Как сделать трек длиннее

Обновлено: 30.06.2024

Практически в любом жанре детали, даже самые мелкие, имеют огромное значение. Они насыщают трек, делают его интересным и наполненным, цепляют внимание слушателя, в них появляется некоторая “интеллектуальность”.

Недавно мы пообщались с известным psytrance-музыкантом Braincell, который выступает по миру вот уже более 20 лет, и продолжает профессионально расти и развиваться даже после такого солидного опыта. История в том, что его музыка всегда насыщена деталями, это его фишка. Самое интересное, что в таких стилях, как транс-музыка, очень легко скатиться в некое фестивальное “гимновое” звучание, от которого тошнит всех поклонников качественной музыки. Однако Ральф всегда этого избегает: несмотря на повторяющиеся паттерны, именно детали и переходы, а также уникальные тембры модульных синтезаторов превращают простые мелодии в интеллектуальную музыку, под которую хочется не только танцевать, но и размышлять. Таким же магнетизмом обладает и музыка Никиты , и, если вы ее еще не послушали, будучи нашими учениками, пора срочно наверстывать упущенное.

Музыкант упомянул одну очевидную и в то же время очень важную фишку: если в быстрой музыке, такой как psytrance, необходимо менять лид каждые 16 тактов (иначе становится скучно), техно очень интересно тем, что один и тот же луп играет на протяжении всего трека. И самая важная задача - сделать так, чтобы трек не был скучным. И это сложно. После того, как вы накрутили отличный грув и нашли тот самый крутой паттерн, вам будет нужно множество незаметных деталей и элементов. В более быстрой музыке без деталей тоже не обойтись, но к ним другой подход: они более явные и яркие.

Так что если вам кажется, что ваш трек звучит слишком уныло и безжизненно, значит, вы недостаточно над ним поработали. Именно вот этой доработкой занимаются участники PRO на данный момент, что и вдохновило нас на эту статью.

Итак, что вы можете сделать, если ваш луп явно затянулся:

  1. В этой области так же хорошо работают сбивки . Установите Looperator на группу лидов или мастер-канал и поставьте автоматизацию на его включение-выключение так, чтобы он сработал только в нужный вам небольшой отрезок времени. А уж в самом плагине вы можете выбрать любой эффект на ваш вкус.
  1. Достаточно ли атмосфер и текстур в вашем треке? Внимательно послушайте референсы: сколько фоновых звуков вы слышите? Очень часто музыканты используют едва заметные белый шум или длинные свипы, которые удивительно наполняют трек. Всегда пробуйте добавлять шумовые элементы в разных частях своего трека. Но здесь важно не перегнуть палку. Всегда спрашивайте себя: слышен ли здесь этот элемент и какую функцию он здесь выполняет?
  1. FX-звуки - очень важная составляющая. Возможно, вы не вслушиваетесь в них, но их постоянное чередование дает эффект некоего “течения”, даже если основной лид не меняется. Не стесняйтесь добавлять фоновые FX в свой трек, используя семпл-паки, результаты саунд-дизайнерских сессий или обработанные кусочки лидов, которые зайдут в совершенно другой части трека. Главный секрет этого приема состоит в том, чтобы соблюсти правильный баланс — наполнить трек, не переборщить с количеством и не загрязнить микс. В жанре техно, где так важен грув, их минимальное количество, однако, все они приходятся четко и к месту. Перекликаясь с лидами, FX-звуки обогащают аранжировку и при правильном применении даже добавляют грува. Если внимательно послушать треки известных музыкантов, часто можно заметить эффект присутствия дополнительных звуков, однако непонятно, откуда они взялись и как созданы — настолько аккуратно они переплетаются с остальным треком.
  1. Билды : постепенно нарастающее напряжение в ожидании чего-то интересного создает отличный эффект, даже если после него добавляется всего один свип или новая партия ударных. Такой rise-звук можно найти во многих банках пресетов или семпл-паках, но и не так уж сложно создать простой вариант самому из белого шума, с постепенным повышением питча и частот. Есть еще одна любопытная техника, которая позволяет подойти к новой партии и красиво ввести в ее трек. Добавьте на нее реверб с очень длинным хвостом, и запишите этот хвост на новую аудиодорожку. Разверните ее наоборот - и у вас есть готовый rise, удивительно совпадающий с тембром новой партии. Не забудьте удалить реверб после записи.
  1. Наверное, вы неоднократно видели в уроках Никиты сколько автоматизации он применяет в своих треках. Зачастую она совсем незначительная, но длится чуть ли не на протяжении всего трека. Зачем это делается? Автоматизация дает треку нужную пульсацию . Если вы возьмете супер крутое арпеджио из банка пресетов и закинете его в трек, оно всегда будет звучать классно. Секунд 10. А потом эта насыщенная партия вызовет только скуку. Но стоит немного покрутить ручки, как мелодия оживает. Попробуйте автоматизировать cutoff и resonance относительно друг друга, release, частоту LFO, параметр Wavetable в синтезаторах Serum и Massive, различные инструменты обработки (например, количество сатурации и дилея). Даже если на некоторых ручках уже стоит LFO, дополнительное вмешательство даст отличные результаты. Не обязательно гнаться за сильными изменениями: достаточно небольшого контроля. Кстати, нередко во время сведения автоматизация нужна для того, чтобы избежать конфликта с новой партией. Тогда вы выигрываете вдвойне: микс звучит чище, а трек — интересней.

Если вы все еще недовольны своей аранжировкой и завершенностью треков, мы можем вам помочь при помощи PRO-раздела. Мы дадим вам базу знаний, которая под завязку наполнена советами из любой области продакшена, а потом догоним и еще нагрузим практическими заданиями, советами и помощью по любому поводу.

Не можете завершить трек? Смотрите курсы, где на ваших глазах с нуля создается трек (у нас их 5, в разных жанрах), а затем приходите на форум и присылайте получившуюся работу нашему куратору. Он разберет ваш трек по косточкам и расскажет, как его можно доработать.

Научим вас создавать классные треки с нуля и поможем разобраться с творчеством в наших бесплатных курсах:
Треки как по маслу
Карта создания электронной музыки
Твой первый Deep-грув: снимаем ритм с ТОП-Beatport трека

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

Что такое музыкальное произведение (далее просто трек), если рассматривать с позиции музыкальной индустрии? По сути, это продукт. А продукт не может быть недоделанным или сырым. Стоматолог не бросает лечение зуба на полпути. Вылеченный зуб - тоже готовый продукт (услуга). Думаю тут суть ясна. Или нет? :)

Продукт должен быть готов к употреблению конечным потребителем. Поэтому недоделанный, сырой, нераскрытый трек - не продукт, а просто черновик, набросок, идея.

А вот законченный трек, хоть и среднего качества уже какой-никакой продукт. Который можно выкладывать на музыкальные ресурсы, в группы ВКонтакте, публиковать на Youtube, отправлять ди-джеям и лейблам. А если трек получился интересным и качественным, то его можно издать на лейбле и получить поддержки от известных артистов.

Имея на руках готовый трек, можно им оперировать как угодно, в зависимости от ваших целей. А вот если готового трека нет, то и оперировать нечем. Нечего выкладывать и отправлять. Я прям капитан очевидность, да? :-)

Просто хочу донести до вас то, что если вы можете сделать, например, крутой дроп, но дальше трек развивать не получается, то толку от этого дропа нет. Потому что трек, остаётся только в виде проекта. Продукта нет, а это очень нехорошо :-)

Помните, сама по себе идея лежащая годами на жестком, ничего не стоит, пока не будет реализована в продукт.

Это касается не только музыки, а вообще всего.

Поэтому, на мой взгляд, лучше иметь хоть и среднего качества, но законченный трек с интересной идей, чем кучу недоделанных проектов, мечтающих выйти в свет :-)

Какие процессы входят в создание трека?

Прежде, чем разбираться дальше, давайте вспомним, что включает в себя процесс создания трека.

01. Создание мелодии и идеи трека

Тут придумываем главную мелодию, идею, атмосферу и концепцию трека. На мой взгляд, это самый важный процесс, потому что, если у трека слабая мелодия и идея, то надо сильно задуматься, а стоит ли на него тратить время. Я, например, много проектов просто удаляю, оставляю только те, на которые стоит тратить время и силы.

02. Аранжировка

Сюда входит подбор инструментов, семплов и эффектов, создание партий всех инструментов, сочетание инструментов между собой, создание заднеплановых инструментов и атмосферы, проработка структуры и т.п. По сути, на этом этапе мы создаем суть трека и раскрываем её. Важно, что если аранжировка сделана хорошо, то сведение трека становится простым. Качество трека сильнее зависит от аранжировки, а не от сведения, как многие ошибочно полагают.

03. Синтез и лееринг

Здесь создаём инструменты с нуля или докручиваем пресеты в нужную сторону. Главное - это создание интересного звучания инструментов при помощи синтеза. А леерингом добавляем в звук новых деталей и в целом делаем его более насыщенным и полным.

04. Сведение и обработка

На этом этапе делаем звучание чистым, пространственным и звучащим, с одной стороны, так, как нужно нам, а с другой так, как этого требуют современные тенденции. Самое важное тут — это эквализация, компрессия, баланс громкости, панорамирование и пространственная обработка.

Это основные процессы создания трека. И самое интересное то, что всё это нужно уметь делать параллельно. В этом вся сложность, соль, боль и ночные кошмары многих музыкантов :-)

Как эти процессы можно изучать?

На самом деле не всё так страшно, наоборот, это безумно интересно и круто. Мне нравится ощущение, когда закончил трек и вижу готовый продукт, созданный мной, который слушают люди, поддерживаю ди-джеи и музыканты и т.п. А еще круче ощущения, когда свой трек играешь на выступлении и люди от него балдеют :-)

Рассмотрим варианты того, как можно прокачаться в этом всем.

Вариант 1

Каждую тему изучать отдельно. Отдельно изучать синтез, отдельно аранжировку, отдельно сведение и т.п. Такой путь, как показывает практика - долгий, сложный и не самый результативный. Почему?

При таком подходе падает мотивация. Из-за того, что у вас не будет в итоге целостного результата, в виде готового продукта (трека).

Изучать отдельно разные аспекты я рекомендую только тогда, когда вы уже делаете пусть и не суперкачественные, но готовые треки. Потому что умея делать готовые работы, вы можете прокачаться, например, в лееринге и после этого делать следующие треки лучшего качества. Далее, прокачавшись в сведении, опять повысите качество треков. И так далее, думаю суть понятна :-)

И наоборот если вы шарите отдельно в синтезе, сведении, лееринге, но соединить эти знания и сделать готовый продукт не можете. То какой тогда толк от того, что вы гуру синтеза? Разве что вам это просто интересно :-)

Я рекомендую второй вариант.

Вариант 2

Изучать на примере и в процессе создания целостного трека.

Как показывает мой опыт и опыт наших учеников, такой вариант лучше. Потому что, сделав готовый трек, вы во-первых будете чувствовать, что чего-то достигли и уже это будет мотивировать работать дальше. Что критически важно для творческих людей .

А во-вторых, в дальнейшем можно найти ключевые ошибки, посоветовавшись с опытными музыкантами. И работать уже над слабыми сторонами, а не над всеми процессами подряд. Тут важна системность :-)

Например, вы прислали опытному музыканту трек, попросили совет и он сказал что в треке отличная идея, мелодия и аранж, но хромает сведение. И вы начали изучать локально тему сведения зная, что в ней нужно залатать пробелы.

Такой подход позволяет сфокусировано работать над слабыми сторонами и намного быстрее продвигаться в мастерстве создания качественных треков.

Мы разобрали почему важно делать законченные треки, а не сотни сырых набросков. Дальше разберем то, с чего начать и как сделать трек, имея какую-то идею.

Какую структуру трека использовать для начала?

Это значит то, что вы пока еще учитесь и не умеете создавать полноценного, законченного продукта. Иначе зачем вам читать это многотекстие? :-) А раз вы учитесь, то начинать нужно с простых и понятных вещей. Кстати! Просто - не значит плохо, чаще даже наоборот.

Поэтому рекомендую первым шагом, продумать структуру трека, на бумаге или в программе.

В наше время идет тенденция упрощения треков, поэтому приведенная ниже структура актуальная и рабочая. Для примера рассмотрим структуры для Trance и Progressive House музыки. Позже я скажу как для вашего конкретного стиля определить структуру.


Как экспортировать \ сохранить трек в MP3, WAV, OGG или MIDI форматы.

Конечный вариант твоего творчества, что ты так долго творил в FL Studio, ты можешь экспортировать, или как еще говориться отрендерить в аудио трек форматов Wav, MP3 и OGG.

Чаще всего используют Wav или же MP3. Для того что бы экспортировать музыку, нужно найти вкладку File – Export:

fl studio как сохранить трек в mp3

Быстрые комбинации клавиш для экспорта очень помогают: для формата Wav это Ctrl+R, для MP3 Shift+Ctrl+R.

В последующем окне можно будет выбрать необходимые функции для экспорта.

fl studio как сохранить трек в mp3

Функции экспорта в fl studio

Mode (Режим) – здесь указан тот режим в котором будет экспортироваться проект, всю композицию проекта cплейлиста или отдельный выбранный Pattern. Как ты, наверное, знаешь в проекте есть два режима Song (целая композиция, все что имеется на Playlist) и Pattern (единичная составляющая режима Song, все что запечатлено в Step Sequencer внутри этого паттерна).

Cut Remainder– Закончить экспорт аудио сразу как только завершился последний такт, и как следствии срезать и не включать все остатки и затухания после окончания такта.

Leave Remainder– Оставить затухание, и экспортировать аудио до наступления тишины после полного затухания эффектов.

Wrap Remainder– (Полезно для экспорта Loop (Петель)) Связать затухание с началом аудио файла. То есть затухание автоматически будет подмешано в начало экспортируемого файла, таким образом получиться бесшовная петля Loop– без заметного перехода в воспроизведении в зацикленном режиме.

Length – это длинна экспортируемого файла в тактах (Bar– это такт)

Total Time – это общее время, что будет длиться финальный продукт.

Disk Space – общее место, которое займет на твоем диске экспортируемый(ые) файл(ы).

Качество экспорта в fl studio

Dithering– Дизеринг производиться при преобразовании например 32 –х битного аудио (Wav– файла) в 16 битный. Дизеринг заполняет удалившиеся после преобразования дискретные доли в аудио случайными меньшими значениями для того что бы удалить образовывающиеся при уменьшении глубины битности артефакты. Так что если в проекте используются 32-х битное аудио или сэмплы – стоит активировать эту функцию – так как в таких случаях это очень полезно.

HQ for all plugins– разрешает рендеринг высокого качества от всех встроенных в FL Studio плагинов, будь то синтезатор, эффект обработки или сэмплер.

Disable Maximum Polyphony– отключение максимальной полифонии плагинов генераторов звука.

kak_zasunut_trek_v_fl_studio

Как засунуть трек в FL Studio

Обычно этот процесс не вызывает ни у кого, даже из начинающих особой сложности, но все же, почему-то, вопросы по данной теме продолжают поступать от новичков FL Studio.

kak_peretashit_trek_na_playlist

Это может быть так же панель каналов, и впоследствии с нее можно направлять трек куда угодно:

kak_peretashit_trek_na_channel_rack

Это может быть браузер FL Studio (то темное поле, что находиться слева в FL):

добавление трека в браузер занесет это в коренной каталог FL Studio\Data, что находиться по умолчанию по адресу: С:\Program Files\Image-Line\FL Studio 12 (11,10)\Data\. И это полезно, если ты будешь обращаться к этому треку еще ни один раз, так как теперь он будет в твоей постоянной досягаемости, для перетаскивания его в любую локацию внутри FL Studio.

Так же можно открыть прекраснейший редактор аудио Edison, встроенные VST плагин в FL Studio, открыть его можно на любом канале микшера в одном из слотов, нажав на стрелку в слоте. И туда свой аудио трек ты помещаешь так же простым перетаскиванием. Как научиться профессионально, работать и редактировать аудио в нем, ты можешь научиться в ЭТОЙ СЕРИИ ВИДЕО. Сохраняем из Edison, измененный аудио файл, через команду File– Save sample as.

Читайте также: