Как сделать улицы безопасными

Обновлено: 05.07.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Классный руководитель: Левандовская С. Н.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники проекта: учащиеся МКОУ СОШ №3.

Время реализации проекта: сентябрь 2018 года – март 2019 года.

Цель проекта: Создание в классе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.

1.Создание предметно – развивающей среды.

2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед.

3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Новизна проекта: в радикальном преобразовании форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у школьников ПДД.

Краткая аннотация проекта: В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности: игры, прогулки, беседы дети подробно знакомятся с ПДД, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Совместно с школьниками мы определили план работы.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный (сбор информации по проблеме) Подготовка материала и оборудования.

2.Анкетирование родителей по проблеме.

3.Педагогическая оценка результатов анкетирования.

5.Выбор концепции реализации проекта.

6.Обоснование путей реализации проекта.

9. Занятие "Безопасное поведение на дороге”

11.Выставка художественной литературы по ПДД.

13.Прогулка "Правила для пешеходов”

По результатам диагностики мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Была создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок по ПДД, подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулки, игр. Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.

Анкета для родителей по ПДД.

1.С какого возраста нужно обучать детей ПДД?________________________________________

2.Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге?_______________________________________

3.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?_____________________________________

4.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?______________________________________

5.Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?_____________________________________

6.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/с?___________________________________________

7.Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?________________________________________

8.Какие ситуации считаете опасными?______________________________________

По результатам проведённого анкетирования мы видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания 4 безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Провести квалифицированную консультацию о правилах дорожного движения.

Цель: закрепить знания детей о ПДД.

Задачи: Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.

Ход беседы: Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы: Какой транспорт едет по улице? Где можно ходить пешеходам? Кто стоит посередине улицы? Покажите, где стоит инспектор ДПС. За чем он наблюдает? Как он регулирует движение? Какие машины вы видите на улице? Зачем нужны грузовые машины?

После этого дети по предложению учителя рассказывают о видах транспорта, изображённых на картинке (автобусе, трамвае, троллейбусе).

Цель: закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания детей.

Задачи: Проверить знания детей о ПДД. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности. Формировать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.

Ход игры: Шофёр берёт автобус, заправляет его бензином, едет по маршруту. По мостовой едут пожарные, грузовые, легковые, молочные машины. Шофёры едут на зелёный свет, стоят на красный. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Инспектор ДПС регулирует движение.

Предметно – игровая среда.

Цель: Научить ориентироваться в пространстве. Проверить и закрепить знания ПДД на улицах и дорогах.

Задачи: Закреплять известные ПДД, расширить кругозор детей. Развивать навыки применения ПДД у детей. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.

Ход игры: Часть детей – пешеходы, другие – водители (у них в руках рули, на груди – эмблемы с изображением машин); один ребёнок – инспектор ДПС (регулировщик), у него в руках жезл. Регулировщик стоит боком к пешеходам, пешеходы идут, а машина в это время стоят. Регулировщик поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились.

Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Задачи: Закреплять знание изученных правил дорожного движения. Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице.

Ход прогулки: Как называют людей, идущих по улице?

Мы с вами тоже идём по улице, значит, мы – пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.

- По улице надо идти спокойным шагом.

- Идти только по тротуару, по правой его стороне.

- Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.

- Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?

Воспитатель подводит детей к переходу.

- Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу.

По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают переходить улицу.

- Посмотрите, как все переходят улицу.

Учитель предлагает детям определить, какое движение на улице – двустороннее или одностороннее, сказать об особенностям перехода.

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице.

Задачи: Убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо они знают и выполняют правила дорожного движения. Воспитывать желание делиться своими знаниями с другими детьми. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Уточнить знания о правилах дорожного движения.

Ход занятия: Ребята, многие из вас гуляют на улице. А знаете ли вы правила дорожного движения?

Цель: Выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

Задачи: Закреплять у детей представления о ПДД. Учить правилам безопасного поведения на дороге. Развивать культуру общения, обогащать словарь. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.

• Что такое улица? Из каких частей она состоит?

• Какие виды транспорта ты знаешь?

• Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?

• При каком сигнале светофора можно перейти дорогу?

• Где люди ждут транспорт?

• Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?

• Где можно играть детям?

• Для кого предназначен тротуар?

• По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

• Модно ли переходить проезжую часть дороги одному?

• С кем можно переходить проезжую часть дороги?

Консультации для родителей:

Ваш ребёнок на улице.

Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По обучению детей правилам дорожного движения важен пример взрослых. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя дорогу с ребёнком, взрослые должны обязательно держать его за руку. Надо объяснить детям, что нельзя ходить одним на проезжую часть улицы, учить правильно, реагировать на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь. Родители могут уточнить с детьми название улиц, по которым они идут, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу.

Для закрепления программного материала детям дают задание на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Родители должны знать, что необходимо воспитывать у детей самостоятельность при передвижении на улице.

Наблюдая за родителями, дети учатся с личного примера правильно переходить улицу.

Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

Родители должны знать:

• Ребёнок учиться законам дороги, прежде всего, на примере взрослых.

• Наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы.

• Большое число происшествий происходит по вине родителей. Когда дети, вырвавшись из их рук, оказываются перед близко идущим транспортом.

• При переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его. Обучение детей ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, но и должно быть наглядным.

• Хорошим средством обучения правила дорожного движения являются игры.

• Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми.

• Родителям следует познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения с велосипедом на улице и строго требовать их выполнения.

Родителям – о безопасности дорожного движения.

Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уже его-то рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать ребёнку этого порой совсем не просто. Травмы, полученные в результате наезда не ребёнка транспортного средства, особенно тяжелы.

Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.

1. По какой части улицы должны ходить пешеходы?

2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?

3. Почему надо придерживаться правой стоны?

4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару?

5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

6. Где нужно ждать троллейбус, автобус?

7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?

8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?

9. Что такое регулируемый перекрёсток?

10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?

11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?

12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?

13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?

14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете?

Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.

Играют две команды. Ведущий задаёт вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую укажет стрелка – тот номер вопроса и задаёт ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.

Вопросы 1 команде:

1.Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее?

2.Где должны ходить переходы? Где должны ездить автомобили?

3.Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу?

4.Как обозначается пешеходный переход?

5.Как регулируется движение на улице?

6.Какие сигналы светофора вы знаете?

7.Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?

8.Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Вопросы 2 команде:

1.Как надо вести себя в автобусе?

2.Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?

3.Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, жёлтому, зелёному сигналам светофора.

4.Когда надо начинать переход улицы?

5.Как нужно идти по тротуару?

6.Где на проезжей части можно переждать поток машин?

7.Что помогает регулировщику управлять движением?

8.Какие вы знаете правила поведения в транспорте?

Вывод: По результатам проведённой диагностики мы видим, что у 60% детей высокий уровень развития по данному вопросу, 30 % - средний, 10% - низкий. Обучая детей правилам дорожного движения, использовались все доступные формы и методы работы. Работа шла комплексно, у детей богатые знания о безопасном поведении на улице.

Вместе не страшно: Как сделать городские улицы безопасней для женщин — Жизнь на Wonderzine


Его создательница, молодая бразильская журналистка, часто возвращалась домой затемно после занятий. Она неоднократно замечала, что некоторые женщины едут тем же маршрутом, что и она, но при этом всё равно передвигаются поодиночке. Она создала страничку в фейсбуке, предложив простую схему помощи: если вечером женщина возвращается домой одна и видит другую женщину, они просто идут вместе, общаются и таким образом защищают друг друга. Нападения на двух женщин крайне редки, и даже если нет конкретной угрозы нападения, когда женщины идут вместе, они не испытывают страха, чувствуют себя комфортнее. За два дня страничка набрала 10 тысяч лайков. Девушки стали делиться историями из жизни, когда они боялись выходить на улицу, опасаясь нападения, или подвергались насилию со стороны мужчин.


Даже если нет конкретной угрозы нападения, когда женщины идут вместе,
они не испытывают страха, чувствуют
себя комфортнее


Одна из других мер защиты женщин в публичных пространствах — создание мест, свободных от мужчин. В своё время в индийских городах, в частности в Мумбае и Дели, были запущены женские поезда, женские вагоны и женские такси. В Индии поезда и такси стали пользоваться большой популярностью, поскольку в принципе предоставили возможность женщине относительно безопасно передвигаться по городу. Кроме того, в обществе постепенно стали меняться взгляды на права женщин: до таких поездов и такси предполагалось, что женщины просто не должны куда-то ехать, если это опасно. Такие же поезда и службы такси существуют в арабском мире, в Японии, Малайзии, Индонезии, Бразилии, Мексике. В России раздельные купе в поездах дальнего следования не получили популярности. Сам по себе такой способ далеко неидеален, поскольку не решает проблему и не меняет отношение к ней: харассмент и домогательства остаются нормой, а ответственность за насилие по-прежнему возлагается не на насильника, а на жертву.

Проблема изнасилований в Индии стоит очень серьёзно. По статистике за 2013 год, ежедневно в стране происходило 92 изнасилования. В 2012 году в государстве проходили многотысячные митинги, требовавшие обеспечения безопасности женщин. Причиной стало групповое изнасилование двадцатитрёхлетней девушки, которая позднее скончалась от полученных травм. В результате митингов индийское правительство пошло на системные изменения законодательства, ужесточив ответственность за сексуальные домогательства, поместив вуайеризм и сталкинг в разряд уголовных преступлений и уточнив юридическое понятие согласия — отсутствие сопротивления не означает согласие на секс. В некоторых городах были созданы специальные составы в судах, которые рассматривают дела об изнасилованиях в ускоренном порядке. В ряде городов запущены горячие линии для жертв насилия.


Но улицы больших городов Индии по-прежнему небезопасны. Изнасилования часто совершаются, когда женщины выходят в общественные туалеты, которые закрываются после захода солнца, кроме того, туалеты некомфортны, в них страшно находиться. Во время моего путешествия по Индии, как и большинство местных женщин, я чувствовала себя относительно безопасно только в супермаркетах и метро. Инфраструктура городов Индии требует существенных улучшений.

Также после громкого инцидента в Индии в стране активизировались частные инициативы. Индийские разработчики создали приложение для смартфонов VithU. В случае экстренной ситуации достаточно дважды нажать на иконку приложения, и смартфон позвонит по указанным при регистрации телефонам друзей или членов семьи и отправит им текущую локацию владельца смартфона. В России был запущен сбор средств на похожий проект Nimb — кольцо со встроенной тревожной кнопкой, которое синхронизируется со смартфоном. Меры этого и других подобных проектов направлены на минимизацию последствий нападения.


Если мы не обращаем внимания
на замусоренные улицы и разбитые фонари, мы сами обрекаем себя на существование
в более криминогенном обществе


Когда речь заходит о самостоятельных прогулках ребёнка на улице, родители начинают спорить о возрасте, в котором их чадо готово к таким подвигам. Но в любом случае, стоит очень тщательно проинструктировать детей по основным опасностям, которые могут ждать их на улице.

Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, как тебя не уговаривали и что бы не предлагали. Даже если незнакомец показывает очень симпатичную собачку или кошечку и просит помочь.

Не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить. Можно ответить, что ничего не нужно и тут же отходить подальше.

Если незнакомый человек агрессивен, если схватил за руку или пытается увести, то нужно как можно громче звать на помощь, вырываться, кусаться, царапаться, убегать.

О любом подобном происшествии обязательно стоит рассказать родителям, учителю и знакомым взрослым: незнакомец может быть опасен для других детей.

Ольга Шаманская, старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю по взаимодействию со СМИ:

— Сейчас дети стали более грамотные и недоверчивые по отношению ко взрослым, ими не так просто манипулировать. Сейчас общественники и психологи делают много профилактических проектов по детской безопасности на улице, мы призываем родителей участвовать в них. Главное — научить детей, что разговаривать детям с незнакомыми взрослыми нельзя ни в коем случае. Если взрослому что-то нужно, он обратится к такому же взрослому. Мы все помним трагический случай с пятилетней девочкой, которую взрослый мужчина увёл с детской площадки, заманив по-доброму на чай и печенье. Десять дней теплилась надежда на то, что она жива, но, увы, нашли её убитой, о чём говорил весь Красноярск. Преступника поймали только через год. Родители всегда должны знать, что, где, как и с кем делают их дети.

ГИБДД России опубликовали статистику аварийности на дорогах с участием детей за 2018 год и констатировали, что их уровень не снизился. За год произошло почти 20 тысяч аварий с участием несовершеннолетних, больше, чем год назад на 1.8%. Количество пострадавших выросло на 4,7% и среди детей-пассажиров: с их участием произошло 9,2 тысячи аварий.

Именно поэтому с самого раннего детства следует обучать детей основам безопасного движения.

На сайте ГИБДД можно найти урок для детей по основам ПДД и посмотреть его вместе с ребёнком.

Играть во дворе можно только на специальной, отведённой для игр площадке, где не могут ездить автомобили и мотоциклы. Кататься на самокате и роликах на незакрытой шлагбаумом дороге — опасно.

Когда ребёнок подходит к дому или видит родителей издалека. Он ускоряется и может боковым зрением не увидеть выезжающую машину. Нужно научить детей не спешить — всегда смотреть по сторонам.

Около подъездов часто стоят припаркованные машины, которые закрывают или ограничивают обзор дороги, из-за них можно не заметить другую машину, мотоцикл, велосипедиста.

Важно помнить, что ребёнку, не достигшему 14-летнего возраста, категорически запрещено выезжать на велосипеде на дорогу. Движение юных велосипедистов должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.


Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.

Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов — стой, желтый — жди, зеленый — иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.

Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребенку, как себя вести в дороге.

Важно знать: Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, дети должны понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмёт на тормоз. Главное правило безопасного поведения — предвидеть опасность.

Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае — подальше от проезжей части дороги.

Следует уступать места пожилым и больным людям — это правило не только вежливости, но и безопасности — ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.

Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.

К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.


Эксперты красноярского Центра стандартизации, метрологии и испытаний провели рейд по детским площадкам и проверили их безопасность. Оказалось, что из пяти ни одна полностью не соответствует существующим требованиям. Где-то на детских площадках отсутствует ударопоглощающее покрытие, где-то есть коррозия металлических элементов, сколы и шероховатости на деревянных деталях, выкрученные наполовину оголённые болты. Также отсутствовали амортизаторы на качалках, а крепление на каруселях было непрочным. Одно из частых нарушений — опасные горки, которые заканчиваются высоко над землёй. Дети могут пораниться, скатываясь с них.

Родителям перед тем как выпускать детей гулять самостоятельно, учесть все небезопасные моменты и обратить на них детское внимание. А в идеале — выбрать площадку, соответствующую всем стандартам.

Кажется, что одна из страшилок детства 90-х — открытые колодцы или не полностью закреплённые крышки на них — постепенно уходит в прошлое. Сегодня можно за несколько месяцев не встретить ни одного незакрытого люка. И в этом таится особая опасность — родители упускают из внимания: учить детей не наступать на крышки люков, обходить и не заглядывать в отрытые колодцы, надо с раннего детства, пока малыш ещё ходит за руку с родителем. Тогда к 4−5 годам у него выработается автоматическая привычка обходить люки. К сожалению, позапрошлым летом в Красноярске произошла трагедия — трёхлетний мальчик поскользнулся у открытого колодца, упал в него и утонул. Причём исследование этого люка производили незадолго до несчастного случая — тогда колодец был закрыт.

Категорически запрещайте детям наступать даже на закрытые крышки колодцев! Обращайте внимание на открытые колодцы, объясняйте их опасность: маленький ребёнок может утонуть или сильно травмироваться, а если он провалится, его могут услышать и спасти не сразу.

Если вы стали свидетелем, как в пункте приёма лома принимают люки без соответствующих документов, сообщите в полицию.


Российский урбанист Аркадий Гершман показывает, как сделать улицы Ташкента удобными и безопасными.

Задача урбанистики — создать комфортный для людей город. Ведь только такой город сможет притягивать людей, создавать социальные связи и развивать экономическую деятельность.

Быстрое, безопасное и комфортное перемещение определяет вид, дружелюбность и эффективность города. Транспорт в городе определяет вашу свободу: вы не будете ездить в магазин в двух часа езды от вас, не будете встречаться с девушкой или парнем в трех часах езды и будете плохо работать при дальних ежедневных поездках на работу.

Сегодня города вновь возвращаются к пешеходам и трамваям — почему?

Математика улиц

Пространство ограничено физически, поэтому нужно уместить много людей на небольших улицах. Личные автомобили в этом вопросе оказываются самым неэффективным решением — они занимают слишком много места и везут слишком мало людей. Тут можно подискутировать насчет местных особенностей и традиций, но математика и геометрия всегда правы — вне зависимости от географии и этнографии.

С середины прошлого века во многих городах мира с пробками пытались бороться методом расширения улиц за счет тротуаров, трамвая, зелени и даже сноса зданий. Повышение пропускной способности улицы за счет других в итоге снижало провозную способность улицы:

автомобильная полоса в час переваривает порядка 900 машин или около 1000 человек (в каждой машине в среднем едет 1,3 человека);

обычный трамвай на том же месте и времени может перевозить от 9000 до 22000 людей на 3 метрах.



Улица Лутфий в Ташкенте. Фото: Аркадий Гершман.

Широкая многополосная улица, бесплатная парковка, опасные переходы и разбитые тротуары вынуждают людей купить машину и пополнить пробку, поэтому любые развязки или расширения имеют временный эффект и в итоге приводят лишь к еще большим пробкам.

Это проходили в США, Европе, России, Японии, Китае и других точках планеты — везде результат одинаковый.

Международные исследования однозначно говорят, что развитый общественный транспорт, удобные тротуары и безопасная велоинфраструктура лучше стимулируют девелопмент, малый и средний бизнес.

Правильные решения

Попытку угнаться за растущим числом машин с помощью расширения дорог можно сравнить с расстегиванием ремня при наборе веса — вроде легче, но не лучше. Поэтому сегодня практикуется метод управления спросом на передвижение людей в городе на автомобиле.

Города физически, экономически и административно стимулируют каждого человека поехать в кафе или на работу на автобусе или другом общественном транспорте. Платные парковки и проезд, широкие комфортные тротуары и велодорожки с узкой проезжей частью для машин, выделенные полосы и так далее — все эти инструменты нужны для управления транспортом.

В комфортном городе главный участник движения — пешеход.

Каждый из нас пешеход: пассажир трамвая должен дойти до остановки, автомобилист выходит из подъезда и идет пешком. Даже велосипедисты ходят ногами. Некомфортное для пешехода место становится мертвым — люди перестают ходить по улицам, вымирает бизнес, повышается уровень преступлений.



Пешеход перелезает через забор, чтобы перейти улицу Мукимий в Ташкенте. Фото: Аркадий Гершман.

Быстрая езда среди пешеходов, автобусов и домов должна быть просто некомфортной для водителя, и для этого инфраструктура создает физические ограничения. А ставить знак ограничения скорости в 50 км/ч на прямой как стрела дороге, где можно спокойно посадить самолет, бессмысленно.

Идеальный перекресток Мукимий — Лутфий

Перекресток улиц Мукими и Лутфий — типичный пример нарушения транспортных и градостроительных принципов в попытке заменить улицу дорогой. По сути это рукотворная река, которую сложно перейти здоровым людям и практически невозможно пенсионерам или инвалидам — одна сторона отрезана от другой.



Перекресток улиц Мукимий и Лутфий в Ташкенте. Фото: Аркадий Гершман.

Поэтому многие либо перестают здесь ходить, либо стараются обмануть правила — большое число перебегающих людей однозначно говорит о транспортной ошибке.

Первым делом нужно создать понятный размер перекрестка и организовать правильно движение. Обычные Х-перекрестки просты и подсознательно всем понятны, а островки безопасности разделяют пространство и показывают траекторию движения.



Нажмите для увеличения.

Запрет поворотов или их оттягивание на развороты приводит к перепробегам и увеличению нагрузки на все участки дороги, поэтому такое не практикуется на обычных улицах — это лишь переносит пробку чуть дальше и делает движение неудобным. Отсюда хаос, а совместно с высокими скоростями это приводит к авариям и жертвам.

С каждого перекрестка можно уехать направо, налево и прямо — движение стало понятным и логичным для любого, без лишних перепробегов и опасных разворотов.



Нажмите для увеличения.

На этом участке не получится ехать слишком быстро — он рассчитан на скорость 50 км/ч, и это не проблема, а решение. Быстрая езда по обычным улицам многократно увеличивает вероятность аварии с жертвами: у водителя хуже обзор и меньше времени на реакцию. Жители получают более тихие, спокойные и безопасные улицы.

Все пешеходные переходы сделаны за счет зебр и светофоров. Перейти улицы должно быть безопасно и просто, а надземные и подземные переходы усложняют это. Примерно треть населения города — старики, дети, инвалиды и другие маломобильные люди, для них каждые 50 метров даются с трудом, не говоря уже о подъеме на уровень третьего этажа. Поэтому такое решение сделает город доступный каждому. Без унижения достоинства.

Сомневающиеся могут сходить со своими родителями до такого перехода и предложить им перейти улицу с пакетом продуктов туда-сюда несколько раз.

Кроме того, люди эволюционно склонны к сохранению энергии при передвижении. Поэтому мы не ходим кругами, поэтому же люди перебегают улицы прямо под надземными переходами при первой возможности.



Пешеходы переходят дорогу в тени надземного пешеходного перехода над улицей Лутфий в Ташкенте. Фото: Аркадий Гершман.

Таким образом, мы делаем переходы понятными и безопасным для пешеходов. На улицах перед этим местом уже есть светофоры, поэтому при правильной организации фаз в координации время проезда участка не должно увеличиться. Более того, светофоры помогают дозировать поток машин — это важный элемент для управления трафиком и избегания неконтролируемых пробок.

Как можно заметить из предлагаемого решения, на улице уменьшилась площадь асфальтового поля и вновь появились деревья. Деревья важны для создания комфортного микроклимата и снижения нагрева асфальта летом. Кроме того, это дополнительный элемент успокоения трафика: во время езды человек оценивает свою скорость не столько с помощью спидометра, сколько за счет статичных объектов.

Высвободившиеся пространство на самом перекрестке можно пустить на частичную застройку, скверы или иные цели — все будет эффективнее и лучше, чем пустое асфальтовое поле.


Текст: Аркадий Гершман, Никита Макаренко
Фото: Аркадий Гершман
Иллюстрации: Эльдос Фазылбеков

Читайте также: