Как сделать трудовую книжку украина

Обновлено: 08.07.2024

Закон о фактической отмене трудовых книжек в Украине предусматривает пятилетний переходной период. Т.е. до 2026 года данные из трудовых книжек будут переноситься в реестр о трудовой деятельности украинцев. В течение этого периода можно использовать как бумажные, так и электронные варианты трудовой книжки. Вносить данные в Госреестр сведений смогут работники и их работодатели с наложением квалифицированной электронной подписи в виде сканированных или оцифрованных копий трудовой книжки, справок и т.д. После внесения сведений в Государственный реестр работодатель будет обязан отдать работнику оригинал бумажной трудовой книжки под подпись.

Важно отметить, что страховой стаж будет исчисляться по данным, содержащимся в реестре застрахованных лиц Госреестра общеобязательного государственного социального страхования, в том числе и по данным о трудовой деятельности. Стаж будут начислять и за те периоды, за которые не внесены данные в Госреестр, на условиях, предусмотренных действовавшим ранее законодательством. А это значит, что украинцы смогут подтвердить свой стаж данными из трудовой книжки за период до вступления в силу данного закона.

Главным преимуществом введения электронных трудовых книжек в Украине станет автоматическое назначение пенсий. Украинцам больше не нужно будет обращаться в Пенсионный фонд, собирать справки, доказывать свой стаж и подтверждать его. При этом, если вознкинут споры в назначении выплат, то можно будет подать документы и провести перерасчет. Электронный документ с информацией о трудовом стаже каждый украинец сможет получить онлайн. Для этого нужно оформить электронную цифровую подпись. Но в Кабмине рассматривают возможность использовать технологию BankID, чтобы человек мог идентифицироваться в госреестре с помощью банковской карточки.


Законом определено, что учет трудовой деятельности работника будет осуществляться в электронной форме, кроме того, им регулируется порядок накопления, обработки и использования этой информации для подтверждения имеющегося стажа работы и автоматического (без личного обращения лица в Пенсионный фонд Украины) назначения пенсий с сохранением права отсрочки выхода на пенсию.

То есть, когда наступает право на социальную выплату пенсии, государство информирует о возможности ее получения и ее расчетный размер. С этого момента, право выбора для улучшения предложенного расчетного размера сохраняется.

Например, в таких ситуациях, когда:

  • работник может предоставить сведения о получаемой заработной плате за период до 2000 года (для введения персонифицированного учета);
  • работник может использовать право на назначение пенсии;
  • работник может отсрочить свой выход на пенсию для получения повышения к ней на 0,5-0,75% за каждый полный месяц работы после достижения пенсионного возраста.

Уже после внесения вышеупомянутых сведений, работодатель обязуется выдать оригинал бумажной трудовой книжки на руки под роспись, а также оригинал будет храниться работником как официальный документ. Отмечается, если работник пожелает продолжения ее ведения, то работодатель будет обязан вести электронный и бумажный оборот параллельно, то есть внести данные о приеме на работу, переводе и увольнении.

Подготовка трудовой книжки для пенсионного фонда

Внесение данных на сайт Пенсионного фонда Украины осуществляется путем приклиплення скан-копий бумажной трудовой книжки.

Каждый гражданин должен подготовить копии следующих документов:

Такие данные направляет физическое лицо (работник самостоятельно), в соответствии с Законом, или же юридическое лицо (работодатель).

Когда физическое лицо желает подать самостоятельно документы на сайт Пенсионного фонда Украины сначала нужно получить электронную цифровую подпись. Она может быть на любом носителе (компьютере, диске, флешке), то есть не обязательно на защищенных флешках-токенах. Получить электронную подпись физлицо может бесплатно в КНЕДП ИСД ГНС или же в наиболее удобный способ — в обслуживающем банке.

Требования к скан-копий трудовой книжки для Пенсионного фонда Украины

image(4).jpg

3. Перед тем как внести скан-копии система выдает краткую инструкцию, где изложены основные требования к трудовой книжке (рис.2)

image(1).jpg

5. После успешного завершения операции система выдаст соответствующее оповещение на экране (рис.3)

image(2).jpg

С 01.01.2015 исключена из Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) ст.24-1, которая требует регистрации в службе занятости трудового договора, заключенного между предпринимателем и наемным работником. Начиная с 2015 года КЗоТ не обязывает регистрировать трудовой договор в службе занятости.

Согласно ч. 3 ст. 24 КЗоТ внесены изменения, согласно которым работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления органов ГФС о приеме работника на работу в порядке, определенном КМУ.

Нового порядка оформления трудовых договоров нет. Действующим является Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденный приказом Минтруда от 08.06.2001 № 260, которым утверждена форма трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд, т. Е при заключении трудовых договоров необходимо руководствоваться этим документом.

Нумерацию заключенных трудовых договоров предприниматель ведет самостоятельно. Чтобы не запутаться, следует завести журнал регистрации трудовых договоров в произвольной форме, в котором присваивать номера трудовым договорам, заключенным после 01.01.2015 г.

Следовательно, предприниматели при оформлении трудовых отношений с работником продолжают заключать трудовые договоры. Под каждый трудовой договор следует составлять распоряжение о принятии на работу и уведомлять налоговую перед допуском работника к работе. Уведомить налоговую нужно накануне допуска работника к работе.

Порядок ведения трудовых книжек регулируется Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минюста, Минтруда, Минсоцзащиты от 29.07.1993 № 58 (далее - Инструкция № 58). Поскольку центр занятости не регистрирует трудовых договоров, запись о принятии и увольнении в трудовой книжке делает только предприниматель.

Общий порядок заполнения трудовой книжки не изменился. В графе 4, в которой указывается основание для внесения записи, следует отражать номер и дату распоряжения о принятии на работу. Ранее в этой графе делалась запись о номере и дате регистрации трудового договора в центре занятости. В случае увольнения работника в 4-й графе указывается номер и дата распоряжения об увольнении.

Записи о должности работников выполняются в соответствии с наименованием профессий и должностей, указанных в Классификаторе профессий ДК 003: 2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 № 327.

Записи об увольнении наемных работников должны осуществлять в точном соответствии с формулировками КЗоТ, то есть со ссылкой на соответствующую статью и пункт.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 24 КЗоТ под времена заключения трудового договора гражданин обязан подать работодателю трудовую книжку. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц более пяти дней. В письме Минсоцполитики Украины от 03.12.2015 № 492/06/186-15 разъясняется, что в вопросе оформления трудовой книжки для работника, трудоустраивается впервые, следует руководствоваться нормами КЗоТ. Статьей 48 КЗоТ предусмотрено, что в соответствии с п.2.21-1 Инструкции № 58 трудовые книжки работников, работающих у ФЛП, хранятся непосредственно в самих работников.

В новой редакции изложены и ст. 41 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда. Также Законом № 77 вносятся изменения и в ст. 172 Уголовного кодекса Украины (УК), которая устанавливает ответственность за грубое нарушение трудового законодательства.

Читайте также: