Как сделать меч кладенец

Обновлено: 05.07.2024

В сказках различных народов неподдельный интерес у исследователей и читателей всегда вызывало оружие героев и богатырей. При помощи данных приспособлений народные защитники совершали некоторые из своих известных подвигов, борясь с различного вида врагами и освобождая невинных заложников. К подобным видам богатырского вооружения относится и меч-кладенец, поистине геройское оружие, обладающее магической силой.

меч кладенец

Назначение

Обычно данное оружие попадало в хозяйские руки из какого-нибудь тайника и придавало, как правило, его владельцу свойство непобедимости. Так как меч-кладенец присутствует сразу в нескольких русских былинах и сказках, это позволяет говорить о нем не как о чьем-то персональном оружии, а, скорее, как о некотором типе клинков, их категории.

почему меч кладенец

Происхождение и значение слова

меч кладенец сказка

Как доставался

затупился меч кладенец

Владельцы меча

В более поздних фольклорных и литературных авторских произведениях подобное оружие является чуть ли не обязательным атрибутом, присущим главному герою. А владели такими мечами в разные времена и Святогор, и Муромец, и Вещий Олег, и Добрыня Никитич, и Еруслан, и Руслан, и Бова Королевич, и Иван Царевич. Что, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что это были разные мечи.

Загадочное волшебное оружие из сказок, до которого современное человечество пока не доросло

Кстати, подобный сюжет лежит в основе мифа о Троянской войне, и что удивительно, поверив, что это не выдумка, немецкий предприниматель, исследователь-авантюрист Генрих Шлиман, ориентируясь на текст Илиады, авторство которой приписывают древнегреческому поэту Гомеру, организовал археологическую экспедицию и нашёл Трою. Тем самым доказав, что сюжеты древних сказок и преданий могли быть основаны на реальных событиях.

Троя, или Илион — древний город-крепость в Малой Азии на полуострове Троада у побережья Эгейского моря, на берегу лагуны у входа в Дарданеллы. (Википедия)

В тридевятые царства, тридесятые государства обычно отправлялись, чтобы сразиться с врагом, или добыть нечто диковинное. Для осуществления подобного похода воину, кроме специального оборудования (волшебного коня, ковра-самолёта или клубка-навигатора) требовалось особое оружие, которым можно было одолеть силы зла.

Чаще всего в русских сказках таким оружием является меч-кладенец.

Что такое кладенец

Далеко не каждый воин мог стать обладателем такого оружия.

И дело не в физических возможностях человека и не в навыке владения холодным оружием. Дело в том, что меч-кладенец подчинялся только достойному, иначе говоря – служил только на благо и только в особом случае, когда требовалось остановить особого врага-злодея, которого ничем другим остановить или одолеть было невозможно. А просто так, скажем, чтобы пойти и покрошить армию соседнего царства, этим оружием воспользоваться было нельзя.

По обыкновению, воин завладевал мечом-кладенцом, достав его из могилы, в которой был захоронен древний великий воин. Считалось, что оружие, некогда принадлежавшее мёртвым, имело особую силу. Прикоснувшись к миру мёртвых, оно приобретало сверхъестественную силу, становясь оружием самой смерти.

Русский воин-богатырь

Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, лингвисты отмечают его связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и латинским gladius.

Оружие, превосходящее современное

Сюжеты из русских сказок, описывающие волшебное оружие и условия его применения сильно напоминает сюжеты, связанные с оружием богов из древнеиндийских эпосов (Махабхараты, Рамаяны и других) когда боги позволяли людям воспользоваться своим оружием, но только в крайнем случае или только один единственный раз.

Так, один из персонажей Махабхараты, Ашваттхаман (сын царя), с помощью заклинания активирует божественное оружие Нараяну.

Вот как это описано в Махабхарате:

«Сначала пронесся могучий порыв ветра, насыщенного влагой. При безоблачном небе раздались удары грома. Разбушевался Океан, и его потоки преградили выход рекам, которые потекли в обратном направлении, заливая поля и леса. Вершины гор стали раскалываться, и из них вырывались потоки пламени. Запылали леса. Пламя вступило в схватку с водами.

Истребление войска продолжалось до тех пор, пока Кришна (один из участников этого сражения) не догадался, что это оружие уничтожает только тех, кто оказывает ему сопротивление.

Война богов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как сделать меч бога в Майнкрафт

Наверное многие из вас задавались вопросом как сделать самый мощный меч, который будет убивать мобов с одного удара. Меч бога огромной силы, создаётся при помощи команды. Для того, чтобы выполнить её, нужно включить режим использования читов в игре. Делается это при создании новой карты.

Миниатюра 1

В креативном режиме он включен по умолчанию. Если всё готово, то заходите в игру. Жмите клавишу T (англ.). Перед вами откроется чат. Вставьте в него специальную команду:

Тайны мира и человека

Картинки по запросу агриков меч

В русских былинах и преданиях зовётся он меч-кладенец или меч-самосек. А выковал его Агрик — сын царя Ирода, жестокого тирана, известного по библейским текстам и трудам римского историка Иосифа Флавия.

По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять. Как меч оказался на Руси?

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены

Известно, что тамплиеры вели раскопки на месте храма Соломона, и, по некоторым данным, с большим успехом. Орден стал владельцем чаши Грааля, плащаницы, названной позднее Туринской, и Агрикова меча. Когда же Андрею Боголюбскому пришло время возвратиться на Русь, тамплиеры преподнесли ему в качестве вознаграждения за заслуги заветное оружие. Ну а после убийства князя, с началом усобицы, во время которой любимый князем Андреем град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома.

Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях. Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Ну а дальше — рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии.

И сошлись Хостоврул с Евпатием

Директива Гитлера

Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы.

Что касается гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, то, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое из них, с обмороженными и пустыми руками.


Седой как лунь, но не потерявший силу, высокий и могучий, ни капли жира в сухом мускулистом теле, весь из тугих жил, жир вытоплен до капли в жарком пламени горна. Он не гнал отрока, тот мехи качает, холодного квасу подаст, и все без напоминания, чует сердцем, что совсем редкий дар среди людей.

Враки, объяснил он как-то, что оружейники скрывают свою работу. Окон нет не потому, что подглядят да сглазят, а потому, что в полутьме лучше различим цвет нагретого металла. Недогрев и перегрев одинаково губительны. В недогретом пойдут трещины, в перегретом выгорит сила.

Ковка мечей вообще дело особое. Это не сошник или подкову сварганить, даже не секиру или топор. Там просто надо старание и умение, но для ковки меча этого мало.


Для меча сперва набирают руду в болотах, толкут, сушат, просеивают, выплавляют в домнице. Готовую ноздреватую крицу проковывают, выжимая шлак. Это уже готовый металл для подков и ободьев колес, славянского топора или пера рогатины.
Для меча эту крицу проковывают в прутья, те закапывают на болоте.

Через год достают, снова проковывают этот изъеденный ржавчиной прут. И так из года в год, лет десять, а то и двадцать!

Потом выдержанное вот так железо еще раз проковывают, разрезают на куски, укладывают в горшок из обожженной глины, добавляют древесного угля, смоляных листьев, замазывают наглухо и ставят надолго в раскаленную и непрерывно продуваемую мехами печь.

Потом долго ждут, пока печь остынет. Горшок вынимают и разбивают. Наконец Людота приносит жертву и вынимает драгоценные слитки металла, из которого уже можно ковать настоящие мечи!

Владимир замечал, что старый коваль иногда по нескольку дней постится, ходит с отрешенным взором, лицом становится светел, но в глазах появляется грозное веселье. В кузне сжигались пахучие травы, развешивались обереги. Людота, встав обязательно до восхода солнца, призывал на помощь Сварога, бога-коваля, повязывал волосы кожаным ремешком, надевал на голое тело передник из толстой кожи и возжигал горн.

Но даже из этого металла можно было делать лишь простой меч. Подручные ковали такие из мягкого металла, Людота лишь приваривал стальные прутья по краям.

Зато харалужный меч ковался из ряда слоев стали и железа. Равномерно проковывался, сваривая слои, потом перегибался и проковывался заново. Владимир только раз досмотрел до конца, он насчитал шестнадцать перегибов! Он не дышал и не шевелился, потому что, если Людота отвлечется хоть на миг, будет испорчен труд десятка лет!

Даже Святослав, а до него Игорь и Олег не решились бы отвлечь Людоту от священного действа. Олег так вовсе распорядился в такие дни ставить охрану, дабы никто не посмел испортить благородный меч.

Еще видел Владимир, как бережно Людота шлифовал такой вот харалужный меч из уклад-железа. Шлифовальных камней у Людоты Владимир насчитал восемнадцать, от грубых до нежнейших, как шелк.

Обмотав клинок чистой тряпицей, оставив только участок в ладонь, Людота шлифовал, смачивал, снова шлифовал.
После шлифовки раскаленную полосу погружают в растопленное сало. Затем снова нагревают и дают медленно остыть над тлеющими угольями. Верно закаленный меч имеет зеленый цвет у рукояти, фиолетовый, как небо вечером, в середке клинка, синий на конце, а края лезвия должны быть желтыми, как горящее солнце!

Теперь еще раз шлифовка и окончательная заточка. Поворачивая клинок под разными углами к свету, видишь узор харалуга. Если узор в виде ветвистых молний, то меч оценивается в груду серебра на другой чаше весов!

Дважды Владимир видел, как изготавливают особый меч-кладенец. Когда у Людоты получался особенно удачный меч, к нему в кузницу приводили пленного раба. Выбирали молодых, яростных, взятых в жарком бою. Людота бестрепетно погружал раскаленное лезвие в тело кричащего в смертной муке человека, пока меч не скрывался по самую рукоять. Душа воина переходила в меч, тот становился одушевленным, получал имя. Такой меч был непобедим, он прошибал любые щиты и доспехи. Стоил меч в два раза больше, чем помещалось золота на другой чаше весов.

Первый свой меч-кладенец Людота сделал для великого князя Олега, чья жизнь всегда была окружена тайной. Он был князь-волхв, умел оборачиваться волком и птицей, а в походе на Царьград заставил корабли идти под парусами по земле. Никто не зрел его смерти, а курганов над его могилой показывают сразу три: в Киеве, Ладоге и Урюпинске. Никто не ведает и куда делся его волшебный меч-кладенец…

Но даже простые мечи с именным клеймом Людоты были великой ценностью. Великий князь их забирал в свою сокровищницу, награждал ими только самых знатных и отличившихся бояр и воевод… Их носили еще более гордо, чем золотые гривны на шее или диаманты в серьгах.

Владимир спросил трепетно:

– Дедушка, почему росские мечи прямы и обоюдоостры, а хазарские с одним лезвием и чуть скривлены? А печенежские сабли вовсе кривые?

Людота погладил его по голове. Ладонь старика была тяжела и шероховата, как кора дерева.

– Меч – символ Руси. Он прям и честен. Сабля же гибка и коварна. В Диком Поле с саблей сподручнее…

– Тогда наши богатыри уступят ворогам?

– Это здесь они с мечами, а в Диком Поле берутся за сабли.
Сабля быстрее, легче. Пока юркого печенега мечом достанешь, он тебя саблей иссечет…
Если доспех, конечно, не защитит. Мы, кузнецы киевские, сабли тоже куем.

Читайте также: