваний: 162). Тип файла: mp3.

Это для разнообразия

[113,82 Kb] (cкачиваний: 284). Тип файла: mp3.

Звук аплодисментов с эхом (индивидуально)

[189,83 Kb] (cкачиваний: 137). Тип файла: mp3.

Толпа сделал один хлопок

[31,46 Kb] (cкачиваний: 125). Тип файла: mp3.

Звук хлопающих людей под музыку (хлопалка)

Понравился сайт? Хотите чтобы он развивался дальше? Ваша материальная поддержка очень поможет нам. Помогите нам от всей души. Отблагодарить

Люди, чтобы выразить свою благодарность и восхищение, используют аплодисменты. Иногда их овации могут сопровождаться криками "браво" и "ура". Ну а как еще можно рассказать другим людям свои эмоции с помощью жестов? Не всегда нужно использовать слова, ведь искренним можно быть и без слов.

Вас это может заинтересовать:

Цитата по теме:
В ночной тишине больше мечтаешь о нежном слове одного человека, чем об аплодисментах тысяч людей.
— Джуди Гарленд

Слушайте ещё звуки на тему

Читайте также: