Как сделать золотой шифр смольного института

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев

Смольный институт благородных девиц стал первым в России привилегированным женским средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Около 200 юных дворянок от 6 до 18 лет получали всестороннее образование, а лучшие воспитанницы определялись в придворную службу.

В программу входило обучение по предметам — закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста по 3 года каждый.

Награда лучшим воспитанницам — золотой вензель ("шифр") в виде инициала императрицы

Создание Смольного института положило начало женскому среднему образованию в России. К 19 веку институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. Вплоть до 1917 года институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

Последний выпуск Смольного института. Фото сделано в 1917 году в Петрограде, выпуск состоялся в 1919 в Новочеркасске

В 1917 году институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.Далее небольшая галерея портретов некоторых выпускниц Смольного института:

Борщова Наталья Семёновна. 1-й выпуск, 1776 год.Борщова Наталья Семёновна (9 августа 1758 — 31 октября 1843) — училась в Смольном институте благородных девиц, который закончила с золотой медалью, фрейлина великой княгини Марии Феодоровны, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (малого креста).

Наталья Семёновна — дочь лейб-гвардии отставного фурьера Семёна Ивановича Борщова (или Барщова, как писали тогда). Кроме Натальи у него и его жены Екатерины Алексеевны было еще шесть детей, а все состояние семьи составляли 113 душ крепостных, к тому же заложенных. В 1764 году Наталья была приняти в Смольный институт. В институте, обладая хорошим голосом, она принимала участие в театральных постановках. О музыкальной одаренности Натальи отзывался А. А. Ржевский:

В 1776 году, как одна из лучших учениц, Наталья закончила институт с Большой золотой медалью, вензелем императрицы и пенсией 250 рублей в год. Будучи предназначенной к пожалованию фрейлиной при дворе великой княгини Наталии Алексеевне, скончавшейся за несколько дней до первого выпуска смолянок, она была принята ко двору 14 июня 1776 года и назначена состоять вместе с любимой своей подругой по институту Е. И. Нелидовой фрейлиной при второй супруге цесаревича, великой княгини Марии Феодоровны.

Глафира Ивановна Алымова. 1-й выпуск, 1776 год.Глафира Ивановна Алымова, в первом браке Ржевская (1758—1826) — фрейлина Екатерины II, одна из первых русских арфисток, предмет старческой страсти Ивана Ивановича Бецкого.

По окончании института стала фрейлиной императрицы.

Екатерина Ивановна Молчанова. 1-й выпуск, 1776 год.Екатерина Ивановна Молчанова (в замужестве Олсуфьева; 9 ноября 1758 — 3 сентября 1809) — фрейлина Екатерины II, одна из пяти лучших выпускниц Смольного института, удостоенных Золотой медали первой величины.

В Смольном Екатерина отличалась серьёзностью, сосредоточенностью, выделялась среди воспитанниц любовью к наукам, любила больше читать, чем участвовать в играх и развлечениях, хотя не раз выступала на сцене устроенного в институте театра. Она хорошо рисовала и вышивала — об это известно из письма Екатерины II, написанного другой смолянке А.Левшиной:

Екатерина Ивановна Нелидова. 1-й выпуск, 1776 год.Екатерина Ивановна Нелидова (1756—1839, Санкт-Петербург) — дочь поручика Ивана Дмитриевича Нелидова, фаворитка Павла I, двоюродная тетка многолетней возлюбленной Николая I — Варвары Аркадьевны Нелидовой.

"Как ты, Нелидова, Сербину представляла,
Ты маску Талии самой в лице являла,
И, соглашая глас с движением лица,
Приятность с действием и с чувствиями взоры,
Пандолфу делая то ласки, то укоры,
Пленила пением и мысли и сердца.
Игра твоя жива, естественна, пристойна;
Ты к зрителям в сердца и к славе путь нашла —
Нелестной славы ты, Нелидова, достойна;
Иль паче всякую хвалу ты превзошла!
Не меньше мы твоей игрою восхищенны,
Как чувствии прельщены
В нас
Приятностью лица и остротою глаз.
Естественной игрой ты всех ввела в забвенье:
Всяк действие твое за истину считал;
Всяк зависть ощущал к Пандолфу в то мгновенье,
И всякий в месте быть Пандолфовом желал."

Барыкова Екатерина Алексеевна. 1-й выпуск, 1776 год.Барыкова, Екатерина Алексеевна (в замужестве Мельгунова).

Евдокия Григорьевна Вяземская. 1-й выпуск, 1776 год.Есть среди выпускниц Смольного института и почитаемые православные подвижницы.

Евфросиния Колюпановская (в миру — Евдокия Григорьевна Вяземская; ок. 1758 — 3 июля 1855, село Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии) — православная подвижница. Княжна из рода Вяземских, фрейлина императрицы Екатерины II. Желая посвятить себя Богу, тайно оставила двор, инсценировав свою смерть, и стала юродивой.

Канонизирована в 1988 году как местночтимая святая Тульской епархии в лике блаженных, память совершается (по юлианскому календарю): 3 июля и 22 сентября (собор Тульских святых).

Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II.

Благодаря своему происхождению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы.

Сколько времени Евдокия прожила при дворе — неизвестно. Однажды во время пребывания императорского двора в Царском Селе она вместе с двумя другими фрейлинами (М. Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили свои платья на берегу пруда, и, одевшись крестьянками, бежали, начав странствовать. Причины и обстоятельства этого поступка остаются неизвестными. По словам духовника старицы Евфросинии, причиной её бегства стало желание посвятить себя Богу. Он сообщает следующее предание, связанное с её бегством, в котором отсутствует инсценировка утопления:

"…она просто скрылась из Дворца, почему и было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, и когда она, переодевшись в крестьянское платье, пробиралась в Москву, на перевозе через одну реку была узнана исправником, и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково, и испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию, и отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи…"

Портрет Ф. С. Ржевской кисти Д. Г. Левицкого (1772, Русский Музей, Санкт-Петербург)Феодосья Степановна Ржевская. 2-й выпуск, 1779 год.

Феодосья Степановна Ржевская (в замужестве Голицына; 30 декабря 1760 — 22 июля 1795) — одна из лучших воспитанниц второго выпуска Смольного института, за успехи в учёбе была удостоена шифром императрицы, двоюродная сестра Е. А. Нарышкиной, Е. А. Демидовой и Г. А. Строганова.

В Смольный институт Феодосия поступила в 1767 году вместе с сестрой Прасковьей (или близнец, или на год моложе её).

В 1779 году сестры окончили институт, Феодосия Ржевская, высказав отличные успехи, в числе шести лучших воспитанниц была пожалована золотым шифром императрицы. После выпуска девушки вернулись в родительский дом.

Ржевская (с Давыдовой. Давыдова, Настасья Михайловна. 3-й выпуск, 1782 год).

Мария Алексеевна Нарышкина. 2-й выпуск, 1779 год.Мария Алексеевна Нарышкина (урождённая Сенявина; 9 марта 1762 — 30 декабря 1822) — одна из воспитанниц второго выпуска Смольного института, любимая фрейлина Екатерины II , статс-дама, жена А. Л. Нарышкина, тетка графа М. С. Воронцова, сестра Е.А.Воронцовой.

По красоте Мария Алексеевна не уступала своей старшей сестре Екатерине Воронцовой.

Художник И. Ф. А. Дарбес, 1781 год

Елизавета Александровна Пальменбах, урождённая баронесса Черкасова. 2-й выпуск, 1779 год.Елизавета Александровна Пальменбах (урождённая баронессаЧеркасова; 1761—1832) — фрейлина российского императорского двора, начальница Смольного института благородных девиц в 1797—1802 годах.

Княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина. 3-й выпуск, 1782 год.Княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина (Кологривова, урожд.Трубецкая, 1762—1848) — известная красавица, первая русская воздухоплавательница.

Среди её поклонников был Карамзин, посвятивший ей стихи:

Парашу вечно не забуду,
Мила мне будет навсегда,
К ней всякий вечер ездить буду,
А к Селимене никогда.

В 1803 г. поднялась в воздух на воздушном шаре, построенном французом Гарнереном, и приземлилась в имении Вяземских Остафьеве (впоследствии владелец имения, П. А. Вяземский, стал её зятем). Воздушный шар долгое время хранился в имении, а П. А. Вяземский шутил, что он стал знаменит благодаря тому, что в его имении приземлилась Гагарина.

Татьяна Юрьевна. Известная, — притом
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…

Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче
От Рождества и до Поста,
И летом праздники на даче.

Художник Жан Луи Вуаль, 1789 год

Смирнова, Евгения Сергеевна, 1-я жена И. М. Долгорукова. 4-й выпуск, 1785 год.Княгиня Евгения Сергеевна Долгорукая, урожд. Смирнова (1770—1804) — фрейлина, жена поэта князя Ивана Михайловича Долгорукова, воспетая им во многих стихотворениях.

Девочку определили в Смольный институт, где и окончила курс в 1785 г., получив за успехи шифр. Практически не знала своей семьи, так как ее мать приезжала из своего Подзолова очень редко, а свидания в присутствии воспитательницы были короткими. После окончания стала пользоваться покровительством следующей невестки императрицы — великой княгини Марии Фёдоровны. Участвовала в театральных представлениях во дворце и в великосветских любительских спектаклях, где познакомилась с князем Иваном Михайловичем Долгоруким, с которым и обвенчалась 31 января 1787 г., причем свадьба ее была отпразднована во дворце Павла Петровича.

Безобразова, Аграфена Алексеевна, 2-я жена И. М. Долгорукова. 4-й выпуск, 1785 год.

Художник В. Л. Боровиковский, 1795 год

В 1779 году Екатерина II по просьбе Суворова передала Наталью на воспитание в Смольный институт.

5 марта 1791 года Екатерина II пожаловала графиню Суворову-Рымникскую по заслугам её отца во фрейлины. Однако же по приезде в Санкт-Петербург Суворов забрал дочь из дворца и поселил у Д. И. Хвостова, который был женат на его племяннице, княжне Аграфене Ивановне Горчаковой. Императрица хотя и была этим недовольна, но пожаловала ей свой вензель в 1792 году.

Портрет Д.Х.Ливен, 1814 год

Происходила из дворянского рода Бенкендорфов. Дочь рижского военного губернатора генерала от инфантерии Х. И. Бенкендорфа, сестра шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа, с которым на протяжении многих лет состояла в переписке.

Мать Дарьи Христофоровны умерла 11 марта 1797 года за границей, где находилась на лечении. Она страдала от ревматизма, от которого всю жизнь будет мучиться и её дочь. Дарья и её сестра Мария (1784-1841) остались на попечении императрицы Марии Фёдоровны. Несмотря на то, что они уже вышли из возраста, в котором девочек принимали в Смольный институт, императрица поместила их именно туда, и каждую неделю навещала сестёр.

Дарья получила лучшее по тем временам образование, она умела говорить и читать на четырёх языках, изучала музыку и танцы. В феврале 1800 года Дарья и Мария закончили институт.

Новогоднее, рождественское открыточное 07.01.2014 --> Смотрели: 17 (0) Белые снежинки. Новогоднее 24.12.2012 --> Смотрели: 267 (0) Равновесие? 23.09.2012 --> Смотрели: 15 (0) Христос Воскрес! (Православный Додеканес 15.04.2012 --> Смотрели: 154 (2) Pin up 06.03.2012 --> Смотрели: 79 (0)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Статистика

История в художественных образах (смольнянки)

Санкт-Петербург, 1773 год, газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщает своим читателям, то состоялось "важное событие: первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института". Это событие не проходит мимо и внимания императрицы Екатерины II - это гуляние в Летнем саду и первые театральные постановки в Смольном институте послужили причиной того, что известному художнику Дмитрию Григорьевичу Левицкому делается заказ на написание портретов смольнянок (смолянок). Их надо было написать в театральных костюмах, соответствующих сыгранным ролям. Так появились на свет семь портретов воспитанниц Смольного института, условно объединенных в серию "Смолянки".


Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой 1773
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

245 лет назад 16 мая (5 мая по старому стилю) 1764 года указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано при Воскресенском Смольном новодевичьем монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества". Екатерина II приказала разослать указ "по всем губерниям, провинциям и городам. дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию". Смольный институт благородных девиц положил начало женскому образованию в России и инициатива его создания принадлежала все тому же И.И.Бецкому, который создал в Москве знаменитый Воспитательный Дом (про это вот тут: Дом сиротский (особняки Москвы)).


Перро Ф.В. Вид Смольного монастыря. 1841

Первый приём воспитанниц был проведён в 1764 г. Но родителей, пожелавших определить своих дочерей в Воспитательное общество, оказалось совсем немного - новое в России всегда вызывало опасения и никто особо не спешил быть первым. Отпустить своих дочерей решились только не очень материально обеспеченные дворяне. Лишь через полгода вакансии были укомплектованы. В числе принятых было семь титулованных воспитанниц и много дочерей мелких чиновников и обедневших дворян, всего 60 девочек.

4 августа 1764 г. состоялось торжественное освящение церкви, устроенной в северо-восточной башне Смольного монастыря в присутствии иностранных послов и двора. Празднество сопровождалось 101 выстрелом из пушек, после чего гостей повели осматривать приготовленные для детей помещения, и завершилось все торжественным обедом в покоях начальницы.


Галактионов С.Ф. Смольный институт. Литография 1823

Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей И.И. Бецкого: юные девушки должны быть полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков. Став матерями, выпускницы Смольного института воспитывают детей такими же, дети же передают все накопленное от матерей следующему поколению, и постепенно все члены общества станут добропорядочными людьми. Получилось ли. На этот вопрос ответило время и история.


Левицкий Д.Г. Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, в замужестве фон Ломан, и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой 1773
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)


Левицкий Д.Г. Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой 1772
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)


Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой 1773
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Шились они из камлота, который приходилось выписывать из Англии. По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов. Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавались девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки - три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей. Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы. Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.


Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семёновны Борщовой 1776
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)


Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной 1775
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)


Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой 1776
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Через несколько лет после его основания она писала Вольтеру: ". мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме".


Шифр для выпускниц Смольного Института, закончивших его с отличием Санкт-Петербург, мастер- Придворный ювелир Виктор Линдроз, вторая половина XIX века
(Подобный шифр был недавно продан на торгах Аукционного Дома "Империя" 1.600.000 рублей)

Выпускные экзамены первых выпускниц состоялись в апреле 1776 года. 12 лучших учениц награждены Золотыми медалями и получили специальные императорские "шифры" (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко Двору. Из казны государства была выделена сумма в 100 000 рублей, как приданое бедным выпускницам. В 1797, вскоре после смерти Екатерины II, Павел I поручил управление Воспитательным обществом своей супруге – императрице Марии Федоровне.


Знак для выпускниц Смольного Института (на обороте знака обязательная гравировка - год выпуска и имя выпускницы)


Преподаватели Смольного Института Фото начала 20 века

В 1812 тут же было создано бесплатное отделение для "военных сирот" на 100 вакансий с сокращенным курсом обучения. В 1848 был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились уже не классными дамами, а учительницами. Плата за обучение составляла 350 рублей в год, но за многих учениц платили министерства и ведомства (их также под свою опеку брали члены императорской фамилии). Училище иногда выдавало ученицу замуж, а если это не удавалось, то определяло ее в учительницы, договаривалось за нее и получало за нее жалование. Никуда не пристроившиеся девицы имели право жить в институте, получая там комнату, пищу и свечи, оплачивая за это институту "рукоделием, трудолюбием и добродетелью".


Девочки за шитьем Фото начала 20 века


Смольный институт. В швейной мастерской Фото начала 20 века


Смолянки в столовой Фото начала 20 века


Спальня в Смольном институте Фото начала 20 века

Ежегодно летом больных воспитанниц бесплатно отправляли на лечение в Старую Руссу, в санаторий доктора Вельса. Зимой, воспитанницы посещали Эрмитаж, Публичную библиотеку, выставки в Академии художеств, Ботанический сад, Таврический дворец. Десять лучших выпускниц, награждаемых шифрами, ездили с начальницей и классными дамами на специальную церемонию в Зимний дворец, где их представляли императору. Последнее как раз в русской истории имело несколько трагический момент - именно так встретился император Александр II со своей будущей супругой Екатериной Долгорукой. а что было потом все, думаю, знают.


Урок физкультуры в Смольном институте Фото начала 20 века


Смольный институт. Урок рисования Фото начала 20 века


Смольный институт. Урок пения Фото начала века


Хор воспитанниц Смольного Института Фото начала 20 века


Смольный институт. Урок музыки Фото начала 20 века


Смольный институт. Девочки на занятиях Фото начала 20 века


Смольный институт. Урок танцев Фото начала 20 века

В начале 19 века было принято решение построить для Смольного института новое здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Планировка здания: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами, со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.


Поледний выпуск Смольного института - фото сделано в 1917 году еще в Петербурге, а выпуск состоялся в 1919 в Новочеркасске.

Революция в России положила конец благородному воспитанию и до сих пор в России нет даже приблизительного аналога Смольного института. Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения. В октябре 1917 Смольный институт выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 состоялся последний выпуск. Летом этого же года преподаватели и оставшиеся воспитанницы бежали из России и институт в виде гимназии появился уже в Сербии.

Последний даже не назывался институтом, а Русско-сербской гимназией, и фактически это был бывший Смольный институт. Его последняя директриса Наталья Корнелиевна Эрдели после революции выехала и вывезла часть персонала и девочек в Югославию. После смерти Эрдели была начальницей жена генерала Абациева. А назвали они его Русско-сербской гимназией для того, чтобы в институт могли принимать и сербских девочек. Форма же у нас была такая же, как и в Смольном институте.

- Не могли бы вы ее описать поподробней?

- На какие средства существовали все эти учебные заведения? Были добровольные частные пожертвования или государственная помощь?

- Средства на институты и на корпуса давала Державная комиссия Королевства СХС, которая была основана Лигой наций и размещалась в Белграде в доме, где раньше находилось российское посольство.

(Из статьи "Я ОДНА ИЗ ПОСЛЕДНИХ СМОЛЯНОК". ИЗ ЗАПИСОК И ВОСПОМИНАНИЙ ИННЫ КАЛИНИНОЙ, ЖЕНЫ КАДЕТА. Газета "Русская мысль" (№№ 6,7 – 4491, 4492), 2004)

Нам же остались фотографии, воспоминания и серия портретов смолянок кисти Д.Г.Левицкого. И может быть когда-нибудь и появится на просторах России такое же учебное заведение, которое подарит нам девиц благородных во всех отношениях.

Для пользователей ЖЖ и прочих ресурсов ссылка на блог Leonsija на Лиру при копировании обязательна. (С)

Воспитанницы Смольного института благородных девиц.

Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В нашем обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы.

Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением.

Здание Смольного института.

 Главный фасад здания Смольного института.

Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное - просвещение, просвещение и ещё раз просвещение!

Преподаватели Смольного института.

Преподаватели Смольного института.

В учительской.

Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.

Урок пения.Фото 1889 г.

Урок игры на арфе. Выпускной альбом института 1889 года.

Урок рисования. Выпускной альбом института 1889 года.

Экзамен по музыке.

Смольный институт.Воспитанницы на уроке.

Урок рукоделия.

На уроке.

В швейной мастерской. Выпускной альбом института 1889 года.

Начальница Смольного института Е.А. Ливен в кабинете за письменным столом.

Преподаватели Смольного института в учительской комнате

За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.

Спальня воспитанниц.

Помывочная. Фото 1889 года.

Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.

Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года.

Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года.

Смольный институт. Чаепитие с гостями.

Смолянки в столовой. Выпускной альбом института 1889 года

Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

- Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.

На катке. Фото 1889 года.

Смольный институт. Катание с горки. Фото 1889 г.

Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.

Смольный институт. Приём - экзамен на знание хороших манер.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 г.

На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей.

Жилой флигель Смольного института.

Церковь Смольного института.

Самое важное и волнительное событие в Смольном - публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. За день до экзамена девушке вручали билет, по которому она должна была хорошо подготовиться.

 Фрейлина ее императорского величества, начальница Смольного института княгиня Е.А.Ливен в кресле с вязанием в руках.

Фрейлина ее императорского величества, начальница Смольного института княгиня Е.А.Ливен в кресле с вязанием в руках.

Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.

После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.

Последний выпуск воспитанниц Смольного института. 1917 год.

Суровые правила в Смольном институте благородных девиц можно сравнить разве что с теми, что существуют в хореографических школах. Наш фотоцикл об изнурительном пути в русский балет позволяет погрузится в эту атмосферу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Обратите внимание:

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Комментарии

Надо добавить, что институтки(так называли выпускниц смольного, а в последующем и других подобных заведений), в обществе приживались плохо т.к. они были полностью ограждены от него-они не понимали нюансов общения, шуток и т.д. Институток считали недалекими и истеричными, т.к. выходя из института, где ничего толком не видели, они могли громко восхищаться впервые увиденной коровой, например. Так же, у них был свой сленг и манера разговора-они часто говорили гипербализируя действительность: обожаю мармелад, умру если откажите, ненавижу листик и т.д)) А сленг в основном был на французкий или немецкий манер. Зачастую институткам было сложно найти свое место в жизни, после выпуска т.к. высшее общество несколько потешалось над ними, в свою очередь отучившись в пенсионах, где уровень образования был выше, а порядки не так строги из-за чего девушки не теряли связь с реальным миром.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

1

Устав института был строг — девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы.

clip_image002

Набор воспитанниц осуществлялся каждые 3 года. Если по каким-то причинам освобождалось место, Уставом было запрещено принимать учениц со стороны — что не позволяло чуждому духу потревожить сложившийся в Училище уклад.

Существовало четыре класса по возрастам, для каждого из которых была своя форма. С 6 до 9 лет носили коричневую, с 9 до 12 — голубую, с 12 до 15 — серую, а с 15 лет и до выпуска носили белую форму.

Первый класс делился на четыре части (каждой давалась своя учительница). Девочки-малышки учились танцевать, вязать и шить. Изучали Закон Божий и катехизис, правила хорошего тона, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку вокальную и инструментальную. Во втором классе к числу изучаемых предметов прибавляется география, история и домоводство.

clip_image004

Также полагалось научиться навыкам самообслуживания, таким как содержание в порядке своих волос и одежды.

clip_image006

И, наконец, в выпускном классе завершается изучение Закона Божия и остальных наук, через повторение и закрепление.

clip_image008

clip_image010

Главным врагом детского развития Екатерининский Устав справедливо объявляет праздность и побуждает учителей прививать воспитанницам охоту к чтению полезных книг, в том числе на иностранных языках. С первых лет предлагается задавать для выучивания наизусть краткие истории, которые детки могли бы пересказывать потом друг другу.

26

Не стоит думать, что воспитанницы закрытого учебного заведения вели замкнутый образ жизни и не смели рта раскрыть без приказ. По воскресеньям в институт приезжали дамы из общества и молодые люди.

Воспитанницы давали концерт, разыгрывали спектакль, или же время посвящалось просто приятному разговору.

2

Выступление воспитанниц в колонном зале.

Иногда устраивались балы, на которые приглашали кадетов. Воспитанницы старших классов должны были уметь играть роль учтивых хозяек. Устав требовал от них приветливости и благородства не только в обращении с равными себе людьми, но и самыми низшими.

clip_image012

Чаепитие с гостями дома

clip_image014

Экзамен на знание хороших манер

Прославляемая в Уставе Училища правая вера, радостный осмысленный труд, всестороннее практическое образование и доброжелательное отношение к людям без разбора их достоинств — это те уроки жизни, которые дали целую плеяду русских женщин — носительниц высоких идеалов чистоты, благородства, человеческого достоинства, веривших в то, что эти идеалы осуществимы, несмотря на все тяготы жизни.

интересно - она сама до этого додумалась . или ей это кто-то подсказал . !

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 460 записей в блогах и 6011 комментариев.
Зарегистрировалось 24 новых макспаркеров. Теперь нас 5030503.

Читайте также: