Как сделать спарту

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Спарта была основана как один из дорийских полисов. Законы Ликурга сделали ее уникальным государством. Армия Спарты была лучшей в греческом мире.

Вторжение дорийцев: рождение Спарты

Дорийский полис Спарта появился в период Темных веков Греции. В этот период греки-дорийцы переселялись на Пелопоннес и подчиняли себе прежнее ахейское население. По легенде Пелопоннес был разделен между потомками Геракла, возглавившими вторжение. Кресфонт получил Мессению, Темен — Арголиду, а сыновья Аристодема — Лаконику.

В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее, Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодежи было, на ком учиться воевать.

В VI веке до н. э. Спарта вела тяжелые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но полисы Аркадии не вошли в состав спартанского полиса, а стали его младшими союзниками. Так была заложена основа Пелопоннесского союза. В этот альянс, возглавляемый Спартой, вошли также Элида, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники выставляли отряды в объединенное войско, которое вели в поход цари Спарты.

Создание своей политической системы спартанцы приписывали законодателю Ликургу. Но отделить правду от вымысла в его биографии не могли уже в Античности. Скорее всего, Ликургу приписали комплекс преобразований спартанского общества, который внедрялся на протяжении всей Архаической эпохи к середине VI века до н. э. превратил ее в военизированное государство.

Во главе Спарты стояло два царя из двух правящих одновременно царских династий. Им помогал в управлении совет аристократов, герусия. В него входило 30 членов, и за каждым царем было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий — оно только утверждало законопроекты герусии. В VI веке до н. э. к ним добавилась коллегия 5 эфоров, которые контролировали деятельность царей.

2 (2).jpg

Мессенские войны: появление илотов

Мессения была завоевана дорийцами в Темные века. Сведений о ходе завоевания и укладе дорийской Мессении почти не сохранилось. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены завоевателями-дорийцами, но признали их власть.

Мессения была страной небольших городков и деревень, жители которых осознавали свое культурное единство. Даже победители Олимпийских игр из этого региона обозначались, как выходцы из Мессении, а не какого-то конкретного полиса. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.

Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были поставлять победителям часть своего урожая, а также признавали зависимость от Спарты. Независимость сохранили западные города Мефона и Пилос. Проявлением зависимости от Спарты, например, то, что жители Мессении отправляли своих плакальщиков на похороны царей. После первой войны началась эмиграция мессенцев, преимущественно, аристократии. Они приняли участия в основании полиса Регий. Потомки изгнанников сохраняли свою идентичность, как мессенцев, и после освобождения их родины в IV веке до н. э вернулись туда. Жрецы, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.

В первой половине VII века до н. э. жители Мессении восстали. Во главе новой войны был полководец Аристомен. Его деятельность была прославлена потомками, особенно, когда Мессения вновь получила свободу. Поздние авторы подробно описали его деяния и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.

Восставших поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Аргос. У Спарты тоже нашлись союзников среди других полисов региона. К восстанию присоединились и потомки эмигрантов.

Война поначалу была трудной для спартанцев. Но потом они перешли в наступление, а союзники мессенцев их оставили. В решающей битве у Большого Рва ополчение мессенцев было разгромлено. После этого самые стойкие продолжали вести партизанскую войну — они нападали на владения новых хозяев в Мессении и в самой Лаконике. Войну завершила осада укреплений мессенцев на горе Ире. Последним защитникам Мессении разрешили покинуть страну и уйти в союзную Аркадию.

После Второй Мессенской войны государственность этой области была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения спартиатов, а основную масса населения ждало обращение в илоты или, в редких случаях, периэки. Жители городов западного побережья переселились в Италию и на Сицилию. В свою очередь, на их месте осели жители дружественных Спарте и разрушенных Аргосом городов Асины и Навплий.

Мессенцы сохранили свое самосознание, как единого народа. Их участь вызывала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи с этой областью своих предков. В 464 году до н. э. Спарту разрушило мощное землетрясение. Оно стало сигналом к мощному восстанию илотов Мессении, которое вошло в историю как Третья Мессенская война.

Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, в ходе Пелопоннесской войны афиняне создали на побережье Мессении форпост, где могли укрыться беглые илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.

В 370 году до н. э. фиванский полководец Эпаминонд освободил Мессению от спартанской власти. Спарта долго не признавала Мессению свободной и безуспешно пыталась вернуть ее под свою власть. Потомки изгнанников вернулись на историческую родину.

3 (2).jpg

Илоты и криптии

Участники криптий жили отдельно от сограждан около года. Платон писал, что криптии начинались зимой. Вступая в должность, эфоры объявляли илотам войну и тем самым позволяли спартанцам убивать их.

Исследователи обратили внимание на то, что в ходе криптий спартанец становился противоположностью воина-гоплита, каким он должен был стать, достигнув совершеннолетия. Гоплит сражается в строю с другими воинами, участник криптий — действует в одиночку. Гоплит хорошо вооружен, участник криптий — почти наг и вооружен одним кинжалом. Наконец, гоплит сражался в правильном бою днем, участник криптий — выходил на охоту на людей ночью. Возможно, целью было заставить молодого воина осознать преимущества военной и политической организации и побудить защищать ее.

4 (1).jpg

Спартанские традиции

Ликург установил, что молодые спартиаты должны состязаться не только в атлетических упражнениях, но и в песнях. С Архаической эпохи были известны религиозные музыкальные фестивали Спарты. В первую очередь это Гиацинтии, названные в честь возлюбленного бога Аполлона по имени Гиацинт. Во время Гиацинтий выступали хоры спартанских девушек.

Трудно поверить, но Спарта VII-VI веков до н. э. стала домом для многих поэтов. Среди них Терпандр с Лесбоса, Ксенокрит из Локр, Полимнет из Колофона. Были среди них и уроженец Спарты Кинетон. Другой поэт, Алкман, прославился авторством гимнов для хоров девушек. Он был включен в число 9 величайших лириков. Многие города претендовали на то, чтобы быть его родиной, но прославился как поэт он в Спарте. География поэтов, живших в Спарте, простирается от Италии (Локры) до Малой Азии (Колофон).

Другим крупным фестивалем были Карнеи и Гимнопедии. Во время них праздновали вступление молодых спартиатов во взрослую жизнь. Карнеи включали не только спортивные, но и музыкальные состязания. Авторы песен Гимнопедий были поэты Талет и Алкман. Позже к ним добавили стихи Дионисодота. На Гимнопедиях между собой соревновались три хора — юношей, мужчин призывного возраста и пожилых мужчин.

5 (2).jpg

Спартанцы-олимпионики

Несмотря на изменения в полисе спартанцы были постоянными участниками Олимпийских игр. До середины VI века до н. э. спартанские атлеты часто оказывались в числе победителей (олимпиоников). Из 85 известных именам победителей в Олимпийских состязаниях за период 776−580 гг. до н. э. 43 — выходцы из Спарты. После этого количество спартанцев-победителей снижается. Вероятно, из-за милитаризации общества Спарты, где занятия атлетикой были излишними. Другой причиной стало развитие атлетики во всем греческом мире и расширение круга участников Олимпийских игр. За следующие три столетия, вплоть до разрушения традиционного спартанского уклада, известно 13 спартанцев-победителей из 293 олимпиоников.

Больший процент победителей-спартанцев в колесничных бегах, где победителем записывали владельца упряжки. Спартанцы были победителями в гонках квадриг в Олимпии с 448 по 388 годы до н. э. С этим соотносится упоминание у писателя Павсания, что после войн с Персией спартиаты активнее других эллинов занимались коневодством. Статуи спартанцев, чьи кони побеждали в гонках на квадригах, несколько веков стояли в Олимпии. Автор статуи спартанца Ликина был великий скульптор Мирон.

Спартанское воспитание

По словам Платона, Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.

Спартанские мальчики начинали свое обучение в возрасте семи лет. Все дети, достигшие этого возраста, объединялись в агелы (стада). Их обучению предстояло продлиться более 10 лет. После его завершения молодые спартиаты получали право носить длинные волосы, а когда достигали тридцати — усы.

Само слово агела упоминается Платоном, но не Ксенофонтом, жившим в Спарте. Каждая группа детей была под присмотром взрослого спартанца или подростка, достигшего 12 лет.

Как пишет Ксенофонт, важной частью жизни молодых спартиатов было воровство. В дополнение к рациону совместных трапез они должны были красть продукты. Попавшихся наказывали плетьми. Отдельной задачей было воровство сыров с жертвенника Артемиды. Так, по мнению Ликурга и Ксенофонта, спартанские юноши учились ловкости.

Юноши, готовящиеся к взрослой жизни, познавали и однополую любовь. Они оказывались вовлечены в эти отношения в возрасте 12−14 лет. Их старший любовник из числа молодых неженатых спартиатов должен был также привить им ценности, которым дорожила спартанская община.

Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии. Они существовали и в Спарте, и в дорийских критских полисах. Но подход к организации в них отличался. На Крите сисситии организовывали за счет дохода с государственной земли и податей от периэков. В Спарте — за счет взноса каждого гражданина. Формально, это должно было упрочивать равенство спартиатов. На деле же приводило к расслоению, потому что не все спартанцы были в состоянии уплатить взнос. Они теряли право участвовать в общей трапезе и в политической жизни. Предположительно, эту социальную группу называли гипомейонами.

Сведения о взносе в сисситии сохранили два автора — Дикеарх и Плутарх. Они расходятся в точных цифрах, но дают общий состав продуктов для трапез: медимн или полтора муки ячменя, 12 хоев вина, фиги, сыр, а также 10 эгинских оболов для покупки мяса. Доли в совместные обеды, предоставляемые государством от имени царей, передавали в храм Артемиды дважды в месяц — в новолуние и седьмой день. Царские взносы включали зерно, жертвенное животное, четверть вина. С учетом того, что взнос делался дважды в месяц, взнос царей был вдвое выше взноса обычного гражданина. Но и порции пищи во время обедов цари получали вдвое большие.

В Классическую эпоху на совместных обедах подавали хлеб, вино, вареную свинину, похлебку из нее же, маслины, фиги, сыр. Иногда могли подать зайчатину или мясо птицы, добытые на охоте. Состоятельные граждане посылали к общему столу охотничью добычу и пшеничный хлеб. Они могли прислать на трапезу готовое рагу. Жертвователей более дорогих блюд сажали на почетное место. Для участников обедов были фиксированные нормы хлеба и вина. По данным Фукидида, примерно такой же паек спартанские воины получали во время походов. Спартанцы не пускали сосуд с вином по кругу, но пили каждый из своего.

Когда цари обедали со всеми, они получали двойную порцию. Это делалось, чтобы цари могли угостить обедом кого-то из уважаемых ими граждан. Сотрапезниками царей были пифии, должностные лица, отвечавшие за контакты царей с Дельфами. В походе царской сисситией были полемархи и три спартанца, отвечавшие за снабжение. Причиной этого древние называли необходимость того, чтобы царь и военачальники проводили вместе больше времени и совмещали обед с военным советом.

Место сбора членов сисситии называлось фидитий. Все эти места для совместных трапез располагались около могилы древнего героя Тисамена. В Классическую эпоху Спарта продолжала быть союзом 4 деревень, поэтому общее место для трапез символизировало их единство, как граждан одного полиса. На позднюю трапезу в фидитий следовало идти без факелов. Так спартанцы приучали себя к скрытным ночным маршам.

Несмотря на закрытость и сосредоточенность на военной подготовке спартанцам не была чужда культурная жизнь. В Классическую эпоху продолжались состязания хоров. Кроме того, искусства лаконизма заключалось в умении изречь не просто короткую, но остроумную реплику. Живший в эпоху Римской империи Плутарх собрал коллекцию вошедших в историю изречений спартанцев.

Об исторически значимом городе-государстве Древняя Спарта знает практически каждый человек. Одно название страны отождествляется с невероятным мужеством, силой и гордостью людей, ее населявших. Ученые на протяжении нескольких тысячелетий изучают культуру и историю Спарты, пытаются выяснить причины падения, казалось бы, непобедимой и могучей державы.

  • Особенности географического положения
  • Основание страны
  • Законы в древней державе
  • Семейная жизнь
  • Аскетизм как принцип жизни
  • Государственное устройство
  • Герусия и народные собрания
  • Могущество эфоров
  • Суть древнегреческой империи
  • Спартанские крестьяне
  • Отношение к культуре

Древняя Спарта

Особенности географического положения

Рассматривая успешное политическое, экономическое и социальное положение Спарты со своим флагом и языком, нельзя оставить без внимания ее выгодное местонахождение на современной карте мира. Она располагалась в южной части Пелопоннесского полуострова, а именно в области Лакония (Греция).

Географическое положение

Государство омывалось Ионическим и Егейским морями, которые и открыли легкие пути спартанцам для совершения военных походов и переправы на родину добытых богатств. В период расцвета территория могучей державы охватывала около 8 000 кв. км. Она считалась непобедимой и могучей в те времена, сохраняя подобное звание на протяжении нескольких веков. Удивительно, но побережья не были укреплены оборонительными стенами, настолько спартанцы были уверены в своей неуязвимости.

Основание страны

Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты. В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.

Афины

Законы в древней державе

Правовая система империи связана с именем общественного деятеля Ликурга. Его жизнь мало описана, но законы, им изданные в древности, обговариваются и сегодня. Именно они были положены в основу правового спартанского института. Законами выступали ретры — это правовые короткие изречения, которые изучались наизусть и передавались из уст в уста. Всего известна 1 большая ретра и 3 малых.

Законы

В одной из последних говорилось про запрет создания письменных законов. Таким способом правящая аристократия уходила от рамочных ограничений прописанного текста. Ретры Ликурга контролировали всю жизнь спартанцев. Ограничения заключались в том, что воинам запрещалось пользоваться денежной единицей. Любая материальная сделка предполагала проведение обмена.

Недопустимо было осуществление коммерческих операций, связанных с земельными участками. Чтобы спартанцы не сошли с пути истинного, ретры запрещали им пользоваться предметами роскоши, украшениями, заниматься изготовлением таких вещей.

Семейная жизнь

История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:

Семейная жизнь

  • плохое питание;
  • выдача одного хитона на протяжении года;
  • по окончании школы сдача экзамена на выносливость.

Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.

В брачно-семейном праве Спарты имело место понятие развода. Но его мог затребовать только мужчина, уличив жену в измене, или если она являлась бесплодной.

Аскетизм как принцип жизни

Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.

Принцип жизни

Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.

Государственное устройство

История Спарты указывает на то, что создание управленческой лестницы также принадлежит Ликургу. Многие историки называют воинов малограмотными. Несмотря на это, государственная форма их державы была намного более продвинутая в сравнении с другими.

Во главе находилось 2 царя, это были представители отдельных династий, к которым подданные проявляли уважение. Владыки совместно управляли действующим войском, однако на сражения отправлялся только один монарх — архегат. Обязанностью второго из них — басилея — являлось:

Государственное устройство

  • управление мирной жизнью города;
  • обеспечение провизией в достаточном количестве всего тыла;
  • подготовка оружейных запасов в случае необходимости подкрепления армии.

Правители были членами собрания старейшин — герусии, на котором интересующие проблемы государственной важности обсуждались совместно. Цари, представляющие враждующие семейства, с течением времени на фоне постоянных ссор утратили доверие подданных. Их обязанности преобразовались в представительную монархию, реальная же власть находилась у эфоров. Тем не менее спартанские цари всегда оставались в почете и получали определенные доходы от населения в виде:

Земельный налог

  • благотворительных денег;
  • жертвенной пищи;
  • земельных налогов.

Герусия и народные собрания

Управление государства было особенным. Герусия состояла из 28 мужчин возрастом старше 60 лет. В их обязанности входило обсуждение государственных проблем. В отдельные периоды старейшины наделялись правом наложения вето на указы царя и пользовались этим.

Народное собрание

Постепенно такой законодательный орган утратил силу воздействия на политическую систему, плотно занявшись судебной практикой. Совет занимался определением уголовных дел, вел обсуждения относительно наказания для виновного, выносил приговоры. С особой жестокостью наказывались изменники родины.

Имели свою силу и апеллы, так назывались народные собрания. Они состояли из мужчин старше 30 лет, которые были выходцами из аристократических семей. Характерной чертой являлось то, что на подобных собраниях избирались эфоры, при отсутствии престолонаследника решался вопрос о том, какой из царей останется на месте, а какой отправится на сражение. Здесь же принимались окончательные решения относительно изменников, которых лишали гражданства.

Апеллы имели право присваивать человеку звание спартанца при условии, если он изъявил такое желание. Но голосования проходили не совсем честно. Прав оказывался тот, кто крикнет или переманит на свою сторону других представителей собрания. Честное голосование отсутствовало.

Могущество эфоров

Эти представители власти в количестве 5 человек избирались на 8 лет. Чтобы эфоры были прославлены на века, апеллы называли календарные годы их именами. Правители имели контроль над всеми представителями власти и контролировали любой вид деятельности.

Могущество эфоров

Когда назревало военное сражение, эфоры сопровождали царя, который мог нажиться на военных делах или проявить трусость во время боя. Нередко из таких управленцев выходили настоящие диктаторы, чувствующие безнаказанность за свои действия из-за отсутствия письменных законов. Эфоры наделялись правом изгнания царя, чем и пользовались, чтобы не выполнять его приказы.

Суть древнегреческой империи

Войны Спарты — то, чем она прославилась на весь мир. Здесь впервые была разработана и задействована на практике схема по тактическому размещению солдат, которая часто решала исход битвы. Только появившись на свет, спартанцы воспитывались для войны. В зрелом возрасте на сражение они отправлялись с венком на голове. Погибнув, они подвергались погребению с достоинством. Отважным бойцам чужда была слабодухость, трусость, безразличное отношение к стране.

Древнегреческая империя

Дезертиры подвергались гонениям, но им сохраняли жизнь, чтобы они мучились из-за содеянного, а именно из-за предательства родины. Отличительным признаком предателей являлись специальные прически, повязки, и с такими людьми никто даже не разговаривал.

Что касается детей дезертиров, они автоматически приравнивались к изменникам Спарты, не имели права заводить семьи. Удивительно, но обычные люди, проявляющие интерес к искусству или книгам, считались трусами, изгоями. Наверное, по этой причине из известного древнегреческого государства не вышел ни один философ или художник.

Спартанские крестьяне

Илоты — так принято называть местное население, плененное завоевателями еще в период образования государства. Спартанцы постоянно увлекались военными походами, сражениями. Основное же занятие крестьян заключалось в работе на государевых землях, они растили и собирали урожай. Однако они отдавали в государство только часть сборов, которая была строго фиксированной. Не сохранились точные сведения про размер так называемого налога. Илотам оставалась часть сборов, которая не давала им умереть с голода.

Спартанские крестьяне

Крестьянами управлял хозяин, что касается прав и обязанностей таких людей, они регламентировались на государственном уровне. Илот отличался от раба тем, что ему позволено было заводить семью, он мог копить деньги для своих нужд. В собственности мог быть дом, передающийся по наследству.

Что касается уголовного права, в этой сфере с аграриями не церемонились. Он мог быть высечен, казнен, за малейшую оплошность следовала ампутация части тела. Спартанцы относились к пахарям как к внутренним врагам, поэтому контролировали их численность, которая никогда не превышала полумиллиона.

Отношение к культуре

В Древней Спарте скудным было развитие той или иной сферы деятельности. Люди, по каким-либо причинам не способные заниматься боевыми искусствами, высмеивались. Презиралось увлечение письмом, искусством, философией.

Культура Древней Спарты

Спартанцы отличались малограмотностью, хотя в военных школах будущим воинам преподавалось письмо с чтением. Но они часто пропускали уроки из-за оттачивания навыков для будущих походов и укрепления физических сил. Основной культурный элемент заключался в патриотических песнях. Однако их исполняли далеко не все. В каждой фразе песни прослеживалась поддержка человека, идущего в бой.

Немаловажный культурный атрибут — религия. В Спарте существовала вера в древнегреческих богов. Каждый поход, любая битва сопровождались особенным культом. Богам подавались жертвоприношения, считалось, что так они будут охранять бойцов в сражениях. Каким бы ни был итог схватки, обязательно воспевалась хвала богам.

Государство и традиции Древней Спарты прошли нелегкий путь, залитый кровью. Но благодаря этому, мир увидел неповторимое достижение человечества — бесстрашных и сильных духом воинов, которые с честью погибали за свою родину.

Чтобы понять, кто такие спартанцы, стоит побывать на месте некогда процветавшего города-государства, соприкоснуться с историей их родной земли, осмотреть руины, оставшиеся на месте поселения.

На пике своего развития спартанская армия была самой доминирующей и опасной военной силой в Древней Греции, и вся ее доблесть опиралась прежде всего на воинскую стратегию, которая включала в себя тренировку как ментальной силы солдата, так и его боевых качеств. Сегодня мы проведем краткую, но увлекательную экскурсию по основным тактическим принципам, которые позволили этим воинам сражаться столь яростно и оставаться непобедимыми.

Сила внешнего вида

Спартанцы не только обладали высокой боевой подготовкой, чтобы поддержать свою репутацию грозных воинов, но они укрепляли этот статус и своим внешним видом, который соответствовал их внутренней силе.

Поверх туники на спартанском гоплите была надета броня, а в своей руке он держал круглый щит, отполированный до яркого блеска. На голове воина был грозный спартанский шлем, внешний вид которого усиливался высоким гребнем из конского волоса. Когда вражеское войско видело перед собой спартанскую фалангу с их экспрессивной облицовкой шлемов, пылающими скулами и инфернальными впадинами глазных прорезей, то они понимали, с какой страшной и безжалостной силой им пришлось столкнуться.

Одежда и экипировка спартанского воина работали ему на пользу двумя способами: 1) это позволяло самому солдату чувствовать себя более уверенным, непобедимым и свирепым; 2) наводило страх на его врага.

Сила внешнего вида спартанца ослабляла вражеский настрой еще до того, как начиналась битва, и дополняла его непобедимый образ, который шел впереди самой спартанской армии.

Постоянная занятость

Перед боем спартанские воины укрощали свой страх, занимаясь различными делами и физическими ритуалами. Во время похода они читали сами себе стихи древнегреческого поэта Тиртея, выученные еще в юности. В дни, предшествующие битве, спартанцы тренировались перед завтраком, затем продолжали военную подготовку после еды, а во второй половине дня занимались физическими упражнениями и участвовали в спортивных состязаниях. В моменты отдыха солдаты полировали свои доспехи или точили оружие.

Воин должен быть почтительным

Перед началом каждого похода спартанцы советовались с оракулами, приносили жертвы, внимали религиозным приметам. За каждое неправомерное решение накладывалась санкция или порицание жрецов. Известно, что именно из-за религиозного празднества спартанцы с задержкой прибыли на Марафонскую битву, и по схожей причине Леонид отправился в Фермопильское ущелье лишь с передовым отрядом собственной охраны, а не целой армией.

Благоговение спартанцев можно было бы назвать суеверием, но его можно также назвать и смирением — осознанием и уважением сил судьбы, которая в конечном счете, независимо от боевой подготовки и мужества, может повлиять на исход любой войны.


Выносливость — основа силы

В фаланге во время битвы ловкость, скорость и сообразительность были не так важны, как стойкость и выносливость. Линия отряда гоплитов оказывала давление на врага своими щитами, стремясь вытеснить противника или пробить брешь в его построении. Добродетелями, в которых спартанец больше всего нуждался в подобные моменты, были преданность, дисциплина и стойкость. Именно эти качества являлись наиболее важными, чтобы сохранять прочность собственной фаланги и не позволить врагу ее разрушить. Мужество, конечно, также было необходимо, но не то мужество, что заставляло бросаться в бой без страха смерти, а то, что позволяло проявлять стойкость даже в самые тяжелые моменты.

Говорить (и думать) лаконично

Сократ считал, что особый стиль речи спартанцев был стратегическим способом заставить других себя недооценивать:

Они скрывают свою мудрость и притворяются глупцами, чтобы создать видимость, что они полагаются лишь на свою военную доблесть. На самом деле спартанцы очень образованы в области философии и речи. Если ты поговоришь с любым из них, то он покажется тебе глупым. Но в конце концов спартанец продемонстрирует умение владеть языком не хуже, чем управлять мечом.

Подобная лаконичность была целесообразна и во время сражений. Так, в атмосфере хаоса было гораздо проще отдавать приказ и четко доводить до сведения солдата определенную информацию.

Тренируйся как спартанец. Полный гид по тренировкам спецназа Древнего Мира

Бег спартанцев

Как было: с соревнований в беге на одну стадию (192 метра) когда-то начались Олимпийские игры, в которых жители Спарты не раз становились победителями. Потом ввели двойной бег (384 метра) – атлеты бежали стадию до столба, затем поворачивали и возвращались к исходной точке. Был еще долгий бег на семь стадий (1344 метра) и, наконец, самое важное состязание – бег гоплитов, вооруженных воинов (в шлеме и со щитом). Дистанция – 2 стадии.

Бег считался основой основ подготовки спартанца. Пеших воинов-гоплитов считали в Спарте элитой войска, а конницу и моряков не уважали. Способность бегать в полном вооружении позволяла группироваться, атаковать и отступать в бою.


Как адаптировать: бойцы ММА и кроссфитеры вместо отягощений гоплита используют бег со специальными санями. Сани нагружают дисками от штанги и при беге толкают перед собой.


Бокс спартанцев

Как было: Плутарх пишет: учителя в Спарте поощряли драки между молодыми учениками. Считалось, что кулачный бой – отличная подготовка к будущим войнам. Правила схваток часто определяли заранее: до крови, до падения на землю. Кулачные схватки привлекали много зрителей.

В 7 веке до н.э. бои на кулаках и панкратион (симбиоз бокса и борьбы) ввели в состав Олимпийских игр. Атлеты бились обнаженными. Боксеры наматывали кожаные ремни на руки, а в панкратионе обходились без них. Легенды рассказывают: некий Аррахеон-грек дважды победил в панкратионе на Олимпийских играх, а в третьем финале умер, задушенный соперником. Однако победу все же вновь отдали ему. Аррахеон, уже мертвый, так зажал в захвате ногу соперника, что тот не выдержал и запросил остановки боя.


Как адаптировать: панкратион – прообраз современного ММА (смешанныъх боевых искусств). Введите в свой тренировочный план как минимум две тренировки по ММА в неделю. Они приблизят вас к идеалу воина древней Спарты.

Многоборье спартанцев

Как было: метание копья, которое чередовали бегом, метанием диска и прыжками в длину было общегреческой дисциплиной. На Олимпийских играх сюда добавили еще борьбу и получили пентатлон – пятиборье.

Копье было одним из главных орудий спартанца. Спартанские фаланги, ощетиниваясь копьями, стоя щитом к щиту, успешно противостояли даже конным воинам. Копье достигало в длину примерно 2,5 метров. Обучать метанию копья подростков-спарт анцев начинали с раннего детства. На первых порах обучения копья заменяли обычными палками.

Как адаптировать: кроссфит можно назвать современным аналогом греческого многоборья. Кроссфит построен вокруг круговых тренировок: они включают самые разные упражнения – в том числе, бег и силовые – которые нужно выполнять одно за другим. В ряде упражнений кроссфитеры используют медбол - мяч, наполненный песком или опилками. Броски медбола можно сравнить со спартанским метанием диска. Попробуйте выполнить такой комплекс: бег на 100 метров чередуй с 10 бросками медбола в стену на высоту 3 метра. Вес медбола – 6-8 кг. Всего сделай шесть раундов.


Пауэрлифтинг спартанцев



Диета спартанцев

Читайте также: