Как сделать так чтобы работали оба полушария мозга

Обновлено: 04.07.2024

Как развить свои способности и повысить эффективность мышления? Как соединить логику и творческое начало? Клинический психолог Майкл Кэндл напоминает о простой и весьма эффективной практике, которая способна в лучшую сторону изменить работу мозга.

Работа двух полушарий

Левое полушарие мыслит рационально, логически, аналитически и линейно — подобно тому, как обрабатывает данные компьютер. А вот правое полушарие действует творчески, интуитивно, эмоционально и сенсорно, то есть иррационально. У обоих полушарий есть уникальные преимущества и ограничения.

Такова теория. Но как заставить левое и правое полушария работать вместе, в партнерстве? За более чем 30 лет работы клиническим психологом Кэндл обнаружил, что лучший способ — двуручное письмо. Эту эффективную методику он использует в своей практике 29 лет, наблюдая ее результаты.

Практика двуручного письма

Многим идея может показаться странной, но практика на самом деле столь же эффективна, сколь и проста. Вспомним о Леонардо да Винчи: он был и гениальным художником (правое полушарие), и талантливым инженером (левое). Будучи амбидекстером, то есть пользуясь почти наравне обеими руками, да Винчи активно работал обоими полушариями. При письме и живописи он чередовал правую и левую руки.

В дополнение к развитию способности думать, создавать и принимать более эффективные решения, двуручное письмо также полезно для управления эмоциями и заживления внутренних ран. Это самый эффективный инструмент, обнаруженный Кэндлом в работе с такими проблемами, и результаты подтверждаются клиентским опытом.

Узнать об этом больше

Для того чтобы сделать свой ум острее, не нужно быть да Винчи, считает Майкл Кэндл.


3. Мэрили Зденек. Развитие правого полушария: Серия: Живите с умом / Мэрили Зденек. – Минск: Попурри, 2004. – 352 с.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

6. Супрун Л.И. Геометрическое моделирование в начертательной геометрии: учебное пособие / Л.И. Супрун, Е.Г. Супрун; Сиб. федер. ун-т, Ин-т архитектуры и дизайна. – Красноярск: СФУ, 2011. – 254 с.

Логическое мышление включает в себя умение разбить проблему на простейшие этапы и решать её пошагово путём выстраивания логических цепочек перехода от одного этапа к другому. Такое мышление можно назвать аналитическим, так как оно требует анализа ситуации, без которого нельзя выполнить поэтапную разбивку. При решении проблемы чаще всего используются известные разработки. Логическое мышление является абстрактным.

- студенты неудачно выступают на олимпиаде по начертательной геометрии, однако становятся победителями творческих конкурсов по архитектуре и рисунку, и наоборот, победители олимпиад либо не участвуют в конкурсах, либо не добиваются в них успеха;

- у большинства студентов затруднение вызывают позиционные задачи на пересечение прямой линии с плоскостью и пересечение двух плоскостей, но они с лёгкостью решают задачи на построение аксонометрии и перспективы;

- выполнять задание по проекционному черчению одни школьники начинают с построения проекций, другие – с аксонометрии.

Целью настоящего исследования является выяснение причины, казалось бы, противоречивых фактов и разработка возможных путей увеличения результативности образования на примере графических дисциплин.

Методы исследования – анализ процесса выполнения графических работ по начертательной геометрии и черчению.

Таким образом, за логическое мышление отвечает левое полушарие, за творческое – правое полушарие головного мозга. Людей, обладающих равномерно развитыми полушариями головного мозга, очень мало [4]. У большинства из них доминирующим является одно из полушарий. Оно и определяет способности и возможности человека.

Теперь попробуем разобраться в приведённых ранее наблюдениях.

Объяснение материала преподаватель, как правило, сопровождает пространственными рисунками. Поэтому каждый шаг построения на ортогональном чертеже студенту понятен. Задание на самостоятельную работу дано в ортогональных проекциях. Студентам с правополушарным мышлением сложно представить в целом конечный результат. Отсюда и возникают трудности в выполнении задания. По той же причине таким студентам легче решать задачи с объёмным изображением (перспективой или аксонометрией), чем с абстрактным (пересечение прямой линии с плоскостью).

В олимпиаде принимают участие обычно сильные студенты. Но успеха добиваются только левополушарные студенты. Для решения олимпиадных задач требуется логическое мышление с умением анализировать ситуацию. Для творческого конкурса нужна фантазия. Здесь успех сопутствует правополушарным студентам.

Выполняя задание по проекционному черчению, одни школьники разбивают деталь на простейшие геометрические тела и без труда строят третью проекцию. У них работает логическое мышление. Значит, доминирующим является левое полушарие. Школьники с доминирующим правым полушарием затрудняются в построении третьей проекции. Поэтому они сначала строят наглядное изображение детали в аксонометрии, затем, глядя на неё, выполняют ортогональную проекцию.

Теперь становится понятным, почему студенты, блестяще справившиеся с заданием, затрудняются дать теоретические обоснования своим построениям. Ведь речь контролирует левое полушарие. А у этих студентов доминирует правое полушарие.

Поделимся собственным опытом. Изучение теоретического материала по начертательной геометрии обязательно сопровождается выполнением практических заданий. На закрепление одной и той же темы студентам можно предложить разноплановые задачи, предварительно объяснив, в чём их различие и какая цель при этом преследуется.

Эксперимент проводился в двух формах. Первый раз студентам предложили выполнить одно из двух заданий на выбор. В результате 16 % выбрали плоскую фигуру, остальные предпочтение отдали архитектурной оболочке. Во второй раз оба задания сделали обязательными, но ограничили время их выполнения. После установленного срока дорабатывать можно было одно из этих заданий. В результате 20 % выполнили оба задания, 3 % продолжили работу над плоской фигурой, остальные заканчивали архитектурную оболочку. Таким образом, мы выяснили, что большинство наших студентов обладают творческим мышлением. Поэтому необходимо обратить внимание на левое полушарие, отвечающее за логическое мышление.

Могут использоваться концентрические и эксцентрические сферы.

Метод концентрических сфер применяется, когда:

- заданы две поверхности вращения,

- оси поверхностей пересекаются,

- плоскость осей параллельна одной из плоскостей проекций [6, с. 70].

Рассмотрим конструктивную задачу.

Задача 1. Через точку А провести прямые под углом 45 ° к π1 и 30 ° к π2.

Через точку можно провести много прямых линий под заданным углом к плоскости. Все они будут лежать на конической поверхности.

Геометрическим множеством всех прямых, проходящих через точку А под углом 45 ° к π1, является прямой круговой конус с вершиной в точке А, осью i ^ π1 и углом при основании 45 ° (рис. 1, а).

supr1.tif

Рис. 1. Задача 1: в ортогональных проекциях а) конус с осью i ^π1 , б) конус с осью j ^π2 , в) решение задачи

Геометрическим множеством всех прямых, проходящих через точку А под углом 30 ° к π2, является прямой круговой конус с вершиной в точке А, осью j ^ π2 и углом при основании 30 ° (рис. 1, б).

Прямые линии, удовлетворяющие всем условиям, должны принадлежать линии пересечения этих конусов.

Имеем две поверхности вращения, оси которых пересекаются: i ∩ j = А и лежат в плоскости, параллельной π3. Есть все условия для применения концентрических сфер. Поскольку конусы имеют общую вершину (точку А), то они пересекаются по образующим. Поэтому достаточно воспользоваться только одной вспомогательной сферой, что и показано на рис. 1, в.

Поскольку основания конусов в решении задачи не используются, то каждый конус на эпюре задан только одной проекцией. Вспомогательная сфера проведена из центра А в двух проекциях.

Если при решении задачи методом концентрических сфер окажется, что сфера минимального радиуса касается одновременно каждой заданной поверхности, то применяется теорема Монжа [6, с. 74].

Если две поверхности вращения описаны около третьей поверхности вращения или вписаны в неё, то линия их пересечения распадается на две кривые второго порядка, плоскости которых проходят через точки касания.

Задача 2. Даны две пересекающиеся фронтали f и f'. Провести прямые, удалённые от фронтали f на расстоянии 40 мм и пересекающие фронталь f' под углом 30 ° (рис. 2, а).

Прямые линии, удалённые от фронтали f на 40 мм, должны быть либо образующими прямого кругового цилиндра с осью f, либо прямыми, касающимися этого цилиндра.

Прямые линии, пересекающие фронталь f' под углом 30 °, должны быть образующими прямого кругового конуса с осью f' и углом при вершине 30 °.

Таким образом, мы имеем две поверхности вращения, их оси пересекаются и лежат в плоскости, параллельной π1. Значит, для решения можно использовать концентрические сферы, проводимые в плоскости π1. О1 – центр сфер.

Искомые прямые линии должны быть образующими конуса, касающимися цилиндра. Это возможно в том случае, когда конус и цилиндр описаны около одной сферы. Поскольку диаметр цилиндра 40 мм, то и диаметр вписанной в него сферы тоже 40 мм. В данном случае имеет место теорема Монжа и для решения задачи понадобится только одна сфера.

Построение в ортогональных проекциях приведено на рис. 2, б.

В плоскости π1 из О1 проводим очерк сферы диаметром 40 мм. Параллельно f1 проводим очерковые образующие цилиндра. Под углом 30 ° к f' проводим очерковые образующие конуса так, чтобы они касались очерка сферы. При пересечении их с f1' отмечаем вершину конуса S1. По линии связи переносим её на f2'.

Соединив точки касания очерка сферы с очерковыми образующими цилиндра и конуса, получим проекции линий касания сферы с каждой из этих поверхностей. Точка А1 их пересечения будет фронтальной проекцией точки касания образующих цилиндра и конуса. Её горизонтальные проекции найдём через сферу. Прямые l (l1, l2) и l'(l1', l2' ) будут искомыми.

supr2.tif

Рис. 2. Задача 2: а) условие, б) решение в ортогональных проекциях

Метод эксцентрических сфер применяется, когда:

- заданы две криволинейные поверхности, из которых хотя бы одна является поверхностью вращения, а другая может пересекаться плоскостями по семейству окружностей;

- обе поверхности имеют общую плоскость симметрии;

- плоскость симметрии параллельна одной из плоскостей проекций [6, с. 74].

Задача 3. Задан конус вращения, осью которого является фронталь f, и горизонтально расположенная окружность. Центр О окружности находится в одной плоскости с фронталью f. Определить точки пересечения окружности с поверхностью конуса, не прибегая к построению лекальных кривых (рис. 3, а).

supr3.tif

Рис. 3. Задача 3: а) условие, б) решение в ортогональных проекциях

Заданы две фигуры: поверхность вращения (конус) и горизонтально расположенная окружность. Поскольку центр О окружности находится в одной плоскости с осью f конуса, то обе фигуры имеют общую плоскость симметрии Σ. А так как f – фронталь, то Σ ?π1. Таким образом, имеются все условия для применения метода эксцентрических сфер. Здесь вместо второй поверхности задана одна окружность. Задачу можем решить при помощи сферы (рис. 3, б). Её центр K1 находится в точке пересечения срединного перпендикуляра, проведённого из центра проекции окружности, с осью конуса. Проведённая сфера соосна с конусом. Она пересекает его по окружностям, проекции которых проходят через точки пересечения очерков. На пересечении построенных линий с заданной окружностью получаются проекции А1 и В1 искомых точек.

мозг, ребенок, развитие

Вспомним о сферах специализации левого и правого полушарий головного мозга.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.Контролирует движения левой половины тела. Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЕ 1: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.

УПРАЖНЕНИЕ 4: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

АССИМЕТРИЧНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА

Упражнение 1. Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся — ускоряем темп.

Упражнение 2. Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.

Упражнение 6. На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Упражнение 7. Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Упражнение 9. Пазлы. На одной руке выставляем два пальца — указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Упражнение 10. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача — делать упражнение одновременно двумя руками.

Мозг, как грецкий орех или земной шар, состоит из двух полушарий, однако о том, какую функцию выполняет каждое из них, известно далеко не многим. Выясним раз и навсегда, за что отвечают правое и левое полушарие и как добиться от них слаженной работы.

Как развить левое полушарие мозга: упражнения для развития левого полушария мозга для взрослых и детей

За что отвечает левое полушарие мозга

Считается, что правое полушарие отвечает за левую часть тела, а также за ориентацию в пространстве, творчество, образное мышление, выражение и считывание эмоций, понимание метафор и иронии, фантазию и интуицию. Левое, в свою очередь, отвечает за правую половину тела, а ещё за ряд способностей:

  • мыслить логически;
  • анализировать информацию;
  • изучать языки;
  • читать и писать;
  • говорить;
  • распознавать буквальный смысл слов;
  • распознавать числа и символы;
  • считать и решать математические задачи;
  • запоминать точную информацию: числа, даты, имена, факты.

Поскольку левое полушарие отвечает за правую часть тела, а подавляющее большинство людей — правши, существует мнение, что левое полушарие у них и так достаточно развито. Однако факты говорят об обратном. Согласно примерным подсчётам, левое полушарие доминирует только у 30% населения. У большинства влияние полушарий всё же оказывается смешанным.

Существуют разнообразные тесты, позволяющие определить доминирующее полушарие, однако прибегать к ним совершенно необязательно. Правополушарные люди имеют свои особенности. Так, если вы тяготеете к гуманитарным наукам, обладаете богатым воображением, но при этом довольно рассеяны, не в ладах с тайм-менеджментом и регулярно наводите бардак, то ваше доминирующее полушарие — правое. Значит, над развитием левого стоит обязательно поработать.

Как развивать левое полушарие мозга

Развитие левого полушария решает проблему рассеянного внимания, помогает концентрироваться, запоминать и ясно выражать свои мысли. Развитие правого полушария добавит вашим решениям креативности, позволит задействовать интуицию и научит ориентироваться в пространстве.

Как развить левое полушарие мозга: упражнения для развития левого полушария мозга для взрослых и детей

Какие упражнения помогут добиться результатов? Поскольку основная специфика левого полушария — логическое мышление, обобщение и анализ, то и упражнения, направленные на его формирование, будут включать в себя всевозможные логические задачи. Работу правого полушария можно улучшить с помощью более абстрактных и творческих упражнений — визуализации (представления образов), сочинения историй, рисования или письма левой рукой. Кроме того, стоит уделить внимание развитию межполушарных связей — именно они позволяют половинкам мозга действовать слаженно и эффективно.

Упражнения для взрослых

Нейрогимнастика

Тренируйте мозг с помощью тела. К нейрогимнастике относят разминку для рук и пальцев. Она благотворно влияет на память и внимание и помогает скоординировать работу мозга, синхронизируя деятельность обеих его половин.

Существуют и отдельныеa упражнения для развития памяти. Тоже возьмите их себе на заметку.

Устный счёт

Решение математических примеров, задач, а также другие манипуляции с цифрами улучшают работу левого полушария и помогают развить концентрацию внимания.

Логические задачи

Изучение теории множеств и кругов Эйлера помогает последовательно и логично мыслить, а также принимать взвешенные решения. Для тренировки попробуйте изобразить с помощью кругов Эйлера связь между следующими множествами: спортсмены, футболисты, китайцы.

Научитесь структурировать и запоминать прочитанное с помощью интеллект-карт. Это приучает мозг иначе воспринимать информацию, структурировать её сразу, в момент восприятия, и несколько меняет мышление.

Привычные действия непривычной рукой

Попробуйте, например, чистить зубы или пользоваться смартфоном нерабочей рукой (левой, если вы правша, и наоборот). Это задействует правое полушарие, помогая развить нестандартное мышление.

Кроме того, полезно будет играть в шахматы и изучать иностранные языки.

Упражнения для детей

Упражнения для детей отличаются от тренировок для взрослых в основном уровнем сложности.

Пальцевая гимнастика

Научите ребёнка одной рукой рукой держаться за нос, а другой — за противоположное ухо и менять руки местами по хлопку.

Устный счёт

Подготовьте как можно больше простых примеров в одно действие: на сложение, умножение, вычитание и деление. Пусть ребёнок тренируется считать на скорость. Это поможет ему стать внимательнее и думать быстрее.

Решение головоломок

Как развить левое полушарие мозга: упражнения для развития левого полушария мозга для взрослых и детей

Энциклопедия

Для развития межполушарных связей предложите детям рисовать одну картинку двумя руками сразу. И весело, и полезно!

Развитие мозга

Чтобы развить способность мыслить логически, научиться концентрировать внимание, лучше понимать причинно-следственные связи и хорошо запоминать, обязательно развивайте левое полушарие с помощью специальных упражнений. Считайте, решайте логические задачки и головоломки, разгадывайте детективные истории и делайте нейрогимнастику. Всё это улучшит работу левого полушария.


И это действительно так. Только представьте, что у вас в голове находится сложнейшая нейронная сеть, которая составляет 2,8 миллионов километров. Этого достаточно, чтобы 7 раз слетать на Луну или 68 раз облететь вокруг Земли.

Сегодня мы хотим попробовать разобраться, за что отвечают левое и правое полушария и почему их надо тренировать?

Вспомним школьные уроки биологии

Подробнее разберемся, за что отвечает левое полушарие:

  • Логическое мышление;
  • Анализ всех фактов;
  • Языковые способности;
  • Контроль речи;
  • Способности к чтению и письму;
  • Запоминание фактов, дат, имен и написание последних;
  • Понимание только буквального смысла слов;
  • Обработка информации последовательно, по этапам;
  • Распознавание чисел и символов;
  • Решение математических задач;
  • Контроль за движениями правой половины тела.

Такие люди любят организованность и порядок, они всегда стараются соблюдать все сроки и графики. Легко воспринимают информацию на слух. Руководствуются в своих действиях здравым смыслом, а не порывами души. Недосказанности и абстракции им чужды, во главе угла ставят форму и смысл. Они очень активны и без труда смогут прогнозировать свое будущее. В определенных ситуациях проявляют изобретательность и рассудительность. А также, им присущи оптимизм и бодрость.

Татьяна Черниговская утверждает: ”Доминирование левого полушария стимулирует: стремление к надежному, известному, проверенному; желание избежать нового; замкнутость; скованность; жесткость; упрямство; буквальность”.

Считается, что к левополушарным, относятся ученые, архитекторы, инженеры, программисты, конструкторы, программисты. Кстати, людей с доминирующим левым полушарием – всего 30 процентов.

Как развивать левое полушарие

Давно известно, что физические нагрузки тесно связаны с работой мозга. Если вы поставили перед собой цель развить левое полушарие, постарайтесь максимально задействовать сторону тела, которую контролирует это полушарие. Например, работайте правой частью тела: жонглируйте только правой рукой и прыгайте только на правой ноге.

Решайте математические задачи,начиная от простого к сложному. Разгадывайте кроссворды, собирайте пазлы, головоломки. Разгадывайте задачи на логику.

За что отвечает правое полушарие:

Эти люди крайне эмоциональны, способны к сочувствию, состраданию. Близко переживают неудачи. Настроение у них часто неустойчивое: склонны к беспричинному оптимизму и депрессии. Делят все на хорошее и плохое, белое и черное, часто не способны к компромиссам. Эмоции у них берут вверх над разумом.

Татьяна Черниговская: ”Доминирование правого полушария стимулирует: принятие неопределенного; желание исследовать новое; открытость; непринужденность; гибкость; уступчивость” .

Считается, что к правополушарным, относятся художники, скульпторы, поэты, певцы, артисты, в конечном счете, все романтики.

Как развивать правое полушарие.

Также прибегайте к физическим нагрузкам. Для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела. Например, вы можете рисовать левой рукой, прыгать на левой ноге, жонглировать только левой рукой. Для развития воображения посещайте художественные выставки. Пробуйте заниматься разными видами искусств. Музицируйте, пишите картины, сочиняйте и заучивайте стихи, много читайте. Чтение великолепно стимулирует человеческий мозг и развивает фантазию.

Таким образом, не зацикливайтесь на развитии только одного полушария, старайтесь тренировать оба, потому что так или иначе при решении задач и других мыслительных процессах и правое, и левое полушария работают сообща.

Читайте также: