Как сделать ускх

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

2 Северо-восток Африки Она берет начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю. Пять с половиной тысяч лет назад в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Река Нил, самая протяженная в мире

3 Что мы знаем об этой стране и её жителях? Как климатические условия повлияли на образ костюмов жителей Древнего Египта?

5 Тиара - двойная корона фараона Калазирис - узкое платье на лямках Клафт - полосатый платок фараона и его сановников Схенти - набедренник, передник, крепившийся на поясе Урей (кобра-защитница) и грифон - священные символы фараона Два скипетра фараона - изогнутый жезл и треххвостый бич Короткая искусственная борода - знак высокого положения чиновника Сандалии- обувь фараона и знатных египтян Знак жизни и скипетр в форме лотоса - знаки величия царицы Ожерелье в виде солнца - орнаментированный воротник фараона и знати Украшение парика - нарядная повязка с уреем или металлический обруч Шкура леопарда - верхняя одежда жрецов Костюм человека, включает в себя не только одежду, но также прическу или парик, головной убор, обувь, различные дополнения (пояс, воротник, ювелирные украшения) Какую роль играет костюм в жизни человека? Что он помогает определить? Костюм четко определял место и роль человека в данном обществе

6 Египет Клеопатра Ювелирные украшения Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Тема урока: Ювелирные украшения мастеров Древнего Египта

7 Особое внимание царица уделяла своей внешности. Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением великой повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли её заказы из драгоценных камней. В изобразительных элементах декора этих украшений заключался особый смысл с загадочными узорами – текстами – это были знаки-обереги, знаки-символы богов и царей.

8 представить себя в роли ювелирных мастеров Древнего Египта и выполнить эскизы украшений для царицы Клеопатры и фараона Тутанхамона

10 1. Лотос - символ красоты, бессмертия, вечной жизни. 2. Путь Солнца по небу. 3. Скарабей - символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу так - же как жук катит навозный шарик по песку. 4. Символ власти. 5. Глаз – уаджет - защищает от любой беды и символизирующий воскресение после смерти. 6. Знак жизни. 7. Знак силы.

11 Ювелирные мастера работали при царском дворе.

12 Ускх Ускх - украшение символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Воротник-ожерелье ( Ускх )– традиционное украшение и мужчин и женщин. Выполнялся из золотых бус, пластин, драгоценных камней, жемчуга. Ускх

13 Пектораль - нагрудное украшение, носимое на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов

14 Часто на украшениях встречаются изображения символа власти (священной змеи), ладьи вечности. Этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу.

15 Глаз – уаджет (Око Гора) - символ защищающий от любой беды. Он символизировал воскресение после смерти (правый глаз обозначал Солнце, а левый – Луну.

16 Из знаков-символов выстраивались сложные узоры – декоративные письмена, которые обладали, по мнению египтян, магической силой. Украшение великолепной работы с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Пектораль фараона Тутанхамона

17 Обратите внимание на сложный многоярусный узор, который включил в себя самые разные символы, на сочетание естественных природных цветов в украшении. В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона среди богов. Завершают сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и изображения кобр-защитниц. Это украшение своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя.

19 Ответьте на вопрос: В чем состоял смысл декора (украшения) в древнем обществе? -Что помогают понять нам украшения? Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось, прежде всего, во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений о вечной жизни и помогал определить место и роль человека в обществе. Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений.

21 При помощи шаблона создать эскиз одного из украшений, используя древнеегипетскую символику. Используй алгоритм: Размести на альбомном листе шаблон и обведи его простым карандашом. Простым карандашом наметь узоры Выполни цветовое решение. Законченную работу размести на доске.

22 РЕФЛЕКСИЯ -Что самое главное и интересное вы узнали на уроке? -О чем бы вы хотели еще узнать? - У кого остались трудности в усвоении нового материала? - Что можно посоветовать себе и одноклассникам, чтобы подробнее и полнее изучить эту тему? - Где могут пригодиться вам эти знания?

23 Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы собой? Отметьте свое настроение теперь.

24 Домашнее задание. Используя памятку ученика (кратко изложенный материал урока и использование ИКТ) выполнить кроссворд, выучить все термины древнеегипетских символов. Подобрать к следующему уроку материал по костюмам жителей древнего Китая. Урок окончен. Спасибо за работу.

Цивилизация Древнего Египта существовала практически 3 000 лет. История Древнего Египта увлекательна и таинственна. То, что было сделано в Древнем Египте, неповторимо.

Это и пирамиды, которые не боятся времени, и величественные скульптуры, и оригинальные украшения. Древние египтяне были хорошими врачами, отличными строителями, великолепными художниками. Не менее интересной была и одежда древних египтян.

история костюма Древнего Египта

Вся история Древнего Египта делится на три периода – Древнее царство (приблизительно 3000-2400 годы до н.э., именно в это времени были построены знаменитые египетские пирамиды, в том числе и самая высокая из них – пирамида Хеопса), Среднее царство (приблизительно 2400-1600 годы до н .э.) и Новое царство (1600-1100 годы до н.э.).

Именно к Новому царству относится правление единственной женщины-фараона Хатшепсут, а также именно в это время жила царица Нефертити, обладающая, по мнению ее современников, невероятной красотой. Еще один период в истории Древнего Египта – это эпоха Птолемеев, которая продлилась до 30 года н. э. Именно в этот год Египет был окончательно завоеван Римом и превращен в одну из провинций Римской Империи. Последней царицей Древнего Египта стала Клеопатра.

История моды и костюм в Древнем Египте

Скульптура Рахотепа (наследника фараона) и его жены Нофрет
Рахотеп одет в схенти, Нофрет – в калазирис

Традиционная для египтян на протяжении всей их истории одежда появляется в период Древнего царства. И как все то, что появилось еще во времена древности (к примеру, обряд мумификации, культ загробного мира, поклонение фараонам, которые считались потомками бога солнца Ра), практически неизменно будет существовать на протяжении всего времени существования самого Древнего Египта.

Египтяне не любили перемен, все 3000 лет своей истории они оставались верны традициям. И лишь в Новое царство были попытки с этими традициями бороться, к примеру, реформа фараона Эхнатона (супруга Нефертити), который пытался утвердить культ единого бога.

После его смерти египтяне вновь вернулись к своим традициям. То же самое происходило и с одеждой – лишь в Новое царство в одежде египтян, неизменной тысячелетиями, появятся новые элементы.

история костюма Древнего Египта

Древнеегипетские росписи

Климат Древнего Египта был достаточно жарким. Египтяне не знали ни холодных зим, ни сезонов дождей. И одежда их была очень проста. Мужчины всех сословий – от фараона до рабов – носили передник-схенти, очень похожий на набедренную повязку первобытных людей. Схенти могли делаться как из кожи, так и изо льна.

Отличалась данная одежда лишь по своей длине. Более длинные передники носили фараоны, тогда как схенти рабов представлял собой полоску очень узкой ткани.

Женщины носили одежду, которая называлась калазирис. Это была длинная плотно прилегающая к телу рубашка на бретелях. При этом во времена Древнего царства грудь оставалась открытой. И по сей день среди африканских племен можно увидеть племена, одежда которых, как и у мужчин, так и у женщин прикрывает лишь нижнюю половину туловища.

На ногах жители Древнего Египта носили сандалии. Это была обувь, сделанная из коры, папируса и волокон пальмы. Сандалии были не очень прочны, и поэтому чаще всего их носили в руках, одевая лишь в храме или во время проведения торжественных обрядов.

Был у египтян и любопытный обычай, связанный с обувью. На подошве своих сандалий они могли рисовать портрет своего врага и, таким образом, топтать его при ходьбе.

Калазирис (каласирис) – кусок материи,
который оборачивается вокруг тела,
длиной от щиколотки до груди.
Основа древнеегипетского костюма.

В Среднее царство фараоны начинают носить более нарядные одежды. Так, фараон одевал два схенти. Первый обычный однотонный из простой ткани. Второй передник-схенти был из позолоченной кожи, он подвязывался широким поясом, украшенным цветной эмалью или же расписанным узорами.

Далее фараон накидывал на плечи небольшой плащ из легкой ткани. На шею одевалась украшение в виде ожерелья – ускх. Такое ожерелье носили не только фараоны, но и царицы. Делалось оно из крупной смальты или бисера, покрытого цветной пастой.

Мода и история костюма Древнего Египта

Статуэтка фараона Тутанхамона в высоком головном уборе Верхнего Египта, на статуэтке можно увидеть схенти и ускх

Также фараоны и царицы носили браслеты, ожерелья, перстни, диадемы и серьги. Браслеты изготавливались из золотых пластин, шнуров или бусин. Женщины могли носить браслеты не только на руках, но и на ногах. Если для фараонов, цариц и чиновников, а также их жен украшения делались из золота и драгоценных камней, то простые египтяне чаще всего носили украшения из бронзы и керамики.



Статуэтка Тутанхамона в короне Нижнего Египта,
одежда – схенти и ускх

Но на этом туалет фараона не заканчивался. Облачившись в два схенти, плащ-накидку и надев украшения, фараон должен был еще водрузить на голову парик, а к лицу прикрепить небольшую тоненькую бородку, в которую очень часто могла быть вплетена позолоченная змейка-урей.

Символ змеи считался символом власти фараона. Как и искусственная борода – она указывала на то, что фараон владеет всей землей Древнего Египта. Единственная в истории Древнего Египта женщина-фараон Хатшепсут также носила искусственную бороду – символ власти.



Скульптура голова Тутанхамона

Что же касается париков, то все египтяне носили прически на париках, за исключением рабов, а также детей. Парики надевались на бритые головы. Так что и Нефертити, и Клеопатра были с выбритыми головами.

платок клафт

Посмертная маска фараона Тутанхамона
На ней изображен полосатый платок клафт

Ну и последний штрих к костюму фараона – это корона. Корона Древнего Египта называлась пшент и состояла она из двух частей (ранее самостоятельных корон Верхнего и Нижнего Египта), символизирующих Верхний и Нижний Египет соответственно – две части, из которых возникло древнеегипетское государство. Могли фараоны в качестве головного убора носить и полосатый платок клафт.

Одежда – схенти

Статуя писца Каи
Одежда – схенти

Также в Среднее царство появляется и костюм царицы. Если символом фараона считалась змея, то символом царицы – сокол. Царицы Древнего Египта носили короны в виде птицы сокола. Исключением стала лишь Нефертити, которая носила корону цилиндрической формы.

Основной одежой царицы был калазирис – длинный и плиссированный из прозрачной ткани, поверх которого надевался шитый золотом легкий плащ, а также ожерелье-ускх. Помимо изображений птицы сокола, в украшениях царицы также встречались изображения лилий, скипетр царицы был в форме лилии, и жука-скарабея – символа плодородия.

Бюст Нефертити

Бюст Нефертити, цилиндрическая корона



Клеопатра (в роли Клеопатры Элизабет Тейлор)
Корона по бокам оформлена в виде перьев птицы сокола

В период Нового царства изменения происходят в мужском костюме. На смену схенти приходит сусх. Сусх состоял их двух частей - калазириса, заимствованного из женского гардероба, и синдона – большого куска ткани, который обертывался вокруг бедер.

Синдон пришел на смену схенти. Что же касается самого схенти, то он стал в это время обрядовой одеждой, которую надевали фараоны. Фараоны повязывали схенти поверх синдона, который в свою очередь надевался на калазирис.



Скарабей на данном украшении сделан из необычного материала – так называемого ливийского стекла. Встречается этот материал только в ливийской пустыни. По одной из версий он возник из-за мощного удара разряда молнии в песок, который оплавился. Есть и более фантастические версии, приверженцы которых считают, что ливийское стекло – это материал инопланетного происхождения.

Египетское украшение

Нагрудное украшение, найденное в гробнице Тутанхамона

Последним штрихом к костюму древних египтян всегда был макияж – и мужчины и женщины обязательно подводили глаза, так как египтяне верили, что через глаза могут проникнуть злые духи и завладеть человеком. Также египтянки красили губы, румянили щеки, оранжевой краской могли подкрашивать кисти рук и ступни, красили ногти хной.

Сосуд для косметики Древнего Египта


Сосуд для косметики
Материал - кальцит, золото, слоновая кость.
На крышке – изображение льва, который скорее всего был символом фараона, при этом изображения четырех главных врагов Египта представлены в виде голов у основания.

2 Северо-восток Африки Она берет начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю. Пять с половиной тысяч лет назад в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Река Нил, самая протяженная в мире

3 Что мы знаем об этой стране и её жителях? Как климатические условия повлияли на образ костюмов жителей Древнего Египта?

5 Тиара - двойная корона фараона Калазирис - узкое платье на лямках Клафт - полосатый платок фараона и его сановников Схенти - набедренник, передник, крепившийся на поясе Урей (кобра-защитница) и грифон - священные символы фараона Два скипетра фараона - изогнутый жезл и треххвостый бич Короткая искусственная борода - знак высокого положения чиновника Сандалии- обувь фараона и знатных египтян Знак жизни и скипетр в форме лотоса - знаки величия царицы Ожерелье в виде солнца - орнаментированный воротник фараона и знати Украшение парика - нарядная повязка с уреем или металлический обруч Шкура леопарда - верхняя одежда жрецов Костюм человека, включает в себя не только одежду, но также прическу или парик, головной убор, обувь, различные дополнения (пояс, воротник, ювелирные украшения) Какую роль играет костюм в жизни человека? Что он помогает определить? Костюм четко определял место и роль человека в данном обществе

6 Египет Клеопатра Ювелирные украшения Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Тема урока: Ювелирные украшения мастеров Древнего Египта

7 Особое внимание царица уделяла своей внешности. Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением великой повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли её заказы из драгоценных камней. В изобразительных элементах декора этих украшений заключался особый смысл с загадочными узорами – текстами – это были знаки-обереги, знаки-символы богов и царей.

8 представить себя в роли ювелирных мастеров Древнего Египта и выполнить эскизы украшений для царицы Клеопатры и фараона Тутанхамона

10 1. Лотос - символ красоты, бессмертия, вечной жизни. 2. Путь Солнца по небу. 3. Скарабей - символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу так - же как жук катит навозный шарик по песку. 4. Символ власти. 5. Глаз – уаджет - защищает от любой беды и символизирующий воскресение после смерти. 6. Знак жизни. 7. Знак силы.

11 Ювелирные мастера работали при царском дворе.

12 Ускх Ускх - украшение символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Воротник-ожерелье ( Ускх )– традиционное украшение и мужчин и женщин. Выполнялся из золотых бус, пластин, драгоценных камней, жемчуга. Ускх

13 Пектораль - нагрудное украшение, носимое на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов

14 Часто на украшениях встречаются изображения символа власти (священной змеи), ладьи вечности. Этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу.

15 Глаз – уаджет (Око Гора) - символ защищающий от любой беды. Он символизировал воскресение после смерти (правый глаз обозначал Солнце, а левый – Луну.

16 Из знаков-символов выстраивались сложные узоры – декоративные письмена, которые обладали, по мнению египтян, магической силой. Украшение великолепной работы с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Пектораль фараона Тутанхамона

17 Обратите внимание на сложный многоярусный узор, который включил в себя самые разные символы, на сочетание естественных природных цветов в украшении. В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона среди богов. Завершают сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и изображения кобр-защитниц. Это украшение своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя.

19 Ответьте на вопрос: В чем состоял смысл декора (украшения) в древнем обществе? -Что помогают понять нам украшения? Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось, прежде всего, во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений о вечной жизни и помогал определить место и роль человека в обществе. Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений.

21 При помощи шаблона создать эскиз одного из украшений, используя древнеегипетскую символику. Используй алгоритм: Размести на альбомном листе шаблон и обведи его простым карандашом. Простым карандашом наметь узоры Выполни цветовое решение. Законченную работу размести на доске.

22 РЕФЛЕКСИЯ -Что самое главное и интересное вы узнали на уроке? -О чем бы вы хотели еще узнать? - У кого остались трудности в усвоении нового материала? - Что можно посоветовать себе и одноклассникам, чтобы подробнее и полнее изучить эту тему? - Где могут пригодиться вам эти знания?

23 Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы собой? Отметьте свое настроение теперь.

24 Домашнее задание. Используя памятку ученика (кратко изложенный материал урока и использование ИКТ) выполнить кроссворд, выучить все термины древнеегипетских символов. Подобрать к следующему уроку материал по костюмам жителей древнего Китая. Урок окончен. Спасибо за работу.

Атон дневной, великий мощью, Ты творишь жизнь всех. земель Ты даровал Нил с неба.

Из гимна Атону

Древний Египет — это доарабская цивилизация, развивавшаяся вдоль бере­гов Нила. Первые оседлые поселенцы появились на берегах Нила еще в эпоху палеолита. Обилие рыбы и водоплавающей птицы, регулярные разливы реки способствовали быстрому развитию цивилизации.

I. Додинастический период (4 тыс. лет до н. э.).

II. Древнее царство (XXXII — XXIVвв. до н.э.).

III. Среднее царство (XXI —XIX вв. до н. э.).

IV. Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.).

V. Поздний период (XI — IVвв. до н.э.).

В Додинастический период сложились основные каноны в искусстве, кото­рые не изменялись на протяжении всей истории развития Древнего Египта. Каноны, которым следовали художники при изображении людей, можно про­следить на росписях и рельефах. Фигура обычно изображалась по следующей схеме: голова в профиль, глаз в фас, плечи в фас, торс в три четверти разво­рота, ноги в профиль.

Скульпторы при создании статуй следовали иным канонам. Мужчина, на­пример, изображался с выставленной вперед ногой и прижатыми к телу опу­щенными руками либо с посохом в руке. При этом соблюдались значительная обобщенность черт и отрешенность взгляда мерцающих глаз (из-за инкруста­ции полудрагоценными камнями). При раскраске тел на рельефах, росписях и статуях также следовали определенным канонам. Мужское тело окрашива­лось красной охрой, женское — желтой. Одежды были, как правило, белые, волосы обычно черные. Сходства с оригиналом и некоторой отрешенности взгляда требовала религия. Именно так выглядят портреты фараонов Древне­го царства.

Необычайного расцвета египетское искусство достигло в период Нового царства. Особенно интересно время правления фараонов Эхнатона и его пре­емника Тутанхамона. Для изобразительного искусства этого периода характер­ны небывалый реализм, светскость, манерность и утонченность в передаче образов. Таковы скульптурные и рельефные изображения Эхнатона, Неферти­ти, Тутанхамона.

Велико культурное наследие, оставленное Древним Египтом. Египетские науки (астрономия, геометрия, медицина, география, история) и литерату­ра (сказки, повести, любовная лирика) вызывали большой интерес в античном мире. В Египте были созданы грандиозные храмы, великолепные колон­ны и статуи, рельефы и росписи, богатейшие изделия художественного ре­месла.

Два чуда света созданы в Египте: комплекс грандиозных пирамид в Гизе

(пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина), среди которых возлежит царствен­ный сфинкс, и Фаросский маяк, поражавший современников своей красотой.

Достижения Египта способствовали развитию науки и культуры всего ан­тичного мира.

Идеал красоты. Образ жизни, культура, быт, нравы сформировали опреде­ленные идеалы красоты человека. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, прямые широкие плечи, узкие талию и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами и крупными, несколько оттопыренными уша­ми, смуглый цвет кожи (цв. вкл., рис. 1).

Такая фигура и большая из-за парика голова делали силуэт человека похо­жим на вытянутый вершиной вниз треугольник — один из магических знаков египтян.

Виды и формы одежды. Текстиль. И мужская, и женская одежда была на­кладной и драпирующейся. Накладными были калазирис (плечевая одежда) и оплечье (круглый воротник), драпирующимися — схенти (набедренная одеж­да), а также различные покрывала и накидки, которые носили и мужчины, и женщины. Изготавливали такие одежды из тонкого льна, хорошо поддававше­гося драпированию и шитью.

Ткани в эпоху Древнего царства украшались вышивкой, а позже тканым рисунком и были значительно толще, чем в эпоху Нового царства. Узоры своих тканей египтяне заимствовали у вышитых тканей из Вавилона, но ткали их паласным способом, при котором узор получается одинаковым с лицевой и изнаночной сторон. Египтяне изобретали и собственные узоры. Наиболее по­пулярными были орнаменты из клеток и ромбов с точками и кружками (рис. П.1), а также чешуйчатый узор (перья кобчика — священной птицы бо­гини Изиды и др.) (цв. вкл., рис. 2). Узоры на текстиле выполнялись шерстяны­ми нитями ярких цветов. В эллинизированном (завоеванном греками) Египте славу приобретают александрийские узорчатые ткани (IV—I вв. до н.э.).

Мужская одежда. В эпоху Древнего царства это была набедренная одежда схенти (рис. П.2), которая крепилась к поясу (рис. П.З), оплечье (ускх), краси-


во обрамлявшее шею. В эпоху Среднего царства мужчины начинают носить калазирис (рис. II.4).

В эпоху Нового царства в мужскую одежду вошло длинное, от середины икры до щиколотки схенти с роскошно изукрашенным поясом (рис. П.5).

В эпоху Нового царства носили калазирис из тончайшей ткани. Часто поверх него надевали схенти. Мужчины носили также синдон, представлявший собой прямоугольный кусок ткани с поперечной плиссировкой. Это было видоизме­ненное схенти, которое завязывалось спереди, как кушак, полуузлом. Трапе­циевидные концы его спускались до подола или один из концов прятался внутрь. Пояс, к которому крепился синдон, был изнутри (под синдоном), а длинные концы его свисали по бокам и были богато декорированы (см. цв. вкл., рис. 1). Мужчины носили также ансамбль из калазириса и синдона. Он назывался сусх. В эпоху Нового царства синдон до щиколотки или середины икры почти все­гда надевали на схенти. Тон в моде стали задавать мужчины, одежда которых стала разнообразнее и изысканнее женской. Манерность и утонченность, не­которая женственность характерны для мужской одежды особенно времен Эх-натона и Тутанхамона.


Жрецы носили шкуру леопарда (рис. П.6). Рабы ходили в одежде своей родины.

Женская одежда. В эпоху Древнего царства египтянка носила льняной кала­зирис на одной или двух бретельках и оплечье (рис. II.7). Позднее калазирис выполнялся из тонкой ткани, часто с крылообразными рукавами (рис. П.8), а поверх него надевалось такое же прозрачное покрывало (рис. II.9). Часто кала­зирис выполнялся из плиссированной ткани. Через пять слоев ткани просве­чивало обнаженное смуглое тело. Нежнейшая, светлая, прозрачная, как бы рифленая ткань эффектно обрисовывала смуглые стройные тела древних егип­тянок.

Круглое оплечье вокруг шеи символизировало солнечный диск. Натураль­ные камни — сердолик, малахит, бирюза, лазурит, кораллы, нити из стекла,


а также бисер, стеклярус и другие материалы богато украшали оплечья. Опле­чье носило все свободное население Египта. В эпоху Нового царства в костюме появились различные виды плиссировок: поперечные, продольные, комбини­рованные. Некоторая скульптурность и статичность ощущались в стоящей фи­гуре женщины. Как только она начинала двигаться, одежда сразу становилась динамичной. Калазирис, плотно облегающий фигуру, ниже коленей расходил­ся веером при ходьбе, а крылообразные рукава покрывала, колыхавшиеся, как перья, в позднем варианте костюма делали женщину похожей на изящную гонкую птицу.

Обувь. В эпоху Древнего царства обувь носила только высшая знать — фара­он и его приближенные (рис. 11.10). В период Среднего царства она была при­знаком привилегированности и богатства, а в Новом царстве получила широ­кое распространение. Обувь украшали изображением лотоса, а изгиб ремней напоминал змею (урея).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Многие мужчины носили платок — клафт. В полосатых желто-синих платках — немее (рис. 11.11) ходили фараоны: передние концы свисали на грудь, а задний был стянут в виде жгута ;см. рис. П.5).

Фараоны носили богато украшенные короны различной формы и размера. Двойная корона фараона — пшент (рис. 11.12) символизировала един­ство Северного и Южного Египта. Она представляла собой соединение бе-


лой кеглеобразной короны Южного (см. рис. II.2, б) и красной короны Север­ного Египта (см. рис. П.4, б). Под корону надевалась тонкая полотняная ша­почка. Нефертити носила высокую корону — атеф. Известны варианты муж­ского атефа из тростника и растительных волокон. Фараон помимо короны носил накладную бородку, крепившуюся за ушами шнурками, как очки (см. рис. П.2, б, П.4, б, 11.11, 11.12). Она делалась из различных волокон и укра­шалась золотыми нитями. Корона, бородка, жезл и посох были знаками вла­сти и привилегий.

Все население носило парики из волокон растительного и животного про­исхождения. Они были геометрической формы, больших размеров. Длина па­риков и их цвет менялись в зависимости от моды. Их крепили на голове с помощью лент, венцов, диадем с уреем. Например, в эпоху Тутанхамона были модны синие парики. Уши обычно оставались открытыми и лишь иногда за­крывались париком.


Украшения выполнялись из золота, серебра, платины. При этом использо­вались кораллы, бирюза, сердолик, малахит, лазурит, которыми всегда был богат Египет.

Уже в эпоху Нового царства изобрели бусы, серьги, амулеты, а также нити из цветного непрозрачного стекла голубого, зеленого, бирюзового цветов.

Связь костюма с архитектурой. Египтяне стремились придать своей фигуре форму треугольника. Треугольник — воплощение завершенности — является самой лаконичной и жесткой геометрической фигурой.

Читайте также: