Как сделать тактику

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

За что мы любим пошаговые тактики? За возможность не суетясь поразмышлять над решениями и разыграть гениальную, как в шахматах, партию, разбив врага наголову. Вспомнили самые классные тактические TBS, которые съедят прорву вашего времени, и вы не пожалеете об этом.

Серия XCOM

Тут и говорить особо нечего: эта серия давно стала эталоном жанра. В первой части перезапуска от Firaxis мы обороняем Землю от инопланетян, а во второй — уже сами партизаним, чтобы отбить планету из лап инопланетных захватчиков. В меру хардкорные, в меру дружелюбные миссии, разнообразие противников, достаточно глубокая прокачка оперативников и базы, а главное — грамотно созданная атмосфера жестокого противостояния. Сейчас, правда, в первую часть играть уже не так интересно — графика и некоторые механики (если не брать мод Long War) порядком устарели. Зато XCOM 2 и дополнение War of the Chosen смотрятся как новенькие.

Лучшие пошаговые тактики. Для любителей думать без спешки

Xenonauts

Лучшие пошаговые тактики. Для любителей думать без спешки

Серия Jagged Alliance

Легендарная тактическая серия, несмотря на свой преклонный возраст, по-прежнему хороша — особенно эталонная вторая часть. В каждой из игр нас ждет вымышленная южноамериканская страна, где нужно свергнуть очередного диктатора и перехватить контроль над государством. Главной фишкой выступают наемники, из которых мы собираем команду освободителей — возня с их экипировкой, навыками и денежными расчетами составляет львиную долю геймплея. Ветераны Jagged Alliance до сих пор помнят бойцов по именам — Иван, Сова, Рыжий… Жаль, дальнейшие попытки развить серию обернулись крахом. С другой стороны, олдскульная классика не стареет — особенно если немного облагородить её модами.

Лучшие пошаговые тактики. Для любителей думать без спешки

Серия Silent Storm

Лучшие пошаговые тактики. Для любителей думать без спешки

Into the Breach

Тактика в чистом виде от создателей FTL: Faster Than Light. Планету захватили огромные жуки, и единственные, кто может спасти положение, — это вы и ваш отряд мехов. Под вашим контролем — три юнита, а против вас — толпы инсектоидов, которые пытаются сожрать всех гражданских на крохотной карте. Перебить всех насекомых не получится, их слишком много: нужно держать их подальше от зданий, сталкивать в воду и, конечно, размазывать механическими кулачищами. Into the Breach — безумно компактная головоломка с минимальным количеством условий, но максимальной зарядкой для мозга. Быстрая, глубокая и реиграбельная. Самое то, если нет настроения на что-то длинное.

Лучшие пошаговые тактики. Для любителей думать без спешки

Invisible, Inc.

Одна из лучших и самых необычных наследниц XCOM. Управляя небольшим отрядом шпионов, вам нужно выполнять процедурно генерируемые миссии, чтобы спасти своё агентство от полного коллапса. Центральные механики примерно те же, но теперь — с уклоном в стелс. Оружия у оперативников нет, умирают они с одного выстрела, а врагов всегда в несколько раз больше — и чем дольше вы медлите, тем серьёзнее будет подкрепление. Уровень тревоги постоянно растёт, поэтому нужно играть осторожно, но агрессивно. Проскальзывать под носом у охранников, вырубать их, прятать тела по тёмным закоулкам, выключать камеры и взламывать автоматические турели… Словом, от Invisible, Inc. игроки-пацифисты будут в восторге.

Лучшие пошаговые тактики. Для любителей думать без спешки

Hard West

Лучшие пошаговые тактики. Для любителей думать без спешки

Gears Tactics

Не самая стыдная попытка переплюнуть XCOM на её же поле. В отличие от творения Firaxis, да и большинства других пошаговых тактик, Gears Tactics гораздо более динамична: локустов, как и положено, орды, и они крайне агрессивны. Поэтому у подопечных по три, а не по два очка действия — чтобы на всех пуль хватило. Схватки быстрые, жёсткие и со всеми фишками серии: с прятками в укрытиях, кровищей и эффектным распиливанием саранчи бензопилой. Вдобавок, чем больше врагов вы казните, тем больше действий сможет совершить отряд. Так что залог победы не просто в тактике, а в грамотных цепочках умений.

Лучшие пошаговые тактики. Для любителей думать без спешки

Серия The Banner Saga

Если вы любитель катнуть в FIFA с друзьями, у вас 100% есть схема, которая лучше всего подходит для вашей любимой команды. Если это “Барса” или “Реал”, долго думать не приходится. Но что, если сыграть турнир командами максимум на 3 звезды, где все игроки ̶г̶о̶в̶н̶о̶ одинаковы? Именно здесь проявляется скилл. И именно для таких случаев мы подготовили для тебя 4 самые мощные (не путать с сочными) схемы в FIFA 19, благодаря которым ты сможешь выиграть немножко деньжат и жену босса на корпоративном турнире.

4— 5— 1 Attack

Это именно то, что ты искал. Главная прелесть этой схемы заключается в том, что у каждого игрока на любом клочке поля есть минимум два адресата для передачи. Форвард поддерживается двумя десятками, за ними три полузащитника, которые растягивают футболистов соперника по всей ширине поля.


Смущает, что нападающий один на острие? В этом вся прелесть. Можно грузить на него верховые мячи, и, в случае неудачи, у него уже есть подстраховка в лице двух десяток. Как только ты будешь владеть мячом больше двадцати секунд в центре поля, твои полузащитники будут лететь в атаку, находя дыры в обороне соперника.

Что ты должен сделать перед началом встречи: настроить функции центрального полузащитника. В середине поля у тебя всегда есть игрок, который обязан оставаться сзади при атаках. Это создаст проблемы сопернику во время его контратак. Более того, опорный полузащитник прекрасно выполняет функцию успокоителя — если некуда давать вперед, есть возможность отыграться в центре и начать новую атаку.


На что следует обратить внимание: атакующие полузащитники должны обладать высокой скоростью. Они не обязаны быть самыми лучшими по характеристикам. Легкий Хадсон-Одои принесет куда-больше пользы на этой позиции, чем неподвижный Рубен Лофтус Чик, хотя по всем параметрам Рубен на бумаге будет выглядеть сильнее.

Идеально для этой формации подходит “Арсенал” с Озилом и Ивоби (Лаказеттом) под Обамеянгом. Чуть хуже — “Манчестер Сити”, но хуже лишь потому, что Агуэро и Жезуш недостаточно сильны в игре головой.

4— 2— 2— 2

Четверка с тремя двойками даже выглядят красиво. Но вся прелесть здесь заключается в двух вингерах, которые поставят любого соперника в неудобное положение.

Что ты должен сделать перед началом встречи: чтобы получить максимальное преимущество, крайние атакующие полузащитники должны быть настроены как свободные художники. Во время атаки они могут двигаться куда угодно. Это предоставляет тебе возможность для острых атак, но никак не убивает защитную составляющую — во время наступления на свои ворота игроки возвращаются на позиции и отрабатывают по полной.


На что следует обратить внимание: в схеме с двумя центральными нападающими всегда стоит включать функцию прессинга для каждого из них. Это заставит соперника думать быстрее и, как следствие, ошибаться в передачах. Благо на перехвате у тебя будет кому сыграть — четыре полузащитника не просто так поставлены туда. В идеале, если один из форвардов достаточно высок, чтобы сыграть головой. Тогда у тебя будет дополнительная возможность выхода из-под прессинга выносом мяча на чужую половину поля.

Более того, центральные полузащитники должны быть акцентированы на игру в обороне. В то время как вингеры будут странствовать по чужой половине поля в поисках свободных зон, два опорника должны зацементировать центр, будто это связка Матич-Эррера во времена Моуринью.

4— 3— 3 Attacking

Еще одна схема, которая уравновешивает и атакующие действия, и игру в обороне. Центральный нападающий, два вингера, которые обеспечивают мобильность, десятка под ними и два центрхава — что может быть лучше? Но даже эту имбашную схему можно подкрутить, чтобы шансов у ваших соперников было еще меньше. Записывайте.


Что ты должен сделать перед началом встречи: как и в прошлом случае, нет никакого смысла, чтобы твои вингеры были прикованы к бровкам. Вся мощь этой схемы в том, чтобы наполнить середину поля максимальным количеством игроков. Так что крайние нападающие должны быть вольны делать то, что они пожелают, когда твоя команда с мячом.

Одному из опорных полузащитников при этом дать указание: всегда подключаться к атакам. В этом случае у тебя будет преимущество при игре на чужой половине поля, а врывающийся из ниоткуда опорник может доставить огромные проблемы абсолютно любой обороне в FIFA.

На что следует обратить внимание: если в твоей команде есть быстрый и выносливый крайний защитник, то есть отличная возможность воспользоваться его подключениями по бровке. Настрой его таким образом, что во время владения он обязан мчать вперед, как это делал Маркос Алонсо во времена Антонио Конте.

5— 2— 1—2

Схема идеально подходила для лондонского “Челси”, когда Азар был в составе “синих”. Только одним бельгийцем можно было навести шороху на чужой половине поля. И, кажется, очень оборонительная схема не очень приспособлена для забивания голов, но это лишь на первый взгляд. На самом деле эта схема удивительно прекрасна.


Что ты должен сделать перед началом встречи: тебе придется сделать несколько манипуляций непосредственно с расположением игроков на схеме. Крайним нападающим нужно дать указание смещаться к центру, чтобы они были практически на одном уровне с опорными полузащитниками. При этом обоим крайним защитникам дать указание подключаться к атакам.

Таким образом при обороне у тебя есть 7 человек за линией мяча, а при атаке 3 нападающих и 2 крайних защитника смогут обеспечить тебе достаточно места для маневра в последней трети поля.

На что следует обратить внимание: одному из опорных полузащитников, по привычке, даем указание всегда оставаться сзади. Тогда в случае обрезки, отсутствия крайних защитников и контратаки соперника, у тебя все равно остается 4 футболиста в обороне.

Стратегия и тактика рукопашного боя

Стратегия самозащиты – план действий, целью которого является победа в бою, а средством достижения цели является искусство самозащиты и тренированное тело бойца. Успешное достижение стратегических целей возможно только при условии хорошо продуманной тактики. Тактика ведения боя – тщательно выверенные, но при этом динамично изменяющиеся в зависимости от ситуации действия бойца, приводящие к безоговорочной победе над врагом или группой врагов.

Виды стратегий и тактик рукопашного боя

Так как ситуация в бою меняется за доли секунды, то это требует напряженной умственной деятельности человека, который должен моментально оценивать окружающую обстановку, принимать решения и применять имеющиеся навыки для достижения цели на каждом этапе боя. Нужно понимать, что бои могут быть разные, в различных видах боев будут разные цели, соответственно, и стратегия и тактика проведения боя тоже будет разная. И, если боец будет заранее представлять, что он должен делать в той или другой ситуации, ему будет значительно проще и понятнее как себя вести во время боя. Итак, можно говорить о следующих видах :

  • военная стратегия и тактика – преследует цель полного подавления, ликвидацию агрессии противника, обращения его в бегство или выведение из строя вплоть до физического уничтожения,;
  • полицейская стратегия и тактика – основная цель – обезоруживание и задержание противника;
  • антитеррористическая стратегия и тактика – максимально быстрая ликвидация террористической угрозы и самих террористов, но при условии безопасности заложников ;
  • спортивнаястратегия и тактика – победа над противником в рамках установленных правил.

Драка по правилам

Драка по правилам – такое тоже бывает


Стратегия. Этапы рукопашного боя

Любой рукопашный бой переживает четыре фазы, проходит в четыре этапа:

Первый этап: оценка противника и окружающей ситуации

Очень важный, определяющий всю картину будущего боя, этап. На основании этой оценки принимается план боя, корректируется тактика. На этом этапе необходимо:

  • оценить противника, его намерения, его физические качества, агрессивность, опасность, боевые навыки, вооруженность и количество;
  • оценить обстановку, предметы этой обстановки: что может быть использовано в качестве оружия нападения или защиты, какие пути нападения и отступления возможны. Например, если противников много, можно использовать забор или стену дома для прикрытия нападения со спины. Палка, камень, горсть сухой листвы на улице, фужер, бутылка, тарелка в ресторане, пишущая ручка или портфель в офисе – все это может быть вашим оружием.

Киркоров дерется

Критерии оценки противника в рукопашном бою

Традиционно теоретики рукопашного боя при выборе тактики основную роль отводят физическим качествам противника: антропометрическим данным (высокий, средний, маленький), биомеханике его движений (резкий, медлительный, взрывной), состоянию костно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы (толстый-рыхлый, худой-жилистый, атлет, громила), состоянию сенсомоторных качеств (скорости реакции, координации движений, вестибулярного аппарата). Принимается во внимание также интеллектуальные качества противника, его нервно–психологический тип (меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник).

Затем устанавливается его арсенал его технических действий.

Но чем богаче ваши боевые навыки, тем целесообразнее придерживаться обратной схемы – вначале оценивать боевые навыки противника, соизмерять их со своими и только потом принимать во внимание его физические кондиции.

Второй этап: завязка боя

Здесь стоит обратить внимание на два момента: внезапность и инициатива.

Драка в Верховной Раде

Внезапная завязка боя в Верховной Раде . И тут нужно иметь стратегию и тактику. А также, чистое белье, на всякий случай…

Внезапность позволит перехватить инициативу в бою. А инициатива даст возможность поставить противника в неудобное для него и удобное для вас положение.

Третий этап: кульминация боя

Кульминация боя – наивысший момент по напряжению и интенсивности. Японские боевые искусства рассматривают бой как очень скоротечный отрезок времени. Эффектно долбить друг друга ногами и руками можно, конечно, не только в кино. Однако, с точки зрения самозащиты и самосохранения противник должен быть выведен из строя максимально быстро – за 5-10 секунд физического контакта, не успев причинить вам существенный вред. Поэтому, если вы все сделаете правильно, кульминация наступит сразу за завязкой и многие окружающие вас люди даже не успеют понять, что именно произошло. Бой может затянуться до двух-трех минут, только в том случае, если он спортивный и вы проводите его в защитной экипировке, которая не дает возможность нанесения серьезных травм. Или в том случае, когда противников несколько. Обычно физический контакт в рукопашном бою даже при относительно равных противниках не длится более двух-трех десятков секунд. За это время один из противников будет выведен из строя. Поэтому будьте готовы отдать максимум сил и применить свои боевые навыки в первые несколько секунд боя – они имеют решающее значение.

Четвертый этап: выход из боя

Порядок выхода из боя зависит от выбранной тактики. Если с антитеррористической, полицейской или спортивной тактикой все понятно, то о военной или уличной тактике боя нужно сказать особо. Не стоит задерживаться на месте для того, чтобы добить противника или как в фильмах, сказать ему все, что вы о нем думаете. Ретируйтесь с места схватки возможно быстро. К сожалению, правоохранительные органы изначально считают, что тот, кто побит – жертва, даже если он до этого порезал пару-тройку людей.

Тактические задачи в рукопашном бою

Вся стратегия боя, основной план проведения боя базируется на выполнении ряда тактических задач, выполнение которых приведет к конечной цели – победе в бою.

В общем случае существует следующая последовательность выполнения задач.

Тактические приемы Сэн-хо

В японских системах борьбы и самозащиты существует такое понятие как Cэн хо. Этот термин не имеет аналога в западной философии, но его можно определить как проявление инициативы в подавлении противника с использованием собственной интуиции, когда боец не только предвидит действия противника, но и управляет ими. Японцы считают Сэн-Хо основой тактики боя во всех традиционных (каратэ, дзю-до, кендо, сумо, джиу-джитсу, айкидо) и синтетических (Ниппон Кэмпо) единоборствах. Принципы Сэн-Хо на самом деле являются тактическими приемами, которые можно использовать на протяжении всего боя.

5 основных принципов Сэн :

Сэн, (sen の先) – Постоянная атака. тактика, в которой атака производится постоянно, полностью подавляя инициативу и, соответственно, защиту противника. Внезапное нападение – это тоже сэн. Сэн осваивают в самом начали пути Ниппон Кэмпо.

Го но сэн (“go no sen後の先) – Перехват инициативы, последующая контратака. В этой тактике вы дожидаетесь атаки противника, или даже провоцируете ее. После начала атаки, когда противник уже не может ее остановить, вы выполняете защитные действия с последующей контратакой. В упрощенном варианте на начальном этапе подготовки в Ниппон Кэмпо это выглядит так: противнику дают провести атаку, выполняя от нее защиту, а затем сразу же проводят свою, перехватывая у него инициативу...

Стратегия рукопашного боя

Тактическое мышление – это оперативное умение моментально оценивать боевую обстановку и принимать решение о применении боевого воздействия.

Боевая интуиция – это способность предугадывать не только действия противника, но и развитие ситуации в целом. Все проведенные поединки формируют, в конечном счете, бесценный боевой опыт.

Все это вместе взятое: технический арсенал, тактическое мышление, боевая интуиция и боевой опыт являются составляющими настоящего мастерства самозащиты и самообороны.

Сенсей

Руки мастера начинают действовать раньше его мысли! Мастерство не рождается на пустом месте . Мастерство взращивается в результате последовательности, дисциплины и упорного труда.

У всей техники в игре есть броня, которая защищает от огня противника. Cтепень бронирования у разных машин разная, но для большинства из них есть общий принцип: лобовые части защищены лучше, а борт и корма более уязвимы. Броня измеряется в миллиметрах и указывается в таком формате: толщина лобовой/бортовой/кормовой брони. И если значение брони, например, указано как 75/45/45, то орудие с пробивной способностью в 60 мм при прямом попадании сможет пробить борт или корму, но лобовую броню — нет.



Кроме борта и кормовой части, почти у всей техники одни и те же слабые места: нижний бронелист, люки и крыша башни.

Бронепробитие

Бронепробитие главным образом зависит от угла, под которым снаряд попадает в броню. Наилучшее пробитие достигается при попадании под прямым углом — в этом случае снаряд преодолевает минимальную толщину брони. Траектория встречи снаряда с бронёй под прямым углом называется нормалью .

Отклонение от нормали — это угол вхождения снаряда . Он определяет толщину приведённой брони — расстояния, которое необходимо пройти снаряду, чтобы нанести урон. Чем больше угол вхождения, тем больше величина приведённой брони.


Снаряд может как не пробить броню, так и вовсе отскочить от неё — это рикошет . Рикошет бронебойного и подкалиберного снарядов происходит, если угол вхождения снаряда больше 70°, а кумулятивные снаряды рикошетят при угле больше 85° (см. Боекомплект). Не рикошетят только осколочно-фугасные снаряды: если они не пробивают броню, то взрываются прямо на ней, независимо от угла вхождения.

Пробитие

Pикошет

Для механики рикошета бронебойных и подкалиберных снарядов действует ещё одно важное правило: если калибр снаряда более чем в три раза превышает толщину брони в месте попадания, то рикошет невозможен при любом угле встречи снаряда с бронёй. Кумулятивные снаряды рикошетят при угле более 85°, независимо от калибра.

Учитывайте механику бронепробития и рикошета, когда ведёте огонь по противнику: старайтесь не стрелять по касательной, а сами не становитесь под прямым углом к обстрелу, чтобы понизить шанс получить пробитие.

Эффективная стрельба

Есть ряд хитростей, которые помогут вам в сражении и увеличат шансы нанести урон.

Стрельба с упреждением


Важнейший навык, который пригодится вам при стрельбе по движущимся целям. Прицельтесь и сведитесь в переднюю часть машины противника или на некоторое расстояние перед ней и стреляйте. Чем дальше противник и чем быстрее он движется, тем большее упреждение потребуется.

Автоприцел


Когда вам важно сконцентрироваться на маневрировании собственной машины и нет возможности для точного наведения орудия вручную, используйте автоприцел. Ваше орудие зафиксируется на центре машины противника и будет само наводиться на цель.

Однако помните: автоприцел не учитывает расположение уязвимых зон противника, необходимое упреждение и препятствия на карте.

Стрельба по модулям


Рельеф

Выгодные позиции

Задействуйте рельеф на картах в свою пользу! Прячьтесь за камнями, скалами и зданиями, чтобы спокойно дождаться перезарядки или полностью скрыться от противника. Чтобы обезопасить себя от огня артиллерии, укрывайтесь за горами и другими крупными объектами.


Но рельеф — это не только укрытие, это ещё и возможность эффективно вести огонь, не получая урона. Взгляните: этот танк стоит за холмом так, что все его уязвимые части спрятаны, и на противника смотрит только мощная бронированная башня.


Опасности рельефа

На любой карте маневрируйте с осторожностью. Не пытайтесь на скорости съезжать со скал или обрывов. В лучшем случае вы потеряете очки прочности и сломаете несколько модулей, а в худшем — полностью разобьёте машину.

На многих картах есть водоёмы — это и небольшие озёра, и заливы, и глубокая городская река. Будьте осторожны, пересекая водоём или речной мост. Помните: если ваша техника — в частности, моторный отсек, — ушла под воду, у вас есть 10 секунд, чтобы выбраться, иначе машина утонет.


При экстремальных манёврах техника может завалиться на бок или перевернуться — особенно часто это случается с лёгкими и быстрыми машинами. Если техника легла на борт, она не только обездвижена, но и практически беззащитна: резко уменьшается обзор, точность и скорость стрельбы. Если машина перевернулась, она вообще не может вести огонь и самоуничтожается через 30 секунд. Вернуть машину на обе гусеницы могут помочь союзники, аккуратно подтолкнув её в нужном направлении, однако не всегда это удаётся.

Обнаружение и маскировка

Обзор машины

Сложно вести бой с противником, которого вы не видите. Чем раньше вы обнаружите соперников на поле боя, тем больше у вас шансов захватить инициативу в бою. Обнаружение — это один из ключевых элементов игровой механики World of Tanks.

Обзор — это максимально возможное расстояние, в пределах которого ваша машина может обнаружить технику противника. Этот параметр определяется характеристиками техники, а также навыками и умениями экипажа.


Вы можете использовать особые обозначения на мини-карте, чтобы лучше понимать возможности обнаружения и обзора вашей машины. Это круги обнаружения, обзора, максимального обзора и отрисовки.

Включить и настроить отображение этих кругов на мини-карте можно в настройках на вкладке Игра в разделе Индикаторы обзора на мини-карте .

Огромную роль в обнаружении техники на поле боя играет дальность связи вашей машины — это расстояние, на котором вы с союзниками можете обмениваться данными о положении других игроков. Дальность связи зависит от характеристик радиостанции, а также от навыков и умений экипажа.

Если ваш союзник обнаружил машину противника и передал вам разведданные, иконка этой машины отобразится у вас на мини-карте, даже если сама машина находится за пределами вашего круга отрисовки и не видна на поле боя. Поэтому не пренебрегайте установкой мощной радиостанции на свою машину!

Маскировка

Чем позже вас обнаружит противник, тем больше у вас шансов выжить и проявить себя в бою. Маскируйтесь, чтобы стать незаметнее!

Самый простой способ замаскироваться — спрятаться в растительности, например в кустах или поваленных деревьях. Следите, чтобы из куста не выглядывали корпус машины и башня. А вот если из листвы останется торчать ствол орудия, это не повлияет на маскировку.


Когда вы останавливаетесь на расстоянии 15 метров и менее от растительности, она становится для вас прозрачной: вы можете видеть противника, а он вас нет. Так что куст — это не только маскировка, а ещё и возможность вести огонь из засады.

Машины в движении теряют часть маскировки по сравнению с неподвижной техникой. Только у лёгких танков V уровня и выше незаметность одинаковая и в движении, и стоя.
Выстрел значительно демаскирует машину и кусты в пределах 15 метров от неё. А вот повороты башни и наведение орудия не влияют на маскировку неподвижной машины.

Как улучшить обзор и маскировку

Обзор и незаметность машины можно значительно улучшить с помощью оборудования, снаряжения, навыков и умений экипажа, а также предбоевых инструкций и камуфляжа.


Даёт +25% / +27,5% к радиусу обзора из неподвижной машины.


Даёт от +10% до +13,5% к радиусу обзора машины как в движении, так и в неподвижном состоянии.


–10% / –12,5% от незаметности противника, находящегося в движении.
–15% / –20% от незаметности противника за растительностью.


Увеличивает дальность обзора, особенно эффективно при выведении из строя приборов наблюдения.


Увеличивает дальность обзора.



Даёт от +5% до +15% к незаметности неподвижной машины в зависимости от типа техники, на которую установлена.


Даёт от +3% до +8% к незаметности как подвижной, так и неподвижной машины в зависимости от её типа.


Начинает действовать с начала изучения. Если умение полностью изучено всеми членами экипажа, заметность машины значительно снижается.


Элемент внешнего вида техники — особая окраска, которая снижает заметность машины в бою.


Не снижает заметность, но позволяет определить, что вас обнаружили, чтобы вы могли оперативно скрыться от противника.




Даёт +5% к уровню владения основной специальностью и дополнительным умениям всех членов экипажа.


Даёт от +5% до +8,5% ко всем навыкам и умениям экипажа в зависимости от типа оборудования.


+1,5 с / +2 с ко времени отображения обнаруженного вами противника.
–1,5 с / –2 с от времени, в течение которого ваша машина остаётся обнаруженной.



Даёт +10% ко всем навыкам и умениям экипажа в течение одного боя.

Танки и тактика

В игре World of Tanks существует пять типов техники, и для каждого из них в бою требуется особая тактика.



Лёгкие танки — главные разведчики в игре. У них отличная скорость и дальность обзора, однако слабая броня и невысокая огневая мощь.


Средние танки — незаменимые танки поддержки. Они сочетают в себе подвижность, высокую огневую мощь и неплохую защиту, поэтому могут и поддерживать союзников, и успешно оборонять тыл. Однако этот тип техники не предназначен для сражения на передовой без поддержки. К тому же в бою средние танки чаще всего попадают под обстрел.


Тяжёлые танки — самые бронированные машины с мощными орудиями. Их основная задача — возглавлять атаку, наносить массивный урон и сдерживать снаряды противника крепкой бронёй. Однако они медлительны и не отличаются скорострельностью, а также являются главной мишенью для артиллерии.


ПТ-САУ — снайперы с точными и мощными орудиями. Многие ПТ-САУ компактны и легко маскируются, поэтому могут вести огонь из засады. Но у этого типа техники чаще всего слабая броня и нет башни, поэтому ПТ-САУ уязвимы в ближнем бою.


САУ — артиллерийская поддержка с тыла. САУ ведут огонь фугасными снарядами по навесной траектории на большие расстояния. САУ могут повредить сразу несколько машин, а снаряды калибром 150 мм и больше не только наносят урон, но ещё и оглушают противника, снижая на время все характеристики его техники. Артиллерия медлительна и слабо бронирована, поэтому беззащитна в ближнем бою.


О том, чем велик Football Manager, и ради чего в него стоит играть, мы уже рассказывали в специальном материале. Рекомендуем заглянуть туда, если вы еще не уверены, что эта игра для вас. Тут сделаем лишь краткую выжимку предыдущих серий.



Ну, и куда нажимать, чтобы было весело?

1. Сделайте игру красивее и удобнее

Наверняка многие из вас сталкивались с рьяными адептами пользовательского контента, которые обвешивают какой-нибудь Skyrim или S.T.A.L.K.E.R. десятками модов и настаивают на том, что это, дескать, и есть настоящий игровой опыт, не то что оригинальная версия! Так вот: в отношении Football Manager есть куда более веские основания обратиться к модам, чем красивые эффекты дождя или улучшенные отражения. На релизе каждая новая часть FM представляет собой жалкий скелет, который приходится собственноручно обвешивать мясом. К счастью, у франшизы огромная преданная фан-база, которая каждый год бесплатно допиливает игру за разработчиков.

Страничка Криштиану Роналду до и после установки пользовательских апдейтов.

Какие аддоны ставить поверх ванильной игры?

2. Настройте базу данных перед началом карьеры

Первое, с чем вы столкнетесь при старте новой карьеры — настройка базы данных. К этому этапу стоит подойти со всей серьезностью: здесь вы выбираете контент, с которым сможете работать по ходу игры.

Полная база данных Football Manager включает чемпионаты более чем 50 стран мира и почти 200 тысяч игроков. Разумеется, с быстрой обработкой такого огромного и постоянно растущего массива динамично меняющейся информации справится далеко не каждый компьютер. Поэтому имеет смысл ограничить базу данных лишь теми чемпионатами, которые вам интересны. Игра сама оценит мощности вашего компьютера и подскажет, какой размер базы будет для вас оптимальным. Для начала попробуйте сформировать базу объемом менее 50 тысяч игроков и посмотреть, насколько шустро будет работать игра.


Все флаги в гости будут к нам.


База данных с реалистичной симуляцией еврокубков выглядит примерно так.

3. Выберите подходящую команду


Но если ваша цель — разобраться в механиках игры, то вот несколько маркеров, которые помогут с выбором первой команды:

4. Делегируйте полномочия

Итак, поздравляем, вы подписали свой первый профессиональный контракт с футбольным клубом! Плохая новость: помимо новых полномочий на вас свалится море новых обязанностей. Управление составом, подписание новых контрактов, переговоры по трансферам, комплектация тренерского штаба, руководство медицинским отделом, выбор тактики, скаутская служба, тренировки, замены… Да тут голова закружится, не знаешь, за что взяться! Но не спешите отчаиваться. Хорошая новость в том, что почти все эти обязанности можно передать в руки помощникам.


Эта страшная таблица — перечень ваших обязанностей. Но вы сможете столкнуть большинство из них на кого-то еще.


Легенда сборной Франции Давид Трезеге стал весьма неплохим скаутом и валяется на свободном трансфере без контракта. Грех не забрать!

5. Учитесь оценивать игроков

У неподготовленного геймера страница с характеристиками футболиста в Football Manager может вызвать оторопь: три с половиной десятка показателей — и это ведь только основные характеристики! Вдобавок к ним есть еще антропометрические данные, детали контракта, перки, характер, и еще какие-то таинственные скрытые характеристики! Поначалу разобраться во всей этой путанице будет непросто, а умение оценить футболиста по беглому взгляду на три столбца циферок придет лишь с опытом. Но есть ряд советов, которые помогут вам на первых порах.


Вот, например, теневому нападающему из технических показателей важнее всего дриблинг, завершение атаки и первое касание.

Словом, набор действительно нужных навыков для каждого игрока в первую очередь зависит от того, какие задачи он будет выполнять на поле. Здоровенному костолому в опорной зоне не надо обладать техникой Лионеля Месси , чтобы справляться со своей работой. А вот физические навыки и габариты для регулярно вступающего в борьбу за мяч футболиста куда важнее. Не забывайте оценивать и антропометрические данные: к примеру, чтобы снимать верховые мячи центральному защитнику желательно быть не только прыгучим, но и высоким. То же касается и вратарей: какой бы зверской реакцией ни обладал голкипер, с ростом в 165 сантиметров в воротах ему делать нечего.


Многим хорош Эдегор, а в коллектив вписаться не может.

6. Не стесняйтесь пользоваться чужими тактическими наработками

Тактика! Схемы, установки, построения, хитроумные планы на игру — многие считают это главным в работе тренера футбольной команды. И в Football Manager тактика — одна их ключевых и, пожалуй, самых сложных механик. Многих тонкостей местных тактических возможностей не знают даже ветераны франшизы, проводящие в каждой части сотни часов. И тут новичкам хочется дать совет, который многие, вероятно, воспримут в штыки: попробуйте для начала воспользоваться чужими тактическими схемами. Поклонники FM и любители экспериментировать постоянно делятся на форумах своими тактиками, которые можно скачать и импортировать в игру.


Ставить тики-таку в слабенькой провинциальной команде — возможно, не лучшая идея.

Если же вы созрели для того, чтобы поработать над построением игры самостоятельно, в первую очередь уделите внимание четырем ключевым составляющим тактической схемы в Football Manager:

  • Тактический стиль. Здесь собраны определяющие указания всей команде, своего рода философия игры. Темп матча, настрой, способ перехода от обороны к атаке, степень рискованности передач, высота линии защиты… Словом, ваши главные представления о том, как в идеале команда должна смотреться на поле.
  • Расстановка. Название говорит за себя: это позиции игроков на поле и число человек в каждой линии: защите, полузащите и нападении. Football Manager известен тем, что там хорошо показывают себя всевозможные неадекватные схемы вроде ассиметричной игры в два защитника с пятью нападающими. Но они часто построены на эксплойтах движка. Для начала попробуйте поиграть в более реалистичную схему вроде 4-3-3, 4-2-3-1 или классической 4-4-2.
  • Роли игроков. Они диктуют персональные задачи на поле каждому из футболистов. Скажем, опорный полузащитник может быть как классическим разрушителем, стелящимся в подкатах, так и оттянутым плеймекером, снабжающим линию атаки дальними забросами. Ролей в Football Manager тьма-тьмущая, но разобраться с ними не так сложно: каждая снабжена описанием и даже гифкой с изображением действий подобного игрока на поле. Главное правило в раздаче ролей: футболисты на должны дополнять друг друга и работать на общую идею игры. Скажем, если наконечником атак у вас выступает таргетмен, ему в помощь желательно выделить фланговых полузащитников с функцией поддержки и хорошими навесами.
  • Персональные инструкции . Это, грубо говоря, то, что не влезает в другие категории: индивидуальные советы каждому игроку. Во многом они позволяют избежать брака и сбалансировать игру. Например, если ваш особо агрессивный защитник получает слишком много желтых карточек, его можно заставить фолить реже. А вратарю, который вводит мяч в игру через короткий пас просто необходимо указать пользоваться только сильной ногой.

Разумеется при построении схемы стоит оглядываться на глубину состава. Желательно иметь в клубе как минимум по паре футболистов на каждую позицию и еще парочку универсалов. Не забывайте о накопленной усталости, травмах и дисквалификациях. Провести весь сезон одним составом точно не получится, так что готовьте резервистов заранее.


7. Не тратьте слишком много времени на просмотр матчей

Любители футбольных симуляторов привыкли, что матчи — центральная часть игры. Последние выпуски FIFA с акцентом на сбор редких карточек не берем. В Football Manager ситуация с этим сложнее. С одной стороны, матч — это апофеоз всех ваших стараний. Именно там вы увидите, как команда претворяет на поле ваши задумки, где ей это удается, а где — не очень, кого стоит похвалить, а кому — прописать подзатыльников.


Движок матчей по-прежнему смотрится страшновато.

С другой стороны, смотреть матчи целиком в Football Manager просто бессмысленно. Напомним, что у нас тут полноценная симуляция и полный просмотр матче в реальном времени займет 90 реальных минут. Спойлер: большую часть из них ничего интересного происходить не будет. На помощь приходят ускоренные режимы просмотра, и мы бы рекомендовали остановиться на двух.


Педаль скорости просмотра в пол!

8. Скаутская работа не менее важна, чем трансферы

Со скаутской работой ситуация обратная, нежели с матчами. Неофиты часто недооценивают ее важность для успешной карьеры. А между тем, это чуть ли не единственный процесс в клубе, который никогда не останавливается. Вы не играете матчи каждый день. Вы не ведете переговоры каждый день. А вот игроков ваша скаутская служба просматривает игроков все 365 дней в виртуальном году. Это ваш главный источник информации в местном футбольном мире. Благодаря скаутской работе вы узнаете и о составе соперника, и о талантливых молодых дарованиях, которых стоит поскорее подписать в клуб.


Скаутский отчет о команде противников даст базовое представление об их стиле игры, сильных и слабых сторонах.

Игроков в Football Manager ищут, как правило, ради двух целей: либо чтобы укрепить состав готовым талантом, либо чтобы по дешевке подписать даровитого янгстера на вырост с потенциальной возможностью перепродажи за большие деньги. В обоих случаях раздачи общих указаний для скаутской службы может оказаться недостаточно. Вот несколько базовых рекомендаций по ручному поиску подходящих приобретений:


9. Не бойтесь экспериментировать

Будем честны: Football Manager — это во многом игра для тех, кто умеет развлечь себя сам. Она не ставит игрока в различные срежиссированные игровые ситуации, а дает ему инструменты для того, чтобы срежиссировать их самому. К счастью, набор этих инструментов настолько велик, что если вас устраивают основные механики, вы всегда найдете себе новые задачи и челленджи. Главное, не бойтесь экспериментировать и пробовать новые форматы игры.


10. Мы уже говорили, что у Football Manager потрясающее сообщество?

Среди русскоязычных поклонников Football Manager центральным хабом долгое время был форум FM Fan. В последнее время на самом форуме активность поутихла, зато появился регулярно обновляющийся телеграм-канал и чат. Если же вы владеете английским, то для вас открыты два крупнейших фанатских ресурса по франшизе: FM Base и FM Scout. Для полной картины вспомним еще официальные форумы Sports Interactive и обсуждения в Steam: они, скорее, выполняют технические функции, но там тоже порой можно нарваться на любопытную беседу.

Читайте также: