Как сделать тормоза на зил 131

Обновлено: 05.07.2024

Если требуется регулировка тормоза ЗИЛ-130 (131), то ее можно провести в 2 этапа. Сначала надо поднять нужное колесо, рычаг КПП поставить в нейтральное положение.

Преимущества регулировки тормозов грузовых автомобилей ЗИЛ в САС №1

Провести эту работу быстро, качественно и недорого могут мастера нашего автосервиса в Москве. Мы можем отремонтировать и отрегулировать все части тормозной системы, в том числе стояночный тормоз.

Мы проводим полное сервисное обслуживание грузовиков разных марок. Свои услуги предлагаем водителям и владельцам машин.

Адрес грузового сервиса: г. Подольск, проспект Юных Ленинцев, 59а

Грузовик ЗИЛ-130 разработан и производится на автомобильном заводе имени Лихачева. Он оснащен пневматической двухконтурной тормозной системой. На каждом колесе расположен тормозной барабан с 2 колодками. Они приводятся в действие пневмомеханизмами, посредством тормозного крана ЗИЛ-130. Пневмоимпульс передается на передний и задний мост по автономным магистралям, что повышает надежность и живучесть системы.

Деталь тормозной системы

Устройство стояночного тормоза

Снятие ручного тормоза. Для снятия ручного тормоза с коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410 с одноконтурным тормозным приводом надо отсоединить фланец карданного вала отвернуть гайку крепления фланца на ведомом валу коробки передач, снять плоскую шайбу и фланец в сборе с барабаном при помощи съемники.

Ручник ЗИЛ-130


Ручник ЗИЛ-130

Рис.12—17. Трансмиссионный тормоз автомобиля:

1 фрикционная накладка; 2 — барабан; З — кронштейн; 4 — манжета; 5 и 14 — соответственно калия и большая стяжные пружины колодок; 6 и 13 колодки: 7 — ось колодок; 8 — гайка крепления фланца; 9 — винт; 10 — фланец вторичного вала коробки передач; 11 — регулировочный болт; 12 — ограничительная шайба; 15 — сухарь колодки; 16 — разжимной кулак:17 — щит; 18 — регулировочный рычаг; 19 — вилка: 20 — тяга привода; 21 — ушко тяги тормозного крана; 22 — палец тяги; 23 — гайка; 24 -пластина рычаге; 25 — зубчатый сектор; 26 — распорная втулка; 27 -стопорная защелка; 28 — тяга стопорной ; 29 — рычаг; 30 – рукоятка тяги стопорной защелки.

Снятие пружин


Снятие пружин

Рис 12-18 Способ снятия стяжных пружин колодок стояночного тормоза.

Отсоединить пружины колодок при помощи щипцов (рис.12-18), отвернуть и вынуть два болта крепления колодок с двумя распорными втулками и двумя плоскими шайбами и снять тормозные колодки.

Отвернуть боты крепления кронштейна на картере коробки передач и вынуть болты с шайбами.

Снять кронштейны стояночного тормоза в‘ сборе с разжимным кулаком, регулировочным рычагом и манжетой.

При отсутствии щипцов для снятия пружин ‹: тормозных колодок рекомендуется снимать их в следующем порядке: вывернуть болты 11 (рис.12-17) и снять ограничительные шайбы 12; снять колодки с оси разжимного кулака, после чего пружины легко освобождаются. Устанавливать колодки следует в обратном порядке.

Требования к ремонту деталей тормоза аналогичны требованиям к ремонту рабочих тормозов.

Сборка и установка стояночного тормоза. Собрать щиток 17 (см. рис. 12-17) с кронштейном 3 тормоза, соединив их вручную и закрепив болтами. Запрессовать в гнездо манжету 4 с помощью оправки и молотка, вставить разжимной кулак 16, надеть регулировочный рычаг 18 с тягой и вилкой и закрепить их.

Щиток с кронштейном установить с прокладкой На картер коробки передач и закрепить их болтами. Закрепить ось 7 тормозных колодок. Надеть на тормозные колодки обе стяжные пружины 5 и 14 и установить колодки на ось.

Установить с дистанционными втулками два болта о простыми шайбами в эллипсные отверстия колодок и закрепить их.

Установить фланец 10 с тормозным барабаном 2 на шлицы вторичного вала, надеть плоскую шайбу и, навернув гайку, закрепить ее угловым торцовым ключом, момент затяжки 300 Н м(30 кгс м ), закернить гайку тупым зубилом и молотком, вдавив тонкий край гайки в паз вала.

Установить рычаг привода тормоза на картер коробки передач.





Устройство и принцип работы

Тормозной кран предназначен для управления работой механизмами, участвующими в торможении колес, путем подачи/выпуска сжатого воздуха. Он состоит из:

  • корпуса с крышкой;
  • прорезиненной диафрагмы;
  • уравновешивающей пружины со стаканом;
  • рычага;
  • впускного и выпускного клапанов.

Схема крана

Устройство крана позволяет удерживать автомобиль в заторможенном состоянии при отсутствии воздуха в системе. Управление осуществляется педалью, расположенной в кабине. Принцип работы крана прост и основан на подводе воздуха к тормозным устройствам через открытый впускной клапан.

В расторможенном состоянии воздушная полость тормозной камеры через кран сообщена с атмосферой. Клапан, подающий воздух из ресивера, закрыт. При нажатии педали усилие передается на рычаг, который перемещает шток с коническими клапанами. Благодаря тому, что последние управляются одним стержнем, происходит синхронное открытие впускного и закрытие выпускного клапана.

Воздух поступает в тормозные камеры, которые своими тягами поворачивают разжимные кулаки, тем самым затормаживая колеса. При отпускании педали, под действием пружины происходит возврат элементов в первоначальное положение.

Устройство тормозов грузовика

На грузовиках, имеющих прицеп, главный тормозной кран имеет дополнительное устройство, управляемое тормозами прицепа. Оно настроено так, чтобы торможение последнего несколько опережало срабатывание тормозных устройств автомобиля. Это уменьшает нагрузку на элементы тягача и предотвращает наезд на него прицепа.



130-3507015 — номер по каталогу

Наименование:

Колодка ручного тормоза ЗИЛ

Запчасти на ЗИЛ

Комплектность: шт

В нашей компании Вы можете купить оригинальные запчасти: колодку ручного тормоза по оптовой цене 873,1 руб. Номенклатурный номер: 130-3507015. Или Вы можете подобрать варианты замены по коду 130-3507015 на неоригинальные запчасти или аналоги от других производителей.

Кросс-номера (информация носит справочный характер):
130.3507015
1303507015

Осуществляем доставку во все регионы России, с помощью различных транспортных компаний.

Например в Ставрополь (Ставропольский край) или в Владивосток (Приморский край), а также в Казахстан: например в Алма-Ату.

Собираем сборные заявки по автозапчастям ПАЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗМЗ. Стараемся выполнить на 100%. Наш магазин по оптовой продаже автозапчастей находится в Нижнем Новгороде – мы ждем заказов и будем рады увидеть Вас в числе постоянных клиентов. Вы всегда можете прислать Вашу заявку для расценки на электронный адрес , чтобы оценить наш уровень цен.

Доставка до терминала транспортной компании в Нижнем Новгороде осуществляется бесплатно. Стоимость доставки до вашего города можно рассчитать на сайте выбранной транспортной компании. Пункт отправления — Нижний Новгород.

Работаем с оптовыми компаниями, автобусными парками, транспортными автопредприятиями, магазинами автозапчастей, ремонтными мастерскими и СТО, оптовыми клиентами.

Постоянным покупателям предоставляются скидки и отсрочка платежа.

Колесный тормоз переднего колеса грузовых автомобилей ЗИЛ

Рис. 217. Колесный тормоз переднего колеса грузовых автомобилей ЗИЛ и автобусов ЛАЗ и ЛИАЗ-677:



Тормоз колеса ПАЗ

Рис. 218. Тормоз переднего колеса автобуса ПА3—672и автомобиля ГАЗ-53А:

1 — защитный колпак; 2 —— колесный цилиндр; 3— опорный диск; 4—стяжная пружина; 5—направляющая скоба; 6—колодка; 7 —фрикционная накладка колодки; 8—болт регулировочного эксцентрика; 9— шайба; 10—пружина эксцентрика; 11—регулировочный эксцентрик; 12 -пластина опорного кольца; 13 — эксцентрик опорного пальца; 14 —опорный палец; !5—гайка; пружинная шайба.

При износе тормозных барабанов и фрикционных накладок зазор между ними увеличивается, отчего тормозной путь автомобиля удлиняется. Величину зазора регулируют, поворачивая при помощи червячного механизма 10, 11 и 12 (см. рис. 217) разжимной кулак или эксцентрик 11 (см. рис. 218), изменяющий расстояние между колонкой б и барабаном. 7

При переклепке фрикционных накладок, значительном их износе или при нарушении установки колодок вследствие ослабления опорных пальцев положение колодок изменяют, поворачивая опорные пальцы, шейки которых эксцентричны.

При торможении давление жидкости перемещает вправо поршень 3, который прижимает колодку к тормозному барабану. Если зазор между фрикционной накладкой и тормозным барабаном вследствие износа увеличился, то поршень 3 увлекает за собой через резьбовое соединение пружинное кольцо 2, преодолевая при этом усилие натяга. Пружинное кольцо 2 передвигается в цилиндре на величину износа.

Когда водитель перестает нажимать на тормозную педаль, давление в цилиндре падает, стяжные пружины — стягивают тормозные колодки и поршень 3 передвигается по цилиндру влево. Однако поршень 3 может передвинуться только на величину люфта в резьбовом соединении с пружинным кольцом 2, так как усилие стяжных пружин колодок составляет 20 кг, а усилие натяга кольца более чем в 2 раза больше, и оно сдвинуться влево не сможет. Таким образом, ограничивается возвратный ход поршня, а следовательно, и колодки.

У автомобилей МАЗ-500 ручной стояночный тормоз барабанного типа смонтирован на заднем мосту автомобиля. Такое расположение тормоза позволяет использовать его в аварийных случаях даже при поломках карданного вала.



Привод тормоза ЛИАЗ

У автомобиля ЛиАЗ-б77 ручной тормоз имеет механический привод и действует на задние колеса (рис. 222) что дает возможность использовать его в качестве аварийного.

Приводы колесных тормозов на отечественных автомобилях гидравлические, пневматические и пневмогидравлические. Для облегчения работы водителя на некоторых автомобилях применяют усилители. Привод ручного тормоза механический;

Гидравлический привод тормозов имеет ряд достоинств: передача давления на все тормоза колес происходит равномерно и плавно, привод срабатывает быстро.

Гидравлический привод легковые автомобили грузовые ГАЗ—БЗА, ГАЗ-66, автобусы ПАЗ состоит из главного тормозного цилиндра, цилиндров колесных тормозов и магистралей.



Стояночный тормоз

Рис. 221. Ручной тормоз ‚автобусов ЛАЗ и. автомобилей ЗИЛ:

1— резьбовая вилка тяги; 2—рычаг ручного тормоза; З—сектор: 4 — регулировочный рычаг тормоза; 5 — тормозной барабан; 6 —стяжная пружина; 7—тормозная колодка; З—разжимной кулак.

Главный тормозной цилиндр (рис. 223) отлит совместно с резервуаром для тормозной жидкости и сообщается с ним через два отверстия. При нажатии на педаль тормоза манжета 3 перекрывает отверстия Б и В, жидкость выжимается через перепускной клапан 8 в магистраль и поступает в цилиндры колесных тормозов, поршни которых прижимают тормозные колодки к барабанам



Главный цилиндр ПАЗ-ГАЗ

Рис 223 Главный цилиндр гидравлического тормозного привода автобусов ПАЗ и автомобилей ГАЗ:

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Проверка и регулировка комбинированного тормозного крана.

Каждый отремонтированный и собранный тормозной кран проверяется на пневматической установке, выполненной по схеме, показанной на рис. 12-24. Давление воздуха в резервуаре 3 должно быть равно 0,7 МПа (7,0 кгс/см) и поддерживаться на весь период испытания. Воздух следует подводить к впускным клапанам крана.



привод тормозного крана

Рис.12-23. Привод тормозного крана для автомобилей с одноконтурным приводом:

1— тяга ножного привода крана; 2- чехол; 3- рычаг; 4 и 5 -регулировочные винты; 6 -тяга ручного привода крана прицепа; 7 и 11 — контргайки; 8 и 12- вилки; 9 и 13 -пальцы; 10 -рычаг привода ручного тормоза; 14- промежуточный рычаг; 15 — тяга педали; 16 — педаль тормоза; 17 – пол кабины; 18— оттяжная пружина



схема испытания

Рис. 1 2-24. Схема Установки для испытания комбинированного тормозного крана автомобиля: 1 — испытуемый тормозной кран; 2, 5 и 7 — манометры; 3 — воздушный резервуар вместимостью 20…25 п; 4— проходной кран; 6 и 8 — воздушный резервуар вместимостью по 1 л; 9 — трехходовые краны; 10 — контрольная лампа; 11 — источник тока; 12 предохранитель на 5 А; 1 – от источника воздуха

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт ЗИЛа-131 нужно проводить только при отключенном двигателе и на специальной площадке.

Причины, по которым требуется проведение ремонтных работ:

  1. Сильно греется двигатель и стреляет глушитель.
  2. Выработка ресурса, из-за чего выходят из строя коленчатый вал, блок цилиндров, трансмиссия и другие основные узлы автомобиля.
  3. Прогорание поршневого устройства.
  4. Наличие повреждений и трещин на корпусе двигателя, коробки передач и блока цилиндров.
  5. Короткое замыкание или обрыв электрической цепи.

Ремонт автомобиля ЗИЛ

Техническое обслуживание предполагает замену масляной жидкости, внешний осмотр агрегатов и замену расходников.

Почему не заводится, и что делать

Силовой агрегат может не заводиться из-за отсутствия топлива в системе, заедания воздушной дроссельной заслонки, засорения жиклеров.

Для того чтобы отремонтировать двигатель, необходимо:

  1. Продуть топливные провода.
  2. Проверить работоспособность игольчатого клапана, который расположен на карбюраторе.
  3. Провести осмотр топливного насоса на наличие дефектов и повреждений.
  4. Продуть цилиндрические элементы.
  5. Провернуть коленчатый вал мотора при помощи электрического стартера при полностью открытых дроссельных заслонках.
  6. Проверить работоспособность заслонки воздушного типа.
  7. Промыть жиклеры ацетоном и продуть воздухом.

Регулировка карбюратора

При правильно отрегулированном карбюраторе дроссели и воздушные заслонки будут открываться и закрываться в соответствии с положением тормозной педали.

Регулировка карбюратора ЗИЛ

Регулировка карбюратора проходит в несколько этапов. Сначала настраивают ручной и ножной привод дросселей, только после этого переходят к настройке воздушной заслонки.

Привод ножного типа регулируется при помощи резьбовой вилки, а ручной — с использованием зажима, который устанавливают на конец троса привода.

На малых оборотах холостого хода мотора разрежение из впускного трубопровода передается через отверстие системы холостого хода, после чего рабочая жидкость попадает в систему смазки.

Как выставить зажигание

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить поршневой механизм цилиндра под номером 1 в положение верхней мертвой точки.
  2. Провернуть коленвал до совмещения отверстия на шкиве коленвала с меткой высшей мертвой точки.
  3. Расположить паз на вал привода распределителя.
  4. Вставить привод в гнездо блока.
  5. Провернуть коленвал на величину установочного угла.
  6. Убрать крепежный болт с пластины.
  7. Включить зажигание.
  8. Провернуть корпус распределительного устройства в гнездо привода.
  9. Проверить правильность установки проводов всех цилиндров.

Схема зажигания ЗИЛ

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления проводится в несколько этапов. На первом необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления. Для этого нужно:

  1. Измерить ход от центральной части пластины до механизма.
  2. Опустить педаль до упора.
  3. Соединить рычаг с верхней проушиной толкателя при помощи эксцентрикового пальца.
  4. Закрутить корончатую гайку.

На втором этапе необходимо отладить ход муфты. Ее свободный ход не должен превышать 4 мм. Регулировка осуществляется при помощи сферической гайки.

На последнем этапе нужно отрегулировать полный ход толкателя гидравлического усилителя руля.

Тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля, вплоть до остановки и удержания его неподвижным, с уклоном.

В автомобиле ЗИЛ - 131 имеются две тормозные системы - рабочая и стояночная.

Рабочая тормозная система служит для быстрого снижения скорости автомобиля вплоть до остановки.

Стояночная тормозная система служит для удержания его неподвижным относительно опорной поверхности.

Устройство

Рабочая тормозная система автомобиля ЗИЛ-131 состоит из шести тормозных механизмов и пневматического привода.

Тормозной механизм (рис.1) включает тормозной барабан 3, опорный диск 1, две колодки 2 с фрикционными накладками, две оси колодок, стяжную пружину, разжимной кулак с валом.

Рабочий тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 1)


1 - опорный диск, 2 - колодка тормоза.3 - тормозной барабан, 4 - вал разжимного кулака, 5 - пробка отверстия для смазки, 6 - червячная шестерня, 7 - червяк,8 - рычаг, 9 - шток тормозной камеры, 10 - корпус тормозной камеры, 11 - крышка тормозной камеры, 12 - диафрагма, 13 - пружина, 14 - кронштейн тормозной камеры, 15 - крышка люка, 16 - кронштейн осей колодок, 17 - эксцентриковые оси колодок.

Привод рабочей тормозной системы состоит из компрессора, регулятора давления, тормозного крана, предохранительного клапана, шести тормозных камер, разобщительного крана, соединительной головки, крана отбора воздуха, манометра, трубопроводов и шлангов.

Компрессор служит для создания давления в пневмосистеме автомобиля. На автомобиле ЗИЛ-131 используется двухцилиндровый поршневой компрессор одноступенчатого сжатия. (Рис.2)

Компрессор автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 2).


1 - нижняя крышка, 2 - поршень, 3 - цилиндр, 4 - картер, 5 - коленчатый вал, 6 - плунжер,7 - поршневой палец, 8 - головка блока, 9 - нагнетательная камера, 10 - нагнетательный клапан, 11 - робка клапана, 12 - впускной клапан, 13 - выпускной клапан, 14 - шток, 15 - блок цилиндров, 16 - канал подвода воздуха от регулятора, 17 - регулятор давления, 18 - камера, 19 - коромысло, 20- уплотнитель.

Тормозной кран предназначен для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа в атмосферу пропорционально нажатию на педаль.

Тормозной кран (рис 3.) двухсекционный, диафрагменный, с резиновыми коническими клапанами; верхняя секция управляет тормозами прицепа, нижняя - тормозами автомобиля. Кран установлен на левом лонжероне рамы под кабиной, приводится в действие от тормозной педали.

Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 3)



1- шток нижней секции, 2 - корпус рычагов, 3 - малый рычаг, 4 - большой рычаг, 5 - направляющая штока верхней секции, 6 - шток верхней секции, 7 - валик рычага ручного привода, 8 - тяга,9 - рычаг ручного привода, 10 - корпус крана, 11 - уравновешивающая пружина, 12,22 - диафрагмы, 13,23 - седла выпускных клапанов, 14,20 - выпускные клапаны, 15, 19- впускные клапаны, 16, 21 - крышка корпуса клапана, 17,24 - направляющие стаканы, 18 - пружина диафрагмы нижней секции, 25 - уравновешивающая пружина диафрагмы нижней секции, 26 - атмосферный клапан.

Автомобиль ЗИЛ-131 имеет стояночную тормозную систему с колодочным барабанным тормозным механизмом и механическим приводом.

Стояночная тормозная система автомобиля ЗИЛ-131 (рис.4)


1 - раздаточная коробка, 2 - тормозная колодка, 3 - щиток, 4 - ось колодок, 5, 8 - пружины, 6 - опорный кронштейн, 7 - фланец, 9 - разжимной кулак, 10 - сухарь колодки, 11 - сальник, 12 - регулировочный рычаг, 13 - штанга, 14 - угловой рычаг, 15 - кронштейн, 16 - регулировочная тяга, 17 - вилка, 18 - рычаг тормоза, 19 - зубчатый сектор, 20- защелка, 21 - тяга к тормозному крану, 22 - тяга защелки, 23 - рукоятка рычага, 24 - рукоятка тяги защелки, 25 - тормозной барабан.


Ранее уже описывал установку евробескамерных колес и усиленных тормозов на переднюю ось автомобиля.
Пробег шин на передней оси составил уже 200 тысяч километров примерно за 4 года с момента установки (приобретались новыми). Протектор их еще не изношен и наполовину, что вселяет уверенность, что пройдут еще как минимум столько же, и что еще раз подтверждает расчеты, что дешевле ездить на дорогой импортной резине, нежели на дешевой отечественной. По своему опыту эксплуатации отечественной ОИ-73Б, сносить ее за такой пробег пришлось бы три комплекта, и поставить — четвертый.

А установленный комплект усиленных тормозов на передней оси за год прошел примерно около 50 тысяч км, в том числе примерно наполовину — по серпантинам черноморского побережья. Колодки изношены едва на четверть, что помимо увеличения эффективности торможения, также благоприятно сказалось на увеличении ресурса и снижении капиталовложений.

Пришла пора воплотить задуманное и заготовленное ранее все по тому же сценарию и на задней оси.

Были приобретены с ЗиЛ-433180 колодки 180 мм (обычные на 130/4331 — 140 мм) с роликами и тормозные барабаны. Попутно закуплены шпильки 22х1,5 от ставропольского КамАЗ'овского прицепа, еврогайки и пластиковые колпачки на них.



Приобретенные ранее ступицы бесфуторочного образца с автобуса ПАЗ и тормозные барабаны были отнесены токарю, где отверстия под шпильки увеличили с 20 до 22 мм, и была углублена и расширена в ступице канавка под бурты шпилек.







SUDRAD 7,50x22,5 HMA 153, коих за несколько лет удалось собрать целый комплект (8 штук) отпескоструены и покрыты темно-серой порошковой краской и лаком а-ля металлик.



Покрышки Bridgestone 295/80x22,5 с популярным протектором M-729 в количестве 4 штук с остатком около 6-7 мм приобретены по случаю по 5 тысяч рублей. Все разобрано и собрано за три дня в перерывах между дождями.







За рейс в примерно 1500 км протяжка гаек колес и полуосей была произведена три раза.
Впечатления очень благоприятные.
Во-первых, колеса рассчитаны на куда более высокую нагрузку, нежели родные, не говоря уж о разнице в качестве изготовления японского и российского, а это — и надежность, и безопасность.
Во-вторых, эти колеса — действительно круглые! Не стало "козления". Максимальная комфортная скорость (по уровню шума и вибрации) возросла. Практически отпала необходимость на дороге подруливать. Можно просто держать руль и ехать прямо.
В третьих, тормоза стали очень эффективными, что провоцирует на динамичную езду. Возросла средняя скорость, на рейс потребовалось меньше времени, чем обычно.

P.S. Откатав сезон, снял колеса в нарезку (буду донашивать следующим летом), а на зиму, отпескоструив и покрасив еще 4 диска, обул такую же, почти новую:



К этой резине нареканий нет, ибо на ЗиЛ'е она не испытывает таких нагрузок, на которую рассчитана, имеет запас. Очень нравится то обстоятельство, что бескамерка хорошо держит давление, не спускает, как камерная.
Подумываю о внедрении дистанционных датчиков контроля давления и температуры в шинах (хоть и случился за все время езды с прежними колесами, только один прокол, обнаружил его не сразу, был риск испортить колесо).

Читайте также: