Как сделать сожженное письмо

Обновлено: 07.07.2024

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сожженное письмо.
История создания – Стихотворение было написано в 1825 году. Женщина, которой посвящено произведение, – графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму от любимой женщины.

Композиция – Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть – монолог лирического героя, вторая – сожжение письма, третья – обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением парной рифмовки, рифмы мужские и женские. Последний стих без пары (не рифмуется).

Средства выразительности

С помощью различного рода троп автор более четко передает свое состояние души и настроение.

Использование эпитетов хорошо раскрывают чувства поэта, придавая им краски и оттенки.

Олицетворения передают эмоциональное состояние поэта, передавая его чувства и состояние души.

Благодаря метафорам поэту удается создать неповторимую образность произведения, делая его невероятно красивым.

Так же автор использует инверсию. С её помощью ему удается придать стихотворению мелодичности.

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал всё возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

Память о поэте

Через 9 месяцев после жаркого лета 1824 года у графини родилась дочь Софья, которая, возможно, была плодом их тайной любви. После возвращения Воронцовых в Петербург Елизавета Ксаверьевна и Пушкин продолжают встречаться. Об их отношениях можно судить лишь по косвенным намекам в стихах. Греческий профиль графини часто украшает поля его рукописей.

Пушкин до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой

Поэт, несмотря на свою открытость и страстный характер, никогда никому не выдал их любовь, не опорочил имя своей возлюбленной. Он сдержал клятву и до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой. Поэт отправился с ним на дуэль с Дантесом, и этот перстень Жуковский снял с его руки после смерти.

Елизавета Ксаверьевна дожила до преклонных лет, сохраняя дорогую ее сердцу память о Пушкине. С возрастом она потеряла зрение, но ежедневно просила читать ей стихи поэта. С ними к ней возвращались воспоминания о молодости и встречах с возлюбленным.

На протяжении всего стихотворения настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная мысль произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщины, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться её просьбе сжечь все послания и терзается тем, что утрачивает последнюю ниточку, связывавшую его с возлюбленной.

Темы, настроение и проблемы

  • Любовь
    . Некая отчужденность мира допускает в высоко организованный разум и живое сердце поэта более сложные, и от того еще более прекрасные, чувства, обыкновенно не успевающие развиваться в суетном мире. Чувства лирического героя глубоки и драматичны.
  • Тоска
    . Таковым сложным чувством, настолько сильным и искренним, что оно стало для чуткого поэта деструктивным, стала и тоска по возлюбленной. Эта женщина была удостоена большой чести: Солнце русской поэзии хранило ей верность на протяжении всей жизни: кольцо, подаренное ей на прощание, Пушкин снял только перед роковой дуэлью 1837. А ее сожженное письмо стало неотъемлемым атрибутом культа русской поэзии.
  • Тема прошлого
    . Лирический герой зависим от воспоминаний настолько, что даже пепел от них он считает единственной для себя отрадой.

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью, стихотворение можно поделить на три условные части.

  • Первая часть представляет собой монолог лирического героя, который обрекает письмо от любимой женщины на гибель.
  • Во второй части автор описывает сожжение письма, которое доставляет сильную душевную боль герою.
  • В третьей части лирический герой обещает бессмертие пеплу.

Жанр, направление, размер

Длинная строка, не характерная для двусложного размера, замедляет стихотворение, однако не отнимает у него ритм, что делает стихотворение слух гармоничным и сложным, полно передающим авторское меланхолическое настроение.

Тест по стихотворению

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин — прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

Краткое содержание

Лирический герой обращается к письму и говорит последние слова. Его рука долго не хотела предавать послание языкам пламени. Герой словно оправдывается перед посланием, просит прощения, поскольку это не его решение. Сжечь весточку велела женщина, написавшая ее.


Лирический герой настроился и все же бросил письмо в огонь. Его душа не могла принять такой поступок, но рассудок велел исполнить просьбу возлюбленной. Всего минута — и бумага пылает, оставляя только дым и пепел.

Письмо скрепляли сургучом, который служил местом для оттиска перстня. Но даже его очертания расплылись. И вот письмо полностью сгорело. Листы свернулись и побелели, надежно уничтожая строчки.

Лирический герой испытывает грустные чувства. Он хотел оставить послание, которое напоминало о возлюбленной, но это невозможно.

Тема произведения

Несомненно одно: у Пушкина чувства были очень глубоки и почтительны. Посланница велела, а лирический герой долго не мог исполнить её волю — предать письмо огню. По всей вероятности, он не раз перечитывал милые строки, написанные любимой рукой.

В них были заключены все его радости в одинокой келье, так лирический герой в другом своём произведении называл свой кабинет. Но час окончательного расставанья настал. Письмо брошено в огонь, душа героя отрешилась от всего мира и опустошилась. Он только безмолвно наблюдал, как послание вспыхивает, тает и кипит сургуч, как сворачиваются листы и постепенно превращаются в пепел.

Основная тема произведения

Сожженное письмо — метафоричный образ любви.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин — прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарный план урока

Учебный предмет – литература

Автор УМК - УМК под редакцией В. Я. Коровиной

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Подготовка к сочинению «Анализ стихотворения

Цели урока: продолжить знакомство обучающихся с особенностями анализа лирического произведения, формировать общеучебные навыки работы с текстом, развивать правильную устную и письменную речь обучающихся.

Формирование УУД

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные виды деятельности: чтение, формулирование вопросов по тексту, устный ответ на вопрос с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге, выявление характерных особенностей стихотворения, соотнесение содержания стихотворения с личными переживаниями.

Методы и формы обучения: деятельностно-практический метод, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений;

портрет Е. К. Воронцовой, карточки с отпечатанным текстом, памятки, компьютер, экран или интерактивная доска.

Эпиграф к уроку

До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский

Этап мотивации, постановки цели и задачи

Как вы можете прокомментировать это высказывание?

( А.С. Пушкин – великий русский поэт, который самые обыкновенные картины жизни превращал в выразительные образы, вызывающие у читателя чувство прекрасного. Его стихи будят сердца читателей, призывая к борьбе за свободу, честность, справедливость. Его стихи помогают рассмотреть в незатейливых пейзажах красоту и неповторимость русской природы. Его стихи воспевают прекрасные чувства дружбы и любви).

Как вы думаете, о чём стихотворение, где есть такие знаки препинания?

(Стихотворение выражает чувства, здесь много восклицательных предложений, которые говорят о……, Многоточие–умолчание предполагает наши размышления о…)

Чтобы проверить наши предположения, обратимся к тексту стихотворения

Результатом урока должны стать наброски к вашим творческим работам, в которых вы покажете умение анализировать лирическое произведение.

Чтение стихотворения (про себя), второй раз вслух.

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои.

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Аналитическая беседа:

Как вы думаете, как называется это стихотворение?

(Варианты названий…СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО)

Кто же адресат этого стихотворения?

(Работа с портретами) Посмотрите на портрет той, кому посвящены эти строки.

Разобраться в содержании этого стихотворения и подготовиться к письменному анализу нам поможет алгоритм анализа стихотворения

Рекомендация. (Выберите из плана нужные, на ваш взгляд, позиции, используйте их при анализе стихотворения).

(слайд на доске или распечатка на парте)

1. Прочитайте стихотворение несколько раз.

3. Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

4. Какую картину рисует поэт? Представьте её себе, запишите, что представили.

5. Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства? Запишите.

6. Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запишите.

7. Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Что вы представляете, когда читаете стихотворение? Запишите.

8. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найдите их, пользуясь памятками.)

Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выделите главные, центральные образы.

Чтение и обсуждение вопросов, заполнение таблицы

Вопросы и задания

Действия учащихся

Примерные ответы

Прочитайте стихотворение несколько раз.

Чтение стихотворения (про себя и вслух)

Узнайте или вспомните сведения об авторе, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения.

Какую картину рисует поэт?

Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства?

Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Перед нами горестный монолог лирического героя, где каждое слово дышит неподдельной любовью, где вместе с письмом гибнет и часть души влюблённого.

Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Мы видим красоту и благородство, искренность и великодушие, которые учат нас умению любить. Ведь любовь – великое чудо, это те высокие минуты в жизни каждого из нас, когда силы души сосредоточены на одном чувстве, несущем одновременно и радость, и огорчение.

Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красиво выразил поэт глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.

Как меняется настроение по ходу текста?

Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз?

Какие контрасты вы заметили в стихотворении?

Какое состояние вызывает у поэта решение сжечь письмо?

Какова композиционная роль открытого финала текста?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? Понаблюдайте за тем, какую роль они играют в стихотворении?

(Памятка «Изобразительно-выразительные средства языка. Распечатка на парте)

Изобразительно-выразительные средства языка

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов и др.;

Эпитет - художественное определение;

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания - усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

Повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

Антитеза – противопоставление;

Анафора - единоначалия;

Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок.

Поэтическая фонетика

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.

По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.

Память о поэте

Через 9 месяцев после жаркого лета 1824 года у графини родилась дочь Софья, которая, возможно, была плодом их тайной любви. После возвращения Воронцовых в Петербург Елизавета Ксаверьевна и Пушкин продолжают встречаться. Об их отношениях можно судить лишь по косвенным намекам в стихах. Греческий профиль графини часто украшает поля его рукописей.

Пушкин до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой

Поэт, несмотря на свою открытость и страстный характер, никогда никому не выдал их любовь, не опорочил имя своей возлюбленной. Он сдержал клятву и до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой. Поэт отправился с ним на дуэль с Дантесом, и этот перстень Жуковский снял с его руки после смерти.

Елизавета Ксаверьевна дожила до преклонных лет, сохраняя дорогую ее сердцу память о Пушкине. С возрастом она потеряла зрение, но ежедневно просила читать ей стихи поэта. С ними к ней возвращались воспоминания о молодости и встречах с возлюбленным.

Система образов

Символический образ письма является в стихотворении центральным. В нём сосредоточена мысль о последней ниточке дружбы, соединяющей поэта и его любимую женщину. Каждая строка этого письма – долгожданное сокровище.

Образ огня как очистительной и вместе с тем безжалостной стихии противопоставлен тонкости и беззащитности письма.

Сгорающие листы воспринимаются как живые существа, корчащиеся от боли и безысходности. По их движенью можно догадаться о том, что происходит с душой героя, его мыслями и чувствами.

Образы и символы

Лирический герой, скребя сердцем сжигает письмо, содержание которого, очевидно, питает его силами, наполняет пережитыми чувствами, однако к нему, повзрослевшему и возмужавшему, не приходит наивное, но светлое ощущение всевозможности. Его душа “ничему уже не внемлет”, вся его неуверенность сублимируется в некий импульс, заставляющий покончить прошлым, хоть и бывшим для него мерилом счастья.

Герой начинает мыслить другими категориями, под влиянием которых и формируется новый, живительный аффект — “Отрада бедная в судьбе унылой”. Наблюдая за агонией письма, герой точно так же пылает, шипит и тлеет, с каждой минутой все больше жалея о содеянном, находя все более пустые оправдания столь бездумного убийства части себя. Он, подобно пропавшему в пустыне путнику, начинающему есть свою плоть, утешает себя тем, что боль естественна и неизбежна, и Всевышний и так милостив над ним: хотя бы в том, что дает ему выбор.

Центральные персонажи

Центральные персонажи произведения: он и она.

Главный герой стихотворения – получатель письма, которому предстоит сжечь его сразу же по прочтении. Ему велено поступить так, чтобы не скомпрометировать отправительницу и самого себя, но за этим приказом чувствуется другое повеление: забыть и больше не писать.

Любовь более невозможна. Это и угнетает лирического героя.

Жанр письма в поэзии

Композиция

Композиция произведения линейная.

Очерёдность событий кратко и стремительно передана в 15-ти строках стихотворения (3 четверостишиях и 1 трёхстишии).

В начале стихотворения поэт обращается к письму, прощаясь с ним.

Затем предаёт его огню и наблюдает за тем, как гибнут его мечты о счастье.

Текст завершается новым обращением, но уже не к письму, а к пеплу: живой любви больше нет, осталось лишь её воспоминание.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения напоминает потрескивание огня.

В тексте стихотворения преобладают глаголы и существительные.

Существительные описывают ряд эфемерных предметов, которые соединяют поэта с возлюбленной (письмо, сургуч, перстень, заветные черты, пепел).

Глаголы описывают этапы сожжения и разные стадии внутренней боли, которой отзывается на всё происходящее душа героя.

Чему посвящено произведение?

Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае — конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны.

Средства художественной выразительности

Вариант №3

И даже в последних строчках можно увидеть страдания поэта о потерянной и не сбывшейся любви. Стихотворение отличается большим использованием эпитетов и метафор, а также различных фраз, для того чтобы чутко передать душевное состояние героя произведения. Писал его поэт при помощи шестистопного ямба, с помощью которого можно увидеть быстрое стремление расстаться с прошлыми чувствами. Рифмы подобраны смежные, что означает беспомощность и отчаяние героя перед обстоятельствами.

Заключение

Это яркое пропитанное душевной болью лирическое произведения А.С Пушкина, безусловно, относится к одному из самых незабываемых произведений о любви поэта. И некого не оставит равнодушным после прочтения.

Итирия создания, кратко по плану

Поэтические тропы

Вторая пассия

Ольга Видова, доктор филологических наук, представляет всем своё видение романа Пушкина. Она утверждает, что поэт питал более глубокие чувства к княгине Вере Федоровне Вяземской.


Переплетение двух линий

Женщина, которой адресовано письмо

Новое мирощущение лирического героя

письмо к женщине есенин история

Две части в стихотворении

анализ стихотворения есенина письмо к женщине

Время перемен

письмо к женщине есенин кому посвящено

Эксперимент Есенина

Кому посвящено произведение, вы теперь знаете. Анализ его мы также провели. Надеемся, информация, представленная в этой статье, была вам полезна.

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

Читайте также: