Как сделать уроки русского языка в 6 классе интересными

Обновлено: 06.07.2024

Уроки по русскому языку 6 класс и другие полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все учебники
  • Русский язык (в 2 частях) Чердаков Д.Н., Дунев А.И., Пугач В.Е. и др. / Под ред. Вербицкой Л.А. 6 класс Москва : Просвещение, 2019
  • Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Львова С.И. М.: Дрофа, 2009. - 292 с.
  • Русский язык. 6 класс, Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А. и др./ Под ред. Шмелёва А.Д., Москва : Вентана-Граф, 2018
  • Русский язык. 6 класс. В. 2 ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. 3-е изд. - М.: 2014. - Ч.1 - 247с., Ч.2 - 208с.
  • Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 5-е изд., дораб. - М.: 2015. Ч. 1 - 191с., Ч.2 - 175с.
  • Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч. Рыбченкова Л.М. и др. 3-е изд.- М.: 2014. - Ч.1 - 159с., Ч.2 - 159с.
  • Русский язык. 6 класс. Учебник. Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: 2013 - 336с.
  • Русский язык. Практика. 6 класс. Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н. и др. 2-е изд., стер. - М.: 2014 - 320 с.
  • Русский язык. Русская речь. 6 класс. Никитина Е.И. 22-е изд., стер. - М.: 2013. - 160 с.
  • Русский язык. Теория. 5-9 классы. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. М.: 2012 - 320с.
  • Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное изучение. Бабайцева В.В. М.: 2012. - 416 с.


Интегрированный урок "Имя числительное" (6 класс)

Уроки

Цели: продолжить работу по употреблению имени числительного в устной и письменной речи и по расширению кругозора учащихся; повторить склонение имён числительных и их правописание;.

Каждый школьник любит какой-то предмет: русский, литературу, математику или, например, физкультуру. Но моим любимым уроком является история, ведь там столько интересных фактов, что даже и жизни не хватит, чтобы изучить все!

Меня интересует история еще и потому, что мне нравится узнавать о чем-то необычном и новом. В разные времена люди жили по-разному. Иначе мыслили, верили и даже говорили. У них не было наших высотных домов и техники, какой мы сейчас пользуемся.

Знание прошлого помогает ближе познакомиться с традициями различных народов. Интересно узнавать про традиции древних стран. Например, египетский Фараон никогда не показывал свои волосы и носил специальный головной убор. А вот древние греки огромное внимание уделяли жертвоприношению.

Меня очень привлекает в истории период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Я горжусь своими предками, которые совершили бесценный поступок: не боялись за свои жизни, а боролись за Родину и будущее людей. Столько людей полегли на полях ради того, чтобы их потомки жили под мирным голубым небом.

Также, история очень много рассказывает о людях и их поступках. Из нее мы узнаем о великих победах и печальных поражениях. Этот предмет учит логически мыслить и рассуждать. Изучая историю, можно найти ошибку даже в планах великих полководцев! К примеру, Наполеон, нападая на Россию, не взял в учет морозы, не дал своим воинам теплой одежды и обуви, из-за чего и проиграл войну.

Бесспорно, урок истории стал моим любимым еще и из-за преподавателя. Наш учитель никогда не заставляет нас просто читать учебник и писать конспекты. Каждый урок он придумывает увлекательные игры, чтобы нам было проще усвоить информацию и не было скучно. Домашние задания у нас тоже необычные: составление кроссвордов, загадок и прочие увлекательные занятия.

Я считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать историю всего мира. Зная историю, мы можем учиться на ошибках предков и равняться на их великие достижения.

История – это не только предмет; это наше прошлое, настоящее и будущее. Ведь однажды мы тоже станем лишь историей, и школьники будущего будут читать о нас в книгах, как мы читаем про Ленина, Сталина и других великих людях.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

Групповые занятия

Групповые занятия обычно подразумевают состязание или работу в команде. Такой тип занятий рекомендуется для продвинутого уровня. Примером интересного урока в этом случае может быть театральное соревнование, где каждая группа выбирает для себя пьесу или ее фрагмент.

Каждая группа должна сделать свои костюмы и максимально творчески подойти к декорациям и воплощению сюжета. Вы можете предложить конкретную тему, например, Хэллоуин, произведения Шекспира или даже телесериал.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Вид с другой стороны двери. Открывается дверь, на пороге ученик в костюме Супермена. В кадре только он.

ГОЛОС УЧИТЕЛЯ: Сидоров. Что это за маскарад. Во что ты одет. Мало того, что опоздал, так еще и выглядишь как клоун! Ну почему ни я, ни твои одноклассники так не ходят.

Камера разворачивается. Учитель и все ученики в костюмах смешариков.

Секрет хорошего урока

Прогресс — это то, что происходит и измеряется с течением времени. Обучение — это то, что должно быть на каждом уроке. А хорошие уроки — это что? Секрет их кроется в правильном планировании, рефлексии, восприимчивости и устойчивости учителя. Давайте рассмотрим каждый ингредиент:

  • Планирование. Урок должен быть запланирован так, чтобы допущенные пробелы в обучении можно было заполнить. А проявиться они могут лишь в конце предыдущего урока, поэтому планированием нужно заниматься заранее, учитывая прогресс и то, что усвоить не получилось.
  • Саморефлексия учителя заключается в том, чтобы суметь адаптировать свои уроки. Это значит, когда все не очень хорошо, необходимо внести определенные изменения в следующий план. Выдающиеся учителя, как рассудительные люди, знают, что они не имеют ответы на все вопросы и готовы учиться на своих ошибках, а также у своих коллег.
  • Восприимчивость. Важно учитывать и чувствовать динамику в классе. Важно быстро отреагировать, когда темп урока колеблется, внимание учеников рассеивается, задания являются непосильными и требуется помощь.
  • Устойчивость к негативным факторам. Нельзя позволить неудачам и негативным эмоциям одержать верх. Все неприятности обязательно нужно преодолеть и идти дальше, став при этом еще сильнее. Этому же нужно учить детей.

Эффективные уроки — это хорошо спланированные уроки

Существуют различные стратегии обучения для составления эффективного плана урока. Во-первых, должна присутствовать достижимая и объективная цель, которую нужно на доступном языке донести до учащихся.

Во-вторых, стоит смоделировать свои ожидания. Например, если вы запланировали научный эксперимент, первое, что нужно будет сделать, это показать школьникам, как правильно использовать материалы, а также рассказать им о последствиях неправильного применения.

В-третьих, нужно активно вовлекать детей в процесс обучения, ученики должны не только присутствовать, но и участвовать. Здесь можно использовать методы кооперативного обучения.

В-четвертых, нужно самому учителю быть активным и мобильным. Пока дети заняты применением навыков на практике, важно перемещаться по классной комнате, чтобы убедиться, что все вовлечены в процесс, задавать такие вопросы, которые помогут убедиться в правильности понимания той или иной темы.

И в-пятых, нужно обязательно хвалить за хорошее поведение и трудолюбие. Хороший урок — это время, проведенное не только с пользой, но и с удовольствием.

Важные составляющие современного урока

Можно выделить 6 элементов выдающегося урока:

  1. Четкие цели и задачи для каждого класса. Причине не важны — важен результат. На это и должен быть нацелен главный фокус урока. Это означает, что учитель должен еще в начале занятия знать, какой будет концовка.
  2. Веселая и мотивирующая атмосфера. Хорошие уроки — это то комфортное состояние, которое даже спустя годы будет напоминать о счастливом времени, проведенном в школе. Если ученику нравится урок и он хорошо себя чувствует, то и мотивация будет всегда на высоком уровне.
  3. Фокус на активность учащегося. Современные уроки — это не монотонные лекции, 80% всего говорения — это речь обучаемых (особенно это касается уроков иностранного языка), а оставшиеся 20% — для учителя. Каждый ученик, по возможности, должен быть услышан, учителю стоит лишь правильно настроить этот процесс.
  4. Четкая связь между уроком и повседневной жизнью. Нужно периодически демонстрировать то, как и когда можно использовать новые навыки за пределами классной комнаты. Это поможет оставаться мотивированным и воодушевленным.
  5. Немедленное исправление. Ошибаться не плохо, плохо совершать снова и снова одни и те же ошибки.
  6. Вдохновляющий учитель. Как можно прогрессировать, если ваш наставник не вдохновляет вас? Учитель должен быть динамичным, позитивным, гибким, он должен быть на одной волне с теми, кого он учит.

Смешные короткие шутки про школу

Фото — фотобанк Лори

Какой он, современный урок?

Демократичный вид урока — это когда дети не боятся высказывать свое мнение, не испытывают страх перед чем-то новым, это процесс, который проходит одинаково комфортно как для ученика, так и для учителя.

Огромное влияние на процесс обучения оказывают образовательные программы, новые учебно-методические комплексы, разнообразные дидактические, наглядные и раздаточные материалы, информационные технологии. Все это дает массу возможностей для построения занятия в более интересной, яркой и насыщенной манере. Современный урок призван обеспечить развитие и воспитания личности, которая будет востребована в обществе. Это совершенно новый, но одновременно не теряющий своей связи с прошлым, актуальный урок, где применяются новые формы методы и подходы, которые имеют непосредственное отношение к человеку, живущему в XXI веке.

Ольга Коритник

Меня зовут Ольга. Я преподаю русский язык, провожу консультации по литературе (5-9 классы). Также год преподавала на курсах РКИ (есть сертификат). Имеется успешный опыт подготовки к сдаче ОГЭ. Сама сдавала на "отлично" ЕГЭ по русскому языку.
Показать полностью.

Педагогический стаж с 2011 года.
Имеется первая квалификационная категория.

В этой группе вы найдёте всё, что необходимо для проведения творческих и интересных уроков по русскому языку и литературе!

Данный материал станет отличным помощником как для начинающих молодых специалистов, так и для опытных учителей со стажем.

Если у Вас возникли вопросы по обучению или преподаванию, пишите в ЛС.

Творческие уроки | Русский язык и литература

Творческие уроки | Русский язык и литература запись закреплена

Дорогие участники сообщества и коллеги!

Если вас не затруднит, оставьте, пожалуйста, свой отзыв о том, насколько для вас эта группа интересна или, возможно, какой-то пост вам пригодился и стал полезен. Может быть, у вас есть какие-то пожелания по тому, какой материал интересно было бы почитать в ближайшее время.

Буду очень благодарна за обратную связь!

КОНСУЛЬТАЦИЯ

КОНСПЕКТ УРОКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ




Творческие уроки | Русский язык и литература

Творческие уроки | Русский язык и литература запись закреплена

👩‍🦰

Всегда сложно начинать новую четверть.

📄

Предлагаю для разогрева класса вот такую литературную игру "Ответь за 5 секунд".
Разрезаем карточки, кладём их в коробку/мешок. Ученики по очереди их вытягивают и отвечают на вопрос за 5 секунд. Баллы записываем на доску.
Подходит для 5-9 классов.

Татьяна Зуйкова


Татьяна Зуйкова

Творческие уроки | Русский язык и литература

Творческие уроки | Русский язык и литература запись закреплена

💫

Новогодний рабочий лист по орфографии.

"О/Ё после шипящих"
Показать полностью.
"И/Ы после Ц"
"Н/НН в разных частях речи"
"ПРЕ-/ПРИ-"
"Чередующиеся гласные в корне"

🖊

P.S. Также идеально подойдёт в качестве задания 5 тестовой части ОГЭ в 9 классе!

Сколько всего мешков с орфограммами получилось?

Елена Верниковская

Ольга Коритник

😊

Елена, пользуйтесь!

Анастасия Яковлева

Ольга Коритник

Творческие уроки | Русский язык и литература

Творческие уроки | Русский язык и литература запись закреплена

Новогоднее задание для 5 класса по теме "Однозначные и многозначные слова".

Ирина Абрамова

Ольга Коритник

Творческие уроки | Русский язык и литература

Творческие уроки | Русский язык и литература запись закреплена

👩‍🦰

Повторяем то, что знаем

Праздничный рабочий лист для 9 класса по теме "Типы придаточных в СПП".

Творческие уроки | Русский язык и литература

Творческие уроки | Русский язык и литература запись закреплена

🎄

До Нового года осталось совсем немного времени.

Предлагаю использовать вам на уроке новогодний вариант для подготовки учащихся 9-х классов к итоговому собеседованию по русскому языку!

Лариса Багир

Благодарю за материал

Ольга Коритник

😊

Лариса, продуктивных уроков!

Анастасия Карноухова

Ольга Коритник

Творческие уроки | Русский язык и литература

Творческие уроки | Русский язык и литература запись закреплена

НАЙДИТЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
НОВОГОДНИЙ ВЫПУСК

Предложите на одном из последних уроков литературы (в этой четверти) найти на картинке литературные произведения, связанные с тематикой Нового года и Рождества. Кто больше?!
Показать полностью.

😉

Уверена, что это задание понравится вашим ученикам, а заодно проверит их читательский уровень.

P.S. Интересно почитать ваши ответы в комментариях! Кто что видит/нашёл?

Елена Павловна

Ольга Коритник

Ответы: Х.К.Андерсен "Девочка со спичками" (коробок со спичками на полу), "Снежная королева" (льдины на полу); А.И.Куприн "Чудесный доктор" (фонендоскоп висит); О'Генри "Дары волхвов" (на ёлке висят часы и гребень); Ч.Диккенс "Рождественская песнь" (Скрудж со свечой у камина); Н.С.Лесков "Неразменный рубль" (монета на полу); Л.Н.Андреев "Ангелочек" (у сапога ангел); А.П.Чехов "Ёлка"/Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке" (ёлку могут ученики по-разному интерпретировать, несколько произведений подойдут); Лидия Авилова, Юлия Насветова "Кукла рождественской девочки" (кукла на полу); Сельма Лагерлеф "Легенда о рождественской розе" (цветок на шторе); Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король" (Щелкунчик стоит на камине); Дж.Родари "Планета новогодних ёлок" (лошадка-качалка).

Татьяна Зуйкова


Татьяна Зуйкова

Очень интересное задание! Я хоть и не преподаю литературу, с удовольствием поискала

Люди мыслят, без этого они не могут существовать. Люди так же должны передавать свои мысли друг другу. Человек хочет говорить не только с современниками, но и с потомками. Для этого люди давно научились передавать свои мысли сначала в рисунках, а позже в письме. Если бы они этого не сделали, их мысли умерли бы вместе с ними. Мы очень мало бы узнали об их делах, многое пришлось открывать заново. Прогресс общества мог сильно затормозиться. В том, что этого не случилось, величайшая заслуга письменности и книги.

Долгие века жила в России рукописная книга. Изготовление книг из пергамента было очень кропотливым и дорогим делом. Так, для написания Библии требовалось до 318 шкур.

Вопрос: Шкуры какого животного использовались для изготовления пергамента? (бычьи, овечьи, медвежьи, свиные) (слайд)

Появление книгопечатания в 16 веке (Россия) связано в первую очередь с появлением бумаги, которую изобрели в Китае где-то в 13 веке. Первые печатные книги назывались кнИжнецы, инкунАбулы, молитвослОвы. (слова на слайде)

Наша сегодняшняя игра призвана не столько проверить ваши знания русского языка, сколько обратить внимание на необходимость его изучения, богатство и разнообразие форм и слов.

2 команды будут соревноваться между собой в лингвистической игре.

2) Русский язык очень образный. Одно и то же явление может охарактеризовать различными словами и выражениям.
Подобрать синонимы (по 1 баллу за значения к каждому слову) (слайд)
• метель (буран, вьюга, пурга)
• солдат (военнослужащий, воин, рядовой, сержант, служивый)

2) Найдите ошибки в употреблении слов и исправьте их. Задания на карточках.
За каждое правильное исправление слова в предложении 1 балл.

Ариаднина нить. Это крылатые слова из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек, полубык). С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра — при помощи клубка ниток. Переносное значение: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Ахиллесова пята. Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение? Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунула Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

2) Закончите фразеологизмы. (слайд)
За каждый правильный ответ, данный быстрее команды соперника, дается 1 балл.
1. Не взирая. (на лица) 1. Два сапога. (пара).
2. Буря в. (в стакане). 2. Топтаться на. (месте).
3. Кусать. (локти). 3. Не мудрствуя. (лукаво).
4. Волчий. (аппетит). 4. Как две капли. (похожи).
5. Черепашьим. (шагом). 5. От корки. (до корки).
6. Ждать у. (моря погоды).
7. Принять за чистую. (монету). 7. Овчинка. (выделки не стоит).
8. Проще пареной. (репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).
9. Не в бровь. (а в глаз). 9. Сулить золотые. (горы).
10. Не видеть дальше. (собст.носа). 10. Краем уха. (слышать).
11. Плакать в. (жилетку). 11. Кисейная…(барышня).
12. Еле-еле душа. (в теле). 12. Рог. (изобилия).
13. На сон. (грядущий). 13. Голод не. (тетка).

4) Фразеологические загадки.
Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды.
За каждый правильный ответ дается 1 балл.

1. Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять. (ГОЛОВА)

2. Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом. (КАША)

2. Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот кура почему-то предпочитают их не клевать. (ДЕНЬГИ)

1. Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота. (ВРЕМЯ)

1. Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал. (КОТ)

2. Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей. (ЯЗЫК)

1. В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них предлагают в комплекте с сердцем. (РУКИ)

2. Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления
слонов. (МУХА)

Итоги
Вот и закончилась наша игра. Теперь Вы знаете, что наш язык труден, но красив, интересен. А вот какие вдохновенные строки посвятил русскому языку один болгарский поэт:

Спросят меня; что похоже на море?
Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою.
Свежесть подарит засушливым летом.
Русское слово я пил неотрывно,
Как родниковую, звонкую воду;
Сколько бы влаги живой не вбирал я -
Жажда сильнее была год от году.

Итоги по баллам.
Сегодня мы с вами уже не можем прочитать без перевода большинство древнерусских текстов, в которых содержаться интересных сведений о жизни наших предков. Уходят в прошлое многие слова и выражения, которые совсем недавно были у всех на слуху.
Сегодня, на рубеже веков, мы с вами являемся свидетелями деградации языка, его изменения в худшую сторону. Литература и телевидение уже не являются эталонами чистоты и правильности речи, часто можно услышать или прочитать жаргонные, а то и вовсе нецензурные слова и выражения. Иными словами, язык развивается сейчас обратным образом: от сложного к простому. Прискорбно, но вполне вероятно, что уже наши внуки и правнуки совсем не будут знать Пушкинского языка, которым так восхищается и поныне во всем цивилизованном мире. Давайте же сохраним живое русское слово!

1) сформировать у учащихся представление о способе выбора написания О-А в корнях гор-гар, зор-зар, а также выработать умение определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2) закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные : осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные : планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые учебные действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят небольшие монологические высказывания.

Методы и приемы: проблемный диалог, сотрудничество, элементы исследовательской деятельности, задания дифференцированного типа.

Оборудование: плакат-алгоритм, карточки с заданиями, презентация.

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат "Словарики настроений"( ожидающее, спокойное, приподнятое, ликующее). Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем.

- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок. )

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Грамматике. Удачи вам и новых открытий!

II. Подготовка к восприятию нового материала.

- Как называют эту птичку-невеличку? Почему?

Не подумай, будто спичка
Загорает под кустом, –
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит. Ильин Евгений

III. Создание проблемной ситуации

- Г…рихвостка – О или А? В какой части слова пропущена орфограмма? Подберите однокоренные слова.

ГОРЕТЬ, ЗАГОРАТЬ, но ЗАГАР, ГАРЬ

IV . Формулировка учебной проблемы .

  • Таким образом, каков главный вопрос урока, какую проблему нам необходимо решить, в том числе и чтобы определиться с написанием названий птиц? Какова тема урока? .

В каких условиях в корнях гор-гар пишутся буквы о-а?

V. Актуализации опорных знаний

1. Закончите фразу:

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

2. Тренировочные упражнения.

Вставь пропущенные буквы, объясни написание гласной.

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. Изл жение
5. Выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. Отр сль
10. Предл гать

12. зар сли
13. Прел жили
14. Взр стить
15. сл жение

16. р сточек
17. Безотл гательно
18. Прил жение
19. прол гать
20. Отр стить

VI. Поиск решения учебной проблемы .

Сядьте поудобнее, внимательно слушайте сказку и приготовьтесь дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

- За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их : уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.

С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.

- Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях –гар-и-гор-.

Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда- А?

Вывод: В корнях –гор-гар под ударением пишется А, в безударном положении-О.

VII. Практические упражнения. Задания дифференцированного типа.

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных о//а.

Работа в парах . Выпишите из данных предложений слова с чередованием о//а в корне. Обозначьте орфограмму.

В выходные мы с мамой поехали на турбазу поплавать и позагорать. Лето было жаркое, так что вся трава к середине июля выгорела на солнце. А в некоторых местах, видимо, произошли самовозгорания, так что в воздухе стоял запах гари. Грустно было смотреть на обгоревшую землю, но зато радовали взгляд смеющиеся загорелые ребятишки, отдыхавшие здесь со своими родителями. Некоторые молодые люди отличались шоколадным загаром. Мне так хотелось загореть посильнее, но мама пугала, что можно обгореть и даже совсем сгореть.

Проверка. Проверьте свою работу по ключу.

Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных гор//гар.

  1. Прочитайте слово, найдите корень.
  2. Выясните, падает ли ударение на корень.
  3. Руководствуясь правилом, запишите слово.

Дог..рать , заг..рать, наг..р, наг..рать, обг..рать, ог..рок, перег..рать, заг..р, подг…релый, уг..р, сг..рать, уг..реть, разг…рается.

VIII. Грамматическая задача.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

ГО́РЕ - глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-

ГОРЕТЬ - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры. Существуют и переносные значения: светить (снежинки горят на солнце); сильно желать (горел жаждой перемен); быстро, споро работать (всё горит в его руках).

IХ. Практические упражнения.

Уровень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных гар//гор в корне и могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

  1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень.
  2. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
  3. Найдите “четвертое лишнее”, Обведите его в кружок.
  4. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор буквы.

1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.

2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть.

3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый.

4. Угар, разгар, г..рчица, загар.

- Г…рихвостка – О или А?

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

  • сегодня я узнал.
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…

XII. Домашнее задание.

Предварительный просмотр:

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова. Постановка темы и цели урока.

1) Словарная работа : натюрморт, пейзаж, интерьер. Определите лексическое значение этих слов по словарю, назовите орфограммы в словах. Как связаны между собой эти слова? (обозначают жанры живописи)

-А как можно назвать эту картину? Почему? (предположения детей)

-У этой картины есть своя история.

- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают желтый и коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение. )
- Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, синий и голубой, немного красного.)

Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.)


- Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.


- А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины? (Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.)
3.Работа над планом сочинения. (Работа в группах)

Читайте также: