Как сделать труд

Обновлено: 07.07.2024

В разных школах уроки труда, или — по‑новому — технологии, организованы по‑разному. И всё же у большинства из нас они были похожи. Мальчики занимались столярно‑плотницкими работами, девочки — шитьём фартуков, ночных сорочек, халатов. Вроде бы все при деле, все заняты чем‑то созидательным. Но есть несколько нюансов, которые делают такие уроки довольно бессмысленными.

Эти умения никак не пригодятся в жизни

Посмотрим правде в глаза. Нет таких ситуаций, когда умение шить халат или мастерить примитивную мебель понадобилось бы внезапно. Что это может быть за ситуация?

— Вася, гости пришли, а стульев на всех не хватает. Может, у соседей спросишь?
— Не суетись, дорогая. Подожди немного, и я превращу шкаф в прекрасный табурет! Не зря же учился.

Нет, такого не будет. И если в доме возникнет острая нехватка фартуков, среднестатистическая женщина не кинется шить. Хотя бы потому, что купить вещь — дело двух кликов на маркетплейсе. А чтобы сшить фартук, нужно приобрести ткань, нитки, швейную машинку. Табуреты, к слову, тоже делаются не из воздуха и благих намерений: понадобятся материалы и инструменты.

Так что эти навыки полезны только для тех, кто планирует в будущем шить или плотничать.

Умения невозможно отработать дома

Чтобы чему‑то научиться, нужно тренироваться. Например, сделать 100 строчек, прежде чем 101‑я получится ровной. Или обстрогать 50 досок, пока не выйдет идеальная, без единого сучка. Но швейная машинка и плотницкие инструменты есть не в каждом доме и особенно не в каждой квартире. Что, в общем‑то, ещё раз доказывает, что эти навыки мало пригождаются в жизни.

Школьная программа ставит рамки

Прежде всего гендерные, но не только. Но, если уж у детей есть два довольно бесполезных часа труда в неделю, разве это не отличный шанс дать им попробовать разное? Хотя бы — в условиях уже существующего оборудования — всем и шить, и колотить табуретки. В конце концов, можно подумать, что у мужчин не бывает необходимости что‑то заштопать, а женщины не сидят на стульях.

Чем стоило бы заняться на уроках труда

1. Приготовление элементарных блюд

Невероятно, но факт: едят все. Значит, и готовить стоило бы научиться каждому. Причём не обязательно отрабатывать сложные мишленовские блюда.

2. Отработка примитивных навыков шитья

Умение сшить фартук, может, и не пригодится. Зато более простые навыки — ещё как. Например, что делать с разошедшимся швом (можно имитировать машинную строчку вручную, чтобы вещь выглядела как новенькая). Как пришить пуговицу, заменить молнию, заштопать дырку в кармане. Как вовремя понять, что сам не справишься и вещь лучше отнести в ателье.

Это знания, которые действительно полезны. Ведь, даже если вы принципиально не чините вещи, а покупаете новые, иногда может понадобиться зашить носок — потому что это последняя пара, а до магазина в чём‑то нужно дойти.

3. Изучение правил дорожного движения

В некоторых школах в старших классах преподают теоретическую часть вождения автомобиля. Иногда выпускники даже отправляются на экзамен — и им вручают документ, который позволяет в 18 лет сдать в ГИБДД только практику и получить права.

Неплохо было бы всех школьников знакомить хотя бы с правилами дорожного движения (желательно до того, как они встали на электросамокат). ПДД стоит знать вообще всем: и пешеходам, и велосипедистам, и автолюбителям. Во многих случаях это бы значительно упростило коммуникацию и сделало жизнь проще и безопаснее. Осталась бы одна мелочь: ещё и соблюдать выученные правила.

4. Простые сантехнические работы

Чтобы потом не говорить, что к такому нас жизнь не готовила. Случаи бывают разные. Например, в раковину упало кольцо и нужно разобрать сифон. Сломалась лейка для душа, и её необходимо поменять.

Действительно, всё это довольно просто. Но снова: никто не рождается с этими умениями. И стоило бы сделать что‑то подобное в учебных условиях хотя бы разок, прежде чем столкнуться с ситуацией, когда повсюду хлещет вода или в канализацию утекает фамильная драгоценность.

5. Работы с электрикой

Снова на примитивном уровне. Понять, что делать с искрящейся розеткой или заедающим выключателем, как заменить вилку прибора и как добиться, чтобы всё это было безопасно. В целом даже уметь ориентироваться в разновидностях лампочек и подбирать нужные уже неплохо.

6. Оплата ЖКУ

Во всех этих хитросплетениях — что в какой квитанции указано, что как считается, за что и как нужно платить — не каждый взрослый разбирается. Возможно, потому, что ему никто этого не рассказывал? (Зато Лайфхакер объяснил всем.)

Сюда же можно добавить и другие аспекты финансово‑правовой грамотности. Уж это всегда пригодится.

7. Первая помощь при бытовых повреждениях

Этому могли бы ещё учить на уроке ОБЖ — в конце концов, вероятность того, что кто‑то рядом с вами опрокинет на себя стакан кипятка, выше, чем взрыва ядерной бомбы. Но, в общем‑то, не так важно, где об этом расскажут.

Оказание первой помощи — сфера с богатой мифологией. Многие где‑то слышали и абсолютно уверены, что при приступе эпилепсии человеку надо засунуть в рот ложку (нет, он может раскрошить себе зубы), ожоги следует помазать сметаной (нет, она замедлит заживление и станет питательной средой для бактерий), а пострадавшего в ДТП — срочно достать из машины (если нет реальной угрозы взрыва, лучше его не трогать до прибытия медиков, иначе можно усугубить травмы). Поэтому ликбез с отработкой на манекенах, возможно, спасёт немало жизней.

8. Использование инструментов

В стародавние времена (то есть ещё лет 30 назад) дети овладевали разными бытовыми навыками, наблюдая за родителями. Соответственно, если взрослый много делал руками на глазах у ребёнка и привлекал его к этому, то тот худо‑бедно начинал разбираться в инструментах. Или навсегда терял интерес к ним — зависит от педагогических способностей родителя.

Сейчас потребность что‑то делать руками не так велика. Больше не обязательно заставлять работать сломанную вещь изолентой и молитвами, потому что новую не купить. Можно просто заменить её. А если и есть нужда в ремонте, всегда проще поручить его специалисту. Ведь он занимался этим миллион раз, так что быстро и качественно выполнит работу.

Но отсутствие необходимости часто использовать инструменты не значит, что не надо уметь держать их в руках. Поэтому неплохо было бы на уроках труда всем понять, как обращаться с отвёрткой, дрелью и другими штуковинами, которые пригодятся в обычной квартире. И скорее всего, рубанка и циркулярки среди них не будет.

А вы бы чему учили на уроках труда? Делитесь в комментариях.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

Пренебрежение требованиями безопасности к условиям труда чревато как для работодателей, так и для работников. Какие требования безопасности к условиям труда? Как обеспечить безопасность условий труда?

Как шутят специалисты по технике безопасности, техника безопасности – это религия, в которую можно не верить, но обряды нужно соблюдать. Тем не менее, за нарушение требований охраны труда предусмотрена нешуточная ответственность.

УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА

Самым важным условием для работодателя является обеспечение работнику максимально комфортных и безопасных условий труда. На безопасность условий труда оказывают влияние факторы производственной среды, в которых трудится работник. Понятно, что есть ряд производств, где работодатель не может полностью обеспечить безопасность условий труда. Работник вынужден трудиться в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. И эти факторы зачастую ведут к профессиональным заболеваниям работников. Таким работникам должны быть предоставлены льготы.

Работодатель также обязан выполнять меры защиты от чрезвычайных ситуаций, принятых региональными властями или органами местного самоуправления. Например, в г. Москве работодателей обязали организовать обследование работников на коронавирус.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст.212 ТК РФ).

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА

В обязанности работодателя входит обеспечение безопасных условий и охрана труда.

Первым делом, для работников на предприятиях должен проводиться инструктаж по технике безопасности. Но, зачастую инструктаж проводится формально. Да и сам лектор проводит инструктаж в полушуточном духе: при ядерном взрыве ни в коем случае не падайте на землю лицом вниз, ибо такое потрясающее зрелище вы увидите первый и последний раз в жизни.

А может ли работодатель не проводить первичный инструктаж по охране труда в отношении офисных работников?

Например, в отношении бухгалтера, секретаря, юриста, ведь они все время проводят в офисе.

Инструктаж по охране труда нужно проводить для работников, включая офисных, в связи с тем, что они работают с электроприборами, компьютерной техникой, принтерами, копировальной техникой. Незнание и несоблюдение работниками правил работы с таким оборудованием может привести к получению травм, в том числе к поражению электрическим током (п.2 ст.212 ТК РФ, письмо Минтруда РФ от 24.03.2015 г. №15-2/ООГ-1551).

Работник офиса допускается к самостоятельной работе после прохождения вводного инструктажа по охране труда.

Что должны знать офисные работники в отношении соблюдения техники безопасности?

Требования к офисным работникам минимальны. Они должны знать:

  • как правильно пользоваться электроприборами, то есть как включать и выключать компьютерную технику;
  • правила поведения на рабочем месте, то есть поддержание порядка и чистоты на рабочем столе, курение только в специально отведенных местах;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим людям.

Тем не менее, некоторых работников все же можно освободить от первичного инструктажа на рабочем месте. Прежде всего, это касается работников, деятельность которых не связана с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Работодатель должен утвердить своим приказом перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от первичного инструктажа (п.2.1.4 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29).

Но все равно таких работников нельзя освободить от внепланового, целевого и других видов инструктажа.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Что должен сделать работодатель, чтобы обеспечить работнику безопасные условия труда?

Поэтому работодатель обязан обеспечить (ст.212 ТК РФ):

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование;

Все эти средства должны выдаваться согласно установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Причем работодатель должен обеспечить работников СИЗами не с местного китайского рынка, а сертифицированными.

  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

Например, предоставление перерывов для кормления женщин с детьми до 1,5 лет.

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда;

Чтобы определить безопасные условия труда на рабочем месте, необходимо провести спецоценку.

  • прохождение обязательных медицинских осмотров;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.

Работодатель должен проводить определенный комплекс мероприятий для организации безопасности труда и делать это не от времени к времени, а непрерывно.


Пренебрежение требованиями безопасности к условиям труда чревато как для работодателей, так и для работников. Какие требования безопасности к условиям труда? Как обеспечить безопасность условий труда?

Как шутят специалисты по технике безопасности, техника безопасности — это религия, в которую можно не верить, но обряды нужно соблюдать. Тем не менее, за нарушение требований охраны труда предусмотрена нешуточная ответственность.

Условия безопасности и охраны труда

Самым важным условием для работодателя является обеспечение работнику максимально комфортных и безопасных условий труда. На безопасность условий труда оказывают влияние факторы производственной среды, в которых трудится работник. Понятно, что есть ряд производств, где работодатель не может полностью обеспечить безопасность условий труда. Работник вынужден трудиться в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. И эти факторы зачастую ведут к профессиональным заболеваниям работников. Таким работникам должны быть предоставлены льготы.

Работодатель также обязан выполнять меры защиты от чрезвычайных ситуаций, принятых региональными властями или органами местного самоуправления. Например, в г. Москве работодателей обязали организовать обследование работников на коронавирус.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст.212 ТК РФ).

Техника безопасности условий труда

В обязанности работодателя входит обеспечение безопасных условий и охрана труда.

Первым делом, для работников на предприятиях должен проводиться инструктаж по технике безопасности. Но, зачастую инструктаж проводится формально. Да и сам лектор проводит инструктаж в полушуточном духе: при ядерном взрыве ни в коем случае не падайте на землю лицом вниз, ибо такое потрясающее зрелище вы увидите первый и последний раз в жизни.

А может ли работодатель не проводить первичный инструктаж по охране труда в отношении офисных работников?

Например, в отношении бухгалтера, секретаря, юриста, ведь они все время проводят в офисе.

Инструктаж по охране труда нужно проводить для работников, включая офисных, в связи с тем, что они работают с электроприборами, компьютерной техникой, принтерами, копировальной техникой. Незнание и несоблюдение работниками правил работы с таким оборудованием может привести к получению травм, в том числе к поражению электрическим током (п.2 ст.212 ТК РФ, письмо Минтруда РФ от 24.03.2015 г. № 15-2/ООГ-1551).

Работник офиса допускается к самостоятельной работе после прохождения вводного инструктажа по охране труда.

Что должны знать офисные работники в отношении соблюдения техники безопасности?

Требования к офисным работникам минимальны. Они должны знать:

  • как правильно пользоваться электроприборами, то есть как включать и выключать компьютерную технику;
  • правила поведения на рабочем месте, то есть поддержание порядка и чистоты на рабочем столе, курение только в специально отведенных местах;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим людям.

Тем не менее, некоторых работников все же можно освободить от первичного инструктажа на рабочем месте. Прежде всего, это касается работников, деятельность которых не связана с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Работодатель должен утвердить своим приказом перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от первичного инструктажа (п.2.1.4 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29).

Но все равно таких работников нельзя освободить от внепланового, целевого и других видов инструктажа.

Условия организации безопасности труда

Что должен сделать работодатель, чтобы обеспечить работнику безопасные условия труда?

Поэтому работодатель обязан обеспечить (ст.212 ТК РФ):

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование;

Все эти средства должны выдаваться согласно установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Причем работодатель должен обеспечить работников СИЗами не с местного китайского рынка, а сертифицированными.

  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

Например, предоставление перерывов для кормления женщин с детьми до 1,5 лет.

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда;

Чтобы определить безопасные условия труда на рабочем месте, необходимо провести спецоценку.

  • прохождение обязательных медицинских осмотров;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.

Работодатель должен проводить определенный комплекс мероприятий для организации безопасности труда и делать это не от времени к времени, а непрерывно.

Ребёнок – это сгусток энергии. В его голове одномоментно возникает множество идей и замыслов, а рукам уже не терпится приступить к воплощению фантазий из любых окружающих его предметов. Подчас активность малыша столь сильна, что может иметь разрушительные последствия.



Дети очень быстро растут и ещё быстрее развиваются: то, что занимало вчера, сегодня уже не вызывает никакого интереса. Для вовлечения ребёнка в творческий процесс важна мотивация. Именно поэтому вопрос поделок на урок труда ставит многих родителей в тупик. Что же можно изготовить, чтобы и малыша заинтересовать и не сильно потратиться?


Содержание

Поделки из соленого теста

У каждой хозяйки в доме найдётся соль и мука. Так почему бы не использовать ингредиенты для творчества. В 1 классе для поделок на уроки труда отлично подойдёт солёное тесто.


Малышам нравится лепка, а если ещё вовлечь их в процесс приготовления материала, то такой досуг запомнится надолго. Суть работы заключается в приготовлении пластичной массы, придании ей желаемой формы, раскрашивании фигуры и сушке.


Для того, чтобы приготовить солёное тесто, вам потребуется 200 г муки, 0,5 стакана соли и 125 мл воды. Замешивать тесто лучше вручную. При этом сначала перемешайте сухие компоненты. Воду используйте из холодильника и добавляйте по частям: её может потребоваться чуть больше или меньше, чем в рецепте.










В процессе замеса массу можно подкрасить пищевыми красителями или акварелью. Для лепки можно использовать не только руки, но и формочки для печенья. Начинать своё творчество лучше с простых плоских фигур: рыбка, слоник, черепаха.


Готовое изделие требуется просушить. Можно делать это в естественных условиях, тогда потребуется достаточно много времени. А можно ускорить процесс и высушить поделку в духовке при минимальной температуре и с приоткрытой дверцей.


Во время испарения влаги нужно переворачивать изделие для равномерного просыхания. Вынимают игрушку только после полного остывания духовки и приступают к раскраске. А для того, чтобы краски не потрескались, фигурку покрывают лаком.


Осеннее кольцо

Для поделок на уроках труда 2 класса детям можно использовать природные материалы. Многие мамы об этом знают и заранее готовят листья, жёлуди, веточки – всё это и для творчества пригодится, и для гербария.



С помощью клеевого пистолета покройте основу мхом или сухой травой. Далее в дело вступает фантазия: украшайте венок шишками, веточками рябины, высушенными дольками цитрусовых, сухоцветом, желудями и каштанами.


Паучок на паутине

Поделки на уроках труда в 3 классе усложняются и от ребёнка потребуются задействовать не только фантазию, но и креатив. Сделаем паучка на паутинке. Вам понадобятся 4 прутика. Скрестите их, закрепив по центру клеем.


Тонкими белыми нитками переплетите веточки между собой, создав иллюзию паутинки. На центр наклейте крупный сухой лист дерева. Приступаем к изготовлению паучка: половину грецкого ореха раскрасьте коричневым цветом – это будет его тельце.


Затем приклейте к тельцу шляпку от жёлудя – это голова паучка. Нарисуйте на ней глазки. По каждой стороне тельца приклейте тоненькие веточки –


Всего их должно получиться 4 пары. Паучка с помощью клея разместите по центру композиции, на листочке. А на самой паутинке разместите небольших размеров листики.


Аквариум из бумаги

Никогда не устареют бумажные поделки на уроке труда. Займёмся изготовлением аквариума. Из куска голубого картона вырежьте круглый аквариум. На дно наклейте маленькие камешки.







Нарисуйте зелёными красками вертикальные водоросли. Силуэты рыбок нарисуйте отдельно. Раскрасьте их и немного загните им хвостики и плавнички. Наклейте их в произвольном порядке на основу, а загнутые детали будут создавать эффект движения.






Бегемот из одноразовой посуды


Вам понадобится окрасить её в жёлтый цвет. Далее приступаем к заготовке мордочки: из жёлтого картона вырежем скруглённый прямоугольник размером чуть шире тарелки, а в высоту немного больше её половины. Для глаз вырежьте два больших белых овала, пару чёрных кругов меньшего размера и два жёлтых полмесяца для имитации век.


Соберите глазки, не забыв нарисовать ресниц. Из чёрной бумаги надо вырезать улыбающийся рот, а из белой – несколько прямоугольных зубиков. Из жёлтой бумаги сделайте заготовки маленьких ушек.


А поскольку мы делаем бегемота-девочку, то украсим её голову бантиком. Соберём все детали воедино, приклеив их к основе-тарелочке. Таким же способом можно изготовить мордочку любого животного.


Конечно, для реализации творческих затей пригодится не только бумага. Для создания поделки из дерева на уроках труда пригодятся веточки, с их помощью можно сделать оригинальную и милую рамочку для семейных фотографий.

Перед началом работ требуется подготовить материал: освободить веточки от отслоившейся коры, промыть и просушить их. За основу возьмём старую деревянную рамку и покроем коричневой акриловой краской.


После того, как изделие высохнет начинаем наклеивать на рамку веточки, переплетая их друг с другом. На завершающем этапе рамку украшают природным материалом: мхом, шишками, цветочками. Можно разнообразить декор органзой.


Для того, чтобы создать интересную поделку, не стоит ограничивать ребёнка в творческой фантазии. Задача взрослых – помочь реализовать детские идеи. В интернет можно найти массу фото поделок на урок труда, которые удачно сочетают в себе оригинальный замысел и удачное воплощение.

Читайте также: