Как сделать урок хореографии интересным

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Дмитриева Анна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Структурное подразделение ГБОУ СОШ №9 г.о.Октябрьск "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс по хореографии "Творим танцуя"
Раздел: дополнительное образование

Мастер-класс по хореографии

Составитель: педагог дополнительного

Дмитриева Анна Викторовна

Пояснительная записка

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и

выразительности оно достигает при музыкальном оформлении.

Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают

совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют

правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических

недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую

фигуру. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка,

учится сам создавать пластический образ.

соединяется не просто джазовый танец, модерн-танец и классический балет, но

и такие направления хореографии, как: афро-джаз, вог, бродвейский джаз.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно

приобрело широкое распространение во внешкольных учреждениях,

перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе

которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно

обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и

поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно

значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и

посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют

интерес, настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и

умений. Используя специфические средства искусства танца,

заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность

проводить большую воспитательную работу.

Одной из главных форм учебных занятий, наряду с конкурсной, концертной

деятельностью, является открытое занятие по хореографии. В зависимости от

педагогических задач занятие по хореографии можно классифицировать:

Рассмотрим более подробно каждое из них.

Обучающее занятие. Основная задача - освоение отдельных элементов и

соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития,

воспитания музыкальности, выразительности. Характерными особенностями

его является использование раздельного метода проведения упражнений с

многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные

компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к

"генеральному" движению. В многолетней подготовке данный вид занятия

находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и

углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

Тренировочное занятие. Главная задача - подготовка организма к предстоящей

работе, а также сохранение достигнутого уровня хореографического мастерства.

Подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-

двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности,

По сравнению с обучающим занятием тренировочное является более

Контрольное занятие. Задача - подведение итогов освоения очередного раздела

хореографической подготовки. Например, после освоения элементов

классического танца провести "открытое занятие", выставляя оценку (по

пятибалльной системе) каждому обучающемуся.

Разминочное занятие. В период непосредственной постановки концертных

номеров или подготовки к конкурсу рекомендуется выполнять стабильный

комплекс упражнений, цель которого - разогрев мышц и связок, и снятие

излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот,

заторможенности). Этому способствуют привычные, индивидуально

подобранные в небольшой комплекс упражнения.

Показательное занятие. Оно объединяет весь ранее изученный материал, дает

четкое представление о хореографической подготовке танцора и его техники

исполнения (ведь танцоры выходят на сцену). Главное здесь - это зрелищность,

которая будет определяться характером движений, оригинальностью музыки и

Структура занятия по хореографии является классической: подготовительная,

основная, заключительная части.

В подготовительной части занятия проходит мобилизация обучающихся к

предстоящей работе, подготовка к выполнению упражнений основной части

Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности

ходьбы и бега, различные танцевальные движения, общеразвивающие

упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания,

подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и

дыхательную системы для последующей работы.

В той части занятия, которая является основной, применяется уже большее

количество разнообразных движений: элементы классического танца, элементы

модерн-джаз танца, элементы свободной пластики, гимнастические и

общеразвивающие упражнения. Различные средства хореографической

подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.

Подразделяют три вида основной части занятия:

первый строится на основе классического танца;

второй основан на элементах современного танца;

третий преимущественно построен на движениях разучиваемой

Однако, в большинстве случаев, применяются смешанные варианты, где в

различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической

Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма -

одночастная, когда упражнения проводятся только у станка только на середине

зала или только в партере. Это может зависеть от продолжительности урока.

В заключительной части занятия необходимо снизить нагрузку с помощью

специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание

(умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к

последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и

комбинации на основе лексики современного танца. В заключительной части

подводятся итоги. Во время контрольного занятия дается оценка каждому

Принципы построения занятия по хореографии

Построение занятия определяется 4 условиями:

соразмерностью отдельных частей занятия;

подбором упражнений и последовательностью выполнения;

чередованием нагрузки и отдыха;

составлением учебных комбинаций на занятии.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей

занятия по хореографии может меняться. В среднем основная часть занятия при

любой его продолжительности составляет около 80% общего времени.

План-конспект мастер-класса

занимаются более 60 человек. Основное направление деятельности коллектива –

ритмика, современные , эстрадные танцы, а так же, модерн-джаз танец,

контемпорари, фолк-контемпорари танец. Мною разработана образовательная

Одной из целью программ является формирования творческих способностей

обучающихся средствами хореографического искусства в условиях

интересно своей формой проведения и подачей материала.

Цель мастер-класса: через нестандартную форму проведения открытого

занятия приобщить детей к творчеству и коллективной работе.

1. Воспитать у обучающихся выносливость, выполняя сложную коллективную

2. Повысить технику исполнения обучающихся и подвести итог за

определенный период деятельности.

3. Вовлечь детей в творческий процесс и дать им возможность попробовать

самим объединить весь проученный материал.

Занятие начинается со слов педагога: « Хореографическое искусство одно из

самых зрелищных и ярких видов искусств. Здесь все взаимосвязано

художественный образ, музыка, сценический костюм, композиция танца и

пластика и очень важно грамотно это преподнести зрителю. Создание

хореографического номера или спектакля это захватывающий творческий

процесс как для педагога, так и для обучающихся. Имея большой запас

наработанного материала, т.е. изученной танцевальной лексики, самой главной

задачей было объединить их одной общей идеей и вдохнуть в них новую жизнь.

Каждый человек сам создает себе настроение и привносит в свою жизнь что-то

новое. У кого-то живопись и архитектура вызывает яркие эмоции, у кого то

танцу и стала основной идеей мастер-класса, которое и получило свое название:

Ход проведения мероприятия:

На протяжении всего занятия обучающиеся исполняют танцевальные

комбинации, выполненные в разных направлениях хореографии, постепенно

усложняются движения и техника исполнения.

Поклон. Разминка (различные виды шага и бега по линии круга).

Rond de jamb parterre

Комбинации в партере

Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их

координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную

психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и

выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности,

должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять

движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения

внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность

выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые

требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец,

применять упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но

позволяющие уменьшить физическую нагрузку. Важное место в построении

занятия занимает методика составления учебных комбинаций

(комбинированных заданий), т.е. различных соединений из движений

классического и современного танцев, прыжков, равновесии, поворотов,

акробатических элементов и т. п. Здесь не может быть единого рецепта, многое

зависит от хореографа. Однако и здесь существуют определенные

закономерности, которые необходимо учитывать:

1.Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап

2.Логическую связь движений, а именно:

положение тела в конце каждого движения должно служить исходным

положением для выполнения последующего;

все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения

иметь и дополнительное (функцию связи).

3.Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или

переоценивать возможности обучающихся.

4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо

знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным

Музыкальное сопровождение

Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для

каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза,

укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности

упражнения. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка

выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его

выполнению и одновременно приучает обучающихся понимать соответствие

между характером музыки и характер движения. Определенный метр, темп,

рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия,

разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений,

подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку.

Если в хореографическом номере мы подчиняемся музыке, передаем ее

содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна

по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны

строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и

заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие:

четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д.

Все музыкальное сопровождение для мастер-класса полностью подобрано

педагогом. Для каждой комбинации движений есть своя определенная музыка.

Хотя иногда комбинацию, при желании, можно наложить на любую музыку.

Большая сложность состояла в компоновки музыки, поскольку нужно было

четко подогнать комбинацию так, чтобы в ней было ровное количество тактов с

учетом переходов из комбинации в комбинацию. Общая продолжительность

мастер-класса составляет 40 минут, как и положено для стандартного урока по

хореографии. Такая сложная работа помогла сплотить коллектив и открыть

новые горизонты для дальнейшего творчества.

1. Азаров, Н.П. Искусство воспитывать [Текст] / Н.П. Азаров - М.:

Просвещение, 1985. – 449с.

2. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз (начало обучения). [Текст] / В.Ю. Никитин //

Я вхожу в мир искусств. – 1998 - №4.

3. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз (продолжение обучения). [Текст] / В.Ю.

Никитин // Я вхожу в мир искусств. – 2001 - №3.

4. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать. [Текст] / Т.В. Пуртова – М.:

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 256с.

5. Светинская, В.С. Танцевальные постановки для детей. [Текст] / В.С.

Светинская – М.: Искусство, 1996.- 205 с.

6. Сенсевич, И.П. Современные танцы. [Текст] / И.П. Сенсевич – М.,

Советская Россия, 1970. – 127с.

8. Головинский, Г. Е. Книга о музыке. [Текст] / Г. Е. Головинский – М.:

Советский композитор, 1987.-592с.

9. Тарасов, Н. В. Классический танец. [Текст] / Н. В. Тарасов – М.: Искусство,

Осень
Ветер по лесу летал
(дети плавно машут кистями рук)
Ветер листики считал:
(поочередно загибают пальцы)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(машут кистями рук, как бы сбрасывают листву)

Ветер и листья
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит.
(имитировать движения кисти, будто что-то красишь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
(потереть ладошку о ладошку).
Он повсюду их разносит,
Поиграет, снова бросит
(руки вытянуть перед собой, развести в стороны, соединить, встряхнуть).
Тшш- тшш, тшш-тшш
(опять потереть ладошки).
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит
(поднять руки и покружиться).
Шур-шур-шур, шур-шур-шур
(потереть ладошки).
Соберет в большую кучу
(руками нарисовать кучу),
Убежит и сядет в тучу
(слегка присесть)
Тшш- тшш, тшш-тшш

Веселый оркестр
Кот играет на баяне,
Зайка наш на барабане.
Ну а мишка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть!
(Имитация игры на разных музыкальных инструментах).


Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное первое занятие. Назначить его можно только тогда, когда руководитель уверен, что у него все подготовлено для встречи с детьми.

Если это малыши – дети от 3 до 6 лет то первое занятие мы построим по такой схеме….

Дети входят в зал, педагог их детей приветливо встречает.

Помнить, что задача педагога состоит в том, чтобы сплотить новичков в единый коллектив, привить им любовь к новому для них виду искусства, вызвать доверие к себе.

Педагог произвольно ставит детей в круг .

Подвижно речевая игра

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг. (дети стают в круг, взявшись за руки)

Вводные упражнения: Ходьба, бег, подскоки…

  • Мячик ,какой – круглый, (давайте сделаем круг)
  • Мячик медленно катится – (идем на носочках по кругу, держась за руки)
  • Мячик быстро покатился – (мелким бегом по кругу, все так же держась за руки.)
  • Мячик катится и прикатился в волшебный лес: и знаете кого он там встретил…….

Разминка по кругу

Педагог: Вот идет медведь. Он тяжело шагает, переваливается с ноги на ногу, лапы расставил в стороны.

Педагог: А теперь покажем, как шагают гуси, все присели и идем на согнутых ногах, руки сложили на колени, спина ровная.

Педагог: Посмотрите в небо, там летят самолеты. Давайте и мы с вами полетаем. Расставим руки-крылья в стороны и побежали по кругу.

Дети исполняют бег, изображая полет самолетов.

Педагог: Следом шагают цапли, идем с высоко поднятыми коленями, руки вытянули в сторону.

Педагог: А сейчас мы превращаемся в мышек и исполняем мелкий бег. Мышки маленькие, быстро-быстро ножками перебирают.

Дети выполняют бег мышек.

Педагог: Позади всех прыгают зайчики. Делаем прыжки на двух ногах. Руками сначала показываем какие у зайцев лапки, а потом ушки.

Дети выполняют прыжки, изображая зайцев.

А за зайцем крадется лисичка

Но вдруг появляются лошадки цок-цок,

А затем лошадки пошли галопом.

Покатавшись на лошадке дети увидели бабочку на цветочке, дети подошли к ней, но она испугалась, и полетела.

Летает Бабочка

Плясовые, танцевальные движения

Креативная партерная гимнастика

Педагог выполняет с детьми партерную гимнастику, показывая упражнения и проговаривая занимательные стихи. Дети также проговаривают стихотворение выполняя каждое движение. Например…

Бабочка красавица
В небо полетела
Крылышки расправила
На капусту села.

Классическая хореография для начинающих

Классическая хореография является базой танцевального искусства. Поэтому изучать ее основы приходится многим людям, желающим стать профессиональными танцорами или просто научиться получать удовольствие от танцев.

Общие принципы

Классическая хореография – это занятие, которое подходит как для взрослых, так и для детей. Польза от регулярных тренировок довольно большая. Они помогают:

сформировать осанку или скорректировать ее;

сделать человека более гибким и выносливым;

избавиться от лишних килограммов, и сделать тело более подтянутым;

научиться более грациозно двигаться под музыку.

У детей регулярные занятия хореографией развивают дисциплинированность, а также трудолюбие. Девочки и мальчики, занимающиеся спортом, становятся более упорными и быстрее достигают поставленных целей.

Кроме того, изучение классической хореографии позволяет стать восприимчивее к музыке. Человек учится импровизировать во время танца. Поэтому ему легче осваивать новые танцевальные направления. Освоив классику танца, ему будет проще научиться танцевать как бальные, так и современные танцы.



Основные позиции

Начинать занятия классической хореографией стоит с изучения основных позиций. Сделать это можно даже в домашних условиях. Начинающему танцору нужно в первую очередь научиться контролировать положение своих рук и ног.

Первым делом надо изучить основные позиции рук. В процессе их выполнения живот всегда должен быть втянут, а спина – прямой. Во время каждого движения важно чувствовать все мышцы своего тела.

Существует четыре основные позиции. Каждая из них имеет свои особенности.

Подготовительная. Первая позиция максимально проста. Танцор стоит с опущенными вниз руками. Его кисти и локти при этом должны быть округлены.

Первая. Перейти из подготовительной позиции в первую очень просто. Для этого нужно плавно поднять руки. Их необходимо задержать прямо перед собой. Руки должны располагаться прямо на уровне диафрагмы.

Вторая. Следующая позиция отличается от предыдущей только тем, что руки оказываются разведены в разные стороны. Локти и кисти при этом должны быть слегка закруглены. Танцор должен контролировать движения своих рук, а также следить за тем, чтобы они не провисали.

Третья. Переходя в третью позицию, руки надо аккуратно поднять над головой.

Изучить все эти простые позиции можно даже дома. Специальное оборудование для этого не понадобится. Обучаясь основам танца самостоятельно, позиции лучше всего практиковать перед зеркалом. Так у человека будет возможность контролировать правильность всех своих движений.


Разобравшись с руками, можно изучать позиции ног. К этому занятию также надо подходить ответственно. Существует шесть основных позиций.

Первая. В этой позиции танцор стоит со сдвинутыми вместе пятками. Носки при этом должны быть повернуты в разные стороны. Стоять в этой позиции надо с прямой спиной.

Вторая. Следующая позиция во многом напоминает первую. Различие заключается в том, что ноги находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Оно должно быть равно длине одной стопы.

Третья. Для выполнения этой позиции ноги нужно скрестить. Ступни при этом должны находиться параллельно. В этой позиции они еще соприкасаются друг с другом.

Четвертая. Эта позиция отличается от третьей совсем немного. Ступни при этом располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Важно, чтобы масса тела при этом распределялась равномерно.

Пятая. В этой позиции ступни в выворотном положении соприкасаются друг с другом. При этом носок одной ноги соединяется со стопой другой.

Шестая. В этой позиции ноги находятся уже в обычном положении.

Людям, которые учатся танцевать с нуля, выполнять упражнения лучше всего без пуантов. Так они смогут научиться лучше чувствовать свое тело и контролировать движения ног. Вставать на пуанты стоит только танцорам с небольшим опытом.


Обзор групп движений

В классической хореографии существует несколько основных групп движений.

Плие. Этим термином обозначают сгибание ног в коленях. Приседать можно как на двух ногах, так и на одной. Плие помогает развить эластичность суставов, а также укрепить голеностоп.

Этандр. В эту группу входят движения, связанные с вытягиванием отдельных конечностей, а также всего корпуса.

Релеве. Термин релеве обозначает подъем на полупальцы. Такие движения позволяют укрепить голеностоп.

Глиссе. Этим термином обозначается шаг, при котором носок скользит по полу. Такие движения выглядят очень красиво и выразительно.

Соте. Этот термин используется для обозначения простых прыжков в классическом танце. Такие движения стоит учиться делать людям, у которых уже есть небольшой танцевальный опыт.

Турне. Термин используется для обозначения поворотов вокруг своей оси.

Изучив этот базовый набор движений, начинающий танцор уже сможет красиво двигаться под любую музыку. Кроме того, это поможет ему лучше чувствовать свое тело.




Комплекс упражнений у станка

Урок классического танца начинается с повторения нескольких основных упражнений, которые традиционно выполняются у балетного станка. Все они направлены на развитие подвижности и гибкости человеческого тела. Классический комплекс состоит из нескольких упражнений.

Батман тандю. Это упражнение способствует укреплению голеностопа и развитию мышц. При его выполнении носок скользит по полу. Нога при этом напряжена, а подъем вытянут.

Батман жете. Этим термином обозначается выброс носка вперед. Ноги при этом резко разводятся в стороны, а внутренние мышцы бедра напрягаются.

Батман фондю. Это движение отличается плавностью. Опорная нога аккуратно опускается в плие. Делается это максимально плавно и медленно. Вторую ногу при этом нужно согнуть в колене. Ее носок должен прикоснуться к щиколотке. На подъеме опорную ногу нужно вытянуть, а рабочую резко выпрямить.

Батман фраппе. Это движение отличается резкостью. В процессе его выполнения стопа рабочей ноги прислоняется к щиколотке опорной.

Батман пике. Это упражнение является одним из самых легких. В процессе его выполнения ногу нужно резко оторвать от пола. Сразу же после этого она опускается обратно. Движение выглядит так, будто танцор на секунду прикасается стопой к горячему полу.

Гранд батман жете. Это упражнение напоминает батман жете. Но в процессе его выполнения рабочая нога поднимается чуть выше.

Все движения у станка нужно выполнять с прямой спиной. Ноги при этом двигаются по очереди сначала вперед, а потом в сторону и назад.



Полезные советы

Учиться основам классической хореографии можно разными способами. Считается, что серьезным танцором сможет стать только человек, который занимается балетом с детства. Поэтому отправлять ребенка на танцы лучше всего в возрасте 4-7 лет.

Взрослый человек может изучить основы классической хореографии несколькими способами.

Онлайн-уроки. Тем, кто хочет просто немного привести тело в порядок или научиться красиво двигаться, стоит обратить внимание на мастер-классы в интернете. Они помогут изучить базовые движения танца, а также слегка раскрепоститься. Большой плюс таких уроков заключается в том, что человек занимается наедине с собой. А значит, он не будет чувствовать себя скованно.

Школа. Еще один хороший вариант для начинающих танцоров – занятия в танцевальной школе. Их нужно посещать регулярно. В этом случае прогресс будет заметен. Школу стоит выбирать, ориентируясь на отзывы, а также рекомендации близких.

Занятия с личным преподавателем. Быстрее всего изучить классическую хореографию помогут тренировки с личным преподавателем. Хороший тренер быстро определит уровень своего ученика, а также подберет ему наиболее подходящий комплекс упражнений.


В процессе обучения танцам человеку стоит прислушиваться к следующим советам.

Заниматься регулярно. Вне зависимости от того, тренируется человек в домашних условиях или в танцевальной школе, очень важно регулярно практиковаться в танце. Заниматься балетом стоит 2-3 раза в неделю. Стандартная тренировка занимает час или полтора. Буквально через месяц таких занятий танцор увидит первые результаты, которые смогут его мотивировать на дальнейшее развитие.

Приобрести станок. Человеку, который изучает основы балетного танца, стоит купить небольшой станок. Ведь на нем выполняются все ежедневные упражнения на растяжку.

Выбирать удобную одежду для занятий. Настоящему танцору не нужны пуанты и пачка. Ему вполне подойдет удобная спортивная форма. Обычно она состоит из обтягивающих штанов и короткого топа. Дополнят этот тренировочный наряд удобные балетные тапочки. Их можно купить практически в любом магазине для танцоров. При покупке тапочек стоит обращать внимание на обувь меньшего размера. Ведь она должна очень плотно прилегать к стопе.

Тренироваться в хорошем расположении духа. Когда человек испытывает стресс, его тело сковано. Поэтому он не может двигаться так легко и непринужденно, как того требует танец.

Занятия классической хореографией требуют полной отдачи и занимают довольно много времени. Но результат обычно стоит потраченных усилий. Ведь буквально за пару месяцев юные танцоры смогут стать более грациозными, легкими и гибкими.



Урок классической хореографии смотрите далее.

Читайте также: