Как сделать свисток из бамбука

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Помните, в самом начале зимы мы с сыном делали флейту (посох) дождя из борщевика? Очень много тогда разгорелось споров на тему безопасности этого растения и всего, что из него смастерить можно. Друзья, СУХИЕ стебли борщевика - абсолютно безопасный материал для творчества! Мои сын вместе с мужем мастерят из них дудочки, флейты, даже маракасы. И дочка маленькая играет на всем этом - все живы, здоровы.

Так выглядит сухой стебель борщевика. Собирать материал нужно зимой или ранней весной, ствол нужно спиливать, а не ломать - он может треснуть.

Ствол очищаем от верхнего слоя: под горячим душем распариваем стебель и снимаем сначала руками,

а затем- проходим жесткой щеткой. Промываем изнутри и снаружи, сушим.

Подготовка завершена. Теперь из стебля все что угодно сделать можно. Мы решили показать вам, как сделать индейскую фдейту пимак.

Одна у нас уже была, делали мы ее к защите научной работы сына. Очень мы, конечно, удивили жюри своим выступлением, да еще и сыграл Славка на флейте не плохо (в конце есть видео, чтоб было понятно, как звучит наша дудочка)

Итак, в первую очередь нужно заткнуть один конец будущей флейты . Это можно сделать и кусочком древесины или пробки, но мы придумали использовать аквариумные камушки.

Камень смещаем на 3,5-4 см внутрь примерно. Для герметичности и для защиты от влаги - заливаем отверстие воском.

Крутим, излишки - выливаем.

Видите, края флейты мы обработали шкуркой, я не сделала фото почему-то, но это важный момент: стебель должен быть обработан с обеих концов.








Попал в руки кусок алюминиевой трубки 12/10х304. Подумал-подумал, куда бы ее пристроить :) , и сваял вот такую дудочку в С из того, что было под рукой. Даже трубку не укорачивал - сразу совпало с пластиковой БФ ямаха. Свисток сделал из кусочка металлопластиковой трубы, оставшейся после переделки домашнего водопровода. Блок эбонитовый - тоже попалась палочка эбонита почти подходящая по диаметру. Размер окна лабиума, как видно на фото, легко можно менять, подстраивая свисток. Что-то дырочки кажется получились мелковатые - 3-4мм, но дудка более-менее строит вроде в двух октавах и даже, помороковав с лабиумом, поточнее подстроив размер и как следует дунув, :) удается извлечь 4 ноты третьей октавы относительно правильно. Это наверно с дуру получилось с первого раза, что-то путное :), т.к. я свистками практически основательно не занимался, - специализируюсь на тростевых. А это что-то блажь нашла. Однако дудочка, что называется, прилипает к рукам когда беру ее в руки :) в отличие от БФ, которую давно забросил :) . Дудка пока еще конечно сыровата, т. к. окончательный точный тюнинг не делал еще. Тренируюсь, ставлю дыхание, а то у меня после тростей все свистки пищат от сильной подачи :) . Но вроде уже удается мягко-мягко "тукать" даже на самой низкой С :) после некоторой адаптации .





Фотки делал в сканере т. к. других средств сейчас не имеется, а поделиться радостью что-то захотелось :) .




Поздравляю! Звук в студию :)
Интересно как это строит во второй октаве? Просто когда я начал делать вистлы обнаружил, что с цилиндрической трубкой вторая октава часто низит. Даже на основном тоне. А иногда строит, и где здесь закономерность - непонятно. Поэтому начал осваивать конический канал. На самой новой дудке удалось более-менее точно настроить почти две октавы.
И ещё интересно, что низкие дудки строят лучше. Сделал лоу-вистл из бамбука, канал практически цилиндрический. Две октавы получились приемлемыми.








Спасибо. Попробую завтра записать хотя бы гамму на две октавы. Что-то интересное вряд ли возьмусь записывать и выкладывать т. к. пока еще не освоился с дудкой достаточно хорошо. - и передавливаю частенько и пальцы промахиваются на этой тростиночке после моих тростевых, которые и потолдще и с несколько иной аппликатурой. Да и подача в них, сам понимаешь, на порядок мощнее.
По поводу строиности могу высказать кое какие предположения, но ни как не утверждения, т. к. я свистки, можно сказать, и не исследовал, практически. Я вот когда придумывал эту конструкцию свистка хотел конечно и попроще сделать и хоть как-то частично обезопасить себя от сюрпризов, которые может приподнести свисток, вспоминая окарины которые когдато делал, и тоже по наитию. Поэтому сделал подстройку длины окна лабиума. И действительно оказалось, что параметры дудки очень зависят от его величины. И способность к передувам и склонность к срывам и даже стройность второй октавы тоже вроде немного зависит. Ловить пришлось буквально по десяткам, благо это очень легко в этой конструкции. Есть еще кое-какие мысли по поводу исследований, но для этого очень желательно где-то еще достать точно такую же трубку, но пока у меня больше нет именно такой. Поэтому я больше пока не стал трогать эту дудочку, что бы не запороть, т.к. она, хоть и сдуру, но (НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД) получилась довольно удачная.
Я пока точно не настраивал дудку. Настроил так, чтобы можно было подачей дотянуться до всех правильных нот и на этом пока остановился (т.е. все немного ниже) . После того, как попривыкну к дудке, помучав ее несколько дней, и поняв более конкретно что ей нужно, тогда настрою точнее. Знаю по опыту общения с другими дудками, что на новом инструменте весьма велика вероятноть того, что проскочишь и потом будешь локти кусать. Я и свои тростевые дудки никогда не настраиваю точно с первого захода, а делаю паузу не менее дня.
















Сделал еще один вистл. Более традиционной формы и покруче во всех отношениях. А так же существенно сложнее в изготовлении. Ключ С. Сделан из дюралевой лыжной палки.


статья написана двумя ну просто нереальными индейцами

В жизни каждого человека наступает момент, когда ему неимоверно хочется подудеть.

Когда Карлос Накаи был маленький, ему тоже хотелось. Пошел он к одному старику, которого звали Дон Хуан (чисто по совпадению) и сказал ему:

"Деда, слышь, деда, сделай дудку, а?"

А тот засмеялся, да исчез. И ошарашенный Карлитос остался без дудки. И плакал еще очень долго, пока папа не пошел в индейскую сувенирную лавку, ну, местную, которая у них там в резервации, а дудок там не было (не завезли), потому как их кроме исчезнувшего Дона Хуана никто делать и не умел.

Ну папа и давай плакать тоже.

А плакать вовсе и не надо! Чего плакать-та? Возьми и сделай!

А мы в чем можем поможем.

Начнем с того, что всякая дудка состоит из палки и дырок. Дырки найти несложно, а вот палку. Для жителей пустыни шансов мало. А вот жителям северных лесов выпала возможность сделать настоящую аутентичную индейскую флейту ( У этой флейты есть много названий. Например, по-английски Indian Love Flute (индейская флейта любви), есть еще распространенное лакотское название, которое мы забыли. Мы называем ее по-алгонкински - "пимак" ), точно такую же как достал себе Карлос Накаи когда перестал плакать, потому лучше всего ее делать из кедра. Если там где вы живете все кедры вырубили, то можно взять сосну или ель, естественно, хорошо высушенную, либо природой, либо вами.

Дальше мы будем описывать два способа, как это таки в конце концов стал делать юный Карлитос, и как это делали его предки.

Короче, вам понадобятся: Короче, вам понадобилось бы: Два бруска, прямоугольные в сечении, шириной примерно 3.5 см, высотой около 1.5 см и длиной что-то вроде 53 см. Это мы просто измерили имеющийся пимак. Флейта может быть и толще и длиннее, никаких стандартов нету. Опасайтесь однако сделать ее длиной в ладошку, иначе вам не пересвистеть Карлоса Накаи. Они (бруски) должны быть с хорошо подогнанными (чтобы легко без щелей сходились друг с другом) плоскостями.

Сухая палка без сучков шириной примерно с мизинец не считая ногтя. Ее надо расколоть пополам топором, желательно каменным, или еще это делалось с помощью крепких деревянных колышков, вбиваемых вдоль по всей длине палки одновременно.

Еще весьма понадобятся полукруглая стамеска, хороший рубанок, тиски, клей по дереву, наждачка и шлифовальная бумага, прямоугольный или плоский надфель, ручные буравчики, небольшой резец по дереву или сапожный нож.

Еще вам весьма понадобились бы: зубы бобра, мелкие речные камешки, моток сырой кожи, еловая смола, обрезки сырой кожи для варки клея, сухая шкурка лосося, нож, по всей видимости кремниевый и просто осколки кремня разной формы. Для начала надо проковырять полукруглые желоба в обоих брусках. Форма их хитра, и поэтому мы вам их нарисовали. Старайтесь чтобы глубина желоба была везде одинаковой (около одного сантиметра), кроме той части где он закругляется. Сделать это нелегко.

Для проделывания желобков речные камешки раскалялись в костре и клались потом при помощи деревянных щипцов аккуратненько на срез расколотой палки. Раскаленные камешки выжигали желобок, после чего его подравнивали и углубляли резцом из бобрового зуба.

Если вам это все-таки удалось, то у вас в руках появятся две половинки пимака. Какая из них будет верхняя, а какая нижняя - выбирайте сами, здесь ничего посоветовать не можем.

После нескольких дней напряженных размышлений и консультаций у шамана племени о том какая же половинка верхняя, а какая нижняя, выбиралась наконец-то средняя половинка, и в ней проделывались дырки. Прямоугольные дырки можно осторожно прорезать сапожным ножом и обработать надфелем. А круглые просверлить любым нравящимся вам способом. Инструментом для этого служил конический осколок кости или кремня, который иногда привязывали на палку, нагревали его кончик на костре и проделывали дырки


*** Давайте теперь разберемся с обозначениями. Для удобства описания мы используем простонародные технические термины


Теперь можно приступить к ковырянию дырок в верхней половинке.

Как вы заметили на рисунке, у пимака есть две прямоугольные дырки и шесть круглых.

Отмерьте примерно 14 см от входа в пимак (не в квартиру!) и аккуратненько нарисуйте ровненькие прямоугольные дырочки размером сантиметр на полсантиметра, с расстоянием в один сантиметр одна от другой. Если вы нам не верите, смотрите фотографию в натуральную величину, можно измерить прямо на экране.


Старайтесь чтобы дырки были не слишком широкими.

Что же касается круглых дырок: расстояние между ними может быть любым. Единственное, что нужно учитывать, это что первая дырка долна находиться как можно дальше от выхода, а последняя как можно дальше от свистка. Эти детали немало влияют на качество звука (кстати, все эти дырочки для того чтобы на дудка дудела).

Теперь надо эти две несчастные половинки склеить в один счастливый пимак.

Хорошо подогнанные бруски с аккуратно просверленными дырочками склеиваются только после того, как вы вставите между ними переборку из очень твердой и толстой кожи, или из дерева. На рисунке показано ее место внутри флейты и две ее разные формы. Когда-то способ был один и очень простой - с трудом вырезанный кременевым ножом из толстой кожи кружок нещадно смазывался еловой смолой и вставлялся вовнутрь флейты в место, которое сегодня мы изображаем на рисунке.

Если перед тем как начать читать всю эту галиматью вы забыли купить клей, вам пора в магазин.

Клей готовился (бы) так:

В ненужную посудину (потому как вонять будет неслабо) наливается много воды и бросается совсем немного (может быть даже совсем один) ошметок сырой кожи и долго и упорно варится в хорошо проветриваемом типи или в пещере, находящейся в нескольких километрах от типи (лучше). Вариться оно себе варится, до тех пор пока злонесчастный шмоточек кожи не превращается в жуткого вида желе. Вот этим-то бульончиком и клеились флейточки.

Деревянную переборку в форме трапеции можно вырезать просто из ветки, диаметр которой сопадает с внутренним диаметром флейты, так чтобы вставив переборку вы могли бы соединить обе половинки плотно и без щелей.

Длина верхней грани трапеции (см. рисунок) ровна расстоянию между прямоугольными дырками. Чем больше угол трапеции, тем лучше.

Вклеивая деревянную переборку, вы просто кладете ее в нижнюю половинку, предварительно обмазав клеем, накрываете сверху верхней половинкой, и зажимаете в тиски. Не забудьте при этом смазать клеем и стыкующиеся грани половинок, а то как-то глупо получится.

С кожаной переборкой все гораздо проще, потому что кожа плотнее прилегает к стенкам желоба. Но звук у флейты с кожаной переборкой беднее.

Кожаная переборка сначала клеится к нижней половинке корпуса, а потом уже, когда низ хорошо схватился (потому что иначе все может перекоситься) сверху приклеивается верхняя половинка

Выбрав один из двух вариантов, вы поступаете одним из двух образов (Я задумался, а Гарик сказал: "Да ладно, это чтоб кастанеднее было!")

Но в любом случае все стыки должны быть хорошо промазаны клеем, без щелей, а то звука нормального не будет (опять напоминаем о предназначении пимака!)

Затем еще неостывшим свежесваренным клеем смазываются половинки, которые, в этом доисторическом варианте, абсолютно друг к дружке не подогнаны, и этим же клеем заливается переборка, половинки состыковываются и плотно перебинтовываются в нескольких местах размоченными в воде шнурками из сырой кожи.

Клей высыхает, кожа высыхает, и такой дудочкой можно даже защищаться от врагов.

Остается только замазать еловой смолой все щели и, для надежности, можно накапать через прямоугольную дырку смолу прямо внутрь пимака, заливая переборку, чтобы закупорить все оставшиеся щели.

У вашей свежей болванки сейчас квадратное сечение. Оставлять ее в таком виде нехорошо. Берем рубаночек и тщательно удаляем все углы к ядрене фене, мужики!

Произведя операцию удаления углов к ядрене фене, округляем ту часть пимака, которая называется входом, и зачищаем все это дело наждачкой.

У многих флейт выход вырезался в форме животных, часто журавлиной или лосиной головы

Пимак сделанный из ветки от природы кругл (нам так понравилась эта фраза что мы долго в восхищении пялились на экран).

Старые мастера даже кремниевыми ножами умудрялись придавать ему звериные очертания, чтобы уважали. Вот тут-то вместо шкурки использовалась сухая шкурка лосося.

Самоделкин's Store. Мастерская Российского интернета. ©2004-2005 Парфёнов Алексей.

В нашем оркестре самодельных музыкальных инструментов пополнение. Для завтрашнего выпуска "Клуба почемучек", в котором я буду рассказывать о том, почему воет ветер, мы с Катей сделали флейту Пана. Она делается из обычных коктейльных трубочек. Но играет почти как настоящая!

флейта Пана своими руками
Катя играет на флейте Пана
Назван этот инструмент в честь древнегреческого бога Пана, покровителя пастухов и дикой природы. Это бог с веселым нравом, рогами на голове и козлиными ногами. Именно в честь него названо созвездие Козерога. Согласно древнегреческим мифам, Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Спасаясь от Пана, нимфа обратилась к богу реки с мольбой спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из этого тростника свирель и назвал ее в память нимфы сиринкс (таково название флейты Пана у греков).

флейта Пана своими руками
Древнегреческий бог Пан
флейта Пана своими руками
Русские кугиклы.
Фото артистов народного ансамбля "Песнохорки"

Если мы рассмотрим флейту с физической точки зрения, то звук в ней получается из-за давления воздуха. Когда мы дуем, поток воздуха частично попадает в трубочку, частично пролетает мимо нее. Давление в трубке сначала увеличивается, и не дает новому воздуху поступать в нее. Из-за этого давление в трубке уменьшается, поток воздуха снова поступает туда и снова создает высокое давление. И все начинается сначала. В результате возникают упругие колебания воздуха, и, следовательно, мы слышим звук.

Высота звука, который возникает в трубке, зависит от высоты столба воздуха в ней. В обычной дудочке высота столба регулируется открыванием и закрыванием отверстий. А в флейте Пана просто подбирается ряд трубочек (не меньше трех штук, обычно шесть-семь) такой высоты, чтобы все вместе они могли сыграть мелодическую гамму.

Сделать флейту Пана не составит труда. Для этого нам понадобится: 7 коктейльных соломинок, картон, палстилин и скотч.

флейта Пана своими руками

Сначала отрезаем соломинки по длине так, чтобы разница между ними была около 1-1,5 см.
У нас самая длинная была 15,5 см, самая короткая - 5,5 см.
Потом выкладываем их на полоске скотча в ряд по росту так, чтобы верхние концы были на одной линии.

флейта Пана своими руками

флейта Пана своими руками

Конечно, это все детские игрушки. А у нас теперь в планах найти хороший тростник и попытаться сделать настоящую флейту Пана, чтобы попытаться получить от нее действительно музыкальный звук.

Читайте также: