Как сделать согласование культурного наследия госуслуги

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Наружная вывеска — важный опознавательный элемент для любого бизнеса. В этой статье специалисты компании YCLIENTS расскажут о регламенте согласования вывески на фасаде здания, о том, какие законы регулируют процесс, а также о размещении такой конструкции без разрешения и полагающихся за это штрафах.

Согласование вывески на фасаде здания

Все фасадные вывески делятся на два типа — информационные и рекламные. Прежде чем заниматься согласованием вашей конструкции с администрацией города, следует разобраться, чем один тип отличается от другого. От этого зависит, сколько денег и времени вы потратите на взаимодействие с различными комитетами. Также эта информация поможет избежать внушительного штрафа — для юрлиц он достигает одного миллиона рублей.

Согласование информационной вывески

Порядок согласования информационной вывески на фасаде здания

Шаг 1: Предварительная консультация

Обычно районные специалисты принимают посетителей раз в неделю по записи и сразу же озвучивают свой вердикт — либо одобряют вывеску, после чего вы пойдете по инстанциям дальше, либо просят внести правки. В этом случае вы корректируете свой проект в соответствии с замечаниями и приходите на следующей неделе за повторной консультацией.

Шаг 2: Подготовка документов

Лучше всего обратиться в компанию, которая профессионально занимается согласованием информационных вывесок и наружной рекламы. Там вам помогут собрать пакет документов, актуальный на момент подачи заявления — законы и требования меняются. В него входят проект вывески с ее размерами, техническими характеристиками и используемыми материалами, документы, подтверждающие имущественные права и другие бумаги. Также вам нужно будет заплатить госпошлину.

Шаг 3: Получение согласия

Только после того, как вы получите окончательное разрешение, вы сможете повесить вывеску на фасаде — до этого момента любая конструкция будет считаться незаконной. Стоит отметить, что согласие собственников многоквартирного дома и разрешения на размещение вывески от ТСЖ получать не нужно.

Общие требования к дизайну и размещению информационных вывесок:

• Цвет и дизайн стилистически соответствуют фасаду;
• Слова легко и однозначно читаются;
• Вывеска достаточно высоко и надежно закреплена;
• Располагается строго над помещением владельца;
• Размещена над входом и окнами или между 1 и 2 этажом;
• Находится на одном уровне вместе с остальными вывесками;
• Центрирована относительно окон и дверей;
• Не выступает за границы здания;
• Не висит на дверях и окнах, над арками, на воротах, оградах, козырьках, эркерах и балконах;
• Не размещена в более чем тридцати сантиметрах от стены;
• Расстояние от мемориальных досок — от двух метров;
• Не загораживает дорожные знаки и таблички с улицей и номером дома.

Также есть отдельные требования для вывески-консоли — это вывеска с торцевым креплением, размещается перпендикулярно фасаду:

• Располагается не ниже 2,5 метров над тротуаром;
• Размещается у арок, на углах и границах дома;
• Внешний край не отступает от стены более чем на 1,1 метра;
• Нельзя устанавливать на балконах, окнах, дверях, колоннах, элементах декора;
• Запрещается размещать обычную вывеску и консоль одновременно.

Согласование рекламной вывески

С согласованием рекламной вывески все немного сложнее — потребуется собрать больше документов и уплатить большую пошлину, так как по сути такая конструкция является наружной рекламой. По срокам процесс занимает те же 60 дней.

Шаги при согласовании рекламной вывески:

Прежде чем подавать заявление, возьмите на заметку советы ниже:

• Лучше всего согласовывают вывески на фасаде жилых зданий в виде отдельных букв. Существуют плоские, объемные и псевдообъемные буквы — плоская фигура крепится на удалении от стены, поэтому кажется объемной. Такие конструкции могут быть подсвечены, однако мигающие буквы запрещены.

• Вывески в виде фигурного и прямоугольного короба-лайтбокса подойдут для размещения в спальном районе на фасаде многоквартирного дома или торгового центра, однако запрещены для размещения на памятниках архитектуры. Если вы собираетесь повесить такую вывеску в центре города, лучше предварительно проконсультируйтесь со специалистом.

• Забудьте о вывесках-баннерах: размещать их на фасаде запрещено. Исключение — проведение ремонтных фасадных работ, когда постоянную вывеску повесить нельзя. В таком случае на лесах вешается временный баннер.

• Если вы выбрали в качестве места размещения вывески крышу здания, то стоит учесть следующее: если вы не занимаете здание целиком, а только один из его этажей или помещений, то такая вывеска автоматически считается рекламной конструкцией.

Какую вывеску можно повесить без согласования

После размещения вывески у вас появятся первые клиенты. Менеджер YCLIENTS поможет вам автоматизировать продажи и сделать ведение бизнес-процессов более легким и эффективным. За более подробной информацией вы можете обратиться по телефону 8 (800) 505-04-75.

Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2019 г. № 1178

МОСКВА

Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации;

содержание информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации;

требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка.

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 10 сентября 2019 г. № 1178

ПРАВИЛАустановки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

I. Общие положения

1. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее соответственно - информационные надписи, объекты культурного наследия) возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 476 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - правообладатели).

2. Установка информационных надписей на объекты культурного наследия не является работой по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

3. На информационную надпись могут быть дополнительно установлены графические идентификаторы - QR-коды.

4. При исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) информационная надпись подлежит демонтажу правообладателем в срок до 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.

5. В отношении ансамблей допускается установка информационной надписи в виде отдельно стоящей конструкции на территории объекта культурного наследия.

Установка такой конструкции на территории объекта культурного наследия осуществляется с учетом требований, установленных статьей 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

II. Порядок установки информационных надписей на объекты культурного наследия

6. Правообладателем направляется проект информационной надписи на объекте культурного наследия (далее - проект), оформленный в электронном виде на электронном носителе в формате документа (PDF), в следующие уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в области государственной охраны объектов культурного наследия:

а) федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р;

б) региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением объектов культурного наследия федерального значения, включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры Российской Федерации, утвер-жденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р), объектов культурного наследия регионального значения;

в) муниципальный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

7. Орган охраны из числа органов охраны, указанных в пункте 6 настоящих Правил (далее - орган охраны), в течение 30 календарных дней со дня получения проекта рассматривает и согласовывает его при соблюдении положений, установленных содержанием информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и требованиями к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка".

8. Проект подлежит опубликованию на официальном сайте органа охраны в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 7 рабочих дней со дня его согласования.

9. Правообладателю направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа посредством сети "Интернет" письмо о согласовании проекта и утвержденный проект, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченным лицом органа охраны на электронном носителе в формате документа (PDF). Указанные письмо и проект направляются правообладателю не позднее 30 календарных дней со дня получения органом охраны проекта.

10. Правообладатель организует установку изготовленной пластины (пластин) в соответствии с согласованным проектом не позднее 180 календарных дней со дня его согласования.

11. Установка информационной надписи на объект культурного наследия осуществляется в доступном для обозрения гражданами месте.

12. Основанием для отказа в согласовании проекта является:

а) несоответствие содержания проекта данным, содержащимся в реестре;

б) несоответствие проекта содержанию информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и требованиям к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка";

в) несоответствие утвержденному органом охраны предмету охраны объекта культурного наследия.

13. Правообладателю направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа посредством сети "Интернет" письмо об отказе в согласовании проекта с указанием основания отказа в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Указанное письмо направляется правообладателю не позднее 30 календарных дней со дня получения органом охраны проекта.

14. Правообладатель вправе повторно представить на согласование в орган охраны доработанный проект для его согласования в соответствии с настоящими Правилами.

15. Информационная надпись подлежит замене в следующих случаях:

а) повреждение информационной надписи;

б) внесение изменений в сведения об объекте культурного наследия, содержащиеся в реестре.

16. При замене информационной надписи необходимо предусматривать ранее используемые место установки и методы крепления.

17. Ранее установленные на объекты культурного наследия информационные надписи сохраняются до согласования и установки новых информационных надписей, разработанных в соответствии с настоящими Правилами.

18. После завершения работ по установке информационной надписи правообладатель направляет в орган охраны в срок до 30 календарных дней уведомление о выполненных работах с указанием даты проведения работ по установке информационной надписи и с приложением цветной фотофиксации объекта культурного наследия до начала работ, в процессе их проведения и после завершения установки информационной надписи.

____________

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 10 сентября 2019 г. № 1178

СОДЕРЖАНИЕинформационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее соответственно - информационные надписи, объекты культурного наследия) изготавливаются в виде пластины с нанесением на нее информационных надписей методом, обеспечивающим их хорошую различимость, читаемость и длительную сохранность.

Пластина должна иметь технически надежное крепление, исключающее возможность повреждения или разрушения объекта культурного наследия и обеспечивающее прочность установки на нем информационной надписи с учетом возможных нагрузок.

Материал пластины, метод нанесения на нее информационной надписи, а также крепление должны быть устойчивыми к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к климатическим и коррозионным воздействиям.

2. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации, наносятся на пластину шрифтом равного размера.

3. На пластину наносятся следующие сведения:

а) категория историко-культурного значения объекта культурного наследия;

б) наименование объекта культурного наследия в соответствии с наименованием в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

в) сведения о времени возникновения объекта культурного наследия или дата его создания, даты основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) даты связанных с ним исторических событий, сведения об авторстве (при наличии);

г) слова "Охраняется государством";

д) регистрационный номер в соответствии с единым государственным реестром объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

е) пообъектный состав (для ансамблей).

4. В центре пластины выше информационной надписи помещаются следующие обозначения:

а) на объектах культурного наследия федерального значения - Государственный герб Российской Федерации;

б) на объектах культурного наследия регионального и муниципального (местного) значения - герб (геральдический знак) соответствующего субъекта Российской Федерации;

в) на объектах культурного наследия - эмблема всемирного наследия (в случае если объект культурного наследия является объектом всемирного наследия).

____________

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 10 сентября 2019 г. № 1178

ТРЕБОВАНИЯк составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка

1. Проект установки и содержания информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее соответственно - информационные надписи, объекты культурного наследия) включает в себя:

а) раздел "Общие сведения об объекте культурного наследия". Раздел включает информацию о категории историко-культурного значения, виде объекта культурного наследия, дату постановки на государственную охрану, сведения о пользователе, регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), сведения о ранее установленных информационных надписях;

б) раздел "Эскизное предложение информационной надписи и обозначения". Раздел включает информацию с обоснованием размещения информационной надписи, изготавливаемой в виде пластины, на объекте культурного наследия или отдельно стоящей конструкции на территории объекта культурного наследия, содержит сведения о размере информационной надписи или отдельно стоящей конструкции (высота и ширина), размере шрифта, а также эскиз с нанесенными сведениями на информационную надпись в соответствии с пунктом 3 содержания информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка";

в) раздел "Технические характеристики информационной надписи и обозначения". В разделе указываются материал, покрытие, толщина и масса пластины;

г) раздел "Описание метода крепления информационной надписи и обозначения". Раздел включает эскиз с описанием крепежных элементов с указанием расчетов нагрузки, оказываемой информационной надписью на объект культурного наследия, и расчетом несущей способности предполагаемого крепления;

д) раздел "Графические идентификаторы - QR-коды". Указывается в случае установки QR-кода с указанием сведений в соответствии с пунктом 3 требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка";

е) схему установки информационной надписи на объект культурного наследия и цветную фотофиксацию объекта культурного наследия с указанием места предполагаемого размещения информационной надписи;

ж) чертеж пластины в масштабе 1:5 с указанием размеров.

2. Проект установки и содержания информационных надписей на объектах культурного наследия, являющихся ансамблями, наряду с разделами, указанными в пункте 1 требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка", содержит:

а) раздел "Информация об объектах культурного наследия, входящих в состав ансамбля" (перечень памятников, расположенных в границах территории ансамбля и входящих в его состав);

б) карту-схему предполагаемого места установки информационной надписи с привязкой к плану территории, на которой расположен объект культурного наследия, а также цветную фотофиксацию объекта культурного наследия с указанием места установки информационной надписи.

3. Графические идентификаторы - QR-коды содержат следующую информацию об объекте культурного наследия:

а) наименование, вид и категория историко-культурного значения объекта культурного наследия;

б) сведения о времени возникновения объекта культурного наследия или дата его создания, даты основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) даты связанных с ним исторических событий;

в) информация о составе объекта культурного наследия (перечень памятников, расположенных в границах территории ансамбля и входящих в его состав) - для ансамблей, сведения о границах территории объекта культурного наследия, описание предмета охраны объекта культурного наследия, сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия;

г) при необходимости дополнительные сведения об объекте культурного наследия (историко-культурная справка об объекте культурного наследия, иконографические материалы, включая фотографии интерьеров, и иные сведения об историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценности объекта культурного наследия (при наличии сведений).

Наружная вывеска — важный опознавательный элемент для любого бизнеса. В этой статье специалисты компании YCLIENTS расскажут о регламенте согласования вывески на фасаде здания, о том, какие законы регулируют процесс, а также о размещении такой конструкции без разрешения и полагающихся за это штрафах.

Согласование вывески на фасаде здания

Все фасадные вывески делятся на два типа — информационные и рекламные. Прежде чем заниматься согласованием вашей конструкции с администрацией города, следует разобраться, чем один тип отличается от другого. От этого зависит, сколько денег и времени вы потратите на взаимодействие с различными комитетами. Также эта информация поможет избежать внушительного штрафа — для юрлиц он достигает одного миллиона рублей.

Согласование информационной вывески

Порядок согласования информационной вывески на фасаде здания

Шаг 1: Предварительная консультация

Обычно районные специалисты принимают посетителей раз в неделю по записи и сразу же озвучивают свой вердикт — либо одобряют вывеску, после чего вы пойдете по инстанциям дальше, либо просят внести правки. В этом случае вы корректируете свой проект в соответствии с замечаниями и приходите на следующей неделе за повторной консультацией.

Шаг 2: Подготовка документов

Лучше всего обратиться в компанию, которая профессионально занимается согласованием информационных вывесок и наружной рекламы. Там вам помогут собрать пакет документов, актуальный на момент подачи заявления — законы и требования меняются. В него входят проект вывески с ее размерами, техническими характеристиками и используемыми материалами, документы, подтверждающие имущественные права и другие бумаги. Также вам нужно будет заплатить госпошлину.

Шаг 3: Получение согласия

Только после того, как вы получите окончательное разрешение, вы сможете повесить вывеску на фасаде — до этого момента любая конструкция будет считаться незаконной. Стоит отметить, что согласие собственников многоквартирного дома и разрешения на размещение вывески от ТСЖ получать не нужно.

Общие требования к дизайну и размещению информационных вывесок:

• Цвет и дизайн стилистически соответствуют фасаду;
• Слова легко и однозначно читаются;
• Вывеска достаточно высоко и надежно закреплена;
• Располагается строго над помещением владельца;
• Размещена над входом и окнами или между 1 и 2 этажом;
• Находится на одном уровне вместе с остальными вывесками;
• Центрирована относительно окон и дверей;
• Не выступает за границы здания;
• Не висит на дверях и окнах, над арками, на воротах, оградах, козырьках, эркерах и балконах;
• Не размещена в более чем тридцати сантиметрах от стены;
• Расстояние от мемориальных досок — от двух метров;
• Не загораживает дорожные знаки и таблички с улицей и номером дома.

Также есть отдельные требования для вывески-консоли — это вывеска с торцевым креплением, размещается перпендикулярно фасаду:

• Располагается не ниже 2,5 метров над тротуаром;
• Размещается у арок, на углах и границах дома;
• Внешний край не отступает от стены более чем на 1,1 метра;
• Нельзя устанавливать на балконах, окнах, дверях, колоннах, элементах декора;
• Запрещается размещать обычную вывеску и консоль одновременно.

Согласование рекламной вывески

С согласованием рекламной вывески все немного сложнее — потребуется собрать больше документов и уплатить большую пошлину, так как по сути такая конструкция является наружной рекламой. По срокам процесс занимает те же 60 дней.

Шаги при согласовании рекламной вывески:

Прежде чем подавать заявление, возьмите на заметку советы ниже:

• Лучше всего согласовывают вывески на фасаде жилых зданий в виде отдельных букв. Существуют плоские, объемные и псевдообъемные буквы — плоская фигура крепится на удалении от стены, поэтому кажется объемной. Такие конструкции могут быть подсвечены, однако мигающие буквы запрещены.

• Вывески в виде фигурного и прямоугольного короба-лайтбокса подойдут для размещения в спальном районе на фасаде многоквартирного дома или торгового центра, однако запрещены для размещения на памятниках архитектуры. Если вы собираетесь повесить такую вывеску в центре города, лучше предварительно проконсультируйтесь со специалистом.

• Забудьте о вывесках-баннерах: размещать их на фасаде запрещено. Исключение — проведение ремонтных фасадных работ, когда постоянную вывеску повесить нельзя. В таком случае на лесах вешается временный баннер.

• Если вы выбрали в качестве места размещения вывески крышу здания, то стоит учесть следующее: если вы не занимаете здание целиком, а только один из его этажей или помещений, то такая вывеска автоматически считается рекламной конструкцией.

Какую вывеску можно повесить без согласования

После размещения вывески у вас появятся первые клиенты. Менеджер YCLIENTS поможет вам автоматизировать продажи и сделать ведение бизнес-процессов более легким и эффективным. За более подробной информацией вы можете обратиться по телефону 8 (800) 505-04-75.

К полномочиям Главгосэкспертизы России – в соответствии с положениями пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации – наряду с проектной документацией иных объектов капитального строительства относится и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Следует отметить, что положениями главы V Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ устанавливается обязательность проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия до начала работ по его сохранению. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определен статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

В соответствии с требованиями части 1 указанной статьи работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

И в этом заключается первая несогласованность, так как в градостроительных отношениях именно застройщику (техническому заказчику) – лицу, ответственному за эксплуатацию здания, сооружения, региональному оператору переданы полномочия утверждать задание на проектирование в случае подготовки проектной документации на условиях договора, а в законодательстве об охране объектов культурного наследия этим лицам отводится в лучшем случае согласующая роль. Следующее противоречие заложено в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, когда проведение такой экспертизы обязательно. В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определен статьей 49 Градостроительного кодекса и Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 (далее – Положение).

Положением установлен исчерпывающий список документов, предоставляемых заявителем для проведения государственной экспертизы, исключающий возможность истребования дополнительных документов. На сегодняшний день перечень документов, представляемых для одновременного проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, определен пунктом 13 Положения.

Очевидно, что перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, не содержит требований к предоставлению документов, необходимых для подготовки документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, точнее, не учитывает особенностей подготовки проектной документации, разрабатываемой применительно к объектам культурного наследия. В первую очередь в перечне не учтены особенности подготовки, утверждения и согласования задания на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, о чем говорилось ранее. А это приводит к неопределенности: с одной стороны, задание на проектирование утверждает застройщик или иные лица, определенные Градостроительным кодексом, с другой стороны, не учитываются требования законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Кроме того, перечень документов, определенный пунктом 13 Положения, не содержит требований к предоставлению разрешения на выполнение работ по со- хранению объекта культурного наследия (научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ), а, как было описано выше, разрешение является одним из оснований для выполнения этих работ. Нет в перечне и еще одного важного документа, подтверждающего про- хождение историко-культурной экспертизы, – заключения (акта) историко-культурной экспертизы, которое в любом случае, согласно требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, сопровождает документацию, разработанную применительно к объекту культурного наследия. И, наконец, в перечне документов отсутствует указание на необходимость предоставления проектной документации, которая уже прошла согласование в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия.

  • разрешений на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ);
  • заключения (акта) историко-культурной экспертизы в отношении представленной проектной документации;
  • согласования проектной документации соответствующим уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, представленная на государственную экспертизу документация не могла получить положительное заключение ввиду невозможности устранения выданных заявителю замечаний. Договор на проведение государственной экспертизы был расторгнут по инициативе заявителя. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует совершенствования соответствующих нормативно-правовых актов, что позволит устранить существующие противоречия. Однако до того, как необходимые изменения будут подготовлены и внесены, представляется, что было бы целесообразно, чтобы заявитель на стадии представления заявления о проведении государственной экспертизы проектной документации самостоятельно дополнял подаваемый комплект документами, не предусмотренными перечнем, но обязательными с точки зрения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Такой подход позволит создать основу для благополучного прохождения государственной экспертизы.

Читайте также: