Как сделать зил экономичнее

Обновлено: 04.07.2024


Расход топлива

ЗИЛ 130 — советская модель грузовика, оснащенная коробкой передач с 5 ступенями. Выпуск был начат в 1962 г. и продолжался после распада Советского Союза в России до 2014 г. Изначально грузовик комплектовался бензиновым двигателем на 150 л.с., впоследствии на рынке появились модели с дизелем и газовым баллоном мощностью 140 и 120 л.с. Расход топлива на грузовиках зависит от типа двигателя, условий эксплуатации, состояния машины.

ЗИЛ 130

Расход топлива ЗИЛ 130 на 100 км

Расход топлива ЗИЛ 130 зависит от:

Перегруженный автомобиль

Дизельный двигатель

Для дизельного двигателя ЗИЛ расход топлива на 100 км составляет 20-25 л. При превышении нагрузки, плохом техническом состоянии, передвижении в холодную погоду и по городу с большим количеством остановок это значение может повыситься до 30 л/100 км.

Расход ЗИЛа 130 с бензиновыми двигателями

На 100 километров пути бензиновый двигатель потребляет 30-35 л горючего. Владельцы грузовиков считают такой тип двигателя наиболее затратным, предпочитая при наличии возможностей устанавливать на самосвал дизель либо газобаллонное оборудование.

ЗИЛ 130 с ГБО

Газ дешевле бензина, поэтому при желании сэкономить будущие покупатели ЗИЛ останавливают выбор на моделях с газобаллонным оборудованием. Существует 2 версии газового баллона для ЗИЛ — 138А и 130И. Первая — обладает мощностью 120 л.с., вторая — выдает 135. Расход топлива составляет 30-35 л газа на 100 км — в зависимости от типа трассы, погодных условий и состояния машины.

Преимущество грузовика ЗИЛ с газобаллонным оборудованием — возможность без дополнительных ухищрений перевести мотор на бензин. Мощность двигателя при этом возрастет до 160 л.с.

ГБО на ЗИЛ

ЗИЛ 130 отзывы владельцев о расходе

Руслан, Ленинградская область

Купил ЗИЛ 1993 г. выпуска, ездил на нем 5 лет. Расход топлива составлял 30-35 л на 100 км, но в груженом состоянии двигатель кушал на 5-7 л больше, чем когда кузов был полупустым.

Вожу ЗИЛ-130, 1995 г. выпуска, за состоянием машины слежу, благо что в гараже с корешами перебрать движок запросто можно, да и запчасть достать — не проблема. Движок бензиновый, на трассе при загрузке 6 тонн потребляет 25 л/100 км, при езде по городу требуется уже 30 л на соточку. Тяжелей всего по бездорожью — там тянет все 35 л/100 км.

О прожорливости бензинового движка меня предупреждали еще, когда планировал покупку. Не послушал, а впоследствии обнаружил, что груженый самосвал расходует до 40 л/100 км. Психанул, установил дизель. Не пожалел ни разу — за 7 лет он окупил себя неоднократно, т.к. расход теперь — максимум 25 л дизтоплива.

Купил ЗИЛ-130 1991 г. специально, чтобы обслуживать стройку. Родной бензиновый двигатель на 92-м работал безотказно, даже если приходилось тянуть 8 тонн. Не понравился расход бензина, поэтому поставил дизель МТ3-80. Теперь потребляет максимум 20 л/100 км, при этом грузоподъемность осталась той же.

Живу в сельской местности, есть свое хозяйство, поэтому грузовик необходим. Купил 130 модели с двигателем 130И, чтобы работал и на газе, и на бензине. Газа расходует больше — 34-36 л, но и стоит он дешевле. Если заправлять 92-м бензином, выходит 30-32 л на 100 км.


Грузовики ГАЗ 53 давно не выпускаются с конвейера, и те модели, которые еще ездят по дорогам, нуждаются в различных доработках. Конструкция автомобиля уже не отвечает современным требованиям – не достаточно тяговит двигатель, дизайн не отвечает современным требованиям. Одним словом, модели ГАЗ 53 требуется тюнинг.

тюнинг газ 53

Переделка и тюнинг грузовика под внедорожник с жилым отсеком

Вернуться к оглавлению

1 Автомобиль, переживший смену эпох

ЗИЛ 130 был сконструирован и запущен в производство в далеком 1956 году. Первые опытные образцы машины имели грузоподъемность четыре тонны, карбюраторные 6-цилиндровые двигатели с рабочим объемом 5.2 L и мощностью 130 лошадиных сил. В ходе испытаний грузовик показал слабые динамические качества, которые не давали возможности использовать автомашину в качестве тягача.

На фото - ЗИЛ 130, avtointeres.ru

Фото интерьера кабины ЗИЛ 130, spec-31.ru

Именно поэтому многие владельцы подобной техники стараются своими руками сделать тюнинг грузовиков, тем самым привести некоторые его характеристики в соответствие с современными требованиями.

Своими руками

Выпуск и продажа нового грузовика ГАЗ-53 прекратился еще в 1993 году. Но этот автомобиль настолько глубоко вошел в сердца наших граждан, что хотелось, чтобы выпуск этот не прекращался, а с каждым годом с конвейера выходили все более усовершенствованные модификации ГАЗ-53. Но это уже из разряда фантастики.

image

Поэтому остается только один вариант усовершенствовать наш с вами любимчик, а именно сделать тюнинг кабины или салона ГАЗ-53.

Как именно это вы будете делать решать вам, главное, чтобы в итоге получился не раскрашенный попугай, потому что так издеваться над народным любимцем, себе во вред, а что-то действительно завораживающее.

image

image

Двигатель

  • Низкий расход топлива газ 53;
  • Большой срок службы, при нормальной эксплуатации дизельный мотор до капитального ремонта пробегает по 400 и 500 тыс. км;
  • Простота в обслуживании, необходимо только вовремя менять фильтры и масло. Мотору не нужна диагностика по выявлению неисправных свечей, в/в проводов, коммутатора и трамблера;
  • Высокий КПД.

мотор д-245

Процесс установки двигателя Д-245 на грузовик ГАЗ 53

Придется внести следующие изменения:

  • Переварить на раме крепления;
  • Заменить топливный бак;
  • Заменить и модернизировать выхлопную систему;
  • Внести изменения в электропроводку;
  • Сделать переходник и доработать карданный вал.

Кабина и салон

тюнинг салона

Пример тюнинга салона ГАЗ 53

Новые кабины ГАЗ 53 предлагают купить различные компании, детали поставляются под заказ.
Цвета и комплектация могут быть разными, от комплектации зависит и цена. Первой комплектации кабина (с дверями и оперением) стоит порядка 80 тыс. руб.

Что еще можно сделать с салоном:

  • Установить центральные замки на двери;
  • Оборудовать кабину современной сигнализацией;
  • Внедрить салонный плафон от иномарки.

Трансмиссия и колеса

Тюнинг заднего мота провести очень просто, и в этом немалая заслуга изготовителя транспортного средства – Горьковского автозавода. ГАЗ при разработке новых проектов старался по максимуму унифицировать детали машин.

Поэтому задний мост от модели ГАЗ 3307 хорошо подходит на ГАЗ 53 – сама конструкция такая же, только шестерни главной пары имеют другое передаточное число.

 тюнинг ходовой

Тюнинг ходовой части грузовика газ 53

На заднюю ось для улучшения проходимости хозяева ГАЗ 53 устанавливают резину от машин КАМАЗ, ЗИЛ, от тракторов.

Нестандартные решения

2 Как обновить салон грузового автомобиля

На фото - шумоизоляция кабины ЗИЛ 130, os1.ru

Далее – сидения. Это предмет интерьера, который подвержен максимальным нагрузкам и со временем теряет внешний вид. К тому же, старый дермантин нагревается на солнце, а это небезопасно для самого водителя. Поэтому родную обивку долой, а на ее место – новые, практичные и износостойкие материалы. Ну, если говорить о кардинальных изменениях, то рекомендуется заводское кресло поменять на пневматическое сидение.

Фото замены кресел в кабине ЗИЛ 130, rus-img.com

Тюнинг внутри кабины можно продолжить с помощью установки качественной аудиосистемы. Благо, места здесь достаточно и для колонок, и для сабвуфера. Веселые мелодии или любимые композиции не дадут заскучать и поднимут настроение даже в самый ненастный день. Светодиодные ленты освежат дизайн авто и добавят ему оригинальности.

Улучшение комфорта водителя

Ещё один вариант тюнинга ЗИЛ 130 – замена стандартной обшивки кресел, выполненной из дерматина. Некоторые автомобилисты принимают решение заменить всю обшивку интерьера. Многие владельцы грузовика жалуются на то, что кресла очень жесткие. Решить проблему можно с помощью установки пневматических сидений.

Установка хорошей магнитолы и динамиков – ещё один шаг, который поможет вам улучшить ваш ЗИЛ 130. Как видите, вариантов тюнинга на самом деле немало, нужно лишь попробовать реализовать некоторые из них.

3 Делаем из бензинового двигателя дизельный

Фото тюнинга двигателя ЗИЛ 130, inetauto.ru

И тут возникает первая сложность, как не потерять в мощности? На помощь приходит переоборудование на дизель. Во-первых, расход упадет до 20 литров на сто километров. А во-вторых, цена на дизельное топливо зачастую немного ниже, чем на бензин. Эти два фактора в совокупности помогут значительно уменьшить расходы на содержание тягача. Демонтаж двигателя нужно производить аккуратно, чтобы не повредить детали. Следующим этапом будет переварка усилий и кронштейнов, доработка рамы, удлинение карданного вала.

На фото - переоборудование двигателя ЗИЛ 130, yekaterinburg.all.biz

Двигатель, переоборудованный под дизельное топливо, устанавливается на исходное место. Затем происходит доработка труб глушителя и полная сборка автомобиля. Перед первым пуском обновленного дизельного двигателя, с целью удаления воздуха, необходимо тщательно прокачать систему питания, от бака до топливного насоса. Вот и все – тюнинг окончен! Мощностные показатели и тяговые характеристики на прежнем уровне, а бюджет значительно сэкономлен. На заключительном этапе можно сделать чип-тюнинг дизельного двигателя.

Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 12759
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Автомобиль ЗИЛ 130 за историю своего существования зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Он неприхотлив, имеет отменные динамические колляции, но затраты на горючее составляют крупную часть средств, идущих на оглавление автомобиля. А чай уменьшить расход топлива абсолютно допустимо, но это при условии, что автомобиль всецело технически исправен.

Как уменьшить расход топлива ЗИЛ 130

Инструкция

1. Для начала проверьте воздушный фильтр. Снимите его, посмотрите на просвет. Если фильтр вовсе не пропускает свет, то его нужно заменить. Забитый фильтр непригоден, он ограничивает поток воздуха, поступающий вовнутрь мотора, из-за чего топлива сжигается гораздо огромнее.

3. Избегайте слишком крутых торможений. Это усиливает нагрузку на узлы машины, что также увеличивает топливный расход. Следите наблюдательно за атмосферой на дороге, дабы в надобный момент дозволено было сбросить скорость. Впустую тратится горючее и на излишне крутые старты, чай в цилиндры при этом подаются слишком крупные доли горючего. Трогайтесь с места плавно. На мелких скоростях не используйте повышенные передачи. Это также гораздо повысит экономию.

4. Включенный кондиционер съедает от 5 до 20% топлива. Отличнее по вероятности приоткрывайте окна. Хоть это не спасет вас от пыли снаружи, да и в кабине будет жарче, чем при работе кондиционера, но в опасный момент у вас получится дотянуть до заправки.

Не смотря на то, что в книгах по ремонту моторов приводится наивысший расход масла приблизительно до 1 литра на 1000 км, на практике данный расход на исправном моторе должен быть гораздо поменьше. Скажем, на моторе 2 Е (1300 см), с пробегом больше 150000 км, за 5000 пробега ярус масла лишь незначительно опускается касательно максимального яруса щупа. Если за такой же, либо меньший пробег, ярус масла понижается ближе к минимальной отметке, расход масла считается повышенным. Расход может быть вызван несколькими причинами.

Как уменьшить расход масла

Вам понадобится

  • – комплект ключей и отвёрток;
  • – комплект съемников (особых ключей);
  • – новые запчасти (сальники, прокладки, колпачки, комплект поршневых колец);
  • – автомобильный герметик.

Инструкция

1. Вытекание масла через изношенные прокладки мотора, сальники газораспределительного вала и прочие неплотности и сальники. Найти утрату дозволено невооруженным глазом. Для устранения этой неисправности замените изношенные прокладки и сальники на новые запчасти. Произведите протяжку всех болтов на моторе, задействованных в обжиме прокладок. При установке новой прокладки используйте герметик с соответствующим температурным режимом его эксплуатации.

2. Изношенные маслосъемные колпачки клапанов. Классический знак неисправности – небольшие клубы дыма сизого цвета, выходящие из выхлопной трубы при резком увеличении циклов мотора. Для устранения этой неисправности снимите клапанную крышку мотора. Демонтируйте распредвал, после этого коромысла. Расшатайте и снимите пружины клапанов, замените колпачки. Соберите все сурово в обратной последовательности разборки. Будьте предельно осмотрительны при разборке и сборке, дабы не обронить клапан в цилиндр.

3. Самая серьезная повод – износ маслосъемных колец. При этой неисправности дым из выхлопной трубы идет непрерывно, а выглядит оно не как облачко, а как шлейф за движущимся авто. Разберите мотор и демонтируйте поршни с кольцами. Замените изношенные кольца. При помощи особых инструментов произведите сборку поршней с блоком цилиндров и соберите мотор. Замену поршневых колец уместно изготавливать совместно с капитальным ремонтом мотора, потому что это свидетельствует о мощном износе.

Видео по теме

Шум двигателя возникает в итоге нарушения герметичности и изнашивания вращающихся деталей. Данный шум зачастую не только приносит звуковой дискомфорт, но и влияет на работоспособность двигателя .

Как уменьшить шум мотора

Инструкция

1. Проверьте привод ремня генератора, и если есть вероятность, то нужно его изменить. Самым же простым вариантом является обеспечение оптимального натяжения ремня. Это дозволит обеспечить меньший шум, впрочем для достижения лучшего итога придется установить роликовый ботинок либо однорядную цепь с АНЦ. Такая сборка, в различие от классической, дозволить уменьшить неприятные звуки в разы.

2. Клапана составляют треть всеобщего шума двигателя , основная повод которого – это неимение термокомпенсации зазоров. Для устранения этого недостатка произведите установку гидрокомпенсаторов. Впрочем и это не является гарантией того, что все шумы исчезнут.

3. Шум , тот, что возникает из-под капота, может быть вызван также карбюратором, а именно системой воздухоочистителя. Проведите установку крупногабаритных воздухоочистители, которые поставьте в систему впуска моторов. Помимо своей стержневой функции по чистке воздуха они будут также глушить шум впуска.

4. На фоне работающего двигателя порой довольно невидим шум, издаваемый системой охлаждения. Для решения этой загвоздки установите электровентиляторы, которые будут вращаться с частой, которая не превышает 3500 циклов в минуту, являющейся довольно низкой. Не позабудьте про установку опор радиатора, дабы исполнить развязку электродвигателя с корпусом автомобиля. Если не сделать этого, то избавившись от одного шума, появится иной.

5. Помните, что все проводимые мероприятия по уменьшению шума двигателя не принесут надлежащего результата, если не исполнить полную шумоизоляцию подкапотного пространства. Чай звук, находящийся в закрытом пространстве начинает отражаться от стенок и усиливаться, следственно шум будет только возрастать. Наблюдательно следите за состоянием автомобиля, во время меняйте изношенные детали – все это будет содействовать снижению звуковой активности.

По статистике от 25 до 50% заработка среднестатистического россиянина доводится на продукты питания. Соотечественники любят и умеют сытно покушать, но в условиях грубой экономии к походам в продуктовые магазины надобно относиться с осторожностью опытной экономки.

Как уменьшить расходы на питание

Планирование

Экономная хозяйка планирует все – меню, график похода в магазин и примерный бюджет, тот, что дозволено потратить на одну продуктовую корзину. Только на 1-й взор скрупулезное проектирование кажется чем-то тоскливым и нерезультативным.

Главной повадкой, которую следует привить каждым, кто хочет сэкономить на питании, является отказ от частых походов в продуктовые магазины. Оптимально закупаться один раз в неделю либо реже. Перед походом в магазин следует составлять список подлинно нужных покупок. Для этого составляется меню на ближайшие дни. В день приготовления приобретаются только скоропортящиеся продукты – все остальное из резервов, которые пополняются приблизительно раз в две недели.

Очень эффективно привить правило пустого холодильника. Оно заключается в том, дабы корректировать меню исходя из того, какие продукты теснее куплены и пока они не использованы отказаться от лишних походов в магазин.

В первую очередь следует готовить из скоропортящихся продуктов – кисломолочная группа, мясо, рыба, яйца, овощи. То, что приготовить теперь немыслимо, отличнее заморозить. На долговременную перспективу получение отдельной морозильной камеры дозволит сократить объем продуктов, отправляющихся в корзину.

Новые домашние традиции

Экономичные хозяйки готовят соления и выпечку независимо, отказавшись от пестрых баночек и полуфабрикатов. Домашние деликатесы не только аппетитней и безвреднее, но и разрешают значительно экономить на ингредиентах. К примеру, ломтик пирога в кондитерской обойдется от 70 до 250 рублей. При этом, стоимость целого противня аппетитного домашнего лакомства обойдется от 150 до 300 рублей. Самыми бюджетными вариантами выпечки к чаю являются домашние шарлотки, приторные пироги и овсяное печенье.

Также неэкономичными покупками являются нарезки колбас и ветчины, полуфабрикаты для микроволновки и овощные комплекты для готовых блюд. Эта категория продуктов рассчитана на постоянно занятых клиентов, готовых переплачивать за нарезку, шинковку и фасовку.

Правила похода в магазин

Все домашние обязаны отчетливо усвоить, что в магазин следует ходить на сытый желудок. В отвратном случае крупен риск, что в корзине окажутся вкусно упакованные тортики, пончики и другие не самые экономичные продукты.

При этом, класснее каждого брать не тележку, а корзинку. Так в процессе покупок осязается настоящий вес выбранного, и перебор дюже стремительно становится невидим.

Очень значимо обращать внимание на скидочные акции. Против расхожему суждению под акции не неизменно попадают продукты с истекающим сроком годности. Если наблюдательно отслеживать за ними, то дозволено по выигрышной цене пополнить резервы продуктов с долгим сроком годности, сэкономив на этом крайне значительные средства.

ЗИЛ-130 Технические характеристики01

Об истории модели

От опытных образцов до конвейера 130-й прошёл путь длиной в шесть лет. Грузовик по тем временам получился действительно новаторским, непохожим на предшественников, и, кстати, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было оборудовано гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна, фактически, лишь для бездорожья или очень крутых подъёмов.

Об истории модели

Год 1962-й. Опытные образцы будущего бестселлера.

Нет сомнений в том, что в 1964 году в серийное производство была запущена качественно новая модель среднетоннажного грузовика, который по комплексу всех основных показателей находился в одном ряду с самыми современными, на тот момент, машинами европейских и американских фирм.

Автомобили ЗИЛ-130 первых годов выпуска (1964-1966 годов) оснащались одноимённым карбюраторным двигателем мощностью в 148 лошадиных сил, и изначально имели штатную грузоподъёмность 5 (впоследствии – 5,5 тонн) – для дорог с твёрдым покрытием, и 4 тонны – для грунта. Мотор имел заявленный рабочий ресурс в 135 тысяч километров до капитального ремонта.

После модернизации 1966-го года мощность двигателя достигла 150 лошадиных сил; его рабочий ресурс установлен в 200 тысяч километров пробега до капремонта. А грузоподъёмность машины была установлена в 5 тонн, вне зависимости от типа дорожного покрытия.

Модернизация 1976-го года довела грузоподъёмность базовой модели ЗИЛ-130 до шести тонн, а ресурс двигателя до капремонта – до 300 тысяч километров. Седельные тягачи, сделанные на базе ЗИЛ-130, использовались для буксирования прицепов общей массой 10,5 тонн (ЗИЛ-130В1); 12,4 тонн (ЗИЛ-130В1-66); 14,4 тонн (ЗИЛ-130В1-76). Вариант 1976-го года легко отличить по видоизмененной лицевой части (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил другой производственный индекс – 431410, в соответствии с принятой в отрасли системой индексов.

Об истории модели-01

80-е годы ХХ века. Шасси ЗИЛ-130 в цехе Завода имени Лихачёва.

В 1973 году государственная аттестационная комиссия приняла решение о присвоении марке ЗИЛ-130 Государственного Знака Качества СССР. Это было вполне закономерно, поскольку основная модель ЗИЛовского грузовика действительно регулярно получала множество благожелательных отзывов от предприятий и хозяйств, которые эксплуатировали эти грузовики.

На практических испытаниях ЗИЛ-130 показывал действительно впечатляющие результаты. И в большом пробеге по районам Крайнего Севера, и на масштабных ресурсных испытанияхв мае 1973 года на автополигоне НАМИ, когда дистанцию в 25 тысяч километров 130-е прошли за 12 дней, без единой поломки.

Миллионный ярко-красный грузовик в торжественной обстановке преподнесли лучшему водителю Третьего автокомбината ГлавМосАвтотранса – Алексею Бесчастнову. А спустя годы, когда был собран двухмиллионный ЗИЛ-130, его вручили опять тому же самому водителю, не совершившему, кстати, за весь прошедший период на своём миллионном ЗИЛ-130 ни одной аварии, и оставшемуся в числе самых лучших водителей грузовиков в столице.

Кроме столичного предприятия, 130-е ЗИЛы выпускались, начиная с 70-х годов, также на Уральском автомоторном (г. Новоуральск Свердловской области) и Читинском автосборочном заводах.

Технические характеристики ЗИЛ-130

Рама и подвеска ЗИЛ-130

Рама ЗИЛ-130 – штампованная, клёпаная, с лонжеронами швеллерного сечения, соединённая поперечинами. Сцепное устройство грузовика оборудовано сзади буксирным крюком с защёлкой. Спереди расположены два буксирных крюкам без защёлок.
Подвеска переднего и заднего мостов – зависимая, располагается на продольных листовых рессорах; передние концы передних и задних рессор закреплены на раме с помощью отъёмных ушков и пальцев, а задние концы рессор – скользящие.

Двигатель ЗИЛ-130

Оснащался грузовик ЗИЛ-130 карбюраторным восьмицилиндровым 4-х тактным V-образным верхнеклапанным двигателем одноимённой марки – ЗИЛ-130. Рабочий объём – 5969 см³.

  • Мощность – 150 лошадиных сил, при 3200 об/мин (с ограничителем).
  • Диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня в цилиндре – 95 мм.
  • Степень сжатия — 6,5.
  • Максимальный крутящий момент при 1800/2000 об/мин. – 401,8Нм (41кгс-м).
  • Расход топлива – 29 литров на 100 км пути, при средней скорости автомобиля 60 км/ч.

Расположение цилиндров в данном моторе – под углом в 90 градусов. Блок цилиндров — с гильзами, с резиновыми уплотняющими кольцами в нижней их части. Головок цилиндров две, они выполнены из алюминиевого сплава со вставными сёдлами и направляющими клапанов. Поршни сделаны из того же алюминиевого сплава. Поршневых компрессионных колец – три. 2 верхних – хромированные чугунные, и одно маслосъёмное – стальное, составное, хромированное. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, пустотелые.

Шатуны выполнены из стали, двутаврового сечения, со смазыванием пальца поршневого. Шатунные и коренные подшипники – тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — стале-алюминиевые (лента стальная, и алюминиевый сплав). Коленчатый вал – стальной, кованый, пяти-опорный, с каналами для смазывания; шейки с грязеуловителями. Маховик чугунный, снабжённый стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера. Распределительный вал — стальной, пяти-опорный.

Клапаны двигателя ЗИЛ-130 имеют следующую конструкцию. Впускные – расположены в головках блока цилиндров. Они приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные – пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного поворачивания клапана во время работы. Толкатели – механические, выполненные из стали, с наплавкой из специального чугуна. Коромысла клапанов – стальные, с бронзовыми втулками.

Топливный бак автомобиля ЗИЛ-130 установлен под платформой на левом лонжероне и имеет объём 170 литров. В системе питания использован принцип принудительной подачи топлива, топливным насосом Б-10 –диафрагменным, с рычагом для ручной подкачки бензина. Подогрев топливной смеси — во впускном газопроводе, имеющем специальную жидкостную полость для подогрева, производится подогрев топливной смеси.

Система охлаждения мотора ЗИЛ-130 – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Установлен трубчато-ленточный радиатор, змейковый, трёхрядный. Термостат (с твёрдым наполнителем) установлен в выпускном патрубке жидкостной полости. Жалюзи – створчатые, вертикальные, управляемые из кабины водителя. Центробежный водяной насос приводится в действие ремнём от шкива коленвала, совместно с шестилопастным вентилятором двигателя.

Трансмиссия ЗИЛ-130

На автомобилях ЗИЛ-130 установлена механическая пятиступенчатая коробка передач. КПП оборудована двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Главная передача – двойная, с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями, с передаточным числом – 6,32.

Сцепление – сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний. Число пар трущихся поверхностей – 2. Привод распределяется на заднюю ось, передняя ось – рулевая.

Карданных валов два, открытого типа, с промежуточной опорой на раме. Карданных шарниров – три, на игольчатых подшипниках, с постоянным запасом смазочного материала. Картер заднего моста – стальной, штампованный, сварной. Установлен конический дифференциал, симметричный, с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженные. Стандартный размер шин – 260х508.

Пневматическая тормозная система грузовика работает на барабанных механизмах. Рабочая система тормоза является колодочной, барабанного типа; действует на все колёса, привод её – пневматический. Стояночная система тормоза также барабанного типа, действующая на трансмиссию; её привод – механический. Установлен двухцилиндровый воздушный компрессор, с жидкостным охлаждением головки и блока.

И в XXI веке легко встретить ЗИЛ-130 на кубинских дорогах.

Поршни воздушного компрессора изготовлены из алюминиевого сплава, с плавающими поршневыми пальцами. Привод компрессора осуществляется ремнём от шкива водяного насоса; смазывание компрессора происходит от смазочной системы двигателя, под давлением и разбрызгиванием.

Технические характеристики ЗИЛ-130 в цифрах

  • Длина – 6,675 м; Ширина – 2,5 м; Высота – 2,4 м.
  • Колёсная база – 3,8 м.
  • Дорожный просвет – 275 мм.
  • Передняя колея – 1,8 м; Задняя колея –1,79 м.
  • Масса – 4,3 тонны.
  • Распределение нагрузки: на переднюю ось — 4,200 тонны;на заднюю ось – 9,9 тонн.
  • Угол преодолеваемого наклона – 38 градусов.
  • Радиус разворота –8,9 м.

Обзор базовых и серийных модификаций ЗИЛ-130

Изначально, даже ещё до проектирования, ЗИЛ-130 рассматривался как базис для обширного семейства унифицированных машин, предназначенных для самых разнообразных транспортных и хозяйственных операций. Эти планы нашли своё полное осуществление. Поэтому полный список модификаций на базе ЗИЛ-130 насчитывает, вместе с экспериментальными вариантами,многие десятки наименований.

Наряду с базовыми моделями бортового грузовика и самосвала выпускались также семейства ЗИЛ-130Г – с удлинённой до 4,5 м колёсной базой, седельные тягачи ЗИЛ-130В, модификации ЗИЛ-130С для эксплуатации в северных условиях и тропиках, газобаллонные версии и др.

Огромной популярностью пользовались шасси ЗИЛ-130 для изготовления всевозможных специализированных автомобилей. Фургоны и автоцистерны, топливозаправщики и буровые установки, автокраны и передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины – различных моделей спецмашин на шасси 130-го существовало бессчётное количество.

Модификации ЗИЛ-130 (только базовые и серийные):

  • ЗИЛ-130 – базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с.
  • ЗИЛ-130-66 – модификация 1966 года, с увеличенной до150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции.
  • ЗИЛ-130-76 – базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн, а рабочий ресурс – до 300 тыс. км.
  • ЗИЛ-130-80 – модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами.

ЗИЛ-130В – седельный тягач.

  • ЗИЛ-130А – грузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности.
  • ЗИЛ-130Б – специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под сельскохозяйственные самосвалы-тягачи ЗИЛ-ММЗ-554 и ЗИЛ-ММЗ-554М (колёсная база 3,8 м).
  • ЗИЛ-130В – седельный тягач; ЗИЛ-130ВТ – седельный тягач с усиленным задним мостом.
  • ЗИЛ-130Г – бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м).
  • ЗИЛ-130ГУ – особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от ЗИЛ-133/Г1.
  • ЗИЛ-130Д1 – шасси под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-4502.
  • ЗИЛ-130Д2 – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи ЗИЛ-ММЗ-555А и ЗИЛ-ММЗ-45022.

Обзор базовых и серийных модификаций ЗИЛ-130

Кабина автомобиля ЗИЛ-130

Кабина ЗИЛ-130 – трёхместная цельнометаллическая кабина, оснащённая панорамным ветровым стеклом с омывателем. Кабины ранних автомобилей имели два вентиляционных люка в крыше кабины и лючок воздуховода в левой части кабины выше педали сцепления. Впоследствии все эти люки постепенно, один за другим, были убраны.

Брутальный интерьер кабины ЗИЛ-130.

Единственный недостаток (малосущественный в ХХ веке, но важный сейчас) – это скверная обзорность с места водителя. Высокие капот и передние крылья вызывают дискомфорт при движении в плотном транспортном потоке или на тесных городских улицах.

Стоимость автомобиля ЗИЛ-130

Рынок подержанных автомобиле любого региона Российской Федерации насыщен предложениями продажи грузовиков ЗИЛ-130 всевозможных видов и модификаций (прежде всего, самосвалов, конечно, – промышленных и сельскохозяйственных). Что и не удивительно, учитывая огромное количество построенных за годы выпуска машин и их тотальную распространённость во всех отраслях хозяйства.

Разброс цен огромный. В зависимости от года выпуска, оснащения и технического состояния, за б/у автомобиль ЗИЛ-130 просят от 50-ти до 300 тысяч рублей. Ещё дороже оцениваются спецмашины, укомплектованные специальным оборудованием, типа крана-манипулятора – запрашиваемая цена на них доходит до полумиллиона рублей.

Отзывы водителей и владельцев ЗИЛ-130

Человек, всю жизнь проработавший водителем в колхозе, вспоминает, что до середины 70-х годов в автопарке сельхозпредприятий преобладали грузовики Горьковского автозавода. Впоследствии, по мере укрепления благосостояния колхозов, ими стало приобретаться всё больше автомобилей ЗИЛ-130. Водители и инженеры сельхозпредприятий очень скоро оценили, насколько данная машина сильнее, надёжнее, долговечнее и рентабельнее горьковских грузовиков (не в обиду будет сказано старым добрым ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53).

Отзывы водителей и владельцев ЗИЛ-130-01

Топливозаправщик на шасси ЗИЛ-130 в Финляндии.

С другой стороны, интересно также мнение о 130-м коренного городского жителя, который в своей шоферской биографии поработал также не только на ГАЗоне, но и на КамАЗе.

В наше время ЗИЛ-130 является, конечно, безнадёжно устаревшей машиной. Конкурентоспособный и практически безупречный для 70-х/80-х годов ХХ века, в веке двадцать первом он уже не может соперничать с современными среднетоннажными грузовиками ни по компактности и маневренности, ни по комфортабельности, ни по экономичности. Для условий многократно уплотнившегося транспортного потока современных городов ЗИЛ-130 подходит очень слабо.

Тем не менее, многие 130-е, прежде всего, переведённые на газобалонное оборудование, либо оснащённые дизельным двигателем ММЗ Д-245, продолжают успешно работать на многих предприятиях и хозяйствах. ЗИЛ-130 – как пенсионер, который давно уже заслужил почёт и покой, но не желает расставаться с активной деятельностью и работой. Нет сомнений в том, что мы ещё долгие годы будем часто встречать грузовики этой марки на дорогах России и других республик бывшего Союза.

Читайте также: