Как сделать устав школы

Обновлено: 03.07.2024

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом

1.2. Настоящие Правила устанавливают нормы поведения учащихся в здании и на территории школы, а также во время любых мероприятий, проводимых школой с учащимися. Цель правил – создание в школе благоприятной обстановки, способствующей успешному обучению каждого учащегося, воспитанию уважения к личности и её правам, развитию культуры поведения и навыков общения.

1.3. Никто и ни при каких обстоятельствах не вправе унизить достоинство учащегося и лишить его общечеловеческих прав.

1.4. Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства. Применение методов психического и физического насилия по отношению к учащимся не допускается.

2. Общие правила поведения

2.2. Учащиеся обязаны:

2.2. Учащимся запрещается:

  • без разрешения педагогов уходить из школы и с её территории в учебное время. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача или записку от родителей (законных представителей) о причине отсутствия на занятиях. Пропускать учебные занятия без уважительной причины не разрешается;
  • приводить в помещение школы, на её территорию и на любые мероприятия, проводимые школой, посторонних лиц без разрешения администрации;
  • курить в помещении школы, на ее территории и на любых мероприятиях, проводимых школой;
  • приносить, передавать, использовать в школе оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества и иные предметы и вещества, способные причинить вред здоровью участников образовательного процесса и (или) деморализовать образовательный процесс;
  • приносить, передавать, использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам, возгораниям и отравлению;
  • применять физическую силу для выяснения отношений;
  • осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм, порчу личного имущества обучающихся и сотрудников школы, имущества школы и т.п.

2.3. За нарушение настоящих Правил учащиеся привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормативными документами.

3. Поведение учащихся на учебных занятиях

3.1. Учащиеся обязаны:

  • присутствовать только в одежде делового (классического) стиля установленного образца, определенного Положением о школьной форме учащихся (кроме занятий, требующих специальной формы одежды);
  • на учебных занятиях, требующих специальной формы одежды (физкультура, труд и т.п.) присутствовать только в специальной одежде и обуви;
  • отключать мобильные телефоны и любые иные электронные устройства;
  • при входе педагога в кабинет (помещение), встать в знак приветствия и сесть только после его разрешения (подобным образом учащиеся так же приветствуют любого взрослого, вошедшего в кабинет (помещение) во время занятий;
  • для обращения к педагогу поднять руку и только после получения его разрешения обратиться к нему;
  • выходя отвечать к доске или по указанию педагога, положить дневник и тетрадь по данному предмету на его стол;
  • выполнять требования техники безопасности в конкретном помещении (во время проведения конкретных занятий).

3.2. Учащимся запрещается: шуметь, отвлекаться самим и отвлекать от занятий посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к занятию, делами других учащихся.

3.3. Учебное время должно использоваться учащимися только для учебных целей.

3.4. Завершение учебных занятий осуществляется только после разрешения педагога.

4. Поведение учащихся на внеучебных и внеклассных мероприятиях

4.1. Учащиеся обязаны:

  • иметь внешний вид, определенный соответствующим Положением, Приказом или Распоряжением;
  • выполнять требования техники безопасности в конкретном помещении (во время проведения конкретных мероприятий);
  • соблюдать правила поведения на конкретном мероприятии.

4.2. Учащимся запрещается:

  • использовать мобильные телефоны и любые иные электронные устройства без разрешения ответственного лица или соответствующего Приказа или Распоряжения;
  • отвлекаться самому и отвлекать других учащихся от мероприятия посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к нему, делами.

4.3. Завершение внеучебных и внеклассных мероприятий осуществляется только после разрешения ответственного лица.

5. Поведение учащихся во время перемен

5.1. Учащиеся обязаны:выполнять соответствующие требования техники безопасности.

5.2. Учащимся запрещается:

  • бегать по коридорам (рекреациям), лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
  • толкаться, устраивать потасовки;
  • садиться и становиться на подоконники.

5.3. Учащиеся, находясь в столовой (буфете):

  • подчиняются требованиям дежурного педагога и работников столовой;ñ проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении жидких и горячих блюд;
  • употребляют еду и напитки, приобретенные в столовой или принесенные с собой, только в столовой (буфете);
  • убирают стол после принятия пищи.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящие Правила могут быть пересмотрены в следующих случаях:

6.2. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящих Правил возлагается на директора школы



Зачем школе устав?

стенд-устав-школы

Если хотите пример для сравнения, то это как для взрослых – паспорт, а для детей – свидетельство о рождении. Это наши основные документы, где прописаны наши данные о рождении, о принадлежности к гражданству, для детей – сведения о родителях, для взрослых – сведения о месте жительства. Все эти данные дают нам определённые права, предусмотренные для граждан России, и устанавливают наши обязанности.

Так и на страницах школьного устава перечислены основные сведения, регулирующие вопросы обучающего процесса.

Что можно найти в уставе?

книга-с-глазками

Давайте по порядку о наиболее важных для нас, родителей, вопросах.

Наименование и тип

Начнём с того, что каждое учебное заведение должно иметь своё название.

По нему будут видны организационно-правовая форма и тип.

То есть, по разъяснению Минобрнауки, это может быть либо общеобразовательная организация, либо общеобразовательное учреждение. Правильно переименоваться всем следовало до 01 января 2016 года.

Учредители

учредители-школы

Именно учредители утверждают устав.

Так, государственные школы появляются по распоряжениям Правительства РФ либо региональных властей, муниципальные – по документам, подписанным от имени муниципального образования, частные – по решениям не принадлежащих к органам власти граждан и юридических лиц.

Виды программ образования

На страницах уставного документа вы можете вычитать, какое образование ребёнок получит при выходе из школьных дверей – начальное, общее основное либо среднее полное.

Может быть прописана возможность получения обучения по дополнительным программам.

Государство сегодня поддерживает эксперименты, даёт зелёный свет педагогическому творчеству. Потому не удивляйтесь, если вы вдруг обнаружите упоминание о какой-либо авторской программе школьного учительского коллектива. Все они обязательно проходят процедуру утверждения (тут никакой самостоятельности), часто выступая как специальные курсы по выбору учащихся.

Органы управления

табличка-директор

Новый закон, подобно предыдущему, сохранил единоличное руководство школой. Он также предусмотрел создание коллегиальных органов. Для учителей и учеников это важно.

Но для контроля за ним создаются советы — педагогический, попечительский, наблюдательный. Какие именно школьные коллегии управляют, как, на какой срок они избираются, что они решают, — всё это как раз должно быть прописано уставом.

Законодательство к органам управления школой относит также ученические и родительские советы. Они тоже регулируются статьёй об управлении, потому правила о том, как объединяются обучающиеся и родители, должны быть в уставе.

Что ещё

В дополнение ко всем, как и любая другая некоммерческая организация, каждая школа прописывает положения о целях и задачах её деятельности, о своём имуществе, закрепляет процедуру принятия локальных актов, в соответствии с которыми живёт в обычные будни.

Перечень этих вопросов не исчерпывающий. Всё, что желает прописать учредитель, что не противоречит действующему законодательству, может быть записано на страницах устава. Как написали, так будут жить.

Почему в уставе иногда чего-то нет?

документ-устав

Сегодня требования к школьному уставу по новому закону об образовании сокращены до минимума. Но это вовсе не значит, что ограничены права участников образовательного процесса. Почему не пишется в уставе сразу всё? Вовсе не для того, чтобы ввести в заблуждение родителей, что-то от нас скрыть.

Дело в том, что такие положения, что регулируют обычную школьную деятельность, часто меняются. Изменить их на уровне школьных советов, приняв новую редакцию внутренней инструкции, значительно проще, чем внести уставные изменения, для чего потребуется решение школьного учредителя.

Представьте себе, что многие уставы школ содержат информацию о конкретных датах начала-окончания учебных четвертей, о длительности каникул. А что, если вдруг придётся изменить этот документально утверждённый распорядок?

листает-документы

Кто и как может ознакомиться с уставом?

книга-и-очки

Устав школы, хоть это её и основной правоустанавливающий документ, на основании которого она существует как таковая, — не предмет коммерческой тайны. По новому закону об образовании со школьным уставом могут знакомиться все заинтересованные лица, а создать условия для знакомства с ним – задача образовательной организации.

Кто может быть заинтересованным лицом? В первую очередь, это все работники школы, ведь школа – это их работодатель. С уставным документом чаще всего их знакомят под роспись при приёме на работу, когда они проходят первичный инструктаж.

Во вторую очередь, это обучающиеся с родителями. Закон не прописывает, каким образом школа должна обеспечить знакомство с уставом, предоставляя выбор для решения этого вопроса школьной администрации. Сегодня сложилась практика вывешивания устава и других локальных актов прямо на сайтах школ.

семья-у-компьютера

Это экономит время как администрации, так и родителей, и учеников. Не нужно ходить, просить, вычитывать на месте. Однако если вдруг сайта у школы нет либо учебное заведение не пожелало выставить свой учредительный документ на всеобщее обозрение, вы всегда можете обратиться к администрации и попросить его показать.

Каким должен быть устав школы?

наименование НО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

место нахождения НО, порядок управления деятельностью;

предмет и цели деятельности;

сведения о филиалах и представительствах;

права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей);

источники формирования имущества НО;

порядок внесения изменений в учредительные документы НО;

порядок использования имущества в случае ликвидации НО.

Каким должен быть устав бюджетного или казенного учреждения?

В уставе бюджетного или казенного учреждения должна содержаться следующая информация:

указание на тип учреждения;

сведения о собственнике его имущества;

исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Устав образовательной организации

Согласно Закону об образовании ч. 2 ст. 25. в уставе образовательной организации (ОО) наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, должна содержаться следующая информация:

учредитель или учредители ОО;

виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

структура и компетенция органов управления ОО, порядок их формирования и сроки полномочий.

Вышеупомянутые требования дополняют ряд других статей, в связи с чем, в уставе школы также должна содержаться информация:

о порядке принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации (ч. 5 ст. 26);

о порядке принятия локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 30);

о правах, обязанностях и ответственности работников образовательных организаций, занимающих различные должности (часть 3 статьи 52).

Вся остальная информация не обязательна, поэтому может указываться локальными нормативными актами школы.


Ссылаясь на рекомендации экспертов, устав школы нужно делать как можно более лаконичным и таким, что не противоречит федеральному закону, а также не включать положений, которые регулируются на уровне локальных нормативных актов.

Следует помнить, что структура устава школы и его содержание определяется ее учредителем. В статье 25 Закона об образовании идет речь о том, что устав школы утверждает её учредитель. В том числе не стоит забывать, что ссылаясь на Закон об образовании, предварительное принятия устава государственного (муниципального) образовательного учреждения каким-либо ее коллегиальным органом управления не предусматривается.

Каждая школа (как и каждое государство) имеет свою "Конституцию" - это Устав школы. Устав - основной документ, который определяет жизнь школы. Он разрабатывается и принимается самой школой и утверждается учредителем 3 .

В Уставе можно найти ответы на абсолютное большинство вопросов, касающихся школьной жизни и отношений участников образовательного процесса. Именно поэтому святая обязанность администрации школы познакомить с этим документом в обязательном порядке тех, кто приходит в нее работать или учиться. Пункт 2 статьи 16 закона РФ "Об образовании" гласит: "При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию

образовательного процесса". Текст Устава должен быть доступен как для родителей

3 Согласно п. 1 ст. 11 Закона РФ "Об образовании":

На сегодняшний день учредителями подавляющего большинства общеобразовательных учреждений являются органы местного самоуправления (муниципальные администрации, созданные ими органы управления образованием и т.д.).

учащихся, так и для самих учащихся, чей возраст уже позволяет понять изложенные в нем нормы. Администрация школы обязана организовать деятельность образовательного учреждения в соответствии с этим документом. Действия должностных лиц в школе, противоречащие Уставу, недопустимы. За этим следят органы управления образованием и прокуратуры.

У каждой школы также должна быть лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее право учреждения выдавать документы об образовании государственного образца (аттестаты).

Как орган внутришкольного управления Управляющий совет должен не только превосходно знать содержание Устава своей школы и пресекать любые его нарушения: Совет может принять самое активное участие в разработке или доработке Устава школы, который, как и было подчеркнуто нами в начале этого фрагмента, разрабатывается и принимается самой школой! И первым шагом здесь должно стать изменение Устава в связи с созданием Управляющего совета (подробнее см. в последующих главах).

Имеет ли права администрация школы создавать уставы школы, и обязаны ли мы его соблюдать.

Ответы на вопрос:

Да, в той части, в которой устав не противоречит действующему законодательству РФ.

Да, администрация школы может издавать свои локальные нормативные акты, но они не должны противоречить федеральному и региональному законодательству.

Похожие вопросы

Такая ситуация: у моего сына длинные волосы, администрация школы требует, чтобы он подстригся, ссылаясь на устав школы. Но разве это не противоречит конституции РФ?Правомерны ли требования администрации школы? Могут ли они нас как-то обязать или не допустить до уроков?

Наше предприятие намерено создать обособленное подразделение в другом городе. В уставе предприятия не оговоривалось, что Общество может создавать (иметь) обособленные подразделения. Надо ли в этом случае вносить изменения в устав и регистрирвать их в налоговой?

В нашей школе организовано детское самоуправление. Ребятами (членами этой "организации") было принято решение о взыскании штрафов с учащихся, позволяющих себе курить на территории школы (главным образом в помещении школы), портить школьное имущество, прогуливать уроки и т.п. Однако по закону брать денежные штрафы школа права не имеет, в прочем как и привлекать насильно к труду за нарушения (в уставе школы это не прописано).

Таким образом школа в настоящее время не имеет никаких рычагов для обеспечения порядка внутри школы.

Каким образом возможно осуществление идеи штрафов (денежных или трудовых) в данной ситуации? Возможно их надо прописать при составлении устава организации школьного самоуправления? Я знаю, что в некоторых школах такой устав существует. В нем оговариваются права и обязанности учителей, учеников и их родителей. Но что делать при нарушении этих прав и обязанностей? И где такой устав заверяется?

Заранее огромное спасибо.

В уставе не определены предмет и цели деятельности предприятия.

В пункте 26 устава предусматривалось право собственника имущества на получение прибыли от деятельности предприятия.

Оцените доводы прокурора.

Какое решение должен вынести суд?

Спортивная школа находиться в здании, собственник которого Администрация города. Администрация города приняла решение изъять у спортивной школы здание и отдать его Общеобразовательной школе. Чтоб в дальнейшем давать в аренду этой же спортивной школе. Какие права есть у спортивной школы,? Спортивная школа вкладывала в здание средства в течении 50 лет. Как споршколе отстоять свои права на пользование здания на прямую у Администрации, а не быть арендатором.

Имеет ли право администрация школы запрещать ученику - мусульманину, соблюдать пост?

Читайте также: