Как сделать теоретическое обоснование проекта

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Познавательный и творческий характер проектной деятельности школьников

Профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Её суть заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевают новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Е.С. Полат, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы, одноплановы. [2]

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию школьников и включающая их в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъясняются родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Педагогами-исследователями выделены следующие показатели готовности младших школьников к проектной деятельности:

· коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

· интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

В тех случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей совсем или практически не осуществляется, использование метода проектов неэффективно.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На первом этапе формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На этом этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

На этом этапе осуществляется поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Деятельность учащихся может быть направлена на изучение соответствующей литературы, проведение устного опроса и анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также предъявляют найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Осуществляются рефлексия, самооценка проделанной работы.

Педагог может помочь учащимся подготовить проект к презентации. Иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте по плану. На презентации школьники учатся анализировать свои идеи, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.

Весьма важный вопрос - оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.

Следует подчеркнуть значимость метода проектов в учебной деятельности. Это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность. Основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.

Наряду с учебной деятельностью проекты разворачиваются и во внеурочное время, темы их разнообразны и увлекательны. Проектная деятельность школьников, предоставляя широкое поле новой деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

Проектная деятельность школьников в учебной-воспитательном процессе на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта.

Технологию проектирования можно считать здоровьесберегающей технологией. Этот метод раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. В работе над проектом снижается тревожность и психическое напряжение учащихся, что, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников [7].

Метод проектов как педагогическая технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум. Работа в проекте - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

Итак, все обозначенные принципы личностно-ориентированного подхода, реализующие в методе проектов в образовании, были значимы для российской педагогики почти век назад и остаются актуальными в настоящее время.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, этапом, который закладывает фундамент дальнейшего овладения этой деятельностью.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, размышлять, прогнозировать, предвидеть, развивает познавательные интересы, формирует адекватную самооценку и способствует сохранению соматического и психического здоровья.

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослыми, так и со сверстниками.


В данном разделе мы подробно рассмотрим примерный план творческого проекта по технологии, ИЗО и музыке для учащихся школы, который поможет грамотно выполнить проектную работу и осуществить правильное оформление индивидуального или группового творческого проекта.

Также определим, что должно обязательно содержаться в каждом пункте плана творческой работы школьника для четкого разбиения текста проектной работы на разделы.

Основными пунктами плана выполнения проектной работы в школе является оформление титульного листа, содержания проекта, введения, теоретическая и технологическая части, экономическое и экологическое обоснование, оценка изделия и его реклама, заключение, литература и приложения.

Ниже мы представим план выполнения творческого проекта (работы) по технологии (труду) для 1, 2, 3, 4 класса начальной школы и 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Также данный план подходит для творческих проектов по музыке, ИЗО и другим предметам.

План творческого проекта

1. Титульный лист проекта

Образец оформления титульного листа творческого проекта (работы):

2. Содержание проекта

Образец оформления содержания творческого проекта (работы):

3. Введение проекта

Образец оформления введения творческого проекта (работы):

Согласно плана творческого проекта во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.

Во введении также дается характеристика основных источников информации. В этой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения.

4. Историческая справка по проблеме проекта

Теоретическая историческая справка-информация об изготовляемом предмете, проблеме проекта.

5. Технологическая часть проекта

  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.
  • Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
  • Техника безопасности при выполнении работ.
  • Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).
  • Технология изготовления изделия, графические материалы.

В технологической части, обычно в соответсвии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

6. Экономическое обоснование проекта, расчеты

В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

7. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)

Особое внимание в плане творческого проекта по технологии, да и по другим предметам, необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Экологическая оценка творческого проекта (работы) включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.

8. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта

9. Оценка проекта (изделия). Реклама

Образец оформления оценки и рекламы изделия:

10. Заключение проекта

В заключении творческого проекта записывают краткие выводы по результатам выполненного проекта, а также проводят оценку полноты решения поставленных задач.

В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

11. Список литературы проекта

Образец оформления списка литературы творческого проекта (работы):

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

12. Приложения проекта

Образец оформления приложений творческого проекта (работы):

(эскизы, схемы, технологическая документация).

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "План творческого проекта":
План творческого проекта


В чем состоит особенность структуры творческого проекта, и на какие нюансы нужно обратить внимание перед тем, как приступать к его реализации.

Творческий проект: что это и из каких этапов состоит

Творческий проект — многоэтапный труд, который предполагает не только написание уникальной работы, но и защиту своих результатов. Помимо этого, творческий проект включает непосредственно подготовку, особенности реализации проекта (пояснительные записки) и дальнейшее прикладное использование.

Все этапы работы над проектом можно объединить в три категории:

  1. Организация и подготовка. Учащийся выбирает тему, проблему, обосновывает свой выбор и его значимость для себя и общества в целом (для глобальных проектов). Если творческий труд предполагает создание какого-то изделия, но необходимо описать его желаемый внешний вид, используемые материалы, технику, инструменты и другие особенности.
  2. Технологический этап. Какое рабочее место подобрано для реализации проекта, инструментарий. Соблюдаются ли правила техники безопасности.
  3. Финальный этап. После основной проделанной работы учащийся должен самостоятельно оценить свой труд и поставить оценку. Также нужно определить стоимость материалов и других компонентов творческого проекта, которые потребовали затрат. Сюда входит реклама, публичная презентация и дальнейшее использование.

Творческий проект

Почему так важно соблюдать все этапы при подготовке творческого проекта? С одной стороны, в учебном заведении любого уровня правильная структура станет залогом высокой оценки учащегося. С другой стороны, ученик или студент получит или усовершенствует навыки грамотного оформления работы, которая предполагает самостоятельное изучение и разработку проекта.

Введение творческого проекта

Перед написанием основной части проекта нужно уделить внимание введению. В печатном варианте оно обычно располагается на 3 странице после титульного листа.

Для творческих или научных работ есть четкая структура введения. Она выглядит следующим образом:

  • обоснование и актуальность — почему тема проекта важна, почему учащийся уделил внимание именно этой проблеме;
  • новизна — насколько творческий проект новаторский;
  • цель — что учащийся хочет видеть в качестве конечного результата;
  • задачи — какие микроцели необходимо достичь, чтобы прийти к главной цели творческого проекта;
  • используемые методики, техники (желательно перечислить используемые материалы или фамилии людей, на чей опыт учащийся опирался);
  • значение результатов творческого проекта на практике.

Таким образом, этот компонент содержит основные положения в краткой форме.

Обоснование творческого проекта

Обосновать творческий проект — значит доказать читателю его важность и необходимость, убедить в пользе. Поэтому главным является выбор темы, чтобы она была актуальна не только в определенный исторический период, а именно в данный момент.

Обоснованный проект автоматически становится более значимым. При реализации серьезных творческих трудов это важно, потому что главная задача автора — добиться его использования на практике (например, материальной поддержки, внедрения в систему и т.д.).

Отсутствие обоснования говорит о нарушении структуры всего проекта.

С каждым годом на планете все актуальнее становится проблема мусорного загрязнения. Поэтому я решил изготовить автоматическое устройство для сбора отходов. В его основе — лично изобретенная технология, похожая на захват пальцев руки. Это поможет сделать улицы чище и постепенно восстанавливать функционирование природы.

Цель творческой работы

Цель творческой работы — конечный результат, который представляет автор проекта после его завершение. Это может быть получение нового общественно полезного знания или разработка конструкции.

Цель: разработать и изготовить устройство для сбора мусора с применение технологии захвата из нержавеющего материала для борьбы с экологической проблемой.

Творческая работа

Задачи творческого проекта

Во время написания работы указываются и задачи, которые необходимо решить для достижения цели. Их обычно несколько.

Задачи — этапы работы, написанные в порядке выполнения. Успешная реализация всех задач — достижение цели.

Пример формулировки задач для экологического проекта:

  1. Изучить необходимую литературу по теме творческой работы.
  2. Подготовить детали из нержавеющей стали.
  3. Собрать удобную и практичную конструкцию.
  4. Протестировать захват в природных условиях.

Технологическая карта творческого проекта

Технологическую карту автор разрабатывает во время выполнения задач, т.е. в процессе творческой работы, а не перед или после. Карта может иметь вид перечисления, списка, но наиболее удобный и распространенный формат — в виде таблицы.

Карта может состоять из следующих разделов:

  • какие действия выполняет учащийся, их последовательность;
  • условия работы;
  • техническое оснащение;
  • инструменты;
  • материалы и т.д.

Условия и требования, описанные в технологической карте, необходимы к выполнению. Кроме того, важно соблюдать рекомендации по охране труда и безопасности жизнедеятельности во время выполнения опасных этапов.

Например, при разработке устройства для сбора мусора карта будет иметь вид таблицы:

  1. Колонка №1: описание этапа работы.
  2. Колонка №2: графическое изображение изделия на данном этапе.
  3. Колонка №3: необходимые инструменты для данного этапа работы.

Основная часть творческого проекта

Теоретическая часть творческого проекта

Первая задача учащегося — выполнить теоретическую часть. Что она в себя включает:

  1. Подбор необходимой литературы по теме проекта. Знакомство с опытом ученых, известных людей, чьи знания помогут реализовать задумку.
  2. Изучение технологии: этапы создания, математические вычисления, замеры материалов и прототипирование будущей конструкции.
  3. Разработка технологической карты, подбор материалов, инструментов, подготовка места для работы.
  4. Планирование презентации полученных результатов. Учащийся должен выбрать, в какой форме будет показывать законченный труд общественности: текстовая работа, мультимедийная презентация, видеозапись поэтапной работы и т.д.
  5. Если над созданием работает коллектив или творческая группа, необходимо описать задачи для каждого участника.

Таким образом, теоретическая часть — это первый конкретный шаг к созданию готового продукта.

Технологическая часть творческого проекта

Технологическую часть также можно назвать практической: учащийся осуществляет непосредственное создание продукта. Последовательность действий должна быть следующей:

  • выбор материалов;
  • предварительное продумывание дизайна будущего проекта;
  • выбор инструментов и другого оборудования;
  • начало работы с соблюдением техники безопасности;
  • последовательное заполнение технологической карты в процессе работы.

Учащийся может снимать на камеру все этапы, чтобы на защите проекта показать смонтированное видео. Это удобный и наглядный способ продемонстрировать результат своего труда.

Работа

Инструкционно-технологическая карта творческого проекта

Инструкционно-технологическая карта (или просто технологическая) заполняется на технологическом этапе. Ее содержание должно соответствовать реальному алгоритму действий.

Заключение творческого проекта

После каждого проекта необходимо писать заключение. Автор ставит себе оценку, детально описывает результат работы. Заключение должно быть расширенным, чтобы читатель смог понять суть работы без ознакомления с ее основной частью.

Что включает в себя заключение:

  • выводы по результатам (количество выводов зависит от количества задач во введении);
  • самооценка (доволен или нет учащийся результатом своего труда);
  • рекомендации к использованию проекта;
  • значимость (как он может повлиять на экономическую, социальную, научную и другие сферы жизнедеятельности общества).

Список использованной литературы

Так как в теоретической части учащийся анализировал литературу по теме исследования, то после основной части он должен составить список этих источников. Так или иначе, они упоминались в тексте работы, потому что автор на них ссылался. Список составляется по библиографическим правилам в алфавитном порядке.

Что включает в себя библиографическое описание: автор, название, год издания, город издания, название издания, количество страниц или номер страницы, на которой расположен цитируемый фрагмент. В зависимости от типа литературы (пособие, учебник, монография) описание может отличаться. Например, для электронных учебников необходимо предоставлять ссылку для перехода.

Приложения творческого проекта

В завершении проекта автор предоставляет приложение. Это все компоненты работы, которые невозможно добавить в творческую часть. Например, фото и иллюстрации, сделанные во время выполнения различных этапов, видеозапись, чертеж и т.д. Ничего не должно мешать восприятию текста, поэтому информация в другом виде выносится в приложение.

Автор должен в основном тексте работы ссылаться на приложение, пронумеровав фото/видео/иллюстрации для удобства восприятия.

Защита творческого проекта

После того, как основная работа выполнена, возможна ее защита или публичная презентация. Обычно это происходит, если учащийся делал работу на конкурс, для получения гранта и т.д. О дате и условиях проведения защиты предупреждают заранее, чтобы было время для подготовки и написания текста выступления.

Оценивает работы комиссия. Если это защита проекта по одному из школьных предметов, то в ее состав может войти директор, завучи и компетентные преподаватели. Время выступления составляет не больше 7 минут. За это время нужно перечислить необходимые пункты, грамотно представить свою работу и показать комиссии, что весь труд был проделан не зря.

Показ проекта

Чек-лист адекватного выступления на защиту

Это чек-лист выступления, который позволит защититься и стать лучшим среди конкурсантов. План выступления такой:

  • представление;
  • рассказ о выбранной теме проекта;
  • зачитывание основных пунктов введения (обоснование, актуальность, новизна);
  • знакомство с целями и задачами;
  • историческая справка (были ли в истории подобные изделия, как они выглядели, что автор усовершенствовал);
  • описание процесса создания проекта поэтапно (какие материалы и инструменты использовались, с каким сложностями столкнулись на том или ином этапе);
  • предоставление идей о дальнейшем практическом применении, какую роль играет для экологии;
  • выводы;
  • демонстрация образца готового изделия;
  • зачитывание использованной литературы (по желанию).

Подготовка творческого проекта — сложный процесс, который требует сосредоточенности и выполнения всех правил. Для некоторых эта задача может показаться непосильной. Если вам необходима научная работа, обращайтесь за помощью к специалистам сервиса Феникс.Хелп и всегда получайте только отличную оценку.

Социальные установки — один из сильнейших механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Зная о социальных установках конкретного человека, можно предсказать, как бы он повёл себя в определённой ситуации.

Д.Н. Узнадзе, известный представитель советской психологической школы, ввёл такое понятие установки:

Установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Что же такое социальная установка?

В современной социальной психологии чаще всего используется определение социальной установки, которое было дано Г. Олпортом (1924):

Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Она связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

Социальные объекты в данном случае – в широком смысле: институты общества, государства, явления, события, нормы, группы, личности и т.д.

Сама природа социальной системы определяется характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и установки.

У. Томас и Ф. Знанецкий показали, что изменение условий жизни по большей части вело к смене представлений о значимости социальных объектов и их оценки людьми, т.e. к смене социальных установок. В случаях, когда определение ситуации индивидами не совпадало с групповыми (социальными) ценностями, могли возникать и развиваться конфликты, приводящие в свою очередь к дезадаптации людей, а в конечной итоге – к социальной дезинтеграции. В качестве причин, побуждающих к изменению социальных установок, назывались четыре основных желания (потребности) человека: новый опыт, безопасность, признание и господство.

Предполагалось, что аттитюд удовлетворял эти желания человека через изменение отношения к ценностям (определенным социальным объектам) в, соответствие с нормами, принятыми в данном социуме.

Таким образом, изначально «изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации.

В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения.

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида( её так же называют поведенческой).

Социальные установки оказываются взаимосвязанными, взаимозависимыми и нередко противоречивыми компонентами сложной системы. Именно эта система социальных установок выполняет функцию регуляции социального поведения человека в целом, его взаимодействия с социальной средой во всех возможных проявлениях. Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними 4 .

Кроме того, выделяют познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции) и оценочную (предопределяет оценки) функции.

1.2 Методы исследования целевой аудитории

Необходимо рассмотреть те методы исследования целевой аудиторией, которые мы использовали в нашей работе. Это анкетирование и экспертное интервью.

Анкетирование

Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование. Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование.

Мы в исследовании используем, в основном, выборочное, личное раздаточное анкетирование.

Экспертное интервью

По Катлипу « интервьюирование — форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

  • Экспертное интервью – это разновидность глубинного интервью, целью которого является получение компетентных оценок экспертов 8 .
  • Глубинное интервью – непринужденная беседа интервьюера и опрашиваемого, в которой первый выступает как профессиональный исследователь, имитирующего равноправного собеседника. Такие интервью длятся долго – от 1,5 до 2,5 часов. Допустимы повторные встречи для уточнения некоторых вопросов 9 .

Метод интервью применяется для получения большой по объёму и исчерпывающей информации, и предоставляет исследователям качественную информацию. В этом случае интервьюер должен не просто уметь задавать вопросы, но и хорошо владеть информацией, которая обязательно должна быть достоверной.

1 Установка по Узнадзе: . Дата обращения: 30.10.2011

2Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А.: Социальная психология. М.: 2006, с.- 62

3Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Там же. с.- 61

4Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Там же. с.- 66

5Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Там же. с.- 66

9Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология – СПб., 2004, с.-40

Примеры похожих учебных работ

. другими социальными институтами. Семья, как уникальная общность людей, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, . в семью; (Путем проведения лекций, бесед, анкетирования, тестирования). 3) подготовка детей-сирот и детей, .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, . интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить .

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

. психологических особенностей личности. От усвоенных социальных установок, ценностных ориентации. 21 Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой .

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

. • профсоюзы: • отделения Детского фонда: • общества Красного Креста: • частные социальные службы, организации и т. д.; ✓ люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах: • организаторы-управленцы и .

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

. Ресоциализация, т.е. возращение престарелых в общество, преодоление их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют как формальные источники помощи .

Если вы никогда не занимались разработкой экономических обоснований, мы готовы вам помочь. Задействовав минимальные ресурсы и потратив некоторое время на планирование, вы можете написать экономическое обоснование, которое поможет вам получить ресурсы и поддержку, необходимые для успешной реализации проекта.

Что такое экономическое обоснование?

Если вы никогда не работали над экономическими обоснованиями, это имеет много общего с подготовкой предварительной документации по проекту. Вот что под этим подразумевается:

Экономическое обоснование и бизнес-план

Экономическое обоснование — это предложение новой стратегии или масштабной инициативы. Оно должно обрисовывать потребности бизнеса и преимущества, которые ваша компания получит от реализации этой возможности.

Экономическое обоснование и пояснительная записка

Пояснительная записка — это обзор важного документа, охватывающий все основные факты и сведения, о которых должны знать заинтересованные в проекте лица, если у них нет времени читать весь документ. Фактически последним этапом при написании вашего экономического обоснования будет составление пояснительной записки, содержащей все ключевые сведения для заинтересованных лиц.

Экономическое обоснование и устав проекта

Нужно ли мне экономическое обоснование?

Не каждый проект нуждается в экономическом обосновании или уставе. Планируйте написание экономического обоснования только для инициатив или инвестиций, которые потребуют вложения значительных ресурсов. Если вы работаете над менее масштабной инициативой, возможно, стоит составить устав проекта, чтобы представить его идею нужным заинтересованным лицам.

Даже если вам не нужно проводить презентацию проекта перед заинтересованными лицами, вы должны быть готовы ответить на основные вопросы о предлагаемом проекте, а именно:

Какова цель этого проекта?

Зачем мы работаем над этим проектом?

Как этот проект связан с целями и миссией организации?

Какие показатели будут использоваться для определения успешности проекта?

Кто работает над этим проектом?

Когда этот проект планируется завершить?

Пять шагов по созданию и представлению экономического обоснования

Ваше экономическое обоснование должно включать не только ключевые факты и цифры, но и рассказывать о том, почему предлагаемая инвестиция или инициатива — это хорошая идея для вашего бизнеса. Если есть сомнения, избегайте жаргона и будьте краткими, но всегда концентрируйтесь на том, чтобы донести до аудитории ценность проекта. Если вы впервые создаёте экономическое обоснование, не волнуйтесь. Следуйте этим пяти шагам, и вы сделаете всё в наилучшем виде.

1. Соберите исходные данные

Вы не обязаны писать экономическое обоснование в одиночку. Проследите за тем, чтобы подходящие сотрудники и заинтересованные лица внесли свой вклад в соответствующие разделы. Например, ИТ-команда должна участвовать в принятии решений по инструментарию и срокам, а финансовый отдел должен проанализировать разделы по бюджету и управлению рисками. Если вы создаёте экономическое обоснование для предложения новой инициативы, линейки продуктов или привлечения новых клиентов, обязательно проконсультируйтесь с экспертами в данной области.

2. Будьте готовы писать своё экономическое обоснование в произвольном порядке

Некоторые из первых пунктов, которые содержатся в вашем экономическом обосновании, например, пояснительная записка к нему, на самом деле должны быть составлены в последнюю очередь, когда у вас есть все ресурсы и информация для обоснованного предложения. В пояснительной записке будут представлены все ваши выводы и даны рекомендации для бизнеса, основанные на различных факторах. После сбора таких сведений, как цель проекта, его риски и финансовая информация, ваша пояснительная записка будет гарантированно содержать всё необходимое.

3. Выстраивайте своё экономическое обоснование постепенно

Экономическое обоснование описывает значительные инвестиции для вашей компании и, соответственно, сам процесс его написания — это серьёзное вложение вашего времени. Не каждая инициатива подходит для вашего бизнеса, поэтому обязательно сверяйтесь с заинтересованными лицами по ходу работы. Вы же не хотите потратить много часов или даже недель на написание этого документа только для того, чтобы он сразу же был отвергнут?

4. Отредактируйте документ

По мере создания разделов экономического обоснования у вас может возникнуть необходимость вернуться к другим разделам и доработать их. Например, после завершения анализа затрат и выгод с финансовым отделом не забудьте обновить все риски проекта, связанные с бюджетом.

Перед презентацией своего экономического обоснования проведите окончательное чтение с ключевыми заинтересованными лицами, чтобы найти разделы, которые можно доработать. На этом этапе вам также нужно создать пояснительную записку, которая будет размещена в верхней части документа. Пояснительная записка не должна быть длиннее одной–двух страниц, в зависимости от объёма вашего экономического обоснования.

5. Представьте своё экономическое обоснование

Не пересказывайте своё экономическое обоснование постранично. Вместо этого поделитесь документом с заинтересованными лицами до презентации, чтобы у них была возможность ознакомиться с ним заранее. Затем, уже после презентации, снова поделитесь этим документом, чтобы они могли вникнуть в детали.

Проверочный список для экономического обоснования

Первый раздел экономического обоснования — это ваш шанс привести убедительные аргументы в пользу нового проекта. Ваша аргументация должна отвечать интересам и потребностям аудитории. Несмотря на то, что это первый раздел экономического обоснования, он должен быть написан в последнюю очередь. Помимо включения традиционных элементов пояснительной записки обязательно ответьте на следующие вопросы:

Какую проблему бизнеса решает ваш проект? Это ваш шанс объяснить, почему проект так важен и почему руководство должно рассмотреть возможность его реализации.

Какова ваша бизнес-цель? Что произойдёт после успешной реализации проекта? Как вы будете измерять успех и что означает успех проекта для вашего бизнеса?

Как это экономическое обоснование вписывается в общий план деловой стратегии компании? Ваше экономическое обоснование должно быть тесно связано с важными целями компании. Инициатива, предложенная в экономическом обосновании, должна соответствовать общей концепции деятельности компании.

Обрисуйте финансовую сторону и приведите рентабельность инвестиций

На данном этапе экономического обоснования вы должны изложить основы финансирования проекта. Не надейтесь создать этот раздел самостоятельно — он должен быть подготовлен в сотрудничестве с финансовым отделом вашей компании. В частности этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы:

Сколько будет стоить этот проект? Даже если инициатива будет в новинку для вашей компании, проведите исследование, чтобы оценить стоимость проекта.

Сколько стоит каждый компонент проекта по отдельности? В дополнение к оценке общей стоимости проекта разделите различные затраты на проект. Например, у вас могут быть проектные расходы на новые инструменты и ресурсы, анализ конкурентов, агентские расходы и т. д.

Какова ожидаемая рентабельность инвестиций (ROI)? Вы уже говорили о затратах, поэтому теперь расскажите о том, какую выгоду от этой инициативы получит ваша компания. Обязательно объясните, как вы рассчитывали окупаемость инвестиций.

Как этот проект повлияет на денежный поток? Денежный поток — это количество денег, поступающих в вашу организацию и выводимых из неё. Серьёзные вложения будут стоить больших денег, поэтому они отрицательно повлияют на денежный поток, но вы также должны ожидать высокой рентабельности инвестиций, что положительно скажется на денежном потоке в будущем.

Что такое анализ чувствительности? Анализ чувствительности — это краткое описание того, насколько неопределёнными являются ваши цифры. Существует множество переменных, которые влияют на экономическое обоснование. Обязательно объясните, что это за переменные и как они могут повлиять на ваши прогнозы.

Раскройте информацию о проекте

В вашем экономическом обосновании предлагается новая инициатива. Помимо финансовых рисков необходимо уделить время презентации основных сведений о проекте. Например, ваше экономическое обоснование должно включать:

Целивашего проекта и его основные ожидаемые результаты. Что произойдёт в конце проекта? Что вы планируете создать или предоставить по его окончании?

План вашего проекта. План проекта — это схема ключевых элементов, необходимых вашей команде для успешного достижения целей проекта.

Масштаб проекта. Каковы границы вашего проекта? Каких именно целей, результатов и сроков вы будете добиваться?

Список главных заинтересованных лиц. Каковы важные заинтересованные лица проекта и лица, принимающие ключевые решения по данной работе? К их числу могут быть отнесены проектной группы, которые будут работать над этой инициативой, руководители, которые будут спонсировать проект, а также любые внешние заинтересованные стороны, которые могут быть вовлечены в него.

Общая дорожная карта проекта в виде, похожем на диаграмму Ганта. На этой стадии процесса вам не нужно представлять подробный график проекта, но вы должны дать общее представление о том, когда будет происходить каждый его этап по отношению к остальным. Для этого создайте дорожную карту проекта в программе для построения хронологий в стиле диаграмм Ганта. Обязательно включите в дорожную карту все важные вехи проекта.

Любые важные зависимости проекта. Есть ли что-то, что может помешать началу работы над этим проектом? Зависит ли эта работа от какой-либо другой работы, которая выполняется в настоящее время?

Обсудите риски проекта

После того как вы описали финансовые последствия и важные сведения о проекте, обязательно укажите на все потенциальные риски. Если вы не сделали этого раньше, создайте план управления рисками проекта для вашего экономического обоснования. Управление рисками проекта — это не процесс устранения рисков, а выявление, анализ и упреждающее реагирование на любые потенциальные риски проекта. Чёткое определение каждого риска проекта и того, как этот риск может повлиять на ваш проект, поможет вам и задействованным в проекте сотрудникам лучше справляться с этими рисками и избегать их.

Включите в раздел о рисках своего экономического обоснования следующее:

Анализ всех возможных рисков проекта. В чём заключается риск? Насколько он вероятен? Каков уровень приоритета по этому риску?

Какие у вас есть по этому поводу предположения (при их наличии)? В целях управления рисками проекта предположения — это всё, что вы считаете верным в отношении проекта, но эта информация не является абсолютно достоверной. Принятие проектных решений на основе предположений может сделать проект рискованным. Каждое такое предположение должно быть обосновано, чтобы успех проекта не был поставлен под угрозу.

Любые сопоставимые альтернативы на рынке. Если вы подготавливаете экономическое обоснование, чтобы представить на рынке новый продукт или видение, оцените всё, что уже существует. Может ли эта альтернатива повлиять на вашу финансовую оценку или успех проекта?

Превратите обоснование в план действий

В заключительном разделе своего экономического обоснования изложите, как вы будете превращать его в реализуемый проект. Этот раздел должен отвечать на следующие вопросы:

Как будут приниматься решения? Кто отвечает за проект? Кто является спонсором проекта? Если вы ещё этого не сделали, подумайте о создании матрицы RACI, чтобы распределить обязанности в рамках проекта.

Как будет измеряться прогресс и какова будет отчётность? Уведомлять обо всех изменениях в проекте нужно далеко не каждое заинтересованное лицо. Определите ключевые пункты своего плана по обмену информацией о проекте, а также способы публикации обновлений статуса проекта.

Дальнейшие действия? Если руководство одобрит это экономическое обоснование, то каковы будут ваши дальнейшие шаги?

Претворите своё экономическое обоснование в жизнь

Вы создали убедительное экономическое обоснование, и оно было утверждено — поздравляем! Следующий шаг — претворить его в жизнь. Запуск крупномасштабных изменений может вызывать страх, и реализация вашего бизнес-проекта не исключение.

Если вы ещё этого не сделали, обзаведитесь средством управления проектами в том месте, где вы организуете свою новую инициативу и управляете ей. У вас появится центральный источник достоверной информации о том, кто какую работу выполняет и к какому сроку, поэтому вы сможете делиться обновлениями статуса и держать в курсе заинтересованных лиц. Это позволит превратить отличное экономическое обоснование в успешный проект.

Читайте также: