Как сделать трехлопастной пропеллер

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Винты, предназначенные для двигателей большей мощности (порядка 15—30 л. с), также можно изготовлять из монолитных брусков твердой породы, но требования к качеству древесины в этом случае повышаются. При выборе заготовки следует обращать внимание на расположение годичных колец в толще бруска (оно хорошо просматривается по торцу, рис. 2-А), отдавая предпочтение брускам с горизонтальным или наклонным расположением слоев, выпиленным из той части ствола, Которая ближе к коре. Естественно, что заготовка не должна иметь сучков, кривослоя и других пороков.

Видео

Технические характеристики

Самодельные аэросани лучше снегохода; мотосани для рыбалки своими руками можно сделать, установив на конструкцию мотор мощностью от 15 л.с. Так легко добиться следующих показателей:

  1. За 1 минуту двигатель совершает 4700 оборотов.
  2. Диаметр винта составляет 1300 мм, он раскручивается до 2300 оборотов. Максимальное усилие — 62 кг.
  3. Топливный бак вмещает от 40 до 50 л бензина.
  4. Без водителя вес конструкции составляет 90,7 кг. С грузом — 183 кг.

Выбор двигателя зависит от массы аэросаней, их размера и грузоподъемности. Мотор должен быть такой мощности, чтобы воздушный винт совершал требуемое число оборотов. Эту величину подбирает конструктор. Необходимо стремиться к тому, чтобы конструкция была легкой, тогда можно установить двигатель небольшого размера и мощности. Техника должна иметь систему воздушного охлаждения.

На аэросани часто ставят автомобильный мотор. Он отличается большой мощностью, самодельные аэросани двигателем оснастить просто, ведь достаточно снять его со старой машины.

На легкие аэросани можно установить Д-30 или Д-15. Первый развивает тяговое усилие 40 кгс, а второй — 60 кгс. Д-15 имеет зубчатый редуктор. На том и другом двигателе бак рассчитан на 15 л топлива.

Грузоподъемность

Грузоподъемностью называют способность транспортного средства перемещать грузы и пассажиров. Это полный вес машины вместе с амуницией и людьми. Самодельные агрегаты рассчитаны на перевозку от 1 до 5 человек. С нагрузкой вес аэросаней достигает 300 кг.

Необходимые материалы и оборудование

Пропеллер можно сделать из старого диска

Пропеллер можно сделать из старого диска

Поскольку все воздушные охладители имеют практически одинаковое устройство, набор для их изготовления будет стандартным.

Чтобы сделать компактный и бесшумный вентилятор в домашних условиях потребуется:

  • линейка, угольник, карандаш;
  • паяльник;
  • скотч, ножницы, канцелярский нож;
  • мотор на 220 или 12 В;
  • кабель с соответствующим штекером;
  • термический клей;
  • пенопласт;
  • CD диски;
  • винная пробка из натурального материала;
  • картонная гильза и коробка;
  • изоляционная лента;
  • строительный фен, свеча или зажигалка.

Чтобы работа была безопасной, следует выполнять ее в защитных очках и строительных перчатках. При обращении с паяльником должна быть организована хорошая вентиляция.

Как сделать мини-вентилятор?

Начнем с самого простого: с изготовления лопастей. Если взять квадрат из обычного листа бумаги, разрезать его по диагонали, оставив в центре около сантиметра целым, то получится заготовка для вертушки. Затем 4 острых угла загибают к середине и поочередно нанизывают на гвоздь, предварительно воткнув его в центр заготовки. Вот и все! Жаль, что это просто детская вертушка.

Для функциональной и полезной конструкции берут 2 CD- или DVD-диска. Из одного получатся лопасти, из второго – подставка для устройства.

Отслуживший свое круг разрезают на несколько равных частей (от края к центру). Чтобы процесс протекал проще, можно пластик подержать несколько секунд над огнем. Каждый из получившихся секторов размягченной заготовки немного поворачивают вокруг его оси, чтобы получился пропеллер.

Какие еще комплектующие нужны для того, чтобы собрать удобный мини вентилятор? Вот перечень:

  • Пробка от винной бутылки.
  • Картонная или пластиковая трубочка для крепления двигателя к подставке.
  • Маленький моторчик.
  • Два проводка.
  • Кабель с USB-контактом или батарейки.
  • Хороший клей, ножницы, крепкий большой гвоздь или шило.

Инструкция

Итак, как сделать пропеллер своими руками? Процесс создания пропеллера выглядит так:

  1. Сначала вам нужно заняться шаблонами, а именно: 1 шаблон верха, 1 — бока и 12 шаблонов лопасти в профиль.
  2. Отфуговать заготовку винта с соблюдением размеров со всех четырех сторон и нанести линии оси, контуры шаблона вида сбоку.
  3. Удалить лишнюю древесину. Вначале делаете это топориком, а затем рубанком и рашпилем.
  4. Теперь наложите шаблон лопасти на заготовку и укрепите его гвоздем по центру втулки на некоторое время, далее обведите карандашом.
  5. Поверните шаблон на 180° и обведите вторую лопасть. Лишнюю древесину можно удалить с помощью пилы с мелкими зубьями. Эту работу следует выполнять аккуратно и не торопиться.
  6. Без спешки удалите древесину, делая мелкие и короткие затесы.
  7. Винт нужно довести до готовности с помощью рубанка и рашпиля с проверкой в стапеле.
  8. Для того чтобы изготовить стапель, нужно поискать доску одинаковой по длине с винтом размера, а также позволяющую своей толщиной сделать поперечные пропилы на 2 см для того, чтобы установить шаблоны. Для изготовления центрального стержня стапеля потребуется твердое дерево. А его диаметр должен быть, как диаметр отверстия в ступице винта. Стержень следует вклеивать к поверхности стапеля под углом 90°.
  9. Наденьте винт и посмотрите, сколько древесины нужно срезать для того, чтобы лопасти соответствовали шаблонам профиля.
  10. Как только нижняя поверхность винта начнет соответствовать шаблонам, можно начинать доводку верхней поверхности. Эта операция очень важна, так как на ней основывается качество получившегося винта.


Делаем моторизированный летающий пропеллер


Наверняка многим известна такая игрушка как летающий пропеллер. Она представляет собой винт, который закреплен на оси. Для запуска такого винта его ось зажималась в ладошках, и затем параллельным движением ладоней винт раскручивался и взлетал. У более продвинутых винтов был специальный пусковой механизм, в котором для раскручивания винта нужно дергать за веревочку. В этой статье будет рассмотрен пример пускового устройства, в котором используется электродвигатель. Такая самоделка не только будет интересна ребенку, но и откроет для него чудеса мира самоделок. Материалы и инструменты для изготовления: — моторчик на 3В (можно найти в игрушках электробритвах и пр.); — кнопка; — провода; — источник питания (две пальчиковых батарейки); — держатель для батареек; — винт и ось для него (если собирать пропеллер вручную); — дрель; — паяльник с припоем; — ножницы; — муфта из ПВХ; — редуктор ПВХ; — шариковая ручка; — изолента; — горячий клей и другое.

Шаг первый. Установка двигателя

Процесс изготовления самоделки:Шаг первый. Установка двигателя

Аэросани для рыбалки своими руками


Аэросани – это уникальное транспортное средство, по проходимости по снегу этому виду транспорта нет равных. Поэтому, они считаются незаменимым помощником для любого рыболова. С точки зрения конструкции, это транспортное средство с полозьями для движения по снегу, а передвигается оно с помощью авиационного пропеллера, который вращает бензиновый двигатель.

Сани способны развивать скорость до 150 км/час, что является неоспоримым преимуществом перед снегоходами. При наличии кабины и мягкой подвески, аэросани могут оказаться наиболее комфортным транспортным средством после автомобиля. Но автомобиль по непроходимым просторам, засыпанным снегом, не поедет.

На первый взгляд, все очень сложно, но если вникнуть, то никаких сложностей нет, и аэросани реально сделать самому из подручных средств, не затрачивая огромных усилий.

Баланс винта

Уже сделанный винт нужно отбалансировать. То есть добиться того, чтобы вес лопастей совпадал. Иначе, когда винт будет вращаться, возникнет тряска, влекущая тяжкие последствия — все важнейшие узлы вашего аппарата будут разрушены.

Но в практике нередки случаи, когда и умелых мастеров, которые не задаются вопросом, как сделать пропеллер, вес лопастей разнится. И это даже при соблюдении всех нюансов в изготовлении! Тому существует масса объяснений: разный удельный вес различных составляющих бруска, из которого сделан винт, различная плотность слоя и многие другие причины.


Применяемые материалы

Для украшения домов применяют флюгеры, изготовленные из самых разнообразных материалов.

Обращение с ними требует различных навыков, инструментов и оборудования.

  1. Дерево. Это легкий и простой в работе материал, проверенный веками. Для обработки древесины нет необходимости в сложных инструментах и профессиональных навыках. Для изготовления ветряка необходимо брать водостойкую древесину с хорошими гидрофобными качествами. Дерево необходимо пропитывать специальным составом, который сохранит его от сырости и насекомых. Но существенным минусом изделий из древесины является ее низкая прочность и недолговечность.
  2. Сталь. Это довольно прочный материал, устойчивый к сильному механическому воздействию. Сделать флюгер можно из черной или нержавеющей стали. Нержавейка устойчива к коррозии и имеет почти неограниченный срок эксплуатации. Обычная сталь может прослужить довольно долго при условии периодического обслуживания и ремонта. Но, учитывая место установки флигеля, выполнение этой задачи представляет довольно большую сложность.
  3. Медь. Этот металл достаточно прочен для того, чтобы выдерживать сильные порывы ветра. Листовую медь довольно легко резать и пилить. Немаловажным фактором является то, что для соединения между собой медных деталей можно применить пайку. Мягкость материала дает возможность обрабатывать его способом чеканки. Кроме того, на медь можно нанести серебро, используя реактивы для проявления фотографий. Металл устойчив к коррозии и не нуждается в дополнительной отделке.
  4. Пластик. Современные полимерные материалы имеют достаточную прочность и устойчивость к ультрафиолетовому излучению. Пластик легко поддается всем видам обработки. Его можно пилить, клеить или паять. Полимерные пластики не теряют своих качеств при сильном нагревании или охлаждении.
  5. Фанера. В работе допускается использование только многослойной водостойкой фанеры. Но, долго служить изделие из фанеры не будет. Даже покрытие из нескольких слоев краски не спасет его от разрушения. Если флигель из фанеры проработает один год, это будет считаться большой удачей.

При выборе материала для работы следует учитывать конечную цель изготовления флигеля. В любом случае лучше выбрать материал долговечный, который прослужит много лет.

Вернуться к оглавлению

Винтомоторная установка


Аэросани своими руками, чертежи которых предстоит подготовить заблаговременно, имеют в основе винтомоторную установку РМЗ-640, обладающую клиноременным редуктором. Подобными моторами оснащается ряд мотодельтапланов, а также самолетов. Стоит отметить, что винтомоторная установка описываемой конструкции почти ничем не отличается от той, что встроена в популярный двухместный дельталет. С воздушным винтом, диаметр которого равен 1350 мм, агрегат способен развить статическую тягу в 120 кг, что окажется вполне достаточно для описываемой конструкции.

Перед тем как сделать аэросани своими руками, необходимо учесть, что винтомоторная установка на раме-панели должна фиксироваться посредством раскосов в количестве шести штук. Выполнить их необходимо из металлических труб Ø30×1,5 мм.

Для того чтобы снизить аэродинамическое сопротивление, к трубам посредством эпоксидной смолы необходимо приклеить деревянные зализы, которые станут придавать раскосам сечение в виде капли.

БАЛАНСИРОВКА

Изготовленный винт должен быть тщательно отбалансирован, то есть приведен в такое состояние, когда вес его лопастей совершенно одинаков. В противном случае при вращении винта возникает тряска, которая может повлечь за собой разрушение жизненно важных узлов всей машины.

На рисунке 5 изображено простейшее приспособление для балансировки винтов. Оно позволяет выполнить балансировку с точностью до 1 г — этого практически достаточно в любительских условиях.

Рис. 5. Простейшее приспособление для проверки бал

Рис. 5. Простейшее приспособление для проверки балансировки винта

Практика показала, что даже при очень тщательном изготовлении винта вес лопастей получается неодинаковым. Это происходит по разным причинам: иногда вследствие разного удельного веса комлевой и верхней частей бруска, из которого изготовлен винт, или разной плотности слоев, местной узловатости и т. п.

Как быть в этом случае? Подгонять лопасти по весу, сострагивая с более тяжелой какое-то количество древесины, нельзя. Надо утяжелять более легкую лопасть, вклепывая в нее кусочки свинца (рис. 6). Балансировку можно считать законченной, когда винт будет оставаться неподвижным в любом положении лопастей относительно балансировочного приспособления.

Рис. 6. Балансировка винта путем вклепывания кусоч

Рис. 6. Балансировка винта путем вклепывания кусочков свинца в более легкую лопасть

Не менее опасно биение винта. Схема проверки пропеллера на биение показана на рисунке 7. При вращении на оси каждая лопасть должна проходить на одинаковом расстоянии от контрольной плоскости или угла.

Движитель - воздушный винт

Трудно представить себе движитель более универсальный, чем воздушный винт. Он годится чуть ли не для любого транспортного средства: глиссера и аэросаней, самолета и мотодельтаплана, аэрохода и экранолета.
Однако далеко не все энтузиасты-самодельщики четко представляют себе, как правильно рассчитать параметры воздушного винта. Действуя методом проб и ошибок, они подчас теряют много времени и сил, создавая десятки различных пропеллеров в надежде найти такой, который применительно к конкретному двигателю и транспортному средству обеспечивал бы оптимальную тягу.
Выполняя многочисленные пожелания читателей, редакция обратилась с просьбой к члену технической комиссии слетов СЛА, инженеру-авиаконструктору В. П. Кондратьеву разработать упрощенную методику расчета воздушных винтов.
Расчет и подбор воздушного винта к двигателю, а также к конкретным самолету, глиссеру или аэросаням - сложная и тонкая задача. Теорией 1 воздушного винта занимались и продолжают заниматься известные ученые-аэродинамики, и для тех, кто хочет углубленно изучить методику расчета винтов, можно рекомендовать известные книги, посвященные этому вопросу.
Правда, существующие теории мало пригодны для практического использования и к тому же базируются на сложном математическом аппарате. Ну а для конструкторов-любителей более простой и доступной является методика, основанная на статистическом обобщении данных лучших воздушных винтов.
Сразу же отметим, что речь пойдет в дальнейшем лишь о моноблочных деревянных винтах фиксированного шага. Такие винты просты, надежны и наиболее доступны для изготовления в любительских ycловиях. Следует сказать, что во многих странах мира применение самодельных металлических - и особенно гнутых - винтов запрещено. Они опасны и недостаточно надежны, имеют ограниченный ресурс, и зафиксировано немало случаев их разрушения как во время испытаний, так и во время эксплуатации. То же можно отнести и к винтам изменяемого - а тем более изменяемого автоматически - шага.

Исходными данными для подбора винтов для самодеятельных конструкторов обычно являются мощность двигателя Nдв (л. с.), частота вращения воздушного винта nв (мин -1 ), максимальная скорость движения (полета) Vмакс (км/ч) и расчетная скорость для винта Vp (км/ч).
Несколько замечаний применительно к расчетной скорости. Воздушный винт фиксированного шага, как известно, является однорежимным. Это означает, что максимальный КПД он обеспечивает только на одной - расчетной - скорости и (для летательного аппарата) только на одной расчетной высоте. Однако мы все же будем полагать, что расчетная высота (в том числе и для любительского самолета) близка к нулю, а расчетная скорость задается самим конструктором.
Следует помнить, что если аппарат предназначается для достижения максимально возможной скорости, то именно она и будет являться расчетной. Если, например, самолет должен обеспечивать наилучшие взлетные характеристики, то за расчетную условно принимается скорость, близкая к нулевой. При этом винт развивает наибольшую статическую тягу - тягу на месте. Именно так подбираются винты для глиссеров, аэросаней, мотодельтапланов и ультралегких самолетов.
Есть еще один параметр, который иной раз является определяющим для самолета. При этом расчетной скоростью для винта становится наивыгоднейшая скорость набора высоты. Если винт рассчитан на это - самолет имеет наивысшую скороподъемность. Наивыгоднейшую скорость набора (Vнаб) для самолета можно ориентировочно определить по номограмме, изображенной на рисунке, или подсчитать по следующей эмпирической формуле:

где G взл - взлетный вес, l кр- размах крыла.
Для пилотажного самолета, развивающего высокую скорость в пикировании, необходим воздушный винт фиксированного шага, который в режиме ветряка не раскручивался бы до, оборотов, превышающих предельно допустимые. В противном случае следует установить пропеллер несколько большего шага.
Надо сразу же примириться с мыслью, что ни один расчет не позволит сразу и с высокой точностью определить все параметры винта фиксированного шага. По утверждению известного западногерманского специалиста по конструированию винтов Г. Мюль-бауэра, точный расчет таких винтов - дело бесполезное. Возглавляемая им фирма предлагает заказчикам, как правило, несколько винтов, шаг которых, а иногда и диаметр существенно отличаются. Далее заказчик, испытывая самолет, подбирает наилучший движитель. Именно фирма для выпускаемого самолета. Кроме того, летательный аппарат комплектуется, как правило, несколькими винтами: скоростным, скороподъемным, пропеллером для крейсерских полетов на максимальную дальность или другими, в зависимости от требовании заказчика.
Приблизительно так поступают и инструкторы-любители. Даже самые тщательные расчеты не дают возможности получить идеальный для данного транспортного средства аэродвижитель. Лишь в процессе испытании - заездов или полетов - станет ясно, как видоизменить винт, уменьшить или же увеличить его шаг. Как правило, лишь второй (а то и третий) пропеллер позволяет достичь оптимального результата.
Методика же, которая здесь предлагается, вполне позволяет создать исходный винт - если можно так выразиться, винт первого приближения. И уже испытания покажут, появятся ли необходимость в следующем, более подходящем для созданного вами транспортного средства.
Проектирование винта начинайте с определения его диаметра и шага. Для этого воспользуйтесь монограммами на рисунке 1:

Рис. 1. Номограмма для определения диаметра и шага винта.

или же следующими эмпирическими формулами:

где D в ,- диаметр винта (м), Н в - шаг винта (м), N дв - мощность двигателя (л. с.), n в -частота вращения винта (мин -1 ), V макс - максимальная скорость (км/ч).

Если конструктивные особенности вашего транспортного средства не позволяют использовать винт рекомендованного диаметра, следует учитывать, что при уменьшении диаметра на 10. 12%, по сравнению с определенными по номограмме, надо перейти к трехлопастному винту. При занижении диаметра на 15% и более - стоит подумать уже о применении четырех-лопастного пропеллера. При уменьшении диаметра на 20% относительно расчетного придется уже подумать о повышении частоты вращения винта или же изменении компоновки транспортного средства.
При занижении диаметра винта иногда рекомендуют увеличивать ширину лопастей или же шага. Действительно, это позволяет снимать с двигателя всю мощность, но КПД аэродвижителя при этом неизбежно падает.
И еще одно замечание. Толкающий винт по сравнению с расчетным должен иметь меньший на 5. 10% шаг.
Далее, определив диаметр и шаг винта, надо вычертить его плановую проекцию. Ширина лопасти в каждом сечении определяется по формуле:

где b - относительная ширина лопасти (%). Максимальная хорда лопасти в плановой проекцит должна составлять 0,08. 0,1 D в .
Форма лопасти может быть любой. В некоторых работах авторы нередко и вполне обоснованно доказывают преимущества эллиптических, веслообразныx, саблевидных или каких-либо иных законцовок лопастей. Наверное, каждый из них по-своему прав. Однако практика показывает, что в реальных условиях характеристики винта любительского изготовления от формы законцовки практически не зависят.
После вычерчивания плановой проекции можно переходить к построению профиля лопасти на нескольких радиусах - например, на r=0,8; 0,6; 0,4; 0,2 (r - относительный радиус лопасти).
Для лопастей винта используются обычно крыльевые профили. Следует, правда учесть, что по ряду причин чаще предпочтение отдается плоско-выпуклым лопастям. Координаты такого профиля с относительной толщиной в 10% приводятся в таблице 1:

Координаты профиля Y в каждом сечении рассчитываются по формуле:

где с - максимальная относительная толщина лопасти в сечении, получаемая из графика на рнсунке 2:

Рисунок 2. Номограмма для определения наивыгоднейшей скорости набора высоты (А); сравнение воздушных винтов различных диаметров (Б); графики для определения относительной ширины лопасти и относительной толщины профиля лопасти (В); график для определения массы деревянного винта фиксированного шага (Г).

У современного деревянного винтa она обычно составляет 6. 8% на конце лопасти. У комля лопасти профиль обычно выполняется толстым (произвольным), симметричным, переходящим в ступицу винта. V10 - относительные координаты у 10%-го профиля из таблицы 1. V10 и с подставляются в формуле в %. Наконец, a - угол установки профиля в сечении. Он определяется из условия, что шаг винта в любом сечении должен быть постоянным. Это правило вывел когда-то И. Е. Жуковский, испытав знаменитые свои винты "НЕЖ", и до сего времени ему следуют конструкторы винтов, хотя несколько позже Жуковского академик Б. Н. Юрьев доказал, что шаг винта в различных его сечениях вовсе не обязательно должен быть постоянным. Но все-таки, следуя Жуковскому, определим угол установки профиля в каждом из сечений:

При построении сечения лопасти может пригодиться и линейный параметр h c, определяемый из формулы:

Построив сечения лопасти, совсем уже нетрудно вычертить боковую проекцию заготовки винта. Она также может иметь произвольную форму, но вполне определенную в каждом сечении высоту. Пример такого построения - на рисунке 3.


Рис. 3. Построение теоретического чертежа воздушного винта.
При выполнении чертежа надо учесть. что Rз - практический радиус скругления задней кромки, равный 0,8. 1.5% местной хорды лопасти: на схеме показан профиль лопасти 10-процентной относительной толщины; координаты этого профиля приведены в таблице 1; координаты профиля в любом заданном сечении можно определить по формуле:

где с - максимальная относительная толщина лопасти в сечении, получаемая из графика В (рис. 2). Y10 - относительные координаты у 10-процентного профиля из таблицы 1 (Y10 и C подставляются в формулу в процентах), a - угол установки профиля лопасти в сечении;
С - абсолютная толщина лопасти в сечении; Т - высота заготовки.

Итак, винт вычерчен. Какой же будет его тяга? Ее можно ориентировочно определить по номограмме (рис. 4):


Рис. 4. Номограмма для определения статической тяги винта.

Это будет так называемая статическая тяга, или тяга на месте. Когда глиссер, аэросани или самолет построены, правильность прикидки можно проверить экспериментально с помощыо обычного динамометра. Сложнее обстоит дело с определением тяги на какой-лнбо скорости движения: расчет ее затруднен, точность его невысока, a пpовeрить результат практически невозможно. И, наверное, в практике самодеятельных конструкторов это и нс нужно.
Несколько замечании, которые могут быть полезными при определении параметров винта.
Как известно, его тяга с ростом скорости падает - тем сильнее, чем больше диаметр пропеллера и ниже частота его вращения. Вмеете с тем статистическая тяга винта большого диаметра гораздо выше, чем у маленького. Примерный характер падения тяги винтов показан на рисунке 2.
Вывод напрашивается сам собой: скоростному самолету нужен высокооборотный пропеллер малого диаметра тихоходному - малооборотный 6oльшой. Как правило, любительские самолеты не достигают таких скоростей когда становятся выгодными высокооборотные винты. Поэтому при использованни двухтактных двигателей, имеющих высокую частоту вращения коленвала, имеет смысл применять понижающий редуктор.
Разумной можно представить следующую методику подбора винта к любительскому аппарату. Вначале и соответствии с компоновочной схемой выбирается максимально возможный диаметр винта: здесь принимаются во внимание допустимые зазоры между концами лопастей и конструкцией, потребный клиренс и другие параметры. Затем по номограмме (рис. 1) или по формуле

определяется потребная частота вращения винта. Сравнивая ее с характеристикой двигателя, легко определитьнеобходимую степень редукции оборотов. Редуктор может быть как шестеренчатым, так и клиноременным многоручьевым. Кстати, последние получили сегодня весьма широкое распространение на аэросанях, мотодельтапланах и ультралегких самолетах.
Упрощенные методики, подобные описанной, широко используются и в нашей стране, и за рубежом. Как показывает практика, они позволяют получить винты, мало уступающие выбранным по аэродинамнческим продувкам или рассчитанным на вычислительных машинах в соответствии с ходящей ныне по рукам "усовершенствованной" и "особо точной" программой. Напомню еще раз, успех в подборе винта фиксированного шага во многом зависит от правильного выбора расчетной скорости.
Перейдем теперь к конструкции воздушного винта. Как сделать заготовку из деревянного бруска с помощью топора, рубанка, рашпиля и напильников, объяснять, видимо, не придется: конструктору-любителю все это должно быть хорошо знакомо. Думается, целесообразнее узнать, подробности конструкции и технологии производства деревянных винтов фиксированного шага, принятых на одной из ведущих фирм по изготовлению пропеллеров "Хоффман". Фирма выпускает их в большом количестве и принимает заказы под любые aппараты и двигатели.
Заготовка такого винта, как это показано на рисунке, получается методом перекленки из брусков сечением 20Х60 мм. Для соединения брусков используются эпоксидные смолы.
Для изготовления винтов обычно применяются достаточно твердые и тяжелые породы древесины. "Хоффман" же предпочитает легкую сосну. Древесина, по сути, выполняет роль жесткого легкого заполнителя, а прочность достигается последующей оклейкой готового винта двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем. Чтобы Ступицa не проминалась при затяжке болтов, она имеет достаточно большой диаметр. Конструкция ступицы и установки "фирменного" винта показаны па рисунке 5:


Рис. 5. Типовая конструкция воздушного винта фирмы "Хоффман"
1 - стальная опорная шайба, 2 - ступица винта, 3 - проволочная контровна болтов, 4 - болты крепления винта, 5 - латунная сетка, 6 - латунная окантовка, 7 - отверстие для проволочной контровки, 8 - переклейка из сосновых брусков. 9 - стальная резьбовая втулка (запрессована во фланец винта), 10 - фланец, 11 - болт крепления фланца на валу двигателя. 12 - стопорная шайба с отгибающимся усом (фиксируется на валу Двигателя), 13- вал двигателя, 14 - штифт (запрессовывается во фланец винта для установки его в определенном положении), 15 - лакокрасочное покрытие и эпоксидная шпаклевка. 16 - припой, 17 - эпоксидное заполнение, 18 - стеклоткань (2 слоя).

Особенностью ":хоффмановского" винта является окантовка его передней кромки. Обычно передняя кромка оконтовывается латунными пластинами для предотвращения преждевременного выхода винта из строя. Однако если окантовка, как это обычно делается, закрепляется на винте заклепками, ресурс винта оказывается невысоким. На "хоффмановском" же винте окантовка вначале припаивается к металлической сетке, которая затем наклеивается иа лопасть. Ну а стеклотканью лопасть оклеивается уже после установки окантовки. Далее винт шпаклюется, вышкуривается и окрашивается. В результате получается поверхность очень высокого качества. Для подсчета массы таких винтов можно воспользоваться графиком на рисунке 2.
Итак, винт готов. Он взвешен, отбалансирован, установлен на созданное вами же транспортное средство - будь то летательный аппарат, аэромобиль или же АВП. Но. Двигатель работает, однако частота вращения винта явно недостаточна. Не надо беспокоиться: при исправном моторе это означает лишь, что винт "тяжеловат" для нулевой скорости. Он раскрутится до максимальных оборотов, когда машина наберет расчетную скорость движения. Гораздо хуже, если на максимальном газе мотор стремится выйти на обороты, превышающие допустимые. В этом случае винт придется заменить более "тяжелым", то есть имеющим несколько больший шаг.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Вот так вот, без лишнего труда, Вы сможете запускать свой пропеллер в небо. Довольно интересная игра. В составе нескольких человек можно устроить соревнования и неплохо провести время . . .




Беремся за нож. Будьте предельно осторожны при выполнении данного этапа работы - постарайтесь не нанести себе порезов и увечий!



Постарайтесь придать наиболее правильную форму лопастям пропеллера. Не забывайте о симметрии относительно оси вращения. Помните, что чем более тонкие лопасти Вы выточите, тем более легким получится ваш пропеллер. Более легкий пропеллер легче взлетает, но при этом менее инертен и более подвержен воздействию ветра. Постарайтесь соблюсти баланс толщины и массы пропеллера. Ось вращения должна быть достаточной толщины что бы не сломаться от запуска, но и лишняя толщина ни к чему. Длина оси вращения должна быть сантиметров 20-25. Ось можно приклеить к лопостям и для надежности закрепить кнопкой с верхней стороны.


Запуск пропеллера достаточно легок. Необходимо зажать ось между ладонями, прокрутить ее и в заверешнии отпустить закрученый пропеллер.



При желании Вы можете раскарсить свой пропеллер на свой вкус с помощью обычных фломастеров или краски.

Читайте также: