Как сделать тикси

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Здесь практически нет связи, а за интернет могут начислить 15–20 тыс. рублей в месяц. Летом добраться до поселка можно только по морю или самолетом из Якутска, в холодное время года еще на машине по так называемому зимнику — снежному насту, специально укатанному тяжелой техникой. Наш корреспондент провела в Тикси несколько дней, чтобы узнать, как живет поселок, когда-то считавшийся столицей Арктики

"Если хочешь в тундре ягоды найти или зверя убить, или в море рыбу поймать, нужно обязательно Баяная попросить. И тундру угостить: куском хлеба, конфетой — что есть у тебя", — объясняет мне якут Василий Бурцев, коренной житель арктического поселка Тикси. Баянай — у якутов дух, хозяин природы, покровитель охотников.

Мы с Василием стоим посреди настоящей арктической тундры. С левой стороны — бескрайнее море Лаптевых, скованное черными берегами. Берега тут черные из-за особой породы: говорят, камни из нее в несколько раз крепче гранита, но даже эту породу время и вода превратили в мелкую гальку, почти песок.

Василий Бурцев Валентина Брыкалина/ТАСС

С правой стороны такая же бескрайняя арктическая тундра — разноцветные мхи, лишайники, ягоды, грибы и цветы. Кто сказал, что тундра не имеет цвета, тот был тысячу раз неправ.

Над нами еще полчаса назад было чисто и солнечно, а сейчас небо свинцовое и накрапывает дождь. А воздух все равно такой чистый, что вдыхаешь его, а кажется — пьешь из талого родника.

Прошлое и настоящее Тикси

В тундру мы с Василием отправились на "охоту" за морошкой — традиционный промысел жителей Булунского улуса (так здесь называют районы) Республики Якутия. Поселок Тикси, в котором живет Василий, — административный центр района и самый северный порт России.

Поселок окружен тундрой. Чтобы собрать ягоды, отъезжаем по бездорожью всего несколько километров.

В советские годы Тикси считался столицей Арктики — сюда съезжалась интеллигенция, ученые, молодежь, которые все силы готовы были положить на развитие и изучение Севера. Идиллия и романтика закончились с приходом перестройки.

Сейчас в Тикси живут около 4,5 тыс. человек, здесь есть несколько воинских частей, еще существует порт, но уже практически не ведется исследовательская деятельность. Площадь поселка примерно 14,5 кв. км, или полтора района Отрадное в Москве.

"Самое страшное время у нас было лет 20 назад", — вспоминает Василий Бурцев. Сейчас ему 36 и он возглавляет культурно-спортивный центр: для местных это одновременно фитнес-клуб, кинотеатр и общественное пространство.

Говорит, что в конце 90-х — начале 2000-х в поселке порой не было света, а вечером могли избить и обокрасть прямо на улице. Отголоски прошлого до сих пор видны в Тикси — тут много заброшенных домов, жители которых уезжали, попросту бросив квартиры. Сейчас такие дома стоят разграбленными.


Впрочем, цены на жилье сохраняются и даже немного выросли за последний год — по оценкам жителей, двухкомнатную квартиру здесь можно купить примерно за 2 млн рублей, "коммуналка" обходится в 6−8 тыс. рублей в месяц.

"Все потому, что у нас лучше жить стало, пьяных почти нет. Я думаю, это заслуга в том числе нашего комплекса, который появился в Тикси в 2012 году", — уверен Василий.

Но гулять на улице в Тикси все равно неприятно: не из-за людей, а из-за погоды: зима здесь длится восемь — десять месяцев в году.

"У нас есть отделы досуга, культуры и спорта, тренажерный и спортивный залы, фитнес-зал, то есть у нас центр жизни, у нас все собираются, молодежь приходит провести свободное время. Дети и взрослые ходят на кружки — по танцам, вокалу. Бесплатно почти все", — объясняет Василий.

"Экологически чистые" дети без YouTube и Instagram

С чем в поселке действительно есть проблемы, так это со связью, максимум — работают мессенджеры, да и то не всегда. Поэтому сидеть в соцсетях, грузить фото в Instagram или залипать на YouTube просто не получится — вокруг на сотни километров тайга, тянуть сети очень дорого.

"Иметь интернет дома — это роскошь! Для физических лиц тарифы заоблачные, а скорость очень медленная. Стоимость зависит от того, сколько просидеть в сети, безлимитных тарифов нет, бывает, что людям приходят счета на 15−20 тыс. рублей, они не могут сразу оплатить, расторгают договор, с них удерживают зарплату, начисляют пеню — одни проблемы, проще у нас в клубе время провести", — объясняет Василий.

Светлану Федорову, учителя младших классов с 30-летним стажем в Арктической гимназии (это самая большая школа в районе, здесь учатся более 350 учеников), отсутствие интернета в поселке даже немного радует.

Светлана Федорова Валентина Брыкалина/ТАСС

"Наши дети "экологически чистые", не видят грязи в интернете, не сидят в гаджетах. Они у нас не употребляют спиртные напитки, занимаются спортом, курят единицы. Наркомании нет вообще и еще дети у нас очень добрые. Бывает, общаюсь с коллегами, они рассказывают, что ученики могут оскорбить, кинуть что-то в учителя, накричать. У нас такого, конечно, не бывает — у нас если ребенок не поздоровается, это уже целое событие, могут и родителей вызвать", — рассказывает Светлана.

Но есть и минусы. В период пандемии проводить занятия дистанционно возможности не было, приходилось готовить пакет заданий для каждого ученика, эти задания ежедневно передавали родителям, получая взамен уже приготовленные уроки. С теми, у кого были вопросы, работали по телефону.

Кино на дисках и попкорн по расписанию

В поселке есть кинотеатр, он также расположен в "точке притяжения" — культурно-спортивном комплексе. Посмотреть кино можно в любое время с девяти утра до полуночи — показ запустят, даже если будет куплен всего один билет. Кино здесь показывают то же, что и на Большой земле.

Рядом со входом в кинотеатр — лавочка по продаже попкорна и напитков. Правда, сейчас она закрыта — предприниматель уехал в отпуск на несколько месяцев, и бизнес приостановили.

Икра вместо мандаринов и кто такие сахаляры

"Кто ж так икру ест? Ее вот как надо есть!" — хохочет красавица-якутянка Саргылана (имя в переводе — "рассвет") Соловьева. Она отрывает кусок хлеба от буханки, зачерпывает им икру омуля прямо из пиалы, протягивает мне. Вкус такой, что можно язык проглотить.

Саргылана с подружками и дочерьми сегодня готовит обед на весь город — вместе с волонтерами проекта "Чистая Арктика" жители вышли на берег моря Лаптевых, чтобы убрать мусор, трубы и железо, оставшиеся от прежней промышленной жизни Тикси. После субботника всех ожидает уха.

Саргылана Соловьева (слева) Валентина Брыкалина/ТАСС

"А мы так всегда кушаем. У нас рыба, икра, ягоды таежные, оленина — это как у вас картошка. Зато картошку не докупишься — по 300 рублей за килограмм. А мандарины, если перед Новым годом, все 800 рублей стоят. Но мы покупаем, порадовать детей-то обязательно надо", — говорит Саргылана.

Ей 45 и она мама восьмерых детей. При этом практически без морщинок — задорный смех и яркий взгляд. Секрет красоты раскрывает с радостью. "Это холод нас так сохраняет, зимой минус 40 бывает и пурга постоянно. Мы замороженные, но нам это очень нравится", — смеется женщина.

Эта магия действует на всех живущих здесь, независимо от происхождения.

"Сложно сказать, кто я по национальности, нас в народе называют сахаляры, то есть метисы. Папа у меня поляк из Украины, а мама южная якутка. Папа приехал сюда служить, познакомился с мамой, влюбился, оставил свою родину и остался здесь. Но каждые два года мы ездили на Украину. Сейчас, к сожалению, связь потеряна, из-за политической обстановки не ездим туда", — вздыхает Светлана Федорова, которые в свои 56 выглядит примерно на 35.

Преподают в гимназии на русском языке, но помимо обычных предметов ребята также изучают родной якутский язык и культуру народов Якутии.

"Вообще, коренные жители у нас эвенки, но их тут почти не осталось — носители языка разве что старики в самых далеких селах. Поэтому дети слышат только русский и якутский языки", — вздыхает преподаватель.

Город-сад, дома с тоннелями и коворкинг

И все же, несмотря на многие сложности, в будущее поселка верят почти все без исключения, с кем удалось поговорить. Глава Булунского улуса Игорь Кудряшов уверен: дайте срок, и Тикси превратится в город-сад.


"Тикси наш особенный, формирование Северного морского пути — задача федеральная. Скоро у нас будут прямые рейсы в Москву, Санкт-Петербург, как только взлетно-посадочную полосу починим. Сейчас мы берег убираем с волонтерами — на этом месте хотим разбить сквер, первый в Тикси, надеюсь, уже в следующем году. А потом у нас уже есть план сделать переходы между домами — они должны быть прозрачными и подсвеченными. В первую очередь это поможет людям выходить на работу, детям ходить в школу даже в пургу, когда ветер 50 метров в секунду. А во вторую очередь привлечет к нам туристов, которых пока не очень много — до пандемии было около тысячи в год, а сейчас не больше 300 человек", — говорит Кудряшов.

Ставку местные власти делают на активных жителей. Один из таких — Артем Ослопов. Он что-то вроде местной звезды — родился в Тикси, учился в Лондоне, работал в сфере IT в Москве, но вернулся на родину, чтобы поддержать отца после смерти матери.

Сейчас он возглавляет местную газету "Маяк Арктики", выпускает сувенирную продукцию и мечтает открыть здесь школу подготовки кадров. Артему Тикси нравится — говорит, устал от московского пафоса. А вот местная медлительность его огорчает.

Артем Ослопов Валентина Брыкалина/ТАСС

"Наша главная проблема — в кадрах. Людей нанимают на работу, надеясь, что они обучатся в процессе. А стать, например, экономистом без хоть какой-то подготовки непросто. Мы хотим открыть здесь дистанционные курсы по обучению разным специальностям. Это возможно, если мы разработаем курсы и привезем их сюда уже записанными. Обучение, по нашей задумке, будет длиться от нескольких месяцев до одного года — для тех, кто только окончил школу и для уже взрослых людей. Разработку курсов мы уже ведем с одним образовательным учреждением с Большой земли", — рассказывает Артем.

Еще один активист Тикси — Илья Кравченко. Он живет в Крыму, но, как сам признается, буквально "болеет" Тикси и бывает здесь каждый год.

"Впервые я приехал сюда в качестве оператора научно-популярного проекта и понял: Арктика — это сверхинтересно. Сейчас мы с моими друзьями и партнерами придумали концепцию развития Тикси, которую назвали, как и местную газету, — "Маяк Арктики". Мы видим Арктику площадкой для мобилизации и объединения активных людей, технологий и связей, для создания международного диалога и совершения качественного прорыва в развитии страны. Мы видим Тикси точкой, где проще и быстрее сделать первый шаг на этом пути", — объяснят Илья.

В планах — организовать здесь пространство для современных исследователей — что-то вроде коворкинга, а также возвести современную гостиницу. Пока жить приезжим приходится на квартирах у местных.

Вместо послесловия

В тундре нам с Василием повезло: минут за 20 мы собрали целую баночку вкусной и спелой морошки. Ягода на вкус сочная и слегка забродившая, пьянящая — как масштабные планы развития Тикси.


Впрочем, сомнений в том, что так или иначе все получится, нет — живущим по законам Арктики многое под силу. А мне пора возвращаться домой. Вот только незадача: погода резко испортилась, подул резкий ветер, налетел дождь, и рейс задерживается больше чем на сутки. "Баянай, Баянай, отпусти", — шепчу я и кладу конфету таежному богу, надеясь когда-нибудь снова сюда вернуться.

Но мы все-таки ушли на север по зимнику. Зимник — это дорога, которой нет. То есть на картах указано примерное направление, но в реальности каждый год зимник несколько меняет маршрут — кто-то первый пробил снежный наст, кто-то подкорректировал — так и поехали, накатывая колеи. Когда зимник выходит на лед, — это счастье: можно гнать хоть 120! А когда идет по тундре, всю душу вымотает на кочках.

Обратный путь вышел еще жестче. Был день, за который из-за пурги прошли всего 19 километров, но это уже дорога домой. В Красноярске у дилеров сделали ТО. Никаких дополнительных работ не потребовалось. В Москве машину смотрели с пристрастием — никаких проблем. 23 500 километров без единой поломки! Крепкая все-таки вещь ВТ 50! Ну а мы после разведки боем — собираемся снова в путь. На сей раз стартовать собираемся не в марте, а пораньше, готовимся загодя, но, самое главное, — пойдем снова на стандартных машинах.

Россия славится своими долгими зимами и заснеженными просторами, по которым передвигаться, используя автомобиль, не представляется возможным. Поэтому не удивительно, что такая техника, как снегоходы, в стране очень популярна и востребована. А отечественный лидер по производству снегоходных машин, ОАО ?Русская механика?, создает серьезную конкуренцию зарубежным фирмам, постоянно обновляя и совершенствуя производство, создавая новые модельные ряды техники.

Если такие марки компании, как ?Буран? и ?Тайга?, известны потребителям уже много лет, то в этой статье будет рассмотрена достаточно новая линейка снегоходов: Tiksy 250 и Tiksy 250 Люкс. Они имеют невысокую цену и хорошие технические параметры.

Внешний вид


Видео

На рынках Тикси 250 не имеет аналогичных моделей. В процессе разработки было позаимствовано большое количество различных узлов и агрегатов от Тайги, однако, по техническим и эксплуатационным характеристикам модель является полноценной новой машиной. То же самое касается и внедорожных свойств, управления и эргономичности.

Конструкционная масса снегохода положительно сказывается не только на проходимости снегохода, но также и на его маневренности, которая была значительно повышена еще и благодаря передней подвеске рычажного типа, узкой гусеничной лентой шириной в 380 миллиметров, ну и ширине передней колеи в 875 миллиметров.


TIKSY 250 ЛЮКС вышел очень удобной машиной, которой можно управлять как стоя, так и сидя, что объясняется высоким расположением руля и сидения. Также данная модель является идеальным вариантом для осваивания начальных этапов бундокинга и совершения первых шагов к пониманию базовых принципов управления горным снегоходом.

Европейская сертификация для снегохода TIKSY 250 ЛЮКС была успешно пройдена, а также было подтверждено соответствие европейскому техническому законодательству и требования по безопасности. Данная модель снегохода получила сертификат соответствия CE, что расшифровывается как Certificate of Conformity. Этот сертификат позволил производителю поставлять машину на внутренний рынок Европейского Союза.


Технические характеристики

Техника отличается хорошей маневренностью и проходимостью. Аккумулятор и электрический стартер облегчили запуск мотора в сильные холода. Установка многорычажной задней подвески снизила тряску при движении по неровной дороге.

Обновленный снегоход Тикси 250 Люкс имеет такие технические характеристики:

Обновленный снегоход

  • двигатель — 2-тактный бензиновый РМЗ-250;
  • мощность — 22 л.с;
  • объем двигателя — 250 см³;
  • максимальная скорость — 70 км/ч;
  • расход топлива на 100 км — 15 л;
  • емкость бака — 28 л;
  • система смазки — простая совместная;
  • охлаждение — воздушное;
  • грузоподъемность — 120 кг;
  • угол подъема — 40%;
  • температура эксплуатации — до -40ºС.

Зимний транспорт

  • длина — 260 см;
  • ширина — 106 см;
  • высота со стеклом — 138 см;
  • база лыж — 71,5 см;
  • длина и ширина гусениц — 317 см и 38 см;
  • масса без заправки — 190 кг;
  • масса буксируемых саней — 150 кг;
  • ход передней подвески — 16 см;
  • ход задней подвески — 30 см;
  • реверс — электронный.

На машине установлен клиноременный вариатор с передней и задней передачей с электронным реверсом. Торможение производится дисковым механическим устройством. Глушитель с резонатором обеспечивает низкий уровень шума при работе двигателя. Мощная галогенная лампа дает хороший обзор в условиях ограниченной видимости.

Клиноременный вариатор


Русская Механика

Миссия предприятия – создание простой, надежной и доступной по цене транспортной техники, идеальной для бездорожья в летний и зимний период для работы, спорта и активного отдыха.

Подведем итоги

Мы с нетерпением ждали нового RMZ 250 и его изменений, которые вылились в улучшенную управляемость и повышенную мощность. К сожалению, в классе, где решающее значение имеет мощность, Suzuki RM-Z250 еще не венчан на царствование. Изменения во внешнем виде дают покупателям понять, что перед ними совершенно новый Suzuki RMZ 250. Пилотам важны не только улучшенная управляемость и возросшая мощность, а также эстетический, отличающийся от других внешний вид.

Мнение профессионального пилота-испытателя—рост 165 см, вес—63,5 кг

Первые несколько дней за рулем Suzuki RMZ 250 2020 года оказались хорошими. Мотоцикл подвергся многим изменениям, и мне потребовалось некоторое время, чтобы настроить под себя пневматическую вилку и новый амортизатор. Передняя часть мотоцикла настолько легкая, что иногда создается ощущение, что она виляет. Амортизатор сначала кажется очень мягким, но стоит повысить сжатие, все встает на свои места. Мне хотелось поиграть с переключением передач, казалось, что коробка совсем не работает. Большинство поворотов я проходил на второй передаче, если делать это на третьей, то приходится больше работать сцеплением. Больше всего мне понравился агрессивный режим работы. В таком случае у мотоцикла больше мощности в диапазоне низких оборотов, а также повышается число максимальных оборотов. Самое удивительное и впечатляющее то, как четко RMZ 250 2020 года проходит повороты.

Достоинства Suzuki rmz 250:

  • Повышенная мощность
  • Улучшенная общая сбалансированность
  • Превосходно проходит повороты

Недостатки Suzuki rmz 250:

  • Недостаточно оборотов внизу
  • Сложно завести
  • Внешне не отличается от версии 2020 года

Конструкция и функциональность

Модель Люкс получила задний ход и электронный реверс, в стандартную комплектацию включили стартер и аккумулятор, что упростило работу со снегоходом. Задняя многорычажная подвеска добавила комфорта при передвижении. За счет модернизированного вала и подшипников рулевого управления повысилась чувствительность, вибраций практически нет.

Снимок людей, сидящих на снегоходах Тикси 250 Люкс

Тикси Люкс 250 сочетает в себе современный дизайн, высокое качество сборки, неприхотливость. Эти качества делают снегоход идеальным вариантом для большинства потребителей. Модель предназначена для эксплуатации при температуре до -40 градусов. На технику предоставляется гарантия – 2500 км пробега или 1 год эксплуатации.

Фотография мужчины на мотобуксировщике Тикси 250 Люкс

Сноумобиль оснащен передней рычажной подвеской, опирающейся на 2 широкие лыжи из пластика с хорошим скольжением. Большая площадь гусеницы позволяет передвигаться по рыхлому снегу. Механическая система торможения установлена на валу привода гусеницы. По степени эффективности она уступает гидравлическим тормозам, но для Тикси 250 с мотором средней мощности подобного решения вполне хватает.

Мужчина катается на мотособаке Тикси 250 Люкс

Suzuki RMZ 250 на трассе

В 2020 году инженеры Suzuki смогли добавить двигателю мощности, к тому же он теперь свободнее набирает обороты на трассе. Несмотря на то, что выхлопная система работает тише, из трубы по-прежнему можно услышать гортанный, глубокий звук. Когда под рукой нет версии 2020 года, судить трудно, но мы предполагаем, что в новом сезоне мотоцикл выдает меньше мощности в диапазоне низких оборотов, но стоит ему раскрутиться до средних, а потом и до высоких оборотов, новый RMZ 250 оказывается явно мощнее. Приятным бонусом стало то, что в 2020 году двигатель стал более тяговитым, пилоту приходится реже переключать передачи по сравнению с RMZ 250 образца 2020 года.

Стоковая муфта на RMZ 250 работает хорошо, но на некоторых треках мы использовали наклоненную топливную муфту, благодаря которой повысилась приемистость и мощность на холостом ходу, а при наборе оборотов двигатель ворчал сильнее. Большая муфта уменьшала полезную мощность, но обеспечивает более высокие максимальные обороты по сравнению со стоковой муфтой и наклоненной топливной муфтой. Когда у нас будет больше времени на тест-драйв RMZ 250, мы обязательно поработает с режимами, предлагаемыми системой S-HAC.

Suzuki убрали ручку горячего старта RMZ. Производитель утверждает, что с новой конструкцией и системой работы двигателя в этой функции нет необходимости, мотоцикл и так легко заводится и трогается с места. Мы же обнаружили, что RMZ 250 не заведется, пока, как следует, не дернешь кик-стартер. Мотоцикл заводится не так просто, как модели 250F.

На разных видах рельефа подвеска KYB хорошо выполняет свои функции, мотоцикл двигается плавно и сбалансировано. Стоит провести больше времени на жестком рельефе, чтобы понять настоящее положение дел. И тем не менее, можно с уверенностью сказать, что RMZ 250 2020 года более комфортабельный и не такой жесткий по сравнению с версией 2020 года. Подвеска начинает проседать на уровне 105 мм, а давление в вилке составляет 2,3 атм, что прекрасно подходит для пилотов весом 75 кг. Более тяжелые водители, предпочитающие скоростную езду, захотят поработать с настройками давления в вилке (добавить немного), но в общем и целом управляемость Suzuki RMZ 250 можно назвать сбалансированной и предсказуемой. Несмотря на все изменения, геометрия байка не отличается от 2020 года, что значит, что RMZ 250 по-прежнему прекрасно проходит повороты. Переднее колесо невероятно цепкое, так что мотоцикл пройдет даже самый крутой поворот.

Поездка на Suzuki rmz 250 2020 года

Участие в экспедициях и пробегах

Что показывают тесты?

тиски 250

Тестирование снегоходов происходит постоянно, и модель русского производства не исключение. Как он показал себя на дороге? Выводы можно сделать примерно следующие:

Назначение и сфера применения

  • имеет небольшой вес;
  • обладает высокой маневренностью, проходимостью;
  • является экономичной;
  • может буксировать тяжелые грузы;
  • отлично передвигается в темное время суток.

Одним из основных преимуществ снегохода данной модификации является приемлемая стоимость.

Технические характеристики

снегоход тикси

Габаритные размеры

Двигатель

Глушитель с резонатором обеспечивает снижение шумового уровня при работе мотора. Вместительность топливного бака составляет 28 л, а средний расход горючего – 15 л/100 км. Это обеспечивает достаточный запас хода и позволяет экономить топливо.

Трансмиссия

Ходовая часть

Техника оснащена однорычажной передней подвеской с однотрубным гидропневматическим амортизатором, ход которой составляет 160 мм. Задняя подвеска снегохода склизового типа с таким же амортизатором и ходом 300 мм.

Особенности конструкции

Все элементы конструкции технически сконструированы с целью обеспечения безопасности использования машины. Преимуществами снегохода данной модели являются:

  • легкая управляемость и маневренность, обеспечиваемая устойчивыми пластиковыми лыжами и простой передней подвеской;
  • удобный режим управления – регулировка движения вперед посредством одной передачи вариатора и переключение назад посредством электрореверса;
  • доступность к узлам и агрегатам конструкции, обеспечиваемая за счет съемных боковин;
  • достаточно большой запас хода. Топливный бак объемом 28 литров рассчитан минимум на 100 км;
  • удобная посадочная зона для водителя с широкой опорной поверхностью предусмотрена для повышения комфорта при эксплуатации техники;
  • солидная грузоподъемность и наличие сцепного устройства.

тикси

Комплектация

Особенности ремонта

При возникновении необходимости устранения серьезных неисправностей следует обращаться специализированные фирмы, занимающихся ремонтом снегоходов и другой малогабаритной техники.

Удлинение гусеницы снегохода за счет корректировки размеров хвостовой части рамы также осуществляется в специальных сервисах.

Цена нового и б/у

Отзывы владельцев

Алексей, 35 лет. г. Самара

Виталий, 40 лет. г. Москва

Читайте также: