Как сделать сюжет для комикса

Обновлено: 07.07.2024

Рассказы в картинках бывают разные: по теме, стилистике, сюжету и т.д., но объединяет их одно - для того, чтобы их рисовать нужны основы изобразительной грамоты. И тут, как и в любом другом виде рисования нет “волшебной таблетки”, нет заклинания или универсальной поэтапной схемы как рисовать человека, животное, дерево и прочее.

Как минимум, это обосновано стилизацией, используемой художником для усиленного звучания художественного образа.
Любой образ, персонаж, сюжет разрабатывается художником комикса индивидуально, специально, в зависимости от конкретной ситуации. Посудите сами - комиксы в стиле марвел выглядят одним образом, графические истории об Индиане Джонсе - другим, Тин-Тин и вообще претерпел целый ряд интерпретаций и трансформаций за время своего существования, а современные графические романы и абсолютно разные, по изобразительному языку.
Давайте разбираться по порядку.

1). Художники рисующие комиксы - отличные рисовальщики. А значит, они не просто взяли лист бумаги или графический планшет и создали шедевр на ровном месте, а серьёзно, основательно обучались рисунку, живописи и композиции. Именно хорошая академическая (реалистическая) школа рисования лежит в основе их работ. Перспективные сокращения форм, тщательно выстроенные сложные ракурсы, отличное знание пластической анатомии человека и животных (не выученное по книгам, а освоенное в результате изобразительной практики), знание цветовых гармоний, контрастов (комфортных для человеческого глаза), психологии цвета, особенностей изменения цвета в зависимости от качества освещения, гармоничная структура “кадра”, равновесие форм и объёмов в формате и прочее, прочее - всё это так характерно для искусства комикса и берёт начало в традиционных базовых принципах рисования.

Без освоения их не обойтись ни одному художнику, даже крупные аниме художники, ограниченные канонами жанра, это признают. Поэтому, если ваша мечта - рисовать комиксы, начинайте с базы - построения формы в пространстве (от простого к сложному), изучения цвета в теории и на практике, ну и основ композиции, разумеется.

2). Без стилизации не обойтись. Стилизация - это ни в коем случае не деформация и не упрощение изображения, это скорее интерпретация задуманного художником, усиление характерных особенностей и черт ради большей выразительности образа. Именно стилизация даёт характерную массивность нарисованным мускулам супергероев, трансформирует до гротеска человеческие фигуры, обостряет динамику поз и ракурсов в рисунках. Это не просто приём в отдельно взятой картинке.

Способов стилизации бесчисленное множество, каждый художник находит именно свой, пробует, преобразует реальные объекты и предметы до нужной степени. За счёт точной стилизации можно выразить эмоции, передать характер, эпоху, приписать герою определённые черты, сформировать отношение зрителя/читателя к герою или сюжету и прочее. Искусству стилизации тоже следует уделить время и силы, если вы готовы всерьёз заниматься комиксами. Этому учат на курсах иллюстрации и композиции, по книгам не разобраться. Это уже раздел профессиональных знаний художника, который осваивается при непосредственном взаимодействии ученика и педагога.

3). Умение рисовать из головы не так важно, как грамотное использование референсов и натуры. Многие считают, что создатели комиксов просто имеют хорошую фантазию. Это не совсем так. Рисование по воображению - всего лишь один из видов рисования, основывающийся на всех предыдущих. Базой тут является рисование с натуры. Многократно нарисовав модель в разных поворотах, ракурсах, стилизации, художник формирует насмотренность и мастерство, без которых что-то нарисовать другим способом маловероятно. После (а лучше вместе с ним) блока рисования с натуры, можно подключать рисование по памяти - отрисовывать уже знакомые формы и объекты, восстанавливая их в памяти.

Это помогает в занятиях рисованием закрепить уже изученное и повторить то, что было не полностью проработано. И уже после этих упражнений можно пробовать рисовать по представлению и воображению - только так ваши рисунки будут основываться на базовых, изученных способах изображения действительности и станут выглядеть реалистично, полноценно, грамотно, интересно.
Художники комиксисты тоже не полагаются только лишь на собственную фантазию, даже если получили серьёзную академическую подготовку по рисованию, они часто прибегают к помощи референсов и живой модели в своей работе, это нормально, комбинированный метод рисования - наиболее удачный при создании сложных сюжетов и оригинальных авторских мотивов.

Здесь, в первую очередь, есть внушительная подборка уроков рисования, охватывающая все темы от набросков до раскраски.

К вашим услугам галерея, куда можно публиковать свои рисунки, и где всегда можно получить на них взвешенную критику, и форум, где можно спросить мнение коллег по любому вопросу.

Наши друзья


Прологчик
Что ж, поговорим мы сейчас не совсем прямо о манге или рисовании в этом стиле, а именно о том, с чем так связан это вид искусства о комиксах. Рисовать различных персонажей интересно, придумывать своих еще интереснее, а вот составлять с ними комикс
Ведь в обычном рисунке ваш герой окружен какой-то одной статичной обстановкой, мы смотрим на него и только по внешнему виду можем определить его характер, чего он хочет и о чем мечтает. Намного приятнее не просто набросать линии и раскрасить поудачнее, а вложить в результат душу, сделать его таким, каким, может быть, хочется стать самому. В комиксах вы можете развернуться во всю мощь — придумывайте ему невероятные приключения, покажите, как он реагирует на окружающих, покажите его душу. И поверьте, результат вас не разочарует.
Ведь комикс — это возможность раскрыть себя: мечтаете жить в футуристическом мире? Пожалуйста, закидывайте туда своего героя и живите вместе с ним! Скучаете по звону мечей и свисту стрел, ярким погоням и страстным чувствам? Перед вами огромный мир вашей фантазии! Берите лучшее от других, выдумывайте сами и лепите, лепите свой, оригинальный и неподражаемый характер.

Герой, героиня и еще десять негритят
Герой может быть один, в зависимости от того, парень он или девушка, зависит и его отношение к миру (что естественно), зависит сюжет, по которому пойдет наш герой, враги, с которыми он столкнется и естественно друзья — может даже, что он влюбится в одного из них? Я не буду говорить вам, какие качества надо вкладывать в персонажа, здесь все совершенно индивидуально и выбор предоставляется огромный. Вам и только вам решать, каким он будет, ваш герой: злым и нелюдимым, но совершающим добрые поступки, добрым и бесшабашным и поэтому попадающим в разные переделки, а может глубоко чувственным и не готовым к тяготам, но продолжающим бороться и в этой борьбе обретающим себя. Главное, это постараться дать ему индивидуальные черты, которые будут выделять его по ходу произведения. Это может быть что угодно: тип лица, одежда, манера говорить или махать мечом, происхождение, взгляд на жизнь что угодно.
Но герою может наскучить воевать со злом (или творить его), в гордом одиночестве, и тогда к нему на помощь приходят друзья, при этом лучше, чтобы они были как можно более разнообразными. Пусть один будет колдуном, а второй отчаянным берсерком, третий может вовсе ничего не делать, но вносить сумятицу и все путать. Что приятнее в команде, так это отношения между ее членами: здесь просто бездонный океан для смешных моментов и трагических минут. При этом постарайтесь раскрыть каждого из них настолько, что бы читатель привык к нему, иначе он просто будет проходным персонажем, смысл существования которого так и не понят.


Пла-а-хой дядя (тетя)
Теперь мы дошли еще до одного важного момента. Обычно зло представляется чем-то одним (Главарь, Босс и т.д.), и пока герои пытаются его найти, у них на дороге перемалываются тонны сподручных. Придумайте, почему главному герою так надо добраться до злодея, а может ему надо наоборот не добраться, а выждать какого то момента под натиском сил зла. Вариант выбора главного злодея широк, и что именно выбрать, я не смогу Вам сказать, злодея может и не быть вовсе. Ваши комиксы могут являться абсолютно не связанными друг с другом по сюжету историями, и в каждом свой новый враг. Принципы построения здесь те же, что и у главного Героя (индивидуальные черты, немного истории), если есть постоянный Злодей, то причину его появления лучше выдавать постепенно, маленькими кусочками (так интереснее). И победа над главным Врагом вовсе не означает конец повествования (а может у него есть брат, или сестра, или там ребятишек вагон, жена и теща ), выдумывайте дальше, и если вам удалось создать персонажей, которых вы полюбили, вы достигли очень многого.

создание комиксов за 14 шагов

Научитесь постепенно, начав с написания сценария, рисовать полноценный комикс с помощью программы Clip Studio Paint. Должен признаться, для меня обдумывание всевозможных поворотов сюжета будущего комикса – самая любимая часть его разработки. О других частях этой работы и о том, как помогает мне в ней Clip Studio Paint, я расскажу в этой статье-уроке.

Я хочу познакомить читателя с моей техникой работы и рассказать о том долгом пути, который начинается для меня с первых эскизов и знакомства со сценарием комикса (а также обо всех ошибках, которые я совершаю на этом пути).

Я работаю на Wacom Cintiq Companion 2, создаю заготовки, а для работы над окончательным вариантом использую 27-дюймовый Cintiq, подключенный к 21-дюймовому iMac с 4 ГБ оперативной памяти.
Каждая страница комикса всегда требует долгой и кропотливой работы, но впоследствии вложенные усилия оправдывают себя, поэтому всегда заставляйте себя трудиться. Однако при этом постарайтесь сделать так, чтобы работа над комиксом приносила вам радость.

Для того, чтобы последовать изложенным ниже советам, нужно загрузить набор пользовательских кистей.

Итак, друзья, этот урок будет посвящен такой важной теме как — правила построения комиксов. Может, у вас есть уже несколько персонажей, которых вы свободно рисуете. Возможно, вам удалось придумать своих собственных героев. Теперь самое время сделать их участниками комиксов. Далее я изложу основные правила, которые помогут создавать действительно хорошие, интересные повествования в картинках. Изобретательные художники-карикатуристы на каждом шагу нарушают правила построения комиксов. Но всё равно эти правила необходимо знать — хотя бы для того, чтобы игнорировать их избирательно.

Правила построения комиксов
Правила построения комиксов

Что не так на этом рисунке?

Большинство комиксов компонуется из трёх или четырех связанных между собой панелей, но вовсе не нужно начинать именно с такой схемы. Осваивайте основы, работая с одной панелью. Когда обретёте уверенность, попробуйте выстраивать одна за другой три панели, получая связный рассказ, а в месте с ним и полноценный комикс!

Что не так на этом рисунке?

Поскольку этот тип сдвинут слишком вправо.он получился зажатый границами панели. Ему буквально нечем дышать, и чувствует он себя не уютно.

Что не так на этом рисунке?

Уже лучше … но скучновато. Всё что располагается по центру, выглядит как-то пресно и вяло.

Оптимально

Эврика! Теперь есть достаточно места не только для персонажа, но и для диалогового шара (или овала). Поскольку люди читают слева направо, персонаж, помещённые в левой части панели, направит их взгляд на остальные фрагменты.

Располоаем персонажа в анфас

Теперь посмотрите, что мы получим, расположив вашего персонажа в анфас. В таком положении он больше не будет направлять взгляд читателя слева направо, поэтому может находиться и в левой и в правой части панели — это уже не имеет особого значения.

Располоаем персонажа в анфас

Но он не должен, всё-таки находиться посередине: такое размещение не оставляет место для диалогового овала.

Располоаем персонажа в анфас

Всё нормально, но помните, что такое расположение не годиться только для случаев, когда персонаж повернут строго в анфас.

Линия горизонта

Линия горизонта

Забавно, что одна линия может создавать перспективу всей сцены, но именно эту функцию выполняет линия горизонта. Линия горизонта — это буквально граница земли. Фактически она определяет положение и неба, потому что всё, что находится выше линии горизонта, воспринимается как небо. Конечно, если вы добавите горы и здания, такая простая непосредственная связь земли и неба будет нарушена.

Линия горизонта

Горизонт слишком низко. Персонаж словно идет по натянутому канату.

Горизонт слишком высоко

Горизонт слишком высоко, такая завышенная линия горизонта создает иллюзию, что фон надвигается на нас, а рисунок при этом выглядит плоским.

Вот наиболее приемлемая формула

Вот наиболее приемлемая формула: две трети отданы небу и одна треть- земле.

Кадры

Практически все мы подвержены влиянию кино и телевидения, и создатели комиксов не являются исключением. Раньше в каждой панели персонаж фигурировал полностью — от головы до пят, но сейчас всё изменилось. Если по сюжету очень важно выражение лица персонажа, у вас может возникнуть желание показать лишь его лицо. Это крупный план. С другой стороны, если ключевым моментом для панели является движение персонажа, можно показать целиком его тело — общий или дальний план. А если, например, интересен персонаж, а не его ноги, можно выбрать средний план. Средний план хорош для смены темпа повествования, и он часто служит мостиком между общим и крупным планами. Резкий переход от общего плана к крупному может привести к зрительному диссонансу.

Кадры

Дальний (или общий) план: показывается все тело.

Средний план: от талии или груди и выше.

Средний план: от талии или груди и выше.

Крупный план: в кадре одна голова.

Специальные кадры

Специальные кадры служат, согласно их названию, для передачи специальных эффектов. Ими не следует злоупотреблять, но и бояться их тоже не нужно — иногда такие кадры действительно забавны.

Очень крупный план

.

Очень крупный план.
Такой кадр способен разбудить сонного читателя. Здесь вы сталкиваете своего персонажа нос к носу с читателем.

Детальный кадр

Детальный кадр.
Крупный план того, о чём шла речь в предыдущей панели. Если объект, в данном случае кость, важен для восприятия шутки, можно показать только его, и читатель про это уже не забудет.

Очень дальний план

Очень дальний план.
Ещё один способ изменить темп повествования. На таком кадре уместна высоко расположенная линия горизонта.

Силуэт

Силуэты являются отличным способом внесения изменений в зрительный ряд, когда на каком-то этапе не требуется детального изображения действия. Для силуэтов обычно отводятся средние панели: если вы поместите силуэты на первой панели, у читателя не будет возможности разглядеть лица героев, и он может потерять к ним интерес.
При использовании силуэтов в финале читатель может не уловить кульминацию шутки и реакцию на неё других персонажей. Наиболее эффектны силуэты в кадрах очень дальнего плана.

Силуэт

Линия горизонта (опять!)

Линии горизонта могут использоваться в кадрах самого разного плана (за исключением очень крупного, где лицо занимает всё пространство). Обратите внимание, как линия горизонта придаёт глубину этому кадру крупного плана с персонажем в каске.

Линия горизонта (опять!)

Два персонажа в пределах одной панели

Когда вы вводите в пределы той же панели второй персонаж, результат может быть как положительным, так и отрицательным. Избежать хаоса на рисунке вам поможет одно слово — взаимодействие. Помещая двух персонажей на одну панель, вам нужно показать, как они физически взаимосвязаны. Это не означает, что персонажи должны соприкасаться — они вполне могут игнорировать друг друга, но что бы ни происходило на рисунке, оба субъекта должны быть вовлечены в общее действие.

Два персонажа в пределах одной панели

Кадры общего плана с двумя персонажами

Кадры общего плана с двумя персонажами
Кадры общего плана с двумя персонажами

Кадры общего плана с двумя персонажами
Кадры общего плана с двумя персонажами

Кадры среднего плана с двумя персонажами

Кадры среднего плана с двумя персонажами
Кадры среднего плана с двумя персонажами

Вид сзади

Вид сзади
Вид сзади

Обратите внимание, что границы панелей на этой странице нарисованы от руки. Хотя в большинстве комиксов границы проводятся под линейку, вы вправе экспериментировать, выбирая наиболее приемлемый для данной ситуации стиль.

Правильное сочетание белого и чёрного

Правильное сочетание белого и чёрного


Ещё один способ усиления зрительной привлекательности состоит в добавлении зачернённой области прямо в середине панели.

добавлении зачернённой области прямо в середине панели

Диалоговые шары

Самый популярный диалоговый шар

Обрезанный шар

Диалоговые шары

Диалоговые шары
Диалоговые шары

Диалоговые шары

Диалоговые шары
Диалоговые шары

Советы

Совет 1

Оставляйте достаточный промежуток между границами диалогового шара и текстом внутри него.

Совет 2

Не смешивайте различные типы диалоговых шаров. Выберете один и придерживайтесь его. Нужно выработать читабельный стиль, а постоянное переключение от одного типа шара к другому может лишь запутать.

Совет 3

Носик диалогового шара должен быть коротким и точно направленным.

Правила в комиксах

Существует лишь два правила в комиксах, которые никогда нельзя нарушать:

1. Диалоговый шар персонажа, который говорит первым, располагается крайним слева.
2. У персонажа который говорит вторым, диалоговый шар ниже.

Совет

Для того что бы композиция получилась более интересной, лицо персонажа может закрывать часть его диалогового шара.

можно частично налагать диалоговые шары друг на друга

Когда трудно найти свободное место, можно частично налагать диалоговые шары друг на друга…

или даже выходить за границы средней панели

…или даже выходить за границы средней панели, слегка наплывая на следующую.

Мы с вами разобрали основные правила построения комикса. Советую вам придерживаться их и применять на практике. Но иногда и отступайте от правил , если того требует ситуация.

Читайте также: