Как сделать свиток торы

Обновлено: 03.07.2024

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Количество источников, использованных в этой статье: 9. Вы найдете их список внизу страницы.

На протяжении столетий люди пользовались свитками для того, чтобы записать информацию, подобно тому, как сегодня мы используем листы бумаги. [1] X Источник информации Хотите ли вы сделать свиток в рамках школьного проекта, для костюмированной вечеринки или просто из любопытства, это не составит особого труда. Выберите подходящую бумагу и подумайте о том, что на ней написать или нарисовать. Если вы хотите, чтобы свиток напоминал древнюю рукопись, можно состарить бумагу с помощью чая или кофе.

Поговорим о свитке, несущем в себе традицию с самых древних времен.
Свиток Торы или Се́фер-Тора́ (ивр. סֵפֶר תּוֹרָה‎) — рукописный пергаментный свиток с текстом Торы, используемый для публичного чтения в синагоге.



Свиток Торы и указка. Выставлен в музее Четыре сефардские синагоги

Люди, которые переписывают Тору, имеют древнейшую профессию, которая на иврите называется סופר סת"ם софер ста"м, т.е. софер-переписчик (писец), а ста"м сокращение от сефер (книга) Тора, тфилин, мезуза.

Как работает переписчик я увидела на экскурсии в Центральной синагоге города Нацрат-Илит, где Хаим Кениг, переписчик священных тектов, подробно рассказал о своей работе. Это фрагмен из моего старого поста.

На чем пишут?
Начнем с того, что священные тексты пишут на специально выделанной коже кошерного животного, в нашем случае на коже телят. Можно сказать, что в наше время пишут на пергаменте, одном из древнейших носителей информации, ведь пергамент существовал до бумаги.
Священные тексты не терпят исправлений - все должно быть написано начисто, если сделана ошибка, весь текст должен быть переписан заново.



Пишут специальным пером, оно сделано из пера индюка (в наше время). Многие это читающие и не писали такого рода ручкой\пером:) А кое-кто и писать-то уже толком не умеет, а только печатает:)



Пишут специальными чернилами, которые готовят по древним рецептам.

Как пишут свиток Торы



Хаим Кениг держит в руках одну страницу будущего свитка Торы. Такие страницы будут сшиты между собой и получится целый свиток.



Будем писать?



Отдельный лист, который вы видите, это текст Торы с которого списывает переписчик.



Тут он виден спереди.




Вообще, такая работа требует огромной концентрации. Как Хаим писал что-то, когда мы стояли в его комнате в составе целой экскурсионной группы, человек 50.



При написании свитка Торы вы можете купить одну букву она стоит 18 шекелей. Деньги пойдут на развитие синагоги.18 шек. за букву - это тоже не просто так. Число 18 это в гематрии חי (Хай - жив), и используется очень часто в расчете цдаки - пожертвований. Так и говорят - я жертвую חי שקלים или פי כמה חי שקלים
18 шекелей или любое кратное 18.



Вот он пишет купленную букву - жаль не видео пишу, а фотографирую. Еврейская каллиграфия красивая, с любой другой может конкурировать:)



Фрагмент будущего свитка Торы крупным планом.

Самым старым свитком Торы на сегодняшний является свиток 12 века, находящийся в университетском архиве Болоньи. То что свиток написан в 12 веке выяснилось только в 2013 году. До этого числился в каталоге, как написанный в 17 веке.
Его возрастная принадлежность была определена с помощью текста свитка. Было обнаружено, что он содержит слова и знаки, написание которых было изменено в 12 веке. Свиток находится в прекрасном состоянии. Свиток попал в университет Болоньи из местного доминиканского монастыря, по всей видимости, когда монашеские ордена были упразднены Наполеоном Бонапартом.В период раннего Средневековья христианские и иудейские ученые тесно сотрудничали между собой, поэтому хранение свитка Торы в христианском монастыре было "абсолютно нормальным" явлением.



Свиток Торы с указкой из Музея Эрец-Исраэль. Здесь вы видите, что деревянные стержни, на которые наматывается свиток Торы - "ацей хаим" украшены небольшими гранатами.



По внешнему виду свитка в чехле можно определить в какой традиции написан свиток, в ашкеназийской или сефардской. Чехлы в ашкеназийской традиции тканевые, вышитые. Чехлы сефардские, я бы сказала, футляры, жесткие, оформленные металлом.
Вы видите 4 свитка в ашкеназийской традиции, слева и свиток в сефардской традиции, крайний справа.
Это свитки Торы в Центральной синагоге города Нацрат-Илит.

Свитки Торы принято украшать: гранаты, короны, подносы и указки, сопровождающие их, всегда весьма красивы. Часто изготавливаются или украшаются серебром и золотом.



Свиток Торы в традиционном сефардском чехле.
Музей Четыре сефардские синагоги



Свиток Торы и подносы для него.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.



Ашкеназийский чехол для Торы и в корона. Ашкеназийские чехлы, обычно, из бархата и других дорогих тканей.
Музей Эрец-Исраэль



Ашкеназийский чехол для Торы
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.



Ашкеназийский чехол для Торы
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.



Ашкеназийский чехол для Торы
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.



Тканевый чехол для свитка Торы с короной и гранатами. Выставлен в музее Четыре сефардские синагоги. Даже и не знаю, что сказать. Как-то не в сефардской традиции.



Сефарский чехол с короной. тут уж не ошибешься:)
Музей Четыре сефардские синагоги.

Ашкеназийские свитки в живописи.



"Одиночество", Марк Шагал 1933г..
Тель-Авивский художественный музей.



"Еврей со свитком Торы", Марк Шагал 1925г..
Тель-Авивский художественный музей.



"Йом Кипур (Судный день)" Мауриций Готтлиб
Тель-Авивский художественный музей



Картина Мане Каца, изображающая предметы иудаики. Свитки Торы явно ашкеназийские, в тканевых чехлах.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.



Поднос для свитка Торы.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.



Поднос для свитка Торы.
Музей Четыре сефардские синагоги.



Корона Торы и гранаты.
Музей Четыре сефардские синагоги.



Указки для свитков Торы, необходимы чтобы не трогать свиток руками.
Музей Четыре сефардские синагоги.



Свитки Торы, пришедших в негодность, а также священные тексты и их фрагменты, предметы ритуала запрещено уничтожать по религиозными нормами иудаизма. Поэтому имеются специальные места их хранения. На иврите такое место называется гениза (גְּנִיזָה). Обычно такие места не выставляются на показ. Но вот в синагоге Йосефа Каро в Цфате есть шкаф-гениза и в нижнем левом углу мы видим 2 свитка Торы.



В музее Яд Вашем хранятся свитки Торы, пережившие Катастрофу. Свиток, явно, пострадал в огне.



Короны Торы из того же музей, и тоже пострадавшие в огне.

Свиток Торы, дважды спасенный.
Это история началась в маленьком австрийском городке, где были лечебно-оздоровительные источники. Там жила семья доктора Бермана, которая держала гостиницу при этих источниках. Когда нацисты пришли к власти и земля начала гореть под ногами евреев, они отправили старшего сына за границу. В Хрустальную ночь Ривка Берман услышала страшный шум, доносившийся со стороны синагоги, которая находилась рядом с домом Берманов. Она поспешила в синагогу и увидела, что нацисты громят синагогу. Во главе их был офицер, которой знал ее мужа - врача. Она пыталась убедить офицера остановить погром синагоги, но безуспешно. Это был приказ сверху. Тогда Ривка решила хоть что-то спасти, она вынула из Арон Акодеш (Синагогальный Ковчег) свиток Торы и унесла его к себе домой. В эту же ночь синагогу сожгли, а семья Берман запаковала вещи и бежала из дому. Среди ценных вещей находился свиток, спасенный из синагоги. Они бежали в больницу, куда нацисты пока не решались войти, а оттуда, оформив разрешения на въезд, сумели вместе со свитком Торы сумели добраться до Святой Земли. К сожалению, Ривка и ее муж не долго прожили на Святой Земле, быстро умерли.
Их сын присоединился к группе первопроходцев и переехал жить в Гуш Эцион и там женился на Хае. Хая не была знакома со свекровью, но она слышала историю героического спасения свитка Торы.
Не прошло и полугода жизни в Гуш Эционе, как началась Война за независимость и арабы с англичанами напали на Гуш Эцион. У жителей Гуш Эциона было мало оружия и они были вынуждены сдаться. Тот самый свиток Торы, спасенный из сожженной синагоги в Австрии, был бережно упакован накануне и опущен в глубокий колодец.
Часть жителей была убита, а часть взята в плен Иорданской армией. Хая, понимая, что колодец не достаточно надежное место для свитка, так как арабы захватили территорию. Она попросила иорданского легионера взять свиток с собой в плен. Легионер согласился, и Хая ушла в плен неся с собой свиток. В течении года она бережно хранила свиток в плену. По окончании войны свиток вернулся в Израиль и теперь находится в синагоге, где молятся внуки семьи Бергман. На чехле свитка вышито "Памяти Ривки и Йосефа Бергман"



Сувенирный свиток из Цфата.



Свитки Торы на вырезке из бумаги. Авторская работа Якова Неэмана

В праздник Симхат-Тора принято петь и танцевать со свитком Торы.


В нашей синагоге появился новый свиток Торы. Это общий свиток, в котором есть доля каждого из нас. Свиток написан от руки в священной для нашего народа земле Израиля богобоязненным евреем, специальным переписчиком свитков, сойфером.

Великая мицва, 1 из 613, написать или приобрести свой свиток Торы, это залог того, что Тора не будет забыта нашим народом и, наоборот, будет расти и умножаться. Но исполнить мицву может и тот, кто приобретет главу, абзац, стих или, хотя бы, букву.

Воспользуйтесь возможностью приобрести буквы себе, детям, родителям, близким, друзьям. Это может стать оригинальным еврейским подарком.


by Рав Реувен Куклин 1.9k Views 0 Votes

Как мы видим из слов Рамбама, несмотря на то, что предпочтительней самому написать свиток Торы, если человек нанял писца или купил её, тем самым он выполнил эту заповедь.



Пишут Книгу Торы Ваелех

Существует спор между поским (законодателями) в понимании слов Роша.

Есть такие (рав Йосеф Каро, Таз, Виленский Гаон), которые считают, что Рош имел ввиду, что в наши дни эта заповедь включает в себя не только написание свитка Торы, но и написание других книг, необходимых для учения Торы. Есть же такие (Дриша, Шах), которые считают, что, по мнению Роша, в наши дни нет необходимости писать свиток Торы, а следует написать (или купить) другие книги, в которых есть потребность для того, чтобы человек мог учиться.

Большинство религиозных евреев в наши дни не пишут себе свиток Торы (и не покупают его). Есть объяснение, что они полагаются на мнение Роша, в соответствии с тем, как его объяснили Дриша и Шах.

Важно знать, что рав Овадья Йосеф считает, что еврей, который участвует в написании свитка Торы, выполняет тем самым эту заповедь.

Читайте также: