Как сделать социокультурный проект

Обновлено: 07.07.2024

Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем для культурно-досуговых учреждений (в данном случаи низкая посещаемость), проектирование новых разработок мероприятий обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. -- М., Рос. институт культурологии, 1993..

Таким образом, социокультурное проектирование -- это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социо-культурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.

Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности. Таким образом, от организатора культурно-досуговой сферы зависит не то чтобы половина проблемы, а практически вся проблема, так как именно организатор является движущей силой всей социально-культурной деятельности.

Чтобы решить какую-либо проблему в социально-культурной деятельности (низкого уровня посещаемости), необходимо выделить ведущие целевые ориентации проблемно-целевого проектирования, которыми являются:

-- создание условий для развития социо-культурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

-- обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Таким образом, из выше сказанного выявляются задачи всей проектной деятельности всех культурно-досуговых учреждений:

-- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

-- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

-- выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

-- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социо-культурного проектирования являются программа и проект.

Программа -- это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект -- это локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры - это различные формы мероприятий, разработанные по новой методике проведения), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр., пример - восстановление памятников культуры)..

Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом:

(мероприятия и содержание деятельности)

исполнителей и аудитории

Развертывающаяся система действий

Таким образом, проблематизация и инструментализация (т.е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структуру всей проектной деятельности, не зависимо от того какой проект типовой или уникальный.

Нижний раздел таблицы, обозначенный как развертывающаяся система действий, отражает общую логику реализации проектного решения.

Вообще масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта или программы. Социально-культурные проблемы, типичные для большинства регионов России, решаются в рамках Федеральных программ. Специфические региональные проблемы актуализируют программы соответствующего радиуса действия. Разрешение проблем конкретной социальной группы является целевой установкой локальных проектов.

Однако независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней и не только проблему низкого уровня посещаемости культурно-массовых мероприятий в рамках учреждений культуры, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.

Целевое обоснование всех проектов или программ (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:

а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;

б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.

Приоритетные области проектирования -- это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

Аудитория проекта -- носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности” Орлова Э. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. -- М., Рос. институт культурологии, 1993. (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).

Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженного социально-культурного субъекта -- носителя определенного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее границы фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:

проблемы, носителем которых является данная общность;

социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;

ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания социально-культурной деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы -- это пути и способы достижения целей и решения задач, средства -- совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма -- это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.

Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.

В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу и методу проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование -- конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование -- создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть:

социальным (создание моделей общественных явлений, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.);

педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития);

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности -- в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования -- идеологию и т.д. И конечно же особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности -- ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел -- предваряющий действие проект.

Идея же развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.

В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и научное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:

1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;

2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;

3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Муниципальное автономное культурно-досуговое учреждение

Семейный творческий клуб

Автор проекта: Кузнецова С.В.

Постановка проблемы.

Для каждого человека главным является семья. Именно там прививается любовь к творчеству.

Вовлечение всех членов семьи как активных участников в сферу культуры и досуга, посредством различных видов художественно-конструктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник выполнения и средствами активной досуговой деятельности.

Формирование у всех членов семьи высокого уровня социальной культуры;

Развитие их социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

Способствовать стремлению к творческому самовыражению и самосовершенствованию всех членов семьи.

Создание условий для организации совместной творческой деятельности, способствующей духовному сближению детей и взрослых.

Приобщение к позитивной практики проведения свободного времени.

Обобщение и распространение опыта организации семейного досуга в других учреждениях культуры

Тип проекта:

Состав рабочей группы:

специалисты художественно-методического отдела ЦКД «Искра.

Целевая аудитория:

мастера декоративно-прикладного творчества.

Место реализации:

Этапы реализации:

Разработка плана творческой работы:

выставка-конкурс творческих работ;

1 раз в квартал

Заключительный

количественный (состав участников);

качественный (состав участников);

результативный (итоги конкурсов);

анкетирование (как метод социального исследования)

финансовый (результаты фандрайзинговой деятельности)

Результаты эмпирического исследования ( описание и объяснение полученных данных, выводы и рекомендации) .

Краткое описание проекта:

На столе разместить все необходимое для скетчбукинга, а именно небольшие альбомы, ручки и карандаши, ведь скечбукинг не что иное как блокнот для набросков творческих идей, зарисовок, пожеланий, советов, философских высказываний, всего того, что в избытке есть у творческого человека не зависимо от его возраста.

И конечно же на столе должны присутствовать настольные игры, ведь они помогают поддерживать общение, учат лучше понимать друг друга, они оказывают благотворное влияние на умственное развитие и психическое состояние. В отличии от компьютерных игр настольные дарят живые эмоции. Настольная игра - это интересное времяпрепровождение в кругу семьи или друзей. Это особые эмоции, впечатления и масса позитива.

Все члены семей, ожидающих детей с занятий, могут в свободном доступе заниматься буккросингом и скетчбукингом, и освоить настольные игры.

Согласно плану творческой работы, организовать творческие-лаборатории: роспись по камню, поделки из бытового мусора, подарки из подручных средств, панно из бобовых и круп, пластилиновые картины, дизайн и создание Art -аллеи. При составлении плана творческой работы опираться на пожелание участников клуба, выявленные в процессе анкетирования. Тем самым дать возможность реализовать творческий потенциал. Так же создать условия для развития творчества, познавательного и ответственного интереса к экологическому состоянию окружающей среды через изготовление поделок из различного бытового мусора , формируя экологическую культуру. Поделки из подручных средств (камни, макароны, шишки, нитки и многое другое) развивают смекалку, креативное мышление, эстетический вкус.

Создание Art -аллеи, позволит внести неоценимый вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче, путем создания социокультурного объекта.

Для повышения художественно-эстетического уровня приглашать мастеров декоративно-прикладного творчества, которые поделятся опытом в том или ином виде рукоделия.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня коммуникации между людьми разных возрастов;

Удовлетворение духовных и творческих потребностей человека;

Укрепление института семьи;

Расширение форм досуговой активности;

Расширение географии проекта

Увеличение связей в рамках социального партнерства с другими участниками социально-культурной деятельности.

Читайте также: