Как сделать урок математики интересным

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Котова Татьяна Сергеевна

Организация: МБОУ СШ №1 с. Кривополянье

Населенный пункт: Липецкая область, Чаплыгинский район, с. Кривополянье

Основная задача обучения математике в школе - прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Одной из главных задач учителя является развитие познавательной деятельности учащихся.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Остановлюсь на некоторых методах и приемах, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности школьников.

Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока, разные формы проведения урока.

Разнообразные формы работы на уроке помогают быстро и качественно проверить знания обучающихся, расширить их кругозор, эффективно начать новую тему.

Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, прежде всего, оцениваю их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

1. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с учебником, являющимся одним из важнейших источников информации и знаний для учащихся.

Я, например, даю такие задания:

  • найдите определение некоторых терминов, правил, прочитайте его;
  • найдите в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
  • составьте определение, пользуясь несколькими предложениями учебника;
  • прочитайте формулировку теоремы и определите, что вы запишите в условие, а что в заключение;
  • разберите примеры в учебнике и объясните, что вы поняли и т.д.

2. Ещё одним из таких приемов является проведение нетрадиционных уроков - это уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-КВН, диспуты, соревнования, викторины, турниры. Уроки такого характера формируют положительную мотивацию и хорошее отношение школьников к учебной деятельности, развивают их стремление к более успешному познанию изучаемых предметов, потребность в самообразовании, а также стимулируют мыслительную и познавательную деятельность учащихся, повышают эффективность обучения.

3. На развитие познавательной активности и творческого мышления решающее значение оказывает рассмотрение различных способов решения задач, ознакомление с различными методами, существующими в математических исследованиях, и закрепление их в практической деятельности.

6. Использование практической направленности и межпредметных связей на уроках математики является еще одним приемом активизации познавательной деятельности.

В программе по математике указано, что математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь, всё более внедряется в далекие от неё области. Поэтому считаю важным вопрос осуществления межпредметных связей, что способствует повышению познавательного интереса. Известно, что прочность и практическая значимость приобретенных знаний во многом зависит от того, насколько они применяются не только в той области, где эти знания приобретены, но и в других нестандартных ситуациях.

Особую важность при изучении математики играет прикладная и практическая направленность ее преподавания. Я этой темой занимаюсь постоянно. По ней был обобщен мой опыт в школе и по линии РОНО. Я считаю, что ученики должны знать, где применяется изучаемый материал. Это повышает познавательную активность, развивает интерес к предмету.

Также я набрала большой багаж приемов нестандартного понимания и запоминания математического материала, который применяю на своих уроках.

Чтобы новый материал хорошо запоминался учениками, их нужно чем- то удивить, заинтриговать, вызвать положительные эмоции.

При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую ребята очень часто допускают ошибку, забывая менять знаки на противоположные. Я предлагаю им под знаком “=” подразумевать границу нашей страны. Чтобы поехать за границу нам обязательно нужно поменять российский паспорт. И решая уравнения, нужно внимательно определить, “едет” ли данное слагаемое за границу или только меняет место жительства в стране (оставляем с тем же знаком).

Изучая неравенства, ребята часто путают знаки > и или

При решении систем неравенств, обращая внимание на двойную штриховку, прошу записать в ответ промежуток, где “получилась елочка”.

Хорошо запоминается материал, когда между вводимыми понятиями, правилами можно установить логические связи, цепочки. Например, при изучении четырехугольников я рисую схему. Параллелограмм – это папа, от него рисуем две стрелки: прямоугольник и ромб, от которых две стрелки сходятся к квадрату. По этой схеме легко сформулировать определения, свойства и признаки четырехугольников.

Таким образом, применяя метод ассоциаций, можно помочь обучающимся легче усвоить основные понятия, ход решения, этапы решения каких-то задач.

В заключение хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. И моя задача, как учителя – убедить в этом учеников.

Для учителя математики радость - заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом ее учит.

4. Интеллектуальная разминка

5. Буквенный диктант

Этот прием используется в том случае, когда не
учитель объявляет тему урока, а сами ученики,
предварительно выполнив задания диктанта. Смысл
такого диктанта в том, что учащиеся отвечают про
себя на поставленный учителем вопрос и записывают
в тетрадь первую букву ответа, затем из выделенных
букв
составляют слово- тему урока. Причем
предлагаемые учащимся вопросы могут быть как из
тем по математике, так и по любым предметам.

6. Графический диктант

Учитель предлагает определение понятия, ученик должен
выбрать верно или не верно это определение и в тетради
записать условный знак. Например, для верного ответа
используют знак ^, а для не верного v .Для этого в тетради
чертится карандашом отрезок 10см, разбивается на 10 частей по
1см и затем внизу части отрезка нумеруются:1,2,3 и т.д.Учитель
зачитывает определение, повторяя 2раза. Для самопроверки
или взаимопроверки учитель заранее составляет ключи.
Графический диктант позволяет развивать умение и навыки
применять условно- графические изображения, умение быстро
воспринимать информацию, работать в строго определенное
время.

7. Цифровой диктант

8. Числовой диктант

10. Задания со сменой установки

Данный прием позволяет одновременно проверить знания
учащихся, а также развивать зрительную память, внимание,
быстроту реакции. Суть приема состоит в том, что на доске
учитель заранее пишет задание (ряд чисел, формул, фигур,
понятий), учащимся предлагается их запомнить в том же
порядке. Затем задание закрываем и дети отвечают на вопросы
письменно или устно, хором или индивидуально.
Например: 43,0, 55, 148, 1812
1.
Сколько чисел в данном ряду?
2.
Сколько двузначных чисел в данном ряду?
3.
Какое число является наибольшим?
4.
Какие цифры отсутствуют в ряду?
5.
Назовите первое число
6.
Найдите сумму третьего и четвертого числа
7.
Разделите второе число на пятое

11. Лови ошибку

12. Мозговая атака

13. Кроссворд

Дети всегда с интересом и большим энтузиазмом
1.
2.
3.
4.
составляют и разгадывают кроссворды. Можно
предложить учащимся следующие формы работы с
кроссвордом:
Разгадать кроссворд заполнив пустые клетки
Сформулировать вопросы к словам заполненного
кроссворда.
Заполняя кроссворд, определить. Какое ключевое
слово выделено, и объяснить его значение
Создать кроссворд самостоятельно (индивидуально,
в паре, малой группой) , используя термины,
которые были изучены в данной теме, главе

14. Пресс-конференция

При объяснении нового материала учитель намеренно неполно
раскрывает излагаемую тему и предлагает учащимся задать
дополняющие её вопросы.
Вопросы могут быть
репродуктивными, раскрывающие и расширяющие знания.
После можно обсудить насколько удачными были вопросы и
полностью ли они позволили раскрыть тему.
Другой вариант пресс-конференции проводят в конце изучения
крупного блока знаний. По изученному материалу учащиеся
готовят заранее вопросы, в классе на уроке к доске выходят 2-3
ученика, желающих принять участие в пресс-конференции,
которым и задают подготовленные вопросы. Учитель и жюри
следят за ответами и в конце оценивают ответы выступающих.

15. Ассоциации на доске

Этот метод привлекает собственный опыт учащихся, обладает
высоким уровнем заинтересованности, проводится фронтально,
в процессе принимают активное участие все учащиеся класса.
Его целесообразно использовать при мотивации изучения
теоретического материала. В зависимости от содержания есть
несколько форм проведения:
Понятия: учитель вертикально на доске записывает основные
понятия, которые необходимо проработать на уроке. Далее он
просит учеников назвать признаки этого понятия или
ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательным
условием является то, чтобы слова имели с основным понятием
общие буквы.
Прямоугольник: учитель рисует на доске прямоугольник и
записывает в нем основное понятие, затем он просит учеников
назвать его синонимы, антонимы, прилагательные, глаголы,
которые, по их мнению, связаны с этим понятием.

16. Свои примеры

17. Пресс-конференция

Заранее рассказать учащимся, что вопросы могут быть
репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.
Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже
известного. Расширяющие знания вопросы, позволяют узнать новое об
изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на
значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают
суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Ребята
составляют вопросы по заданной теме. Внимание: а что же делать
после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на
“кучки”: - вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и
сделаем это на уроке; - вот те, на которые можно найти ответ в
литературе; - вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто.
Дополнительно можно: организовать опрос учащихся по наработанным
ими вопросам; - провести конкурс на самый интересный, сложный,
важный, оригинальный вопрос; - организовать взаимоопрос учащихся
по наработанным ими вопросам; - использовать некоторые вопросы как
темы будущих докладов учащихся.

18. Раскодируй

19. Вопросы

Вопрос соседу
Вопрос к тексту
Если
Перед
при
выполнении
домашнего задания ученик
встретился с каким- то
затруднением,
тогда
он
готовит конкретный вопрос
соседу. Который задает на
следующем уроке. Если его
сосед по парте не может ему
помочь,
то
вопрос
переадресуется всему классу
или учителю.
изучением
определенной темы заранее
прошу
учащихся
изучить
учебный материал и составить
по нему вопросы. Данные
вопросы
затем
можно
использовать
и
для
проведения
прессконференции

20. литература



Примеры необычных заданий для уроков математики

Математический кроссворд

Кроссворды на уроках математики используются при повторении и закреплении материала, для индивидуальной и фронтальной работы с учениками на разных этапах урока.

Рекомендации по применению кроссвордов:

  • Кроссворды бывают цифровые и текстовые. В первом случае необходимо, решив примеры или задачи, записать результат вычислений в подходящие клетки. Второй вариант состоит из вопросов по математической теории. В обоих вариантах предполагается, что значения в пересекающихся клеточках будут совпадать.
  • Не делайте слишком сложные задания. Все вопросы должны быть предельно понятны, но не элементарны.
  • К одному и тому же кроссворду задания можно написать несколько разных вариантов заданий.
  • При разгадывании кроссвордов нужно учитывать индивидуальные особенности учеников (возраст, уровень подготовки). С карточками, которые состоят из одних вопросов, справятся сильные ученики. Более слабым школьникам предлагаются те же вопросы, поданные в зрительной форме с опорой на наглядность.
  • Работа с кроссвордом может быть фронтальной. В таком случае сетка чертится на доске или выводится на экране. Дети по очереди выходят и вписывают нужные термины в клеточки.

Интересные задачи

Занимательной считается задача, содержащая необычные элементы или в форме подачи задания, или в сюжете, или в методе решения, или в наглядном материале к задаче. Иногда необычность заданий для уроков математики заключается в неожиданном ответе или создании игровой ситуации во время ее решения.

Простые, необъемные задачи используются в начале урока или в конце занятия. Их цель — сконцентрировать внимание, создать положительный настрой в детском коллективе.

Типы необычных задач на уроках математики

  • Задание со сказочным героем. В урок вводится какой-либо персонаж, который ищет решение задачи, показывает фокус и так далее.

Задания со сказочным героем

Помоги Незнайке решить задачу.
Источник презентации, автор Коровина Ирина Николаевна

Магический квадрат

Один из вариантов магического квадрата

Магические квадраты можно разнообразить: использовать не просто числа, а костяшки домино; изобразить квадрат на фоне какого-то животного или предмета: например, на панцире черепахи или парусе судна, а также изобразить рядом с квадратом какого-то мага или волшебника.

  • Задачки на сообразительность.
    • Как с помощью 5 единиц и одного математического знака записать число 100? (Ответ: 111 – 11 = 100)

    Презентация математического понятия

    Учитель предлагает детям интересно и связно рассказать об изученном математическом термине. Такое задание целесообразно давать только во время повторения изученного материала. Задание можно использовать на уроке любого типа.

    Я — в цветке, я — в мотыльке, я — в кристалле. Я — в музыке, архитектуре, живописи, скульптуре. С моей помощью сделано много открытий: частицы — античастицы, электрон — позитрон. А Герман Вейль сказал обо мне, что я элемент красоты, с помощью которого на протяжении столетий люди пытались объяснить и создать порядок и совершенство.

    Дидактические игры

    На уроке игра выполняет те же функции, что и необычная задача. Они обучают, воспитывают и развивают.

    Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока неодинакова. Если дети усваивают новый для них материал, то возможности игровых занятий значительно уступают более традиционным формам обучения. Разумно организовать игру при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

    Математическое лото

    Школьник достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз.

    Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя между рядами, легко оценит результат работы ребенка.

    Викторина

    Игра проводится в начале урока — при отработке навыков устных вычислений, в середине урока — при проверке усвоения нового материала, в конце урока — при проверке знаний и умений учеников. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности ребят.

    Если кабинет математики оснащен проектором, то задания удобно показать на экране. Более трудоемкий процесс — подготовить карточки с таблицами или чертежами.

    Ответ на вопрос дается сразу. При оценивании учитывается не только правильность, но и скорость решения.

    Детям, ответившим на вопрос, учитель может выдавать жетоны или медали, также медали можно выдать и в конце урока. Дети, набравшие большее число жетонов за время игры, получают положительные оценки.

    Интерактивные презентации

    Презентации с элементами игры хорошо использовать на уроках закрепления и обобщения знаний, а также в качестве разминки в начале урока открытия новых знаний.

    Интерактивные презентации-тренажеры можно использовать на уроках отработки знаний и навыков: в игровой форме детям гораздо проще и интереснее выполнять однотипные задания.

    Где взять интересные задачи по математике?

    Математика — это тот предмет, по которому занимательные задачи можно найти и в книжных магазинах, и в периодической печати, и на интернет-сайтах.

    Вот только некоторые книги по теме:

    А какие интересные задачи на своих уроках используете вы? Поделитесь вашим опытом работы с коллегами в комментариях.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


    Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности [1].

    Математика – необходимая всем наука. С самого юного возраста ребенка окружает мир цифр, форм, измерений, вычислений… Этот мир очень сложен и многогранен. Многие дети, сталкиваясь с трудностями в изучении материала, теряют интерес к предмету. Пробелы в знаниях накапливаются все больше и больше. Перед учителем встаёт проблема: не только научить, но и привить интерес, а значит, дать ребенку инструменты (УУД) для самостоятельного освоения новых знаний.

    Необходимо сделать урок интересным, увлекательным, захватывающим, используя системно-деятельностный подход, разнообразные методы обучения, новые образовательные технологии, планомерно развивая в ребенке творческое мышление, умение работать с проблемой и решать ее, делать выводы, искать новые нестандартные подходы, видеть красоту получившихся результатов.

    Для достижения этого учителю может помочь использование элементов креативной педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ), в которой есть инструменты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

    НФТМ-ТРИЗ – это развитие нестандартного творческого мышления, логики, памяти, умения сосредоточиться, наблюдать, видеть закономерности, выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления.

    Применение структуры креативного урока в школе, позволяет сделать урок ярче, менее стрессовым для ребенка, держать ребенка в концентрации все время, а главное не предоставить ему готовые знания, а дать возможность получить их самим.

    Структура креативного урока по методологии творчества отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, где реализуют цель урока, адекватные целям креативного образования в целом.

    Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

    Блок 2 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

    Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

    Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

    Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.

    Блок 6 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [2].

    Цель урока: формирование у учащихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач.

    У вас на столах карточки с заданием. В течение 5 минут поработайте индивидуально, и мы узнаем о тех, кто будет помогать нам сегодня на уроке.

    Читайте также: