Как сделать таравих намаз дома

Обновлено: 05.07.2024

Достоинство выстаивания дополнительной ночной молитвы велико. А в Рамадан (или Рамазан, как говорится в некоторых пост-советских республиках) награда за такую молитву становится ещё больше по великой милости нашего Господа.

Какая награда полагается за совершение таравиха (ночных молитв в Рамадан)

Имам аль-Баджи говорил: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” См. “аль-Мунтакъа” 251.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета !” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 171.

Что означает молитва тарауих (теравих)?

Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: “Знай, что и тарауих, и къияму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Къияму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы . И тахаджуд в Рамадан – это и есть тарауих, поскольку не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни достоверного, ни слабого, чтобы он совершал в Рамадан две молитвы, одна из которых тарауих, а другая тахаджуд. И тахаджуд не в Рамадан – это то, что в Рамадан именуется тарауихом”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/224.

Становится ясно, что молитва Теравих в Рамадан — это та же ночная молитва не в Рамадан. Разница лишь в том, что её лучше совершать джамаатом (групповую), чем в одиночку, на что приведем доводы ниже, ин ша Аллах.

Сколько ракаатов в Таравих-намазе?

Имам Малик говорил: “То, на чем ‘Умар ибн аль-Хаттаб собрал людей, наиболее любимо мне, и это было одиннадцать рак’атов, и это была молитва посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его спросили: “Одиннадцать рак’атов с уитром?” Он сказал: “Да, но и тринадцать близко к правильному”. Затем сказал: “И я не знаю, откуда люди взяли эти многочисленные поясные поклоны!” См. “аль-Масабих фи саляти-ттарауих” 2/77, “Танкъиду-ссадид би рисаляти иджтихад уа-ттакълид” 266-268.

Лучше совершать ночную молитву в Рамадан (Рамазан) в одиночку, дома или в мечети с джамаатом?

Ночная молитва теравих

В то же время, большинство учёных опирались на понимание Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который, во времена его халифата, велел совершать теравих в мечети за одним имамом. И это не было нечто новым. Люди совершали групповую молитву за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, беспокоясь, что групповая молитва теравих в Рамадан станет для его уммы обязательной, велел делать её дома. Однако после того, как Аллах забрал его к Себе, положение обязательности спадало и у совершения ночного намаза в месяц Рамадан в джамаате оставался хукм (положение) желательного, но никак не обязательно. Доводы на это:

Теравих в мечети

Более того, имам Ахмад считал, что совершать молитву тарауих в джама’ате в мечети в первую часть ночи лучше, чем совершать ее одному дома в третью часть ночи. И это мнение выбрал также шейх аль-Альбани.

Однако нет никаких сомнений в том, что предпочитающий совершение молитвы тарауих у себя дома не заслуживает никаких упреков и порицаний, тем более доводы этой стороны очень сильные.

Что делать, если имам в мечете делает теравих-намаз в 20, 21 и более ракаатов (т.е. более 11)

Количество ракаатов в ночной молитве в Рамадан — это вопрос правовой (фикха). И у каждого мазхаба есть доводы на правомочность того или иного количества. Ниже мы приведем ссылку на более подробное исследование, но для внесения понимания, приведем несколько доводов на правомочность увеличения количества ракаатов ночной молитвы, на что указывали многие учёные:

А сам Ибн ‘Умар говорил: “Я совершаю молитву так, как совершали ее сподвижники! И я не запрещаю никому совершать по ночам и дням молитву сколько он желает, кроме периода восхода солнца и захода”. аль-Бухари 589.

Этого мнения, что ночная молитва не имеет ограничений, придерживались многие саляфы, включая и сподвижников, а некоторые имамы вообще передали единогласное мнение относительно этого вопроса:

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Единогласны ученые в том, что нет никаких ограничений и конкретизаций в ночной молитве, и что это добровольная молитва. И тот, кто желает, пусть затягивает стояние (чтением) и уменьшает число рак’атов, а кто желает, пусть увеличивает число земных и поясных поклонов!” См. “аль-Истизкар” 5/244.

Къады ‘Ийяд сказал: “Нет разногласия среди ученых, что у ночной молитвы нет ограничений, которое нельзя превышать или же уменьшать. Ночная молитва из числа таких благодеяний, которое если увеличиваешь, увеличивается награда. А что касается разногласия, то оно было именно в том, как совершал ночную молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха) и что он выбрал для себя”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/19.

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Сошлись все ученые на том, что у ночной молитвы нет ограничения!” См. “Тарх ат-тасриб” 3/50.

Замечание

Например, в заповедной мечети в Мекке и в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине также совершается более 20 ракаатов в молитве таравих. Неужели и там вы встали бы после 8 ракаатов и ушли?

Поэтому, проявите мудрость и поступите так, как советовал аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах: “Поистине, ты человек, который вправе выбрать это для себя сам! Посмотри на оба варианта и следуй тому, к чему склоняется твое сердце, и где лучше ты сможешь выстаивать молитву!” Ибн Наср в “Къияму-ллейль” 231.

Если вы не можете для себя принять совершения молитвы в мечети с имамом по причине большего количества ракаатов или песнопения после каждого из 4-х ракаатов, что встречается у ханафитов/суфиев, то просто не ходите туда. И это ближе к удалению от греха. Просим Аллаха Всевышнего о том, о чем попросил его ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), сказавший: “Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла смут!” аль-Бухари 7089.

В какое время лучше совершать молитву таравих

Это касается любых ночных молитв, будь это тарауих, тахаджуд или уитр. ‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночные молитвы в одиннадцать рака’атов в период после завершения ночной молитвы и до наступления утренней”. Муслим 736.

Как совершается молитва таравих?

Простой пример (вариант) совершения ночной молитвы в Рамадан, т.е. тарауих. Безусловно, не будем напоминать о важности времени, наличия ритуальной чистоты и других условий принятия молитвы. Упомянем лишь то, что имеет отношение к этой.

1. Намерение в сердце совершить 2 ракаата молитвы теравих ради Аллаха.

2. Совершение молитвы из двух ракаатов. В каждом ракаате читается аль-Фатиха и, желательно что-то ещё из Корана (будь то 1 аят, несколько аятов, целая сура или несколько сур). Согласно Сунне, первый ракаат должен быть длинее или, по крайне мере, не короче второго ракаата.

4. Повторить так (т.е. по 2 ракаата) 4 раз, чтобы получилось 8 ракаатов, а потом сделать 3 ракаата намаза уитр с соответствующим намерением. Имейте в виду, витр не должен походить на намаз магриб, поэтому после второго ракаата не читается ташаххуд, а сразу поднимаются на третий ракаат, в конце которого читается всё, как обычно для последнего ракаата. Довод : ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершая три рак’ата уитра не садился во втором рак’ате для чтения ташахуда, а делал это только в третьем рак’ате, и потом делал приветствие (таслим)”. Малик 466, ан-Насаи 3/234, аль-Байхакъи 3/31. Хадис достоверный.

Следует ли читать намаз вслух или про себя (т.е. шепотом)

Ночные дополнительные молитвы читаются вслух (исключение, естественно, если вы молитесь за имамом — тогда надо слушать имама).

Можно ли читать и мольбу кунут в последнем ракаате? Что следует произносить в мольбе-къунут?

Аль-Хасан ибн ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил меня мольбе къунут:

Абу Дауд 1425, ан-Насаи 3/248. Хадис достоверный. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

اللًَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ، وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَولَّيْتَ، وَبَارِِِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّمَا قَضَيْتَ، فَإنَّكَ تَقْضِي وَلاَيُقْضَى عَلَيْكَ، إنَّهُ لاَيَذِلُّّ مَنْ وَالَيْتَ وَلاَيَعِزٌّ مَنْ عَادَيْتَ، تَبَارَكْتَ رَبَّنَا وَتَعَالَيْتَ

Транскрипция русскими буквами молитвы кунут

/Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа’афини фиман ’афайт, уатауалляни фиман тавалляйта, уабарикли фима а’тайт, уакъини шарра ма къадайт, фаиннака такъды уаля юкъда ’аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я’иззу ман ’адайт, Табаракта Раббана уата’аляйт/.

Это единственная мольба къунут достоверно установленная самим пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Как правильно читать дуа-кунут и поднимать руки

Мольба кунут читается в последнем ракаате уитра. Прочитав аль-Фатиху и что-то ещё из Корана, делается такбир и поднимаются руки на уровне груди ладонями вверх. Взгляд остаётся опущенным. По завершении этой мольбы делается такбир и идёте в поясной поклон (руку).

Есть вариант чтения кунута после поясного поклона перед земным, но лучше его читать до поясного поклона, поскольку Убай ибн Ка’б рассказывал, что “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву уитр и произносил мольбу къунут до поясного поклона”. ан-Насаи 1/218, Ибн Маджах 1/359. Достоверность подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Дуа кунут является Сунной и без неё намаз действителен.

Вопрос: Я мало знаю наизусть аятов Корана. Можно ли мне читать по Книге, мусхафу Корана?

Нет проблем читать Коран в намазе с листа в Рамадан. Ведь ночные намазы называются также Киямуль-лейль, т.е. ночное стояние, что подразумевает молитвы, где много читается из Корана (по мере возможностей). Вот несколько доводов на дозволенность этого:

Ибн Абу Муляйка рассказывал: “У ‘Аиши был слуга по имени Закуан, который проводил намаз будучи у нее имамом в месяце Рамадан, читая с мусхафа*”. аль-Бухари 1/245.

Известный имам из числа последователей (таби’ун) Ибн Шихаб говорил: “Наилучшие из нас читали Коран в Рамадан по мусхафу!” См. “аль-Мудаууана” 1/224.

* мусхаф — это Коран, записанный на бумаге.

Чтение по мусхафу Корана

Когда идёте в поясной и земной поклоны, то мусхаф (Книгу Корана), лучше зажимать в подмышке и удерживать там до завершения намаза или до следующего ракаата, где снова берете в руки и читаете дальше. На это указывали некоторые учёные, чтобы не класть мусхаф на землю при поклонах и освобождать ладони для полноценного соприкосновения с коленями при руку и с землей при саджда.

Можно ли читать теравих менее чем из 11 ракаатов?

Теравих — желательная молитва, Сунна и за не совершение её не полагается наказания. И , как указывали ранее, она ничем не отличается от дополнительных ночных молитв в другие месяцы. Т.ч. если вы совершите даже 1 ракаат витр после обязательного намаза иша в месяц Рамадан, то он тоже относится к ночной молитве в Священный месяц. И добавляйте по 2 ракаата до витра и всё это с намерением теравих. И как указано выше, если это в сумме будет не более 11, то это лучше, чтобы за строгое следование Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взять дополнительную награду от нашего Господа.

эпилог

А Аллаху принадлежит самое верное и полное знание обо всякой вещи.

И если в статье нашли ошибку, то укажите на неё в комментариях с доводами.

И молю Аллаха, чтобы он сделал благословенным этот труд для братьев, которые собирали этот материал, которым я воспользовался и воздал им и нам, кто последует истине, которую обнаружит, по Щедрости Своей.

И в конце воздаю Хвалу Одному Аллаху, Свят Он и Велик, а потом прошу мира и благословения для любимого нами Пророка Мухаммада, а также для его семьи, рода и сподвижников и тех, кто строго последовал за ними в религии Ислам.

порядок совершения таравих

Намаз

Как только наступает месяц Рамадан, мусульмане ежедневно после ночного намаза Иша и до намаза Витр читают таравих намаз. Совершение этого вида поклонения является сунной-муаккада. В этой статье мы рассмотрим порядок совершения таравих намаза по ханафитскому мазхабу.

Намаз таравих состоит из двадцати ракаатов. Можно читать как по два ракаата – по 10 намазов, так и по четыре ракаата 5 намазов. Можно совершать таравих самому отдельно, но при совершении в мечети вместе джамаатом больше саваба.

Порядок совершения таравих намаз

Имам кирааты намаза читает вслух. Для таравих намаза делают примерно такое намерение, про себя:

“Я намериваюсь совершать 2 (или 4) ракаата намаза таравих, следуя за этим имамом, Ради Всевышнего Аллаха”

Между каждым намазом таравих, принято отдыхать восхваляя Аллаха. В Татарстане во многих мечетях принято читать нараспев нижеприведенные слова восхваления Всевышнего Творца:

Порядок совершения таравих намаза особо не отличается от других намазов. После завершения пятого (или если по 2 ракаата, то десятого) намаза принято читать следующее дуа:

اَللَّهُمَّ صَلِّى عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ
اَللَّهُمَّ زَيِّنَا بِزِينَةِ الْإِيمَانِ وَشَرِّفْنَا بِشَرَافَةِ الْهِدَايَةِ وَالْعِرْفَانِ وَأَكْرِمْنَا بِصِيَامِ شَهْرِ رَمَضَانَ وَارْزُقْنَا الْجَنَّةَ وَالْغُفْرَانَ وَتَقَبَّلْ مِنَّا تَرَاوِيحَنَا يَا سُبْحَانْ
وَاسْتَجِبْ دُعَائِنَا يَا حَنَّانْ. بِفَضْلِكَ وَجُودِكَ يَا مَنَّانُ بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

Прочитать Священный Коран полностью в намазах таравих является очень важной сунной. Поэтому если есть возможность, то приглашают коран хафизов чтобы они вели таравих намаз и чтобы на протяжении всего месяца Рамадан прочитали Коран целиком.

Совершать намаз таравих после ночного намаза является сунной. Если человек, пришел в мечеть и вдруг там уже фард намаз Иша прочитали и начали совершать таравих, то пришедший должен во время намаза таравих совершить сначала ночной фарз намаз Иша и только потом встать за имамом на таравих.

Также в месяц Рамадан витр намаз тоже читается джамаатом, имам суры читает вслух, кроме дуа Кунут.


Хвала Аллаху, Обладателю милости и щедрости, и благословение и приветствие Хозяину "Места достохвального", Господину нашему Мухаммаду, Владельцу "Источника неиссякаемого", и семейству Его и сподвижникам Его и последователям Его до Дня Судного.

Предлагаю сей скромный труд о молитве "таравих", её предписанности, правилах исполнения, количестве ракаатов. Молю Всевышнего Аллаха чтобы этот труд оказался полезным и был возложен на чашу добрых деяний, ибо Он - Всеслышащий, Откликающийся на мольбы наши.

В арабском языке слово "таравих" является множественным числом слова "тарвиха", которое в свою очередь является отглаголенным именем предназначенным для количества. Лексически это слово означает отдых. Или состояние в положении сидя, во время которого молящийся отдыхает после исполнения четырёх ракаатов. Затем это название перешло и на сами ракааты, и это в риторике арабского языка связано с необходимостью отдыха каждые четыре ракаата.

По терминологии же факихов "таравих"- это молитва из двадцати ракаатов, которая исполняется установленным образом после ночной молитвы, только в месяц Рамадан и называется "молитвой выстаивания Рамадана".

Учёные-факихи едины во мнении, что молитва "таравих" является личностной обязательной сунной как для мужчин так и для женщин. Эта молитва является сунной потому что сам Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) её исполнял и помимо этого говорил когда наступал Рамадан:

"Аллах обязал вас его пропостится, а Я наставлял вас его выстаивать" (хадис приводится Аннасаи и Ибн Маджа и Ахмадом в "Муснад")

Также приводится Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал:

"Кто выстоит Рамадан с верой и надеждой, прощены будут тому его предыдущие прегрешения" (приводят Бухари и Муслим)

Солидарны все сподвижники и последующие учёные и в том, что эта молитва - сунна.

Время выполнения молитвы "таравих"

Время этой молитвы вступает в силу после прочтения ночной молитвы, так как она следует за ней, длится всю ночь и заканчивается с восходом зари. Желательно выполнять молитву "витр" после "таравиха", но допустимо также исполнение её до "таравиха". Пропущенный "таравих" не перечитывается ни по отдельности, ни коллективно.

Джамаат на "таравих"

Коллективное исполнение "таравиха" является сунной для мужчины, а женщина выполняет его дома, но нет ничего предосудительного в том что она исполнит эту молитву в мечети.

Достоверно приводится что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял "таравих" коллективно. Приводится в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши (да будет доволен ею Аллах):

"Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) молился в одну из ночей и люди молились за ним. Затем Он молился на следующую ночь и людей стало только больше. Они собирались на молитву и на третью и на четвёртую ночи, но Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) не вышел к ним. А вышел только на утро и сказал : "Я видел что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся что эта молитва будет предписана вам".

И после ухода в "мир иной" Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) ушла и эта вероятность и поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) постановил выполнять "таравих" коллективно. Как приводится в "Бухари" от Абдуррахман бин Абд Алькари:

"В одну из ночей Рамадана я отправился с Умар бин Альхаттаб в мечеть и войдя мы увидели что люди молятся вразброд, кто-то молился один, за другим молилось несколько человек. Умар сказал: "Я считаю что будет лучше если их собрать за одним чтецом". Затем он так и решил и собрал их за Убай бин Кагб. На следующую ночь мы с ним отправились в мечеть и увидев что люди молятся за одним чтецом, Умар сказал:"Какое прекрасное новшество! И те которые сейчас спят лучше тех кто сейчас молится"

То есть молиться лучше в последнюю часть ночи. А они исполняли его в начале ночи. И Ибн Хаджар упоминает в "Фатхуль-Бари" что это было впервые когда "таравих" исполнялся за одним человеком.

Но несмотря на это, коллективное исполнение "таравиха" является общественной сунной, то есть желающие исполнить молитву в мечети, выполняет "таравих" коллективно в мечети, другие же могут выполнять его по одиночке в домах. Известно, что некоторые сподвижники и табиины такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафиг исполняли "таравих" не коллективно, а по одиночке. Если бы было вменено в обязанность исполнение "таравиха" джамаатом как личностной сунны, то все они исполняли бы его коллективно. Исполнивший "таравих" дома в джамаате, то они выполняют эту сунну, но утрачивают воздаяние мечети.

Количество ракаатов "таравиха"

Молитва "таравих" состоит из двадцати ракаатов и это мнение большинства учёных и единое мнение сподвижников. Во время таравиха совершается десять приветствий, т.е. молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов. Если же он исполнит четыре ракаата подряд то молитва будет правильной, но это считается нежелательным. Лишь в тех случаях, когда слишком короткая ночь и остаётся мало времени между "таравихом" и сухуром, допускается исполнение "таравиха" по четыре ракаата.

В подтверждение того, что "таравих" исчисляется двадцатью ракаатами Альбайхаки приводит хадис с достоверной цепочкой как во времена Умара (да будет доволен им Аллах) люди в месяц Рамадан исполняли двадцать ракаатов. А Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) приводит следующее:

"Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата".

И Альбайхаки объединяя оба риваята говорит:

"Три ракаата - это витр".

Также аргументом является утверждение, что двадцать ракаатов "таравиха" исполняли праведные халифы : Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) за исключением Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

И именно двадцать ракаатов являются пророческой сунной, потому что сунна Умара - это сунна Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует).

Приводят Абу Дауд, Аттирмизи, Ибн Маджа, Аддарими и Имам Ахмад слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует):

"Соблюдайте Мою сунну и сунну праведных халифов после Меня, держитесь за неё крепко".

И в "Альмугни" от Али (да будет доволен им Аллах) приводится как Умар велел имаму исполнить с людьми двадцать ракаатов. У Имама Малика "таравих" тридцать шесть ракаатов и он аргументирует это действиями жителей Медины.

Абу Юусуф рассказывает:

"Я спросил Абу Ханифу о "таравихе" и о том как поступил Умар (да будет доволен им Аллах). Он ответил: "Таравих - обязательная сунна, и Умар не выдумал его сам по себе и не был в этом новатором, а велел его исполнять только потому, что у него был аргумент и завет от Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)".

И передаётся от Абу Дауда, Аттирмизи, Ибн Маджа, Аттабарани и Альбайхаки от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах):

"Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял в Рамадан двадцать ракаатов помимо витра".

Есть мнение учёных, что этот хадис слабый.

Но некоторые идут вразрез мнению большинства учёных и единому мнению сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и считают, что "таравих" состоит из восьми ракаатов и большее количество ракаатов является скверным нововведением. Аргументируют они это утверждение хадисом приводённым в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши (да будет доволен её Аллах):

"Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) ни в Рамадан, ни в другой месяц не молился более одиннадцати ракаатов. Сначала исполнял четыре ракаата (да благословит Его Аллах и приветствует) и даже не стоит упоминать об их красоте и продолжительности, затем исполнял ещё четыре ракаата, после исполнил три ракаата, и я спросила : "О Посланник Аллаха! Ты будешь спать прежде чем исполнишь витр?" Он ответил : "О Аиша! Воистину очи Мои спят, но не спит сердце Моё".

И в "Сахих Ибн Хиббан" и "Ибн Хузейма":

"Три ракаата - это витр".

Учёные же говорят этот хадис не может быть аргументом в том, что "таравих" не двадцать ракаатов, так как действия самого Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) и увиденное Аишей (да будет доволен её Аллах) исполнение Им восьми ракаатов никак не отрицает возможность исполнения большего количества ракаатов. В хадисе нет явного запрета на исполнение двадцати ракаатов, а то, что приводится в сунне словесной или практической не следует понимать буквально.

Рассказанное Аишей (да будет доволен её Аллах), это лишь то, что она увидела в свою ночь, но не может рассказать о действиях Пророка в другие ночи, когда Он был с другими своими жёнами, ибо Он распределял ночи меж ними поровну. И порой, несмотря на свои глубокие познания она отправляла людей к другим жёнам дабы они задали этот вопрос им. Приводится в "Сахих Муслим" как кто-то из сподвижников спросил Аишу о двух ракаатах после асра, но она сказала ему:

"Спроси об этом Умм Салама".

В хадисе Аиши нет бесспорного указания на то, что эти восемь ракаатов молитва "таравих", возможно она рассказала о тахаджуде Пророка в месяц Рамадан.

Абсолютное большинство современных учёных считают допустимым исполнение молитвы "таравих" количеством и более двадцати ракаатов, хоть тридцать шесть.

Поэтому, я настоятельно рекомендую всем исполнять за имамом "таравих" двадцать ракаатов, а затем три ракаата "витр", ибо Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал:

"Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом до её завершения, тому Аллах запишет будто он выстоял всю ночь".

Таким же образом молились и праведные халифы (да будет доволен ими Аллах).

Также и ночной дополнительный намаз не ограничен и чем больше будешь молится тем будет больше укрепляться богобоязненность и увеличиваться награда в эти благословенные ночи за богоугодные деяния. Нельзя чтобы этот вопрос становился предметом спора среди мусульман, а тот кто настаивает на восьми ракаатах, пусть поступает как ему угодно. Главное не мешать молится другим когда исполнив восемь ракаатов, он будет через ряды молящихся идти к выходу. В таком случае желательно молиться в последних рядах, дабы не становиться помехой другим и не вводить себя во грех.

Сидение в молитве "таравих"

Желательно сидеть после каждого четвёртого ракаата молитвы "таравих" по времени равному исполнению четырёх ракаатов или меньше, всего получается пять сидений. Молящийся может сам выбрать что ему делать в это время-делать зикр, читать Кур`ан или молчать, но несомненно зикр лучше чем молчание. Так же рекомендуется сидеть после последних ракаатов "таравиха" и "витра".

Чтение и тасбих в молитве "таравих"

Молитва "таравих" такая же как и другие молитвы, поэтому молящийся или имам читают "Фатиху" и суру или несколько аятов после неё. "Таравих" исполняется вслух, так как это ночная молитва. Является сунной прочесть весь Кур`ан за "таравих" читая каждую ночь по одному джузу, это в том случае если согласны молящиеся и они не устают. Если же они не могут выдержать, следует сокращать, дабы не отпугнуть молящихся, но не менее трёх коротких аятов или одного длинного. Также не оставлять дуа сана и тасбихи в поясном и земном поклонах, ташаххуд и благословения Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует) как и в остальных молитвах.

И Аллах лучше знает и Он мудрее! И завершаем мольбою нашей-хвала Аллаху Господу миров!


Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Рамадан является временем поклонения, в этот месяц увеличивается награда, и один из важнейших видов поклонения в этот месяц – таравих-намаз.

Ибн Манзур (да смилуется над ним Аллах) сказал:

التَّرْويحةُ فـي شهر رمضان: سميِّت بذلك لاستراحة القوم بعد كل أَربع ركعات؛ وفـي الـحديث : صلاة التراويح؛ لأَنهم كانوا يستريحون بـين كل تسلـيمتـين. و التراويح: جمع تَرْوِيحة

Достоинство таравих-намаза

Учёные единодушно согласны с тем, что совершение таравиха – ночных намазов в Рамадане – является сунной как для мужчин, так и для женщин.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал к этому в категоричной форме, а говорил:

مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

Шейх уль-Ислам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) поясняет:

المعروف عند الفقهاء أن هذا مختص بغفران الصغائر دون الكبائر، قال بعضهم: ويجوز أن يخفف من الكبائر ما لم يصادف صغيرة

Также со слов ’Аиши (да будет доволен ею Аллах) передают следующее:

عن عائشة رضي الله عنها: أن النبي صلى الله عليه وسلم صلى في المسجد فصلى بصلاته ناس، ثم صلى الثانية فكثر الناس، ثم اجتمعوا في الليلة الثالثة أو الرابعة فلم يخرج إليهم رسول الله، فلما أصبح قال: رأيت الذي صنعتم فلم يمنعني من الخروج إليكم إلا أني خشيت أن تفرض عليكم، وذلك في رمضان

Хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил:

واعلم أن المؤمن يجتمع له في شهر رمضان جهادان لنفسه : جهاد بالنهار على الصيام ، وجهاد بالليل على القيام ، فمن جمع بين هذين الجهادين وُفِّي أجره بغير حساب

Что касается хадиса, который якобы передал Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) и в котором Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о важности совершения таравих-намаза каждую ночь, то он является вымышленным.

Время совершения таравих-намазов

Время совершения таравих-намазов начинается после ночного намаза и длится до рассвета.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:

يدخل وقت التراويح بالفراغ من صلاة العشاء ، ذكره البغوى. وغيره، ويبقى إلى طلوع الفجر

Количество ракаатов таравих-намаза

Таравих-намаз состоит из двадцати ракаатов, по мнению большинства учёных. Во время таравиха совершается десять приветствий, то есть молящийся произносит приветствие после каждых двух ракаатов.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:

صلاة التراويح سنة بإجماع العلماء ، ومذهبنا أنها عشرون ركعة بعشر تسليمات وتجوز منفردا وجماعة

Имам Ибн Кудама аль-Макдиси (да смилуется над ним Аллах) сказал:

والمختار عند أبي عبد الله ( يعني الإمام أحمد ) رحمه الله ، فيها عشرون ركعة ، وبهذا قال الثوري ، وأبو حنيفة ، والشافعي ، وقال مالك : ستة وثلاثون .

Где предпочтительней совершать таравих – дома или в мечети?

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:

واتفق العلماء على استحبابها ، واختلفوا في أن الأفضل صلاتها منفردا في بيته أم في جماعة في المسجد ؟ فقال الشافعي وجمهور أصحابه وأبو حنيفة وأحمد وبعض المالكية وغيرهم : الأفضل صلاتها جماعة كما فعله عمر بن الخطاب والصحابة – رضي الله عنهم – واستمر عمل المسلمين عليه لأنه من الشعائر الظاهرة فأشبه صلاة العيد . وقال مالك وأبو يوسف وبعض الشافعية وغيرهم : الأفضل فرادى في البيت لقوله – صلى الله عليه وسلم – : ( أفضل الصلاة صلاة المرء في بيته إلا المكتوبة ) .

«Учёные единодушны в желательности таравих-намаза, однако они впали в разногласия относительно вопроса, где лучше совершать этот намаз – в одиночку дома или с джамаатом в мечети.

قال أصحابنا العراقيون والصيدلاني والبغوي وغيرهما من الخراسانيين : الخلاف فيمن يحفظ القرآن ولا يخاف الكسل عنها لو انفرد ، ولا تختل الجماعة في المسجد لتخلفه . فإن فقد أحد هذه الأمور فالجماعة أفضل بلا خلاف

Чтение Корана в таравих-намазе

Учёные единогласны в том, что имаму, который будет вести намазы таравих, рекомендуется завершить чтение всего Корана в течение месяца Рамадан во время этих намазов.

وأما القراءة فالمختار الذي قاله الأكثرون وأطبقَ الناسُ على العمل به أن تقرأ الختمةُ بكمالها في التراويح جميع الشهر، فيقرأ في كل ليلة نحو جزء من ثلاثين جزءاً، ويُستحبّ أن يرتل القراءة ويبيِّنها، وليحذرْ من التطويل عليهم بقراءة أكثر من جزء

Чтение Корана с мусхафа в намазе

Что касается чтения Корана с мусхафа, то это вопрос, в котором учёные разошлись во мнениях. Согласно мнению шафиитов, чтение с мусхафа дозволяется.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:

لو قَرَأ القرآن من المُصحف لم تبطُل صلاته سواء كان يحفظه أم لا، بل يجب عليه ذلك إذا لم يحفظ الفاتحة كما سبق، ولو قلّب أوراقه أحياناً في صلاته لم تبطل

Читайте также: