Как сделать тиснение на пластике

Обновлено: 06.07.2024

Тиснение – это технологический процесс, который выполняют в типографиях для получения объемного, трехмерного печатного изображения. Она известна людям с древнейших времен и происходит от различных методов клеймения ремесленной продукции. Так, гончары ставили свои знаки на еще сырых глиняных предметах с помощью печати-штампа. В основе технологии тиснения лежит набивание краски на обрабатываемую поверхность. Этот же метод применялся на раннем этапе книгопечатания.

Брендирование ежедневника тиснением

Технология тиснения

Способ заключается в том, что под давлением и иногда нагревом аппарат вдавливает текст или изображение в обрабатываемый материал. Если давить на лицевую сторону листа или пластины, изображением получится утопленным (углубленным). Если давить на обратную сторону, композиция выйдет выпуклой (выступающей, рельефной). В ходу оба варианта.

Для получения сложного фигурного трехмерного изображения используют специальные клише. На их рабочей поверхности выбита (выгравирована) соответствующая композиция. Перед нанесением она может быть покрыта фольгой или краской. Пресс давит на клише, пластичный материал принимает нужную форму. Иногда требуется небольшой нагрев – с ним фольга или краска припекается к выдавленным участкам обрабатываемой поверхности.

Тиснение возможно на всю глубину листа (с одной стороны – утоплено, с другой – выпуклое) или на часть глубины (одна сторона остается ровной и гладкой). Второй способ используют как дополнительное средство защиты бумажных денежных знаков, бланков некоторых документов и т. п. Но в первую очередь тиснение – декоративная технология в полиграфии.

Брендирование ежедневника фольгированным тиснением

Сферы применения

Основная сфера применения метода – полиграфическое производство. Основные задачи:

  • Декоративная отделка. Объемные надписи, изображения, орнаменты выглядят более привлекательно, чем плоские, двумерные, тем самым обращая внимание покупателей или потенциальных клиентов именно на изделия из разных материалов с тиснением.
  • Брендирование. Данная технология позволяет не просто нанести логотип, фирменный знак на любую корпоративную продукцию, но и сделать его более заметным. А это повышает узнаваемость и запоминается бренда, а в конечном итоге – уровень продаж.
  • Защита от подделки. Полиграфические производства, печатающие бланки документов, часто вдавливают голографическую фольгу и не используют краски. Вдавливание лишь с одной стороны, при котором другая остается гладкой – полезный способ защиты.

Тиснение в типографиях используют при выпуске рекламно-акцидентной продукции. Это книжные обложки, визитки, объявления и плакаты. А также этикетки, открытки, карточки, ресторанные меню, бланки документов, переплеты, папки. Особое направление – упаковка. Например, конфеты в коробках с фольгированным тиснением продаются лучше.

Кроме того, методом тиснения украшают и брендируют вещи на разных производствах:

  • на кожевенно-обувном – для нанесения логотипа изготовителя на кожаные изделия;
  • в изготовлении обоев – тисненый узор выглядит более дорого, солидно, роскошно;
  • на производстве бытовых металлических изделий, например, жестяных подносов;
  • в изготовлении различных предметов домашнего обихода – для их украшения.

Брендирование косметички тиснением

Техника тиснения такова, что даже без дополнительных материалов (краски, фольги и т. п.) получается хороший декоративный эффект. Это позволяет снизить стоимость отделки вещей и сделать их более доступными потребителю. При этом обеспечив роскошный внешний вид, неизменно привлекающий покупателей. Поэтому данный метод весьма распространен.

Доступные материалы

Современная технология тиснения не предъявляет к обрабатываемым материалам каких-то сложных требований. Поэтому одинаково успешно она применяется при обработке и отделке преимущественно листовых изделий из самых разных материалов. В том числе:

  • из плотной толстой бумаги и картона (самый частый вариант в сфере полиграфии);
  • из натуральной кожи и кожзаменителя (искусственной или экологической кожи);
  • из целлюлозы, цельной древесины, прессованных древесных плит, фанеры и т. д.;
  • из натуральной ткани (главное, чтобы она была достаточно толстой и плотной);
  • из металлов и сплавов – например, из фольги или тонких пластин, листов, лент;
  • из пластика (полимеров) разных видов, коленкора, разных синтетических тканей;

Общее требование ко всем материалам – достаточная пластичность: при тиснении не должно возникать трещин, поверхность должна мягко вдавливаться. Для этого дерево, бумагу, картон, ткани нужно правильно хранить, соблюдая режим температуры и влажности. Так, для обложечного картона в типографиях оптимальный уровень влажности – от 7 до 11 % по массе.

Тиснение на обложке ежедневника

Разновидности технологии

По особенности строения и работы клише различают блинтовое и конгревное тиснение.

  • Блинтовое (слепое). Позволяет получить десятки тысяч одинаковых оттисков почти без дополнительной отделки. Изображением получается утопленным, как проступающим на другой стороне, так и нет. Используют клише из меди (до 150 00 оттисков), магния (до 50 000), реже – латуни и цинка. Метод очень популярен, потому что просто и быстр.
  • Конгревное. При таком способе используют клише и контрклише (пуансон). Материал помещают между ними, как вафельное тесто в вафельницу. Два клише вдавливаются друг в друга и образуют выпуклые (прямой конгрев) и утопленные (обратный конгрев) композиции. Метод подходит для любых предметов, а не только плоских и широких.

По температурному режиму различают тиснение холодным и горячим способом.

  • Холодное. Может быть и блинтовым, и конгревным. Не предполагает нагрева вообще. Изображение, в том числе с краской наносится только с помощью давления порядка 6-8 мегапаскалей (МПа) при слепом способе и примерно 25-40 МПа при конгревном. Подходит для любых материалов, для плоских и объемных предметов. Доступно.
  • Горячее. Также бывает и конгревным, и блинтовым. Рабочая температура порядка 60°C, но это все равно ниже нагрева при фольгировании. Рабочее давление примерно то же, что и при холодном способе. Технология подходит только для материалов, которые не плавятся при таком нагреве, для некоторых видов пластика она исключена.

Особо выделяют тиснение с фольгой (фольгированное). Между прессом и материалом кладут лист фольги. Технология также может холодной и горячей. При холодном фольгировании для закрепления частиц металла на обрабатываемой поверхности ее смазывают клеем. При горячем клей не нужен – под нагреванием металл спекается с изделием. Горячий способ подходит для всех материалов, кроме полимеров (пластика), холодный – универсален.

Ежедневник с тиснением

Более редкие виды тиснения, также применяемые в полиграфии – текстурирование и припрессовка голограмм. Текстурирование позволяет имитировать на гладком материале рельефные естественные поверхности, например, крокодиловую кожу. Продавливаются борозды между отдельными чешуйками. Припрессовка голограмм – специализированная разновидность фольгирования с высокой точностью вклейки кусочков фольги (до 0,1 мм).

Преимущества тиснения

Современную технологию тиснения отличают следующие преимущества:

  • Высокое качество. Любой метод обеспечивает ровное, красивое изображение с четкими аккуратными контурами. Краски дают насыщенные, яркие, сочные цвета.
  • Высокая надежность. Изображение получается стойким, долго держится, не выцветает, не стирается пальцами, хорошо переносит чистящие и моющие средства.
  • Универсальность. Технология подходит практически для любых материалов: бумаги, картона, кожи, дерева, пластика, металла, для плоских и объемных изделий.
  • Неограниченный дизайн. Тиснение с использование красок или цветной фольги позволяет придать композиции любой цвет. Это расширяет возможности дизайна.
  • Современность. Технология имеет множество методов, она постоянно развивается. Какие-то методы, как обратный конгрев, уходят в прошлое, другие улучшаются.

У тиснения практически одни плюсы, серьезных минусов нет. Единственное, что ограничивает применение технологии, – относительная сложность. Нужно специальное оборудование и мастера, умеющие на нем работать. Некоторые методы требуют ощутимых затрат по времени. Но технология обеспечивает высокое качество изображения и постоянно совершенствуется.

Для того чтобы сделать тиснение при помощи клише и станка ТС 800, вам нужен станок, клише, фольга, картон для приладки и упоров, термоактивируемый скотч, скотч для приклейки упоров, ножницы, линейки, приладка (точно такая же заготовка которую будете тиснить, размером немного больше чем клише, не нужно собирать дополнительно изделие).

Для того чтобы сделать клише, нужно сделать макет рисунка на компьютере в программе CorelDRAW или Adobe illustrator.

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 1

Если вы делаете макет самостоятельно, вы должны так же знать допуск линий при травление клише или резке. Если вы не учтёте все моменты в макете, то ваше изображение может не получиться.

Для демонстрации процесса, мы взяли уже заготовленные обложки книг. Сборник сочинений Сергея Есенина.

Итак, вы желаете, чтобы изображение было точно посередине сторонки обложки книги, для этого вам нужно произвести расчет. С начала измеряем ширину клише по крайним точкам, потом ширину самой сторонки. Ширину клише вычитаем из ширины сторонки, получаем число, которое нужно разделить пополам, мы получаем равные значения, это и есть то расстояние, которое мы должны отметить от левой и правой стороны картонки. Например: Сторонка шириной 100 мм , ваше клише 50 мм, 100-50 =50 мм. 50мм/2 = 25 мм должно быть с лева и справа от края картонки до крайней точки клише.

Возьмите картонку такого же размера как ваша сторонка в обложке и сделайте разметку.

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 2

Станок нужно разогреть заранее, температура от 110 градусов до 200 градусов.
Внимание! Под каждую кожу, бумагу, материал, фольгу нужно подобрать температуру самостоятельно, так как каждый материал имеет разное покрытие и плотность.
Внимание! Берегите руки!

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 3

Возьмите скотч, наклейте на упоры, упоры можно сделать из картона, у нас просто две полоски шириной по 3 см, длиной под вашу сторонку, самое главное, чтобы изделие не ездило.

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 4

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 5

На клише наклеиваем термоактивируемый скотч.

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 6

Упоры наклеиваем на нижнюю плиту станка ТС 800.

Клише кладём на картонку с разметкой, изображением на картонку.

Разметку упираем в упоры на нижней плите станка ТС 800

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 7

Опускаем верхнюю плиту станка ТС 800 на клише при помощи рукоятки, и оставляем на 3-5 минут, чтобы скотч приклеился.

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 8

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 9

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 10

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 11

Перед началом работы необходимо выставить давление, вот этот момент действительно очень сложный. Приготовьте заранее приладку, положите её на нижнюю плиту, во время опускания рукоятки станка вы почувствуете, либо ваше клише слабо касается приладки нужно поднять нижнюю плиту, либо ваше клише соприкасается раньше, чем это нужно, тогда необходимо опустить нижнюю плиту, до такого состояния в котором вам будет удобно равномерно задавить изображение. Если вы работаете на станке первый раз, не огорчайтесь что с первой попытки не получиться. Скажу честно, что да же у мастеров, которые работают десятки лет, на приладку может уйти целый час.

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 12

Нанесение горячего тиснения при помощи клише, фото № 13

Кладём фольгу. Следите, чтобы не попадали пылинки, волосинки на фольгу, это всё останется на вашем изображение, стереть не получится.

Имею поверхностное представление как делают пластиковые карты.
Есть задача сделать заказчику пласт/карты или скорее всего пере-разместить заказ у других.
С заказом все ясно, пластик золото, серебро, печать с двух сторон + тиснение золотом.
Единственная заморочка, фольга лежит под ламинатом и тиснение сделана в край. Это точно так и есть. Сам эту карту держал в руках, по микроскопом рассматривал, 100% под пленкой
Карточка пластиковая, двухслойная, не аля пластик
Для меня это полная неожиданность.
Обращался к знакомым карточникам они тоже в непонятках.
Я понимаю что можно сделать клеще на на А4 для тиснения и обходными путями сделать такое, но получится очень дорого и геморно.
может кто знает как это делается проще, или кто такое делает?
Спасибо)


Адрес: сейчас в Сочи. Проект "Малевич" - продан. Новый проект: "BULLFINCH.RU"

дык, ёлы-палы! вроде бы никаких проблем. Я не очень разбираюсь в изготовлении пласт.карт, но тиснилка есть.
Печатаем изображение на заготовках. Рубим в формат, для запекания. ТиснИм фольгой и в в прес-ламинатор. Получаем искомое блюдо - "фольга под ламинатом" как-то так.

Постпринт-контакты

- создание изображения на бумаге, картоне или полимерном материале (пластике) штампом (клише) под давлением при нагреве с использованием фольги. Т. осуществляют в основном на переплетных крышках, открытках, этикетках и пр.

Постпринт-конгревное тиснение

Конгревное тиснение (конгрев)

— получение многоуровнего рельефного (выпукло-вогнутого) изображения без краски и фольги на толстой бумаге и картоне при сжатии участка переплетной крышки, открытки между нагретыми штампом и контрштампом.

Постпринт-высечка (вырубка)

Высечка (вырубка)

или штанцевание, — отделочный процесс полиграф. производства для придания вырубкой, высечкой на штанцевальном (высекальном) прессе фигурной формы открыткам, этикеткам, пригласительным билетам, детским книжкам-картинкам и т. д.

Ламинирование, ламинация

Ламинирование (ламинация)

– это покрытие полиграфической продукции пленкой. Ламинация позволит надолго сохранить привлекательный внешний вид полиграфической продукции и надежно защитит ее от загрязнения и механических повреждений.

Читайте также: