Как сделать стендап в журналистике

Обновлено: 07.07.2024

Было ли у Вас такое, что на улице к Вам подходят люди с камерой и микрофоном и начинают задавать странные вопросы? Это называется "Соц опрос". Вы чувствуете себя некомфортно, когда эти люди начинают кидаться странными терминами? Для уничтожения данного чувства я решила составить небольшой словарик. Начнем с самых распространенных терминов:

Синхрон - это то, что Вы будете наговаривать в камеру, точнее тот кусок фразы, который журналист на монтаже выдернет из Ваших слов. Именно поэтому "синхрон" часто отличается от оригинальной мысли.

Стенд-ап - это совсем не выступление на сцене с забавными текстами. Это то, что говорит сам журналист в камеру. Как правило, "стенд-ап" у большинства журналюг/корреспондентов/репортеров можно выкинуть к чертям из сюжета, от чего его качество не поменяется. Если Вы слышите, как корреспондент начинает его со слов: "за моей спиной", "мы находимся", или нечто подобное, бегите от этой съемочной группы. Такое начало "стенд-апа" уже давно считается дурным тоном.

Сюжет - изначально, это придуманный тематический репортаж, в котором есть герои, ситуация и история. Этим он и отличается от репортажа (см. ниже). Однако, последнее время, журналисты называют сюжетом абсолютно любой материал, который они выпускают на экран.

Репортаж - видео (для телевизионных журналистов) материал с места событий. Например, о взрыве канализационной трубы в деревне, которая теперь полна кала, или открытие недели моды.

Рыба - это "скелет" любого сюжета/репортажа, собранный при монтаже. По сути, в нем отсутствует картинка, есть только закадровый текст, который журналист начитывает (см. ниже) уже в студии на телецентре, и синхроны, расставленные по своим местам.

Начитка - озвученный текст сюжета/репортажа, который журналист пишет после съемок. Кстати, одно из самых больных мест работников телевидения. Либо слог хромает, либо голос плохо поставлен.

Лайф - звуки, слова, или что угодно, что пишется не в микрофон, но вставляется в сюжет/репортаж. Например, если готовится материал о все той же деревни с канализационной трубой, будьте уверены, журналист вставит в него звук чьего-нибудь испражнения, или крики бабки: "Петровна, ты глянь, шо делается!".

Петля - тот же микрофон, только маленький. Вешается с небольшой коробочкой (передатчиком) на интервьюируемого, цепляется за воротник. Мал и иногда не заметен.

Удочка - большой микрофон на длинной палке. Тот самый, похожий на швабру.

Пушка - микрофон, торчащий из камеры. На него, как раз, и записываются все лайфы.

Прямое - прямое включение в студию. То самое, когда по техническим обстоятельствам связь со студией и ведущим прерывается, откуда и возникает огромное количество ржаки на просторах интернета. Производный глагол - "прямиться".

ЛТТ/LTT - псевдо-прямое. Когда журналист записывает два стендапа. Один для начала материала, другой с прощанием и представлением всех, кто его создавал. Затем начитывает текст закадра на том же месте, отснятое видео со всеми стендапами и начиткой отправляется в телецентр, там очень быстро монтируется и выдается в эфир.

Хрон - время сюжета/материала. Как правило, от 2,5 до 3 минут.

Друзья, все кто дочитал до конца - огромный респект и большой плюс к карме и образованию! Коммент для минусов прилагается. Котиков не будет, зато будет милый взрослый пес.

p.s. Соц-опросы и мнение общественности саму общественность не интересует. Так что, если на улице к Вам подходит съемочная группа и задает вопрос (если конечно Вы не Джеймс Хетфилд), то почти наверняка, журналисту не хватило хрона для сюжета, и он его набирает вот таким способом.

Мини-словарь журналиста (длиннопост) Журналистика, Тележурналистика, Длиннопост, Словарь, Эрудиция, Кавалер Кинг чарльз спаниель, Телевидение

Удочка это палка к которой пришпандолен микрофон. :Р

Теперь я любого журналиста на улице за пояс заткну с такими знаниями =)

Короче, пост не осилил, но мораль понял: если подошли с опросом - шли к сразу в жопу чтоб голову не морочили.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу

Мы решили разузнать, как снимаются эти передачи, что за люди в них играют и выигрывают, а также какие закулисные секреты скрывают от телезрителей.

За все время существования программы (с 1975 года) она всего лишь 5 раз транслировалась в записи.

Голос Бориса Крюка специально делают ниже. Изначально хотели сохранить интригу: некоторое время после смерти Ворошилова никто не знал, кто пришел ему на смену. Сейчас искажение голоса тоже присутствует, но не такое сильное, как в начале. С 2001 года Борис Крюк всего 7 раз выходил к знатокам.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Общая площадь Охотничьего домика, в котором проходят съемки передачи, — 75 кв. метров, 28,8 из них занимает зал. На экране помещение выглядит гораздо просторнее, чем на самом деле. Бывает, что в тесном в зале умещается до 100 зрителей. А вот гримерки для игроков и артистов, выступающих во время музыкальной паузы, находятся во временных помещениях на улице.

Готовые команды могли попасть на передачу только на заре существования программы. В конце 90-х стали отбирать отдельных игроков. Команды формируются путем многоступенчатых отборов. Редакторы смотрят, как претенденты обсуждают вопросы, взаимодействуют друг с другом, как выглядят в кадре. В общем, кого взять в команду, а кого выгнать — решают вовсе не капитаны. Зато именно они определяют рассадку за столом.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Несмотря на то что знатоки — люди по большей части интеллигентные, некоторые из них с завидной регулярностью становятся героями разных скандалов. Бывали и ссоры в прямом эфире, и нецензурные перебранки в соцсетях, и даже семейные драмы. Красотку Алену Повышеву не раз упрекали в неуместном эротизме: она приходила на игру в слишком откровенных нарядах и надевала неоднозначные украшения.

Члены команды зачастую живут в разных городах и даже странах. В таком случае знатоки регулярно проводят онлайн-тренировки. А вместе собираются за неделю до эфира — на игру команды, которая играет перед ними. Затем за пару дней до собственного эфира — чтобы провести тренировку перед игрой.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Полный эпизод конфликта:

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Успешно прошедших онлайн-отбор приглашают на очный этап, и тут многие отсеиваются, потому что играть в студии с реальными соперниками оказывается намного сложнее, чем дома на диване.

Передача построена так, чтобы интрига сохранялась до самого конца. При грамотной ставке в финальном раунде даже у игрока, который был аутсайдером на протяжении всей игры, есть шанс выйти победителем. Существует калькулятор финальных ставок, который может просчитать оптимальный вариант. Правда, на игре пользоваться им нельзя.

Выигрыш переводится на карту победителя после выхода передачи в эфир — часто через несколько месяцев после съемок.

Участники передачи приезжают из самых разных уголков страны и представляют самые разные профессии. Среди гроссмейстеров передачи преобладают работники IT-сферы и журналисты. Но есть среди успешных игроков и люди не самых типичных профессий — к примеру, сантехник из Бурятии Чимит Дармаев, который с первого раза выиграл 3 игры подряд.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Женщин среди игроков намного меньше, чем мужчин, поэтому их берегут: в тройке участников игры, как правило, присутствует только одна дама.

У каждого игрока есть свой проверенный способ настроиться на игру: кто-то медитирует, кто-то пропускает рюмочку для храбрости, а об Анатолии Вассермане говорят, что перед началом записи он спит час-полтора на диване в студии, а во время игры съедает 3 плитки шоколада.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Принципиальное отличие нашей версии заключается в том, что с 2013 года у нас играют только известные люди, в то время как в других странах их приглашают только по особому поводу. Именно поэтому у нас исчез за ненадобностью отборочный тур. Кстати, наши звезды еще и играют дуэтом, что для заграничных площадок тоже большая редкость.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Купюры, которые используются для съемок передачи, фальшивые. Иначе организаторам пришлось бы платить еще и охраннику. Сумма выигрыша за вычетом 35 % налога переводится участникам передачи на карту после выхода игры в эфир.

Вопросы для передачи в целом несложные, и, чтобы ответить на них, не нужно никаких специальных знаний — достаточно школьной программы и широкого кругозора. А вот блестящая эрудиция вовсе не обязательна. Анатолию Вассерману она не помогла выиграть даже первую несгораемую сумму: однажды он не взял вопрос за ₽ 25 тыс.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Антураж решили устроить как в боксе: Козлов предложил рассадить зрителей на высокие трибуны, как на боксерском стадионе. Столы изначально планировали сделать красного и синего цветов, как углы на ринге, но оператор Александр Фукс был против: синяя лампочка окрашивала бы лица игроков в неестественный оттенок. Так что цвет заменили на зеленый (в начале он был почти желтым).

Ввиду того что передача динамичная, а соперники играют практически лицом к лицу, возникает немало конфликтов. Чаще и заметнее всего скандалили Ровшан Аскеров и Александр Друзь. Первый вскакивал со своего места и до хрипоты спорил с ведущим, так что другие игроки были вынуждены силой возвращать его на место. А второй как-то раз показал неприличный жест в адрес соперника и однажды не ответил на вопрос, потому что не смог вспомнить цензурный палиндром.

Алексей Капустин — давний друг ведущего и редактор программы — пишет большую часть вопросов для игры. Он рассказывал, что источником вдохновения хорошего вопроса для игры может стать что угодно. Так, он написал несколько вопросов, прочитав, что написано на обычной пачке соли: ее калорийность, срок годности и ряд других параметров.

Формой игроки обеспечивают себя сами, предварительно согласовав ее дизайн с редакторской группой. Организаторы не оплачивают игрокам ни дорогу, ни проживание, а также не гарантируют, что команде удастся поиграть.

20+ фактов о съемках отечественных телевикторин, которые пережили даже самые популярные ток-шоу Викторина, Шоу, Телевидение, Эрудиция, Съемки, Факты, Интересное, Телепередача, Гифка, Видео, Длиннопост

Юрий Вяземский придумал передачу в 1992 году. Он работал в МГИМО и знал, как сложно талантливым, но небогатым детям туда поступить. Передача давала такую возможность: в случае победы школьники становились студентами без экзаменов.

К москвичам и провинциалам на собеседовании предъявляют разные требования: к москвичам — более суровые. Потоки участников из столицы и регионов разделены и не пересекаются до финала. Юрий Вяземский не раз говорил, что дети из провинции ему интереснее.

Финал снимают в апреле, и ректор тут же отдает приказ о зачислении победителей. Раньше проигравшим в финале давали льготы при поступлении, но позже их отменили. Студенты, которые поступили с помощью программы, находятся в институте на особом счету, потому что руководство знает их в лицо.

Юрий Вяземский неоднократно заявлял, что не смог бы выиграть в собственной передаче — несмотря на то что сам пишет для нее вопросы. Также он утверждает, что поступить в МГИМО, сдав экзамены, намного проще.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богданович Г.Ю., Калугина А.Ю.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Богданович Г.Ю., Калугина А.Ю.

Эмоциональная природа как аксиологическая составляющая информационного контента регионального телевидения

Участие студентов-журналистов в реализации профориентационных проектов как способ развития профессиональных компетенций

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. Том 5 (71). № 4. С. 214-226._

4. ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

КОНТЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ: СТЕНДАП (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Богданович Г. Ю., Калугина А. Ю.

Таврическая академия (структурное подразделение)

ЭСТЕТИКА ПОДАЧИ НОВОСТЕЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

_Богданович Г. Ю., Калугина А. Ю._

Одной из тенденций развития современного информационного телевещания

является технический и технологический прогресс, что влияет на эстетику новостей. К такому выводу приходят исследователи [3], анализируя быстро ускоряющийся процесс создания медиапродукта. Под эстетикой новостей мы подразумеваем, в первую очередь, видеоряд; во-вторую - образность информационного текста. Именно эти позиции сегодня обеспечивают заинтересованность целевой аудитории в получении такого продукта, который обязательно обеспечит обратную связь [4].

Стендап как элемент медиакоммуникации

В начале ХХ1 в. стремительно возросла популярность выступлений репортера в кадре, то есть использование так называемых стендапов. Под стендапом принято понимать выступление (как правило, комическое, юмористическое, забавное и т.п.) представителя разговорного жанра перед аудиторией. Постепенно некоторые свойства стендапа были перенесены в сферу медиакоммуникации, чаще всего использовалась функция комментирования, которая применялась в разнообразной жанровой палитре. В наше время новостные стендапы, например, носят характер не строго информационный, а порой содержат развлекательный формат. Вместе с тем, следует констатировать появление такого элемента структуры сюжета, как лайфовый стендап, когда журналист является участником события.

Репортеры стали прыгать с парашютом, водить автомобили, лазать в клетки к рептилиям, кататься на велосипедах и роликах, спускаться в пещеры со снаряжением, порой рискуя здоровьем и жизнью. Эксперименты фиксируются в кадре часто ради того, чтобы вызвать интерес у аудитории и даже создать резонанс.

КОНТЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ:

Геймификация в сюжетах американских телеканалов

Изучив стендап-контент некоторых журналистов из американских городов и штатов, стендапы крымских репортеров, мы определили наиболее популярные эффекты для создания обратной связи новостной медиакоммуникации.

_Богданович Г. Ю., Калугина А. Ю._

Репортёры крымского телевидения совместно с операторами используют всевозможные склейки, которые несут в себе элементы геймификации контента, такой своеобразной игры со зрителем. Такими, например, можно считать стендапы с исчезновением корреспондента или перемещением из одной локации в другую посредством быстрого движения камеры и т.д.

_КОНТЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ: . _

Нестандартные подходы наблюдаются в нескольких совместных сюжетах Климентия Громова и Анастасии Калугиной. В сюжете о бархатном сезоне в Крыму

_Богданович Г. Ю., Калугина А. Ю._

говоря о том, как легко можно потеряться в лесу, а во второй части стендапа оператор

Оператор перемещает репортера через идентичные по форме и цвету объекты. В

первом сюжете камера пролетает через кусты, во втором - движется по разноцветным

скоплениям мусора. Стоит отметит, что подобные эксперименты возможны только

Инфотейнмент в информационных программах

На инфотейнмент в информационных программах влияет видеопроизводственная среда (работа студий видеопродакшн по созданию роликов и клипов) и кинематограф. Визуальный язык и динамика, пришедшие на телевидение также из мувимейкинга, успешно адаптировались в информационной медиасреде.

_КОНТЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ: . _

Исследователи отмечают, что информации сегодня «присуща быстрота и

регулярность доставки к потребителю, опосредованный, безличный и, в известной

степени, стереотипизированный характер. При максимальной экономии времени

надо четко сообщить, что, где и когда произошло, а красоты стиля только помешали

Телевизионная картинка - это атмосфера события, которую не покажет ни одно печатное СМИ, образное слово репортера и его участие в событии лишь добавят красок и привлекут местную аудиторию к экранам, ломая стереотипы о региональном телевидении.

Создание качественного контента - одно из основных условий востребованности того или иного канала. Поэтому региональные телестудии, на наш взгляд, должны в первую очередь бороться за аудиторию посредством качества создаваемого продукта, тогда как за оперативность должны отвечать информационные агентства.

_Богданович Г. Ю., Калугина А. Ю._

кадр статичный. Фигура репортера размножается посредством монтажных эффектов,

в данном случае - маски.

Рассуждения о технических возможностях современных телестудий позволяют отметить, что экшн-камеры и квадрокоптеры имеют два основных преимущества в сравнении с габаритными камкордерами ТЖК (телекамерами). Во-первых, снимают нагрузку с оператора во время съемки (для сравнения: камера ТЖК весит 5-8 килограммов, а экшн-камера - до 100 граммов), а во-вторых - позволяют показать объект съемки с такого ракурса, с которого обычным камкордерам снять сложно или даже невозможно технически.

_КОНТЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ: . _

_Богданович Г. Ю., Калугина А. Ю._

9. Tiffany Liou Tiffany Liou's Reporter/MMJ Reel [Электронный ресурс]. - Режим

12. Вести Крым В Перевальном канализационные стоки загрязняют колодцы [Электронный ресурс]. Режим доступа:

_КОНТЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ: . _

4. Bogdanovich G.Yu., Kalugina A. Yu. Kommunukativnye Tekhnologii: Studencheskie Media I Imidzh Vuza [The Communicative Technologies: Student Media and the Image of the University]. Sinferopol: IT Arial Publ., 2019. 68 p.

_Богданович Г. Ю., Калугина А. Ю._

_КОНТЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ: . _

18. Vesti Krym VESTI-KRYM: efir 26.06.2019 11:25 [VESTI-CRIMEA: broadcast

CONTENT OF REGIONAL TV JOURNALISM: STANDAP (DOMESTIC AND

FOREIGN EXPERIENCE) Bogdamovich G.Y., KaluginaA.Y.

The stand-up is the main and integral part of the structure of the information story on television. The format of the journalist's speech to the audience has changed and now continues to transform. Dynamics appeared in the frames, the journalist became more "mobile". Sometimes a standup becomes a carousel for the viewer, which is achieved due to installation and operator capabilities thanks to modern technologies (wide-angle cameras, action cameras, drones, etc.). Editing video transitions allowed journalists and cameramen to go beyond the tradition and get creative freedom, develop your own style. Keywords: communication, regional content, stand-up, infotainment

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Учебно-исследовательская работа по теме

Даришева Айгуль Галиденовна,

Камызяк – 2016 г.

Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Безусловно, практическое применение стенд-апа может определить степень его эффективности в подготовке сюжета.

изучить теоретический материал по данной теме;

выявить типы стендапов;

изучить способы записи стенд-апа.

применить стенд-ап непосредственно в кадре;

снять учебные сюжеты;

получить истинное удовлетворение от исследовательской работы.

Практическая значимость исследования:

способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению журналистики;

применять стенд-ап в съемках учебных видеороликов.

Основная часть

Стенд-ап (от англ. standup — стойка) - вербальный репортёрский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события. Альтернативный термин — репортёрская стойка . Есть два варианта подготовки сюжета с применением стенд-апа:

1) Материал, подготовленный до выхода в эфир: автор освещает ход событий из студии и при необходимости обновляет закадровый текст, не имея возможность перезаписать стенд-ап.

2) Прямая трансляция с места события: репортёр знает (или вычисляет), что событие состоится во время выхода новостей в эфир. Тогда на место действия выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС) и в эфир выдается прямое включение, у журналиста есть возможность передавать в эфир стенд-ап на фоне происходящего.

Существует несколько типов стенд-апа, которые подразделяются на три категории:

финальные, когда журналист подводит резюме и представляет себя и съёмочную группу.

Практикуются три способа записи стенд-апа:

1) Репортёр работает на каком-либо фоне.

2) Работа на фоне событий (соревнование, митинг, пожар, уличное движение и т. п.)

3) Запись в движении.

В первом случае ключевую роль играет фон, на котором пишется стенд-ап. Допустимы отъезды, панорамы (если это ложится на контекст того, о чем говорит журналист в кадре). Не лучший вариант – закрывать часть стенд-апа на монтаже другим планом – это создает ощущение незаконченности и непродуманности.

Невозможно представить себе репортера без микрофона. Он – неотъемлемый рабочий атрибут.

Существуют три способа работы с микрофоном :

1) классический: репортёр держит микрофон в руке.

Об этих способах стоит помнить при съемках стенд-апа. Согласитесь, что не совсем удобно использовать классический прием работы с микрофоном, если по задумке репортер должен висеть вниз головой.

Стенд-ап применяют ради достижения ряда профессиональных задач:

превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа;

показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция;

резюмировать информацию или спрогнозирвать события;

сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации;

смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой;

скомпенсировать дефицит видеоряда.

Существуют неписанные стандарты применения данного приёма:

стенд-ап не должен быть более 20 секунд;

фон, на котором стоит журналист, должен иметь отношение к тематике сюжета;

журналист должен постоянно следить за своим внешним видом так, чтобы он соответствовал теме и атмосфере сюжета;

журналист (репортер) в кадре должен быть без солнцезащитных очков, а так же без головного убора, даже в сильный мороз;

текст должен чётко отделяться от так называемого закадрового текста.

Ирвинг Фэнг подчеркивал значимость звуковых фрагментов:

Написать текст к видеосюжету — не значит просто должным образом соотнести слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно.

Когда смотришь информационную программу и видишь журналиста на месте события, бойко рассказывающего о подробностях происходящего, создается впечатление легкости этого процесса. Что тут сложного, встал и сказал! Но это обманчивое впечатление.


©Екатерина Краева

©Екатерина Краева

Но в этом мало творчества. По-настоящему классно, когда тебя вдохновила какая-то тема, ты начинаешь сочинять шутки и только потом, анализируя, понимаешь: ага, здесь — такой прием, здесь — такой. Можно научить сочинять шутки, но быть смешным — нет. Я в это не верю. Юмор — это определенный культурный пласт, который соединяется с необычным углом зрения на этот мир. Этому научить нельзя.

Стендап — очень страстное искусство. Ты опираешься на то, что тебя расстраивает, злит, заставляет страдать. Ты берешь эту боль и переносишь ее в материал. Тогда это будет по-настоящему смешно. По-настоящему людей смешит, когда они видят, как тебе больно. Если тебя по-настоящему не бесит современная мода, а ты просто пытаешься иронизировать над человеком, у которого на голове вешалка, в этом не будет ничего смешного. Искусство комика в том и состоит, чтобы свою негативную энергию превратить в комедию. Но есть вещи настолько болезненные, что лучше подождать какое-то время, прежде чем о них говорить. Со временем мы можем относиться с юмором даже к самым страшным вещам.

Многим стендап кажется простым искусством: вроде бы какой-то человек вышел, рассказывает историю, смешно, но мы тоже так можем! В этом случае мы предлагаем человеку выйти, что-нибудь рассказать. Но когда он выходит, рассказывает, то понимает: что-то не так. И мы объясняем: послушай, понятно же, что мы этот текст, историю написали и отработали так, чтобы она казалась сиюминутной, как будто она родилась здесь. Мы сами учимся все время.


Елена Новикова

Не могу сказать, что стендап помогает справляться с психологическими проблемами, но он точно помогает вытаскивать из себя истории, связанные с личным опытом. И когда ты проговариваешь это на публику и ищешь в этом смешное, ты понимаешь важную вещь: оказывается, собственными комплексами можно рисовать целые картины. Как художник красками.

Почему публика к этому подключается? В этом чувствуется правда. Когда человек рассказывает, что его всю жизнь подавляла мать или у него маленький член, публика подключается к этой правде. И ты видишь, что эта проблема не только у тебя. И тебе становится легче, потому что публика в этот момент становится твоим исповедником, священником.

Читайте также: