Как сделать университет лучше

Обновлено: 06.07.2024

1. Познакомьтесь со своим университетом поближе ещё до 1 сентября

Обычно вузовское здание значительно больше школьного, поэтому найти нужную аудиторию с первого раза может быть непросто. Особенно когда строение старое и с длинной цепочкой коридоров. Или у вуза несколько корпусов: дополнительные сложности могут возникнуть, если у них предусмотрено ещё и внутреннее деление, например есть корпуса 2, 2б, 2в. Названия аудиторий в разных зданиях могут быть одинаковыми, поэтому внимательно проверяйте в расписании не только номер кабинета, но и номер корпуса, в котором он находится.

Заранее найдите аудитории, в которых у вас будут занятия в первый день учёбы. Обидно будет потеряться и опоздать прямо на старте.

Обязательно проверьте, где находится деканат — организационный центр вашего факультета. Туда вы сможете обратиться по любому вопросу, касающемуся учёбы. А ещё обычно где‑то рядом висит доска с важными объявлениями, предложениями для подработки и расписанием.

2. Знайте своё расписание. В университете у вас их будет два

Расписание в вузах заметно отличается от школьного. Как минимум тем, что обучение делится на недели: чётные и нечётные. Расписание в зависимости от этого разное — будьте внимательны.

Также не путайте лекции и семинары. На первых преподаватель рассказывает какую‑то тему, на вторых выступают уже студенты: делятся своей домашней работой: отвечают на вопросы, показывают доклады и презентации.

Очевидный лайфхак, который не всем приходит в голову: чтобы не забывать расписание, сфотографируйте его, перепишите в блокнот, сделайте заметку на телефоне или добавьте время начала пар в календарь на смартфоне.

3. Не забивайте на непрофильные дисциплины

В расписание всех факультетов обязательно включают общеобразовательные дисциплины. Например, физкультуру, философию, психологию, концепции современного естествознания, экономическую теорию, русский язык.

Посещать их важно, даже если пары вам не нравятся. Прогулы и наплевательское отношение могут негативно отразиться на вашей зачётке и общей успеваемости. Ведь сдавать эти предметы на сессии вам всё равно придётся. Особенно важно это для тех, кто получает стипендию или планирует перевестись на бюджет. Так, перенесённая на следующий семестр отработка пропущенных уроков физкультуры выйдет вам боком.

Ходите на непрофильные пары и проявляйте активность: задавайте вопросы, отвечайте на семинарах. Возможно, за это вам поставят зачёт или экзамен автоматом.

Если общеобразовательные предметы вгоняют вас в тоску, попробуйте изменить отношение к ним. Рассматривайте эти дисциплины как способ расширить свой кругозор, стать эрудированнее. А физкультуру, например, — как бесплатные занятия с тренером. И помните, что это временно: обычно таким предметам обучают на первых курсах, а потом расписание процентов на 90 состоит из профильных дисциплин.

4. Посещение пар и выполнение домашних заданий — ваша забота

Ещё одна очевидная истина, пренебрежение которой приводит к печальным последствиям. Об успеваемости студентов, в отличие от школьников, никто не заботится, так как это ответственность ваша, а не педагогов: плохо учитесь и прогуливаете — ожидайте отчисления.

5. Делайте конспекты, но не старайтесь записывать лекции дословно

Прийти на лекцию и скучать два академических часа, глядя в потолок, не лучшая идея. На этих занятиях преподаватели дают информацию, которая поможет вам во время подготовки к семинару или сессии. Поэтому её важно записывать. И нет, не всегда она есть в каком‑то одном учебнике, который вы легко прочтёте за пару дней до экзамена. Именно поэтому в ваших же интересах посещать лекции. Так вы сможете не только делать конспекты, но и зафиксировать информацию на диктофон или переспросить педагога, если что‑то будет непонятно.

Некоторые преподаватели не допускают до сдачи экзамена или зачёта без записей в тетради или ноутбуке.

Обычно педагоги на лекциях говорят быстро и не повторяют одну и ту же мысль по несколько раз. Чтобы успевать конспектировать, используйте сокращения, например:

  • Символы‑сокращения: => (следовательно), ≈ (приблизительно), = (равно, то же самое).
  • Буквенные сокращения: f (функция), t (время). Если тема лекции, например, правовое государство, пишите вместо этого сочетания ПГ.

Не рассчитывайте, что конспекты можно будет списать у кого‑нибудь из однокурсников. Иногда из‑за сокращений записи студентов сложно расшифровать даже им самим.

6. Общайтесь с одногруппниками

Это отличная школа жизни: в будущем вам нужно будет взаимодействовать и договариваться с разными людьми. К тому же в университете нередко бывают коллективные задания, которые гораздо проще выполнять с теми, с кем у вас налажен контакт. Старайтесь быть дружелюбными со всеми, но не терпите травлю и неприятных людей — их смело обходите стороной: ни пользы, ни позитивных эмоций от этого общения не будет.

Возьмите контактные телефоны у старосты группы и ответственных студентов. Это может пригодиться: если потеряетесь и не найдёте аудиторию или если прогуляете пару и нужно будет узнать домашнее задание.

7. Переключайтесь с учёбы на полезный отдых

В университете огромный выбор занятий. Это клубы, например дискуссионный или бизнес‑клуб, научные сообщества, своя команда КВН, спортивные команды. Узнать, что интересного предлагает вуз, можно в Отделе по внеучебной работе.

Ходить на тусовки к одногруппникам или в ночные клубы, бары, пабы тоже можно. Главное — не делайте такие вечера нормой и старайтесь не отрываться, если завтра у вас семинар в восемь утра. Приходить на занятия с перегаром — провальная идея.

8. Не придавайте значения страшилкам о преподавателях

9. Не стремитесь отсидеться за спинами

Если вы пришли в пустую или полупустую аудиторию, не бегите на задние парты. Преподаватели таких студентов не любят. Они могут подумать, что вы сели туда поболтать, позалипать в смартфоне или поспать.

Выбирать передние парты не обязательно. Если не хотите активничать и быть в прямом контакте с преподавателем, садитесь в середину. Это идеальное место, на котором можно и поумничать, и полениться.

Задавайте вопросы, постарайтесь запомниться преподавателю — часто они благоволят именно тем, кто был более активным и заметным, а не самым гениальным. Если вы очень умный, но сидите и молчите, педагог может просто не узнать о ваших выдающихся талантах.

10. Следите за бюджетом

Доход студента может состоять из карманных денег, которые ему дают родители, стипендии, зарплаты, которую он получает на подработке. Эти средства будут уходить на общественный транспорт, обеды, одежду, развлечения. А если студент живёт отдельно от родителей, то к расходам может добавиться ещё и плата за квартиру или общежитие.

Студенты могут экономить на многих вещах. Обязательно проверьте, какие льготы вам положены. Например, проездной в общественном транспорте, скидки в музеях, кафе, магазинах одежды.

11. Соблюдайте режим дня

Недостаток сна Here’s What Happens When You Don’t Get Enough Sleep , отсутствие перерывов Brief diversions vastly improve focus, researchers find , неправильная диета What You Eat Affects Your Productivity приводят к снижению продуктивности, ухудшению работы мозга и другим проблемам. Поэтому учиться круглосуточно и не спать по несколько ночей не нужно.

Крепкий кофе Caffeine: How much is too much? или энергетические напитки What really happens to your body 24 hours after drinking a can of Red Bull от регулярного недостатка отдыха вас не спасут. Организм человека в течение недели привыкает к дозе кофеина и перестаёт на неё реагировать. В целом кофе для бодрости выпивать можно, главное — не больше четырёх чашек в день.

12. Применяйте знания на практике и пользуйтесь возможностями

Если есть время, ищите профильные практики и стажировки уже в период учёбы. Это поможет создать профессиональное портфолио и упростит трудоустройство после вуза.

Искать подработку можно не только в интернете. Обратитесь на свою профильную кафедру или в профком — студенческое объединение, которое есть в каждом вузе.

В профкоме также могут помочь найти место для летней практики, попасть в волонтёрскую организацию, подать заявление на стипендию.

Ещё у многих вузов заключены международные договоры с зарубежными университетами. Студенты могут уехать учиться туда на семестр или два. Нужно подать заявку и пройти внутриуниверситетский отбор. И тут вам снова помогут хорошая успеваемость и посещение занятий.

Также нередко университет помогает студентам попасть на международные стажировки, пройти короткие образовательные программы или летнюю практику за рубежом, например по Work and Travel. Узнать о подобных вариантах более подробно можно в Отделе международного сотрудничества.

Автор спецпроектов. В 2015 году закончила журфак с красным дипломом, с тех пор работаю по специальности. Люблю смотреть авторское кино, играть в квизы, узнавать новое и делиться этим с читателями.

Фото: Shutterstock

Реальная наука сегодня не живет в темных лабораториях НИИ — теперь за исследования отвечают университеты, и в их интересах продвигать свои наработки, отслеживать как региональный, так и мировой запрос

По данным одного из главных международных рейтингов The World University Rankings, лишь 16 российских вузов сегодня имеют вес в международном научном контексте (вошли в топ-1000). Что нужно, чтобы изменить это — в материале РБК Тренды.

1. Открытость



Фото:Sam Trotman / Unsplash

2. Этичность

Воспитание академической этики и неприятия плагиата, фальсификации, так называемого литературного рабства — то, с чего сегодня надо начинать готовить будущих специалистов любой области, в особенности же ученых. В мировом ученом сообществе и на законодательном уровне плагиат фактически приравнивается к интеллектуальному воровству, но в российских вузах все еще встречаются случаи покупки статей и других научных работ, публикаций в журналах для повышения публикационной активности.

3. Современные технологии

Чтобы научная деятельность была осмысленной и адекватной, нужно реализовать ее посредством новейших технологий. И речь не столько об обновлении материально-технической базы, сколько о налаживании взаимодействия между студентами и преподавателями, связей между наукой и образованием. Это задача методистов, организаторов образовательного процесса. Нужно также учить преподавателей актуальным академическим навыкам, например, навыку академического письма и азам цифровой грамотности.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

4. Ориентация на региональный запрос

Развитие узких ниш и партнерство с бизнесом — секрет востребованности у абитуриентов некоторых провинциальных вузов.

В качестве примера можно привести Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления:

5. Электронная среда

Развитие электронной вузовской среды — приоритетная задача образовательных организаций. EdTech сегодня предлагает широкие возможности для дистанта и, как показывает практика, лучше адаптироваться к удаленному обучению в период пандемии смогли те университеты, которые уже давно начали внедрять цифровые технологии. А тем, кто приступил к этому в марте, пришлось наверстывать упущенное в условиях коронавирусного цейтнота на фоне недовольства преподавателей, учащихся и их родителей.

Фото:РБК Тренды

Фото:Charles Krupa / AP

Отсутствие электронной среды или недостаточный ее уровень сегодня фактически ведут к профанации науки и студенческой практики. Но даже если многие исследования трудно реализовать в дистанте, это не значит, что на время пандемии их надо приостановить. Есть варианты, доказавшие свою эффективность в последние полгода, — в частности, это проведение удаленных исследований с помощью специального оборудования, как в уже упоминавшейся Бауманке.

В будущем, когда все эти вызовы станут средством, отечественные вузы смогут занять высокие позиции в мировых рейтингах по образовательной и научной составляющей, а престиж науки среди молодежи повысится.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Как повысить доступность высшего образования, поднять конкурентоспособность и инфраструктурную обеспеченность вузов, трудоустроить выпускников и поддержать талантливую молодежь? На эти и другие вопросы ответили участники стратсессии. Лучшие из выработанных решений лягут в основу программы развития дальневосточных вузов.

В первый день участники стратегической сессии распределились на шесть групп для определения основных проблем науки и образования на Дальнем Востоке по направлениям: конкурентоспособность университетов, трудоустройство выпускников, кадровый потенциал университетов, доступность высшего образования, работа с талантами и образовательная инфраструктура. Модераторами мероприятия выступили представители ведущих вузов России.

Работу в группах предварили установочные выступления федеральных министров и губернаторов.

Так, глава Минобрнауки отметил, что необходимо создать условия, чтобы наиболее способные и подготовленные выпускники школ могли получать качественное образование на Дальнем Востоке, чтобы в регион приезжали получать образование, а в дальнейшем — жить и работать молодые люди со всей России.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул, что качество высшего образования предопределяет социально-экономическую динамику региона на десятилетия вперед. Стратегическая сессия позволит найти наиболее эффективные и, возможно, нестандартные пути модернизации системы высшего образования, которые выведут дальневосточные университеты на новую траекторию, сделают их мощным фундаментом сильной экономики, которая создается на Дальнем Востоке.

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев выразил уверенность, что перспективной точкой роста для региона станет его включение в проект по созданию межвузовского кампуса. В кампусе будет создана новая образовательно-научная экосистема, которая объединит талантливых молодых людей и станет стартовой площадкой для новых идей и инициатив.

Во второй день работы стратегической сессии группы проектировали предложения по решению проблем науки и высшего образования на Дальнем Востоке, обозначенных накануне.

В этой работе информационную поддержку участникам стратсессии оказала серия лекций, охватывающих успешный опыт и наработки ведущих российских университетов, развитие инфраструктуры образовательных учреждений на Дальнем Востоке, образовательные и научно-исследовательские программы в агропромышленном комплексе.

В завершение сессии группы представили свои проекты по каждому из шести направлений. Среди основных предложенных мероприятий, которые могут войти в дальневосточную программу развития науки и высшего образования, стоит отметить кооперацию университетов и региональных властей, финансовую поддержку федеральных университетов и преподавательского состава, повышение квалификации и переподготовку преподавателей для нивелирования дефицита кадров в новых областях знаний, развитие и оптимизацию образовательной инфраструктуры вузов, в том числе цифровой. Также было предложено расширить перечень заказчиков целевого обучения до частных компаний и инвесторов, реализующих крупные проекты в регионе, создать венчурный фонд для студенческих проектов и внедрить систему сопровождения выпускников, развивать трансграничное сотрудничество и привлекать студентов из стран АТР и других регионов России.

Михаил Дегтярев поблагодарил глав Минобрнауки и Минвостокразвития России за предоставленную краю возможность выступить в качестве главной площадки для обсуждения вопросов науки и высшего образования в регионе.

Минобрнауки России планирует сделать проведение стратегических сессий, посвященных развитию науки и высшего образования на Дальнем Востоке, регулярным. Валерий Фальков выступил с инициативой организовать следующее подобное мероприятие через полгода.

Из-за развития технологий рабочие места и компетенции меняются быстрее, чем люди или организации могут адаптироваться. Глобальный индекс компетенций Coursera за 2019 г. показал, что две трети населения мира отстают в важнейших практических навыках. По данным исследований Всемирного экономического форума, основные навыки, необходимые для выполнения большинства профессиональных обязанностей, к 2022 г. изменятся в среднем на 42%. Предвосхищая изменения таких масштабов, компании срочно пытаются найти и получить компетенции, необходимые для поддержания конкурентоспособности. Согласно недавнему опросу PricewaterhouseCoopers, сейчас недостаток навыков является одной из трех основных угроз для бизнеса, с точки зрения руководителей во всем мире.

Университеты – хранители знаний и распорядители человеческого капитала, поэтому они должны играть главную роль в подготовке квалифицированных кадров по всему миру. Им нельзя ограничиваться рамками собственного учебного заведения. Нужно стремиться к созданию экосистемы и использовать онлайновое образование, чтобы расширить охват аудитории и установить партнерские отношения с другими университетами и поставщиками образовательных услуг. Для этого потребуются гораздо большие инвестиции, чем те 3% общих расходов, которые в настоящее время выделяются на технологии в секторе образования. Как и любой отрасли, университетам потребуются цифровые решения для преодоления больших проблем в высшем образовании.

Выйти за границы

Используя новейшие технологии, университеты могут выйти за пределы кампуса и охватить учащихся всех возрастных, академических или социальных категорий в разных странах мира. Процесс начинается с внедрения многоуровневого онлайн-обучения, оно обеспечивает гибкость и финансовую доступность. Это, в свою очередь, позволит студентам осваивать более краткие университетские учебные программы, прежде чем приступить к получению высшего образования. Технологичные форматы, например оптимизированные для мобильных устройств учебные курсы, позволяют учащемуся получать знания там, где он находится. Таким образом молодому человеку проще адаптироваться к новой учебной среде или возобновить обучение после долгого перерыва. Более продвинутый уровень – когда университеты используют адаптивные методики на основе искусственного интеллекта, чтобы персонализировать образование для миллионов людей и повысить его качество.

375 млн

работников во всем мире (14% занятых) к 2030 г., по максимальной оценке McKinsey Global Institute, придется сменить специальность из-за автоматизации, цифровизации, роста применения искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения. Минимальный прогноз – переучиваться придется 75 млн работников (3% занятых)

Университеты уже видят, что онлайн-программы высшего образования дают хороший результат. Лучшие программы MBA, такие как программа магистра делового администрирования Университета Маккуори, программа iMBA Иллинойского университета (Урбана-Шампейн), онлайн-MBA бизнес-школы Kelley и онлайн-MBA бизнес-школы Теппера Университета Карнеги – Меллона, уже предусматривают онлайн-обучение, более доступное для работающих специалистов. Эти программы также предлагают многоуровневое обучение – например, небольшой набор онлайн-курсов, которые позволяют учащимся устранить определенные пробелы в компетенциях или добавить конкретные навыки, полезные в карьере.

Применяя технологии во всем их многообразии, университеты могут изменить жизнь миллионов людей по всему миру, открыв им доступ к образованию. Но это не единственная награда. Благодаря более глубокому взаимодействию и местному отраслевому партнерству всемирно известные престижные высшие учебные заведения смогут эффективно содействовать исследованиям и поиску решений самых насущных проблем современности.

В центре экосистемы

Глобальная задача – повышение доступности высшего образования во всем мире. Университеты могут стать эпицентром реформ образования. С помощью технологий они могут объединять усилия и создать общую обучающую экосистему, а также дополнить свои собственные программы лучшими курсами от других учебных заведений. В прошлом году Монтеррейский технологический университет Мексики, Андский университет Колумбии и Папский католический университет Чили объединились в La Tríada – первый в своем роде совместный проект, в котором 150 000 студентов вузов-участников получают доступ к 100 онлайн-курсам. Преимущества не ограничиваются единой учебной программой. Университеты могут также объединиться для запуска общей системы зачетов и выставления оценок, а также создавать виртуальные пространства совместного обучения или собирать идеи от широкой аудитории, что нужно изменить в существующих курсах и каких программ не хватает.

Обмен преподавателями

Технологическое сотрудничество также поможет сократить дефицит преподавателей во всем мире. В этом году медиакомпания Inside Higher Ed сообщила о нехватке в США преподавателей компьютерных дисциплин. В Индии нехватка академических кадров сдерживает развитие лучших учебных заведений: например, в ведущем технологическом образовательном учреждении – в Индийском технологическом институте – дефицит преподавателей составляет 35%. Цифровые экосистемы позволяют легко подключать экспертов по нужной тематике из научных или деловых кругов, чтобы предложить студентам из любой точки мира индивидуальные учебные программы. Другие возможности: университеты смогут обращаться к лучшим умам из бизнес-сектора или вести онлайн-обмен преподавателями с другими вузами. Технологические экосистемы также ускоряют университетские исследования. Например, основанная на искусственном интеллекте исследовательская платформа Quartolio помогает исследователям из разных университетов, в том числе из Беркли, Массачусетского технологического института (MIT) и Стэнфорда, составить полную картину и делать научные открытия на стыке разных научных дисциплин.

Стать партнером для бизнеса

Совместная история Стэнфорда и Кремниевой долины показывает возможности, которые появляются при сотрудничестве бизнеса и научных кругов. Согласно отчету платформы PitchBook, в 2018 г. Стэнфорд мог похвастать наибольшим количеством студентов-предпринимателей в мире: 1178 человек (а также 1015 компаниями и $28,84 млрд привлеченного капитала). Так как потребности в профессиональных навыках быстро возрастают, необходимо укреплять связи между бизнесом и университетами. Например, Горная школа Парижа – пример тесного сотрудничества с бизнесом. Вуз имеет связи с более чем 100 крупными промышленными предприятиями. Помимо взаимодействия в исследовательской сфере предусмотрены стажировки и совместные учебные проекты.

Дефицит кадров по всему миру растет, и образовательные учреждения и предприятия – работодатели по всему миру должны становиться партнерами. Такие партнерства вузов и работодателей нацелены на то, чтобы учащиеся приобретали навыки, полезные при трудоустройстве. Пример – сотрудничество программы Google IT Support Professional Certificate с 25 муниципальными колледжами США, которые предлагают пройти программу обучения информационным технологиям в составе основного учебного курса. В США более 215 000 незаполненных вакансий в сфере поддержки информационных систем, и такое сотрудничество решает проблему большой нехватки компетенций. Google сводит студентов таких программ с ведущими работодателями, нанимающими сотрудников в службы IT-поддержки. Среди них, в частности, Walmart и Bank of America. Более того, Лондонский университет и Северо-Восточный университет засчитывают оценку учащимся, которые оканчивают такую онлайн-программу, при получении степени бакалавра.

Учеба на всю жизнь

Миссия высших учебных заведений меняется вместе с ситуацией на рынке труда, а ситуация такова, что образование приобретает небывало высокую значимость. От университетов ждут активной работы со всеми категориями учащихся. Они должны присваивать квалификацию, соответствующую интересам работодателей. А работодатели сегодня все больше интересуются компетенциями, а не традиционными степенями. Высшие учебные заведения должны упростить процесс освоения студентами новых навыков. И обучение не должно закачиваться после выпуска – университеты должны предлагать учащимся программы повышения квалификации в продолжение всей карьеры выпускников. Ведь сегодня все больше людей понимают, что обучение на протяжении всей жизни – единственный путь развития. А технологии будут связующим звеном в этих процессах.

Об авторе: Леа Бельски – главный вице-президент корпоративного направления в Coursera

Читайте также: