Как сделать тз дизайнеру

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 04.10.2024

Вы решили обратиться к дизайнеру, чтобы он сделал вам логотип, буклет, презентацию или что-то ещё. Вы нашли исполнителя и хотите узнать стоимость работы. Получив письмо с таким вопросом, я не представляю, что именно нужно сделать и как, а самое главное — сколько это будет стоить. Для начала нужно определить задачу и составить техническое задание на дизайн.

Обычно клиент пугается просьбы предоставить техническое задание, так как его просто нет, и клиент не знает как правильно это сделать. Казалось бы, что непонятного в задаче сделать логотип или презентацию? Дизайнер посмотрит в своей волшебной папке с клипартами, где есть шаблоны на любой вкус, поиграется со шрифтами и обязательно найдёт что-то подходящее. Можно сделать логотип как у BMW или вдохновиться дизайном у Apple.

На самом деле дизайн-разработка чего-либо — это индивидуальная работа по заказу. И чтобы результат работы решал поставленную задачу, её и нужно сформулировать в техническом задании. Как это сделать?

Определите, что будет являться конечным продуктом — результатом выполненных работ

Здесь всё просто: это может быть логотип компании или бренда, рекламный макет для журнала, тираж буклетов, презентация для выступления на конференции, набор фирменной продукции для участия в выставке, годовой отчет или книга, и т. п.

Расскажите о себе и о своем проекте

Краткая информация о компании и проекте должна присутствовать в ТЗ: чем занимается компания, основные направления, а также проект, для которого вы заказываете оформление у дизайнера. Опишите суть проекта. Дайте ссылку на ваш сайт и пришлите примеры материалов, которые у вас уже есть. Если ничего нет, поищите 2–3 картинки, примерно похожие на то, что нужно сделать.

Дайте известные параметры, если они есть:

  • Список предметов, которые нужно оформить
  • Вид печатного носителя: бумага, виниловый баннер, плёнка, пенокартон, и т. п.
  • Размеры (параметры) носителя: формат бумаги, размер баннера, площадь оклейки
  • Количество листов в буклете, слайдов в презентации, итоговый тираж
  • Способ печати (черно-белая или цветная, с использованием Pantone или без)
  • Сроки, когда всё это точно должно быть готово
  • События, к которому готовятся эти материалы, для понимания общей задачи

Важно также понимать и объяснить, для чего делается проект и как он будет работать.
Например: нужно оформить буклет о компании для раздачи на специализированной выставке.
Формат А4, 16 листов, полноцветная печать, тираж 500 экземпляров, на работу есть 2 недели.

Составьте план размещения информации

На этом этапе нужно указать порядок следования материалов. Для баннера, листовки или рекламного макета это простое перечисление всего, что должно быть изображено. Для брошюры или каталога, нужно составить оглавление как у книги, начиная с обложки. Это довольно просто сделать, создав на бумаге редакторский макет. На нём нужно подписать, на какой странице что будет размещено. Если вся информация однородная, этого можно не делать.

Как написать ТЗ на дизайн

Редакторский макет издания

Соберите материал для работы

  • Логотип компании в векторном формате
  • Контактную информацию
  • Тексты и изображения, которые нужно разместить
  • Укажите фирменные цвета и шрифты
  • Дайте общие пожелания к оформлению

Если проект большой, то его нужно разделить на разделы и собирать материал в соответствующие разделам папки. Структура информации сама подскажет вам как лучшее это организовать.

На этом составление ТЗ закончено

Проанализируйте материал вместе с дизайнером

В техническом задании важно показать приоритет той или иной информации, что не всегда бывает очевидно. Дайте понимание, что приоритетно, а что нет. Например, дата и место проведения мероприятия важнее, чем его описание, а значит должны привлекать больше внимания. Нельзя утверждать, что всё одинаково важно. Нельзя сделать так, чтобы всё одновременно бросалось в глаза, иначе получится хаос. Когда выделено всё — не выделено ничего.

Еще раз проанализируйте цель работы

Позвольте дизайнеру сделать свою работу

Вам не нужно самим придумывать оформление. Структура материала и опыт специалиста подскажут как наиболее правильно оформить его. После просмотра собранных материалов у вас и у дизайнера появятся идеи, будет ясно, какие из них лучше, какие хуже, что сработает хорошо, а что нет.

Важно понимать, что ТЗ не должно содержать конкретных инструкций к оформлению. Не нужно писать, каким шрифтом делать заголовки, или какой фон должен быть у страниц (если это не регламентировано брендбуком). Также не нужно жестко ограничивать расположение информации на страницах: не нужно писать в каком углу какую надпись поставить.

Будьте готовы принять лучшее

В 99% случаев ваше видение результата не совпадёт с видением дизайнера, просто потому что мы все разные люди и занимаемся разными делами. В идеале, видение дизайнера должно превосходить ваши ожидания — это гарантия успешной работы. Так вы всегда будете довольным клиентом. :)

Эту технику составления технического задания можно применять не только при заказе печатных изданий, она также работает и при создании логотипов, разработке сайтов, а также любых других проектов, где нужны услуги сторонних специалистов.

ТЗ (техническое задание) — это документ, в котором содержится вся информация о том каким должен быть сайт, в нем перечисляются все требования и пожелания заказчика. Исполнитель (дизайнер), отталкиваясь от этого документа разрабатывает дизайн макета. Чем грамотнее и детальнее составлено ТЗ и подробнее описаны все нюансы, тем лучше будет результат. Короче, чем больше клиент изначально поработает вместе с дизайнером над ТЗ, тем офигеннее/удобнее получится макет

Немного о хорошем ТЗ

Существует мнение, что ТЗ ограничивает фантазию дизайнера и не дает ему выплеснуть весь свой креативный задор в работе над макетом. Это неправда

И вы, конечно же, попадаете в ловушку. Получив такое задание, вы становитесь счастливым, как будто завтра вам улетать на Бали, а жить вы там будете целый месяц. Можно же делать теперь, что душа пожелает и воплотить все свои давние задумки в жизнь! Но не стоит так радоваться. На самом деле целый месяц вы будете не на Бали, а у компа работать над правками. В 99% случаев заказчик не одобрит ваш вариант

А все потому что, в большинстве случаев, у заказчика есть некое представление о том, чего он хочет, но он молчит. Он сам не знает, что эти представление у него есть. Он лишь ждал чтобы вы угадали

Лучшие идеи начинаются с четко поставленных задач. Чем больше конкретики и ограничений, тем больше работает фантазия. Чем больше размытости, тем меньше работает воображение. Слишком большое количество вариантов того, как можно сделать, начинает грузить мозг, мы не можем выбрать какую идею реализовывать

Так что же делать?

Нам дизайнерам нужны ограничения. Ограничениями служат идеи вашего бизнеса. Нужно взглянуть в самые истоки и осознать, что дизайн это не самоцель. Дизайн нужен сайту, а сайт нужен бизнесу, а бизнес нужен для вашей прибыли, и это вся система будет работать (вы будете получать прибыль), только если пользователю будет комфортно находиться на сайте и пользоваться им. Тогда он сможет испытать доверие к бизнесу и совершить то действие, которое мы от него ожидаем. Значит главный герой тут — пользователь. Все решения и пожелания должны быть аргументированы с точки зрения — насколько это удобно и понятно для посетителя?

Поэтому дизайн не обязан быть красивым, или модным, или нравится лично вам или даже нравится самому дизайнеру. Он должен, в первую очередь, отвечать потребностям посетителя!

Хороший специалист должен вытянуть из вас всю информацию

Ничего в этом страшного нет, если вы не можете придумать техническое задание. Потому что, по факту, вы не обязаны сами придумывать: цвета, шрифты, формы элементов, композицию, структуру, нужные блоки для сайта. Все это должен продумать дизайнер, исходя из задач вашего бизнеса

Эти вопросы не имеют смысла, потому что во-первых вы можете не знать какие цвета и шрифты вы любите, во-вторых какие лучше подойдут для вашего бизнеса, а в-третьих удасться ли с помощью этих выбранных цветов добиться того эффекта от сайта который вы ожидаете. По сути, не важно то, что вам нравится. Важно, то что будет работать.

Ваша задача внимательно заполнить бриф дизайнера

После того, как вы ответили на все необходимые вопросы, дизайнер сам составляет ТЗ

Он должен выслать его вам на согласование. Вы либо подтверждаете, что со всем согласны и все так, либо вносите коррективы.

Вот таким образом составляется ТЗ для дизайнера. Секрет в том, что дизайнер должен составить его сам, вместе с вами. Поэтому важна инициатива и ответственность двух людей в этом процессе (исполнителя и клиента). Заказчик должен выдать все, что только может, все что только знает. Постараться подумать и описать все нюансы проекта. А дизайнер, в свою очередь, должен внимательно проанализировать всю информацию и выдать профессиональные решения, которые помогут грамотно реализовать клиентский проект

Вот и все. Надеюсь теперь вам стало понятно, как важно на первоначальном этапе поработать над ТЗ. Всем успехов, и хороших дизайнеров!

Значительный сегмент современного рынка полиграфических услуг занимает дизайн полиграфической продукции, включающий широкий спектр работ — от изготовления POS-материалов до разработки фирменного стиля и представительской документации.
В большинстве типографий есть дизайнер, а крупные типографии имеют дизайнерский отдел в составе допечатного цеха.
Независимо от типографий существуют дизайн-студии и рекламные агентства, которые взаимодействуют с ними по мере необходимости.

В типографиях взаимодействие с клиентом организовано с помощью, например, технической карты заказа, где указаны тираж, формат, красочность, вид скрепления и другие характеристики полиграфического изделия. Заказчик предоставляет оригинал-макет, и работа идет по известной схеме: проверка в отделе препресса, вывод форм или пленок (если это необходимо), печать, послепечатная обработка и отгрузка заказа.

В дизайн-студиях процесс общения с клиентом налажен не так хорошо. Это связано со спецификой работы, потому что дизайн — во многом творческий процесс, который сложно документировать, привести к единым требованиям. Из этого следует, что часто возникают неточности в организации работы, неясности в оригинал-макете и, самое прискорбное — грубые ошибки со стороны как дизайнера, так и клиента. Этому есть несколько причин, но самая весомая из них — недопонимание между клиентом и дизайнером. В свою очередь, оно вызвано недостатком информации о проекте, искаженной ее подачей и т.д.

Существует множество программных продуктов для автоматизации управления на допечатной стадии полиграфического производства, но на современном российском рынке нет ни одной системы управления, которая учитывала бы технологические и информационные процессы, происходящие на стадии дизайна полиграфической продукции, хотя при современном развитии технологий печатания процесс создания концепции и оригинал-макета зачастую занимает больше времени, чем процесс изготовления самой печатной продукции. Это происходит по следующим причинам:

  • дизайнеру требуется обработать и структурировать большое количество разнородной информации, которая нужна для изготовления оригинал-макета; в зависимости от объема и сложности заказа количество этой информации изменяется;
  • дополнительное время тратится на исправление ошибок и утверждение оригинал-макета;
  • требуется определенное время на создание, заполнение и подписание юридических документов.

Таким образом, необходимо найти решение, которое могло бы сократить время работы и минимизировать ошибки на стадии создания оригинал-макета. Все эти проблемы отчасти решаются с помощью технического задания для дизайнера, применение которого обеспечивает следующие дополнительные достоинства:

  • структурированная информация удобна для восприятия;
  • стоимость вызвавших переверстку ошибок по вине заказчика легче оценить;
  • прописывать пункты юридических документов на основе технического задания можно автоматически.

В дизайн-студиях, которые не первый год существуют на рынке и сталкиваются с подобной проблемой, есть подобие технического задания. Но оно возникло стихийно, как обобщение субъективного опыта работы с клиентами в данной фирме. Нас же интересует обобщенный процесс разработки и внедрения технического задания.

Достоинства

Способ общения с клиентом

Личная встреча

Телефонный разговор

Электронная почта

QIP, ISQ
и т.д.

Возможность сразу получить ответ

Удобно для мелких заказов

Возможность получения исходных файлов

Отсутствие ограничений по объему передаваемых файлов

Техническое задание (далее — ТЗ) существует фактически для любого рода профессиональной деятельности, будь то строительство, разработка программного обеспечения или системы управления. В нашем случае ТЗ — документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования, предъявляемые к проекту, а также сведения, относящиеся к деятельности заказчика, или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта.

Рассмотрим функции технического задания*.

Организационная функция. С помощью ТЗ можно упорядочить работу дизайнера и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание.

При введении ТЗ необходимость держать в голове всю информацию отпадает. Из жизненного пространства дизайнера тут же исчезнет ворох разнородных бумажек, а из компьютерного — десятки мегабайт электронного мусора. Работа превратится в простую очередь заданий. Имея такую схему работы, дизайнеру больше не потребуется тратить усилия на вторичные для него вещи, и все свое время он сможете посвятить тому, что не требует упорядочения, — творчеству.

Информационная функция. Основное преимущество ТЗ перед другими формами предоставления информации по проекту — его структурированность. ТЗ должно быть составлено так, чтобы из него дизайнер мог почерпнуть именно ту информацию, которая его интересует, именно в той форме, в какой дизайнеру легче всего ее воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа.

Грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Работа дизайнера поделена на несколько типовых последовательностей действий, которые требуют типовых входных данных. А если входные данные типовые, значит, их можно предоставлять дизайнеру в типовом виде. Следовательно, вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько — по одной на каждый вид дизайн-работ.

Коммуникационная функция. ТЗ может задать нужное направление в работе дизайнера и, как следствие, способствовать скорейшему принятию макета. Подробно составленное ТЗ помогает дизайнеру почувствовать клиента и выполнить работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.

Следующий момент — всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна — неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие ТЗ довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.

Таким образом, внедрение практики технического задания в дизайн-студии может значительно облегчить работу дизайнера. Остановимся подробнее на этапах работы над проектом и рассмотрим их в ключе применения технического задания.

Получение исходной информации по проекту

Цель клиента — как можно точнее объяснить, что требуется получить на завершающем этапе проекта, а задача дизайнера — понять, на основе каких исходных материалов будет проходить работа.

В таблице описаны способы коммуникации с клиентом.

На практике же применяют комбинацию этих способов коммуникации. В общих чертах проект, его стоимость и сроки исполнения оговариваются по телефону (в случае крупного и сложного проекта — лично при встрече с клиентом); входящие файлы можно получить с помощью электронной почты или FTP, мелкие детали опять же можно обговорить в ISQ.


Комментарий редакции

Брифы являются внутренним соглашением между заказчиком и исполнителем. У каждого агентства своя форма брифа.

Пример проекта

Но вначале был бриф, или, говоря по-русски, техническое задание (см. таблицу).

Профессиональный подход к работе над проектом отличает проведение серьезной аналитики рынка на начальном этапе. Заказчик и исполнитель должны представлять степень ответственности, прежде чем выбрать вариант. Иначе нужно ждать обвинений в некомпетентности, слабом креативном или дизайнерском решении.


Рабочий телефон / Work phone

Мобильный телефон / Cellular phone

Адрес / Residence Address

Творческое задание / Creative brief

Перекидной настенный календарь

А2 (предпочтительно вертикальный)

Общая информация / Background

Компания Bayer CropScience — мировой поставщик решений, продуктов и услуг для сельскохозяйственных культур и одна
из лидирующих компаний, действующих в ключевых сегментах мировых агрохимических рынков

Цель проекта / Advertising aim

Повысить узнаваемость суббрендов Bayer CropScience

Целевая группа / Target Group

Партнеры, а также потребители продукции Bayer CropScience

Главные достоинства / Key benefits

Высокое качество продукции, доказанное многолетним успехом
у потребителя

Потребительские предрассудки / Barriers in consumer’s mind to overcome

Представление о том, что химическую продукцию надо показывать, используя язык науки, формулы, атрибуты научных исследований. Химия и природа — несовместимые вещи

Химические препараты Bayer служат отличной безопасной защитой сельхозпродукции

Интонация / Tone of voice

Благородная, выдержанная. Приветствуются образные решения

Обязательные компоненты / Mandatory elements

Наличие фирменных цветов и логотипов

Желательно оптимизировать затраты

Временные рамки / Timing Срок сдачи / Dead line

20 августа 2008 года

Форма презентации / Presentation mode

Печать в России

Кроме вышеперечисленного, задачей дизайнера является оценка предложенных исходных материалов на предмет достаточности — указаны ли все элементы, необходимые для работы над заказом. В этом случае при грамотно составленном техническом задании оценить довольно просто — по заполненным графам ТЗ.

При размещении технического задания на сайте дизайн-студии можно свести коммуникацию с заказчиком к минимуму и значительно автоматизировать сам процесс:

  • возможно выложить входящие файлы (допустим, до 30 Мбайт);
  • всё то, что воспринималось на слух, теперь может быть задокументировано;
  • по завершении заполнения ТЗ заказчиком возможна его проверка дизайнером, проверка достаточности входящих файлов, их качества, уточнение неточностей, наконец, утверждение ТЗ заказчиком (как выход — электронная подпись, предусмотренная форматом PDF);
  • в техническое задание можно включить активные ссылки, разъясняющие клиенту технические моменты (что такое Pantone, CMYK или КБС).

Такой насущный вопрос, как стоимость работ, тоже решается с помощью ТЗ, которое наглядно показывает и дизайн-студии, и клиенту, какие работы и в каком объеме будут проводиться.

В случае применения ТЗ имеет место важный психологический момент: для клиента гораздо проще отделаться общими фразами по телефону, чем вдумчиво заполнять ТЗ. Как показывает практика, результат во многом зависит от грамотной подготовки материалов заказчиком (нельзя не согласиться, что даже при самом исключительном дизайне и хорошей печати впечатление от продукта может испортить всего одна грамматическая ошибка). Поэтому процесс заполнения ТЗ надо сделать как можно более понятным и легким — требовать от клиента необходимый минимум информации. К тому же нужно донести до заказчика простое правило: верно заполненное ТЗ — гарантия того, что работа будет выполнена в срок и в точности так, как требуется.

Подводя итоги этого этапа, приведем алгоритм принятия заказа в работу, основанный на применении технического задания:

1. Поступление заявки от клиента в менеджерский отдел. Клиент предоставляет первоначальную информацию (тип изделия, формат, общие требования, приемлемые сроки и т.д.). Менеджер примерно называет цену и сроки, исходя из ситуации на предприятии. Если менеджер и заказчик приходят к соглашению, заполняется техническое задание.

2. Составление технического задания. При крупном заказе техническое задание заполняется лично заказчиком в присутствии арт-директора — это исключает неточности и недопонимание между ними. Для мелких же заказов (или заказов от клиента, который уже работал с предприятием) достаточно менеджера. Заполнение ТЗ происходит по телефону, лично или на сайте компании. Например, менеджер при телефонном разговоре с заказчиком заполняет определенную форму ТЗ.

3. Утверждение технического задания. Составленное техническое задание подписывается обеими сторонами и является приложением к юридическому договору.

Реализация проекта

На данном этапе целью дизайнера является реализация проекта в соответствии с желаниями клиента и в срок, а в процессе работы — учет всех необходимых деталей как художественного, так и технического характера.

Во-первых, ТЗ помогает адекватно и быстро оценить сложность и соответственно время, затрачиваемое на выполнение заказа, а следовательно, более точно планировать рабочий график. Во-вторых, упрощается процесс работы — когда перед глазами у дизайнера есть список необходимых элементов, гораздо проще составить общую картину проекта. В-третьих, гораздо легче оценить работу дизайнера на предмет ошибок.

Утверждение проекта заказчиком

Этот этап — самый сложный и неоднозначный, что обусловлено несколькими причинами:

На своем опыте можем отметить, что работы, не требующие переделок и дополнений, — единичны. Практика показывает, что чем точнее клиентом описаны начальные пожелания, тем ближе к его представлениям окажется результат.

Совет 1. Дайте как можно больше информации о вас

Кто вы? Какова ваша деятельность? Миссия? В чем ваша уникальность? Больше информации о вашей компании или проекте – более яркое представление о вас у дизайнера. На основе полученной информации он сможет наиболее полно отразить ваш бренд и добавить уникальные детали.

инфа.jpg

Совет 2. Определите в ТЗ свою целевую аудиторию

Дизайнер должен знать, для кого вы работаете. Отразить портрет вашего клиента – важный пункт в правильном ТЗ. Знание того, что хочет ваш клиент, поможет дизайнеру сориентироваться, что представляет собой ваша компания и в последующем поможет ему в разработке дизайна.

ца.jpg

Совет 3. Поделитесь вашим брендбуком

Если у вашей компании есть разработанный брендбук, обязательно отдайте его дизайнеру на ознакомление. Таким образом он увидит полную картину вашего корпоративного стиля и предпочтительные к использованию в дизайне элементы. Если брендбука нет, покажите свои социальные сети, сайт, примеры готового дизайна.

брендбук.jpg

Совет 4. Обозначьте ограничения

Полная свобода для дизайнера – это хорошо, но все же необходимо поставить рамки для дизайнера, чтобы проделанная им работа не была проведена зря. Четко опишите свои пожелания насчет использования шрифта, цвета, оформления. Покажите, как делают дизайн ваши конкуренты, чтобы дизайнер случайно не скопировал их стиль. Напишите о запретных цветах, если они у вас есть. Например, синий цвет вы никогда не используете, потому что он не соответствуем вашему брендбуку или его используют ваши главные конкуренты. Определите, чего вы бы не хотели видеть в будущем дизайне, и обязательно пропишите это в ТЗ.

ограничения.jpg

Совет 5. Установите сроки выполнения

Поставьте адекватный срок исполнения дизайна – обсудите с дизайнером его возможности и загруженность. Пропишите четкие временные рамки и систему оплаты, чтобы избежать опозданий или недопонимания с дизайнером.

время.jpg

Совет 6. Прислушайтесь к мнению дизайнера

Обсуждайте, проводите переговоры и задавайте вопросы. Дизайнер – профессионал в своей области, и может дать ценные советы. Возможно, он предложит вариант, который понравится вам даже больше, чем проект, который вы планировали изначально. Наладьте оперативный контакт с дизайнером, и работа станет продуктивнее.

Читайте также: