Как сделать утренний азан

Обновлено: 06.07.2024

Согласно одному из хадисов, намаз – это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

Азан — это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан, исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха.

Муаззин или муэдзин — человек, призывающий к молитве.

Слова азана (произносятся медленно и растянуто):

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего)

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом)

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха)

Хайя ‘аля ссоляя (2 раза)
(Спешите на молитву)

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)
(Спешите к спасению)

Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего)

Ляя иляяхэ илля ллаах
(Нет бога, кроме Аллаха)

В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.

К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Азан – это призыв мусульман на молитву

Для чего нужен призыв к молитве

О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его духовной важности.

Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом ислам считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.

Муэдзин пять раз в день призывает людей на молитву

Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.

Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.

Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.

Существует много версий о появлении сегодняшнего призыва к молитве

Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.

Количество и время оглашения

Молитвенный цикл у мусульман состоит из пяти обязательных молитв. Каждый правоверный должен читать намаз:

  • утром;
  • в полдень;
  • незадолго до наступления вечера;
  • вечером;
  • ночью.

До того как читать азан, муэдзин должен взять омовение

Соответственно, перед каждым намазом должно произноситься и напоминание, поэтому расписание азана совпадает с расписанием самой молитвы, хотя их и разделяют несколько минут для подготовки непосредственно к молитве. При этом существуют периоды, когда молитва запрещена. В частности, в период нахождения солнца в зените призыв и мольба не читаются.

Существует запрет и на чтение призыва в тот период, когда солнце уже взошло, но на высоту копья еще не поднялось. Нельзя также читать и молитву, когда садится солнце. Особо ревностные мусульмане могут читать еще и послеполуденную молитву, хотя пророк Мухаммед (с.а.в.) полагал, что это проявление лицемерия.

Азан необходим не только для того, чтобы люди не пропускали время мольбы. Теологи ислама утверждали, что шайтан боится звуков призыва к намазу, поэтому, когда читается вечерний призыв, нечистый в страхе отступает от человеческой души и держится на расстоянии. То же самое происходит и во время чтения других призывов к молитве. Более того, считается, что именно его напевность способна отпугнуть нечистую силу.

Как правильно читать азан

Наука оглашения о времени молитвы не так уж легка, как может показаться на первый взгляд. Многие считают, что азан – самый напевный призыв в мире. Существуют правила, согласно которым нужно начитывать его.

В частности, внимание уделяется самому муэдзину – он должен быть совершеннолетним, а также свободным человеком (в старые времена это требование было особенно важным, призывать к молитве не мог раб или невольник). Помимо того, муэдзин обязан быть человеком ответственным и знающим Коран и Сунну.

Голос у читающего азан должен быть красивым и громким

Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.

Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).

Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:

الله أكبر الله أكبر (четыре раза);

أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);

أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);

حي على الصلاة (два раза);

حي على الفلاح (два раза);

الله أكبر الله أكبر (два раза);

لا إله إلا الله (один раз).

Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:

Велик Аллах (4 раза)

Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)

Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)

Поспешите к молитве (2 раза)

Поспешите к спасению вашему (2 раза)

Велик Аллах (2 раза)

Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).

По словам Пророка муэдзины в судный день будут выше остальных людей перед Аллахом

Правила поведения верующих

Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.

Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.

Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.

В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей столпов ислама, то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.

В период зарождения ислама, азан не читался в такой форме как сегодня

Одним из великих чтецов во времена пророка Мухаммеда считался – Билял

Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.

В исламе азан зачастую рассматривается не только как призыв и напоминание о молитве, но и как своего рода оберег от многих несчастий. Поэтому призыв заменяет собой и заговор от бед, и доброе напутствие, способное привлечь удачу. В частности, его можно читать в спину уходящему от вас человеку, а также во время боя или пожара. Этими словами успокаивают агрессивного человека или животное, лечат ими нервные болезни.

Обычно читатель азана в мечети, так же начитывает икамат

Многие родители, исповедующие ислам, уверены, что чтение призыва к молитве способно защитить ребенка. Поэтому в мусульманских семьях нередко можно увидеть, как новорожденному читают в левое ухо икамат, а в правое – азан. В исламских хадисах записано, что именно так впервые поступила дочь Мухаммеда (с.а.в.) – Фатима. Когда родился ее сын Хасан, она прочитала ему азан.

Азан в современной культуре

Мировая культура чрезвычайно разнообразна, в ней причудливым образом пересекаются совершенно разные направления. Нередки случаи, когда какие-то религиозные мотивы можно встретить в современной музыке. Однако духовные песнопения всегда стоят особняком, и лучшие азаны относятся именно к этой категории.

Мусульмане гордятся тем, что смогли обогатить сокровищницу культурного наследия, однако не позволяют каким-либо образом извращать свои песнопения, использовать их неподобающим образом. Неслучайно в апреле 2017 года британского диджея приговорили к году отбывания в тюрьме за то, что он в одном из тунисских клубов запустил ремикс на мусульманский азан.

В настоящее время высоко ценятся призывы к молитве, оглашаемые признанным чтецом Корана Мишари Рашидом аль-Афаси. Записи его призывов можно найти в интернете, это действительно духовные песнопения, исполняемые на профессиональном уровне. Сам он проповедует в одной из мечетей Кувейта и исполняет там же обязанности имама.

Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.

Азан — это призыв к молитве, а икамат — объявление о ее начале. Слова азана произносятся медленнее и протяжнее, а слова икамата быстрее. В сунне и от сподвижников пришло несколько видов азана и икамата, и каждая группа правоведов склонилась к тому, который посчитала более приоритетным для собственной практики и рекомендации верующим.

Рассмотрим виды азана и икамата согласно тому, какую форму выбрала каждая из четырех правовых школ ахлю ас-сунна. Чтобы незнающий мог освоить этот вид поклонения и узнать, как читать азан, следуя за большими исламскими учеными. Чтобы желающий следовать за определенной из этих школ, мог найти доступное описание, как это сделать. И чтобы тот, кто знает лишь одну форму азана и икамата, не удивлялся, услышав другую, и не спешил исправлять или осуждать муаззина. [Муаззин — это тот, кто провозглашает слова азана, призывая к молитве].

1. Слова азана и икамата в ханафитском мазхабе

Форма азана:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах.
Хайя ‘аля-с-саляh. Хайя ‘аля-с-саляh.
Хайя ‘аляль-фалях. Хайя ‘аляль-фалях.
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ля иляха илля Ллах.

اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ . اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ
أشهد أن لا إلهَ إلا الله . أشهد أن لا إله إلا الله
أشهد أن محمداً رسولُ الله . أشهد أن محمداً رسول الله
حيِّ على الصلاة . حي على الصلاة
حيِّ على الفلاح . حي على الفلاح
اللهُ أكبرْ . اللهُ أكبرْ
لا إله إلا الله

Смысл примерно следующий:

Аллах велик. — 4 раза.
Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. — 2 раза.
Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. — 2 раза.
Спешите к молитве. — 2 раза.
Спешите к успеху. — 2 раза.
Аллах велик. — 2 раза.

Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум.

الصلاة خيرٌ من النوم . الصلاة خيرٌ من النوم

Прослушать азан к молитве фаджр:

Форма икамата в ханафитском мазхабе

Полностью текст икамата выглядит следующим образом:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах.
Хайя ‘аля-с-саляh. Хайя ‘аля-с-саляh.
Хайя ‘аляль-фалях. Хайя ‘аляль-фалях.
Кад камати-ссаляту, кад камати-ссаляh
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ля иляха илля Ллах.

اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ . اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ
أشهد أن لا إلهَ إلا الله ، أشهد أن لا إله إلا الله
أشهد أن محمداً رسولُ الله ، أشهد أن محمداً رسول الله
حيِّ على الصلاة ، حي على الصلاة
حيِّ على الفلاح ، حي على الفلاح
قد قامت الصلاة ، قد قامت الصلاة
اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ
لا إله إلا الله

2. Слова азана и икамата в маликитском мазхабе

Форма азана, унаследованная маликитами

Полностью азан выглядит следующим образом:

Прослушать запись данного вида азана:

Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум.

الصلاة خيرٌ من النوم . الصلاة خيرٌ من النوم

Икамат в маликитском мазхабе

Полностью икамат ученых-маликитов будет выглядеть следующим образом:

Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ашхаду алля иляха илля Ллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах.
Хайя ‘аля-с-саляh.
Хайя ‘аляль-фалях.
Кад камати-ссаляh
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ля иляха илля Ллах.

اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ .
أشهد أن لا إلهَ إلا الله
أشهد أن محمداً رسولُ الله
حيِّ على الصلاة
حيِّ على الفلاح
قد قامت الصلاة
اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ
لا إله إلا الله

Прослушать икамат согласно маликитскому мазхабу:

3. Слова азана и икамата в шафиитском мазхабе

Форма азана у шафиитских ученых

Полностью его текст можно представить таким образом:

Аудиозапись азана согласно мазхабу имама аш-Шафии:

Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум.

الصلاة خيرٌ من النوم . الصلاة خيرٌ من النوم

Форма икамата у ученых-шафиитов

Полностью текст икамата у шафиитов будет выглядеть следующим образом:

Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ашхаду алля иляха илля Ллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах.
Хайя ‘аля-с-саляh.
Хайя ‘аляль-фалях.
Кад камати-ссаляту, кад камати-ссаляh
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ля иляха илля Ллах.

اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ .
أشهد أن لا إلهَ إلا الله
أشهد أن محمداً رسولُ الله
حيِّ على الصلاة
حيِّ على الفلاح
قد قامت الصلاة ، قد قامت الصلاة
اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ
لا إله إلا الله

4. Слова азана и икамата в ханбалитском мазхабе

Предпочтительная форма азана в ханбалитском фикхе

Азан ханбалитов идентичен азану ханафитов. Поэтому в полном виде он будет таким:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах.
Хайя ‘аля-с-саляh. Хайя ‘аля-с-саляh.
Хайя ‘аляль-фалях. Хайя ‘аляль-фалях.
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ля иляха илля Ллах.

اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ . اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ
أشهد أن لا إلهَ إلا الله . أشهد أن لا إله إلا الله
أشهد أن محمداً رسولُ الله . أشهد أن محمداً رسول الله
حيِّ على الصلاة . حي على الصلاة
حيِّ على الفلاح . حي على الفلاح
اللهُ أكبرْ . اللهُ أكبرْ
لا إله إلا الله

Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум.

الصلاة خيرٌ من النوم . الصلاة خيرٌ من النوم

Прослушать запись полного азана к утренней молитве, согласно версии, избранной в ханбалитском мазхабе:

Форма икамата у ханбалитов

В икамате ученые-ханбалиты согласны с шафиитами, поэтому их икамат выглядит следующим образом:

Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ашхаду алля иляха илля Ллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах.
Хайя ‘аля-с-саляh.
Хайя ‘аляль-фалях.
Кад камати-ссаляту, кад камати-ссаляh
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ля иляха илля Ллах.

اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ .
أشهد أن لا إلهَ إلا الله
أشهد أن محمداً رسولُ الله
حيِّ على الصلاة
حيِّ على الفلاح
قد قامت الصلاة ، قد قامت الصلاة
اللهُ أكبرْ ، اللهُ أكبرْ
لا إله إلا الله

от Замиль · Март 7, 2019

Айша (радыяллаху анха) передает, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم لَمْ يَكُنْ عَلَى شَيْءٍ مِنَ النَّوَافِلِ أَشَدُّ مُعَاهَدَةً مِنْهُ عَلَى رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ الصُّبْحِ

В совершении двух утренних желательных ракаатов Посланник ﷺ усердствовал больше, чем в других. Это подчёркивают слова Айши (радыяллаху анха):

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ : لَا تَدْعُوا رَكْعَتَيِ الْفَجْرَ وَ اِنْ طَرَدَتْكُمُ الْخَيْلُ

Абу Хурайра (радыяллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُصَلِّي وَ يَدَعُ وَ لَكِنِّي لَمْ اَرَهُ تَرَكَ رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ صَلَاةِ الْفَجْرِ فِي سَفَرٍ وَ لَا فِي حَضَرٍ وَ لَا صِحَّةٍ وَلَا سَقَمٍ

Айша (радыяллаху анха) передаёт, что:

Способ совершения намаза: Совершается два ракята сунны, затем два ракята фарза.

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا : كَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم يُصَلِّي فِي بَيْتِهِ قَبْلَ الظُّهْرِ أَرْبَعًاً : ثُمَّ يَخْرُجُ فَيُصَلِّي بِالنَّاسِ ، ثُمَّ يَدْخُلُ فَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ

Айша (радыяллаху анха) передаёт, что:

عَنْ اَبِي اَيُّوبَ الْاَنْصَرِيِّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ اَنَّ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُصَلِّي قَبْلَ الظُّهْرِ اَرْبَعًا اِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ ، فَسَأَلَهُ أَبُو أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيُّ عَنْ ذَلِكَ فَقَالَ : إِنَّ أَبْوَابَ السَّمَاءِ تُفْتَحُ فِي هَذِهِ السَّاعَةِ فَأَحَبُّ أَنْ يَصْعَدَ لِي فِي تِلْكَ السَّاعَةِ خَيْرٌ ، قُلْتُ : أَفِي كُلِّهِنَّ قِرَاءَةٌ ؟ قَالَ : نَعَمْ ، قُلْتُ : أَتُفْصَلُ بَيْنَهُنَّ بِسَلَامٍ ؟ فَقَالَ : لَا .

А о том, что эта молитва совершается с одним селямом передано от Абу Айюба аль-Ансари (радыяллаху анху). Он говорил:

عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ : مَنْ صَلَّى اَرْبَعًا قَبْلَ الظُّهْرِ وَ اَرْبَعًا بَعْدَهَا حَرَّمَهُ اللهُ عَلَى النَّارِ

Также он нам рассказал:

Умму Хабиба (радыяллаху анха) передает, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

Способ совершения намаза: Совершается четыре ракята сунны, затем четыре ракята фарза и после фарза, два ракята сунны, но можно и читать четыре ракята сунны.

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ : كَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم يَرْكَعُ قَبْلَ الْجُمُعَةِ اَرْبَعًا لَا يَفْصِلُ فِي شَيْءٍ مِنْهُنَّ

Такой же хадис передается от Али (радыяллаху анху) таким же текстом.

عَنْ اَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : اِذَا صَلَّيْتُمْ بَعْدَ الْجُمُعَةِ فَصَلُّوا اَرْبَعًا، فَإِنْ عَجِلَ بِكَ شَيْءٌ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ فِي الْمَسْجِدِ وَ رَكْعَتَيْنِ اِذَا رَجَعْتَ

Абу Хурайра (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عَنْ اَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ : مَنْ كَانَ مِنْكُمْ مُصَلِّيًا بَعْدَ الْجُمْعَةِ فَلْيُصَلِّ اَرْبَعًا

Абу Хурайра (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ сказал:

Способ совершения намаза: Совершается после первого азана четыре ракята сунны, затем произносится второй азан, хатыб читает хутбу, затем совершается два ракята фарза и после фарза джума, четыре ракята сунны.

عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : رَحِمَ اللهُ اِمْرَاً صَلَّى قَبْلَ الْعَصْرِ اَرْبَعًا

Ибн Умар (радыяллаху анхума) передает, что Пророк Мухаммад ﷺ прочитал за нас великую молитву. Желающий заслужить мольбу Посланника Аллаха ﷺ пусть знает, что Пророк ﷺ сказал:

عَنِ ابْنِ عَمْرٍو رَضِيَ اللهُ عَنْهُ : اَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم قَالَ : مَنْ صَلَّى قَبْلَ الْعَصْرِ اَرْبَعًا حَرَّمَهُ اللهُ عَلَى النَّارِ

Ибн Амр (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Способ совершения намаза: Совершается четыре ракята сунны а затем четыре ракята фарза.

عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ : مَا مِنْ عَبْدٍ مُسْلِمٍ يُصَلِّي لِلَّهِ فِي كُلِّ يَوْمٍ ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً تَطَوُّعًا مِنْ غَيْرِ الْفَرِيضَةِ اِلَّا بَنَى اللهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ : اَرْبَعًا قَبْلَ الظُّهْرِ ، وَ رَكْعَتَيْنِ بَعْدَهَا ، وَ رَكْعَتَيْنِ بَعْدَ الْمَغْرِبِ ، وَ رَكْعَتَيْنِ بَعْدَ الْعِشَاءِ ، وَ رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ صَلَاةِ الْغَدَاةِ

Умму Хабиба (радыяллаху анха) передает, что Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ сказал:

Способ совершения намаза: Совершается три ракята фарза и после фарза, два ракята сунны.

عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم : مَنْ صَلَّى قَبْلَ الْعِشَاءِ اَرْبَعًا ، كَانَ كَاَنَّمَا تَهَجَّدَ مِنْ لَيْلَتِهِ ، وَ مَنْ صَلَّاهُنَّ بَعْدَ الْعِشَاءِ ، كَانَ كَمِثْلِهِنَّ مِنْ لَيْلَةِ الْقَدْرِ

Бара бин Азиб (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ сказал:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا : مَا صَلَّى رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم الْعِشَاءَ قَطُّ ، فَدَخَلَ عَلَيَّ اِلَّا صَلَّى بَعْدَهَا اَرْبَعَ رَكَعَاتٍ اَوْ سِتًّا

Передаётся от Айши (радыяллаху анха) которая сказала:

Способ совершения намаза: Совершается четыре ракята сунны, затем четыре ракята фарза, и после фарза два ракята сунны, но можно и четыре, шесть ракята сунны. Кто опасается что не проснется ночью для совершения намаза тахаджжуд, совершает витр намаз перед сном.

Молитва между Азаном и Икаматом

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مُغَفَّلِ الْمُزَنِي رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : بَيْنَ كُلِّ اَذَانَيْنِ صَلَاةٌ قَالَهَا ثَلَاثًا ، قَالَ فِي الثَّالِثَةِ : لِمَنْ شَاءَ

Передаётся в сборнике Муслима от Абдуллаха ибн Мугъаффаля (радыяллаху анху), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَ خُصَّ مِنْ هَذَا الْمَغْرِبِ لِمَا رَوَى الدَّارَقُطْنِي وَالْبَيْهَقِيُّ وَالْبَزَّارُ عَنْ اَبِي بُرَيْدَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا : اَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ : عِنْدَ كُلِّ اَذَانَيْنِ صَلَاةٌ مَا خَلَا صَلَاةُ المغرب

Исключением является вечерняя молитва, так как приводятся хадис, в котором сказано:

وَ ذَكَرَ الطَّحَاوِي رَحِمَهُ اللهُ : اِنَّ السَّلَفَ تَرَكُوا الرَّكْعَتَيْنِ قَبْلَ الْمَغْرِبِ

عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا اِنَّهُ قَالَ : مَا رَاَيْتُ اَحَدًا يُصَلِّي رَكْعًتَيْنِ قَبْلَ الْمَغْرِبِ عَلَى عَهْدِ رَسوُلِ اللهِ صلى الله عليه وسلم

Ибн Умар (радыяллаху анхума) сказал:

Способ совершения намаза: Эти хадисы указывают на то, что после азана до икамата совершается намаз. До фаджра совершается два ракята, до зухра четыре ракята, до асра четыре ракята, до иша четыре ракята намаза. здесь есть указание на то, что вечерняя молитва исключение, после азана до фарза не совершается намаз.

Ибн Умар (радыяллаху анхума) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : مَنْ صَلَّى بَعْدَ الْمَغْرِبِ سِتَّ رَكَعَاتٍ لَمْ يَتَكَلَّمْ فِيمَا بَيْنَهُنَّ بِسُوءٍ ، عَدَلْنَ بِعِبَادَةِ اِثْنَتَيْ عَشَرَ سَنَةً

Абу Хурайра (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ сказал:

عَنْ عَمَّارَ بْنِ يَاسِرٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا اَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَمَّ قَالَ : مَنْ صَلَّى بَعْدَ الْمَغْرِبِ سِتَّ رَكَعَاتٍ حُطَّتْ ذُنُوبُهُ وَإنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبَحْرِ

Ибн Умар (радыяллаху анхума) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا اَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ : مَنْ صَلَّى بَيْنَ الْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ عِشْرِينَ رَكْعَةً ، بَنَى اللهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ

Айша (радыяллаху анха) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Способ совершения намаза: Совершается сразу же после магриб намаза, можно совершать до шести ракятов нафиль, по два ракята.

عَنْ اَبِي قَتَادَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ : اِذَا دَخَلَ اَحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلَا يَجْلِسْ حَتَّى يَرْكَعَ رَكْعَتَيْنِ

Абу Къатада (радыяллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

Способ совершения намаза: Совершается при входе в мечеть. Перед тем чтобы сесть совершается два ракята намаза. Когда совершается фарз намаз, читается хутба, или не желательное время совершения намаза, тогда этот намаз не совершается (по Ханафи).

عَنْ اَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ : عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ : مَنْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كَانَ لَهُ كَحَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ تَامَّةً تَاَّمًة تَامَّة

Анас (радыяллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عَنْ اَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ : عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ : مَنْ صَلَّى الضُّحَى ، فَقَرَأ فِيهَا بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ ، وَ قُلْ هُوَ اللهُ اَحَدٌ عَشْرًاً ، وَ آَيَةَ الْكُرْسِيِّ عَشْرًاً ، اِسْتَوْجَبَ رِضْوَانَ اللهِ الْاكْبَرِ

Анас (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عَنْ مُعَاذَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا : «أَنَّهَا سَأَلَتْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا : كَمْ كَانَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم يُصَلِّي الضُّحَى؟ قَالَتْ: أَرْبَعُ رَكَعَاتٍ، وَيَزِيدُ مَا شَاءَ »ٌ

Абу Зарр (радыяллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Бурайда (радыяллаху анху) передаёт, что Он слышал как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Муаз бин Анас аль-Джухани (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عَنْ اَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : مَنْ صَلَّى الضُّحَى ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً ، بَنَى اللهُ لَهُ قَصْراً فِي الْجَنَّةِ مِنْ ذَهَبٍ

Анас (радыяллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

عَنْ اَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : مَنْ صَلَّى الضُّحَى رَكْعَتَيْنِ ، لَمْ يُكْتَبْ مِنَ الْغَافِلِينَ ، وَمَنْ صَلَّى أَرْبَعًا كُتِبَ مِنَ الْعَابِدِينَ ، وَمَنْ صَلَّى سِتًّا كَفَي الْيَوْمَ ، وَمَنْ صَلَّى ثَمَانِيَةَ كُتِبَ مِنَ الْقَانِتِينَ ، وَمَنْ صَلَّى ثِنْتَيْ عَشْرَةَ بَنَى اللهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ

Абу Дарда (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ сказал:

Способ совершения намаза: Совершается после восхода солнца, когда солнце поднимется до уровни копья (примерно через минут 40 после выхода времени утренней молитвы), по два ракята до двенадцати ракятов, продолжается до того, когда солнце будет на зените (примерно за 25 минут до начала обеденной молитвы).

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا اَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُصَلِّي مِنَ اللَّيْلِ اِحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً : ثَلَاثٌ مِنْهَا الْوِتْرُ ، وَ رَكْعَتَا الْفَجْرِ اَيْ : سُنَّتُهُ فَيَبْقَى التَّطَوُّعُ سِتَّةٌ

Айша (радыяллаху анха) передает, что:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا اَنَّهُ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُسَلِّمُ مِنْ كُلِّ رَكْعَتَيْنِ مِنْهُنَّ

Айша (радыяллаху анха) передает, что:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا : كَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم يُصَلِّي بِاللَّيْلِ ثَلَاثَ عَشْرَةَ رَكْعَةً ، ثُمَّ يُصَلِّي اِذَا سَمِعَ النِّدَاءَ بِالصُّبْحِ رَكْعَتَيْنِ خَفِيفَتَيْنِ

Айша (радыяллаху анха) передает, что:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا اَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُصَلِّي بِاللَّيْلِ اَرْبَعًا ، لَا تَسْاَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَ طُولِهِنَّ ، ثُمَّ يُصَلِّي اَرْبَعًا ، لَا تَسْاَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَ طُولِهِنَّ ، ثُمَّ يُصَلِّي ثَلَاثًا

Айша (радыяллаху анха) передаёт, что:

عَنْ أَبِي يُوسُفَ عَبْدِ اللهِ بْنِ سَلَامٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: لَمَّا قَدِمَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم اَلْمَدِينَةَ اِنْجَفَلَ النَّاسُ قِـبَـلُهُ، وَقِيلَ: قَدْ قَدِمَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم -ثَلَاثًا-، فَجِئْتُ فِي النَّاسِ لِأَنْظُرَ، فَلَمَّا تَبَيَّنَتْ وَجْهُهُ عَرَفْتُ أَنَّ وَجْهُهُ لَيْسَ بِوَجْهٍ كَذَّابٍ، فَكَانَ أَوَّلُ شَيْءٍ سَمِعْتُهُ تَكَلَّمَ بِهِ أَنْ قَالَ يَا أَيُّهَا النَّاسُ: أَفْشُوا السَّلَامَ، وَأَطْعِمُوا الطَّعَامَ، وَصِلُوا الْأَرْحَامَ، وَصَلُّوا بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ، تَدْخُلُواالْجَنَّةَ بِسَلَامٍ

Абу Юсуф Абдуллах бин Салям (радыяллаху анху) передаёт: Когда пришел Пророк Мухаммад ﷺ в Медину скопились люди перед ним. и кто-то сказал трижды: Поистине прибыл Посланник Аллаха ﷺ. Я пришел среди людей чтобы посмотреть на него и когда показалось его лицо я понял, что это не лицо лжеца. И первым что я услышал от него, были слова:

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

Способ совершения намаза: Тахаджжуд намаз совершается после ночного намаза до фаджра, по два ракята и до восьми ракятов. Желательное время совершение – это последняя треть ночи. Совершается после пробуждения ото сна.

Читайте также: