Как сделать так чтобы ребенок читал

Обновлено: 08.07.2024

Ребенок который любит читать

Радуетесь ли вы, когда знакомитесь с читающим ребенком? Я радуюсь и удивляюсь. Детей-читателей сегодня меньше, чем детей-зрителей.

На курсах подготовки к школе мы не можем круглосуточно читать с детьми. Но за десять лет работы по методике Тамары Ломбиной мы нашли способы, которые помогают ребенку читать легко и с удовольствием.

Принцип 1. Расширяем словарный запас.

Чем богаче словарный запас, тем легче дети учатся читать.

Как мы расширяем словарный запас на занятиях?

Читаем тексты и пересказываем их вместе.

Педагог читает сказки или рассказы, а дети по очереди пересказывают: каждый по 2-3 предложения. Получается коллективная работа, все чувствуют себя уверенно. Если пересказ идет плохо, можно задавать наводящие вопросы и использовать картинки-подсказки.

Играем в игры со словами, например:

Принцип 2. Учим читать без теории. Используем игры, которые понятны интуитивно

Чем меньше теории, тем больше интерес.

Наши прабабушки и прадедушки учились читать по Священному Писанию. Никто не объяснял им правил слияния звуков, не отрабатывал слоги и не знакомил с твердыми и мягкими согласными. Дети сидели рядом со взрослыми и следили за тем, как взрослый водит пальцем под написанным текстом. И слова постепенно обретали смысл.

Я сама научилась читать таким способом. Мы с родителями много раз прочитали любимую книгу про доктора Айболита, и слова в какой-то момент сложились в понятный пазл.

Как мы учим читать без теории?


Рассказы в картинках сделаны в виде схемы, где все существительные нарисованы. Рассказ поделен на предложения, а предложения — на слова. Сначала рассказ читает взрослый, затем дети — все вместе, а потом каждый — самостоятельно.

Изображения букв должны вызывать эмоциональный отклик и запоминаться непроизвольно.

Учимся читать в свободном движении.

Например, собираем слова, шагая по болотным кочкам, на которых нарисованы слоги. Отыскиваем нужные слова и стараемся сохранить равновесие.

Принцип 3. Ищем смысл в прочитанных текстах.

Задаем вопросы, обсуждаем и обращаемся к опыту ребенка.

Психолог Л. Ясюкова проводила эксперимент в начальной школе, где дети читали несколько предложений, в которых речь шла про куропатку. На картинке рядом с текстом была нарисована маленькая собака. Интересно, что многие дети с прекрасной техникой чтения отвечали, что текст – про собачку.

Есть суфийская притча, где учитель, давая наставления ученику, спросил его:

— Понял, — ответил ученик.

— Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость понимания, которая отразилась бы на твоем лице.

Как мы ищем смысл в текстах, чтобы возникала радость понимания?

Читаем басни, рассказы, стихи, сказки и обсуждаем их.

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Вопросы к этой басне могут быть такими:

Принцип 4. Не даем домашних заданий по чтению.

Уважаем право дошкольника не читать, если не хочется.

Беда сегодняшних дошкольников — домашние задания, когда в день нужно вычитать определенный объем текста. Причем дети часто должны читать вслух, что гораздо сложнее, чем читать про себя.

В дореволюционных гимназиях вслух читали всем классом одновременно, чтобы снять напряжение и страх перед ошибками. Педагог Татьяна Бабушкина с той же целью — убрать излишнее напряжение во время чтения — раздавала каждому ребенку зонтик, под которым он читал в уединении.

Как сделать домашнее задание по чтению, чтобы ребенок не догадался, что это задание?

Это письма от имени гнома Гоши в маленьких конвертах с настоящими марками, которые ребенок получает под подушку или в почтовый ящик. Есть 4 уровня сложности. Главное сохранять секретность. Мой сын первоклассник до сих пор уверен, что письма волшебные.

Если ребенок готов читать и хочет читать сам, то можно купить легкие книги для чтения.

Принцип 5. Не отказываемся от бумажных текстов в пользу экрана.

Исследования показывают, что дети лучше понимают и запоминают текст на бумаге.

Ученые исследовательского центра изучения мозга из университета Хайфа в Израиле провели опрос пяти- и шестиклассников в 2018 г. Дети должны были пройти тест на понимание текста. При этом ученики могли выбрать, пройти его на экране или на бумаге.

Неудивительно, что большинство выбрали проходить на экране. Но текст понимали лучше тот, который читали на бумаге. Похожие результаты были получены и другими исследователями для студентов. Они лучше понимали и запоминали тексты на бумажных носителях.

А какие приемы используете вы, чтобы дети полюбили читать? Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях.

Об авторе: Олеся Юрченко

Reader Interactions

Comments

Благодарю за такие прекрасные советы! Как раз сейчас хочу запустить программу для чтения и собираю для неё материал! Мне кажется, что упражнения о которых вы рассказали будут очень интересны малышам!

Большое спасибо за статью! Дочка не очень любит читать, так что Ваши советы весьма кстати, обязательно попробую разные приемы. Еще раз благодарю!

Все родители стремятся развить в своем ребенке умение читать как можно раньше. Процесс чтения - это крайне важный навык, который необходим для полноценного обучения в школе. Это то умение, которое позволяет всем нам получать необходимую информацию об окружающем мире, различных явлениях и событиях.

Естественно, родители хотят сделать так, чтобы у их ребенка уже была какая-то начальная база перед поступлением в первый класс. В интернете можно встретить множество советов, многие из которых прямо противоположны друг другу: одни рекомендуют начать учить ребенка читать как можно раньше, а другие советуют не вмешиваться в этот процесс, полностью доверив его педагогам.

По этой причине очень важно знать, в каком возрасте учить ребенка читать, а также какие есть способы, позволяющие ему освоить данный навык, а также прочитать первые в его жизни слова.


Во сколько лет можно начинать учить чтению

Можно услышать разные мнения по поводу раннего обучения детей чтению. При том некоторые родители в этом вопросе доходят до абсурда, отдавая ребенка в студии раннего развития, где детей учат читать с первых лет жизни. Многие из них изучают популярные методики, занимаются с годовалым ребенком, показывая ему слова, записанные на карточках по методике Г. Домана, играют с ним в кубики Зайцева и т.д.

Сразу стоит отметить, что многие специалисты среди дипломированных психологов и логопедов высказываются против раннего обучения чтению. Дело в том, что с самого рождения ребенок начинает активно познавать окружающий его мир. Его развитие происходит поэтапно, поэтому дети младше 5 лет мыслят образами и картинками, т.е. им еще сложно воспринимать информацию в виде букв.


Вот еще несколько аргументов в пользу того, что младший возраст (до 5 лет) – это не самый удачный период для овладения навыком чтения:

  • Могут возникнуть проблемы со здоровьем, потому что ребенок в процессе обучения чтению испытывает сильное умственное напряжение. Нельзя забывать и о вреде для глаз ребенка, которые еще не приспособлены к длительному зрительному напряжению.
  • Если ребенок начала рано учиться читать, то ему зачастую трудно влиться в детский коллектив. Здесь речь не о том, что он более интеллектуально развит, чем его сверстники. Тут дело в другом – у него элементарно не развиты навыки общения, потому что, когда они должны были развиваться, мозг ребенка был занят другим (он учился читать).
  • Дети, которые научились читать слишком рано, зачастую не понимают смысла прочитанного. Кроме того, они могут говорить хуже сверстников, они неправильно изменяют слова, им сложно даются самостоятельные рассказы и т.д. Страдает и образное мышление, потому что при раннем обучении чтению больше всего развивается левое полушарие (отвечает за речь, анализ и логику), а правое, которое отвечает за эмоциональную сферу и воображение, отстает в своем развитии.

В связи с этим психологи не рекомендуют учить детей младше 5 лет чтению. Но это общая рекомендация, потому что всегда нужно исходить из реального развития ребенка: кто-то уже в 3-4 года спрашивает, какая эта буква и что написано на картинке, а у кого-то чтение не вызывает интереса и в 5-6 лет.


1. Читайте вместе. Вместе с ребёнком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой — любым носителем литературного текста. Учёные называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребёнок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.

2. Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребёнку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

3. Обсуждайте детали книги. Показывайте иллюстрации, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребёнок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

4. Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребёнку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

5. Помогите ребёнку отождествить себя с героями книжки. Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребёнка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.

6. Хвалите ребёнка во время чтения. Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.


7. Делитесь мнениями о книге. Если ребёнку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ёрзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Всё это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.

8. Читайте ребёнку о вещах, которые он любит. Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребёнка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.

9. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребёнок хорошо и всесторонне понял прочитанное.

10. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета. Подобные вопросы создают у ребёнка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки — идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Я до сих пор развлекаюсь этой игрой, когда смотрю фильмы.

11. Поддерживайте диалог. Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.

Как начать общение: «Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?«


13. Показывайте ребёнку мир за пределами его непосредственной «среды обитания«. Для меня, выросшего в сельской глубинке Мичигана, это стало жизненной необходимостью. Прежде чем я воочию увидел Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, все эти чудеса открылись мне на страницах книг. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.

14. Соотносите сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.

15. Побуждайте ребёнка пересказывать любимые истории. Я обожаю, когда Олив пересказывает мне свои любимые книжки за завтраком. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

Вы знали, что когда малышу регулярно читают вслух — не монотонно и скучно, для галочки, а разыгрывая сценки и задавая интересные вопросы по сюжету, — это помогает повысить IQ ребёнка? Автор книги изучил огромное количество исследований, собрал мнения специалистов по детскому развитию, систематизировал их и рассказал о своём опыте: как он сам читал своей дочке Олив и какие приёмы интерактивного чтения использовал, чтобы заинтересовать и воодушевить её. Его советы наверняка пригодятся многим родителям!

Как научить ребенка читать: советы родителям

Если вы учите ребенка читать, превратите это занятие в игру. Играйте с буквами, словами и звуками. Такие занятия помогут ребенку понять, как слова и звуки передаются на письме. Рассмотрим несколько советов, которые помогут ребенку не только научиться читать, но и полюбить это занятие. Используйте каждый совет на протяжении недели и найдите то, что подходит для вашего ребенка.

Разговаривайте с ребенком

Попросите ребенка рассказать о том, как он провел день в школе. Пусть он расскажет, что они проходили на уроках, какие задания он выполнял, в какие игры играл на переменах, что давали на завтрак в столовой и т. д.

Разучивайте с ребенком стихотворения, скороговорки и т. д.

Пойте с ребенком детские песенки, читайте книжки со стихотворениями, разучивайте скороговорки и повторяйте их. Все эти занятия помогают ребенку почувствовать, из каких звуков состоят слова.

Читайте и находите соответствия

Когда вы читаете вместе с ребенком книги, находите соответствия между прочитанным и тем, что происходит в жизни. Например, если вы читаете книгу о животных, свяжите прочитанное с вашим последним походом в зоопарк. Объясняйте ребенку значение слов на понятных ему примерах.

Используйте имя ребенка

Играйте с куклами

Рисуйте пальцем буквы

Предложите ребенку показать на букву, обвести пальцем ее по контуру и назвать звук, который она обозначает. Со временем можно усложнить задачу: предложите ребенку нарисовать букву пальцем на песке или карандашом на бумаге. Так ребенок начнет формировать навыки письма.

Записывайте буквы

Возьмите бумагу и карандаш, чтобы ребенок мог писать буквы. Вместе с ним напишите пару предложений о чем-то, что покажется интересным ребенку. Пусть ребенок использует при этом буквы и звуки, которые он изучает в школе.

Играйте в игры со звуками

Читайте ребенку книги как можно больше

Если ребенку нравится какая-то книга, читайте ему ее снова и снова. Во время чтения делайте паузы и спрашивайте ребенка о том, что происходит с героями.

Говорите о буквах и звуках


Чтение — один из необходимых навыков, без которого невозможно полноценно существовать в обществе. Как правильно учить ребёнка читать и с чего следует начать, рассказываем в этом материале.

В каком возрасте надо начинать учить ребёнка читать

Родителям часто кажется, что чем раньше малыш научится читать, тем лучше. Но стоит понимать, что главная цель — не научить малыша читать как можно скорее, а сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Ведь если ещё до школы учёба у ребёнка будет ассоциироваться с негативом, то пользы этот навык приносить не будет.

Научить читать — задача школы. Если он придёт в 1 класс и будет читать слишком хорошо, то учиться ему будет неинтересно, это может отбить мотивацию на все будущие годы обучения. Поэтому учить читать с 2 лет не нужно.

Как понять, что ребёнок готов к обучению

Перед тем, как начать учить ребёнка читать, следует понять, готов он к обучению или нет. Есть несколько признаков, по которым можно это определить:

  • Ребёнок понимает всё сказанное и говорит свободно.
  • У него развит фонематический слух — он умеет различать звуки на слух и легко понимает, где лук и дом, а где — люк и том.
  • У него нет логопедических проблем, и он произносит все звуки.
  • Он умеет различать направления: лево — право, верх — низ. Это важно при обучении чтению, чтобы он мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

Какие проблемы существуют при обучении детей

Существует определённый алгоритм изучения алфавита:

  1. Сначала запомнить буквы А, О, У, Ы, Э, Н, М, В, Ш, С, Л, Ф, З, Х.
  2. Так как они разные, их сложно перепутать. Эти гласные тянутся, с ними легче научиться читать открытый слог, а согласные обозначают твёрдость.
  3. Затем переходить к согласным Р, Ж, Ц, Д, К, Б, П, Г, Т. Их тоже легко отличить друг от друга. Учить их следует после того, как ребёнок освоит принцип чтения открытого слога.
  4. Ч, Щ читаются нетипично (ча, ща), поэтому проходить их следует после предыдущих.
  5. И проходите перед тем, как учиться читать мягкие согласные.
  6. Ь проходите после И.
  7. Потом беритесь за йотированные гласные: Е, Ё, Я, Ю.
  8. Потом — Ъ.
  9. Й следует учить последней, когда малыш уже научился читать слова с йотированными гласными, включающими в произношение Й.

Учить буквы удобно через карточки. На карточке напишите заглавные буквы, например: гласные — красным цветом, согласные — чёрным. На обороте укажите звуки, которые надо произносить. Следите за произношением и, если ребёнок забывает, как произносить звук, подсказывайте ему. Так он поймёт, какие звуки можно тянуть, а какие нет.

Как и когда научить ребёнка читать

Сначала возьмите 3–4 карточки и доведите их произношение до автоматизма. Важно, чтобы сначала малыш указывал на букву, не произнося её. Например, вы называете букву, а он показывает на соответствующую карточку. Наблюдайте за тем, как он справляется с задачей: если он указывает на правильные карточки без ошибок, можно переходить к следующему этапу — говорить вслух. Таким образом за неделю можно выучить все буквы и звуки.

Как и когда научить ребёнка читать

Главное в этом упражнении, чтобы ребёнок читал столбики много раз, доводя произношение до автоматизма. Важно не количество разных столбиков — можно взять даже 2–3 — а качество прочтения, чтобы произношение крепко фиксировалось в памяти.

Только после того, как малыш понял произношение слогов, можете переходить к следующему этапу — коротким словам. Также напишите в столбик слова (например: кот, пот, ток, бок) и попросите прочитать их. Главное, доводить каждый этап до автоматизма, чтобы он научился читать без запинок все слова целиком, не развивая слоговое чтение.

Помните, что чтение слогов — важный этап, его нужно хорошо закрепить. Это может занять много времени, но не нужно спешить и переходить на слова.

Чтобы малышу было проще и интереснее изучать слоги, попробуйте добавить в занятия несколько упражнений.

1. Восприятие слогов целиком.

Кладите буквы на расстоянии, пусть он читает их, переводя взгляд, а затем кладите вплотную. Заменяйте гласные, потом согласные — так будут появляться новые варианты.

Положите согласные и гласные вразброс. Спросите у ребёнка, какие буквосочетания он хочет прочитать. Пусть выбирает буквы сам. Он может переставлять их и класть рядом или водить указкой от одной буквы к другой.

Распечатайте слоги или напишите их на вертикальной поверхности — в дальнейшем это поможет с лёгкостью читать слова со школьной доски.

2. Соотнесение читаемого слога со слышимым.

Разрежьте азбуку. Называйте один слог и просите ребёнка сложить его из букв.

3. Чтение слогов про себя.

Попросите малыша прочитать слоги про себя, затем повторить их вслух. Можно также попросить его слегка шевелить губами при чтении, чтобы вы смогли угадать, что он прочёл. Иногда ошибайтесь, чтобы он вас поправлял.

Придавайте слогам смысл, будто словам. Читайте ребёнку предложения, в которых есть слова-слоги. Используйте звукоподражания и усечённые слова. Помещайте их в конец предложения, тогда прочитать их поможет смысловая догадка. Затем помещайте слоги в начало и середину предложения, чтобы ребёнок читал внимательнее.

Чтобы обучение было эффективным, ребёнку оно должно нравиться. Так как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игры, добавьте их в процесс обучения.

Примеры игр

  • Покажите ребёнку букву О и попросите найти её среди четырёх-пяти похожих: С, Ф, Э, Ю. Букву называть не надо, надо просто показать её. Можно выполнять задание на скорость.
  • То же самое делайте с буквами, отличающимися расположением частей в пространстве: Е и Ш, Э и С. Пишите их правильно и зеркально или вверх ногами. Попросите ребёнка показать правильные изображения.
  • Слегка заштрихуйте буквы и попросите малыша показать нужную, смотря на образец.
  • Нарисуйте несколько букв друг на друге и попросите ребёнка опознать, какие из них он видит на рисунке.
  • Научите малыша дорисовывать буквы: Г можно превратить в П, Н — в П. Сначала он изменяет букву, смотря на образец, потом по памяти.

При выполнении заданий называйте буквы сами, не требуйте этого от ребёнка. Пока он не запомнил буквы глазами, нет смыла соотносить их со звуками.

Какие методики обучения существуют

Существует много действенных методик, помогающих малышу освоить чтение. Рассмотрим самые популярные из них.

Как и когда научить ребёнка читать

Главная задача родителей — не гнаться за быстрым результатом, особенно на этапе чтения открытых слогов, а постепенно усложнять задачу: переходить к слогам только тогда, когда малыш идеально знает все звуки. Когда он поймёт, как произносятся слоги, берите короткие слова. А когда уже и они будут даваться ребёнку легко, переходите к чтению несложных предложений.

Данная методика помогает ребёнку освоить и буквы, и слоги, а также понять, в чём различие гласных и согласных, глухих и звонких звуков. Отличительная особенность методики — 52 кубика разных цветов и размеров, на каждом из которых изображены сочетания согласной и гласной буквы. На больших кубиках изображены твёрдые сочетания, на маленьких — мягкие. Вам необходимо самостоятельно пропевать эти сочетания, чтобы ребёнок лучше их запоминал. Так занятия будут проходить быстрее и эффективнее.

Как и когда научить ребёнка читать

Карточки Домана

Этот метод помогает ребёнку запоминать слова целиком: от простых (мама, папа) до сложных (арбуз, яблоко). Для начала покажите ребёнку первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Затем попросите повторить. Когда он освоит карточки, можно переходить к составлению словосочетаний. Плюс этой методики в том, что она не только помогает запоминать много слов, но и хорошо развивает память.

Как и когда научить ребёнка читать

Методика Марии Монтессори

Суть методики в том, что ребёнку необходимо сначала нарисовать букву и только потом произнести её. Вырежьте буквы и наклейте их на картонные таблички. Затем попросите ребёнка пальцем обвести их контур и назвать звук. После того как малыш выучит согласные и гласные звуки, можно переходить к словам и несложным фразам. Таким образом он не только научиться читать, но и будет развивать мелкую моторику и логику.

Как и когда научить ребёнка читать

Методика Ольги Соболевой

Данная методика рассчитана на детей 5–5,5 лет. В этом возрасте дети уже умеют удерживать внимание на строчке текста. Суть метода в том, чтобы малыш запоминал буквы с помощью стихотворений, рисунков или лепки. Важно учитывать, как вашему ребёнку легче воспринимать информацию: визуально, аудиально или кинестетически. Плюс в том, что вместе с обучением чтению у ребёнка развивается фантазия, память и внимание.

Как и когда научить ребёнка читать

В дошкольном возрасте самый эффективный способ обучения — игра, а не обычные занятия, на которых родитель выступает в роли строгого учителя. Любознательность ребёнка — ваш главный помощник в обучении. Превратив занятия в игры и сделав их постоянными, вы добьётесь нужного результата.

Читайте также: