Как сделать свою речь правильной и выразительной 5 класс родной язык

Обновлено: 08.07.2024

От ясной мысли — к четкой форме: учимся говорить красиво и правильно​​​​​​​

Красивая грамотная речь со времен античных философов и мыслителей считалась признаком образованности, ума и высокого положения в обществе.

В знатных семьях для детей нанимали специальных педагогов по ораторскому мастерству. По манере излагать свои мысли всегда можно было отличить высокий социальный статус человека. Только люди, умеющие говорить убедительно, могли сделать карьеру или занять достойный пост на службе. Без грамотных красноречивых специалистов не обходились ни одни важные переговоры. Знаменитые вожди также всегда отличались умением хорошо говорить на публику.

Словом, человек с грамотной речью привлекает внимание других людей, вызывает интерес и доверие, чаще других добивается того, что ему необходимо. К счастью, в наши дни получение этих навыков доступно каждому. О том, как говорить красиво и правильно, рассказывает наш эксперт по грамотной речи — учитель-логопед Вита Билуха.

Что подразумевается под умением красиво говорить и каковы признаки красивой речи?

Представители публичных профессий — например, ведущие на радио и телевидении, журналисты, а также лекторы и актеры — могут служить примером людей с развитой речью. В таких профессиях главное — это голос и способ подачи информации, поэтому над улучшением речи радиоведущие и актеры работают постоянно.

Каким же аспектам уделяют особое внимание опытные ораторы? Очень важным моментом является тренировка дикции: насколько четко вы произносите звуки, гласные и согласные, проговариваете длинные фразы, делаете акценты интонацией.

К признакам правильной речи также относится богатый словарный запас и грамотность. Вряд ли человек, не способный выстроить фразу на правильном родном языке, вызовет у других желание долго его слушать. К дополнительным средствам выразительной речи можно отнести интонирование и мимику.

Но все же речь здесь играет ведущую роль. В идеале нужно уделять достаточно времени каждой из этих составляющих, чтобы в результате довести навыки до автоматизма и применять их, не задумываясь.

Какие специалисты занимаются развитием речи?

На сегодняшний день можно выделить два рода специалистов, которые занимаются развитием речи, — это логопеды и дефектологи.

Логопед — это коррекционный педагог, выявляющий речевые нарушения у детей и взрослых и помогающий их устранять. Чаще всего к логопеду обращаются в случае, если существуют проблемы с произношением звуков. Однако задачи педагога-логопеда значительно шире: он помогает преодолеть неправильную слоговую структуру слова, усовершенствовать грамматический строй речи и сделать ее связной, выявить нарушения чтения и письма и предложить свою коррекционную программу.

Поскольку наша речь относится к высшим психическим функциям, то в процессе общения с логопедом можно также выявить и подкорректировать проблемы с памятью, мышлением, восприятием и моторикой. Все это очень тесно взаимосвязано, поэтому работа с речью зачастую требует комплексного подхода.

Дефектолог — это тоже педагог, однако сфера его деятельности — исправление недостатков в общем психологическом развитии ребенка, таких как задержка психического, психомоторного или психоречевого развития. Поэтому нужно различать ситуации, когда необходим один специалист или другой. Также не исключен универсальный вариант, когда профессионал владеет обоими направлениями — и дефектологией, и логопедией.

Что может предложить современный логопед для развития речи ребенка и взрослого?

Речь — это один из самых сложных видов движения, и эти движения всегда имеют какое-то предназначение. Ведь мы обычно говорим с какой-либо конкретной целью, а не просто двигаем языком, шевелим губами и напрягаем гортань. Поэтому, если задуматься и проанализировать нашу привычную жизнь, то невозможно представить ни одно ощущение, которое мы могли бы получить без использования движения.

Через двигательную активность детям гораздо интереснее работать, а необходимые знания, умения и навыки даются им легче и лучше закрепляются. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушения речи (ТНР). Используя различные технологии на логопедических занятиях, удается добиться существенного улучшения в коррекции этих проблем.

На что нужно обратить внимание, чтобы научиться красиво говорить?

Безусловно, поставив перед собой цель изменить свою речь, лучше всего прибегнуть к помощи логопеда для ее достижения. Что же касается самостоятельных тренировок, то для того, чтобы сделать их наиболее эффективными, воспользуйтесь советами и упражнениями от нашего эксперта. Они могут помочь вам научиться красиво говорить за более короткий срок.

  1. Работайте над дикцией. Научиться четко и внятно говорить помогут артикуляционная гимнастика, проговаривание скороговорок: благо, недостатка литературы, посвященной этим вопросам, сегодня нет.
  2. Овладевайте навыками регулирования силы голоса, его тембра, темпа речи и интонации. Для этого можно сделать аудио запись со своим участием и послушать, как у вас получается прочесть отрывок из любого литературного произведения. Оцените себя, а также попросите своих близких прокомментировать ваше выступление.
  3. В постановке правильной и красивой речи помогут дыхательные упражнения: правильное дыхание делает речь спокойной и уверенной.
  4. Читайте как можно больше разной литературы, исключите из лексикона слова-паразиты, не тараторьте, говорите правильно и внятно, старайтесь при общении с людьми подбирать грамотные слова.

Посещение выставок и культурных мероприятий рекомендовано логопедами для обогащения вашей речи

Какие эффективные методики и упражнения сегодня используются логопедами для постановки красивой правильной речи?

Как уже упоминалось выше, методик для постановки правильной речи сегодня существует множество. К примеру, музыкотерапия. Она подходит как взрослым, так и детям. Эта методика направлена на то, чтобы сформировать у человека правильное музыкально-ритмическое чувство, научить его рационально расходовать и контролировать дыхание и так далее. Метод представляет собой музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, пение.

Телесно-ориентированные техники включают в себя дыхательные упражнения, развивающие самоконтроль, и произвольные движения, биоэнергопластику — соединение работы артикуляционного аппарата и движений рук, растяжки, чередующие гипертонус и гипотонус мышц, упражнения на релаксацию.

Логоритмику также иногда называют нейрогимнастикой, поскольку это целый комплекс задач с использованием речи, движений, музыки и, конечно, ритма.

Как мы видим, работа с речью затрагивает большой спектр активностей, и среди них необходимо подобрать те, которые подходят именно вам.

Общение с образованными людьми – немаловажный ресурс для развития грамотной речи

Некоторые рекомендации для развития правильной речи

Напоследок — несколько общих рекомендаций от нашего эксперта о том, как сделать вашу речь богатой и красивой:

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Описание презентации по отдельным слайдам:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. И.С. Тургенев

а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеётся, красиво поёт русские народные песни. Мне очень нравится её имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку. б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

Где ты оторвал такие джинсы? Какое обалденное платье! Я прошвырнулся по городу. Жутко весело здесь!

Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами. Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. Вы к словам проявляйте терпенье, Не берите в расчет кривотолков. Ведь от них остаются раненья, Как от мелких, но острых осколков.

Мишка: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего… Дениска: Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе… Я люблю слушать, как жук копается в коробочке… Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и пою очень громко… Люблю читать сказки про Кончиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца. )

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные

(компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретена компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний , умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, литературы и др.)

(объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать характеристики средств выразительности устной речи

- интонация (восходящий, исходящий и ровный тон);

-тембр голоса (его окраска) ;

-сила звучания (громкость);

-темп речи (скорость произнесения);

-небольшие перерывы (паузы) между отрезками речи;

уметь правильно и уместно использовать интонационные средства; с помощью интонации в предложении уметь выделять важное по смыслу слово

Урок открытия новых знаний

Дидактические

-обеспечение усвоения обучающимися свойств не только письменной, но и устной речи (выразительность);

- усвоение учащимися понятий интонационных средств выразительности устной речи (тон, тембр голоса, сила голоса, темп речи, пауза) ;

- совершенствование способностей учащихся интонационно правильно произносить предложения в зависимости от цели высказываний;

- расширение представлений учащихся о предложении, о его интонационных и смысловых особенностях, зависящих от цели высказывания (научиться уметь выделять важное по смыслу слово);

-систематизировать и расширять знания о различных видах словарей;

-формировать устойчивую потребность использования словарей различного типа;

Развивающие

-развитие устной речи учащихся;

-развитие представлений о соотношении устной речи и письменной;

-развитие творческих способностей

Воспитательные

-формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов лоно, лавировать, таска, барышня, картонаж, тапёр и др. ?

-воспитание внимательного отношения к художественному слову

Задачи урока

1)Обеспечивать высокий уровень включённости обучающихся в учебную деятельность.

2)Формировать общие понятия о средствах выразительности речи; учить различать интонационные средства выразительности устной речи.

3)Формировать устойчивую потребность использования толкового словаря С.И.Ожегова (словарей различного типа);

4) Формирование навыков выразительного чтения и чтения наизусть (скороговорок)

ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ

Структура урока / этапы деятельности

(краткий комментарий относительно приемов для активного включения в образовательный процесс обучающихся)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слово учителя.

Сегодня замечательный зимний день. И ничего, что на улице холодно и ещё недавно был сильный мороз. Я думаю, что зима - это оно из тех времен года, которое наравне с весной, летом, осенью имеет право быть. Тем более она такая неожиданная, снежная,…

Слайд-1

Поэтическое введение

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета .

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает , вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

1)Весь класс во фронтальном

стихотворение

2)Понимают на слух текст стихотворения (строфы)

Первый вариант вопросов

Вопрос 1

Что вы видите? Кого вы видите?

..мальчишек, …видим как ступает гусь…, вьется снег

Участвуют в обсуждении

поэтического произведения во фронтальном

Вопрос 2

Что вы слышите?

как трещит мороз,

..звук коньков ,

гусь скользит

Вопрос 3

Что чувствуете?

радость (…Мальчишек радостный народ , …весёлый

Мелькает , вьется первый снег)

Второй вариант вопросов (вопросы по звукописи)

Вопрос 1

Как вы считаете, удалось мне при чтении передать ту звуковую волну, настроения , которое вкладывает в это поэтическое творение А.С. Пушкин?

Осуществляют актуализацию личного жизненного опята

Т.е.звуковая волна передавалась с помощью созвучья определённых звуков

Вопрос 2

Какую роль играют в строфе звуковые образы?

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета .

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает , вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Владеют смысловым чтением и вычитывают фактуальную информацию

Вопрос 4

Какая звуковая волна рисует картину ясного зимнего дня?

как трещит мороз,

звук коньков

как ступает, скользит птица гусь … как падает, мелькает звездами снег

Замечательно.

Ну что ж, погода за окном, я думаю, нас с Вами вдохновит на новые знания , которые вы получите на сегодняшнем уроке.

Актуализация и пробное учебное действие

Начнем урок с речевой разминки. Ведь это очень важно, когда устная речь активна, красива, правильна, и когда говорящий может донести необходимую информацию до слушателя , т.е сделать её понятной; Перед вами две скороговорки , произнесите их три раза с каждым разом все ускоряясь.

Пожалуйста, сначала давайте сделаем это один раз, чтобы прочитать все вместе:

Кто попробует это сделать индивидуально, самостоятельно

Вторая скороговорка…

Слайд 2 (+Работа по учебнику:

см. стр. 129, упр. 163)

1.Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

2. Если к таксе с таской, станет такса плаксой, станет славной такса, если к таксе с лаской: чтоб не тосковала такса от досады и не так совала нос куда не надо!

1)Трое обучающихся последовательно один за другим вслух читает текст скороговорки

Анализируют степень проговаривания

(сила голоса, темп /скорость

скороговорки)

Вопрос 1

Почему не смогли сразу выполнить задания?

Что получается ?

Легко ли было произнести эти скороговорки? Какие звуки вызвали затруднения?

Произношение звуков и определение различия в произношении (работа органов речи (артикуляция)

Вопрос 2

Скажите, что нужно для того , чтобы

скороговорка произнеслась замечательно.

Какие признаки речи мы развиваем во время скороговорок?

+дикция и др.

Анализируют степень произношения, проговаривания

(сила голоса, темп /скорость)

скороговорки

Вопрос 3

Чего нам не хватило при прочтении?

+ сила голоса и др.

Вопрос 4

А понятны ли Вам значения слов?

О чем они? Если говорить на доступном языке, объясните их ?

Вторая скороговорка была трудна не только в звуковом произношении , но в лексическом значении?

Объяснение значения скороговорки

Вопрос

Какие слова вызвали затруднения и почему?

Обозначают слова

Задание

Лавировать ?

Чтение словарной статьи

В каком значении употреблено данное слово?

Чтение словарной статьи

Наблюдение омонимии слов, определение значения употребления слова в данной скороговорке

Почему в словаре С.И Ожегова нет этого слова

Оно устаревшее, ушло из употребления

3-ий этап. Целеполагание. Постановка практической частной познавательной задачи или определение УЗ обобщенного типа

Разминка поэтическая, слуховая разминка, разминка нашего слухового аппарата, она немножко Вас должна была натолкнуть на тему сегодняшнего урока.

Как Вы считаете, какова она? Чем мы сегодня будем заниматься? Судя потому, чем мы уже начали заниматься на поэтической разминке, речевой разминке. Если быть абсолютно точным, мы сегодня будем заниматься темпом речи, силой голоса, кроме того мы будем обращать на тембр голоса , а главное на тон нашей речи. Все эти

составляющие будут относиться к

средствам выразительности устной речи, что и будет являться нашей темой урока

- интонация (восходящий, исходящий и ровный тон);

-тембр голоса (его окраска) ;

-сила звучания (громкость);

-темп речи (скорость произнесения);

-небольшие перерывы (паузы) между отрезками речи;

Работа в тетрадях (запись темы)

Средства выразительности устной речи

Принимают и сохраняют УЗ и цель урока

Вопрос

Какова цель нашего урока?

Используя эти качества речи, сделать нашу речь выразительной.

Посмотреть на себя со стороны, проанализировать, а соответствует ли наш темп речи , тембр сила голоса, мелодика речи, тон тем задачам, которые поставлены перед нами при чтении текста.

И, во- вторых, использовать эти качества в своей речи, накапливать их, совершенствовать

Темп речи в наших речевых оборотах всегда разный, он зависит очень часто от многих показателей .Перед Вами две фразы. Произнесите их соответственно определенным признакам. А какие это признаки? Подумайте, и мы дальше сделаем вывод , что нам помогло.

Слайд-4 См. стр. 128, упр.165

Я не ожидал от от вас такого ответа.

Какая красивая птичка сидит на ветке!

Слайд-4.1 (наблюдение паузы в строке)

За Доном в лесу (I )прижилась тихая осень

С шелестом (I) падали c тополей сухие листья.

Всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры

( I )заполнял лес.

Слайд 4.2

к концу идет на повышение(восходящий тон)

Не боли , ты душа

Здравствуй , солнце да утро весёлое!

Почему первая фраза произнесена быстро, а вторая медленно?

Что ещё помогает увидеть, что темп разный?

Содержание самой речи наталкивает нас на то , как произносить.

Помимо всего прочего в темпе речи мы использовали определенные дыхательные способности (делать паузы, нужным способом брать дыхание)

В какой фразе дыхание нужно было сделать чаще и короче?

По эмоциональной окраске разные: одно восклицательное, другое невосклицательное

Пример чтения учителем

+ Ученик (в первой)

Слушание образцовой речи фрагментов художественных произведений.

Определение исключительности тембра голоса актера .

Задача. Передать своим голосом мелодику речи. Прочитать текст выразительно (предлагается прочитать текст подготовленному ученику)

А вы должны определить, удалось ли вашему однокласснику выполнить поставленную задачу

Выходят на роль эксперта

(оценивают темп речи , точность, выразительность)

Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. Приезжали все новые и новые гости. Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. Взрослых приглашали в гостиную, а маленькие завлекали в детскую и столовую , чтобы запереть их там предательским образом. В зале ещё не зажгли огня. Огромная елка посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. Там и здесь на ней тускло поблескивала , отражая свет уличного фонаря, позолотой цепей, орехов и картонажей.

Дуняша все ещё не возвращалась, и подвижная , как ртуть ,Тина сгорала от нетерпеливого беспокойства. Десять раз подбегала она к Тане, отводила её в сторону и шептала взволнованно:

- Танечка, голубушка, как же теперь нам быть.

Ведь это же ни на что не похоже.

Таня сама начинала тревожиться . Она подошла к старшей сестре и казала вполголоса:

- Я же и не придумаю, что делать. Придётся попросить тетю Соню поиграть немного… А потом я её сама как-нибудь заменю.

- Благодарю покорно, - насмешливо возразила Лидия. Тетя Соня будет потом нас целый год своим одолжением донимать. А ты так хорошо играешь, что уж лучше совсем без музыки танцевать.

В эту минуту к Татьяне Аркадьевне подошел, неслышно ступая своими замшевыми подошвами , Лука.

- Барышня, Дуняша просит вас на секунду выйти к ним.

- Ну что, привезла? – сбросили в один голос три сестры.

- Пожалуйте-с. Извольте-с посмотреть сами, - уклончиво ответил Лука. –Они в передней… Только что-то сомнительно-с… Пожалуйте.

В передней стояла Дуняша, еще не снявшая шубки, закиданной комьями грязного снега. Сзади её копошилась в темном углу какая-та маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший её голову.

- Только, барышня, не браните меня, - зашептала Дуняша, наклоняясь к самому уху Татьяны Аркадьевны. – Разрази меня бог – в пяти местах была и ни одного тапера не застала. Вот нашла этого мальца, да уж и сама не знаю , годится ли. Убей меня бог, только один остался.

Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…

Вопрос

Есть ли в речи показатели, слова, которые отражают эпоху времени писателя, а не нашего современника?

Достаточно часто в жизни возникают ситуации, когда очень большую роль играет выразительность речи. Что же это такое? Получить ответ на этот вопрос достаточно сложно, ведь понятие весьма многогранное. Выразительность речи включает в себя огромное количество разных определений, а также особенностей.


Как же улучшить свою речь и сделать ее более привлекательной для окружающих? Очень важную роль играет то, насколько богатый словарный запас имеет человек. Также на речь влияет наличие художественных приемов, иносказательные и выразительные средства, пословицы или поговорки, крылатые фразы.

Средства выразительности речи

Часть художественных средств, которые помогут сделать речь более выразительной, имеет прямое отношение к переносу значения слов. Наиболее распространенными вариантами считаются метафора, синекдоха и метонимия, которые практически всегда применяются искусными ораторами. Также они могут использоваться и для повседневного общения.

Метафора

Применяет сравнительное сходство для того, чтобы перенести значение. Такое средство очень часто используется во время обычного общения. Некоторые люди даже не обращают внимание на то, что они автоматически используют метафоры, чтобы передать свои эмоции или же описать какое-то событие. При этом не стоит злоупотреблять таким методом передачи информации, ведь огромное количество метафор в разговоре приведет к тому, что может потеряться его суть.

Метонимия

Отличается от метафоры тем, что применяется смежность слов. В данном случае два предмета должны быть тесно связаны между собой, а не просто похожими. Достаточно часто к числу метонимических выражений относят географические названия.

Синекдоха

Представляет собой троп, во время которого применяется название определенной части, а не чего-то целого. Для того чтобы полностью обозначить все явление используются имена собственные.

Аллегория

Является изображением какого-то определенного образа, но для этого применяются иносказательные выражения. Очень часто данный прием можно встретить в баснях или сказках. Писатели могут таким образом высмеивать самые распространенные ошибки или пороки людей. При этом звучит все это крайне цинично и жестко.

Сравнение

Предполагает сопоставление между собой двух совершенно разных явлений, но с определенным общим признаком. Подобный прием играет очень важную роль, ведь слушатели одновременно получают информацию о двух предметах. Также сравнение помогает подчеркнуть всю важность сказанного. При этом стоит помнить, что сравнение может использоваться только в том случае, если оно не сказывается отрицательно на основной мысли, а, наоборот, делает разговор более ярким, а речь выразительной.

Эпитеты

Представляют собой достаточно емкие определения, которые могут применяться в художественной речи. Выразительность речи во многих случаях характеризуется тем, насколько человек может хорошо подбирать и использовать эпитеты для того, чтобы высказать свое мнение или предоставить определенную информацию.

Выразительности речи необходимо уделять особое внимание, ведь она позволяет больше узнать о человеке и продемонстрировать его сильные и слабые стороны. От того, насколько речь хорошо развита, зависит общительность человека, а также то, насколько приятно с ним разговаривать. Кроме того, так можно в некоторой степени определить не просто темперамент собеседника, но еще и основные черты его характера.

Обязательно увеличивайте словарный запас. А чтобы запоминать больше, развивайте память с помощью тренажеров Викиум.

Читайте также: