Как сделать учеников более внимательными на уроках

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

§ Рекомендации, которые помогут сконцентрировать внимание детей и повысить их мотивацию.

Переход на дистанционное обучение позволяет отойти от традиционной классно-урочной системы и открывает новые возможности для учителей. В то же время онлайн-преподавание вызывает у педагогов много сложностей. Один из важных вопросов — как удерживать внимание детей во время дистанционных занятий и что делать, если ребенок часто отвлекается?

Нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова поделилась советами, как сконцентрировать внимание учеников во время видеоурока и повысить их мотивацию.

1. Научите детей пользоваться инструментами дистанционного обучения

Если дети не поняли, как работает платформа для вебинаров или приложение с задачами, они будут часто отвлекаться на технические проблемы: поиск нужной кнопки, включение микрофона. После этого им будет сложно вернуться к содержанию урока.

Заранее расскажите ученикам, как работать с выбранной вами платформой и пользоваться нужными приложениями. По возможности выделите для этого отдельный урок — дети спокойно потренируются, а вы не будете беспокоиться о содержании.

2. Уберите отвлекающие факторы

Сделайте так, чтобы внимание учеников ничего не отвлекало. Хорошо, если вы будете вести занятия на белом, однотонном или размытом фоне, чтобы дети не пытались рассмотреть детали за вашей спиной.

Попросите родителей организовать рабочее место ребенка так, чтобы на письменном столе не было лишних предметов. Установите правило — во время онлайн-занятий должны быть закрыты все социальные сети, мессенджеры и вкладки в браузере, не касающиеся учебы.

3. Комментируйте свои действия

4. Расскажите о том, что будет происходить на уроке

5. Помните об обратной связи

Чаще подводите промежуточные итоги. Обсуждайте результаты группы, подчеркивайте успехи конкретных учеников. В конце каждого урока резюмируйте, что из запланированного удалось выполнить.

Обратная связь по ходу урока помогает удерживать внимание и мотивацию, а подведение итогов структурирует работу. Это особенно важно во время дистанционного обучения. С помощью обратной связи вы компенсируете отсутствие такого фактора внешней организации учебного процесса, как звонки и перемены.

6. Привлекайте непроизвольное внимание

Непроизвольное, или пассивное, внимание — это внимание, вызванное внешними причинами, не требующее специальных усилий со стороны ребенка. Непроизвольное внимание учеников можно привлечь, например, с помощью контрастов. Используйте жестикуляцию, сделайте речь более эмоциональной, меняйте темп и громкость речи.

7. Делайте уроки разнообразными

Переход на дистанционное обучение требует предварительной подготовки, но сейчас доступно большое количество качественного обучающего контента. Включайте в урок иллюстрации, короткие видеоматериалы, обучающие квесты и дидактические онлайн-игры. Чередуйте работу с монитором и выполнение заданий на бумаге. Смена деятельности помогает удерживать внимание детей. Но при этом не забывайте структурировать деятельность, объяснять, на что направлено конкретное задание, и зачем вы смотрите видеоматериалы.

8. Сделайте запись урока

По возможности запишите урок, чтобы он был доступен для тех учеников, которые не смогли подключиться онлайн. Это отличный способ добавить в дистанционное обучение индивидуальный подход — дети могут посмотреть непонятные моменты или пройти занятие в комфортном для них темпе.

9. Помогите ученикам организовать время

Четко составленное расписание на каждый день — основной помощник для управления временем и концентрации внимания. Обсудите с родителями важность личного расписания и попросите помочь детям составить список дел на день.

В ежедневном списке дел обязательно должна быть двигательная активность и время, которое дети проведут по своему усмотрению.

10. Проводите гимнастику

11. Выдавайте задания дозированно

Не все дети могут сами планировать, сколько заданий нужно делать каждый день, чтобы сдать их через неделю. Большое количество заданий пугает, и даже самые организованные дети могут опустить руки.

Группы риска при дистанционном обучении — это, во-первых, дети со слабо развитыми регуляторными функциями, неусидчивые и импульсивные, и, во-вторых, ученики с невысокой учебной мотивацией. Таким ребятам особенно важно включение в урок интересного контента и смена деятельности. Уделяйте ученикам внимание и хвалите даже за небольшие достижения.

Научные исследования доказывают, что школьники, обучающиеся дистанционно, могут добиться тех же академических успехов, что и при традиционной очной форме.

1. Организовать процесс обучения — расставить цели, расписание и сроки выполнения.

2. Использовать разные форматы работы и способы подачи учебного материала.

Каждый педагог, особенно в начеле своей работы, сталкивается с проблемой невнимательного слушания на уроке. В этой статья я рассмотрела некоторые способы привлечения внимания учащихся и попыталась разобраться, почему же у некоторых школьников слабая концентрация внимания.

ВложениеРазмер
osnovnaya_statya.docx 19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Как удержать внимание учеников на уроке

Педагоги знают, как сложно бывает удержать на уроке внимание учащихся, побудить их к активному, осмысленному действию. Сегодня учителю особенно трудно: у него в классе сидят дети, которые способны добыть информацию за считанные секунду, необходим только выход в интернет. Они перенасыщены информацией. А если классы переполнены? Человек по 40. А учителю один на один с классом надо удержать внимание детей в течение 45 минут и не только удержать, а еще проконтролировать усвоение, решить задачи обучения и воспитания.

Что же такое внимание? Внимание – сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чём- нибудь. Но как сделать так, чтобы все ученики смогли сосредоточиться, как удержать их внимание?

Помимо усилий учителя, учащийся может и сам подготовиться к продуктивному уроку. В акте внимательного слушания важную роль играют приспособительные и ориентировочные движения уха, шеи и головы. Смысл и назначение этих движений всегда сводятся к тому, чтобы поставить в наиболее удобное и выгодное положение воспринимающие органы, на долю которых выпадает самая ответственная работа. Но эти активные двигательные реакции составляют только половину дела. Другая, не менее важная половина , заключается в прекращении всех прочих, не связанных с предстоящей деятельностью движений и реакций.

Такие движения вызывают определенные мышечные зажимы, физиологическое напряжение, которое накопившись приводит к утомлению и как следствие – изменение концентрации внимания и отвлекаемость. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:

1) поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

2) физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;

3) психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, c начала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.

Для того, чтобы избежать подобного, следует

  • учитывать возрастные особенности детей. Дети младшего возраста сами сменят позу и отвлекутся. Дети более старшего возраста волевым усилием могут продолжать удерживать внимание, но эффективность будет ниже.
  • следует соблюдать ритмическую структуру занятия с чередованием различных видов деятельности, чтобы напряжения в мышечных системах в течение урока переключалось на различные области
  • возможно применение специальных упражнений. Смысл их всех лежит в кратковременном, но сильном по интенсивности напряжении-расслаблении всех или отдельных групп мышц.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать внимание в течение 40—45 минут, но только при повышенном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это, отвлекаемость у них высокая. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентированы на конечный результат , но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главную роль в акте внимательного слушания играет учитель.

Учителю необходимо выработать манеру того, как правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы.

Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Особую роль в педагогическом общении занимает речь учителя. Правильная, грамотная речь педагога – это залог педагогического мастерства.

Так в чем же особенности педагогического общения? Безусловно, только в единстве всех элементов, перечисленных выше. Только работая над собой, постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, познавая свою природу, дисциплинируя ее, можно добиться продуктивного и полезного общения в ходе преподавательской деятельности.

Всегда составляйте чёткий план урока

Поддерживаем дисциплину в классе

Если вы пришли на урок недостаточно подготовленным, во время занятия могут возникать паузы, и тогда ученики начнут отвлекаться. Вновь собрать их внимание будет сложно.

Держа перед собой план, вы не забудете сразу попросить учеников достать необходимые принадлежности, чтобы не отвлекаться на уроке и не создавать лишнего шума.

Объясняйте основные правила поведения

Например, что линейка нужна на каждом уроке. А если ученик опоздал, пусть тихо пройдет на своё место. Захотите выяснить причину опоздания — сделайте это после урока. Постепенно ученики привыкнут к установленным правилам и перестанут спрашивать одно и то же.

Ясно формулируйте свои требования

Установите конкретные требования к поведению учеников на уроке. Чётко формулируйте эти требования, не отступайте от них и неуклонно добивайтесь выполнения. Если требование не выполнено, поговорите с учеником, дайте ему возможность осознать проблему.

Однажды наступит момент, когда вам будет достаточно одного взгляда, чтобы ученик понял, чего вы от него ждёте.

Не начинайте урок, пока не установится тишина

В начале урока добейтесь полного внимания учеников и только потом начинайте говорить. Сразу замолчите, если шум возникает вновь. Выдержите паузу. Дождитесь тишины и объясните, что вы продолжите урок, когда все успокоятся.

Станьте для детей авторитетом

Отсутствие авторитета — обычная ситуация, если вы взяли новый класс, особенно если вы только пришли в образовательное учреждение, где никто вас не знает. Каждого нового педагога дети испытывают на прочность, и каждый раз вам приходится зарабатывать авторитет заново.

Решайте проблему непослушания самостоятельно. Не жалуйтесь завучу или директору — это даст кратковременный эффект, а ребята поймут, что испытание вы провалили.

Сразу поставьте себя так, чтобы каждое ваше замечание звучало непререкаемо. Если вы о чем-то попросили — просьба должна быть выполнена. Дайте детям понять, что ваше слово — истина в последней инстанции и не подлежит обсуждению. Не кричите, ваши слова должны звучать спокойно, но веско.

Не заигрывайте с учениками, но и не обзывайте детей и не унижайте их. Не допускайте, чтобы сильные обижали слабых. Постарайтесь увидеть в каждом ученике прежде всего человека. Даже отъявленные хулиганы ответят вам тем же.

Если есть возможность, налаживайте контакт с детьми в неформальной обстановке. Организуйте поход в музей, в кино, или на экскурсию.

Будьте позитивны

Не бойтесь улыбнуться, чтобы подбодрить, налаживайте зрительный контакт. Поддерживайте на уроке позитивную атмосферу — сказанная вовремя шутка может разрядить напряжённость. Покажите ученикам, что вы такой же человек, как и все. Ученики начнут уважать вас, а заодно полюбят и ваш предмет.

Развивайте интерес к своему предмету

Чаще всего плохая дисциплина бывает в 6–8 классах, когда у детей начинается переходный возраст и снижается мотивация к обучению. Чтобы удержать внимание:

  • чередуйте словесные, наглядные и практические методы обучения;
  • разнообразьте формы и типы уроков — удивляйте детей, чтобы они не теряли интереса и с нетерпением ждали встречи с вами.
  • включайте в активную учебную деятельность абсолютно всех учеников в классе, пусть они, например поработают в парах или группах.

Рекомендуем обратить внимание на следующие программы:

Для учителей начальной школы:

108 часов (1.5 мес.)

108 часов (1.5 мес.)

Для учителей среднего и старшего звена:

108 часов (1 мес.)

Контролируйте темп урока

Варьируйте темп урока в зависимости от скорости работы конкретного класса. Если темп урока слишком быстрый, ученики не будут успевать за вами, а если слишком медленный, они начнут отвлекаться — и в том, и в другом случае внимание будет потеряно. Со временем вы поймёте, какая скорость для класса оптимальна, и сможете подстраиваться, чтобы удерживать внимание.

Обеспечьте всех учеников заданиями

Не допускайте, чтобы ученики оставались без работы даже на несколько минут. Если один решает задачу у доски, все остальные записывают её в тетрадь. Один отвечает — другие внимательно его слушают, чтобы дополнить ответ.

Для тех, кто быстро справится с основным заданием, держите наготове дополнительные, более сложные и интересные.

Поддерживаем дисциплину в классе
Не выпускайте класс из поля зрения

► Всегда внимательно следите за всем классом. Потеряли зрительный контакт с детьми — потеряли их внимание. Сели за стол или отвернулись к доске — подали ученикам сигнал, что можно отвлечься и перекинуться парой слов.

Старайтесь подготовить доску на перемене. Не стойте у доски весь урок: ходите по классу, задавайте ребятам вопросы на понимание материала, заглядывайте в тетради.

Научитесь чувствовать классный коллектив. Тогда вы сразу поймёте, если что-то пошло не так: дети заскучали, начали отвлекаться. В этом случае быстро переключите их внимание.

Чутко наблюдайте за обстановкой в классе

► Будьте внимательны к тому, что творится в классе. Тогда вы сразу поймёте, что между учениками есть какая-то напряжённость или конфликтная ситуация, которая не позволяет им сосредоточиться на учёбе. Попробуйте поговорить с учениками, если они вам доверяют.

Если и это не поможет, обратитесь за помощью к социальному педагогу или психологу. Не оставляйте ситуацию неразрешённой. Подробнее о конфликтах в классе и путях их разрешения читайте в другой нашей статье.

Следите, чтобы дети не уставали

Часто отсутствие дисциплины говорит о том, что дети просто устали. Если вы заметили, что дети отвлекаются, шепчутся, занимаются посторонними делами, смените форму работы. Если вы до этого говорили, приступите к выполнению заданий. Тех, кто больше всего мешает, вызовите к доске и помогите, если задание вызывает затруднение.

Предотвратить возникновение усталости поможет чередование активной и пассивной форм работы, групповой и индивидуальной. Включайте в уроки физкультминутку: дети устают сидеть в одной позе, особенно в младших классах. Включите весёлую музыку и дайте ребятам помахать руками, присесть, побегать вокруг столов.

Дисциплина — это не тишина, а погружённость учеников в процесс. Творческий подход и знания, которые вы получите на курсах в НИИДПО, помогут вам не задаваться вопросом, как поддерживать дисциплину в классе, а сосредоточиться на обучении детей и помочь им достичь высоких результатов.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему учителю практически постоянно на уроке приходится призывать школьников к тишине и вниманию? Как завладеть вниманием класса и удержать его на промежуток времени, достаточный хотя бы для объяснения нового материала? Что делать для того, чтобы ученики как можно меньше отвлекались на уроке и внимательно слушали учителя? Эти вопросы не одно десятилетие возникают перед педагогами. В последнее время проблема привлечения и активизации внимания учащихся на уроке становится еще более актуальной.

В методической копилке учителя всегда должны быть приемы, методы, формы работы, которые бы вносили элементы неожиданности, новизны, занимательности в деятельность учащихся, которые бы способствовали возникновению и усилению внимания и активности мыслительной деятельности.

На уроках можно использовать следующие приемы:

1, Придание формулировке темы интригующего характера:

1.1. Формулировка темы в виде вопроса. Такая формулировка очень выигрышна в плане привлечения и активизации внимания, поскольку она предполагает получение в ходе объяснения материала прямого и ясного ответа на заявленный вопрос. Кроме того, вопросная формулировка пробуждает у учащихся желание поделиться своей точкой зрения с учителем и одноклассниками.

1.2. Использование "интригующей" лексики типа "загадка", "тайна", "секрет", "разгадка", "путешествие", "странствие" и т. п. Для привлечения и активизации внимания используется такая человеческая слабость, как любопытство.

Необычный, интригующий характер может иметь не только формулировка темы, но и начало объяснения учителем новой темы.

Необходимо использовать известный в психологии закон первого и последнего места. Его суть в том, что лучше запоминается и производит впечатление то, что находится в начале и конце. "Именно там и следует располагать элементы, несущие заряд необычного".

2. Удержать внимание школьников на уроке помогает даже краткое отступление от темы. А. Ф. Кони советует делать легкие, даже комические отступления, он они в то же время должны быть "в связи с содержанием данного момента речи". Эти краткие отступления являются своеобразными минутами отдыха для учащихся.

3.Для привлечения внимания необходимо обратить внимание и на то, как подается учащимся новый материал, т. е. на паралингвистическое оформление речи (громкость, темп, интонация, паузы).

подается в более медленном темпе, менее важная – в более быстром. Варьирование темпа речи при объяснении материала способно

активизировать внимание слушателей.

Возможно модуляцией голоса дать задание следить за объяснением темы и в течение 15 минут выписать слова в тетрадь, которые учитель выделяет голосом (громко или наоборот тихо). Слова могут составлять фразу-вывод по изучаемой теме. Самого внимательного поощрить дополнительным баллом к оценке за работу на уроке.

Представленные приемы активизации внимания учащихся не требуют дополнительных материальных затрат, применяются с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся класса на любом этапе урока. Однако необходимо помнить, что:

- для младшего школьного возраста используется чередование умственной и практической деятельности;

-подростки же сами сосредотачиваются ради достижения результата, и нужно вести урок опираясь не только на произвольное, но и на после произвольное внимание;

- старшие школьники обладают более управляемым вниманием, в работе с ними необходимо опираться на умственную деятельность ребенка в целом.

Читайте также: