Как сделать урок иностранного языка интересным

Обновлено: 02.07.2024

Однообразные занятия с учебниками не нравятся никому. Но урок английского может быть самым крутым событием недели! 10 способов добавить веселья и азарта в учебный процесс.

1. Квест. Они не зря так популярны. Все мы в глубине души — искатели сокровищ и Шерлоки Холмсы, и любой урок английского можно превратить в квест. Детям до 12 лет будут интересны поиски сокровищ, тинейджерам понравятся детективные и хоррор-истории, а также квесты на основе популярных сериалов. Определитесь с тематикой, финальной целью, этапами (что дети будут получать после каждого задания — подсказку, кусочек карты или новую улику?), как класс будет поделен на команды и что в итоге получат победители.

3. Джуманджи. Все, что нужно для этой игры, — большое поле, на котором будет одна извилистая дорожка. Поле можно нарисовать самому или скачать из интернета — их там много. Каждое второе/третье/пятое/седьмое поле будет не просто ходом, а заданием. Главное — никто не должен знать, что придется делать. Задания будут доставаться из таинственного черного ящика. Продумайте правила и призы победителям — и вперед, к приключениям!

4. Бизнес-урок. Любознательность детей не знает границ. Поэтому урок — бизнес-проект им точно понравится — для них это станет шансом проявить себя. Урок, во время которого ученики создают собственный стартап, помогает освоить новую лексику, потренироваться в живом разговоре и применить все имеющиеся знания.

Идея проста — класс делится на группы, и каждая из них создает свой бизнес-проект. Работа включает в себя разработку идеи, создание прототипа (например, плаката, наглядной схемы, модели из лего) и презентацию его учителю и всему классу.

Прежде чем устраивать такой урок, определитесь, что именно будут презентовать ученики (рекламный плакат, прототип, ролик), как будет оцениваться их работа (отсутствие ошибок, креативность плаката, оригинальность идеи) и что получит победитель. Тематика может быть любой.

Такие занятия удобно привязывать к пройденным темам. Изучили названия животных? Пусть дети разработают проект собственного зоопарка или экологическую программу. Прошли тему про еду? Ученики могут представить проекты ресторанов.

Загрузить презентацию (654 кБ)

ВВЕДЕНИЕ

В данной статье я хочу показать различные стратегии и упражнения в формате ФГОС, которые помогут сделать занятия увлекательными для дошкольников и учащихся всей начальной школы.

Идея написания этой статьи родилась, когда я самым одним вечером помогала моему малышу принять лекарство через спейсер. Обычно я нажимала на баллончик и считала до 60. И однажды мой четырёхлетний ребёнок начал считать вслух вместе со мной, и я поняла, что он умеет считать до 30. Я так часто считала, что он непроизвольно выучил счёт. Тогда я стала считать по-английски, и через некоторое время мой сын тоже считал со мной. И я поняла, что он готов к изучению иностранного языка. Я продолжила учить его. На этот раз мы стали говорить слова по теме "Цвета". Я называла ему один цвет по-английски, например, зелёный. Несколько раз он повторял за мной. А потом я спрашивала его "Что у нас в комнате green (зелёное)?". Это пробудило в нём инстинкт исследователя. Конечно, в процессе такого игрового диалога было много новых слов. Не нужно сразу требовать от четырёхлетнего или пятилетнего ребёнка, чтобы он впитывал все слова как губка. Здесь работает другая стратегия: повторение - мать учения. Чем чаще будут интересные задачи для ребёнка, тем быстрее произойдёт погружение в иностранный язык. Стратегии, предложенные в этой статье, рассчитаны для первого знакомства с иностранным языком. Они могут быть использованы как в начальных классах, так и в рамках подготовке к школе. Большое внимание в данной методике уделяется созданию и поддерживанию интереса учащихся, развитию их лексического запаса параллельно с творческими способностями. Мотивация учащихся сохраняется благодаря созданию учителем ситуации успеха и чередования интересных заданий в игровой форме. В основе обучения лежит игровой метод обучения иностранному языку. Некоторые из упражнений разработаны мной ( в дальнейшем они помечены *).

Важно сделать занятия для ребенка интересными. Это поможет удержать фокус его внимания. Играя ребенок становится намного более сконцентрирован на игре. Хорошо продуманная игровая деятельность развивает все виды компетенций ФГОС. Благодаря игре ребенок адаптируется к социальному миру, развивает отношения со сверстниками и учителем, получает представление о культуре и традициях стран изучаемого языка, учится уважать их и культуру своей страны, учится общаться на иностранном языке, формирует навык языковой догадки, учится организовывать свою работу и т.д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для создания мотивации важно с первого дня знакомства с учениками принять во внимание их интересы. Это можно сделать, попросив учащихся рассказать о себе. Тут следует создать ситуацию, которая поможет учащимся сделать вывод о том, что знание иностранного языка будет полезным для их увлечений, расширит их границы. Например, многие дети любят проводить время, играя при помощи гаджетов. Многие игры имеют чат, в котором сверстники общаются. В большинстве случаев на английском языке. Незнание языка делает невозможным такое общение со сверстниками из стран изучаемого языка. Если в процессе разговора об увлечениях спросить ребёнка, было бы проще взаимодействовать со сверстниками, говорящими по-английски в игре, упростилась бы благодаря этому игра, то ребёнок, подумав, с большой долей вероятности даст положительные ответы на эти вопросы, и его мотивация к изучению иностранного языка повысится.

Важно говорить с детьми, увлекать их, рассказывая интересные факты о жизни в странах изучаемого языка, знакомить детей с культурой и традициями этих стран. Часто дети в начальной школе не имеют чёткого понимания, зачем им нужно изучать иностранный язык. Поэтому особенно важно создать интерес к этому предмету. Здесь творческий подход учителя незаменим.

Как же сделать урок необычным, интересным?

Если сказать ученику начальной школы, что если он будет хорошо учиться, то сможет сдать ГИА, поступить в университет и получить высокооплачиваемую работу, к сожалению, это не будет являться мотиватором к учёбе. Дело в том, что в этом возрасте дети не задумываются о будущем, а вот искренний интерес к ним со стороны учителя и использование игровых техник заинтересует ребёнка в учёбе намного больше.

Конечно, нет необходимости делать игровым каждый урок, но в начальной школе таких уроков должно быть достаточно. Игра лучше всего подходит для проверки понимания материала. Так у ребёнка появляется стимул к его изучению.

Основная роль в обучении иностранному языку принадлежит ребёнку, учитель лишь направляет, разделяет и постоянно поддерживает его интерес к знаниям.

Дети первого года обучения иностранному языку и дошкольники знакомятся с предметом постепенно. Очень важно использовать отведённые на урок минуты максимально эффективно. Вначале дети будут адаптироваться к учёбе, формировать навыки самоорганизации. Учителю необходимо учитывать это и переключать учащихся с одного вида учебной деятельности на другую, чтобы ученик меньше уставал и не терял интереса к предмету. Очень хорошо помогают игровые физкультминутки, снимающие напряжение, накопившееся за время работы.

Так как ученик является главным участником образовательного процесса, я хочу обратить внимание на то, какие действия ему необходимо сделать за урок, чтобы добиться поставленной перед ним цели:

1) Поздороваться и угадать;

2) Узнать что-то интересное;

4) Энергично отдохнуть;

Все вышеназванные этапы являются синонимами этапов, которые использует учитель при планировании урока, но с ориентацией на ребёнка и его первостепенной роли в процессе обучения.

Под этапом "Поздороваться и угадать" я подразумеваю традиционное приветствие и создание учебной ситуации, при которой ученики сами сформулируют тему урока, высказывая различные предположения на основе предоставленного учителем материала.

Когда сформулирована тема урока, проблема, учащиеся размышляют о том, что им нужно узнать, чтобы решить проблему или получить наиболее полные знания по теме урока. На этом этапе можно использовать излюбленный учащимися педагогический прием "Мозговой штурм", в ходе которого ученики систематизируют различные аспекты, относящиеся к проблемной ситуации. Например, школьники изучают тему "Одежда" и уже прошли тему "Игрушки". Им нужно ответить на вопрос "Как я могу одеть свою игрушку?" Путем мозгового штурма учащиеся вспоминают, какие слова по теме "Игрушки" они знают на английском и какие из этих игрушек можно одеть. Учащиеся или учитель пишут на доске эти слова по-английски. После этого возникает вопрос о видах одежды. Так как словами данной лексики учащиеся еще не владеют, они (или учитель) пишут слова из этой категории на русском языке. Задача учащихся состоит в том, чтобы узнать, как перевести эти слова (могут быть и словосочетания) на иностранный язык.


Теперь учитель обращается к учебнику и разбирает с учениками новый лексический материал. Учащиеся слушают учителя, повторяют за ним слова хором и индивидуально, записывают новые слова в словарики, составляют с ними предложения, играют в различные игры, закрепляя полученные знания. Ученики теперь могут перевести слова, которые они выбрали в начале урока в ходе мозгового штурма. Рисунок 2 показывает, как это выглядит.


Многие учащиеся начального общего образования любят рисовать, и этот интерес учитель может грамотно использовать, планируя свой урок. На следующем уроке учитель может проверить знания учащихся, используя излюбленное детьми упражнение, которое называется "Загадочный диктант". Если новых слов немного, учитель также может воспользоваться этой техникой на уроке прохождения этой лексики. Для этого понадобятся цветные карандаши или фломастеры (если используются фломастеры, желательно выполнять это задание на отдельном листе, чтобы не испачкать тетрадь). Учитель, не называя слово, описывает его другим словом или одним-двумя предложениями на более высоком уровне владения языком учащимися. По правилам игры дети не могут произносить слово, они должны нарисовать то или того, что это слово обозначает, написать слово под картинкой. Например, учитель говорит на иностранном языке, что был в магазине одежды и захотел купить, тут он показывает на свою рубашку, если он не одет в вещь, которую загадал, он может помочь себе в описании руками, рисуя в воздухе загаданный предмет. Дети рисуют рубашку, раскрашивают её и пишут под рисунком слово на изучаемом языке. На одно загаданное слово отводится около одной минуты. Дети получают очки не только за рисунок нужного предмета и правильную подпись к картинке, но и за старательность, красоту рисунка. Это ещё раз стимулирует их заниматься иностранным языком. Количество баллов за каждый из описанных выше критериев рисунка определяет учитель. Например, за красоту и старательность я ставлю +10, за правильную подпись +20 баллов. Нужно набрать минимум 100 баллов за 5 рисунков, чтобы одержать победу в игре. Важно, чтобы ребёнок сделал работу над ошибками. Хорошая мотивация - сказать ребёнку, что если он выучит, как пишутся слова, в которых он ошибся, то в будущем, если ему попадутся эти слова опять, он напишет их правильно и заработает баллы. В игру "Загадочный диктант" можно играть со словами по одной теме или смешивать слова различных тематик. Хочу еще раз подчеркнуть, что выбирая то или иное упражнение, нужно ориентироваться на личностные интересы ребёнка. Некоторые дети (их обычно меньшинство) не получают никакого удовольствия от рисования, поэтому с ними можно проработать другие задания, например, предложить интересное упражнение на карточке. Возможно, что увидев, как остальные учащиеся поглощены выполнением "Загадочного диктанта", ребёнок, который ранее не любил рисовать, тоже захочет выполнить такое упражнение. Учитель может столкнуться с другой проблемой, когда будет предлагать "Загадочный диктант" в первый раз. Он может услышать от детей, что они любят рисовать, но считают, что не умеют делать это достаточно хорошо. Учитель в такой ситуации объясняет детям, что для выполнения "Загадочного диктанта" умение точно нарисовать предмет необязательно. Нужно, чтобы то, что рисует ребенок было хотя бы отдалённо похоже на предмет, который выражает загаданное учителем слово.

На этапе урока "Исследовать" учащимся можно дать задание самим найти несколько новых слов по теме урока в словаре. Также, если мы говорим о уроке, на котором учащиеся проходят тему "Одежда", можно еще раз сменить вид деятельности и предложить почитать текст с новыми словами. В тексте могут быть идеи, которые помогут детям аргументировать свой ответ на вопрос, поставленный перед ними в начале урока.

Нужно дать учащимся возможность выплеснуть энергию, которая накопилась в результате сидения за партой, чтобы интерес к уроку не иссяк В этом мастер-классе я хочу предложить разминку, которая не требует особых усилий со стороны учащихся и является продолжением урока иностранного языка. Начать её можно с простых действий и постепенно немного усложнять. Я предлагаю начать с поднятия и опускания рук. Учитель говорит ученикам на языке изучаемого языка, предварительно переведя слова на русский, чтобы ученики поднимали правую руку каждый раз, когда утверждение, которое говорит в этом упражнении учитель является верным. Если утверждение, которое произносит учитель на иностранном языке является неверным, дети поднимают левую руку. Важно, чтобы все фразы звучали на иностранном языке. Например, учитель может сказать, что на девочке ней надето синее платье, на мальчике, который сидит за 3 партой, надета красная рубашка (учитель называет детей по имени). После этого можно усложнить задачу и попросить учащихся встать, если назван неправильно только цвет предмета одежды. Если неправильно названы цвет и сам предмет гардероба, дети поднимают левую руку. Такие задания можно усложнять в зависимости от степени подготовленности учеников. Позже можно вводить новые движения, такие как хлопки, прыжок на месте, попросить дотронуться до своей . (головы, ноги, плеча. ), если тема урока - "Части тела" и т.д.

Конечно, после физкультминутки детям нужны более спокойные виды деятельности. Можно и поиграть. Хочу предложить "Минное поле*", "Поле чудес", "Спаси принцессу/ принца*" и многие другие игры, которые позволят учащимся систематизировать полученное знание различной лексики. Во время игры желательно не только спрашивать перевод слов, но и задавать детям различные вопросы по тематике урока, особенно вопросы со словом "почему?". Такие вопросы учат детей задумываться над различными аспектами темы и подводят их к решению проблемной ситуации урока.

Целью игры "Минное поле" является ситуация, в которой ученик зарабатывает определённый лимит очков, определяемый учителем (это зависит от количества слов, которые будут использованы в игре). Учитель рисует на доске количество кружочков, равное количеству пройденных слов + 3 кружочка, нумерует их. Если учащиеся владеют лексикой по теме "Числительные", они будут называть числа на изучаемом иностранном языке. Учитель объясняет учащимся, что за каждым кружочком спрятано одно из пройденных слов. За тремя оставшимися находятся 2 мины и 1 спасительная противоминная карточка, которая спасёт только от одной мины. Учитель заранее записал себе, где находятся мины и противоминная карточка. Эту запись он не показывает ученикам. Суть игры в следующем: ученик называет числительное, учитель зачёркивает кружок с этим числом и просит учащегося назвать перевод русского слова, например, по недавно пройденной теме, или написать его. Если ученик переводит устно/письменно слово правильно, учитель даёт классу +100 баллов. После этого другой ученик выбирает число и переводит слово. Если он ошибается, он получает -100 баллов. Класс побеждает, набрав определённое учителем количество баллов. Учителю важно не только играть роль ведущего игры, но очень внимательно следить за настроем класса и поддержанием ситуации успеха каждого, сделать и саму игру мотивацией к последующим достижениям в сфере изучаемого детьми иностранного языка. Учитель должен подвести учащихся к формуле: выучил = преуспел.

Еще одна игра, приковывающая к себе внимание детей, называется "Поле чудес". Существуют различные способы игры. Можно использовать специальное колесо настольной версии игры, дети по очереди крутят его и отгадывают слово. В своих занятиях я часто использую похожую игру. Суть которой состоит в том, что дети должны угадать слова. В течение ограниченного количества ходов они по очереди называют буквы. Это - хороший способ вспомнить алфавит изучаемого иностранного языка. На доске учащиеся видят количество квадратиков, равное количеству букв в слове. В этой версии игры нет многих отвлекающих от цели игры секторов "Банкрот", "Приз" и других. В варианте игры, которую я описываю, можно разделить учащихся на команды.

Описанные выше игры, кроме игры "Загадочный диктант", прекрасно подходят для проверки лексики и грамматики. "Загадочный диктант" используется в качестве лакмусовой бумажки при проверки того, как учащиеся усвоили пройденную лексику.

Следующий вид деятельности, о котором я хочу рассказать, является достаточно популярным среди дошкольников и учащихся младших классов. Это занятие называется "Соедини картинку по точкам".

В настоящее время актуальным становится изучение иностранных языков. Иностранные языки помогают людям познавать культуру другой страны, набирать опыт в общении. Чтобы изучить язык, люди обращаются к педагогу, которому нужно сделать урок более интересным и увлекательным. Как педагогу сделать это? Как заинтересовать ученика?

Чтобы заинтересовать ученика, на уроке надо отказаться от "работы по шаблону".

"Работа по шаблону" — переписывание заданий с учебника в тетрадь в течение урока с отсутствием развития разговорной речи, творческих способностей ученика. Такой метод сводит к минимуму творческий потенциал ученика. Если Вы решили делать задания по учебнику, пусть ученик Вам расскажет как он делает задание. Расскажет правило, почему именно так он делает в упражнении, а не иначе. Чтобы развить творческий потенциал ученика, необходимо использовать игры, дебаты, разные конкурсы на уроке. В процессе игр у ученика появляется стимул учиться, он захочет заполнить пробелы. На уроке во время говорения стараться поднять в теме определенную проблему. У ученика есть возможность выразить свою точку зрения, рассказать общую информацию по конкретной теме.

Примеры тем говорения для ученика:

  • Problems of health in modern life
  • Your favorite book

Из игр я использую "Свою игру". "Своя игра" состоит из лекических и грамматических тем, обычно я беру 2-3 темы, так как время на уроке ограниченно. Вопросы игры варьируются от 10 до 100 баллов. За правильный ответ ученик получает баллы, затем мы их считаем. В среднем за игру ученик получает 280-300 баллов. Вопросы игры составляю таким образом:

  • Translate: зебра, тигр, лиса
  • Name words on topic "Animals"

"Свою игру" провожу обычно за 5-10 минут до окончания урока.

С дошкольником я играю в "Remember". Дошкольнику дается лист с изображением разных фигур или цифр с разными цветами. Он смотрит 5-7 минут, затем закрываем любые две-три цифры или фигуры. Дошкольник говорит цвет фигуры или цифру и ее цвет. Такая игра очень нравится детям.

В этом направлении всегда работаю на своих уроках. Считаю, что преподавать иностранные языки в творческом направлении очень интересно. Так как идёт взаимодействие ученика и учителя, ученику дается возможность проявить себя. Преподавание иностранных языков является ключевым моментом. Как найдется "ключ" к ученику, так в дальнейшем и сложится обучение. Мне очень нравится работать с учениками и видеть, как они развиваются и достигают своих успехов.

Когда я начала серьезно преподавать в школе иностранных языков, моя первая группа была воплощением мечты любого преподавателя: 10 заинтересованных в обучении, мотивированных, внимательных и терпеливых учеников. Поэтому меня абсолютно не смущал тот факт, что каждый урок я начинала с “How are you today?”

как начать урок английского языка

По мере того, как их знания росли, ответы на вопросы становились более обширными, беседа затягивалась и занимала больше 5 минут. К концу семестра мои студенты получили дипломы об успешном завершении A1, а я получила свой первый feedback : Все хорошо, но вот только уже очень скучно каждый урок начинать с одного и того же.

Тогда я всерьез задумалась о том, как правильно начинать урок английского языка.

Почему так важно правильно начать урок?

Пословица гласит: “A good beginning is half done”. Так и вводная часть урока является ключевым аспектом эффективного преподавание.

Вводная часть урока нужна для того, чтобы:

— презентовать тему урока

— заинтересовать учеников темой

— задать темп урока и нужную для обучения атмосферу

Представьте уставших студентов, которые скорее всего пришли на ваш урок после работы, учебы, возможно, у них был тяжелый день. Наша задача как преподавателей плавно переключить и сфокусировать их внимание на уроке английского языка и подготовить ко всему тому, чем они будут заниматься в течение урока.

Основные принципы вводной части

Для эффективного начала урока нужно помнить о следующих принципах:

1. Вводная часть должна быть короткой и занимать от 3 до 10 минут в зависимости от продолжительности урока.

— если урок длится 30 минут, на разминку оптимально выделить 3 минуты;

— если урок длиться полтора часа, можно провести и 10-минутную разминку.

Если ваших студентов заинтересовала тема, которую вы подняли во вводной части, они будут охотнее высказывать мнение, делиться опытом, соглашаться или опровергать информацию.

Виды заданий для вводной части

Есть два типа вводных упражнений: warmers and lead-ins .

Warmers используются для того, чтобы повысить уровень энергии в классе, создать позитивную и расслабленную атмосферу перед тем, как начнется основная часть урока. Они не всегда могут быть связаны с темой урока. К warmers относятся игры, викторины, скороговорки, песенки и т.д.

Lead-ins являются подводкой к основной части и содержанию урока. Цель такого рода заданий мотивировать студентов и сфокусировать их внимание на теме урока, создать связь между темой урока и жизнью студентов (персонализация).

Идеи для вводной части урока

Мы не давно публиковали 5 warmers для бодрого начала урока. Поэтому сегодня рассмотрим идеи для lead-in заданий:

Мультимедийные задания

1. Песни . Перед началом урока, поставьте песню, которая подходит под тему урока. Попробуйте включить песню до того, как придут студенты — пока они будут собираться и занимать свои места, у них уже будет возможность прослушать фрагмент и составить мнение о нем. Как только урок начнется, обсудите, какое впечатление произвела песня, понравилась ли она, о чем в ней поется и т.д.

2. Видео . Используйте музыкальный клип/фрагмент из фильма, сериала и т.д. Для этого вам понадобится проектор. Принцип обсуждения будет такой же, как и с песней.

3. Стоп-кадр . Покажите студентам кадр из видео. Обсудите, что на нем происходит, а что случится далее. После обсуждение можно посмотреть видео до конца и поговорить о том, ожидали ли они такой концовки или нет и почему.

Фразы, предложения, цитаты

5. Закончи фразу . Заранее напишите на доске начало предложения (например, I feel the happiest when … ) и попросите каждого ученика его закончить, так как он/она считает нужным. Далее может последовать краткое обсуждение.

6. Цитата . Напишите на доске заранее выбранную цитату. Спросите, как ученики ее понимают, согласны или нет, кому бы могла эта цитата принадлежать, почему они так считают и т.д.

7. Идиома/ пословица/крылатое выражение. Попросите ваших студентов объяснить, как они понимают фразу, написанную на доске. Спросите согласны они с ней или нет и почему.

Visual aids

8. Что общего? Подготовьте несколько фотографий на одну тему. Обсудите с ними, что объединяет эти фотографии. Попросите студентов по изображениям угадать тему урока.

Movers

9. Moving agree/disagree . Попросите студентов подняться со своих мест. Заранее подготовьте несколько утверждений. Установите правила — если они согласны с утверждением, то они занимают, например, левую часть классной комнаты, если нет, то правую.

10. Moving true/false. Принцип такой же, как и в предыдущем задании. Подготовьте несколько фактов. Если студенты считают что утверждение точное , они занимают одну часть аудитории, если нет, то другую.

Повторение

12. Объясни слово. Заранее подготовьте карточки с новой лексикой (одна карточка – одно слово) и разложите их рубашкой вверх. Студенты должны объяснить значение слов; если ученик не знает слово — пусть попытается угадать его значение, отталкиваясь от темы.

Лайфхаки для вводной части урока

— важно заранее подготовить класс к вводной части: написать на доске фразу/выражение/цитату, которую вы будете обсуждать, включить проектор, вывести на экран видео, фото, клип и т.д.

Так еще до начала урока студенты начнут задумываться о том, а что написано на доске, понимать, нравится ли им то, что они только что прочитали/увидели. Так вы запустите процесс обучение запускается еще до начала урока.

Используйте этот вопрос во вводной части, если тема урока действительно с ним связана.

Читайте также: