Как сделать украинские водительские права

Обновлено: 03.07.2024

Обмен украинских водительских прав на российские

Водить автомобиль в России могут не только обладатели российских права, но и иностранцы, владеющие международными или национальными удостоверениями. В то же время для обладателей иностранных прав, в том числе и украинских, существуют определенные ограничения по сфере деятельности, в которых можно использовать национальное в/у другого государства. По этой, а также по некоторым другим причинам обладателям водительских удостоверений Украины приходится менять их на права российского образца.

Законодательная база

Основными нормативно-правовыми актами, имеющими значения в вопросе использования иностранных прав и их замены на российские аналоги, являются:

Федеральный закон № 196-ФЗ устанавливает порядок использования иностранных прав в РФ и ограничения, которые накладываются на обладателей иностранных в/у. Постановление Правительства РФ определяет порядок получения российских национальных прав, в том числе и иностранными гражданами.

Действуют ли иностранные права в России?

Ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ устанавливает возможность вождения автомобиля на территории РФ на следующих условиях. Иностранцы могут законно водить автомобиль, если:

  • ими получено российское водительское удостоверение;
  • у них есть национальные и международные права (предъявляются вместе), соответствующие международным соглашениям в области безопасности дорожного движения (Венской и Женевской конвенциям);
  • они являются обладателями национального в/у, записи в котором произведены или дублированы буквами латинского или русского алфавита, либо к правам приложен нотариально заверенный перевод на русский язык.

Существует одно важное ограничение – указанные положения распространяются исключительно на использование автомобиля в личных целях. Если иностранец планирует водить в РФ автомобиль с целью осуществления предпринимательской или трудовой деятельности, связанной с управлением ТС, в силу вступает п. 13 ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ.

Он запрещает вождение с такими целями обладателям иностранных удостоверений, за исключением:

  • граждан Киргизской республики;
  • граждан стран, в которых русский язык признан официальным.

В последний список входят два государства – Республика Беларусь и Казахстан.

Можно ли пользоваться украинскими права в РФ?

Украинские национальные водительские права

РФ присоединилась с двум международным договорам в области дорожного движения – Венской и Женевской конвенциям, Украина ратифицировала только Венскую конвенцию. Соответственно, в отношении между двумя странами действуют положения Венской конвенции, касающиеся взаимного признания водительских удостоверений. Украинцы могут водить автомобиль в личных целях в РФ с национальными правами, если они соответствуют Венской конвенции, то есть записи в них дублированы латиницей.

Если же гражданин Украины пребывает в РФ дольше этого времени, то есть оформляет РВП, а далее – и ВНЖ, его национальное в/у прекращает действовать в РФ. В таком случае украинцу придется оформить российское удостоверение.

Причины для обмена прав

Причинами, побуждающими украинцев получать российские водительские удостоверения, могут быть:

  • несоответствие водительского удостоверения международным стандартам (отсутствие в правах записей на латинице);
  • необходимость осуществления трудовой или предпринимательской деятельности в РФ;
  • получение официального статуса в РФ (РВП, ВНЖ, статуса беженца);
  • оформление российского гражданства.

Национальные украинские права могут быть не только у граждан соседнего государства, но и у лиц, получивших российское гражданство. Следует учитывать, что положения Федерального закона № 196-ФЗ, касающиеся возможности управлять ТС с национальными и/или международными правами, распространяются исключительно на иностранцев.

Украинцы, получившие российское гражданство, для вождения ТС в РФ обязаны получить местное водительское удостоверение.

Нюансы обмена прав

Замена иностранного водительского удостоверения на российский аналог мало чем отличается от получения россиянином прав впервые. Украинцам, как и другим иностранцам, придется пройти медкомиссию и сдать экзамены ГИБДД. Единственное отличие – для обладателей иностранных удостоверений необязательно проходить обучение в автошколе.

Например, если водитель имеет в правах несколько категорий вождения (A, B, C и D), ему достаточно сдать экзамен на категорию D, чтобы все остальные категории были перенесены в российское удостоверение. Если же он сдаст экзамены только на категорию B, то в российских прав ему дополнительно будут открыты только категории M и A.

Как поменять украинское в/у на российское?

Точная процедура замена украинских прав на российские права регулируется положениями ст. 38 Постановления Правительства РФ № 1097.

Прохождение медкомиссии

Медицинское заключение водительской комиссии

Правила проведения медкомиссии установлены Приказом Минздрава РФ № 344н. Пройти освидетельствование можно как в частной, так и в государственной клинике. Справка по форме 003-В/у должна содержать положительное заключение следующих специалистов:

  • терапевта;
  • офтальмолога;
  • психиатра;
  • психиатра-нарколога.

Для замены прав категории C, D, их подкатегорий, Tm и Tb необходимо получить положительное заключение невролога и отоларинголога, а также сделать электроэнцефалографию. Заключение невролога может понадобиться и для водителей других категорий по направлению врача-терапевта.

С 2022 года прохождение медкомиссии также будет включать в себя лабораторное исследование мочи на наличие в ней психоактивных веществ.

Сдача экзаменов

Иностранцы, меняющие национальные права на российские, сдают те же экзамены, что и россияне, впервые получающие в/у. Экзамен ГИБДД разбит на два этапа:

  • теоретический на знание правил ГИБДД;
  • практический.

Теоретический экзамен состоит из 20 вопросов, разбитых на 4 блока. Каждая ошибка увеличивает количество вопросов еще на 5 штук. Разрешено допустить не более 2 ошибок в разных блоках.

Практическая часть экзамена, в свою очередь, разделяется на две части:

  1. демонстрации первоначальных навыков вождения на автодроме;
  2. выезда на городскую трассу.

В обеих частях практического экзамена нужно набрать не более 5 штрафных баллов. Баллы начисляются за ошибки в управлении ТС и разделяются на мелкие, средние и грубые.

Планируемое изменение практической части экзамена (отмена автодрома, изменение системы начисления штрафных баллов) откладывается до 01.04.2021 из-за эпидемии коронавируса.

Необходимые документы

Для получения российского национального удостоверения необходимо подготовить следующий список документов:

  • заявление на получение прав;
  • паспорт Украины либо иной документ, удостоверяющий личность (удостоверение беженца);
  • иностранное водительское удостоверение;
  • заключение медицинской комиссии;
  • нотариально заверенные переводы в/у и паспорта на русский язык;
  • квитанцию по оплате госпошлины и/или документ, подтверждающий право на льготу при ее оплате.

Получение водительского удостоверения

Получение водительского удостоверения

Для обмена прав необходимо записаться на прием в территориальное подразделение МРЭО ГИБДД, заполнить заявление и предоставить пакет необходимых документов. Непосредственно сама процедура обмена занимает не более часа. Обмен прав не означает, что обратившееся лицо лишится своего украинского удостоверения – после получения российского аналога ему возвращается оригинал документа.

Расходы на получение прав

Расходы на обмен иностранного водительского удостоверения на российские права включают в себя:

  • уплату госпошлины за выдачу российских прав – 2000 руб.;
  • оплату медицинской справки по форме 003-В/у.

Стоимость получения медицинской справки зависит от водительской категории и количества врачей, заключение которых нужно получить. Также нужно учитывать, что в Москве или в Санкт-Петербурге справка обойдется существенно дороже, чем в провинции. В среднем, за нее придется заплатить от 1,5 до 4 тыс. руб.

В каких случаях могут отказать в обмене?

Отказать в обмене украинских прав на российские могут в следующих случаях:

  • заявитель обратился с заявлением о замене прав вместо утраченного иностранного в/у;
  • заявитель не достиг возраста получения российских прав;
  • несоответствие удостоверения стандартам Венской конвенции;
  • истечение срока действия прав;
  • претендент был лишен права управления транспортными средствами;
  • предоставлены поддельные, подложные, не соответствующие российским стандартам документы, срок действия документации истец либо предоставлен неполный пакет документов.

Также в обмене прав будет отказано, если в ходе освидетельствования будут выявлены медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.

Что делать в случае отказа?

В большинстве случаев, не связанных с предоставлением неполного перечня документов или наличием медицинских противопоказаний, гражданин Украины может получить российское в/у в стандартном порядке. Это означает, что ему придется пройти курс обучения в автошколе, сдавать экзамены в ГИБДД и получать права на общих основаниях. Если отказ в обмене связан с предоставлением неправильной документации, то после исправления положения можно снова обратиться в МРЭО ГИБДД для обмена прав. Если же отказ связан с выявлением медицинских противопоказаний, то с надеждой водить автомобиль в России, вероятно, придется проститься.

Без предоплат: водительские права теперь продают в Интернете-1200x800

"Все зависит от крыши"

Если раньше для получения прав ученику-двоечнику, кроме нескольких сотен долларов, нужно было иметь "правильные знакомства", то сейчас водительские права продают просто в интернете. На просторах Сети на различных досках объявлений с легкостью можно найти десятки предложений от "решал", которые за определенную плату обещают содействие в сдаче экзаменов и получении удостоверения.

Но особое внимание "Вестей" привлек специализированный сайт, который выдается первым в списке Google по запросу "купить права" c флажком "реклама". Не долго думая, мы позвонили по указанному номеру. И ответ нас, мягко говоря, поразил. "Права с категорией B1 B обойдутся вам в 7300 грн. Если хотите добавить категории С и А, то это будет стоить 9100 грн, но больше категорий сразу мы открыть не можем", — рассказал нам мужчина, который представился Андреем. По его словам, документ изготовят за 10 дней. "Сам процесс получения водительского удостоверения для вас на 100% легален: документы оформляются через автошколу, права будут внесены в базу. Мы работаем с сервисными центрами и никаких предоплат не берем. Права высылаем наложенным платежом через "Новую Почту", где вы можете удостовериться, что документ подлинный и внесен в базу. Только потом вы оплачиваете. Если условия устраивают, вы мне на Viber фотографируете первую страницу паспорта, штамп с пропиской, ИНН, а также фото любого размера. Также нужна ваша подпись на чистом листе бумаги. Мы ее также перенесем на права", — добавил Андрей.

Впрочем, как говорит "Вестям" источник в одном из сервисных центров Киева, предложение, мягко говоря, не типичное. "Как правило, если у человека нет автошколы, то такие заказы быстро не делаются. Мы, чтобы перестраховаться, делаем права за 2–3 месяца. Это время человек как бы проходит учебу в автошколе. Да и цена у нас меньше — 6 тыс. грн. Но сказать с уверенностью, что это невозможно, я не могу. Все зависит от их "крыши", — сказал нам источник.

Видео исчезают

Показательно, что еще с прошлого года в Украине была введена видеофиксация практического экзамена на право управления автомобилем. Тогда, представляя новшество, замминистра Антон Геращенко заявил, что это один из предохранителей коррупции и, мол, подделать уже ничего невозможно.

Но на самом деле, как уверяет общественный активист из Чернигова Михаил Вернадский, это нововведение не работает. "В свое время я подавал запросы в сервисный центр МВД, чтобы мне предоставили видео теоретической и практической частей. Но они сказали, что хранят эти видео только один день. Тогда я написал им другое заявление с требованием ознакомиться с видео экзаменов этого же дня. Тогда мне говорили, что они его не сохранили, и заявили, что большинство учеников сейчас подают письменные или устные заявления о том, что они отказываются от видеофиксации практической части. То есть этих видео просто нет", — говорит "Вестям" Вернадский.

В свою очередь, глава ГО "Развитие инфраструктуры" Станислав Гвоздиков сказал "Вестям", что проблема коррупции при покупке прав кроется в отсутствии реестров. "Этот беспредел продолжается потому, что до сих пор нет четкого контроля за сервисными центрами, нет даже электронного реестра, нет, по сути, ничего", — говорит "Вестям" Гвоздиков. По данным различных украинских общественных организаций, на сегодняшний день "покупается" более 80% водительских удостоверений.

Эволюция "бегунков"

Параллельно эволюционировали и так называемые бегунки — дельцы, которые за отдельную плату предлагают гражданам ускорить любой процесс в сервисном центре. Если "до реформы" они в любую погоду обитали на крыльце или в курилке МРЭО, то теперь обзавелись личными кабинетами внутри сервисных центров.

Как рассказал "Вестям" киевлянин Владимир П., еще до карантина он обратился в сервисный центр на улице Усенко в столице, чтобы переоформить два автомобиля. "Я приехал около 10 утра, мне сказали, что нужно получить талон с номером очереди. Я его получил и начал ждать. На табло примерное время ожидания составляло 90 минут. Но по прошествии этого времени очередь не сильно продвинулась, а я начал замечать, что мимо меня проходят люди без очереди. Сперва я не придал этому значения и отправился в кафе выпить кофе. Там же, за кафе, я заметил целый ряд кабинетов, которые оказывают различные вторичные услуги. И, как оказалось, они же предоставляют услуги по ускоренному решению вопросов. Прямо посреди кафе стоит столик, а за ним две женщины. Не долго думая, я подошел к ним и сказал, что приехал с родственниками на перерегистрацию и целый день терять не хочу. На что они мне ответили: без проблем, давайте документы. Спустя несколько минут они принесли нам два оформленных заявления на имя новых владельцев и отправили на экспертизу. То есть за пять минут мы прошли всю электронную очередь и получили документы. Единственное, что с экспертизой они нам уже не помогали. Цена вопроса — 2,4 тыс. грн наличкой", — говорит "Вестям" Владимир.

Сейчас сервисный центр на Усенко закрыт на карантин, поэтому проверить информацию нам не представилось возможным. Тем не менее наш источник уверяет, что подобная практика достаточно распространена.

"Несмотря на существенное упрощение регистрации нового автомобиля и перерегистрации при купле-продаже, очереди все равно существенные, поэтому эта услуга пользуется спросом. Если в СЦ есть знакомые, то, как правило, все можно сделать дешевле. Например, по прайсу для "перекупов" такая услуга стоит 2–2,2 тыс. грн. Как правило, все документы в подобных случаях делаются без присутствия клиента", — сказал нам источник.

В то же время, как говорит "Вестям" адвокат Ростислав Кравец, как бы там ни было, нужно признать, что коррупции в сервисных центрах стало меньше. "С развитием онлайн-сервисов многие вопросы, за которые раньше взимались взятки, теперь решаются несколькими нажатиями клавиш, а, соответственно, и количество личных встреч между чиновниками и клиентами сведено до минимума. Я слышал, что остались взятки за ускоренное продвижение в очереди, но это уже не те объемы, которые были раньше", — отметил Кравец.

Вернуть права и авто-двойники

Кроме прочего, по словам нашего собеседника из одного из сервисных центров Киева, "решалы" все еще посредничают по вопросам возврата или выдачи новых прав. Например, если водитель попался на пьянке, решить вопрос предлагают, начиная от $1000.

"За эти деньги могут предложить сделать новые права, правда, с опечаткой в фамилии и имени", — утверждает наш собеседник. Также, по его словам, очень популярной услугой до недавнего времени было занижение экспертной оценки авто. За нужные цифры в отчете просили $200–300. А вот поставить на учет проблемное авто или "двойника" решаются далеко не все.

"В этом вопросе есть много тонкостей. Обычно выдается техпаспорт и номера, которые дублируют уже существующие. Но на это готовы пойти не все. Да и цена на такие услуги немаленькая — от $1,5–2 тыс. и выше". Хотя, как признают сами патрульные, "двойников" на украинских дорогах хватает. Об истинных масштабах проблемы стало известно после запуска системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, когда в органы МВД начали обращаться толпы водителей, получивших штрафы за нарушения, которые они не совершали.

Для управления транспортом в других странах жителям Украины нужно получить специальный документ – украинские права международного образца. Оформлять его нужно ещё до отправки заграницу.

украинские права

Как выглядят украинские международные водительские права

Внешне документ выглядит как серая книжечка формата А6. Сведения в нее вносятся из внутреннего водительского удостоверения с той лишь разницей, что информацию переводят на несколько языков. Украинское же свидетельство, выглядит как пластиковая карточка с фотографией автовладельца.

Получать МВУ потребуется только для вождения заграницей. Интернациональное свидетельство могут запросить в ряде случаев, например:

  1. для оформления авто в прокат;
  2. при наступлении страхового случая;
  3. для подтверждения личности иностранца и т.д.

Водительское удостоверение, которое выдается жителям Украины, полностью соответствуют требованиям к документам, предоставляемым автовладельцам в странах ЕС. Поэтому в большинстве случаев для поездки в Европу достаточно иметь при себе внутренние права.

Во внутренних свидетельствах присутствуют все данные, которые приводятся в МВУ. В украинском удостоверении все надписи с информацией дублируются латиницей, а в конце указывается дата окончания действия документа.

Пластиковые карточки, которые выдают украинцам, соответствуют образцу, принятому в Венской конвенции о дорожном движении. Благодаря этому граждане Украины могут посещать страны, подписавшие этот международный договор, и во время пребывания там брать под управление транспортные средства. Например, Россию, Казахстан, Беларусь и т.д.

Другое дело, если требуется посетить страны, принявшие Женевскую конвенцию. Для посещения этих государств водитель должен взять не только национальное свидетельство, но и оформить International Driving Permit, IDP, т.е. МВУ.

Отличия украинского удостоверения от документа международного образца не только в переводе, но и в указании дополнительных данных. Во внутренних правах не указывается прописка, из-за чего заграницей пластиковая карточка не считается удостоверением личности.

Внимание! Некоторые зарубежные авто прокаты позволяют брать в аренду машину, предъявив лишь национальную карточку. Но чаще всего нужно именно МВУ.


При получении гражданства России я продолжал ездить по ВУ, выданному в Украине. Оно соответствовало всем международным требованиям, и, будучи ещё гражданином Украины, я интересовался в МРЭО, могу ли я передвигаться по нему по территории РФ — ответ был положительным.

Далее, после получения гражданства я купил свою первую машину, и при регистрации показывал ВУ сотруднику ГАИ, который сказал, что всё нормально.

Ну а дальше — нормально и нормально. Езжу, поменял авто, съездил в ЛНР, катаюсь — как и все. И тут тормозит меня отряд ДПС в моём городе, типичное для них "проверка документов" — я же без проблем, все подряд (ПТС, СОР, страховку, права, паспорт) в руки, и сижу, жду, когда отпустят, и я поеду далее. Но не тут то было — глаза блестят, и произносит сотрудник фразу "У вас ВУ не действительно".

— ступор…
— в течении 2х месяцев вы должны были поменять
— почему? я уже 2-ю машину поменял, и езжу по ним
— а паспорт давно получали?
— с пол года назад, даже больше. При постановке обоих авто на учёт, я интересовался у сотрудников ГАИ, сказали, что всё нормально.
— ну незнаю. Пройдёмте…

Далее ведёт меня к машине, где сидит второй сотрудник. Отдаёт ему всё со словами "на, посмотри, говорит спрашивал".

— ооо, от 5 до 15 тыщ штраф!
— О_о схуяли?
— 2 месяца!
— я спрашивал — нормально всё было
— я не знаю, у кого ты там спрашивал! Может ты у продавца или у соседа спросил!
— я спрашивал в МРЭО и ГАИ гор.Железногорска у сотрудников госавтоинспекции. Я же не на улице это у первого прохожего узнал?!
— не знаю кароче. 5-15. Думай
— что думать? Надо — пиши, оформляй, я всё объясню.
— не, прийдёшь завтра к начальнику милиции — у него заберешь, а он назначит штраф, какой там тебе дать
— номер кабинета, как зовут?
— он один там
— ну оформляйте, не вопрос, я любому обосную. Документ международный, не истёкший, согласно всем требованиям международным оформлен. Согласно Венской конвенции я имею права по нему передвигаться по территории любого государства. Права у вас — машину здесь бросать?

… смотрит на меня, на машину, на права. Понимает, что волокиты предстоит…

— ты где работаешь?
— здесь, в больнице
— кем?
— программистом.
— … что же с тобой делать?
— пишите, я в своих действиях уверен
— значит так Денис: на, на первый раз прощаю, но ЖДУ ОТ ТЕБЯ
— ? спасибо, до свидания
— ЖДУ ОТ ТЕБЯ, я тебе пятёрку и больше делаю

забрал права, и уехал. Поставил машину у брата. Отдал ему ключи — он свою пока делал, познавал религию JDM.

В это время я усердно начал искать правовые форумы и читать различные законы. Долго не мог найти приказ, согласно которому действуют сотрудники, и о каких 2х месяцах шла речь. После длительного чтения, я наткнулся на внутренний закон, которым они руководствуются, где сказано, что в течении 60-ти суток, лицо, принявшее гражданство, имеет право передвигаться по водительскому удостверению, выданному ранее. Дальше нужно получать ВУ РФ.

Вот об этой процедуре ни у кого-то, какраз, и не было информации.

Ответ пришёл через неделю (или, 2, не помню уже). Там сказано, что нужно менять, а как — обратитесь в любое подразделение — там расскажут.


У местных друзей и знакомых поспрашивал, как это делается — все говорят, что медицину обошёл, и у них одни права на другие обменял.

Обнадёжившись, прошёл медкомиссию (которая, кстати говоря — 1000 ₽ почти стоит). Приехал к ним, а там мне заявляют:
— нотариальная копия перевода свидетельства об окончании автошколы
— нотариальная копия перевода экзаменационной карты
— нотариальная копия перевода водительского удостоверения
— медкомиссия (оригинал)
— медкомиссия (копия)
— ВУ (оригинал)
— квитанция об оплате госпошлины (2000 ₽ + 40 ₽ взял комиссию терминал)

и, главное, полное прохождения экзаменирования:
+ прохождение тестирования (20 вопросов на компьютере)
+ сдача автодрома
+ сдача города

Т.е., то, что ты с правами, освобождает тебя только от процедуры обучения в автошколе.

На вопрос, зачем сдавать практику (теорию ладно — никому не лишним будет знания освежить), если стаж уже есть, в экзаменационной карте тоже указано, что сдавал, ответа внятного не услышал. Машину тебе тоже не предоставляют — ищешь, договариваешься с автошколой, платишь — отдельно, твой гемморой.

В итоге — сбор всех документов, их переводы, нотариальное заверение, трата кучи времени и денег.
После — приехал, сдал, оплатил… какой-то был хамовитый мент, который не принял докумнеты, ему не понравился перевод прав. Чем — не услышал, кроме "не а чё вы тут права качаете?"… Забрал, ушёл. Приехал в другой день — нормальные сотрудники, приветливые люди. Документы приняли — сказали, что бы шёл сдавать экзамен. Сдал. С первого раза. После в распечатке увидел, что на какой-то один вопрос я ответил с ошибкой. Сказали ехать на автодром. Он за городом. Там в 11:00 принятие экзамена.

Приехал. У первой машины с инструктором автошколы оплатил 500 ₽ — и с первого раза сдал площадку. Далее — в 13:30 в городе след. экзамен (тоже 500 ₽).

Приехал, везде проехался нормально, но на перекрёстке развернулся слишком резво, и кого-то там на горизонте я не пропустил — через неделю приехал, и пересдал, как тюлень ожидая, пока все по горизонт не проедут☺

Сейчас у меня двое прав, и я опять не пешеход ☺ Вся нервотрёпка — ощутимая потеря веса в кошельке, нервов, и хождения по постулатам бюрократии. Здесь всё это описал, что бы такие же как я — сразу имели информацию, а не маялись в её поиске.

Читайте также: