Как сделать технологическую колею

Обновлено: 30.06.2024

Играйте в онлайн казино и получайте ценные призы!

Технологическая полоса

03.08.2010 | Автор: Пахарь

Сплошной посев зерновых сложился исторически, на заре земледелия, тысячи лет назад. Сеяли хлеб погуще, чтобы сорняк забить да урожай вырастить побольше. Было время, увлеклись ученые, да и сейчас в лабораториях занимаются идеей выращивать кустистый хлеб, чтобы в кусту было несколько десятков колосьев. И сеять можно такие кустистые растения редко — одно на квадратный метр, заезжай колесом самым широченным. Но до массового внедрения этой идеи пока не дошли земледельцы на планете.
Что же делать? Навесить на трактор подкормщик с жидкими удобрениями и въехать на поле, давя колесами посевы? Пусть потом не всякий стебель злака распрямится на колее, зато остальные мощнее вырастут, покроют своей тяжестью потери и даже превзойдут их? И вот родилась догадка, а что, если при посеве не класть зерна в ту ленту, ту колею, что остается за колесом трактора и по которой потом он сможет не раз пройти по полю и с подкомщиком, и с опрыскивателем? До чего же просто!
Так и было решено: колею трактора при севе зерновых не засевать, назвать ее технологической колеей и сделать постоянной для последующих проходов агрегатов по уходу за посевами. Первое, что сделали в опытах,— сняли с сеялки сошники, идущие за колесами трактора. Но это еще не все. Агрегаты — и сеялочный, и все остальные — должны быть широкозахватными, чтобы не частить с колеей, иначе чуть ли не половина поля останется незасеянной. Значит, за работу, конструкторы! А пока местными силами, соединяя и подваривая, составляли такие агрегаты, чтобы проверить поскорее задуманное в деле. За работу и агрономы — надо точно рассчитать, сколько и когда вносить удобрений и средств защиты. За работу и селекционеры — нужны самые высокоурожайные сорта, с большим, как говорят ученые, генетическим потенциалом, весомой прибавкой на заботу земледельца.
Итак, хлебное поле стало подвластно хлеборобу и в период роста и развития злаков. Отсюда и прибавка в 20—25 центнеров с гектара, но…

Переуплотнение почвы. Что делать? - фото

Одно из перспективных направлений борьбы с переуплотнением – использование технологической колеи при возделывании сельскохозяйственных культур.

– Технологическая колея закладывается для более точного и качественного выполнения работ по уходу за посевами, речь о подкормке и опрыскивании, – поясняет Александр Щербик, специалист по развитию продукта компании CNH. – Для уменьшения уплотнения почвы ее местоположение ежегодно меняют.

К тому же штанга опрыскивателя в этом случае равномерно располагается по отношению к поверхности поля, что позволяет получить однородное опрыскивание с заданной нормой расхода как по направлению движения агрегата, так и по ширине захвата опрыскивателя. Технологическая колея помогает также в оптимизации сроков обработки посевов.

– Потребность в технологической колее увеличивается с повышением интенсификации агротехнологий, поскольку возрастает количество проходов техники для подкормок и химобработок посевов, – считает Алексей Трубников. По его мнению, чтобы работать по колее, средняя урожайность в хозяйстве должна быть не менее 30 ц/га.

Одно из условий успешной работы по техколее – это наличие полного шлейфа правильно подобранной техники. Так, к примеру, очень важно, чтобы ширина захвата сеялки была кратной ширине захвата разбрасывателя и опрыскивателя, тогда во время их работы не будут возникать перекрытия и огрехи. Тракторы, участвующие в работах по уходу за посевами, должны иметь возможность регулировки колеи колес, то же самое касается и опрыскивателей.

Ширина колеи трактора должна соответствовать ширине колеи разбрасывателя и опрыскивателя. При этом сеялка должна иметь функцию отключения сошников закладки техколеи. Возможно, потребуется доработка осей и ступиц колес трактора, разбрасывателя удобрений и опрыскивателя.

На гусеничном ходу

Каждый агроном знает, что техника на гусеничном ходу заведомо вредит почве меньше, чем колесная.

– Исторически так сложилось, что изначально все сельскохозяйственные тракторы были гусеничные, – рассказывает заведующий кафедрой физики и мелиорации почв факультета почвоведения МГУ Евгений Шеин. – Но американским фермерам была нужна универсальная техника, которая без проблем смогла бы передвигаться по дорогам общего пользования. Из-за того что фермеры стали все чаще предпочитать колесную технику, и начала возникать проблема переуплотнения почвы.

– Так, например, гусеничный трактор марки Challenger в зависимости от ширины гусениц оказывает давление на почву, равное 0,40-0,55 кг/см2, а колесный, оснащенный спаренными колесами, – 0,65-0,8 кг/см2, в зависимости от давления в шинах и пр., – поясняет Александр Щербик. – В отличие от колесного трактора, где пробуксовка достигает 10-12%, у гусеничного за счет большего пятна контакта она не превышает 2%, благодаря этому повышается производительность и экономится топливо. К тому же гусеничные тракторы позволяют чуть раньше начать полевые работы.

Современные тракторы на гусеничном ходу оснащаются резиновыми армированными гусеницами, которые оказывают меньшее давление на почву, в отличие от своих предшественников. При правильной эксплуатации они, по словам производителей, прослужат довольно долго. К примеру, ресурс подоб­ных гусениц составляет порядка 10 тыс. моточасов.

По возможности стоит избегать частых и длительных перегонов техники, оборудованной резиновыми гусеницами. От этого срок их эксплуатации значительно сокращается, а стоят они недешево. В этом, по мнению Александра Щербика, и заключается их главный недостаток.

Так, по данным Щербика, разница в цене гусеничного и колесного тракторов, относящихся к одному тяговому классу, может достигать 25%.

Несмотря на преимущества гусеничной техники, многие сельхозпроизводители предпочитают ей колесную. Она более скоростная, может с легкостью передвигаться по дорогам общего пользования и к тому же, что немаловажно, универсальна.

Чтобы минимизировать давление на почву колесной техники, можно установить сдвоенные или даже строенные колеса. Применение таких колесных систем позволяет в 1,5-2 раза снизить удельное давление на почву, повысить проходимость агрегатов и их тяговое усилие.

В США, по словам Александра Щербика, спаренные колеса устанавливаются даже на комбайн. А, например, в Канаде сегодня довольно часто можно увидеть тракторы с тремя колесами на оси – трайплы, однако при использовании таких машин заметно увеличивается радиус поворота, замечает эксперт.

Для выполнения ранних сельхозработ можно также задействовать тракторы с интегральной схемой компоновки. В отличие от стандартных тракторов, у которых задние колеса большего диаметра, чем передние, у них все четыре колеса имеют одинаковый размер.

С целью уменьшения давления на почву производители комплектуют технику современными бескамерными шинами радиальной конструкции. Благодаря увеличенному пятну контакта и мягкому, но прочному каркасу они обеспечивают бережное обращение с почвой. Но, несмотря на все преимущества современных технологий, Евгений Шеин не советует сельхозпроизводителям выезжать в поле, когда влажность почвы превышает 90% от наименьшей влагоемкости (НВ). Обычно приводят следующие критические величины контактного давления на почву: весной при влажности выше НВ – 80 кПа и при влажности ниже 0,5 НВ – 180 кПа. В летний и осенний периоды критическое давление увеличивается до 100 и 210 кПа соответственно. Напомним, что простой колесный трактор оказывает контактное давление около 100 кПа, а такие мощные, как К-700 (701) Кировец, – до 190220 кПа.

Если все же существует острая необходимость начать весенне-полевые работы как можно раньше, а используемая техника не оснащена системами сдваивания, специалисты рекомендуют снизить давление в шинах.

Читайте также: